Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Методика рейтинговой оценки

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по большому количеству показателей, характеризующих финансовое состояние, рентабельность и деловую активность с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по сравниваемым показателям.

Для построения сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности могут быть использованы различные алгоритмы.

Наиболее простые алгоритмы могут быть использованы в случае, если отобранные исходные показатели растут при улучшении финансового положения. Отметим, что система показателей А.Д. Шеремета и Р.С. Сейфулина обладает этим свойством, за исключением одного показателя — индекса постоянного актива. Укажем два типа алгоритмов получения рейтинговой оценки:

1. Рейтинговое число может быть определено, например, по формулам следующего типа:

где R — рейтинговое число j-го предприятия; x — i-й показатель j-го предприятия; i — порядковый номер показателя; m — количество показателей, используемых для оценки каждого предприятия; ki — весовой коэффициент i-го показателя, который назначается путем экспертной оценки; n — показатель степени усреднения, который назначается также путем экспертной оценки, обычно n = 1,00 или 2,00.

При таком алгоритме оценки наивысший ранг в рейтинге получает предприятие, имеющее наибольшее рейтинговое число.

2. Рейтинговое число определяется по формуле:

где Rj — рейтинговое число j-го предприятия; хij — i-й показатель j-го предприятия; i — порядковый номер показателя; m — количество показателей, используемых для оценки каждого предприятия; ximin — минимальное нормативное значение i-го показателя.

При таком алгоритме оценки наивысший ранг в рейтинге также получает предприятие, имеющее наибольшее рейтинговое число. Кроме того, предприятия c рейтинговым числом менее 1,00 относятся к имеющим неудовлетворительное финансовое состояние.

Можно указать следующий известный пример рейтингового числа, определяемого по формуле:

где x1 — коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; x2 — коэффициент текущей ликвидности; x3 — коэффициент оборачиваемости выручки от реализации к активам; x4 — коэффициент рентабельности выручки от реализации по операционной прибыли; x5 — коэффициент рентабельности собственного капитала по балансовой прибыли.

Источник

Методика рейтингового анализа

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются:

— сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период;

— обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, их классификация и расчет итогового показателя рейтинговой оценки;

— классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Система показателей для рейтинговой оценки базируется на данных публичной отчетности предприятий. Это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса. Оно также позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.

Исходные показатели подразделяются на четыре группы:

♦ показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности;

♦ показатели оценки эффективности управления;

♦ показатели оценки деловой активности;

♦ показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.

В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия представляют собой отношение прибыли к тем или иным средствам (имуществу) предприятия, участвующим в получении прибыли.

В действующей отчетности нет данных о чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. Поэтому величина чистой прибыли определяется по данным отчета о прибылях и убытках (форма № 2 годовой и квартальной отчетности) по формуле:

Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Эффективность определяется отношением прибыли ко всему обороту (реализации продукции, работ, услуг).

В третью группу включены показатели деловой активности предприятия.

В четвертую группу включены показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

Исходные данные для рейтинговой оценки целесообразно рассчитывать на основе усредненных значений статей баланса.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности и с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Эталоном сравнения является как бы самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие. В большинстве случаев эталонное предприятие может формироваться из показателей работы объектов, принадлежащих различным отраслям деятельности.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий.

2. По каждому показателю находится максимальное или оптимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (m + 1).

3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки(70) или Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки(71)

4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки(72)

5. Предприятия, ранжируются в порядке возрастания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг (1-е место) имеет предприятие с минимальным значением R. Алгоритм получения рейтинговой оценки также может быть модифицирован, в частности:

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки(73)

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки(74)

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки(75)

Формула (73) определяет рейтинговую оценку для j-ro анализируемого предприятия по максимальному удалению от начала координат, а не по минимальному отклонению от предприятия-эталона. Иначе говоря, наивысший рейтинг имеет предприятие, у которого суммарный результат по всем однонаправленным показателям выше, чем у остальных.

Формула (74) является модификацией формулы (73). Она учитывает значимость показателей, определяемую экспертным путем.

Формула (75) также является аналогичной модификацией основной формулы расчета рейтинга. Она учитывает значимость отдельных показателей при расчете рейтинговой оценки по отношению к предприятию-эталону.

Основные характеристики методики рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности следующие:

— методика базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке финансовой деятельности предприятия;

— оценка осуществляется на основе данных публичной отчетности предприятия;

— рейтинговая оценка является сравнительной;

— для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Методика делает количественно измеримой проблему оценки надежности делового партнера по результатам его текущей и предыдущей деятельности.

Несомненно, что система финансовых коэффициентов, с точки зрения эффективности рейтинговой оценки финансового состояния предприятия, должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Финансовые коэффициенты должны быть максимально информативными и давать целостную картину устойчивости финансового состояния предприятия.

2. В экономическом смысле финансовые коэффициенты должны иметь одинаковую направленность.

3. Для всех финансовых коэффициентов должны быть указаны числовые показателе минимального удовлетворительного уровня или диапазона изменений.

4. Финансовые коэффициенты должны давать возможность проводить рейтинговую оценку предприятия как в пространстве (т.е. в сравнении с другими предприятиями), так и во времени (за несколько периодов).

На основе этих требований существуют система показателей и методика рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия.

Методика рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия

В общем виде алгоритм определения рейтингового числа анализируемого предприятия выглядит следующим образом.

По установленным алгоритмам на основе данных баланса и других форм отчетности вычисляются финансовые коэффициенты.

Рейтинговое число определяется по формуле:

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки, (76)

Кi – i-й коэффициент;

— весовой индекс i-ro коэффициента.

Финансовое состояние предприятий с рейтинговой оценкой менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

Для определения рейтинга предприятий целесообразно использовать пять показателей, наиболее, часто применяемых и наиболее полно характеризующих финансовое состояние:

1. Обеспеченность предприятия собственными средствами (Кос).

2. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл).

3. Интенсивность оборота авансируемого капитала (Ки).

4. Эффективность управления предприятием (КЭУ).

5. Рентабельность предприятия (КР).

Согласно формуле (76), выражение для рейтингового числа, определенного на основе перечисленных пяти показателей, выражается следующей формулой:

Рассчитав данные коэффициенты по соответствующим формулам и подставив их в формулу (77), определяем рейтинговую экспресс-оценку финансового состояния предприятия.

Источник

Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия

Привет, на связи Василий Жданов в статье рассмотрим рейтинговую оценку финансового состояния предприятия. Для любой компании очень важным является измерение ее финансового состояния с помощью рейтингов. Такая методика чаще применяется для сравнительной характеристики компании в отрасли в сравнении конкурентами. Так как анализ оперирует относительными индикаторами, то эффективность такого способа максимальна.

Концепция оценки финансового состояния

Финансовое состояние предприятия — это поток денежных потоков, которые обслуживают продажу и производство его продукции. Дело в том, что между развивающимися темпами производства и экономическим состоянием организации существует система взаимозависимостей. Рост объёмов производства улучшит состояние компании, но её падение, наоборот, ухудшится. Но финансовое благополучие, в свою очередь, повлияет на производство: оно замедлит или ускорит производство.

Финансовое состояние предприятия будет зависеть от ряда показателей оборотного капитала, имущества, расчетов и платежей. Трудности в организации возникают из-за недостатка средств, недоступности кредитов, сокращения сроков их предоставления, неправильного инвестирования, их необоснованного использования и т. д.

Существует специальная методика анализа финансового состояния предприятия. Ее содержание заключается в прогнозировании и оценке деятельности организации по данному вопросу в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Финансовое состояние предприятия в этом случае следует рассматривать со следующих позиций:

Финансовое состояние предприятия будет успешным, если оно сможет существовать, развиваться, а также поддерживать баланс своих активов и пассивов в ситуации изменения внешней и внутренней реальности.

Финансовый анализ, таким образом, является попыткой разбить финансовую отчетность на компоненты на основе поставленной цели и установить отношения как между этими компонентами, с одной стороны, так и между отдельными компонентами и итогами этих статей, с другой.

Оценка стоимости бизнесаЧто лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценкиФинансовый анализ по МСФОЧто лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценкиФинансовый анализ по РСБУЧто лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки
Расчет NPV, IRR в ExcelЧто лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценкиОценка акций и облигацийЧто лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Введение в анализ финансового рейтинга

Понятие «рейтинг» означает комплексную оценку объектов одного типа по единой и сопоставимой шкале значений, проводимую по единому алгоритму с использованием прозрачной и доступной методологии. Рейтинг позволяет объективно оценивать преимущества и недостатки определенного субъекта в конкурентной среде схожих субъектов либо на равных начальных условиях, либо на определенный период времени с использованием единой методики оценки.

Очень часто разные пользователи финансового анализа компании, такие как кредиторы, инвесторы, менеджеры фирмы нуждаются в получении краткой и четкой сводной информации о ее финансовом состоянии.

С помощью расчета многочисленных соотношений можно получить представление только о некоторых конкретных сферах деятельности компании. Учитывая это, была разработана специальная рейтинговая система для оценки финансового состояния компании.

Рейтинговая методика основана на теории финансового анализа с использованием различных рейтингов.

Цель применения: распределение фирм по уровню риска на рынке.

При этом надежность состояния компании характеризуется ее способностями удовлетворять требования кредиторов, гасить свои долги, возвращать взятые кредиты, платить налоги и зарплату.

Ее методология включает расчет наиболее важных показателей фирмы и, в зависимости от их значений, определение итогового финансового рейтинга компании.

Преимущества применения рейтинговой методики

Основная цель оценки — сориентировать всех потенциальных пользователей в ситуации, сложившейся в системе субъектов предпринимательства, определить местоположение или их положение в совокупности объектов.

Расположение бизнес-объекта в списке рейтинга не определяет абсолютную надежность конкретного участника, а только степень, уровень надежности по сравнению с другими. Одним из результатов оценки является формирование рейтинга хозяйствующих субъектов в соответствии с системой показателей их финансового состояния. Получение информации позволяет анализировать возможность принятия управленческих решений.

При разработке методологии оценки следует учитывать, что пользователи информации по-разному заинтересованы в оценке производительности бизнес-систем в зависимости от их отношений с ними. Для владельцев рейтинги дают возможность получить информацию о внешних условиях компании по отношению к существующим конкурентам, а оценка потенциальных инвесторов помогает в выборе объекта инвестирования.

Субъекты бизнеса должны регулярно отслеживать собственные рейтинги, чтобы определять свою позицию, сохранить свой имидж, оценивать эффективность и определять стратегию дальнейшего развития. Формирование рейтинга является необходимым инструментом для надежного определения своей позиции и степени устойчивости по сравнению с другими конкурентами.

Рейтинги могут использоваться внутренними и внешними субъектами управления. Используя внутренние рейтинги, можно определять место экономического субъекта в данной системе и оценивать его конкурентов. Внешними пользователями могут быть инвесторы, поставщики, сотрудники и другие партнеры бизнес-субъекта.

Среди достоинств данного метода можно выделить:

Оценка финансового рейтинга

Итоговая оценка рейтинга учитывает важные параметры деятельности компании в целом. Ее построение основано на информации о мощностях фирмы, состоянии средств и т.д.

Важно! Обоснование выбранных показателей для оценки происходит в соответствии с теоретическими основами финансового анализа.

Критериальные уровни рейтинговой методики

При проведении рейтинговой методики в таблице ниже представлены классы критериального уровня показателей финансового состояния. Основные классы по показателям можно скачать тут.

Далее проводим расчеты по каждому из перечисленных в таблице 1 показателей. Расчет показателей будет проводиться на материалах условного предприятия ООО «Аллюр» за 2016-2018гг.

Финансовая отчетность компании за 2016-2018гг представлена ниже.

Основные применяемые показатели в рейтинговой методике

Методика подразумевает исчисление ряда показателей, представленных ниже.

Важно! Финансовый леверидж означает степень, в которой компания финансирует свою деятельность с использованием финансовых обязательств с фиксированной стоимостью, таких как задолженность и привилегированный капитал. Чем больше долгового финансирования компания использует, тем выше ее финансовый рычаг и подверженность финансовому риску.

Пример № 1. В таблице ниже представлен расчет эффекта финансового рычага.

Расчет эффекта финансового рычага ООО «Аллюр» в 2016-2018гг

№ п/пПоказательЕдиница измеренияРасчет2016г.2017г.2018г.
1Собственный капиталт.р.17533133743954
2Заемный капиталт.р.206193863635182
3ИТОГО капиталт.р.стр.1+стр.2381525201039136
4Операционная прибыльт.р.3186-3461-765
5Ставка процента по заемному капиталу%12,512,512,5
6Сумма процентов по заемному капиталут.р.стр.2*стр.5/1002577,384829,54397,75
7Ставка налога на прибыль%202020
8Налогооблагаемая прибыльт.р.1816-5143-11663
9Сумма налога на прибыльт.р.стр.7*стр.8/100363,2-1028,6-2332,6
10Чистая прибыльт.р.1369-4160-9420
11Рентабельность собственного капитала%стр.10*100/стр.17,80813-31,105-238,24
12Эффект финансового рычага%7,22836-72,176-1696,7
13Класс в рейтинге511

2.Расчет финансовой устойчивости.

Пример № 2. В таблице ниже представлен расчет финансовой устойчивости компании.

Расчет финансовой устойчивости компании ООО «Аллюр» за 2016-2018гг, т.р.

Источник

Итоговая рейтинговая оценка финансового состояния предприятия

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Содержание комплексной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия

Методики рейтингового анализа

Комплексная оценка финансового состояния предприятия является завершающим, наиболее важным элементом анализа его финансового состояния. При этом могут быть выделены два принципиальных подхода к комплексной оценке финансового состояния предприятия.

Первый подход связан с рейтинговой оценкой финансового состояния. Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика предприятия, определяющая его место на рынке. Рейтингом предприятия можно рассматривать меру оценки путем отнесения к какому-либо классу, группе в зависимости от количественных и качественных характеристик его деятельности. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является инструментом внутрихозяйственного, но в большей степени межхозяйственного сравнительного анализа, оценки его инвестиционной привлекательности. Основными пользователями результатов рейтинговой оценки являются банки, страховые компании, фондовый рынок, инвесторы.

Определение рейтинга может базироваться на системе абсолютных и относительных показателей либо на сочетании тех и других. Однако на практике в большинстве случаев применяются относительные показатели. При определении рейтинга принципиальное значение имеют объективность и точность выбора системы показателей, положенной в основу расчета рейтинга, методики их исчисления, качество информационной базы расчета и алгоритмы определения собственно рейтинга как количественной оценки, позволяющей ранжировать предприятия.

Можно выделить три основных этапа разработки систем рейтинговой оценки:

1. Отбор и обоснование системы показателей, используемых для расчета рейтинга.

2. Формирование нормативной базы по каждому показателю.

3. Разработка алгоритма итоговой рейтинговой оценки финансового состояния.

В качестве показателей, используемых для расчета рейтинга, отбираются наиболее значимые с точки зрения оценки различных аспектов деятельности предприятия: имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, интенсивности и эффективности использования ресурсов, положения на рынке ценных бумаг. При этом отобранные для оценки рейтинга показатели не должны быть функционально зависимыми, не должны дублировать друг друга.

Нормативные значения по каждому из показателей могут устанавливаться с учетом анализа результатов исследований отечественных и зарубежных специалистов, собственных наблюдений, отраслевой специфики. Основное требование к нормативным значениям показателей – непротиворечивость, т.е. они должны согласовываться между собой. Как правило, нормативные значения показателей устанавливаются по классам надежности: первый – лучший, последний – худший.

Алгоритм итоговой рейтинговой оценки может быть построен двумя способами:

1. Использование экспертно-балльного метода.

2. Формирование интегрального показателя.

В первом случае каждому классу надежности ставится в соответствие определенное число баллов (как правило, первому – наибольшее, последнему – наименьшее) и формируется нормативная база по рейтинговому числу, т.е. рейтинговые группы, каждой из которых соответствует определенный диапазон по числу баллов. Рейтинг определяется суммированием баллов.

Во втором случае на основе отобранных для рейтинга показателей формируется искусственный показатель, зависящий от них функционально, для которого определяется свое нормативное значение. Яркие примеры подобного рода показателей – экономико-статистические факторные модели прогнозирования вероятности банкротства (z-счет Альтмана и др.), учитывающие влияние основных показателей финансового состояния на вероятность банкротства предприятия.

Следует отметить, что в обоих случаях при неравнозначности показателей или их групп требуется введение весовых значений (коэффициентов весомости), характеризующих их значимость для расчета рейтинга, а расчет производить по средневзвешенной.

Второй принципиальный подход к комплексной оценке финансового состояния предприятия связан с применением факторного моделирования наиболее важных показателей рентабельности (рентабельности активов, финансовой рентабельности, рентабельности производственных фондов и т.д.), а также с построением факторной модели коэффициента устойчивости экономического роста.

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

При использовании в процессе анализа различных показателей и коэффициентов, характеризующих платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость иногда получают противоречивые данные. Такая ситуация требует обобщающей оценки финансового состояния.

Для быстрого проведения рейтинговой оценки можно воспользоваться более простым вариантом, в котором используются следующие показатели:

— коэффициент критической ликвидности;

Полученные при расчетах значения данных коэффициентов классифицируются следующим образом (табл. 6.1).

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Каждому из показателей соответствует рейтинг в баллах (табл. 6.2).

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Для определения обобщающей оценки необходимо классность каждого показателя (табл. 6.1) умножить на его рейтинговое значение (табл. 6.2) и определить общую сумму баллов по трем коэффициентам.

В зависимости от итоговой суммы баллов, классность предприятия определяется по следующей шкале:

I класс: от 100 до 150 баллов;

II класс: от 151 до 220 баллов;

III класс: от 221 до 275 баллов;

IV класс: свыше 275 баллов.

К первому классу относятся предприятия с устойчивым финансовым положением, что подтверждается наилучшими значениями, как отдельных показателей, так и рейтингом в целом.

Ко второму классу относятся предприятия, финансовое состояние которых устойчиво в общем, но имеются незначительные отклонения от лучших значений по отдельным показателям.

К третьему классу относятся предприятия повышенного риска, имеющие признаки финансового напряжения, для преодоления которых у предприятий есть потенциальные возможности.

К четвертому классу относятся предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.

Результаты анализа представлены в таблице 6.3.

Что лежит в основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки

Данные таблицы 6.3 показывают, что анализируемое предприятие относится ко второму классу, финансовое состояние которого устойчиво в общем, однако имеются незначительные отклонения от лучших значений по отдельным показателям.

В основу рассмотренной методики заложены жесткие оценки предприятия. Это вызывает затруднения в оценке классности, когда сумма баллов близка к пограничным значениям. В связи с этим методикой предусматривается подсчет ряда дополнительных показателей, таких как коэффициент рентабельности, коэффициент оборачиваемости, коэффициент соотношения заемных и собственных средств.

Каждому из перечисленных показателей присваивается определенное число баллов, затем сумма баллов по группе основных показателей уточняется. Этот вариант обобщающей оценки финансового состояния не является единственным или лучшим. Для сравнения рассмотрим методику рейтинговой оценки эмитента, предложенную А.Д. Шереметом.

Рейтинговая оценка учитывает все основные параметры деятельности предприятия. При ее построении используются данные о производственном потенциале, рентабельности и эффективности использования всех видов ресурсов, состоянии и размещении средств, их использовании и другие данные. Выбор показателей должен осуществляться согласно целям оценки и потребностям в аналитической оценке.

При этом выделяются четыре группы показателей:

— показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности (общая рентабельность, чистая рентабельность, рентабельность собственного капитала, общая рентабельность производственных фондов);

— показатели оценки эффективности управления (чистая прибыль на один рубль объема продажи, прибыль от продажи на один рубль объема продажи, прибыль до налогообложения на один рубль объема продажи);

— показатели оценки деловой активности (отдача всех активов, отдача основных фондов, оборачиваемость оборотных фондов, оборачиваемость запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость наиболее ликвидных активов, отдача собственного капитала);

— показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент критической ликвидности, индекс постоянного актива, коэффициент автономии, обеспеченность запасов собственными оборотными средствами).

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. База сравнения представляет собой сложившиеся высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов.

Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки представлен последовательностью действий:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (а ij) по строкам (i) номера показателей, по столбцам (j) номера предприятий.

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия.

3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

хij = а ij / max а ij (6.1)

4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

где Rj – рейтинговая оценка для j –го предприятия;

X1j, X2j, Xnj – стандартизированные показатели для j–го предприятия.

5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением R.

Алгоритм может применяться на дату составления баланса или в динамике. При составлении рейтинга в динамике показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста. Таким образом, получают оценку усилий предприятия по изменению показателя на перспективу.

Достоинства методики:

— она базируется на комплексном многомерном подходе к оценке финансовой деятельности предприятия;

— оценка осуществляется на основе публичной отчетности;

— оценка является сравнительной, так как учитывает реальные достижения всех конкурентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *