Что лучше дикси или магнит
ВТБ примагнитил «Дикси»
Магазины бюджетной сети «Дикси» переходят в собственность сети «Магнит». Для покупателей, скорее всего, ничего не изменится, но для ритейла это событие знаковое. За «Магнитом» стоит один из крупнейших госбанков, и не исключено, что в условиях роста продовольственной инфляции государство попробует взять розницу под контроль
Один из крупнейших российских ритейлеров, «Магнит», приобретает своего конкурента — розничную сеть «Дикси», сообщил «Магнит» в пресс-релизе во вторник.
Под брендом «Дикси» в России работает 2651 «магазин у дома». По данным «Магнита», приобретаемый бизнес приносит прибыль – в 2020 году она составила 281,4 млрд руб. В состав группы компаний входят супермаркеты различных форматов: «Дикси», «Квартал», «Дешево», «Виктория», «Мегамарт», «КЭШ» и франчайзи «Первым делом». «Дикси» занимает 30 место среди крупнейших частных компаний в России по рейтингу Forbes.
В то же время, с приобретением «Дикси» физическое присутствие «Магнита» увеличивается лишь чуть более чем на десять процентов: у «Магнита» на конец 2020 года работали 21 564 торговые точки. То есть, по объему выручки (1,4 трлн руб за минувший год) «Магнит» выглядит рядом с «Дикси» гигантом.
Собственником «Дикси» является Mercury Retail Group Ltd, которая продала дочерней компании «Магнита» — АО «Тандер» — 100 процентов акций дискаунтера за 92,4 млрд руб.
Сам «Магнит» его основатель Сергей Галицкий в 2018 году продал за 138 млрд руб. Покупателями стали группа ВТБ (получила 29,1% акций), инвесткомпании «Марафон групп» (13,8%), а оставшиеся акции размыты между миноритариями. Их стоимость во вторник выросла на 3,5% после объявления о предстоящей сделке.
Продать, пока берут
Эксперт рынка FMCG Александр Афиногенов предполагает, что смысл продажи группой Mercury Retail своего прибыльного актива может быть двояким.
«Либо у владельцев “Дикси” есть прогноз, что прибыльность этих магазинов не вечная и надо выходить в кэш, пока этот актив остается привлекательным. Возможно, у них есть какие-то расчеты, что ликвидность этого актива упадет. Основанием для такого прогноза может быть агрессивное наступление конкурентов в формате «магазин у дома». Борьба за место в этой нише требует инвестиций, которых у Mercury сейчас нет», — анализирует он.
Второй версией, почему Mercury Retail Group пошла на продажу «Дикси», может быть, как раз поиск капиталов для развития остальных проектов группы, которые кажутся компании более перспективными и востребованными.
Государство пошло за покупками
«Дикси» переживает не самые лучшие времена после того, как акционеры компании разочаровались в иностранном менеджменте в лице Педро да Сильвы и в 2017 году пригласили на эту работу россиянина Сергея Белякова. Но дела не пошли и у него, и Беляков оставил компанию два года спустя. Особенно бледно «Дикси» выглядит на фоне того же «Магнита», который из региональной краснодарской компании за четверть века вырос до сети, охватывающей 65 регионов России.
«Изначально “Магнит” производил очень депрессивное впечатление магазина для нищебродов. На сегодня он, конечно, не стал аналогом “Азбуки вкуса”, но те покупатели, которые чурались “Магнита” и закупались в “Пятерочках”, более не брезгуют им. А “Дикси”, что говорится, шла к Одессе, а вышла к Херсону. Непонятно, какую нишу эта сеть занимает», — говорит Афиногенов.
По мнению эксперта, после покупки сети менеджменту «Магнита» придется «отмывать» ее от приобретенного в последние годы «неприличного» имиджа, интегрируя в собственные форматы, стандарты и регламенты. Например, переформатировав магазины под «Магнит-Семейный» и «Косметик».
Учитывая, что основным мажоритарием «Магнита» является крупнейший государственный банк, расширение присутствия сети автоматически означает и увеличение доли государства в секторе ритейла. И это очень позитивное развитие, убежден Афиногенов. Он указывает, что частные ритейлеры пытаются завлекать публику всевозможными арабесками, которые абсолютно не нужны девяти из десяти покупателей, но стоимость введения которых перекладывается в цены на полках.
«Красивое освещение, мраморные полы, какие-нибудь средства распознавания лиц — зачем это нужно пенсионеру, который пришел в магазин не на хайтек любоваться, а бутылку молока купить? Покупателю надо купить товар по приемлемой цене и не тратить время у кассы. А за романтической атмосферой он в кафе пойдет», — говорит эксперт.
На рынке ритейла, добавляет он, государство должно присутствовать как регулятор: не административный, а как крупный игрок, и единственный способ как-то ограничить «алчность частных ритейлеров» — это усиление государственного присутствия в розничной торговле.
«Мы, скорее всего, увидим, что цены в бывших магазинах “Дикси” на ряд групп товаров снизятся, потому что общий оборот единой сети увеличится. А на некоторые категории товаров цены в “Дикси” безосновательно завышены, как эхо из тех времен, когда ее менеджмент пытался придать сети имидж дискаунтера среднего уровня», — напоминает эксперт.
Афингенов ожидает, что следующим объектом интереса государства на рынке ритейла «естественным образом» станут активы группы Х5 (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Чижик»).
И «Магнит» уже не тот
Сделка между «Магнитом»/ВТБ и Mercury Retail Group является знаковым событием на российском рынке торговой розницы, поскольку он означает отказ «Магнита» от той модели роста, которой придерживался его основатель, подчеркивает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
«У Сергея Галицкого был принцип развивать сеть путем органического роста, завоевания центра с периферии. Этой модели “Магнит” придерживался все 25 лет существования. Главным не только рыночным, но и концептуальным его конкурентом была группа Х5, которая разрасталась за счет M&A [слияний и поглощений – Expert.ru]. Покупка “Дикси” означает, что “Магнит” отошел от концепции органического роста и его развитие отныне пойдет по совсем иной, экстенсивной стратегии», — говорит Радаев.
Усиление доли государства в ритейле произошло скачкообразно во время кризиса 2008-2009 годов, когда многие сети обанкротились, и их тоже скупал государственный банк – тогда это был «Сбербанк». Но для «Сбера» магазины никогда не были профильным активом, в отличие от группы ВТБ, которая владеет очень пестрыми активами, начиная от ФК «Динамо» и заканчивая различными ЧОПами.
Ритейл до сих пор представлял одну из областей экономики, в которой участие государства было минимальным по сравнению с другими секторами. Означает ли предстоящая сделка смену отлива на прилив или она останется отдельным случаем, сказать трудно, но ожидать, что это сдержит цены в магазинах — иллюзия, опасается эксперт.
«Предупреждения премьера Мишустина в адрес “алчных” торговых сетей — это не новая история. После 2009 года в Минпромторг регулярно приглашали ритейлеров и внушали им — не вздумайте повышать цены. В том же году был принят закон, по которому запрещалось поднимать розничные цены более чем на 30 процентов в течение одного месяца. Вхождение государства в капитал розничных компаний вряд ли послужит инструментом контроля за ценами, потому что и без этого государство может держать цены на социально значимые товары», — полагает он.
Напомним, что прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин назвал причиной роста розничных цен жадность «отдельных производителей и торговых сетей» и добавил, что у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах.
Притяженья больше нет: зачем владельцы «Дикси» продают сеть «Магниту»
Вернуться в борьбу за лидерство
Согласно официальному релизу, «Магниту» достанется актив холдинговой компании DIXY Holding Limited, которая управляет 2612 магазинами «у дома» «Дикси» и 39 гипермаркетами «Мегамарт». Большая часть из них (около 70% приобретаемой сети) расположены на территории Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленобласти. В рамках сделки «Магнит» также приобретет пять распределительных центров в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области.
«Ключевой интерес покупателя — в географии приобретаемого актива», — комментирует Михаил Бурмистров, гендиректор агентства «Infoline-Аналитика». Ретейлер получает долю в тех регионах, которые являются крупнейшими по обороту розничной торговли во всей стране. По итогам 2020 года розничный товарооборот продовольственных товаров составил 16,403 трлн рублей. Традиционно более 50% формируется в десяти регионах, основные из них — это Московская область и Москва, а также Ленинградская область и Санкт-Петербург. «Портфель существующих активов «Магнита» идеально сочетается с новыми, потому что в сделке нет никаких антимонопольных рисков. Лишь единичные объекты могут вызвать вопросы у ФАС», — говорит Бурмистров. В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы сообщили, что ходатайство от «Магнита» в ведомство пока не поступало.
По оценке «Infoline-Аналитики», по итогам 2020 года доли двух крупнейших розничных игроков, и «Магнита», составили 12,8% и 8,8% соответственно. После закрытия сделки «Магнит» сможет нарастить свою долю до 10,6%, подсчитали в агентстве. «Покупка магазинов «Дикси» и «Мегамарт» поможет вернуться в борьбу за лидерство в розничной торговле с X5. Без этой сделки догнать конкурента «Магниту» было бы невозможно», — заключает Бурмистров.
В сделку не вошла розничная сеть «Виктория», состоящая из 92 супермаркетов в Москве, Подмосковье, Калининграде и Калининградской области. По словам представителя «Магнита», ему интересны исключительно «Дикси» и «Мегамарт», «Виктория» — нет. «Актив [«Виктория»] едва ли долго просуществует отдельно. Владельцам «Меркурия» неинтересно продолжать его развивать из-за растущей конкуренции на продовольственном рынке и ограниченных инвестиций в этот формат», — считает Бурмистров. Кроме того, бизнес «Виктории» представляет собой две автономные части — в Москве и Калининграде. «Магнит» в Калининграде не представлен, в отличие от супермаркетов «Перекресток» X5 Retail Group. Х5 может стать потенциальным претендентом на покупку «Виктории» в будущем, полагает Бурмистров. Также претендовать на актив в дальнейшем могут «Лента» и франчайзи сети SPAR («Спар Миддл Волга», «ЕвроРитейл» в Калининграде).
14 лет с «Дикси»
Почему владельцы «Дикси» расстаются с сетью спустя 14 лет? Кесаев, Кациев и их партнер не комментируют сделку. По словам близкого к миллиардерам источника компания была непростой в управлении: «До 2013-го компания развивалась неплохо, но затем ударил кризис, менялись команды». В конце 2017 года акционеры группы «Дикси» большинством голосов одобрили делистинг акций компании с Московской биржи.
С 2012 года Сергей Кациев, который, по словам собеседника Forbes, «всегда курировал ретейловое направление», увлекся развитием нового проекта — сети алкомаркетов «Бристоль», созданной по образу и подобию челябинской сети «Красное & Белое», которую позже Кесаев и Кациев тоже приобрели. Знакомый с ситуацией менеджер говорит, что объединять алкогольный и продуктовый бизнесы было нецелесообразно, они находились на совершенно разных этапах: был стартапом, который быстро рос и генерировал убытки, в то время как «Дикси» — публичная компания, получающая прибыль.
Тем не менее «Дикси» в 2019 году слился с сетями и «Бристоль», создав третий по размеру выручки ретейлер в стране (после X5 Retail Group и «Магнита»). В результате появилась компания «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», в которой основатель «Красного & Белого» Сергей Студенников получил 49%, а бенефициары «Дикси» и «Альбиона-2002» («Бристоль») Игорь Кесаев и Сергей Кациев — 51%. Позже компанию переименовали в «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», она зарегистрирована на Кипре. По словам источника, близкого к Кесаеву и Кациеву, Сергей Студенников в сделке с «Магнитом» не участвует, однако доли всех трех владельцев будут перераспределяться после завершения сделки (как именно, пока неизвестно).
Сделка с «Магнитом» может стать очень удачной для владельцев «Дикси», говорит Бурмистров. За последний год менеджмент «Дикси» провел огромную работу — повысил эффективность бизнеса, несмотря на усиление конкуренции в сегменте. По итогам 2020 года выручка компании выросла на 8,6% — до 304 млрд рублей (по данным «Спарк-Интерфакс»), чистая прибыль составила 7 млрд рублей, рентабельность по чистой прибыли — 2,4%. «Это хорошие результаты. Актив продается на пике своей стоимости и по справедливой цене, — считает аналитик. — Полученные от продажи средства владельцы смогут инвестировать в «Красное & Белое» и «Бристоль», которые демонстрируют более высокие темпы роста».
Крупнейшие частные работодатели России — 2020
Крупнейшие частные работодатели России — 2020
Где дешевле: Магнит, Пятерочка или Дикси?
Довольно сенсационное исследование.
Эти три сети убивают конкурентов, расположенных рядом с их магазинами. Убивают низкими ценами и завоевывают пространство городов. Понятно, что никто не может конкурировать по цене с этими дискаунтерами.
Ну а если вдруг эти магазины окажутся рядом? Часто так и происходит сплошь и рядом. Итак, у кого из них цены ниже.
Сравни.ру узнал, в каких супермаркетах самая низкая и самая высокая стоимость продуктов. Цитата:
Мы составили корзину из 10 популярных продуктов, которые можно найти в любом магазине «возле дома». В неё вошли: молоко «Простоквашино» 1 л., 2,5% жирности; сливочное масло «Крестьянское», 180 г.; подсолнечное масло «Золотая семечка», 1л.; макароны спагетти «Макфа», 500 г.; апельсиновый сок Rich, 1л.; чёрный чай Greenfield Golden Ceylon, 100 г.; шоколад «Alpen Gold Черника с йогуртом», 90г.; жевательная резинка Orbit 13,6 г.; шоколадный батончик Snickers, 50 г.
Лично для меня результаты оказались слегка сенсационными. Я думал, что Дикси — самый дешевый. Но нет.
Для того, чтобы еще снизить стоимость покупок, во многих сетях есть возможность пользоваться скидочными и накопительными картами, а так же участвовать в акциях.
Некоторые продукты лучше вообще покупать во «ВкусВилл» и у фермеров, но не из-за цены, а из-за стремления к натуральности продуктов. В некоторых категориях товаров очень актуально такое утверждение специалистов по питанию: «Лучше вообще ничего не есть, чем есть некачественные продукты».
«Магнит» купит сеть магазинов «Дикси». Что это значит для компании
Розничная торговая сеть «Магнит» договорилась о покупке магазинов сети «Дикси». Всего компания приобретет 2612 точек формата «магазин у дома» под брендом «Дикси» и 39 суперсторов «Мегамаркт», сообщил «Магнит» в пресс-релизе.
Ожидается, что сумма сделки составит ₽92,4 млрд, однако она может измениться — в зависимости от того, каков будет чистый долг сети и чистый оборотный капитал на день закрытия сделки. Предполагается, что ее закроют 31 августа 2021 года, но могут отодвинуть срок до 30 сентября.
Большая часть приобретаемых магазинов «Дикси» — 1787 торговых точек — расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Предполагается, что «Магнит» финансирует покупку за счет собственных средств и доступных кредитных линий.
Источники РБК объяснили планы «Меркурий ритейл групп» — материнской компании «Дикси» — продать «дочку» возможным желанием сосредоточиться на развитии двух других сетей — «Красное & Белое» и «Бристоль».
Что это значит для бизнеса «Магнита»
Старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин позитивно оценивает сделку. «Дикси» — это хорошо известный и хорошо позиционируемый бренд магазинов-дискаунтеров в Москве и Санкт-Петербурге. Он должен вписаться в долгосрочную стратегию «Магнита» и принести дополнительную стоимость группе», — уверен эксперт.
«Разумеется, приобретение «Дикси» станет для компании очень серьезным заделом на будущее. Во-первых, автоматически «Магнит» получает аудиторию «Дикси», во-вторых, увеличивает зону покрытия и наращивает прибыль», — считает управляющий партнер брокерской компании Grid Capital Алексей Соколов. Эксперт предположил, что рост числа торговых точек может привести как к увеличению выручки, так и к росту затрат. Но для общей капитализации и финансовой отчетности данное приобретение однозначно положительно, заключил он.
Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко предупреждает, что покупка магазинов «Дикси» может увеличить долговую нагрузку «Магнита». Согласно расчетам эксперта, при соотношении чистого долга к EBITDA на конец 2020 года в 1,1х компании для финансирования покупки придется занять ₽60–80 млрд, в результате чего показатель вырастет до уровней 2х.
«Рост долга «Магнита» теоретически может негативно отразиться на дивидендах в 2022 году и далее. В сопоставимой прибыльности «Дикси» инвесторы пока не уверены. Но не исключено, что дела у «Дикси» идут сейчас неплохо, и за один-два года за счет относительно небольших вложений удастся добиться синергии от покупки сети», — рассуждает эксперт.
Он предположил, что «Магнит» может вложить еще ₽20–30 млрд в год в модернизацию «Дикси». «Кроме того, не исключено, что по требованию ФАС и из маркетинговых соображений придется закрыть, перенести или переформатировать часть магазинов обоих сетей, что тоже требует расходов», — написал Ващенко.
Как сделка поможет конкурировать с X5 Group
«Магнит» не просто приобретает сеть магазинов «Дикси», ретейлер покупает полноценный бизнес, — отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. — Получается, что «Магнит» делает большой задел по числу торговых точек, оставляя за собой лидерство». По итогам 2020 года у Х5 было 17,7 тыс. точек против 21,15 тыс. у «Магнита».
«Так что теперь отставание Х5 Group от «Магнита» составит около 6 тыс. магазинов, что очень много и наверстать сложно. «Магнит» явно делает ставку на максимальный уровень присутствия — у Х5 может сложиться ситуация, что им просто негде будет ставить свои магазины», — сказал Сигал «РБК Инвестициям».
До 2017 года «Магнит» занимал самую большую долю российского розничного рынка, однако затем в лидеры вышла компания X5 Retail Group — главный конкурент «Магнита», управляющий сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель».
«Общая выручка приобретенных магазинов «Дикси» (около ₽300 млрд) составляет около 18% от годовой выручки «Магнита» (2020 год). Таким образом, выручка компании после покупки должна составить ₽2 трлн. Это довольно близко к показателю X5 (₽1,978 трлн) и дает хороший шанс догнать лидера в будущем», — рассуждает Дмитрий Скрябин.
Однако надежно спрогнозировать, кто будет лидером через два-три года, сейчас невозможно — как раз из-за небольшой разницы (₽100 млрд), которая будет между компаниями в выручке, считает Георгий Ващенко. К тому же эксперт допускает, что X5 может ответить аналогичным шагом, купив сеть магазинов, возможно, даже за рубежом. В текущем же году «Магнит» не сможет за счет покупки «Дикси» догнать Х5 по размеру выручки, уверен Ващенко.
Что изменится в сети «Дикси» после покупки «Магнитом»
Дочка «Магнита» – АО «Тандер» – уведомила в своем пресс-релизе, что ритейлер имеет соглашение с компанией Mercury Retail Group Limited о покупке пакета акций кипрского офшорного холдинга Dixy Holding Limited, принадлежащий миллиардерам Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву.
Стоимость сделки оценена в 92,4 млрд руб. В сообщении подчеркивается, что эта сумма «подлежит определенным корректировкам», последние будут зависеть, в том числе, от величины чистого долга и оборотного капитала, которые будут пересчитаны на день оформления сделки, говорится в сообщении.
Кроме того, обеим компаниям предстоит согласование сделки в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Планируемая дата вступления в права нового собственника «Дикси» – 31 августа, правда, в документе оговаривается, что при определенных условиях срок может быть продлен вплоть до 30 сентября.
По условиям контракта к «Магниту» перейдет 2651 магазин «Дикси», в 2020 году их суммарный оборот превысил 280 млрд рублей.
Кроме того, новый собственник получит 39 суперсторов «Мегамарт» с выручкой в 17,4 млрд руб. по итогам прошлого года. Существенная часть этих магазинов (1329) находится в Москве и Подмосковье, почти 460 — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Суперсторы преимущественно расположены в Свердловской области, а также четыре мола находятся в Тюменской области.
Суммарная площадь приобретаемых торговых точек «Дикси» составляет 854 тыс. кв. м — 778 тыс. приходится на магазины, расположенные вблизи жилой застройки, а 76 тыс. кв. м — на суперсторы. «Магнит» подчеркивает, что эти магазины сопоставимы по своим площадям с его уже существующими точками формата «у дома» и «суперстор».
«Мы планируем, что бизнес Дикси продолжит существовать как отдельное юридическое лицо, а магазины – работать под существующим брэндом. Мы считаем, что персонал магазинов и головного офиса является одной из сильных сторон компании и приветствуем их как часть нашей объединенной команды»,
— заявил по этому поводу президент и генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг.
В сообщении Магнита указывается, что помимо вышеперечисленного компания также приобретет пять распределительных центров общей площадью около 190 тыс. кв. м, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области. Один из крупнейших российских ритейлеров намерен потратить на эту сделку собственные средства, а также использовать доступные неиспользованные кредитные линии.
Формат «Дикси» и «Магнита» принципиально очень схожи – он называется «магазин у дома», отмечает независимый консультант сферы ритейла Олег Гордеев. И по наполнению матрицы внутри магазинов, и по количеству позиций на полке в каждой категории обе сети совпадают, отмечает эксперт. Покупатель тоже одинаковый – это прослойка населения чуть ниже среднего достатка, которая приходит в магазин не за большим разнообразием продуктов, а за определенным набором товаров, продающихся по умеренным и даже низким ценам, считает собеседник.
«Если «Магнит» отформатирует все магазины под себя со сменой вывески, то однозначно он значительно расширится по товарообороту и по доле рынка.
Если же останется формат «Дикси» в том виде, в котором он существует сейчас, то это не будет таким уж выгодным приобретением. Потому что «Дикси» сейчас показывает не самые хорошие финансовые показатели, магазины фактически деградировали. Надо полагать, что это действительно идет от низкого уровня менеджмента», – объяснил Олег Гордеев в беседе с «Газетой.Ru».
Поглощение «Дикси» более сильным игроком было ожидаемо, полагает управляющий партнер агентства «Agro and food communication» Илья Березнюк.
«Сейчас идет укрупнение ведущих игроков рынка, аналогичный тренд прослеживается и в сельском хозяйстве. С учетом того, что «Магнит» еще имеет и госкапитал в структуре своего владения в этой связи тоже прослеживается определенная логика этой сделки», – сказал Березнюк.
«Магнит» одна из крупнейших торговых сетей в России, под ее контролем на конец марта находилось 22 тысячи магазинов. Компанию основал более 25 лет назад предприниматель Сергей Галицкий. Сейчас основной сособственник ритейлера – банк ВТБ, которому принадлежат 17,28 процента акций. Еще 16,7 процента владеет инвесткомпания Marathon Group и структуры Александра Винокурова.