Что лопахин хотел сделать с вишневым садом
Образ и характеристика Лопахина — героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Происхождение, социальный статус
Купец Лопахин детство провёл в деревне, которая была во владении богатых дворян Раневских. Прошлое Лопахина было трудным. Его дед и отец были крепостными в имении Раневских, по сути, это были рабы, которых не пускали даже на кухню барского дома.
Отец Лопахина, видимо, был человек деловой. После отмены крепостного права он сумел скопить деньги и стал торговать, открыв в деревне лавку. Ермолай Алексеевич перенял отцовскую деловую хватку и сумел стать богатым купцом.
Характер
В коротких монологах Лопахина раскрываются привлекательные черты его характера:
Ермолай Алексеевич сумел скопить богатство, но он не жаден: даёт деньги взаймы Раневской, Симеонову-Пищику, хочет дать и Пете Трофимову на дорогу, но тот отказывается.
Уникальность и противоречивость образа Лопахина видна в отношении к нему Пети Трофимова. Именно Петя отмечает, что у Лопахина нежная душа, и что он хищный зверь («…у тебя тонкая, нежная душа…» «…как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадётся ему на пути, так и ты нужен»).
Действительно, в этом герое способность любоваться природой уживается с рациональным умом дельца. Чтобы помочь Раневской, которая из-за долгов потеряет имение, Лопахин предложил вариант спасения усадьбы: отдать вишнёвый сад и землю в аренду под дачи, тем более деревья в саду очень старые и скоро, вероятно, погибнут. Ермолай Лопахин предложил для спасения вишнёвого сада обновить его, ведь дачники займутся хозяйством, посадят деревья, и тогда, по словам героя, «вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…» В этом видна не только рациональность, деловитость Лопахина, но и его понимание красоты старого вишнёвого сада, который нуждается в обновлении.
Отношение Лопахина к окружающим людям
Вариант спасения усадьбы, предложенный Лопахиным, совсем не устраивает Раневскую и её брата Гаева. Они слышать даже об этом не хотят. «Дачи и дачники — это так пошло…» — говорит утончённая дворянка Раневская, которой грозит разорение. И Гаев с ней совершенно согласен. Лопахин, устав их вразумлять, в ярости кричит Гаеву: «Баба вы!» А легкомысленная Раневская снова уводит разговор в сторону, не желая обстоятельно обдумать, как избежать разорения.
Лопахин хочет помочь Раневской, потому что с детства очень хорошо к ней относится. Он до сих пор помнит, как его, пятнадцатилетнего, отец ударил, из носа пошла кровь, и Раневская, тогда молоденькая, подвела его к рукомойнику, чтобы умылся, и ласково утешала.
Лопахин считает Любовь Андреевну хорошим, лёгким, простым человеком. Он любит её, как родную, помнит, что она сделала для него много хорошего.
Когда Лопахин купил на аукционе вишнёвый сад, Раневская горько плакала. Ермолай Алексеевич жалеет её. Но не он ли всё время старался внушить ей, что имение можно спасти и предлагал свой вариант спасения? Если бы вишнёвый сад купил не он, а богач Дериганов, бывшим хозяевам сада было бы не легче.
К Леониду Андреевичу, брату Раневской, Лопахин относится с презрением, так как тот, по его мнению, слабохарактерный, ленивый человек. Лопахин отличается от Гаева трудолюбием, силой характера, деловитостью. А Гаев относится к Ермолаю Алексеевичу тоже с презрением, считая его хамом и кулаком.
С приёмной дочерью Раневской Варей у Лопахина сложные отношения. Они нравятся друг другу, Варя уже два года ждёт от Ермолая Алексеевича предложения, но он его не делает. Как говорит Варя, «он или молчит, или шутит». Она считает, что ему не до неё, так как он всегда занят делом. Возможно, так оно и есть, но существуют и другие мнения о том, почему Лопахин не женится на Варе. Он и рад бы сделать Варе предложение, но она даже при их свидании наедине говорит только о домашних хлопотах, не оставляет пауз, сбивает настроение. При этом она не смотрит на него, оглядывает вещи, что-то ищет в них. Не дождавшись от неё даже взгляда, Лопахин так и не понимает, любит ли она его. Не получив от гордой Вари ни сигнала, ни намёка о взаимности, Лопахин решает не делать ей предложение.
Есть ещё одно предположение: Лопахин не сделал предложение Варе, скорее всего, не из-за своей нерешительности (он ведь очень решительный человек), а из-за того, что с отрочества безответно любил Раневскую. Это только предположение, но вспомним его слова, обращённые к ней: «…люблю вас, как родную… больше, чем родную» (действие 1).
Вывод
Не сумев убедить Раневскую и Гаева, что нужно, чтобы им не разориться окончательно, сдать вишнёвый сад в аренду, Лопахин сам покупает его на аукционе. Двойственность его характера видна в эпизоде, когда он сообщает об этом Любови Андреевне. Ермолай Алексеевич не может сдержать радости — ведь он смог купить имение, которое строили его предки. Но в то же время Лопахин до слёз жалеет Раневскую и укоряет её, что она не послушалась его. Да, он, прежде всего, делец, который работает с утра до вечера ради максимальной выгоды, но, в то же время, у него отзывчивая душа, он желает, чтобы изменилась «нескладная, несчастливая жизнь».
Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» — это образ нарождающегося типа русского предпринимателя. Автор гениально, с помощью речи и поступков этого героя выводит из тени новый класс общества — буржуазию, приходящую на смену дворянству.
Характеристика образа Лопахина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова в вопросах и ответах (Лопахин, Раневская и др.)
«Вишневый сад». Действие первое. Художник Б. Йогансон |
Пьеса «Вишневый сад» является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова.
В этой статье представлен анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова, вопросы и ответы о героях произведения (Лопахине, Раневской и др.).
Анализ пьесы «Вишневый сад» Чехова в вопросах и ответах
Лопахин хочет помочь Раневской, потому что когда-то в прошлом та помогала ему. Лопахин очень хорошо относится к Раневской и благодарен ей за доброе отношение к нему в прошлом.
Зачем и почему Лопахин покупает вишневый сад?
Лопахин покупает вишневый сад (в составе имения Раневской), потому участок находится в прекрасном месте. Имение с вишневым садом может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором его отец и дед были крепостными.
Почему сад достается именно Ермолаю Лопахину?
Сад достается именно Ермолаю Лопахину, потому что на аукционе он дает за него самую высокую цену. Судя по всему, цена в ходе торгов поднимается довольно высоко, но Лопахин не жалеет денег и наконец покупает имение с вишневым садом.
Есть мнение, что Лопахин не женится на Варе из-за своей нерешительности. Однако в ходе пьесы этот герой не раз демонстрирует свою решительность и целеустремленность в делах. Когда Лопахин хочет чего-то (например, выкупить вишневый сад), он проявляет настойчивость. Вероятно, он не делает Варе предложение, потому что не хочет жениться на ней.
Как расценивать приобретение Лопахиным вишневого сада?
Справка. Лопахин Ермолай Алексеевич. Купец, прямой потомок тех, чьи лица “смотрят из каждого вишневого дерева в саду”. Старается помочь старым собственникам сада, но неожиданно в результате аукциона сам становится владельцем сада и собственноручно уничтожает красоту.
Так же удивительно сложным, многогранным есть характер Лопахина. Он очень далекий от традиционного типа капиталиста эксплуататора, который служит одному Богу – деньгам. Это чувствительный человек, которого не чужое понимание прекрасного, в частности волшебной красоты
Самая поэтическая характеристика вишневого сада – “имение, лучшее за которое нет в мире” – принадлежит именно ему. Он не обычный делец, а человек с “душой артиста”. Когда Лопахин говорит о России, в его словах – искренняя любовь к родине: “Иногда, когда не спится, я думаю: “Господи, ты дал нам огромные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя здесь, мы сами имели бы по-настоящему быть великанами”.
Он трезво воспринимает мир, имеет практические знания и здравый ум. “У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа”, – говорит
Он хочет, чтобы его деятельность приносила пользу людям, оказывала содействие прогрессу общества. В его отношении к Раневской, Трофимова много доброго, кроткого, умного. И одновременно Лопахин переживает свое финансовое завоевание имения Любови Андреевны горячо и восторженно, как осуществление мечты ребенка из крепостной семьи, как свою самореализацию, и становится в этом триумфе более чем неделикатным по отношению к бывшим собственникам.
“Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин рубит топором вишневый сад, как падают на землю деревья. Настроим дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь… Музыкант, играй!”… (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул случайно столик, и чуть не упустил канделябры.) За все могу заплатить! (Выходит с Пищиком.) (Фрагмент телеспектакля).
Это не такой простой вопрос: зачем купил, зачем уничтожает чудесный сад? Ради денег? Для наживы? Не только.
Была еще одна причина, возможно, и не осознанная им до конца: месть за позорное прошлое: “Я купил имение, где отец и дед были рабами, где их не пускали даже к кухне… Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…”
Есть у Чехова еще один актуальный образ – Яша, тот самый “грядущий хам”, о котором столько писали русские критики на границе столетий. Аморальный и бесстыдный, он единый персонаж в произведении, которое чувствует себя комфортно. Язык его дерзкий и наглый (“Надоел ты, дед. Хотя бы околел”, – так он разговаривает с Фирсом).
Имея грязные мысли и вульгарные манеры, он считает себя культурным человеком на основании того, что посетил Париж: “Сами видите, – убеждает он Раневскую взять его с собой за границу, – “страна не просвещена, народ аморальный, притом скука, на кухне кормят плохо…” Яша – обычный человек массы, основа общества потребления, которая представляет угрозу духовности.
Лопахин будто бы и есть реальный хозяин жизни. У него, сила, ум, способности. Он деятельный и трудолюбивый (просыпается в пять утра). И все таки триумфатор капиталист Лопахин не победитель, так как осуществил не то, ради чего втянулся в торги за сад.
Его мечта – спасти имение для Раневской, одолжив ей деньги, – завершилась банальным прибыльным проектом.
И вдобавок он безобразный в своем триумфе: они еще не оставили родительного гнезда, как Лопахин в неудержимом захвате начинает собственноручно рубить вишневые деревья. Противоречивость образа выясним в его отношении к другим героям.
На первый план выдвигается проблема этических потерь или приобретений человека. Лопахин замахнулся топором на что-то больше, чем вишневый сад. Ведь вишневый сад в пьесе Чехова – не просто участок с плодовыми деревьями, не просто какая-то материальная ценность, которую можно продать или купить.
Это ценность эстетичная и этическая.
Герои будущего – Петя Трофимов и Аня – умные молодые люди их претензии к прошлому и настоящему убедительные. Под каждым, словом может подписаться любой культурный человек. Кто будет оспаривать у утверждения, которое “для того, лишь бы жить в настоящем, нужно сначала заслужить прощение наше прошлое, покончить с ним, а заслужить прощение его можно лишь чрезвычайной, непрерывной работой”?
Преодолеть прошлое, переварить его призывает Петя. Все его обвинение относительно русской интеллигенции благоприятные и актуальные и сегодня: “Значительное большинство той интеллигенции, которую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к работе пока не способная.
Дальше активную позицию занимают представители мини группы “Герои будущего”.
Справка. Петя Трофимов. Сын аптекаря, вечный студент. У него есть свои взлеты и падения.
Бывший гувернер сына Раневской так и остался “умным мальчиком”, предрасположенным к бесплодному философствованию и абстрактным разговорам. Он “выше за любовь”.
Справка. Аня. Забытая дочь Раневской.
Верит в проповеди Петра, который имеет на нее значительное влияние. Верит в прекрасное будущее, которое, по ее мнению, совсем рядом и которое построить легко и просто. Называют себя интеллигенцией, а слугам говорят “ты”, с мужиками ведут себя, будто со скотом, учат плохо, серьезно ничего не читают, ничего не делают, о науке только треплют, на искусстве не понимаются”.
Цель Петра – следующее поколение, воспитанию которых он стремится посвятить себя. “Человечество идет к высшей правде, высшему счастью, которое только возможное, и я в первых лавах”, – провозглашает он. А в ответ слышит ироническое лопахинское: “Дойдет?”
Related posts:
Образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»: описание характера, отношения с Раневской и Варей
Ермолай Лопахин (актер Д. Гарнов). Спектакль «Вишневый сад». Белгородский драм. театр им. Щепкина. |
Купец Ермолай Алексеевич Лопахин является одним из главных героев пьесы «Вишневый сад» Чехова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»: описание происхождения, личности и характера героя.
Также вы найдете описание отношений Лопахина с Раневской и Варей, а также отношение к нему других героев.
Образ и характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад»
Внешность Лопахина:
«. я вот в белой жилетке, желтых башмаках. »
«. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста. »
Возраст Лопахина не указан в пьесе. Вероятно, ему от 30 до 40 лет. Он младше Раневской:
«. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая. «
Отец и дед Лопахина были крепостными («рабами») в имении Раневской:
«. Мой отец был крепостным у вашего деда и отца. »
«. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. »
«. Твой отец был мужик. » (Петя Трофимов об отце Лопахина)
«. ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»
У Лопахина было трудное детство. В детстве он ходил босиком зимой, отец бил его палками:
«. Мой папаша меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. »
«. их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал. «
Лопахин не может сидеть без дела:
«. Я все болтался с вами, замучился без дела. Не могу без работы, не знаю, что вот делать с руками; болтаются как‑то странно, точно чужие. «
У Лопахина тонкая, нежная душа:
«. Как‑никак, все‑таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»
Лопахин дает деньги в долг Симеонову-Пищику и Раневской:
«. (Подает Лопахину деньги.) Четыреста рублей… За мной остается восемьсот сорок. »
«. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы. » (слова Раневской)
Раневская считает Лопахина хорошим и интересным человеком:
«. Что ж, Варя, я буду очень рада. Он хороший человек. »
«. Хочешь – выходи за Лопахина, он хороший, интересный человек. «
Симеонов-Пищик считает Лопахина достойнейшим человеком:
«. Человек, надо правду говорить… достойнейший…»
Варя считается Лопахина хорошим человеком:
«. Он хороший человек, мне нравится. «
Гаев считает Лопахина хамом и кулаком:
«. Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно. Пускай говорит. «
Петя Трофимов любит Лопахина, но считает его хищным зверем:
«. Как‑никак, все‑таки я тебя люблю. »
«. Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен. «
Отношения Лопахина и Раневской
Лопахин знает Раневскую с детства. Она была молодой девушкой, когда ему было 15 лет:
«. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая. «
Раневская сделала много хорошего для Лопахина. И он за это любит ее как родную:
«. вы, собственно вы, сделали для меня когда‑то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную. «
Лопахин хорошо относится к Раневской:
«. Любовь Андреевна Хороший она человек. Легкий, простой человек. »
«. вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть. «
Лопахин искренне восхищается Раневской:
«. Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить… Вы все такая же великолепная. »
«. чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. «
У Раневской и Лопахина доверительные отношения:
«. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по‑прежнему. «
Лопахин постоянно одалживает Раневской деньги:
«. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы. «
Лопахин и вишневый сад
Лопахин хочет помочь Раневской избежать разорения. Он предлагает ей вырубить вишневый сад и сдать его в аренду:
«. если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода. »
«. нужно поубрать, почистить, например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…»
Но Раневская отказывается от проекта Лопахина. Ей жалко вырубать сад:
«. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что‑нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад. «
В конце концов Лопахин сам выкупает вишневый сад на торгах:
«. Вишневый сад теперь мой! Мой. «
Отношения Лопахина и Вари
Варя, приемная дочь Раневской, любит Лопахина:
«. Она вас любит, вам она по душе, и не знаю, не знаю, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю. »
«. Он хороший человек, мне нравится. «
Лопахину давно нравится Варя. Он считает ее хорошей девушкой:
«. Что же? Я не прочь… Она хорошая девушка.
«. Да и вам‑то давно нравится. «
Но Лопахин не делает Варе предложение. Она ждет предложения уже 2 года:
«. Мамочка, не могу же я сама делать ему предложение. Вот уже два года все мне говорят про него, все говорят, а он или молчит, или шутит. «
Лопахин так и не решается сделать предложение. Варя уезжает жить в другое место:
«. Я сам тоже не понимаю, признаться. Как‑то странно все… Если есть еще время, то я хоть сейчас готов… Покончим сразу – и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения. «
Образ и характеристика Лопахина (Вишневый сад)
Внешность и происхождение персонажа
Ермолай Алексеевич – выходец из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец бил сына палкой, не обеспечивал необходимым. Ермолай бегал по снегу босиком, нигде не учился. Крепостные дед и отец были «в рабстве» родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужиком». Под этим словом он подразумевает целый класс крепостных крестьян, работающих на хозяев. Мужиков не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко были хозяева. Из слов сына становится понятно, что отец по профессии, по роду занятий – торговец в лавке. Возможно, торговая жилка отца и переросла в предприимчивость сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не гордиться, а кичится своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: он сумел приобрести имение, о котором не могли бы и мечтать его предки.
Молодой купец аккуратен внешне. Странно, но автор не говорит о возрасте Лопахина. Можно только предположить ему где-то между 30 и 40. Ему было лет 15, когда Раневская была молодой и худенькой. Что подчеркивает классик в облике персонажа:
Скромные детали, но легко представляемый образ.
Характер героя
Лопахин показан с разных сторон. Его характер позволяет выбрать самые яркие черты:
Ермолай Лопахин очень занят. Он не упускает ни одной возможности увеличить свои капиталы.
Лопахин может нахамить, поэтому Гаев называет его кулаком. Мужчина не обращает внимания на такие реплики в свой адрес, возможно, Гаев не тот человек, к словам которого стоит прислушиваться. Трофимов сравнивает Ермолая с хищником. В сюжете пьесы хищническая натура проявляется очень ярко. Лопахин «проглотил» вишневый сад, не заметив, сколько горя он принес окружающим. Причем следует отметить, что часть из них ему близка.
Убеждения и авторитеты
Главное убеждение купца – значимость денег. Чем больше он крутится среди них, тем меньше видит порядочных людей. Все ему кажутся нечестными, завистливыми и злыми. Нельзя сказать, что деньги сделали Лопахина скупым человеком. ОН дает в долг, классик не уточняет условия долга, но не все хотят пользоваться щедростью купца. Петр Трофимов предпочитает остаться бедным, но не должником купца. Раневская с легкостью просит взаймы.
Лопахин и хозяева вишневого сада
Ермолай знает Раневскую с детства. Он относится к ней с нежностью. Из реплик героя зритель узнает, что хозяйка имения сделала для купца много хорошего. Любовь к женщине как к родному человеку, сестре, подруге. Отношения носят доверительный характер. Ермолай хочет, чтобы Раневская ему верила по-прежнему. Интересна фраза:
По мнению некоторых литературоведов, Ермолай Алексеевич любит Раневскую больше, чем родную. Светлое чувство, желание помочь проходят через весь сюжет, но другие считают, что для купца любовь к Любови Андреевне завершается судьбой вишневого сада. Он сам подрубает то, что хранил глубоко в душе.
Лопахин и приемная дочь Раневской
Приемная в семью девушка искренне любит Ермолая. Она надеется, что Лопахин хороший душевный человек. В разговоре с Любовью Андреевной Ермолай не отказывается от женитьбы: «Я не прочь…». Но уже больше 2 лет их мнимая связь звучит только в воздухе. Купец сторонится Вари, молчит в ее присутствии или шутит. В последних актах пьесы мать просит Лопахина предложить руку и сделать предложение, закончить с этой проблемой. В наборе слов монолога Ермолая много противоречий:
Читатель понимает, что Ермолай не готов. Он надеется, что все разрешиться само собой. Зачем сковывать себя узами брака сейчас, когда есть другое радостное событие? Приобретение вишневого сада открывает для купца новые возможности, а любовь остановить его жизнь. У купца нет времени на чувства, тем более что у любви нет реальной стоимости.
От исполнителя роли Лопахина зависит успех всей пьесы. Это мнение автора. Классик в центр действия ставит не настоящих владельцев сада, а будущего хозяина. Пьеса становится отправной точкой новой жизни каждого героя. Лопахин – причина изменений. Его трезвый взгляд, практичность, деловая хватка привлекают зрителей.