Что лучше банковское дело или бухгалтерский учет экономика

Чем специальность «Финансы и кредит» лучше, чем «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»?

Что лучше банковское дело или бухгалтерский учет экономикаЧтобы понять, какие преимущества и недостатки имеют эти две экономические специальности, нужно провести анализ по этим профессиям: их перспективы, методы работы и состав.

Как уже понятно из самого названия, специальность «Финансы и кредит» в первую очередь связана с финансами и экономическими уровнями, также это общие теоретические знания по таким предметам как: деньги и кредит, финансы предприятия и т.д.

Это комплексная дисциплина, которая дает знания о государственных финансах, банковском деле, финансовом менеджменте, рынке ценных бумаг, учете и учетной деятельности на предприятиях, организациях, госучреждениях, механизме управления по госдолгам и т.д.

Также следует заметить, что эта экономическая специальность всегда была популярна, если конечно «дружишь» с математикой. Наверное, из-за того, что это дело как говорится «пахнет деньгами». Ведь работая в этой сфере, ты будешь иметь дело с деньгами, их движением, и т.д. Как уже известно, финансы являются важнейшим звеном в становлении экономики страны. Экономика очень остро нуждается в постоянном и непрерывном надзоре, четко и верно организованных действиях, операциях. Но финансовая деятельность важна не только для страны.

Разумного управления финансовой деятельностью требует буквально каждое предприятие. Поэтому предприятие, которое имеет успех, уделяет не меньше внимания финансовой деятельности, чем модным сейчас маркетингу и менеджменту, а даже больше, и это верно.

Будущие специалисты, которые стали на тропу данной профессии, должны понимать, что данная специальность требует логического мышления, постоянного внимания, математического склада ума, стойкости, рационализма в решениях.

Стоит добавить, что специалист в области «Финансы и кредит» имеет возможность работать в банковской сфере. Поэтому, очень важно понимать сам процесс перемещения ресурсов, как строится система финансовых услуг. Специалист, который примет решение работать в банковской сфере, и концентрировать внимание на интересах клиентов, должен изучить возможный перечень своих обязанностей:

Также важно для специалистов сферы «Финансы и кредит», которые планируют работать в банковской среде, уметь находить финансовые ресурсы на мировом рынке и привлекать их в Украину.

Если говорить об уровень зарплаты, то в зависимости от должности, или рода деятельности, он варьируется в пределах от 2000 грн. (специалист по кредитам, например) до 1500$ (финансовый директор в небольшой фирме) и от 7000$ и выше в крупных компаниях, вышедших на международный рынок.

Теперь перейдем к специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Это также экономическая специализация. Сфера деятельности также напрямую связана с деньгами.

Данное направление позволяет получить экономические знания по формированию и анализу активов (очень необходимо каждому предприятию, и малому и большому), капиталу, движению денежных потоков, доходов и расходов, финансовых результатов деятельности предприятия. Выпускник данной специальности сможет профессионально обслуживать предпринимательскую деятельность всех форм собственности и применять собственные навыки в каждой сфере народного хозяйства. В спектр этой деятельности и навыков попадает: определение результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, рационализация системы организации учета на основе выбора эффективной учетной политики и др. Такие широкие знания дают возможность будущим специалистам претендовать на престижную работу в крупных организациях.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что эти две специальности одинаково перспективны, пользуются высоким спросом на рынке труда, имеют хорошие перспективы для профессионального и карьерного роста и многое другое. Поэтому я не могу сказать, что специальность «Финансы и кредит» лучше, чем специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Ведь обе требуют знаний математики, статистики и других экономических наук, обе профессии требуют рациональности и логичности мышления, организованности, трудолюбия и постоянного внимания. Также важным моментом является то, что, например, профессия бухгалтера требует огромной ответственности, ведь он несет ответственность за ошибки в отчетности, и наказывается штрафами и санкциями. Пожалуй, единственными минусами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» можно назвать:

Источник

«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер

В Кирове

Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.

Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».

В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.

В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.

На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.

После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.

Суть профессии

Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.

Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.

Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.

Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.

Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.

Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.

Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.

Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.

Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.

Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.

Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».

На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.

Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.

Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.

Место работы

Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.

Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.

Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.

Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.

Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.

С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.

Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.

Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.

У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.

Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.

Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.

Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.

Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.

Источник

Тема 9. Особенности бухгалтерского учета, менеджмента, маркетинга в банках

Цели и задачи

Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия. Банковское дело — не составляет исключения. Поэтому с технологией производства банковского продукта — банковским делом связаны и смежные области, помогающие в его производстве и реализации, учете, соблюдении ограничений и требований. Среди прочих экономических направлений наиболее важные для банка — это организация учетной деятельности, системы управления (менеджмента) и реализации своего продукта (маркетинга).

Цель данной темы — получение общего представления об учете, менеджменте и маркетинге в банках. Задачи: понять особенности учета банковских операций, изучить основные направления менеджмента в банке и особенности маркетинга банковских продуктов.

Оглавление

9.1. Особенности бухгалтерского учета в банке

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель банка.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер банка. Без подписи главного бухгалтера (или уполномоченных им должностных лиц) расчетные и кассовые документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Основные задачи бухгалтерского учета в банках:

Принципы бухгалтерского учета

Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.

Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода.

Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды.

Отражение доходов и расходов по кассовому методу. Принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов, за исключением случаев, установленных в настоящих Правилах.

Своевременность отражения операций. Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.

Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

Открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

Порядок бухгалтерского учета банковских операций

Банковский план счетов

В Плане счетов бухгалтерского учета принята следующая структура:

счета первого порядка;

счета второго порядка;

лицевые счета аналитического учета.

Глава А. БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА (разделы 1—7)

Раздел 1. КАПИТАЛ И ФОНДЫ

102 Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества, сформированный за счет обыкновенных акций

103 Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества, сформированный за счет привилегированных акций

104 Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью

105 Собственные доли уставного капитала (акции), выкупленные кредитной организацией

106 Добавочный капитал

Раздел 2. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ

Подраздел. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

202 Наличная валюта и чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте

Подраздел. ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ И ПРИРОДНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

203 Драгоценные металлы

204 Природные драгоценные камни

Раздел 3. МЕЖБАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Подраздел. МЕЖБАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ

301 Корреспондентские счета

302 Счета кредитных организаций по другим операциям

303 Расчеты с филиалами

304 Расчеты на организованном рынке ценных бумаг

306 Расчеты по ценным бумагам

Подраздел. МЕЖБАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ И ДЕПОЗИТЫ

312 Кредиты, депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России

313 Кредиты, полученные кредитными организациями от кредитных организаций

314 Кредиты, полученные от банков-нерезидентов

315 Депозиты и иные привлеченные средства кредитных организаций

316 Депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов

317 Просроченная задолженность по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам

318 Просроченные проценты по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам

319 Депозиты и иные размещенные средства в Банке России

320 Кредиты, предоставленные кредитным организациям

321 Кредиты, предоставленные банкам-нерезидентам

322 Депозиты и иные размещенные средства в кредитных организациях

323 Депозиты и иные размещенные средства в банках-нерезидентах

324 Просроченная задолженность по предоставленным межбанковским кредитам, депозитам и иным размещенным средствам

325 Просроченные проценты по предоставленным межбанковским кредитам, депозитам и иным размещенным средствам

328 Предстоящие поступления и выплаты по межбанковским операциям

Раздел 4. ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ

Подраздел. СРЕДСТВА НА СЧЕТАХ

401 Средства федерального бюджета

402 Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

403 Прочие средства бюджетов

404 Средства государственных внебюджетных фондов

405 Счета организаций, находящихся в федеральной собственности

406 Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

407 Счета негосударственных организаций

409 Средства в расчетах

Подраздел. ДЕПОЗИТЫ

410 Депозиты Минфина России

411 Депозиты финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

412 Депозиты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

413 Депозиты внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

414 Депозиты финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности

415 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

416 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

417 Депозиты финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

418 Депозиты коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

419 Депозиты некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

420 Депозиты негосударственных финансовых организаций

421 Депозиты негосударственных коммерческих организаций

422 Депозиты негосударственных некоммерческих организаций

423 Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц

425 Депозиты юридических лиц — нерезидентов

426 Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц — нерезидентов

Подраздел. ПРОЧИЕ ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА

427 Привлеченные средства Минфина России

428 Привлеченные средства финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

429 Привлеченные средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

430 Привлеченные средства внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

431 Привлеченные средства финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности

432 Привлеченные средства коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

433 Привлеченные средства некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности

434 Привлеченные средства финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

435 Привлеченные средства коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

436 Привлеченные средства некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности

437 Привлеченные средства негосударственных финансовых организаций

438 Привлеченные средства негосударственных коммерческих организаций

439 Привлеченные средства негосударственных некоммерческих организаций

440 Привлеченные средства юридических лиц — нерезидентов

Подраздел. КРЕДИТЫ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ

441 Кредиты, предоставленные Минфину России

442 Кредиты, предоставленные финансовым органам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

443 Кредиты, предоставленные государственным внебюджетным фондам Российской Федерации

444 Кредиты, предоставленные внебюджетным фондам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

445 Кредиты, предоставленные финансовым организациям, находящимся в федеральной собственности

446 Кредиты, предоставленные коммерческим организациям, находящимся в федеральной собственности

447 Кредиты, предоставленные некоммерческим организациям, находящимся в федеральной собственности

448 Кредиты, предоставленные финансовым организациям, находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности

449 Кредиты, предоставленные коммерческим организациям, находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности

450 Кредиты, предоставленные некоммерческим организациям, находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности

451 Кредиты, предоставленные негосударственным финансовым организациям

452 Кредиты, предоставленные негосударственным коммерческим организациям

453 Кредиты, предоставленные негосударственным некоммерческим организациям

454 Кредиты, предоставленные индивидуальным предпринимателям

455 Кредиты, предоставленные физическим лицам

456 Кредиты, предоставленные юридическим лицам — нерезидентам

457 Кредиты, предоставленные физическим лицам — нерезидентам

458 Просроченная задолженность по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам

459 Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам

Подраздел. ПРОЧИЕ РАЗМЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА

460 Средства, предоставленные Минфину России

461 Средства, предоставленные финансовым органам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

462 Средства, предоставленные государственным внебюджетным фондам Российской Федерации

463 Средства, предоставленные внебюджетным фондам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

464 Средства, предоставленные финансовым организациям, находящимся в федеральной собственности

465 Средства, предоставленные коммерческим организациям, находящимся в федеральной собственности

466 Средства, предоставленные некоммерческим организациям, находящимся в федеральной собственности

467 Средства, предоставленные финансовым организациям, находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности

468 Средства, предоставленные коммерческим организациям, находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности

469 Средства, предоставленные некоммерческим организациям, находящимся в государственной (кроме федеральной) собственности

470 Средства, предоставленные негосударственным финансовым организациям

471 Средства, предоставленные негосударственным коммерческим организациям

472 Средства, предоставленные негосударственным некоммерческим организациям

473 Средства, предоставленные юридическим лицам — нерезидентам

Подраздел. ПРОЧИЕ АКТИВЫ И ПАССИВЫ

474 Расчеты по отдельным операциям

475 Предстоящие поступления и выплаты по операциям с клиентами

476 Неисполненные обязательства по договорам на привлечение средств клиентов

477 Операции финансовой аренды (лизинга)

478 Вложения в приобретенные права требования

479 Активы, переданные в доверительное управление

Раздел 5. ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Подраздел. ВЛОЖЕНИЯ В ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

501 Долговые обязательства, приобретенные для перепродажи и по договорам займа

502 Некотируемые долговые обязательства

503 Котируемые долговые обязательства, приобретенные для инвестирования

504 Накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам

Подраздел. ВЛОЖЕНИЯ В АКЦИИ

506 Акции, приобретенные для перепродажи и по договорам займа

507 Некотируемые акции

508 Котируемые акции, приобретенные для инвестирования

509 Прочие счета по операциям с приобретенными ценными бумагами

Подраздел. УЧТЕННЫЕ ВЕКСЕЛЯ

512 Векселя федеральных органов исполнительной власти и авалированные ими

513 Векселя органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и авалированные ими

514 Векселя кредитных организаций

515 Прочие векселя

516 Векселя органов государственной власти иностранных государств и авалированные ими

517 Векселя органов местной власти иностранных государств и авалированные ими

518 Векселя банков-нерезидентов

519 Прочие векселя нерезидентов

Подраздел. ВЫПУЩЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

520 Выпущенные облигации

521 Выпущенные депозитные сертификаты

522 Выпущенные сберегательные сертификаты

523 Выпущенные векселя и банковские акцепты

524 Обязательства по выпущенным ценным бумагам к исполнению

525 Прочие счета по операциям с выпущенными ценными бумагами

Раздел 6. СРЕДСТВА И ИМУЩЕСТВО

Подраздел. УЧАСТИЕ

601 Участие в дочерних и зависимых акционерных обществах

602 Прочее участие

Подраздел. РАСЧЕТЫ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ

603 Расчеты с дебиторами и кредиторами

Подраздел. ИМУЩЕСТВО

604 Основные средства

606 Амортизация основных средств

607 Вложения в сооружение (строительство), создание (изготовление) и приобретение основных средств и нематериальных активов

608 Финансовая аренда (лизинг)

609 Нематериальные активы

610 Материальные запасы

612 Выбытие и реализация

Подраздел. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

613 Доходы будущих периодов

614 Расходы будущих периодов

Раздел 7. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

705 Использование прибыли

Глава Б. СЧЕТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (8)

Подраздел. АКТИВНЫЕ СЧЕТА

802 Ценные бумаги в управлении

803 Драгоценные металлы

804 Кредиты предоставленные

805 Средства, использованные на другие цели

806 Расчеты по доверительному управлению

807 Уплаченный накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам

809 Расходы по доверительному управлению

810 Убыток по доверительному управлению

Подраздел. ПАССИВНЫЕ СЧЕТА

851 Капитал в управлении (учредители)

852 Расчеты по доверительному управлению

853 Полученный накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам

854 Доходы от доверительного управления

Глава В. ВНЕБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА (9)

Раздел 2. НЕОПЛАЧЕННЫЙ УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

906 Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций

Раздел 3. ЦЕННЫЕ БУМАГИ

907 Неразмещенные ценные бумаги

908 Ценные бумаги прочих эмитентов

Раздел 4. РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ДОКУМЕНТЫ

909 Расчетные операции

910 Расчеты по обязательным резервам

911 Операции с валютными ценностями

912 Разные ценности и документы

Раздел 5. КРЕДИТНЫЕ И ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

913 Обеспечение размещенных средств и обязательства по предоставлению кредитов

914 Обеспечение под привлечение средств, выданные гарантии и требования по получению средств

915 Арендные и лизинговые операции

Раздел 6. ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ВЫНЕСЕННАЯ ЗА БАЛАНС ИЗ-ЗА НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ

916 Задолженность по процентным платежам по основному долгу, не списанному с баланса

917 Задолженность по процентным платежам по основному долгу, списанному из-за невозможности взыскания

918 Задолженность по сумме основного долга, списанная из-за невозможности взыскания

Раздел 7. КОРРЕСПОНДИРУЮЩИЕ СЧЕТА

99998 Счет для корреспонденции с пассивными счетами при двойной записи (Активный)

99999 Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи (Пассивный)

Глава Г. СРОЧНЫЕ СДЕЛКИ (9)

Раздел. АКТИВНЫЕ СЧЕТА

Подраздел. Наличные сделки

930 Требования по поставке денежных средств

931 Требования по поставке драгоценных металлов

932 Требования по поставке ценных бумаг

Подраздел. Срочные сделки

933 Требования по поставке денежных средств

934 Требования по поставке драгоценных металлов

935 Требования по поставке ценных бумаг

936 Требования по обратному выкупу ценных бумаг

937 Требования по обратной продаже ценных бумаг

938 Нереализованные курсовые разницы по переоценке иностранной валюты

939 Нереализованные курсовые разницы по переоценке драгоценных металлов

Раздел. ПАССИВНЫЕ СЧЕТА

Подраздел. Наличные сделки

960 Обязательства по поставке денежных средств

961 Обязательства по поставке драгоценных металлов

962 Обязательства по поставке ценных бумаг

Подраздел. Срочные сделки

963 Обязательства по поставке денежных средств

964 Обязательства по поставке драгоценных металлов

965 Обязательства по поставке ценных бумаг

966 Обязательства по обратному выкупу ценных бумаг

967 Обязательства по обратной продаже ценных бумаг

968 Нереализованные курсовые разницы по переоценке иностранной валюты

969 Нереализованные курсовые разницы по переоценке драгоценных металлов

970 Нереализованные курсовые разницы по переоценке ценных бумаг

Глава Д. СЧЕТА ДЕПО

АКТИВНЫЕ СЧЕТА

98000 Ценные бумаги на хранении в депозитарии

98010 Ценные бумаги на хранении в ведущем депозитарии (НОСТРО депо базовый)

98015 Ценные бумаги на хранении в других депозитариях (НОСТРО депо расчетный)

98020 Ценные бумаги в пути, на проверке, на переоформлении

98030 Недостача ценных бумаг

98035 Ценные бумаги, изъятые из депозитария

ПАССИВНЫЕ СЧЕТА

98040 Ценные бумаги владельцев

98050 Ценные бумаги, принадлежащие депозитарию

98053 Ценные бумаги клиентов по брокерским договорам

98055 Ценные бумаги в доверительном управлении

98060 Ценные бумаги, принятые на хранение от низовых депозитариев (ЛОРО депо базовый)

98065 Ценные бумаги, принятые на хранение от других депозитариев (ЛОРО депо расчетный)

98070 Ценные бумаги, обремененные обязательствами

98080 Ценные бумаги, владельцы которых не установлены

98090 Ценные бумаги вне обращения

Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому контрагенту кредитной организации по сделке в разрезе заключенных договоров. Учет ведется в валюте Российской Федерации.

В Плане счетов бухгалтерского учета выделены счета для учета прочих (иных) привлеченных/размещенных средств. Указанные счета предназначены для учета денежных средств и ценных бумаг, привлекаемых/размещаемых кредитными организациями на возвратной основе по договорам, отличным от договора банковского вклада (депозита) и кредитного договора (например, по договорам займа).

Счета «Резервы на возможные потери» предназначены для учета движения (формирования (доначисления), восстановления (уменьшения)) резервов на возможные потери. Счета пассивные. Формирование (доначисление) резервов отражается по кредиту счетов «Резервы на возможные потери» в корреспонденции со счетом по учету расходов. Восстановление (уменьшение) резервов отражается по дебету счетов «Резервы на возможные потери» в корреспонденции со счетом по учету доходов. Кроме того, по дебету счетов по учету резервов на возможные потери отражается списание (частичное или полное) балансовой стоимости нереальных к взысканию активов.

В Плане счетов бухгалтерского учета использован счет «Денежные средства в пути» для учета средств, отправленных в другие кредитные организации или филиалы кредитной организации, которые еще не приняты (не зачислены в кассу) получателем.

Специального раздела в Плане счетов бухгалтерского учета по учету иностранных операций не выделено. Счета в иностранной валюте открываются на любых счетах Плана счетов бухгалтерского учета, где могут учитываться операции в иностранной валюте. При этом учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов в соответствующих валютах. Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе только в рублях.

В номер лицевого счета, открываемого для учета операций в иностранной валюте и драгоценных металлах, включается трехзначный код соответствующей иностранной валюты или драгоценного металла в соответствии с Общероссийским классификатором валют (ОКВ).

В Плане счетов бухгалтерского учета выделены специальные счета для учета операций с нерезидентами Российской Федерации. Если в названии счета нет слова «нерезидент», то счет относится к резиденту.

В разделе «Операции с ценными бумагами» выделены группы счетов по видам операций: вложения в долговые обязательства (кроме векселей), вложения в акции, учтенные векселя, выпущенные кредитными организациями ценные бумаги.

Счета первого порядка открыты: по вложениям кредитных организаций в ценные бумаги — по укрупненным учетным категориям (портфелям), по учтенным векселям — по группам субъектов, выдавших или авалировавших векселя, по выпущенным кредитными организациями ценным бумагам — по видам ценных бумаг.

Ценные бумаги в портфелях кредитной организации разделены по группам субъектов-эмитентов ценных бумаг.

Учтенные векселя, а также выпущенные кредитными организациями ценные бумаги разделены по срокам их погашения.

По требованиям и обязательствам, возникающим при совершении срочных сделок с ценными бумагами, открыты новые внебалансовые счета по срокам исполнения.

В активе и пассиве баланса выделены счета, где это требуется, по срокам:

Суммы на соответствующие счета по срокам относятся в момент совершения операций. При изменении срока суммы переносятся на соответствующие счета.

В Плане счетов бухгалтерского учета определены счета учета имущества и внутрибанковских операций кредитных организаций.

Для осуществления контроля за реализацией (выбытием) имущества кредитной организации и выведения результатов этих операций в Плане счетов бухгалтерского учета специально выделены счета для их учета. В целях создания условий для контроля за движением средств кредитных организаций в расчетах, а также материальных ценностей не допускается отнесение сумм на расходы (затраты), вытекающие из совершаемых расчетных операций и движения материальных ценностей, минуя счета расчетов с дебиторами, кредиторами, а также счета по учету материальных ценностей.

В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков кредитных организаций, использования их прибыли. Для полноты учета и анализа результатов деятельности кредитных организаций должен активно использоваться аналитический учет.

Банковский бухгалтерский баланс

Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации (ее филиала). Баланс должен отвечать следующим основным требованиям:

Знаки в номере лицевого счета располагаются, начиная с первого разряда, слева. Нумерация лицевого счета начинается с номера раздела. При осуществлении операций по счетам в иностранных, клиринговых валютах, а также в драгоценных металлах в лицевом счете в разрядах, предназначенных для кода валюты, указываются соответствующие коды, предусмотренные Общероссийским классификатором валют (ОКВ), а по счетам в валюте Российской Федерации используется признак рубля — «810».

Если четыре знака номера филиала (структурного подразделения) излишни, то свободные знаки могут использоваться кредитной организацией по потребности. Свободные знаки в номере филиала (структурного подразделения) и в порядковом номере лицевых счетов обозначаются нулями и располагаются в неиспользуемых разрядах слева перед номером филиала (структурного подразделения) или порядковым номером лицевого счета.

Последние три знака номера корреспондентского счета, открытого в учреждении Банка России (18-й, 19-й, 20-й разряды), содержат 3-значный условный номер участника расчетов, соответствующий 7-му, 8-му, 9-му разрядам БИК.

Первые знаки слева в порядковом номере лицевого счета (разряды 14, 15, 16. ) используются для обозначения символов и шифров отчетности (отчет о прибылях и убытках, бюджетная и другая отчетность). Кредитные организации могут использовать первые знаки слева в порядковом номере лицевого счета (разряды 14, 15. ) для обозначения признака счета (например, транзитный) и на другие цели для внутренних потребностей.

Нумерация лицевых счетов (разрядность, реквизиты) доверительного управления, внебалансовых счетов, срочных сделок, счетов депо (главы Б, В, Г, Д Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях) устанавливается кредитной организацией самостоятельно. При этом в номерах лицевых счетов, открываемых на счетах глав Б, В, Г Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, в разрядах 1—5 слева обязательно обозначение номера счета второго порядка. Для лицевых счетов депо в регистрационной карточке лицевого счета необходимо указать соответствующий счет второго порядка главы Д Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Примеры нумерации лицевых счетов

Пример 1. Открытие лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета средств клиента: номер лицевого счета — 40502 840 К 0021 0000128

балансовый счет второго порядка — 40502 (разряды 1—5)

код валюты (доллар США) — 840 (разряды 6—8)

защитный ключ — К (разряд 9)

номер филиала — 21 (разряды 10-13)

порядковый номер лицевого счета — 128 (разряды 14—20)

Пример 2. Открытие транзитного лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для учета экспортной валютной выручки, подлежащей обязательной продаже: номер лицевого счета — 40502 840 К 0021 1 000129

балансовый счет второго порядка — 40502 (разряды 1—5)

код валюты (доллар США) — 840 (разряды 6—8)

защитный ключ — К (разряд 9)

номер филиала — 21 (разряды 10—13)

признак счета (транзитный) — 1 (разряд 14)

порядковый номер лицевого счета — 129 (разряды 15—20)

Пример 3. Открытие лицевого счета по учету доходов-процентов, полученных по предоставленным кредитам коммерческим организациям, находящимся в федеральной собственности: номер лицевого счета — 70101 810 К 0001 11106 01

балансовый счет второго порядка — 70101 (разряды 1—5)

признак рубля — 810 (разряды 6—8)

защитный ключ — К (разряд 9)

номер филиала 1 (разряды 10—13)

символ отчета о прибылях и убытках — 11106 (разряды 14—18)

порядковый номер лицевого счета — 01 (разряды 19—20)

Учет доходов и расходов

Таблица 9.1.
Нумерация символов доходов и расходов

Однородные доходы, расходы

Источник доходов, направление расходов

Структура схемы учета доходов и расходов представляется:

Номера символов схемы и отчета состоят:

9.2. Основы банковского менеджмента

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.

Банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т. д.

Экономические интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью – имеются лишь отдельные точки их пересечения. Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка – потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.

Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка – глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента – это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:

Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций.

Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка

9.3. Основы банковского маркетинга

Реализация товаров и услуг — важный этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли.

Отсюда значение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенно изменились в последние годы под влиянием резко увеличивающейся конкуренции на финансовых рынках, изменяющихся отношений между банками и клиентурой.

Маркетинг — это не только акт реализации продукта. Это стратегия и философия банка, требующая тщательной предварительной подготовки, продумывания и анализа, активной работы многих подразделений банка, начиная с высших руководителей и кончая низовыми звеньями.

Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющихся склонностей, вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. Банковский служащий становится продавцом финансовых продуктов и в этом состоит наиболее существенный сдвиг по сравнению с ситуацией 20—30 лет назад. В процессе общения с клиентом необходимо определить, каковы те конкретные формы финансового обслуживания, в которых он нуждается, и разъяснить ему необходимость и выгодность их покупки.

Философия маркетинга качественно меняет отношения банка и клиента. Если ранее банк предлагал вкладчикам и заемщикам стандартный набор банковских продуктов, то сегодня он должен разрабатывать новые виды услуг, которые специально адресованы конкретным группам клиентов — крупным корпоративным фирмам, мелким предприятиям, отдельным категориям физических лиц (студентам, молодым семейным парам, пенсионерам) и т. д. При этом в центре внимания банка должны всегда находиться реальные потребности клиентов. Если на данный продукт нет реального спроса, то его не следует предлагать, а тем более — навязывать потребителям. Тактика «силового давления» может дать временный эффект и привести к увеличению оборотов банка, но в конечном счете, банк проиграет, потеряв клиентов. Деятельность банка базируется на повторяющихся операциях. Поэтому его усилия должны быть направлены на то, чтобы сохранить и расширить клиентуру, стать центром финансового обслуживания людей на многие годы. Именно поэтому банк должен ориентироваться на удовлетворение действительных, а не вымышленных потребностей, дать клиенту то, что он действительно желает. Только так можно удержать клиентуру в условиях конкурентной экономики.

Одна из целей банковского маркетинга — привлечение новых клиентов, которые до этого не пользовались услугами банка. Однако сегодня в индустриальных странах охват населения банковскими операциями весьма высок: до 80 % домашних хозяйств уже являются клиентами банков, имеют текущие и сберегательные счета, кредитные карточки и т. д. Поэтому банки в своей стратегии делают упор на предложения новых видов услуг уже имеющимся клиентам. Люди, обращающиеся в банк для совершения одного вида операции, являются потенциальными покупателями дополняющих или смежных видов услуг. Например, если клиент покупает у банка дорожные чеки или получает иностранную валюту, ему следует предложить услуги по страхованию от несчастного случая во время зарубежной поездки. Этот метод перекрестной продажи применяется в практике современного маркетинга.

Итак, банковский маркетинг можно определить как поиск наиболее выгодных (существующих и будущих) рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Процесс этот предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

При разработке маркетинговой кампании важна и другая сторона вопроса — затраты, которые понесет банк в результате разработки и продвижения новых продуктов. «Стоит ли игра свеч?» — этот вопрос должен непрерывно задавать банкир, заботящийся о рентабельности банка. Ведь банк оперирует дорогостоящими ресурсами и их необходимо направлять в самые прибыльные сегменты рынка, где высок спрос и низки издержки по оказанию услуг.

Основные цели банковского маркетинга:

Целевые рынки и сегментация

Выгоды от определенного вида услуг, как правило, необходимы и выгодны лишь определенным группам клиентов. Для других групп эти услуги могут быть слишком дорогими или бесполезными в данный момент. Группа клиентов, подходящая для данной услуги, образует целевой рынок. Клиент банка может быть частью нескольких целевых рынков, предназначенных для различных видов услуг. Первейшая задача маркетинговых служб — выявить целевые рынки для своих услуг.

Есть два типа маркетинговой стратегии, связанной с поиском целевых рынков среди массы банковских клиентов. Банк может идти «от продукта», т. е. выбрать определенный вид услуг на основе имеющейся у него информации о клиентах, определить, кто нуждается в этой услуге. Второй путь — это метод перекрестной продажи, когда при совершении какой-то операции банк предлагает клиенту новые и дополнительные услуги. Действуя этим методом, банкир постоянно задает вопрос: «К каким еще целевым рынкам принадлежит данный клиент? Какие из имеющихся в арсенале банка продукты я могу ему предложить?»

Ясно, что для успешного продвижения продукта на рынок и его реализации необходимо дифференцировать клиентов и выявить тех, которые могут явиться потенциальными потребителями данного продукта. Все клиенты имеют разные вкусы и потребности, и к ним соответственно требуется применить разную маркетинговую стратегию.

На помощь приходит метод сегментации рынка, т. е. разделения неоднородного крупного рынка на ряд более мелких однородных сегментов, что позволяет в свою очередь выделить группы клиентов с близкими или идентичными интересами и потребностями. Сегментация дает возможность:

Для проведения сегментации необходимы следующие условия:

Способы продвижения банковских продуктов

Важная часть маркетинговой программы — реклама и продвижение банковских продуктов. В этом участвуют как главная контора банка, так и его отделения.

Рекламная кампания проводится главной конторой банка, направлена на создание и поддержание банковского имиджа, на пропаганду новых видов услуг, на объяснение широкой публике преимуществ данного банка по сравнению с другими банками. Как правило, эта кампания организуется в общенациональном масштабе с использованием телевидения, газет и других средств массовых коммуникаций. Так называемая реклама института имеет целью постоянно поддерживать имя и образ банка в сознании публики и увязать его логотип с теми рынками, которые банк считает главными для своей деятельности. Реклама комплекса банковских услуг направлена на то, чтобы ознакомить публику с широким набором операций, предлагаемых данным банком, но обычно не направлена на раскрытие деталей отдельных видов услуг. Этот вид рекламы рассчитан на тех потенциальных клиентов, которые мало соприкасаются с банками и которых нужно ознакомить с базовыми операциями банка. Наконец, реклама продукта имеет целью дать более подробное представление о конкретной банковской операции.

Обычно основное содержание рекламы заключается в том, чтобы продемонстрировать клиенту те выгоды, которые он получит, доверив обслуживание данному банку. Кроме того, реклама обычно стремится акцентировать внимание на отличиях в обслуживании между банком и его конкурентами. Эти отличия, как правило, касаются лишь нюансов, т. к. в действительности уровень сервиса крупных банков практически идентичен.

Банк должен всегда учитывать соотношение между стоимостью рекламы и количеством людей, которые ее воспримут. Телевидение имеет самую широкую аудиторию, но плата за рекламу там очень высока. Газетная реклама дешевле, но круг читающей публики меньше и, кроме того, сведения этим путем распространяются медленнее и чаще остаются без внимания. При выборе средств коммуникаций необходимо учитывать целевой рынок, которому адресуется реклама.

При планировании рекламной кампании необходимо подсчитывать стоимость проводимых мероприятий и, если надо, корректировать их с учетом бюджетных ограничений банка. Очень важно также, если кампания начата, внимательно анализировать успешность продвижения продукта и принимать дополнительные меры, чтобы повысить эффективность информационных контактов.

Выводы

Особенности банковского дела связаны с тем, что банковский продукт — продукт особого рода — «денежный», а банковский бизнес имеет специфические особенности.

Поэтому бухгалтерский учет, менеджмент и маркетинг в банках тоже имеют свои особенности. Они должны обеспечивать:

Основной задачей банковского бухгалтерского учета является формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка и его имущественном положении. Эта информация необходима менеджерам банка, учредителям, а также внешним пользователям — инвесторам и кредиторам.

Банковский менеджмент — это управление финансово-экономическими показателями деятельности банка, организационно-штатной структурой, и функционально-технологическими процессами.

Банковский маркетинг — это поиск наиболее выгодных (существующих и будущих) рынков банковских продуктов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *