Что изучают актеры в институте
Путь к звездам — чему учат в театральной академии?
Преподаватель актёрского мастерства.
Актёр театра и кино, режиссёр. Преподавал в РГИСИ, работал в театре «Зазеркалье». Сейчас является актером БДТ и участвует в спектаклях Тани Вайнштейн «Точка и линия на плоскости», «Завтрак для чемпионов».
Принимал участие в спектакле П. Митряшиной с танцорами Bye-Bye Ballet, в уличных перформансах с театром OddDance (буто), перформансе модельера-художника Андрея Бартенева. Со студентами РГИСИ поставил спектакль «La Dance Impression», который попал в тройку лучших спектаклей на международном фестивале ClassFest2018.
Посещал мастер-классы физического театра DV8 (Англия), Кацуро Кана (танец буто Япония), А. Адасинского, О. Жуковского, А. Будановой (DEREVO), Ноа Зака (Га-Га Дэнс, Израиль).
— Мой мастер курса — Галина Андреевна Барышева, когда я у нее учился ей уже было 75. Это была очень суровая женщина, но я за многое ей благодарен: за ее строгость, регулярный старческий маразм. Но она привила мне уважение к профессии, трудолюбие, а мне кажется, что это основные качества в актерском деле. В институте студентам предстоитосвоить актерское мастерство, сценическое движение, речь, танец, акробатику, вокал и различные теоретические предметы: историю театра — русского и зарубежного, литературу и прочее. Начинается обычно все с каких-то простых упражнений на внимание, на концентрацию, на работу в группе, а потом постепенно усложняется. Но на самом деле больше навыков и опыта я стал получать уже непосредственно при работе в театре. Отчасти, это связано с тем, что я в институте учился очень молодым, когда еще дуршлаг вместо мозгов немножко. То, о чем мне говорили в институте, я стал осознавать непосредственно находясь на площадке, работая в театре, спустя какие-то годы. А какие-то вещи — когда уже сам начал преподавать и что-то объяснять студентам.
— Галина Андреевна у нас была помешана на том, чтобы все актеры умели играть на музыкальном инструменте: хотя бы на трещетке какой-то. На самом деле в этом была польза, потому что, когда ты играешь в музыкальном ансамбле без дирижера — это приучает тебя слушать и слышать. Музыка дело коллективное и вот тут учишься слушать партнера, вступать с ним вместе по кивку головы. И у нас почти все спектакли имели какую-то музыкальную направленность. Был спектакль «Алые Паруса», для которого мы сами писали всю музыку и стихи. Это, кстати, тогда была одна из самых кассовых постановок в Учебном Театре. И второй кассовый спектакль — «Дорога без конца». Такая классическая вещь — история России в песнях и романсах от конца XIX века до годов 60-ых и Элвиса Пресли. Потом был классический драматический спектакль «Без вины виноватые» Островского. В нем я репетировал роль, но меня с нее сняли за поведение.
Я был мальчиком достаточно бойким и регулярно попадал в какие-то приключения. Накосячил я таким образом: мы часто оставались на ночь в институте, что-то репетировать или просто веселиться. И наши окна выходили прямо на Моховую. Третий этаж. Поскольку мы делали «Алые Паруса» у нас в аудитории было много разных канатов, веревочных лестниц и так далее. И вот часа в два-три ночи, связав канатно-веревочные лестницы, мы спустили эту конструкцию с третьего этажа. Естественно, охрана с противоположной стороны все это увидела и выпроводила нас из института, на утро была докладная.
— Это, конечно, не единственный случай. Много всего было забавного. В институте есть еще такой конкурс — «Поющая маска», и я этот конкурс дважды выигрывал. И в первый раз мы с мальчиком сделали дуэт в номинации «Ансамбль малой формы», и наш номер взяли на «Кубок Гертруды» — кубок капустных номеров. Барышева, поскольку она не любит все эти театральные тусовки, сказала — ни в жизнь, чтобы мы туда не совались. Мы, естественно, сунулись. А у меня еще номер был такой — я с контрабасом, мальчик с гитаркой. Мы выступили. Естественно, ничего там не выиграли. Но на следующее утро, в новостях, показали кусочек именно нашего номера. И Галиночка Андреевна поперхнувшись, наверное, кофеем, утром устроила нам разнос. Ослушался мастера — наказание. Но абсолютно правильно, я считаю. Я никогда на нее за это не обижался. Ну, может, тогда и обижался, но сейчас никаких обид нет. Все правильно. Современным студентам, зачастую, не хватает дисциплины, но это я понял уже значительно позже после института, наверное, когда уже сам начал преподавать.
Как поступить в театральный вуз на актера
Обновлено: 30 Мая 2021
Наверное, каждый человек в юности задумывается о карьере актера. Молодых людей манят известность и слава. В этой статье мы расскажем, как поступить в театральный вуз на актера и какие неожиданности могут подстерегать на этом пути.
Поступление в театральный вуз
Поступление в театральный вуз проходит в 3 этапа:
Какие предметы нужны для поступления
Для поступления в вуз на актера понадобятся сертификаты Единого государственного экзамена по двум предметам. Это:
Если вы точно решили поступать в театральный, необходимо активно готовиться к аттестации по этим предметам, чтобы получить высокие баллы на экзамене.
Но по большому счету, знания по русскому и литературе нужны для поступления в театральный вуз лишь опосредованно. Так как актер — профессия творческая, решающую роль будут играть творческие экзамены.
Собеседование
Прежде чем сдавать творческое задание, абитуриенты проходят обязательное собеседование. Вопросы, которые могут быть заданы на этой беседе, отличаются большим разнообразием тем. Вас могут спросить о детстве, о творчестве, об отношении к тому или иному предмету / действию / поступку. Могут прозвучать вопросы, касающиеся истории театра и кино, режиссуры. Какого-то одного четкого списка нет. Преподаватели обычно исходят из личности собеседуемого. Главной задачей этого этапа является оценка морально-этических качеств абитуриента, его решительности стать актером, уверенности в себе, реакции на неожиданные повороты в беседе.
Важный совет, который мы можем дать абитуриентам на этом этапе — будьте искренними. Члены комиссии, которые будут с вами собеседовать — люди с огромным опытом. Вашу честность они обязательно оценят, а хитрость и утаивание не останутся для них незамеченными.
Творческие задания для поступления
Творческое задание абитуриентов актерского вуза состоит из трех частей, направленных на выявление всех возможных талантов испытуемого:
На первом этапе творческого конкурса абитуриент должен зачитать отрывки из известных произведений:
Специалисты рекомендуют подготовить 2-3 варианта для каждого из перечисленных видов. Вас попросят зачитать что-то одно на ваш вкус. И если вы поймете, что выбранный вами отрывок комиссии не интересен, можно будет прочесть другой. Умение быстро сориентироваться в такой ситуации будет отмечено специалистами.
Целью этого этапа является оценка голоса и дикции абитуриента, его умение увлечь слушателя, завладеть его вниманием.
На втором этапе проверяется актерское мастерство будущих артистов. Для этого испытуемым предлагается поставить этюд. В постановке обычно участвуют 2-3 человека. Тему, как правило, выбирают сами абитуриенты. Это может быть как фрагмент из известного произведения, так и сценка из повседневной жизни.
Это задание позволяет комиссии оценить актерские данные ребят, увидеть их харизму и природное обаяние, то, как они умеют взаимодействовать со зрителем.
Еще один ценный совет от специалистов: выбирать близких по духу, возрасту и внешности героев. Это значительно повысит шансы вжиться в образ и произвести благоприятное впечатление на членов комиссии.
На третьем этапе абитуриенты представляют на суд преподавателей свои танцевальные и вокальные номера. Само собой разумеется, что вы должны хорошо петь и двигаться, чтобы пройти это испытание. А также заранее к нему подготовиться.
Для вокального номера рекомендуется выбрать классический романс или известную песню из советского кинематографа. Студенты театральных вузов утверждают, что члены комиссии негативно воспринимают современное творчество.
Задача этого этапа — оценить вокальные и хореографические способности абитуриентов, их пластику, умение двигаться и чувствовать ритм мелодии.
Нужно понимать, что отбор на актерские курсы очень серьезный. Преподаватели отличаются строгостью, они в любой момент могут прервать ваше выступление, сказав, что вы вузу не подходите. К такому раскладу нужно быть морально готовыми. Помните, что многие известные актеры смогли растопить сердца членов приемной комиссии только со 2-ой и даже 5-й попытки.
Что учитывается при поступлении
Большое внимание педагоги театральных вузов уделяют следующим качествам и параметрам абитуриентов:
Полезные советы
Дадим еще несколько советов, которые помогут вам правильно подготовиться к процессу поступления:
Другие направления в театральном институте
В театральном вузе учат не только профессии актера. Здесь можно стать режиссером, сценаристом, декоратором и т. д. Одной из самых популярных является профессия режиссера.
Профессия режиссера
Режиссер — это главный человек в теле-, киноиндустрии, эстрадном и цирковом искусстве. Профессия творческая и интересная.
Режиссеры отвечают за постановку фильмов, театральных представлений, музыкальных видеоклипов и т. д. Это главные люди на съемочной площадке. Они полностью руководят процессом съемок и принимают активное участие в «около» съемочных моментах:
Условия поступления
Поступить на режиссера еще сложнее, чем на актера. Помимо всего того, что нужно сдать абитуриенту при поступлении на актерскую специальность, будущий режиссер сдает еще письменную работу. Тему поступающие узнают непосредственно перед написанием. Это может быть план постановки известной сцены или целой пьесы. Будущим режиссерам могут дать задание — составить список указаний для актеров, ассистентов, художника по костюмам, декоратора, композитора и т.д.
Вместо актерского этюда, абитуриенты, желающие стать режиссерами, сдают практическую режиссуру. Им предлагается поставить этюд на заданную тему. Чаще всего это какое-нибудь известное классическое произведение. В постановке абитуриента-режиссера принимают участие абитуриенты-актеры. Педагоги таким образом оценивают фантазию, вкус и лидерские качества будущих режиссеров.
Стоит ли поступать в театральный институт
Поступать или не поступать в театральный вуз, решать только вам. Вы единственный человек, который точно знает, нужно вам это или нет.
Мы лишь хотим, чтобы за блеском софитов этой чудесной профессии, вы понимали, с чем вам придется столкнуться в действительности. Минусы актерской деятельности:
При условии, что вы безмерно верите в себя и чувствуете в себе силы покорить весь мир, обязательно пробуйте. В большинстве случаев только уверенные в себе люди добиваются желанного успеха.
В какие вузы поступать на актера и режиссера
В 2021 лучшими в нашей стране по праву считаются театральные вузы Москвы и Санкт-Петербурга:
Сюда приезжают поступать будущие актеры со всех уголков нашей страны. Конкурсы в этих учебных заведениях огромные, а поступить достаточно сложно. Альтернативой могут стать региональные актерские вузы, пусть не такие известные, но с меньшим числом претендентов на одно бюджетное место.
Студенты-актеры и студенты-режиссеры помимо интересных профильных предметов изучают общие дисциплины: иностранный язык, экологию, социологию и т.п. Если вдруг за обилием репетиций и студенческих постановок у вас не остается времени на учебу, смело обращайтесь за помощью к экспертам образовательного ресурса Феникс.Хелп.
Известные учебные заведения
Русский язык и литература — вот какие предметы нужно сдавать, поступая на актерский. Помимо этого, проводятся особые вступительные испытания, которые заключаются в прослушивании абитуриентов. Лучшие театральные вузы находятся в Санкт-Петербурге и Москве. Именно в них приезжают поступать со всех уголков России.
Список лучших учебных заведений Москвы:
В Санкт-Петербурге тоже есть известные вузы — это РГИСИ, СПбГИКиТ. В Екатеринбурге — ЕГТИ, в Новосибирске — НГТИ. Готовиться к поступлению нужно начинать с девятого класса, так как конкурс в ведущие вузы высокий.
Во многих городах России тоже есть театральные вузы, которые в том числе могут подготовить качественные кадры. При выборе нужно обращать внимание на следующие моменты:
В театральных вузах учат не только на актеров. Например, после окончания факультета «театроведение» можно работать критиком, искусствоведом. Со специальностью «сценография» человек может работать гримером, декоратором, культурологом. Поэтому нужно внимательно изучать особенности каждой специальности.
Особенности поступления
Для того чтобы пройти на бюджет, мало сдать ЕГЭ на высокий балл. Нужно тщательно подготовиться к дополнительным вступительным испытаниям (ДВИ). В театральные заведения отбор проводится по выступлению. Для него абитуриент читает басню, стих или отрывок из прозы. Человек должен показать все, что он умеет делать.
Недостаточно просто исполнить песнь или прочитать стих. Экзаменаторов нужно удивить и доказать им свои таланты. Поэтому нужно долго готовиться в театральном кружке или студии сценического мастерства. Можно заниматься вокалом с преподавателем или хореографией. Все зависит от того, на какой факультет человек планирует поступать.
В качестве ДВИ может быть чтение монолога, басни или стиха, сценка, танец или исполнение песни. Обычно поступление делится на три этапа. На первом человек сдает документы и представляет результаты ЕГЭ. На втором каждый абитуриент проходит собеседование. Примерный перечень вопросов: почему был выбран вуз, как человек понимает работу актера, кем он себя видит после окончания и т. п.
В ходе собеседования человек должен предоставить короткую биографическую справку. Отвечать нужно честно, так как комиссия сразу распознает фальшь. Цель второго этапа — выявление нравственных и этических качеств абитуриента.
Третий этап самый важный. Именно на нем человек должен продемонстрировать свои навыки. Стихи для поступления в театральное учебное заведение могут быть разными. Подойдут любые поэты, важнее то, как они будут прочитаны. Поэтому у абитуриента должно быть заученно несколько вариантов. Подойдут Цветаева, Блок, Гумилев, Ахматова и другие.
На режиссерский факультет может потребоваться письменная работа. Например, план постановки конкретной сцены или составление указаний для актерского состава. Поэтому перед поступлением нужно узнать все особенности ДВИ.
Возможные ошибки
Существует множество слухов о том, как понравиться приемной комиссии. На самом деле все они не имеют отношения к реальности. Не стоит стремиться к эпатажу, так как это вызовет только негативные чувства у экзаменаторов. Для разыгрывания сценки лучше выбирать персонажа по возрасту. Выпускник школы в образе старика не вызовет одобрения. Некоторые пытаются импровизировать без подготовки и им не удается вжиться в роль.
Для поступления нужно готовиться 2−3 года. В каждом учебном заведении свои правила и поэтому нужно выбирать репетитора, который готовит к конкретному вузу. Актерская деятельность требует многочасовых репетиций, тренировок. Необходимо воспитывать в себе харизму, умение контролировать эмоции.
Нужно часто ходить в театр и перенимать опыт профессиональных актеров. Только при длительной подготовке и упорном труде удастся поступить в желаемый вуз. После преодоления конкурса нужно приготовиться к тяжелой учебе, так как помимо репетиций студентам нужно готовиться по другим предметам.
Популярные мифы
Учеба в театральном вузе окутана массой стереотипов. Многие считают, что есть только одна профессия — актер. На самом деле она делится на несколько видов:
Кто-то считает, что для поступления важна внешность. На самом деле у юноши обычного вида больше шансов пройти конкурс. В институтах и колледжах нехватка представителей сильного пола, поэтому к ним приемная комиссия более лояльна.
Многим актерская работа представляется вечным праздником. Но для того чтобы блеснуть на крупной сцене, нужно долго трудиться. Высокой зарплатой могут похвастаться лишь единицы. Съемки и репетиции могут занимать до 16 часов в сутки. Часто актера ограничивают контрактом и ему запрещают что-то менять в своей внешности.
Например, актриса Эмма Уотсон на протяжении съемок фильмов о Гарри Поттере не могла менять прическу — делать короткую стрижку, красить волосы и т. п. Неправильное питание, тяжелые физические и эмоциональные нагрузки, ненормированный режим дня — все это не придает здоровья.
Кто-то считает, что достаточно поступить в известное театральное училище или институт, после чего человек легко станет знаменитым. Но даже со специальным образованием только единицы добиваются успеха. Оставшаяся часть трудится в маленьких театрах, работает аниматорами и ведущими праздников.
В Москве средняя зарплата актера — 50 тысяч рублей, в регионах — 25 тысяч рублей. Поэтому нужно все взвесить перед поступлением и хорошо подумать, удастся ли добиться успеха в этой сфере.
Некоторые рекомендации
Стать студентом театрального вуза не так просто. Поэтому к вступительным испытаниям нужно ответственно подготовиться. Важно хорошо знать произведение для выступления и понимать, о чем отрывок. Настоящее мастерство заключается в том, чтобы скрывать свои недостатки и показывать достоинства.
Для успешного прохождения испытания потребуется спокойствие и собранность — этого можно достигнуть тренировками. Желательно до поступления заниматься с преподавателем, так как он поможет правильно провести подготовку. На прослушивание лучше одеваться неброско и в одежду спокойных оттенков — это позволит не отвлекаться экзаменаторам. Девушкам не стоит обувать туфли на высоких каблуках и делать яркий макияж.
Не стоит расстраиваться, если не удастся преодолеть экзамены в театральный вуз. Можно попробовать через год. Многие популярные актеры не смогли поступить с первой попытки. Необходимо учесть ошибки и снова начать готовиться. Поступать в театральный вуз сложно и только небольшое количество абитуриентов сможет это сделать. Важно правильно готовиться к вступительным испытаниям и действительно хотеть стать актером.
Актерский факультет
Актерский факультет ВГИК готовит артистов драматического театра и кино.
Год основания: 1919.
В разные годы актерскими мастерскими руководят С.Герасимов и Т.Макарова, С.Юткевич, С.Бондарчук и И.Скобцева, Б.Чирков, В.Белокуров, Б.Бабочкин, Б.Бибиков и О.Пыжова, Е. Матвеев, И.Таланкин, А. Ромашин, В.Соломин, Г.Тараторкин, А. Джигарханян, М. Глузский, Е.Киндинов, А.Филозов, А.Баталов, И.Ясулович, В. Грамматиков, А. Леньков, В. Фокин, А.Михайлов. Творческая методика обучения на актерском факультете основана на системе К.С.Станиславского, воспитывает актера «искусства переживания».
Переходя от простых задач к более сложным, от этюдов к сценическим отрывкам, а затем и спектаклям на материале классической и современной литературы и драматургии, студенты постепенно овладевают мастерством артиста драматического театра и кино. Подготовка актера в киношколе предполагает изучение специфики киноэкрана, особенностей органического существования на съемочной площадке. Студенты актерского факультета овладевают навыками работы перед кино- и телекамерой, с микрофоном в тон-ателье, озвучания и дубляжа, снимаются в учебных фильмах студентов режиссерского и операторского факультетов, в профессиональных кино- и телефильмах.
В цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин актерского факультета входят: сценическая речь, пластическое воспитание (сценическое движение, сценический бой, классический и современный танец, степ), музыкальное воспитание (основы музыкальной грамоты, сольное пение, хор, вокальный ансамбль), грим. Будущие актеры изучают историю отечественного и зарубежного театра, мирового кинематографа.
В 1984 году закончила киноведческий факультет ВГИКа (мастер-руководитель К.М.Исаева), а в 1987 году – аспирантуру ВГИК (научные руководители К.М.Исаева, А.В.Баталов).
Разработала учебную программу «Актеры мирового кино» (для студентов актерского факультета). С 1987 года преподает данный предмет на актерском факультете.
Неоднократно участвовала в подготовке и проведении творческих смотров, концертных программ актерского факультета в мероприятиях, проводимых Союзом кинематографистов РФ, Росзарубежцентром совместно с Российскими культурно-информационными центрами в Софии, Белграде, Будапеште; Российским Фондом культуры.
Является организатором конкурса дипломных спектаклей в структуре МФ ВГИК, проводимого ежегодно с 2004 года с участием ведущих театральных ВУЗов Москвы, европейских кино- и театральных школ.
Преподавала в актерских мастерских: А.В.Ромашина, Е.А.Киндинова, А. В. Баталова, М.А.Глузского, А. Б. Джигарханяна, В.М.Соломина, Г.Г.Тараторкина, В.А.Грамматикова, С. А. Соловьева, В. В. Мирзоева, И.Н.Ясуловича, А.С.Ленькова, В.П.Фокина, А.Я.Михайлова.
Всенародную любовь и международное признание завоевали выпускники актерских мастерских: Л.Соколова, С.Бондарчук, И.Макарова, К.Лучко, Н.Мордюкова, В. Тихонов, С.Гурзо, Р.Макагонова, Н.Рыбников, А.Ларионова, Н.Меньшикова, Р.Нифонтова, И. Извицкая, И. Арепена, Н. Крачковская, Н.Румянцева, Л. Гурченко, З. Кириенко, Г. Юхтин, Н.Фатеева, С.Дружинина, С.Чиаурели, Л. Куравлев, Н. Малявина, А. Шенгелая, Т.Семина, В. Ивашов, О. Видов, А. Будницкая, С. Светличная, Л.Лужина, Н. Губенко, Ж.Болотова, Е.Жариков, Н. Гвоздикова, Т. Нигматулин, Г.Польских, С.Никоненко, Л.Федосеева-Шукшина, И.Ясулович, Р.Нахапетов, В. Теличкина, Е.Васильева, Б.Токарев, В. Плотников, В.Носик, Е. Соловей, Н.Аринбасарова, Н. Еременко, И. Бразговка, Н. Белохвостикова, Н.Бондарчук, И.Шевчук, Н.Бурляев, З. Кипшидзе, Л. Полехина, Л. Удовиченко, Н. Андрейченко, А. Ростоцкий, Е.Цыплакова, Т.Акулова, О.Кабо, М. Левтова, Е. Иващенко, И. Нинидзе, В. Шевельков, Т. Лютаева, Дж. Файзиев, О. Машная, А. Тихонова, Ф. Махмудов, Е. Двигубская, К.Качалина, Е.Корикова, М.Миронова, В. Щегольков, В. Майсурадзе, Э. Кюрдзидис, Е. Никитина, А. Михалкова, С. Летуновская, Л. Толкалина, О. Коростышевская, А. Бухаров, А. Бабенко, А. Мерзликин, В. Капустин, А. Снаткина, В. Вдовиченков, Н. Уварова, Е. Стычкин и многие другие.
|
|