Что легче мазут или вода
Хранение обводненного мазута
В дальнейшем, из-за разницы плотности мазута и воды происходит расслоение: мехпримиси, вода выпадают вниз, а мазут остается наверху. Мазут старый с повышенным содержанием воды также при остывании, когда ни используется мазутное хозяйство, расслаивается на слои воды и мазута. Более тяжелые слои, с большим содержание воды, опускаются вниз, более легкие поднимаются наверх. Пример можно увидеть на рисунке.
Распределение воды в массе мазута
— Мазут с пониженным содержанием воды
— Мазут с средним содержанием воды
— Мазут с повышенным содержанием воды
Как определить процент воды в мазуте
Точные данные вам может предоставить только лаборатория.
Однако приблизительную степень обводнения можно определить визуально. Мазут, соответствующий требованиям ГОСТ, черного цвета, по консистенции в холодном состоянии похож на мёд. При этом, сильно обводненный не разогретый мазут по консистенции похож на битум: очень вязкий, при растягивании по поверхности стремится вернуться в исходное состояние, как резина.
Мазут по ГОСТ | Мазут до 10% | Мазут до 20% | Мазут до 30% | Мазут до 50% |
---|---|---|---|---|
Цвет черный | Цвет черный | Цвет черный с оттенком коричневого | Цвет черный с насыщенным оттенком коричневого | Цвет коричневый |
Понижение процента содержания воды путем нагрева и циркуляции.
Если Ваше мазутное хозяйство по какой-либо причине не позволяет провести описанный выше технологический процесс, мы рекомендуем продать обводненный мазут по истечении рекомендованного срока хранения мазута, что компенсирует затраты на ремонт и восстановление мазутного хозяйства. Перед продажей старого мазута для повышения стоимости также рекомендуется провести мероприятия по снижению процента воды в массе.
Расчет стоимости обводненного мазута можно произвести в разделе «Техническое задание».
Чем опасен мазут для человека, водоемов и почвы? Всегда ли является опасным грузом?
Мазут – остаточный продукт переработки нефти. Это самая тяжелая фракция, образующаяся после выкипания всех остальных составляющих вроде бензина, керосина, газойля и пр. Как любой нефтепродукт мазут оказывает определенное негативное воздействие на человека и природу. Об этом нужно знать, чтобы правильно перевозить и использовать продукт, не допуская загрязнения окружающей среды.
Класс опасности мазута
Мазут является опасным грузом, но по степени воздействия на человека относится к малоопасным нефтепродуктам – 4-му классу опасности по классификации в п. 1.1. ГОСТ 12.1.007-76. В соответствии с этим предельно допустимая концентрация вредных паров нефтепродукта в воздухе рабочей зоны начинается с 10 мг/м3. Это одна из норм для 4-го класса опасности. В смеси с воздухом взрывоопасной считается концентрация паров мазута от 1,4 до 8%. Поэтому при работе с ним не допускается использовать инструменты, которые дают искру при ударе.
Основные показатели для грузов разных классов опасности
Чем опасен мазут и его пары для людей
В легких случаях отравления появляются кашель, насморк, слезотечение, боль в груди и чувство сухости в горле, в острых – головокружение, общая слабость, головная боль. При длительном воздействии наблюдается хроническое отравление. Оно может проявляться в виде бронхита с приступами удушья, атрофическим ринитом, поражением зубов.
Если перечислять, чем еще опасен мазут для людей, то нужно сказать, что он несет вред и при попадании на кожу. Нефтепродукт обезжиривает и сушит ее поверхность, что может приводить к экземам и дерматитам.
Опасен ли мазут для почвы и воды
Особую опасность мазут несет для водоемов. При попадании на поверхность воды он образует пленку, которая нарушает влаго-, энерго- и теплообмен с атмосферой. Нефтепродукт меняет цвет и pH воды, придает ей специфический вкус и запах, вызывает нарушение жизнедеятельности обитателей водоема.
Мазут образует на поверхности воды непроницаемую пленку, которая нарушает все виды обмена
Если рассматривать, чем опасен мазут, для почвы, то нужно сказать, что он оказывает угнетающее влияние на экологические системы, губит живые организмы и значительно меняет условия их обитания. Пропитывание нефтепродуктом почвенной массы ведет к изменению ее химического состава, свойств и структуры. В результате ухудшается свойство почвы как питательной среды для растений. К их корням не поступает достаточное количество влаги, из-за чего нарушаются все физиологические процессы.
Эффект мазута как тяжелой фракции проявляется позже, чем от легких дистиллятов. Со временем образуется устойчивый очаг загрязнения, из-за чего очищение природной среды протекает с трудом. Особенно токсичны ароматические углеводороды, асфальтены, смолы и тяжелые металлы, которые цементируют почвенное пространство и значительно ухудшают водно-физические свойства почвы.
Считается ли мазут опасным грузом
Одним из спорных на сегодня является вопрос, считается ли мазут опасным грузом или нет. В соответствии с п. 2.2.9.1.10.6 ДОПОГ (Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов), нефтепродукт относится к № ООН 3082, что соответствует жидким веществам, опасным для окружающей среды.
В п. 2.2.9 ДОПОГ идет речь о прочих опасных веществах и изделиях, которые не охвачены названиями других классов. Именно сюда включают мазут, поскольку в других разделах документа он не встречается. Некоторые перевозчики пользуются тем, что этот нефтепродукт не указан в алфавитном перечне ДОПОГ и пытаются транспортировать его как неопасный груз. Но это может привести к последствиям, поскольку подкованный инспектор ДПС со ссылкой на 2.2.9 ДОПОГ легко зафиксирует нарушение, за которым могут последовать штраф и ответственность.
По свойствам мазут действительно занимает почетное место в ряду нефтепродуктов и веществ с уже присвоенным классом опасности. Неопасным грузом его считали до 25 апреля 2012 года, когда подобные грузы транспортировали в соответствии с приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73. Согласно этому документу, товары классифицируют на опасные и неопасные в соответствии с критериями ГОСТ 19433-88. По нему мазут и битум – неопасные, поскольку имеют температуру вспышки более 90 °C.
Но, начиная с 25 апреля 2012 года, опасные грузы стали перевозить в соответствии с ДОПОГ (правовое основание – постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272). В соответствии с его классификацией к опасным относятся жидкости, которые перевозятся при температуре не ниже 100 °C. Если мазут загружается при таких условиях, то его относят к опасным грузам.
Если же договорные отношения на перевозку отсутствуют и нефтепродукт транспортируется юридическим лицом или ИП для собственных нужд и на транспортных средствах, которые принадлежат ему на законных основаниях, тогда правила ДОПОГ не применяются.
Вывод
Мазут – однозначно опасное вещество, негативно влияющее на окружающую среду и человека. Но при перевозке он не всегда попадает в категорию опасных грузов. Все зависит от условий транспортировки: какая организация, на каком основании и на чем перевозит нефтепродукт. Основные требования относительно перевозки мазута приводятся в ДОПОГ. Они предъявляются к емкостям и транспорту, а также к водителю, который должен иметь соответствующее свидетельство на осуществление деятельности. Эти и другие требования ДОПОГ важны для обеспечения надежности доставки и сохранности груза.
Смежные материалы
Эксплуатационные свойства нефтепродуктов
Под механическими примесями подразумеваются такие вещества, которые обычно находятся в слоях нефти и нефтепродуктов в виде взвеси или осадка, задерживаемые фильтром. Такие примеси негативно влияют на работу двигателей и другого оборудования, поэтому их концентрация в нефтепродуктах строго стандартизируется определёнными нормами. Так, степень чистоты масла оценивают, исходя из числа фильтрации и количества осадка, которые задерживает фильтр.
Почему не горит мазут?
Мазут – это жидкость, густой консистенции тёмно- коричневого цвета, которая является остатком нефти или её вторичной переработки (бензиновые, керосиновые и газойлевые фракции). Мазут используется в качестве жидкого котельного топлива. Федеральный закон №261-ФЗ “О повышении энергетической эффективности и энергосбережения”, который был принят в 2009 году, обязал бюджетные организации с начала 2011 года снизить объём потребления топлива. В течение пяти лет снижение должно составить не менее 15%, то есть 3% в год.
Также закон № 261-ФЗ предусматривает учёт всех энергоресурсов, которые используются в России, и строгий контроль за тем, чтобы ресурс имел необходимую энергетическую эффективность. Этим же законом определено, что каждый продукт должен иметь в технической документации, маркировке и на этикетках информацию об энергетической эффективности.
Почему этот закон коснётся производства мазута? Нефть, которая является изначальным сырьём для изготовления мазута, добывается вместе с водой. Несмотря на то, что по ГОСТ 10585-75* мазут должен иметь влажность в пределах 0,3-1%, на потребительский рынок России попадает много некачественной продукции, которая пока по разным причинам пользуется спросом. Почему так происходит? Часто небольшие предприятия, имеющие так называемые «самовары» или мини-НПЗ, используют лежалый мазут, нефть и перегоняют их в топливо. Хотя это уже не мазут М100, а СНО, который содержит до 10-35% воды. Справка: только 180 мини-НПЗ, производящие 500 тысяч тонн нефтепродуктов, работают легально на территории России, а число нелегальных мини-заводов и «самоваров» даже не поддается учёту!
Известно, что мазут имеет плотность, близкую к плотности воды, из-за этого убрать водяные линзы чрезвычайно трудно. И если в ходе сжигания СНО (мазута) попадает водяная линза, то гаснет факел, который чрезвычайно трудно зажечь заново. Это в лучшем случае. Если такая ситуация складывается в зимний период, то последствия могут быть катастрофические. Дальше использовать обводнённый мазут нельзя, ведь это ведёт к ухудшению качества горения, загрязнению поверхности нагрева, недожогу топлива, а также к аварийному состоянию оборудования или даже выходу его из строя, особенно мазутных насосов.
Существует несколько способов подготовки мазута к качественному горению.
Третий метод, наиболее продуктивный и эффективный – это применение добавки «Катализатор горения топлива «ИОН-М». При его добавлении создается однородная, мелкодисперсная фракция, то есть обводненный мазут преобразуется в водомазутную эмульсию (ВМЭ), которая отлично горит, как «сухой» мазут. Применение «ИОН-М» даёт возможность связать воду в топливе, а также уменьшить потребление топлива на 7-15%, что значительно повышает энергетическую эффективность:
— повышает полноту сгорания,
— уменьшает потери тепла,
— увеличивает коэффициент полезности теплоотдачи,
— очищает экран котла.
При добавлении катализатора «ИОН» изменяются реологические свойства топлива, что влияет на процесс горения и оптимизирует его при различных условиях: низкой температуре топлива; низкой температуре воздуха; износе и загрязнении форсунок; использовании некачественного топлива. Анализируя всё вышеизложенное, приходим к выводу, что, применяя катализаторы «ИОН», можно добиться высоких результатов и:
— предотвратить расслоение воды;
— очистить оборудование (экраны котлов, резервуары, трубопроводы, топливную систему);
— уменьшить выбросы вредных веществ и это соответствуют всем экологическим стандартам;
— уменьшить потери тепла;
— использовать низкокачественное топливо;
Уникальность добавки «Катализатор горения топлива «ИОН» заключается в том что, если обводненный мазут или СНО уже залит в резервуар вашей котельной и не горит или горит плохо, то при добавлении катализатора «ИОН-М» (всего 1000 мл на 35 куб. м. мазута) уже через час-два все проблемы исчезнут.
Здесь вы можете посмотреть видеофайлы:
Исходный материал: мазут М100 и добавка «ИОН-М». В мазут М100 (500 мл) при температуре 60 С° добавляют ИОН-М в пропорции, затем добавляют воду до 30% к объему мазута и перемешивают. Через несколько минут можно видеть, что происходит связывание воды в мазуте. Фильм 25 минут
Та же организация провела другой эксперимент. Исходный материал: масло (СНО) и добавка «ИОН-М». В масло (СНО) также добавляют добавку «Катализатор «ИОН-М» в пропорции, затем – воду и перемешивают, отстаивают и поджигают. Процесс горения на пять с плюсом. Фильм 8 минут.
На 7 мин. 50 сек видно как горит мазут (СНО) с «Катализатором «ИОН-М»
Область применения мазута
Мазутом называют жидкий нефтепродукт, который представляет собой остаток после того, как из нефти или продуктов ее вторичной перегонки были выделены дистиллятные фракции. Они получаются при выкипании при 350-360 °C. Происхождение отражает даже название, которое происходит от турецкого mazut, означающего «отходы, отбросы после переработки нефти». Предлагаем подробнее рассмотреть, зачем нужен мазут, т. е. его применение в разных сферах жизни человека.
Свойства мазута
Состав и применение мазута напрямую связаны друг с другом. Он представляет собой горючую вязкую жидкость темно-коричневого или черного цвета. Конкретные физическо-химические свойства определяются химическим составом исходной нефти и степенью отгона дистиллятных (бензиновых, газойлевых и керосиновых) фракций. Главным показателем мазута выступает вязкость, которая колеблется в пределах 8-80 мм 2 /с. От нее зависит не только то, для каких целей будет использоваться мазут, но и условия транспортировки нефтепродукта, заполнения им емкостей и последующего слива. При понижении температуры вязкость возрастает, из-за чего перекачка по трубам и слив из емкости становится невозможным без предварительного подогрева.
Кроме вязкости важны следующие свойства:
Характеристики разных видов мазута
Каждая из характеристик имеет нормативные значения, поскольку от них зависит возможность использовать мазут по назначению. Например, зольность не должна превышать указанного уровня, поскольку зола, образующаяся при сгорании мазута, засоряет форсунки, из-за чего оборудование приходится периодически чистить. Еще зола ускоряет коррозию металлических деталей и негативно сказывается на экологической обстановке региона. Количество сернистых соединений тоже ограничивается по причине ядовитости и ускорения коррозионных процессов.
Мазут обладает высокой степенью загрязнения. При его сжигании на открытых пространства выделяется большое количество черной копоти, вредной для человека и окружающей среды. В сравнении с бензином и керосином мазут считается малоопасным для человека (относится к IV классу опасности). Но необходимо помнить, что при возгорании продукта в атмосферу выделяются опасные пары. Для тушения в таких случаях используют углекислый газ или специальную химическую пену.
Марки мазута
Согласно п. 3.1 ГОСТ 10585-2013, в зависимости от того, где применяется мазут, его классифицируют на несколько марок:
При перевозке нефтепродукта поддерживается необходимый температурный режим
Плотность мазута
Применение мазута
К основным областям применения мазута относятся промышленность, флот, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство. Нефтепродукт применяют в качестве котельного топлива. Из марок М-40 и М-100 производят флотский мазут, а еще бункерное топливо и тяжелое моторное топливо для крейцкопфных двигателей (в них шатун и поршень связаны между собой крейцкопфом (ползуном).
В бытовых условиях нефтепродукт применяется для отопления частных жилых домов. Топливо подходит для отопительных систем низкой и средней мощности. Еще его применяют в фермерском хозяйстве с целью заготовки на зиму сена, фруктов и овощей, т. е. для изготовления кормов для животных.
Для чего и где используют мазут определенных марок:
Здесь перечислены те сферы, где применяют мазут в чистом виде. Но этим его использование не ограничивается, поскольку он может подвергаться вторичной переработке. Другой сферой применения мазута в промышленности является производство продуктов его перегонки. Яркий пример – гудрон, который нужен для изготовления битума и остаточных масел. Битум, в свою очередь, широко применяется в дорожном строительстве и производстве изоляционных и отделочных материалов, таких как рулонная гидроизоляция и битумная черепица.
Продукты переработки мазута и их применение – одна из популярных тем в промышленности, поскольку подобные нефтепродукты используются в ее крупнейших отраслях. Кроме битума в эту категорию входят:
Вывод
Если говорить о применении мазута кратко, можно сказать, что это разновидность топлива, которое используется в различных отопительных системах, технологических установках, силовых агрегатах и специальной технике. Продукт широко распространен в бытовых условиях, сельском хозяйстве и промышленности, он может обслуживать производства разного уровня. Мазут может подвергаться дальнейшей переработке для получения битума, различных видов топлива и остаточных масел, которые получили не менее широкое распространение во многих сферах жизни человека.
Смежные материалы
Эксплуатационные свойства нефтепродуктов
Под механическими примесями подразумеваются такие вещества, которые обычно находятся в слоях нефти и нефтепродуктов в виде взвеси или осадка, задерживаемые фильтром. Такие примеси негативно влияют на работу двигателей и другого оборудования, поэтому их концентрация в нефтепродуктах строго стандартизируется определёнными нормами. Так, степень чистоты масла оценивают, исходя из числа фильтрации и количества осадка, которые задерживает фильтр.
Мазут
Мазут – это нефтепродукт, состоящих из остаточных веществ, образуемых после переработки нефти и отгонки из нее основных фракций. Выступает разновидностью тяжелого жидкого топлива, используемого в отопительном оборудовании во многих сферах: сельскохозяйственной, нефтеперерабатывающей, металлургической, судовой.
Фракционный (химический) состав мазута
Мазут – жидкость темно-коричневого, иногда почти черного цвета. В составе присутствуют разные химические вещества:
Содержание химических элементов в составе:
Кроме них состав включает некоторое количество механических примесей и воды.
Способы получения мазута
Основной способ получения мазута – выделение из нефти посредством выкипания при температуре 350-360 °C фракций: газойлевых, керосиновых, бензиновых. Небольшие объемы производства приходятся на изготовление из горючих сланцев или каменного угля. Физико-химические характеристики мазута могут различаться в зависимости от того, какой состав имела исходная нефть и какова была степень ее переработки.
Технические характеристики
Основное свойство мазута – вязкость, от которой зависят:
Ее измеряют в единицах условной вязкости (°ВУ). Характеристику определяют как отношение временных показателей: времени истечения 200 мл мазута при заданной температуре окружающей среды к времени истечения того же объема очищенной воды при 20 °C.
Другие важные характеристики:
Виды мазута
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 10585-2013 выделяется несколько марок мазута:
Способы (область) применения
Мазут активно применяют на производстве, в судовых генераторах и гражданских котельных станциях. Основное назначение – топливо для перечисленных установок. При использовании мазута важно учитывать, что у него высокие загрязняющие свойства. Сгорая на открытом пространстве, продукт выделяет черную копоть, которая токсична для человека и окружающей среды.
Особенности транспортировки и хранения
Мазут перевозят водным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Последний наиболее распространен, включает разные виды: прицеп-цистерну, автоцистерну, цистерну-термос, полуприцеп-цистерну. Для транспортировки на большие расстояния используют трубопроводы.
Перевозка осуществляется по требованиям ДОПОГ (ADR), которое представляет собой соглашение, определяющее правила транспортировки опасных грузов. У организации, осуществляющей перевозку, должна быть соответствующая лицензия на оказание таких услуг.
При низких температурах мазут становится более вязким, из-за чего становится труднее его транспортировать и перекачивать. Чтобы решить проблему, вязкость нефтепродукта повышают путем предварительного подогрева.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Основным регламентирующим документом выступает ГОСТ 10585-2013, содержащий технические условия для получения мазута, который в дальнейшем применяется в качестве топлива.