Что лучше альтруизм или эгоизм
Альтруизм или эгоизм: что побеждает в человеке?
Моральный принцип «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», оказывается, свойственен нам от природы.
Ученые из Института нейронауки и поведения человека в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США) провели два исследования, результаты которых говорят в пользу гипотезы о том, что склонность к альтруизму заложена в нас биологически, а не только культурно.
В первом исследовании участвовали 20 человек. Для начала они смотрели видео, в котором показывалось, как человеку причиняют боль – делают укол булавкой в руку. После этого участникам демонстрировали фотографии лиц с различными эмоциями – радостью, грустью, злостью, и просили повторить. Активность мозга отслеживалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Исследователей интересовали две группы структур мозга: та, что отвечает за эмоциональные и болевые переживания, и вторая группа, связанная с самоконтролем и регуляцией поведения.
Во второй фазе эксперимента участникам выдавали небольшую сумму денег (10$) и предлагали разделить их между собой и незнакомцем, о котором был известен только возраст и уровень дохода. Эксперимент повторялся несколько раз (с разными незнакомцами), при этом участник мог оставлять всю сумму себе или разделить ее в любой пропорции.
Сопоставив действия участников в ходе второго эксперимента с данными об активности их мозга, полученными в ходе первого эксперимента, исследователи обнаружили, что участники, склонные к самоконтролю, проявили изрядную скупость – в среднем они оставляли незнакомцу 1-3 доллара из 10. А участники с наибольшей активностью областей мозга, связанных с эмоциональными и болевыми переживаниями, были щедрее: они могли поделиться и 75% суммы.
anchiktigra
СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.
Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.
Не спрашивайте себя, что нужно этому миру, — лучше спросите себя, что воскресит вас из мертвых. А затем пойдите и сделайте это. Потому что больше всего миру нужны люди, воскресшие из мертвых.
Гарольд Уитмен
Педагогика — это мое призвание. Я обучаю руководителей фирм, студентов колледжа и трудных подростков из африканских гетто. Я занимаюсь преподаванием, потому что это делает меня счастливым, потому что это является для меня источником нынешних и будущих благ, наслаждения и смысла. Я занимаюсь преподаванием, потому что я этого хочу (поскольку я люблю это занятие), а не потому, что я обязан это делать (из некоего абстрактного чувства долга по отношению к другим).
Иными словами, я отнюдь не альтруист. Основная причина, по которой я чем-то вообще занимаюсь — будь то приятное времяпрепровождение с друзьями или благотворительная деятельность, — то, что это делает меня счастливым. Всеобщий эквивалент счастья— и в теории, и на практике — это конечная цель, к которой устремлены все мои помыслы и поступки.
От одной только мысли о том, что в своих действиях мы должны руководствоваться личной выгодой, заботой о собственном счастье, многим людям наверняка сделается не по себе. Ощущаемая ими неловкость проистекает из убеждения — будь то высказанного вслух или молчаливо подразумеваемого, — что долг — это основа всякой морали.
Как утверждает влиятельный немецкий философ восемнадцатого столетия Иммануил Кант, для того чтобы поступок имел моральную ценность, он должен быть совершен из чувства долга. Если же мы действуем из эгоистических соображений, тогда наш поступок никоим образом не может быть нравственным. Согласно Канту, если человек помогает другим, потому что хочет это делать, — поскольку он счастлив, когда совершает добрые дела, — какое бы хорошее дело он ни делал, его поступки не имеют никакой ценности с точки зрения морали.
Почти все философии и религии, которые, подобно учению Канта, отстаивают принцип самопожертвования как основу этики, исходят из абсолютно беспочвенного предположения, будто любой поступок, совершенный из эгоистических соображений, неизбежно приводит к ущемлению интересов других и что если мы не будем бороться со своими эгоистическими наклонностями, то неизбежно будем причинять страдания другим и игнорировать их потребности.
Однако подобное мировоззрение не допускает самой мысли о том, что мы вовсе не обязаны делать выбор между желанием помочь другим и желанием помочь самим себе. Эти варианты вовсе не являются взаимоисключающими. В действительности, как поясняет философ Ралф Уолдо Эмерсон, «одно из самых трогательных утешений в этой жизни — то, что ни один человек не может искренне попытаться помочь другому, не помогая при этом самому себ е ». Помощь себе и помощь другим неразрывно переплетены:
чем больше мы помогаем другим, тем счастливее становимся, а чем счастливее становимся, тем охотнее помогаем другим.
Вопрос: Вспомните, когда вы кому-то помогали. Попытайтесь воскресить все те чувства, которые испытывали тогда.
К огда мы заботимся о счастье других, это является для нас источником смысла и наслаждения, вот почему помощь людям — одна из необходимых составляющих счастливой жизни. Разумеется, очень важно не упустить из виду тот факт, что помогать другим и жить ради счастья других — это совершенно разные вещи. Если мы отодвигаем на второй план заботу о собственном счастье, мы причиняем самим себе вред и соответственно наносим ущерб своей природной склонности помогать другим. Несчастному человеку труднее быть великодушным и щедрым по отношению к другим людям, — а это прямой путь к еще более глубокому несчастью.
Для тех, кто подчиняется этике долга, обретение смысла и вместе с тем нравственная жизнь немыслимы без самопожертвования. Самопожертвование, по определению, не может доставлять наслаждения (иначе оно не было бы самопожертвованием). Следовательно, этика долга противопоставляет наслаждение смыслу.
Счастье не имеет ничего общего с самопожертвованием, с компромиссом между нынешним и будущим благом, между смыслом и наслаждением, между помощью самому себе и помощью другим. Счастье немыслимо без синтеза, без такой организации жизни, в которой все элементы, необходимые для счастья, пребывают в гармонии.
по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:
Эгоизм и альтруизм: что такое хорошо и что такое плохо?
Пожалуй, каждый второй с уверенностью скажет, что эгоизм – это плохо, а альтруизм – хорошо, ведь в нашем обществе сложилось чёткое представление о том, что эгоисты живут только для себя, руководствуясь исключительно своими интересами, альтруисты же живут ради других, ставя свои интересы на последнее место. Но на самом ли деле всё так однозначно? Ведь порою за поступками людей стоит совсем не то, что нам кажется.
Типичный пример – женщина, упрекающая своих детей:
«Я всю жизнь вам отдала, ничего не жалела, ради вас жила, ничего для себя, всё вам отдавала, а вы!…» Или сцена с «неблагодарным» мужем: «Я тебе отдала лучшие годы своей жизни, всё ради тебя делала, а ты…»
Чего греха таить, любят наши женщины жить ради своих близких, жертвовать собой, забывая о своих интересах и потребностях. Такие громче всех кричат о человеколюбии и альтруизме, поскольку свято верят в то, что сами являются олицетворением этого альтруизма.
Альтруизм и эгоизм
Альтруизм предполагает готовность бескорыстно действовать на пользу другим. Бескорыстно – значит без выгоды для себя, не ожидая каких-либо ответных действий в свою пользу. И тут возникает вопрос: если женщина жила ради мужа и детей, отдавая им всё и вся, забывая о себе, то к чему же теперь упрекать близких в том, что, дескать, они неблагодарные? Если она действительно действовала бескорыстно, значит ничего не ожидала. Или всё-таки ожидала какой-то выгоды? Выгода ведь может быть не только материальной, но и, так сказать, моральной, когда человек ожидает, что его будут благодарить, хвалить, возносить и т.д. В этой ситуации получается, что дети и муж воспринимаются как некий банк, в который женщина вносит определённый вклад, желая через какое-то время получить проценты в виде благодарности, уважения, похвалы и т.п. Разве это не проявление эгоизма? Пусть даже не осознаваемое.
Другой пример
Сейчас очень модно заниматься благотворительностью (помощь пожилой соседке, детскому дому, больным СПИДом, бездомным животным и т.п.). Если учесть, что некоторые люди делают это несколько демонстративно, то опять же возникает вопрос – на самом ли деле так уж чисты помыслы благотворителя или он ищет свою выгоду? Например, желание, чтобы его действия получили огласку и тем самым стать известным, желание привлечь к себе внимание определённых людей и заслужить их одобрение. Разве это не проявление эгоизма, который так осуждается обществом?
В принципе, тем, для кого совершаются эти добрые дела, не так уж и важно, ЧТО на самом деле двигало человеком. Особенно если необходимая помощь пришла вовремя. Суть не в этом. Суть в том, чтобы совершая добрые поступки, быть честным, прежде всего, с самим собой, хоть немного осознавая истинные причины своих действий.
Не стоит бояться быть эгоистом, поскольку все мы эгоисты с рождения. Не стоит бояться выглядеть смешным, помогая людям. Но как в эгоизме, так и в альтруизме должна быть разумная мера. Перекос в ту или иную сторону чреват плохими последствиями, как для других, так и для себя.
Новое видео:
Часто представительницы прекрасного пола сетуют, что им постоянно попадаются мужчины, которые думают только о себе. Однако так ли идеален тот, кто является противоположностью эгоисту?
Давайте узнаем скрытую правду о каждом типе мужчин и сделаем соответствующие выводы.
Чем особенна жизнь с альтруистом
• Забота, внимание, опека над своей половинкой не дают шанса даме сердца реализовывать личную врожденную необходимость заботы о партнере. Как следствие – возможное неудовлетворение у женщины от таких отношений при внешнем благополучии.
• Часто «боевая подруга» альтруиста замечает за собой и некое чувство неполноценности, когда ее мужчина привносит в мир добро и бескорыстие, которые не свойственны ей. Получается, что на фоне партнера часто ощущаешь себя не такой хорошей, поскольку не хочешь отдавать последнее для других.
• Чаще всего мужчины-альтруисты принадлежат к классическим подкаблучникам и маменькиным сынкам. Не всем дамам это по вкусу. Неумение такого мужчины сказать «нет» властной и деспотичной матери постепенно трансформируется в патологическое желание угождать и другим.
Преимущества жизни с эгоистом
Кажется, какие плюсы можно почерпнуть из жизни с человеком, для которого главное – личные интересы и блага? Не спешите бежать от него сломя голову. Во-первых, примите тот факт, что все люди – эгоисты, но в разной степени. Во-вторых, ознакомьтесь с преимуществами совместной жизни с этим типом возможного партнера:
• Находясь в паре с эгоистом, будьте уверены: ему рядом с вами хорошо и приятно. Натура этого типа мужчин такова, что при некомфортных отношениях мужчина давно бы попрощался с вами. Возможно, по-английски. Но ведь этого не происходит, правда?
• Вы всегда будете стремиться находиться в форме по всем фронтам, т.к. эгоист не будет долго терпеть неряшливого вида, запущенную фигуру, невкусные обеды или невнимание к себе.
Кроме того, кому-то нравится быть опекаемой и под постоянным вниманием любимого, а кто-то ценит независимость избранника и от избранника. Одно лишь можно утверждать наверняка: всегда важно уважение, взаимопонимание и стремление понять точку зрения, отличную от своей, при любом типе партнера. Звучит избито, но лучше рецепта для крепких отношений еще не придумано.
Эгоизм и альтруизм в современном обществе
Аннотация.В статье мы дадим определения таким понятиям как «альтруизм и эгоизм» выделим их цели, проявления. Рассмотрим их положительные и отрицательные черты. Приведем примеры «альтруизма и эгоизма»
Abstract. In the article we will give definitions to such concepts as «altruism and egoism» and highlight their goals and manifestations. Let’s consider their positive and negative features. Let’s give examples of «altruism and selfishness»
Ключевые слова: Эгоизм, альтруизм, общение, помощь, бескорыстие, поведение, выбор, вред, понятия
Keywords: Selfishness, altruism, communication, help, selflessness, behavior, choice, harm, concepts
Признавая человека социальным существом, мы имеем в виду, что человек обучен процессу общения со своим полом. На протяжении всей жизни он приобретает важные черты личности как для себя, так и для окружающих. Мы считаем дилемму «альтруизм-эгоизм» одним из важнейших аспектов социального взаимодействия. Можно ли их считать положительными или отрицательными? Действительно ли они такие положительные и отрицательные, как мы думаем? Являются ли их проявления социально обусловленными или на их индивидуальные концепции влияют разные ситуации?
В разумных пределах они отсутствуют. Однако если человек полностью забудет себя и свои интересы, это может нанести ему значительный вред. Часто окружающие начинают пользоваться добротой и добротой человека, перекладывают на него свои обязанности, постоянно занимают у него деньги и не возвращают их. Они знают, что им никогда не откажут, и им всегда помогут, даже если в этом нет особой необходимости.
Различайте рациональный и иррациональный эгоизм. В первом случае человек оценивает и взвешивает последствия своих действий. В результате он делает то, что считает правильным и удобным. Иррациональный эгоизм предполагает поспешные и импульсивные действия, которые могут привести к неприятным последствиям для окружающих.
Кажется, что эти противоположные понятия не могут сочетаться в одном человеке и не имеют ничего общего. Традиционно мы привыкли рассматривать эгоизм как отрицательную черту личности. Люди, у которых он есть, вызывают осуждение и порицание со стороны общества. Альтруизм, напротив, предполагает положительную оценку. Люди всегда уважали самоотверженность и героизм. Фактически, понятия альтруизма и эгоизма нельзя разделить. И альтруизм, и рациональный эгоизм основаны на морали и этике. Ценность человеческой жизни неизмеримо велика, как чужая, так и собственная. Следовательно, если человек стремится к личной выгоде и реализации своих потребностей, это, конечно, нельзя считать плохим, при условии, что от этого не страдают другие люди. Также нужно помнить, что человек может меняться в зависимости от полученного жизненного урока. В людях могут чередоваться эгоизм и альтруизм. Например, если человек, совершивший благородный поступок, получает осуждение вместо благодарности или если его физические и моральные способности совершать добрые дела исчерпаны, то он может стать эгоистом. Заботу о себе тоже можно заменить альтруизмом, если для этого создать подходящие условия.
Американские социальные психологи предлагают следующие объяснения возникновения альтруизма в человеческом поведении:
— причина желания помочь другому кроется во внутреннем сочувствии каждого человека;
— человек помогает другим из-за желания преодолеть негативное состояние, в котором он находится в данный момент. Видя чью-то боль или страдание, человек хочет от них избавиться. Помогая, он устраняет источник своего дискомфорта.
Альтруизм проявляется в эмпатии, в концепции эмоционального состояния другого человека и в способности его разделять. Но один человек, если он не испытал ничего подобного, не может сопереживать другому. Мы понимаем, что это плохо, страшно, неприятно или наоборот хорошо, счастливо, у человека высокий дух. У нас есть сочувствие, то есть мы разделяем эмоции другого человека, которые в большинстве случаев мы не испытываем или никогда не испытываем[1]. Но мы не удерживаемся от этой глупости, и чем больше человек начинает рассказывать нам о своем опыте, тем быстрее мы устаем и в конечном итоге теряем к ним интерес, а затем они начинают утомлять нас своими стонами или сиянием. Здесь проявляется эгоизм, потому что этическая пассивность, как и обычный гнев, есть разновидность эгоизма.
Но допустим, мы прекрасно понимаем состояние другого человека и проявляем к нему чрезмерную опеку. Мы начинаем его жалеть, помогаем решать его проблемы и доходим до того, что готовы делать за него любую работу и брать на себя все заботы и заботы человека. При этом «мы забываем, что, предлагая помощь в трудную минуту, мы не думаем о последствиях и меняем выбор человека, иногда отбрасывая его развитие в духовном и материальном плане, поскольку зависимость от помощи снижает выбор и адаптацию», и человек становится заложником добра»[2].
Вы можете рассмотреть другие ситуации, когда человек помогает другому человеку из-за желания вырваться из собственного негативного состояния. Помогая, он пытается избавиться от собственных неприятных ощущений, которые он испытывает сейчас или которые, по его мнению, будут выглядеть в будущем. В повседневной жизни такие действия называют выкупом. Мы готовы помочь нуждающимся только потому, что не хотим, чтобы это случилось с нами. Для нас главное, чтобы такая катастрофа не пришла в наш дом. Итак, мы помогаем, создавая армию нищих, которые в большинстве случаев являются вымышленными или имеют доход от подаяний, который намного превышает доход среднего человека в нашей альтруистической стране.
И когда доходит до понимания того, что их добрые дела иногда приносят больше вреда, чем пользы, мы думаем о цене помощи кому-то, причем ценой меньше материальной, чем моральной. Определим такое поведение как сознательный эгоизм. Для человека, помогающего, прежде всего, самому себе, важна семья. И вот, проведя целый день под клеймом эгоистичного человека, он бескорыстен дома, заботясь о своих близких. Он играет с детьми и одновременно чему-то их учит, думая об их благополучии в настоящем и в будущем. Но и здесь есть подводные камни.
Проявляя заботу о своих детях, часто превращающуюся в чрезмерную опеку, отец ожидает, что его дети вырастут и будут заботиться о нем, как он это делал в свое время для своих родителей. Но как нам растить детей? В основном через запреты; «Ты не можешь этого сделать», «Не делай этого больше» и так далее. Мы учим определять людей, это хорошо, это плохо, мы учим познавать мир. Но когда ребенок учится делать это самостоятельно, совершая ошибки, мы его наказываем. И он понимает, что нужно познать мир, когда его никто не видит и не видит, а значит, не ругать, не наказывать.
Но конкретное проявление эгоальтруизма зависит от ситуации и социальной роли, которую человек играет в данный момент. С возрастом это усиливается и становится более скрытным для других и даже для него самого, поскольку он к этому привык. Ведь чем умнее и образованнее человек, тем изощреннее он может обмануть себя и других. И сказать о ком-то, что он эгоист или альтруист, все равно что говорить о содержании книги на раскрашенной обложке, не зная ее содержания. Но для человека естественно поддаваться первичному впечатлению и он придает характеристики точно такому же существу, похожему на себя, не зная его полностью.
4 Лосский Н.О., Условия абсолютного добра
5 Ильин Е. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, импатия.
6 Шварц П. В защиту эгоизма. Почему не стоит пожертвовать собой ради других.