Что изучает философская антропология

Антропология — о чем эта наука, что и зачем изучает философская антропология

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Изучением человека занимались еще античные мыслители, но в отдельную науку все это оформилось относительно недавно.

Причем у антропологии есть много пересечений с такими науками, как этнография и археология.

Что изучает философская антропология

Кроме этого отдельно выделяют философскую антропологию, которая охватывает еще и духовную жизнь человека.

Обо всем этом мы и поговорим в этой статье. Будет интересно.

Антропология — это.

Под антропологией понимается совокупность научных дисциплин, изучающих происхождение и эволюцию человека в естественной (природной) и искусственной (культурной) среде.

Поэтому антропология разделяется на два научных направления: биологическое (физическое) и социальное (культурное). В таком понимании термин был впервые употреблён Аристотелем.

В настоящее время многие учёные (в первую очередь английские и американские) включают в антропологию археологию и этнографию.

Существует и ещё одно ответвление – философская антропология, дающая философское и теологическое (религиозное) толкование человеческой сущности.

На это есть ряд причин, о которых будет сказано ниже.

Изучением строения человеческого тела и его отдельных органов занимались врачи и анатомы античной эпохи (Гиппократ, Гален и их последователи), однако формирование антропологии как самостоятельной науки началось только в середине XVIII века, когда К.Линней определил место человека в биологической классификации.

Немного позже Ж.Ламарк выдвинул гипотезу о происхождении людей от человекообразных обезьян, а Ч.Дарвин на её основе создал свою знаменитую теорию, принесшую ему мировое признание.

Всплеск интереса к антропологии ознаменовался расцветом антропологических обществ в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Россия), которые стали не только научными, но и пропагандистскими центрами в данной области науки.

Под их эгидой и патронажем открываются музеи и выставки, проводятся лекции и семинары.

Антропология, археология и этнография

Многие цели археологической науки совпадают с задачами, которые ставит перед собой социальная антропология. Разница лишь в том, что археологи исследуют культуру и быт древних сообществ.

То есть, археолога можно охарактеризовать как антрополога, занятого изучением прошлого на основе археологических данных.

Более того, археологи путём теоретических методов увязывают обнаруженные находки (материальные свидетельства) с поведением человека и культурным уровнем его развития в тот или иной период.

Что изучает философская антропология

Этнография изучает этнические группы, их происхождение, расселение, состав, материальную и духовную культуру.

Собранная информация используется для выведения законов, по которым развивалось человечество на низовых уровнях культуры. То есть, и здесь прослеживается тесное переплетение научных течений.

В то же время степень взаимовлияния трёх вышеупомянутых дисциплин оценивается по-разному. Это наглядно видно по названию академических институтов и кафедр российских (и не только) учебных заведений.

Так, в 1990-е годы институт этнографии АН СССР был переименован в институт этнологии и антропологии, в алтайском государственном университете есть кафедра археологии, этнографии и источниковедения, в СПбУ – кафедра антропологии и этнографии.

Одним словом, намудрили товарищи учёные так, что … ну, сами понимаете.

Философская антропология

Начало данному направлению положила работа М. Шелера «Положение человека в космосе», увидевшая свет в 1928 году.

Она охватывает духовную жизнь человека, характеризует его отношение к окружающему миру и к самому себе, определяет смысл его существования, одним словом, касается широкого круга вопросов человеческого бытия.

Что изучает философская антропология

М.Шелер обосновал создание философской антропологии необходимостью объединения различных областей человекознания в целостную структуру, откуда вытекают дела и свершения человека, характеризующие его сущность и существование.

Рассуждения о том, «что есть человек, какова его природа и предназначение» охватывают такой широкий круг проблем, что позволяет говорить о философской антропологии как об обособленном исследовательском направлении.

М.Шелер упрекает западноевропейское общество в том, что философские, моральные и религиозные ценности отодвинуты человеком на задний план.

По его мнению, именно это явилось главной причиной кризисной ситуации в общественной жизни, а чтобы её преодолеть, этим ценностям надо вернуть то значение, которые они имели изначально.

Чтобы охарактеризовать нынешнее состояние философской антропологии, выделим три её главных направления:

Биологическое направление в философской антропологии

Философы-натуралисты исходят из того, что человек в первую очередь – существо биологическое, с присущими ему слабостями и инстинктами. А тот факт, что человек к тому же существо разумное, отодвигается на второй план.

При таком подходе получается, что человек – это всего-навсего высокоразвитое животное с характерными особенностями, а человечество в целом – просто этап в глобальном эволюционном процессе.

Апологеты биологического направления (прежде всего А.Гелен и К.Лоренц) считали, что жизнь в человеческих сообществах регулируется тремя основными инстинктами (что это?):

Из первого рождается идеология гуманизма (что это?), из второго – этика потребительства, на базе третьего образуется государство, обеспечивающее «закон и порядок».

Именно инстинкты определяют положение человека в социуме. Заслуживает внимания образное мнение К.Лоренца, сравнивающего человека с кораблём, который находится под управлением нескольких равноправных капитанов.

Если им удается достичь компромисса (это как?), корабль следует правильным курсом, если же нет – судно плывёт, образно говоря, «без руля и без ветрил».

Особая роль отводится инстинкту агрессии (вызванное злостью применение силы), который рассматривается как генетически врождённое свойство, отвечающее за сохранение рода и его «места под солнцем».

По мнению К.Лоренца, агрессию вызывает отклонение от общепринятых форм общения, поэтому чтобы избежать взаимного уничтожения члены сообщества вынуждены придерживаться установленных социальных норм (это как?) и моральных принципов.

В отличие от агрессии животных человеческая агрессия имеет тенденцию к возрастанию, что подтверждается непрекращающимися войнами, которые становятся всё более масштабными и жестокими.

И хотя инстинкт агрессии контролируется и подавляется разумом, он то и дело требует выхода. При современных видах вооружений, находящихся в распоряжении людей, потеря такого контроля чревата фатальными последствиями (это как?).

Итак, биологическое направление в философской антропологии видит сущность человека в его природном естестве и рассматривает его как «заложника» врождённых инстинктов, а культуру и социум – лишь как производные биологической природы.

Такой подход справедливо считают однобоким и неполноценным, так как он не учитывает другие важнейшие аспекты человеческой сущности и может использоваться как оправдание безответственности человеческих поступков. Мол, матушка-природа во всём виновата!

Социальная и религиозная антропология

Социальная антропология рассматривает человека и как создателя, и как продукт культуры.

Видный представитель данного направления немец Э.Кассирер выдвинул теорию, согласно которой жизнь человека протекает не только в естественной среде, но и в символическом мире, иными словами во «вселенной культуре», частью которой являются язык, искусство, мифы, религия.

Социальная антропология призвана помогать людям находить общий язык, лучше понимать друг друга, мирно разрешать конфликтные ситуации, эффективно взаимодействовать во всех областях материальной и духовной жизни.

В центре религиозной антропологии стоит образ Бога в человеке.

Выдающийся русский философ Н.Бердяев говорил, что без Бога теряется стержень внутри всякого человека, а в душе образуется вакуум, пустота.

Упразднив Бога, человечество создаёт себе нового кумира в лице сверхчеловека. На этой почве появляются «отцы народов», «великие кормчие», «фюреры» и иные диктаторы (это кто?) и деспоты, ставящие себя чуть ли не выше Творца.

Русская религиозная антропология исходит из того, что определяющим свойством каждого человека является духовность, где законы нравственности становятся сильней давления внешних обстоятельств.

Если сравнить нравственные нормы различных религий, то можно убедиться, что они отражают одни и те же ценности, такие как не убивай, не кради, не лги, почитай родителей и т.д.

А это значит, что Бог един, только предстаёт в разных ипостасях. Очень жаль, что человечество в большинстве своём не следует мудрым заповедям – жизнь наверняка стала бы лучше.

На эту тему написано немало научных трудов, сломано бесчисленное количество копий. Так что пытливому уму есть над чем поработать.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Больше всего мне импонирует теория Н.Бердяева. Именно он смог выразить сущность того, что у каждого человека есть душа. А если современные учёные-антропологи не смогли найти её до сих пор, это не значит что её нет. Вот увидите, в будущем её обязательно найдут в человеческом организме. Скорее всего находится она в мозге человека и его нервных ответвлениях, тянущихся по всему организму.

Конечно, у человека эволюционирует не только тело, но и сознание, если раньше люди были умными дикарями, то в определенный момент человек начал задумываться о таких вещах как нравственность, культура, эмпатия.

Да, человек придумал себе Бога и установил нравственные ориентиры, но стал ли человек от этого менее воинственным?

Нет, не стал, да и никогда не станет, такова человеческая природа.

Источник

Философская антропология

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии.

Содержание

Философская антропология как школа

Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

К этим основным работам примыкают сочинения П. Л. Ландсберга («Введение в философскую антропологию», 1934), Л. Бинсвангера («Основные формы и познание человеческого бытия», 1941), Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г. Липпса («Человеческая природа», 1941), Больнова («Сущность настроений», 1941), Ротхакера («Проблемы культурной антропологии», 1942) и другие.

Макс Шелер — основоположник философской антропологии

Макс Шелер (1874—1928) проделал серьёзную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем, феноменологом и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека.

Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека.

Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, однако люди ими полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека — это главная проблема философии. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.

Человек и Бог

Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире. На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство сам стал совершенным.

Природа человека

В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

Развитие философской антропологии

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Биологическое направление философской антропологии

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что, поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

Источник

Философская антпропология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философская антропология

Слово «человек» несет в себе три смысла в антропологии философии.

Основоположники философской антропологии

Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека. Шелер писал:

Мыслитель является создателем обширной программы философского познания человека во всей глубине его бытия.

По мнению философа философская антропология – это философское течение о метафизическом происхождении человека и силе, что движет им и которые сам же человек приводит в движение.

Готовые работы на аналогичную тему

М. Шелер определяет следующие ступени развития психического:

Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.

Плеснер По данной теме мы уже выполнили реферат Прагматизм подробнее Хельмут (1892-1985) – яркий представитель и один из основоположников философской антропологии немецкой школы. Он считал, что философская антропология должна базироваться на философии «живого бытия». Таким образом, она должна исходить из того, что в понятием «жизнь» охватываются в первую очередь природно-органические формы, не социально-культурные. Плеснер противопоставляет свою антропологию экзистенциализму, поясняя, что философия экзистенциализма слишком абстрактная и бесполая. Он акцентирует внимание на том, что психика человека особенная и человека от животного отличает экзцентричность.

Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания. Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.

Специфика философской антропологии заключает в себе общие положения:

Источник

Конспект » Философская антропология»

Тема. Философская антропология.

Задание. Законспектировать в соответствии с вопросами:

1. Проблема человека в истории философской мысли.

2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.

3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека.

4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.

В античной философии человек – органическая часть Космоса, живущая по его законам. Он не свободен, ибо мир полон тайн и даже враждебен человеку. Сократ выделил человека из космоса, и здесь берет начало философская антропология. Вечное самопознание, поиск самого себя в этом мире – подлинный смысл жизни человека. Эта же тема обсуждается в философии Востока (конфуцианство) и в индийском буддизме. Практически во всей древней философской мысли идет речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В ней заложены идеи гуманизма: человек – уникальное существо, высшая ценность и цель общества. В средние века человек – существо тварное, он ниже Бога, он лишь «лампада на ветру». Все зло от человека; это есть результат греха, ухода от Бога. В эпоху Ренессанса человек становится предметом культа и поклонения. Утверждается антропоцентризм как переход от религиозного к светскому пониманию человека, который выше природы, деятелен и свободен.

Новое время дает понятие о человеке как механизме, сложной машине, порождении природы. Главное в человеке – его разумность. В философии французских просветителей господствует культ человека. Общество нужно устроить так, чтобы он мог раскрыть свои способности. Правда, Б. Паскаль считал, что человек – лишь «мыслящий тростник», затерянный в бесконечных просторах Вселенной, мельчайший атом, тень, промелькнувшая на миг. Это уже трагический гуманизм: человек осознает конечность своей жизни и неумолимое приближение смерти.

Источник

Философская антропология — Определение философской антропологии

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, а также наука и культура в целом, охватывающая все науки, искусства, религию и, конечно, философию с ее грандиозными достижениями, требуют от нас, и особенно от молодых, мощной ясности, творческого воображения, пытливого мышления, тонкой интуиции, прозорливости и мудрости.

Философия — это сущность духовной жизни мыслящих людей и теоретическое ядро всей человеческой культуры. Человек с самого начала обладает любопытством. Само стремление понять таинственное, неведомое было склонностью к философским размышлениям, хотя бы в мирском плане; ведь и на этом плане люди часто склонны к философствованию. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально это означает любовь к мудрости, то есть к мудрости разума.

Человек испытывает духовную потребность иметь полное представление о мире; по словам С.Н. Булгакова, он не может согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука не даст для этого достаточного материала; ему необходимо также получить ответы на вопросы, которые находятся вне области положительной науки и могут быть даже специально ею не познаны. Однако человек не смог подавить эти вопросы, сделать вид, что их не существует, игнорировать их на практике. Для человека, как разумного существа, бесконечно важнее любой конкретной научной теории найти ответы на вопросы о том, что представляет собой наш мир, какова его основа, есть ли у него смысл и цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и так далее. Короче говоря, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и зачем. На эти последние вопросы у науки нет ответа, вернее, она их не задает и не может решить. Их решение лежит в области философской мысли.

Философия включает в себя учение об общих принципах существования Вселенной (онтология или метафизика), учение о природе и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), эпистемологию (гносеология), проблемы творчества, этики, эстетики, теории культуры и, наконец, собственную историю, то есть историю философии, которая является основой науки в мире. История философии является существенной частью предмета философии: история философии является частью содержания самой философии.

Человек давно является предметом философского интереса, в той или иной степени, но не всегда находится в центре философской мысли. Проблема бытия человека — одна из важнейших проблем всей философии, но особенно остро она встает в переломные моменты истории, когда вопрос о смысле и цели существования не только для отдельного человека, но и для общества в целом стоит наиболее остро.

Человек, в своих частных проявлениях, изучал науки, специально посвященные ему: Биология, медицина, психология, социология и другие. Философия всегда пыталась понять его целостность, понимая, что простая сумма знаний отдельных наук о человеке не дает искомой сути, и поэтому она всегда старалась выработать собственные средства познания человека и с их помощью раскрыть его место в мире.

Известно, что в разные исторические эпохи предлагались новые интерпретации проблемы, связанной с человеком, его местом в мире и отношением к миру: Приоритеты и аспекты его понимания изменились.

В этом эссе мы попытаемся раскрыть философскую антропологию как учение, коснуться ее истории, определить основные проблемы философской антропологии и рассказать о некоторых концепциях, существующих в учении.

Что изучает философская антропология

Что изучает философская антропология

Определение философской антропологии

Эпистемологический смысл термина «философская антропология» очевиден. Существительное антропология происходит от греческих слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает рассуждение или трактат о человеке. Прилагательное философский обозначает способ изучения человека, который пытается рациональным мышлением объяснить саму сущность человека, конечную реальность, на основании чего мы говорим, что эта сущность — человеческая личность.

Правда, для того чтобы получить истинное и удовлетворительное определение философской антропологии, недостаточно обратиться к этимологии слов. Содержание этой науки было и остается очень богатым, но также противоречивым и проблематичным.

Прежде всего, следует помнить, что существуют различные виды антропологий. Необходимо различать их, чтобы ясно видеть собственное поле философской антропологии.

В области исследований существует физическая антропология или антропобиология, предметом которой являются палеонтологические темы, популяционная генетика, вопросы этоэкологии. Затем существует психологическая антропология, которая изучает поведение человека с психологической или психосоматической точки зрения, как у нормальных людей, так и у людей с психическими расстройствами. Психоанализ, парапсихология и так далее относятся к этой области. Культурная антропология, наиболее развитая, занимается изучением этнологии примитивных народов, их обычаев, ритуалов, родственных связей, языка, морали и религии. Этот тип антропологии, особенно в связи с развитием структурализма, претендует на то, чтобы быть единственно истинной антропологией. Она появляется как альтернатива философской антропологии и ее могильщику; она говорит об этнологической смерти философии и даже о смерти человеческого субъекта. Существует также социальная антропология, которая занимается изучением современных обществ и поэтому не всегда четко отделена от социологии. Наконец, существует богословская антропология; она изучает и разъясняет то, что Бог открыл людям о реальности, называемой «человек». Точнее, она излагает современным языком доктрину, которую классическая католическая теология содержала в трактатах о первородном грехе, о возвышении человека до состояния благодати и о его оправдании перед Богом.

Теперь понятно, что не всегда можно точно определить, что имеется в виду, когда говорят об антропологии без уточняющего определения. Поэтому часто возникают двусмысленности и недоразумения. Например, в континентальной Европе под антропологией понимают, прежде всего, физическую антропологию; другая дисциплина, этнология, занимается культурными и социальными аспектами. В Англии социальная антропология — это социальная антропология, физическая антропология — это палеонтология и генетика, а культурная антропология фокусируется на археологии и истории. В Соединенных Штатах антропология — это прежде всего культурная антропология, которая также включает некоторые темы палеонтологии и генетики человека.

Следует также предупредить, что название «философская антропология» может быть истолковано по-разному, в том числе и неверно. Именно потому, что существует множество других антропологий, претендующих на роль единственной истинной антропологии. Поэтому замечание Хосе Рубио о том, что было бы лучше говорить о философии человека, как говорят о философии истории, философии природы, философии науки или философии языка, кажется разумным. В названии «Философская антропология» философский компонент приобрел форму прилагательного. Это может быть связано с неосознанным комплексом неполноценности, проистекающим из неопозитивистских предрассудков. В действительности, то, чем занимается эта наука, является настоящей, подлинной философией. С точки зрения логики и с точки зрения эпистемологии название «философия человека» более корректно, чем «философская антропология». Тем не менее, мы сочли возможным сохранить последнее название, поскольку, по словам Макса Шелера, оно уже стало общепринятым, несмотря на свою двусмысленность. Но мы всегда помнили, что объектом наших усилий является именно философия человека.

Проблема человека в истории философии

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как может показаться на первый взгляд. Философское понимание человека сопряжено с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен состоянием научного знания своего времени, условиями исторической или повседневной жизненной ситуации, а также собственными политическими предпочтениями. Все это так или иначе влияет на философскую интерпретацию человека. Вот почему современная социальная философия, изучая проблемы личности, интересуется не только проблемами человека как такового, но и другой вечно актуальной проблемой — «сопряжением личности и философии».

Сопряжение личности и философии является выражением сущности философской культуры. Философская культура — это форма самопознания человека, его мировоззрение ценностей и ориентация в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации; он функционирует и как ее естественно-гуманитарная предпосылка, и как ее естественная цель, сверхзадача философии. Другими словами, человек, как уже говорилось выше, является одновременно субъектом и объектом философского познания. Какими бы конкретными темами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, она всегда пронизана реальной человеческой жизнью и стремлением решить насущные человеческие проблемы. Эта связь между философией и людьми, их потребностями и интересами, постоянна и непреходяща.

Отношения между философией и человеком, как и проблема социальной философии в целом, исторически менялись и развивались.

В то же время в истории философии можно выделить два параметра ее развития:

Современный немецкий ученый Э. Кассирер выделил четыре исторических периода в истории изучения человека:

Первые представления о человеке появляются задолго до возникновения философии — в мифологическом и религиозном сознании. В то же время в представлениях древних людей человек как специфический объект рассмотрения еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь «младшего родственника» природных объектов. Наиболее ярко это проявляется в тотемизме — форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми предполагается кровное родство и которые являются сверхъестественными покровителями семьи или племени.

Проблема человека не появилась в одночасье в философии и культуре. В философии античности и древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, чья сущность обусловлена безличным мировым духом или разумом и чей жизненный путь определяется законами судьбы. Существенное различие между западной и восточной философией на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое сформировалось в западной философии и культуре, начиная с Платона.

Если подвести итог обсуждению проблемы человека в истории классической философии, то окажется, что практически каждая философская система так или иначе затрагивала эту проблему и пыталась ответить на поставленные вопросы: Что такое человек? Для чего он живет? Как он познает мир? И т.д. Другой вопрос: когда эта проблема стала центральной?

Первая половина двадцатого века ознаменовалась поворотом западной философии к человеку. Проблема человека оказалась в центре внимания целого ряда философских и религиозных движений. Шелер в своей работе «Место человека в космосе» (1928) поставил задачу создания фундаментальной науки о человеке. Он разработал комплексную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, которая должна была сочетать конкретно-научное изучение человека с целостным и философским его пониманием. Термин «философская антропология» был закреплен за философским течением, основанным Максом Шелером. Однако у этого термина есть и другое, более широкое значение. Она относится к отрасли философского знания, посвященной всестороннему рассмотрению проблемы человека. «В этом смысле почти каждое философское направление изучает человека как специфический вид бытия, постигает проблемы человеческой природы и бытия, анализирует способы человеческого существования и раскрывает потенциал антропоцентрического мировоззрения. В этом смысле почти каждая философская система имеет свою антропологию, то есть пытается объяснить проблему человека.

Концепции человека в философской антропологии

В целом, историко-философские концепции человека можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские. А человек воспринимается как полностью или частично зависимый от объективных сфер, принципов и норм космоса и глобальной разумности. Мы воспринимаем человека как полностью зависимого от объективных сфер, принципов и норм космоса и глобальной разумности. Через него человек понимается как существо, полностью или в значительной степени автономное и свободное от объективных сфер и институтов. Субъективисты ищут основы всеобщего человеческого существования в глубочайших сферах внутренней индивидуальной жизни человека, в спонтанной духовной активности, в умственных и нравственных силах, волевых импульсах и стремлениях. Две философские школы — «философская антропология» и марксистская философия — претендуют на преодоление крайностей объективистского и субъективистского подходов и создание синтетической концепции человека в современной философии. Давайте подробнее рассмотрим, как проблема человека решается в философской антропологии.

Представители «философской антропологии» выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили объединить онтологические, естественнонаучные и гуманитарные исследования различных сфер человеческого существования с целостным философским пониманием. Фундаментальной задачей философской антропологии является разработка проблемы природы человека. Согласно основателям, философская антропология — это «фундаментальная наука о природе и сущностной структуре человека». Х.-Э. Херстенберг уточняет: «Философская антропология — это изучение человека с точки зрения самого его бытия. Этим она принципиально отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делают это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.».

В философской антропологии, в частности, проводится различие между биологической, психологической и религиозной концепцией человека.

Наиболее известным представителем биологической концепции является немецкий философ Арнольд Гелен (1904 — 1976). Он утверждал, что человек — биологически неспециализированное животное (отсутствие меха, сильных конечностей, клыков, когтей и т.д.), что не позволяет ему вести чисто природное существование, и что его интеллект и образ жизни обусловлены физико-анатомическим строением. Согласно Гелену, физиологическая неполноценность человека является стимулом для его деятельности, которая является компенсацией его биологической неполноценности и неспециализированности. В то время как животное органично привязано к окружающей среде, человек может обитать практически в любом уголке планеты. Создавая орудия труда, расширяющие его физиологические возможности, человек не только приспосабливается к природе, но и приспосабливает ее к себе, руководствуясь своими биологическими предпочтениями.

Согласно Гелену, жизнь человека регулируется тремя основными инстинктами:

На этой основе формулируются устойчивые качества индивидуального характера. Из материального инстинкта, из заботы о потомстве вырастает гуманизм. Из восхищения и сострадания вырастает потребительство; из инстинкта безопасности — этика «закона и порядка»; возникает государство. Социальный статус человека определяется преимущественным развитием одного из инстинктов.

Другим представителем биологической концепции был австрийский лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц (1903-1989). Он считал, что биологическая природа человека определяется комплексом инстинктов, которые регулируют питание, воспроизводство, кровообращение и дыхание.

Основной инстинкт по Лоренцу — это агрессия (нападение, гнев, применение силы, ругань, оскорбление и т.д.). Этот инстинкт, который также присутствует у животных, является врожденным свойством. Она отражается в социальных отношениях, обычаях и ритуалах человека. Любое отклонение от привычных форм общения вызывает агрессию, поэтому люди должны придерживаться установленных норм, то есть «зверя в человеке» можно утихомирить. Этому способствуют не только всевозможные запреты — ТАБУ (правовые, моральные, религиозные), но и воспитательные приемы, способные вызвать энтузиазм, сплотить против врага и пропагандировать ценности, священные для всех.

В то время как традиционный католицизм считает, что Бог создал мир до появления человека, и его единственная обязанность — восхищаться и поклоняться его совершенству, Тейяр де Шарден считает, что процесс сотворения мира не закончен, а продолжается. И в этом процессе лежит неизмеримое поле деятельности для человека. А достоинство человека определяется его вкладом в процесс сотворения мира, который осуществляется через работу, труд. Работа, таким образом, не является наказанием за грехи; это главный моральный долг человека. Бездеятельность, праздность, пассивность — это зло. Можно отметить, что Тейяр де Шарден, модернизировавший христианство, отверг ряд его догм, за что был отлучен от права преподавания в католическом институте.

Дуалистическая природа человека согласно теориям М. Шелера и А. Гелена

В работе М. Шелера «Положение человека в космосе» положение человека в космической перспективе раскрывается через отношение человека к другим формам органического мира в связи с формированием и развитием духовного начала: чувственного инстинкта, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. Человеческая жизнь содержит в себе эти формы отношения к миру, и в этом смысле человек не отличается принципиально от животного. М. Шеллер убежден: «Естественный человек — это животное. Он не эволюционировал из животного царства, но был, есть и всегда останется животным». Однако, по мнению М. Шеллера, между человеком и остальными представителями животного мира существует существенное различие. Это различие обусловлено существованием человеческого разума. Самая основная характеристика человеческого разума — это его «открытость миру». Животные ограничены своей средой, в то время как человеческий разум преодолевает ограничения среды и входит в открытый мир, осознавая его как мир. Таким образом, сущностная особенность Шеллера связана с его онтологической свободой. Благодаря этой свободе разум способен постичь качественное бытие объектов в их объективном бытии. Благодаря этому человеческий разум предстает как объективность. Из этих базовых качеств человеческого разума вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру.

Каждый ум обязательно имеет личную природу. Личность — это сущностно необходимая единственная форма существования разума. Только на личной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, в концепции Шелера человек, в силу своей дуалистической природы, представлен как определенная целостность — микрокосм — который находится в определенном отношении к «макрокосму — запредельному миру».

Идеи Шеллера были развиты его преемником А. Геленом. Он выводит и определяет особенность и сущность человека только путем сравнения его с животным. А.Геллен связывает эту особенность со своеобразной исключительностью биологической организации человека. По его словам, «человек — это существо, открытое миру». Эта «открытость» определяется его биологической неразвитостью и неадекватностью.

Человек, как биологически «неадекватное» существо, должен решить проблему собственного выживания. Это делает человека действующим существом.

Действие — это форма овладения человеком природой для обеспечения своей жизни. «Мирскость» и эффективность человека устанавливают главный принцип его существования — «принцип освобождения от бремени». Суть этого принципа заключается в том, что накопленные дефекты конструкции человека, которые в естественных, животных условиях ложатся тяжелым бременем на его жизненную силу, человек сам превращает в условия своего существования. Результатом этого является формирование человека как культурного существа.

С точки зрения А. Гелена, культура — это определяющая сущность человека. А в основе культуры лежит духовное начало. Таким образом, А. Гелен окончательно приходит к осознанию дуалистической природы человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Что изучает философская антропология

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *