Что изучают на уроках в школе в разделе гимнастика
Блог Овчинниковой Татьяны Александровны учителя физической культуры.
«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» Альфред де Мюссе.
Страницы
08 ноября 2020
Гимнастика в школе.
👉 Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности.
👉 Для того чтобы держать организм в тонусе необходимо выполнять гимнастические упражнения утром и проводить на переменах физкультминутки.
👉 Занятия гимнастикой вырабатывают у человека координацию, выносливость, тренирует силу, равновесие и гибкость, а также развивает навыки для исполнения более сложных упражнений.
Международная федерация гимнастики была образована в 1881 году. Изначально она охватывала только страны Европы, но позже и другие части света присоединились к этому сообществу.
СССР вошел в Федерацию в 1949 году и с этого момента советские спортсмены стали официально принимать участие в мировых чемпионатах.
В 1952 году они впервые выступили на Олимпийских играх. С этого времени советские, а потом и российские гимнасты, прочно утвердились на позициях лидеров. СССР сыграл не последнюю роль в развитии художественной гимнастики. История возникновения этого направления началась в нашей стране, и после Олимпиады в Москве, в 1980 году, для него произошел решающий поворот. Международный олимпийский комитет включил художественную гимнастику в Олимпийские игры.
В настоящее время гимнастика включает в себя основную гимнастику, которой занимаются во всех учебных заведениях и в армии; Спортивные виды гимнастики — это спортивная гимнастика, художественная гимнастика, аэробика, акробатика.
Основная гимнастика — это строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения на снарядах, прыжки и акробатические упражнения.
Спортивная гимнастика включает в себя женское многоборье (опорный прыжок, брусья разновысокие, бревно, вольные упражнений) и мужское многоборье (конь с ручками, кольца, перекладина, вольные упражнения, брусья параллельные, опорный прыжок).
Спортивная акробатика включает четыре группы упражнений: акробатические прыжки, парные (мужские и смешанные) и групповые упражнения.
Гимнастика является частью комплексной программы по физическому воспитанию и одной из основных дисциплин учебного плана физической культуры.
Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе и содержит определенные общие задачи, выполнение которых обеспечивается всем процессом обучения, и складывается из последовательно решаемых конкретных задач:
Образовательные задачи заключаются:
В обучении детей выполнению гимнастических упражнений, предусмотренных программой;
Получении учащимися знаний о гимнастической терминологии;
Самоконтроле при выполнении общеразвивающих упражнений;
Правилах безопасности, страховки и помощи при выполнении упражнений на гимнастических снарядах.
Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными.
Оздоровительные задачи заключаются в :
Формирование у детей правильной осанки;
Соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма;
Обучение правильному дыханию при их выполнении гимнастических упражнений;
Обучение учащихся методам самоконтроля и оценки состояния здоровья.
Во время занятий гимнастическими упражнениями необходимо соблюдать правила техники безопасности и страховки.
К занятиям допускаются обучающиеся:
– отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
– прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
– имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
– иметь коротко остриженные ногти;
– заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
– бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
– знать и выполнять настоящую инструкцию.
Гимнастические снаряды должны быть надёжно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям;
– жерди должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
– поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.
Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.
Выполняя упражнения потоком, соблюдайте достаточные интервал и дистанцию.
Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.
Обучающийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой.
За несоблюдение мер безопасности обучающийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.
Необходимо соблюдать правила техники безопасности:
1. Не выполнять самостоятельно сложных упражнений, требующих страховки.
2. При изучении отдельных упражнений соблюдать строгую последовательность, изложенную в учебнике.
3. Нельзя заниматься на снаряде, под которым нет матов.
4. Маты должны лежать плотно друг к другу.
5. Приземляться нужно на середину одного из матов.
6. Нельзя заниматься на неисправных или незакрепленных снарядах.
При несчастных случаях и экстремальных ситуациях
– при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физической культуры;
– с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
– при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
– по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
По окончании занятий Обучающийся должен:
– под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
– организованно покинуть место проведения занятия;
– переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
– вымыть с мылом руки.
Проверьте полученные знания, пройдя по ссылке ТБ на уроках гимнастики.
Урок гимнастики в школе: его структура, форма и особенности проведения — Виды уроков гимнастики в школе
Одним из важных и приоритетных направлений исследований в области физического воспитания школьников является поиск и обоснование инновационных технологий и методов, построенных на спортивно-ориентированных формах организации физического и спортивного воспитания, расширенное использование нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития ребенка.
Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, улучшается координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.
Ученики в школе и дома вынуждены длительное время находиться в неподвижном положении, выполняя школьные задания. А между тем доказано, что недостаток движения (мышечное голодание) в сочетании с повышенными длительными умственными нагрузками оказывает неблагоприятное воздействие на нервную систему, сердце, сосуды и другие органы, на обмен веществ.
Поэтому физическая активность так же необходима каждому человеку, независимо от возраста, регулярно занимающемуся напряженным умственным трудом, как воздух и пища.
Мышечная деятельность не только компенсирует дефицит движения и снимает статическое утомление, вызванное длительным пребыванием в одной позе, но и влияет на состояние организма в целом.
В процессе физической нагрузки возникают импульсы (сигналы), которые поступают от мышц, связок и суставов в головной мозг и рефлекторно стимулируют кровообращение и дыхание, обмен веществ.
Одновременно активизируются клетки коры головного мозга, повышая уровень умственной работоспособности.
Именно поэтому физические упражнения вызывают прилив бодрости, приносят ощущение легкости в работе, улучшают восприятие и запоминание учебного материала.
Урок является основной формой организации занятий в системе физического воспитания студентов. Преимущество урочной формы занятий заключается в том, что ведущая роль в проведении уроков принадлежит преподавателю.
Он обеспечивает эффективность учебного процесса за счет плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильного определения целей и задач урока, четверти, полугодия и года, подбора средств для решения поставленных задач, оказания квалифицированной помощи и страховки учащихся, а также решает задачу организации активного овладения специальными двигательными навыками.
Виды уроков гимнастики в школе
Уроки гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть:
Структура урока гимнастики
Структура урока гимнастики предполагает три части: подготовительную, основную и заключительную [22].
Урок должен носить оздоровительный, образовательный и воспитательный характер; урок должен быть творческим; поддерживать высокую работоспособность и осуществлять обучение и воспитание на протяжении всего урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся; четкое конкретное определение цели и задачи каждого урока; правильный подбор приемов и средств для решения поставленных задач; планировать уроки так, чтобы каждый из них был органическим звеном в общей цепи уроков, тесно связанным по содержанию с предыдущим и последующим уроками.
Подготовительная часть урока
Общая цель подготовительной части урока — подготовить учащихся к решению задач основной части урока.
Задачами подготовительной части урока являются
Средствами подготовительной части урока являются: построения, перестроения; различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, танцевальные движения); упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке, скамейках и другие.
Все эти упражнения должны выполняться учащимися в умеренной интенсивности и быть направлены на общую комплексную тренировку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и организма в целом. Интенсивное выполнение упражнений может снизить работоспособность в основной части урока.
Поэтому не рекомендуется в подготовительной части урока развивать такие физические качества, как сила и выносливость. Выполнять упражнения, связанные с большим мышечным напряжением.
Подбор упражнений для этой части урока должен быть направлен на подготовку тех групп мышц, которые будут участвовать в решении двигательных задач основной части урока.
Общие методические положения подготовительной части урока гимнастики.
Инструктор должен уметь: использовать различные способы информирования учащихся об упражнениях, оказывать помощь, исправлять ошибки, располагать учащихся на площадке.
Существуют следующие способы информирования.
Синхронный — сочетание демонстрации с одновременным рассказом. Он доступен для любой группы студентов и позволяет преподавателю объяснить цель и другие особенности упражнения.
Взрывной — когда преподаватель показывает и рассказывает упражнение, разбивая его на элементарные движения, и предлагает студентам выполнить их одновременно с демонстрацией, что обеспечивает более точное выполнение каждой части и всего упражнения в целом с первой попытки.
Повествовательный, при котором учитель называет или пересказывает упражнение, не показывая его. Такой способ информации активизирует внимание и способствует большей самостоятельности учащихся при выполнении упражнений.
При проведении занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста преподаватель может вести рассказ, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
Демонстрацию, при которой преподаватель показывает упражнение, не называя его ученику. А после показа он может дать все необходимые команды для начала и окончания упражнения и предложить ученикам копировать все его действия, включая паузы между упражнениями.
В последнем случае инструктор не произносит ни одного слова до окончания всего комплекса или его части. Этот метод можно использовать с любым контингентом учащихся, но особенно хорошие результаты он дает при занятиях с детьми. Методика напоминает своеобразную игру, дети охотно принимают ее, проявляя максимум внимания и стремления точно копировать действия преподавателя.
Продолжительность подготовительной части урока может составлять 8-12 минут.
Основная часть урока гимнастики
На каждом уроке гимнастики эти задачи решаются параллельно. Осваивая технику упражнений на гимнастических снарядах или обучаясь какому-либо способу преодоления препятствий, учащиеся одновременно развивают свои физические качества.
Процесс обучения упражнениям на гимнастических снарядах требует значительного времени на операции, не связанные непосредственно с их выполнением (показ, объяснение техники, разбор попыток, постановка задач, а главное — последовательность выполнения упражнений). Моторная плотность этой части урока едва достигает 3-4%. В результате, хотя учащиеся и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, они не исчерпывают своих энергетических возможностей. При таком режиме развитие физических качеств происходит медленно и безрезультатно.
Для исправления этой ситуации необходимо в основной части урока отводить определенное время для специальных упражнений, обеспечивающих оптимальный режим развития физических качеств. Достаточно простая форма этих упражнений и возможность использования фронтального метода позволяют проводить их с любой необходимой моторной плотностью.
В основной части урока используются средства:
Выбор упражнений для конкретного урока зависит от конкретных задач основной части, от возможностей учащихся и других условий урока.
Здесь особое значение придается индивидуальным способностям учащихся. Способности, трудолюбие, двигательная база всех учащихся группы не могут быть одинаковыми. Поэтому индивидуализация совершенно необходима при выборе средств повышения физической подготовленности.
Общие требования к основной части урока гимнастики:
Общие методические положения к основной части занятия
Для выполнения вышеперечисленных требований преподаватель должен уметь: использовать все способы информирования студентов об упражнении; оказывать помощь; анализировать.
В зависимости от задач урока, учебного материала, контингента, подготовленности участников, наличия спортивного оборудования и инвентаря используются такие методические приемы, как: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой.
Для урочных форм занятий в целом, как правило, характерно, комплексное использование существующих методов. Продолжительность основной части урока в школе может составлять от 30 до 35 минут.
Заключительная часть урока
Основными задачами заключительной части урока являются:
Средства заключительной части урока
Не следует беспокоиться о возможном учащении пульса и дыхания во время этих упражнений, так как оно будет относительно умеренным и быстро придет в норму. Педагогическое значение этих упражнений трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, веселое настроение, а главное усиливают желание учащихся регулярно посещать занятия гимнастикой.
Продолжительность заключительной части урока — 5-8 минут.
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Гимнастика в школьной программе
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях. Основой для проведения каждой из перечисленных форм занятий являются требования, предъявляемые к уроку гимнастики.
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Успешное усвоение элементов техники физических упражнений на уроках гимнастики предусматривает всестороннее педагогическое воздействие на личность занимающихся в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам (биологически обусловленной, психике, опыту, направленности личности).
Общие требования к уроку
Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:
а) он должен иметь определенную учебную цель и частные за
дачи;
б) на уроке соблюдается единство в решении оздоровитель
ных, образовательных и воспитательных задач;
в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения,
методы обучения им, устанавливается дифференцированная нор
ма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состоя
ния их здоровья, уровня физической подготовленности, особен
ностей психических и личностных свойств;
г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная
формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающими
ся, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность
выполнения упражнений;
д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспе
чена постоянная руководящая роль учителя.
Эти требования распространяются и на другие виды занятий физическими упражнениями: на школьный урок по другим спортивным дисциплинам; на занятия групп общей физической подготовки; на секционные занятия гимнастикой и другие внеурочные формы занятий.
Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные) уроки; контрольные уроки.
С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов (контрольные упражнения, бланковые, аппаратурные методы, наблюдение и др.), он может определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс, возбудить у учеников интерес к занятиям.
На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто и могут носить поисковый характер, чтобы вызвать интерес и найти ответ на поставленный вопрос. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий, видеофильмов и т.п. Моторная плотность на таких уроках невысокая.
Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания, задания с выбором и анализом действий друг друга. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.
Комбинированные <смешанные) урокиимеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений.
Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей. Контрольный урок, проводимый в конце изучения раздела гимнастики, можно организовать в виде соревнований.
С целью постепенной подготовки учеников к овладению сложными упражнениями или к большим физическим нагрузкам на каждом уроке предусмотрено решение вспомогательных и основных задач. Их решение достигается путем специального построения урока. Он состоит из трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) подготовительной, б) основной и в) заключительной.
Такое деление урока вызвано необходимостью определенного периода врабатывания, или вхождения в работу всех органов и систем организма, заблаговременной подготовки психики занимающихся и соответствующего настроя их на активное и осознанное отношение к уроку. Это дает возможность педагогу предложить большую по объему и интенсивности физическую, а в ряде случаев и психологическую нагрузку, для того чтобы получить от урока наибольший положительный эффект. После такой нагрузки нужен определенный период времени для постепенного ее снижения до исходного или близкого к нему уровня. Интенсивность нагрузки определяют по пульсу.
Список использованной литературы
Гимнастика. Учеб. для ин-тов физ. культ. / под. ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 215с.
Гимнастика. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448с.
Куликов А.И. Гимнастика: учеб пособие. – Мн.: Экоперспектива, 2006. – 110с.
Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448с.
Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения: Методика обучения: Учеб. пособие. – Мн.: Бел. навука, 1998. – 557с.
Гимнастика в школе
Содержимое разработки
(Особенности методики преподавания гимнастики в школе)
Работу выполнила: Захарова Ю.А.
учитель физической культуры
Основная форма организации занятий
гимнастикой в школе.
Средства физического воспитания.
Оздоровительные силы природы.
Методы физического воспитания.
Методы строго регламентированного упражнения.
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
Общие требования к уроку гимнастики
и методические аспекты.
Урок (занятие) физической культуры с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних образовательных школ.
Включение в содержание учебной деятельности по физической
культуре в начальных классах общеобразовательной школы упражнений общей гимнастики позволяет эффективно накапливать индивидуальный моторный опыт и формировать двигательно-координационные способности учащихся.
В общеобразовательной школе основной формой занятий физической
культурой является урок физической культуры. Это объясняется тем, что именно урочная форма организации двигательной активности, позволяет наиболее эффективно формировать у учащихся основной фонд жизненно важных двигательных умений и навыков, способствует достижению необходимого для активной жизнедеятельности уровня развития физических способностей и овладению специальными физкультурными знаниями
Средства физического воспитания: для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Оздоровительные силы природы
Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
— оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
— рациональное питание;
— оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
— закаливание
Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.
Методы физического воспитания.
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения; 2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
Методы строго регламентированного упражнения
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п., как элемент организации урока, любого физкультурно – спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
— содействовать воспитанию волевых качеств.
Основные задачи урока.
На уроках гимнастики решаются многие оздоровительные,
образовательные, воспитательные и прикладные задачи:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, привлечение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми.
Развитие способностей, необходимых для успешного овладение гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Условием качественного проведения урока является
целесообразность его построения. Структура и методические особенности проведения урока должны соответствовать его содержанию, которое определяется в первую очередь решаемыми педагогическими задачами, контингентом занимающихся и условиями проведения. В свою очередь, содержание урока должно основываться на закономерностях функционирования основных систем организма, положенных в основу общих и специфических принципов физического воспитания. При построении урока, эти принципы конкретизируются следующими методическими положениями, главными из которых, являются комплексность решения
Стимулирование сознательной активности занимающихся, конкретность постановки задач и их преемственность с задачами предыдущих занятий, системность прогрессирования учебных заданий и периодичность его обновления, сопряжение изучаемого материала с другими общеобразовательными уроками, оптимизацию физических нагрузок с учётом индивидуальных способностей учеников.
*В общеобразовательной школе в связи с небольшим количеством
Урок гимнастики должен отвечать следующим дидактическим требованиям:
а) он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;
б) на уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных зада, образовательных и воспитательных задач (триединство урока);
в) к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;
г) в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;
д) урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.
Школьные уроки гимнастики по своим педагогическим задачам разделяются на: вводные уроки; уроки изучения нового материала; уроки совершенствования и повторения изученного; комбинированные (смешанные) уроки; контрольные уроки.
С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На них учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала. С помощью доступных для учителя средств и методов можно определить степень развития двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения школьной программой по гимнастике: изучаются личностные качества учеников, главным образом их отношение к занятиям гимнастикой и др. Без этих данных нельзя грамотно строить учебный процесс.
На уроках изучения нового материала задачи ставятся более развернуто. Изучение нового материала сопровождается сообщением теоретических сведений, демонстрацией плакатов, пособий и т.п.
Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений, комбинаций. Они могут предшествовать контрольным урокам. На таких уроках широко используются творческие задания. Эти уроки отличаются хорошей моторной плотностью.
Комбинированные (смешанные) уроки имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений.
Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела программного материала, а также по окончании курса гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся. На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений, комбинаций, осуществляется контроль за выполнением учебных нормативов и степенью развития двигательных, психических способностей.
Как и любой другой урок в школе, урок гимнастики имеет три взаимосвязанные части:
Деление урока на части в большей степени связано с фазовым
характером динамики работоспособности. В динамике работоспособности выделяют зоны, каждая из которых характеризуется перестройками в функционировании организма, обеспечивающими наилучшие условия использования энергии в процессе работы:
Нередко утомление в одном виде двигательной деятельности не исключает высокой работоспособности в другом..
Содержание подготовительной части обеспечивает организацию
Обще — подготовительная часть включает упражнения,
систем организма, ответственных за решение главных задач урока. Она включает в себя упражнения, сопряжённые по координации, динамике и энергетике упражнениям основной части урока. Поэтому выбор средств для этой части занятия ограничен и зависит от содержания основной части урока.
Для организации деятельности занимающихся в подготовительной
части урока, как правило, используется фронтальный способ, позволяющий минимизировать непродуктивные потери времени и максимально усилить эффект педагогического воздействия на занимающихся.
Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной
части урока, условно объединяются в три большие группы: физиологические (оздоровительные), образовательные и воспитательные.
В группу физиологических задач входят:
-подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к интенсивной работе;
-разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений;
-подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости.
Низкая или, наоборот, чрезмерная нагрузка не допустимы в этой части урока, оптимальным увеличение нагрузки к концу подготовительной части- 160-180 уд/мин.
К образовательным задачам относятся:
-обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях;
-формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осанки, красивой манеры движений, походки;
-обучение гимнастической манере выполнения упражнений, передвижениям в соответствии с требованиям строевого устава Российской Армии;
-развитие психомоторных способностей.
-привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимнастикой;
-приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений;
-воспитание чувства собственного достоинства, скромности, трудолюбия, старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся в ней;
-развитие целеустремленности, настойчивости в достижении цели, решительности и смелости;
-приучение к коллективным действиям, взаимовыручке;
-воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении заданий;
-приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения.
Основными средствами решения педагогических задач служат строевые (обычно они выполняются в самом начале занятия) и общеразвивающие (ими обычно заканчивается подготовительная часть урока) упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры в сочетании со словом педагога, а также упражнения нетрадиционных видов гимнастики.
Проведение общеразвивающих упражнений осуществляется следующими способами: раздельным (обычным), расчлененным, поточным, проходным, «по показу», «по рассказу», игровым способом.
Основная часть занятия занимает преобладающую долю, в общем,
времени занятия. В ней решаются главные задачи урока, требующие для своего решения продолжительного отрезка времени. Чем меньше задач решается в основной части урока, тем более эффективно может быть решена каждая из них.
В зависимости от содержания, структура этой части может быть
однородной либо неоднородной. Однородная структура характеризуется построением основной части без деления на разделы. Она типична для занятий, в которых главная задача решается преимущественно с помощью одного двигательного задания, например, кроссового бега.
В основной части урока решаются следующие задачи:
1. Повышение функциональных возможностей организма, физической подготовленности и работоспособности занимающихся.
2. Обучение занимающихся новым упражнениям с целью доведения уровня их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений.
3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения к занятия гимнастикой, к учебе, труду, чувства собственного достоинства и др.
Успешное решение задач этой части урока во многом зависит от его плотности, которая определяется отношением полезно затраченного времени ко всему времени урока:
Р-плотность урока; t-полезно затраченное время; Т-общее время урока.
Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов:
а) выполнение некоторых упражнений по два человека одновременно на одном снаряде;
б) увеличение количества снарядов;
в) организация дополнительных мест для выполнения подводящих и подготовительных упражнений и др.;
г) проведение основной части урока методом круговой тренировки с индивидуализацией двигательных заданий и др.
Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько удачно по количеству и степени сложности подобраны упражнения. Нагрузка, испытываемая занимающимися в основной части урока, и их работоспособность в значительной мере зависят от правильного чередования работы и отдыха во время выполнения упражнений. Особенно важно знать, какая степень восстановления от предыдущего выполнения упражнения является оптимальной и как ее определить для данной категории занимающихся.
Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов:
1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором- может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем- повторяется пройденное, развиваются двигательные способности.
2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре.
3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующим упражнениям или не оказало бы отрицательного влияния.
4. Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередования режима работы и отдыха.
В этой части осуществляется завершение урока и решаются следующие задачи:
-постепенное снижение физической и психологической нагрузки;
-подведение итогов урока;
-задание для самостоятельной работы.
Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений:
Успокаивающие: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, самомассаж.
Отвлекающие: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.
Повышающие эмоциональное состояние: игры, эстафеты, танцы и пляски, ходьба с песней.
Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяются содержанием его основной части.
4.Организация учебного труда на уроке, критерии качества урока.
Учебный труд занимающихся на уроке может быть организован
фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым способами.
Фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной, заключительной и редко в основной частях урока. При этом способе применяются несложные по техник е исполнения или ранее хорошо изученные упражнения, не требующие помощи и страховки. Его вариантами являются:
-одновременное выполнение упражнений всеми занимающимися;
-попеременное выполнение упражнений, при котором одни выполняют упражнение, а другие смотрят, оценивают, устраняют ошибки, оказывают помощь, соревнуются на лучшее исполнение.
Групповой способ применяется, как правило, в основной части урока. Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем по команде педагога меняются местами.
При индивидуальном способе каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему рабочем месте.
Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.
Примерные критерии качества урока.
Умелый, творческий подход к подбору упражнений, методических приемов и к их планированию; успешность решения поставленных перед уроком задач.
Способность учителя давать систему знаний о вновь изучаемых упражнениях.
Соблюдение принципов дидактики, воспитания и спортивной тренировки.
Хорошая организация урока, полноценное решение задач урока.