Что лучше двухсторонняя или односторонняя оперативная память
Выбираем оперативную память: руководство Hardwareluxx
Страница 3: Полезные сведения для опытных пользователей
В чем разница между «Double Sided» и «Single Sided»?
На практике одно- или двусторонние DIMM для работы системы роли не играют. Но если вы планируете разогнать память до максимума, то односторонние DIMM дают преимущество, поскольку чипов памяти на них меньше.
В чем разница между одноранговыми и двуранговыми модулями?
Одноранговые и двуранговые модули часто связывают с односторонними и двухсторонними DIMM, но это не одно и то же. Производители памяти в качестве ранга подразумевают физическую структуру модуля и подключение чипов памяти. Например, 1Rx4, 2Rx4 или 2Rx8. В случае «1R» и «2R» как раз обозначены одно- или двуранговые модули, а «x4» и «x8» соответствует разрядности чипов (4 бита и 8 битов), которые объединены в так называемые банки.
У обычных UDIMM (Unbuffered, небуферизованных) для настольных платформ каждый ранг соответствует 64-битному блоку. Чтобы получить один ранг на модуле, нужны восемь чипов x8 или 16 x4 (8 x 8 = 64 / 64 = 1 или 16 x 4 = 64 / 64 = 1). Примером двухрангового модуля будет 16 x8 (16 x 8 = 128 / 64 = 2). В профессиональном сегменте встречаются DIMM с кодом коррекции ошибок ECC (Error Correction Code), здесь к 64 битам ранга добавляются еще 8 бит на коррекцию, что дает 72 бита. Соответственно, здесь уже используются девять чипов x8 (9 x 8 = 72 / 72 = 1) для одного ранга и 18 x8 чипов (18 x 8 = 144 / 72 = 2) для двух рангов.
В серверном сегменте встречаются модули с четырьмя и даже восемью рангами. Например, 36 x8 чипов (36 x 8 = 288 / 72 = 4) и 72 x8 чипов (72 x 8 = 576 / 72 = 8). Таким образом, можно встретить двухранговые DIMM, но модули памяти будут припаяны только с одной стороны платы (односторонние).
Чем отличаются чипы памяти?
Разными бывают не только модули памяти, но и чипы IC (Integrated Circuit), которые производятся Samsung, Micron и SK Hynix, причем можно встретить разные версии, которые по-разному реагируют на разгон. Самые дешевые DIMM часто получают «плохие» чипы памяти, которые плохо разгоняются, а дорогие DIMM, напротив, комплектуются отобранными чипами. И с разгоном они способны дать более высокий уровень производительности. Хорошим примером можно назвать популярные, но дорогие чипы Samsung B-Die, которые уже не производятся.
Как оптимизируют PCB?
В качестве примера можно привести многослойную PCB с увеличенными дорожками, которые пропускают больший ток с меньшим сопротивлением. Теоретически такие планки лучше разгоняются. Современные DIMM используют PCB, как минимум, с восемью слоями.
Какую материнскую плату следует брать для разгона памяти?
Действительно, на рынке есть материнские платы, специально предназначенные для разгона памяти. Например, ASUS ROG Maximus XI Apex или ASRock X299 OC Formula, которые обеспечивают, максимум, два или четыре слота DIMM, соответственно. Особая «фишка» этих моделей в том, что слоты DIMM расположены как можно ближе к сокету CPU, но при этом доступны 2- или 4-канальный режим работы, чтобы не пришлось жертвовать пропускной способностью. В результате даже на высоких тактовых частотах после разгона гарантируется стабильная передача сигналов.
Подписывайтесь на группы Hardwareluxx ВКонтакте и Facebook, а также на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).
Тесты оперативной памяти — сравнение однорангового и двухрангового модулей
Содержание
Содержание
Многие знают, что оперативная память имеет двухканальный и одноканальный режимы работы, которые значительно влияют на производительность системы. Но что такое двух- и одноранговые модули памяти? Давайте разберемся.
Ранг памяти — это блок или область данных, которая создается с использованием нескольких или всех микросхем памяти в модуле. Ранг — это блок данных шириной 64 бита. В зависимости от того, как спроектирован модуль памяти — c использованием чипов х4, х8 или х16 бит, — он может иметь один, два или даже четыре блока областей данных шириной 64 бита
Если модуль спроектирован с использованием микросхем только с одной стороны памяти, это одноранговая память?
Важно не количество чипов и их расположение, а разрядность использованных микросхем, но чаще всего именно так. Модуль памяти в десктопном компьютере имеет шину 64 бита, набран может быть как восемью чипами х8, так и 16 чипами х4, которые будут распаяны по обе стороны модуля. При этом модуль будет считаться одноранговым.
В настоящее время самыми распространенными модулями памяти на рынке являются одноранговые с объемом 8 ГБ. С одной стороны модуля памяти распаяно восемь х8 чипов памяти объемом 1 ГБ каждый. Модуль объемом 16 ГБ из этих же чипов объемом 1 ГБ получится уже из 16 чипов по восемь с каждой стороны. В данном случае будет уже двухранговый модуль.
Прогресс не стоит на месте, и в настоящее время в продаже стали появляться одноранговые модули в объеме 16 ГБ. В них используются чипы памяти повышенной емкости на 2 ГБ.
Одноранговая память имеет ширину 64 бита, тогда как двухранговая память имеет ширину 128 бит. Но, поскольку один канал памяти имеет ширину всего 64 бита, как и одноранговая память, контроллер памяти может одновременно обращаться только к одному рангу. Это не вызывает проблем при работе с двухранговыми модулями. Просто пока один ранг занимается ответом на переданную ему команду, другой ранг уже можно подготавливать информацию для следующей команды.
Как узнать, сколько рангов у оперативной памяти?
Производители оперативной памяти не указывают в технических характеристиках количество рангов. Поэтому, чтобы узнать, сколько рангов у памяти, необходимо воспользоваться специальными программами: CPU-Z, Thaiphoon Burner или AIDA64. Или же можно просто внимательно осмотреть сам модуль.
Тест и разгон одноранговых и двухраговых модулей
В теории одноранговые модули обладают куда большим разгонным потенциалом. На практике все зависит от производителя и качества самих чипов, материнской платы и контроллера памяти в самом процессоре.
Тестируемые в этом материале комплекты памяти на отборных чипах Samsung B-Die имеют совершенно одинаковый разгонный потенциал. Можно сказать, что попался не очень удачный комплект KFA2 Hall Of Fame DDR4-3600, а может, просто удачный комплект G, Skill F4-3000C14-16GVR 2x16GB, который может стабильно работать на частоте 4333 МГц с таймингами CL16. В любом случае разгон — это всегда лотерея.
С теорией более-менее разобрались, теперь практически проверим, как отразится на производительности использования одно и двухранговых модулей.
В тестирование принимает участие оперативная память на абсолютно идентичных чипах K4A8G085WB-BCPB Samsung B-Die.
Конфигурация тестового стенда
Для тестирования был выбран процессор AMD Ryzen 5 4650G неслучайно. Именно оперативная память, а вернее ее производительность, оказывает наибольшее влияние на производительность встроенного видеоядра.
Чтобы тестирование не было однобоким, к нему в пару был выбран самый популярный процессор на рынке — Ryzen 5 3600X. Во время тестирования память фиксировалась на частоте 3600 МГц со следующими таймингами.
AMD Ryzen 5 4650G
AMD Ryzen 5 3600X
Результаты тестирования
По традиции начинаем тестирование с бенчмарков.
AIDA64 Cache & Memory Benchmark
Одноранговые модули имеют небольшое отставание в операции копирования, в тоже время наблюдаются чуть большие задержки памяти у двухранговых модулей.
3DMark
Разница в производительности незначительна и больше похожа на погрешность измерений, но из раза в раз результат повторяется.
World of Tanks enCore RT
Shadow of the Tomb Raider
Выводы
Какой-либо существенной разницы в производительности между одно- и двухранговой памятью при использовании процессора Ryzen 5 3600X нет как в синтетических бенчмарках, так и в играх. Разница в производительности в лучшем случае составляет 3 %.
При использовании же двухранговой памяти с гибридными процессорами производительность встроенной графики увеличивается примерно на 6-7 %.
В тестировании использовались идентичные чипы памяти и фиксировались все возможные тайминги.
Целенаправленно рассматривать к покупке именно двухраноговые модули нет никакого смысла, если только нет необходимости в большем объеме памяти — это единственное преимущество при выборе именно двухранговой памяти.
Сейчас в продаже имеются комплекты кит памяти из двух модулей объемом 64 ГБ, что просто невозможно организовать, используя одноранговую память.
Одноранговая или двухранговая оперативная память?
Если с двухканальной оперативной памятью все более-менее понятно (четное количество модулей работает быстрее нечетного), то термин «двухранговая память» знаком уже куда меньшему числу компьютерных энтузиастов. Более того, даже те немногие, кто знают о двухранговости, не могут однозначно ответить, хорошо это или плохо. И действительно, двухранговая память имеет как преимущества, так и недостатки. Что же из них сильнее перевешивает, давайте вместе разбираться.
Single Rank vs Dual Rank
Ранг памяти — это количество массивов из микросхем памяти разрядностью 64 бита каждый, распаянных на одном модуле памяти. Проще говоря, это два виртуальных модуля на одном физическом. Самыми распространенными являются одноранговые (Single Rank) и двухранговые планки памяти (Dual Rank), но изредка встречаются и четырехранговые (Quad Rank).
Нехотя напрашивается аналогия с физическими и виртуальными ядрами процессора — Intel Hyper-Threading и AMD SMT. Некое сходство действительно есть: одна двухранговая планка памяти быстрее одноранговой (Single Channel), но медленее двух одноранговых, работающих в двухканальном режиме (Dual Channel).
На данный момент преобладающее большинство модулей памяти DDR4 объемом 4 или 8 ГБ являются одноранговыми (распаяно четыре или восемь чипов по 1 ГБ), а объемом 16 ГБ — двухранговыми (шестнадцать чипов, то есть два массива). Впрочем, в продаже все еще можно встретить старые 8-гиговые двухранговые планки (16 чипов малой плотности 512 МБ).
А с появлением первых чипов повышенной плотностью 2 ГБ в продажу начали поступать одноранговые 16-гиговые (один массива из 8 чипов) и двухранговые 32-гиговые модули (16 чипов). Четырехранговые 32-гиговые планки (32 чипа, четыре массива) — совсем уж диковинка.
Проще говоря, если чипов на планке памяти до восьми штук включительно — она одноранговая, а если шестнадцать — двухранговая. С теорией более-менее разобрались, теперь же проведем практическое тестирование на примере парочки двухранговых 16-гиговых модулей Apacer DDR4 суммарным объемом 32 ГБ.
Apacer DDR4 — серия бюджетной оперативной памяти для современных компьютерных платформ Intel LGA1151-v2 и AMD AM4. Текстолит моделей с частотой 2133 и 2400 МГц окрашен в олдскульный зеленый цвет, а 2666-МГц моделей — в уже более современный черный. На выбор доступны модели объемом 4, 8 и 16 ГБ. Первые два варианта — одноранговые, тогда как последний — двухранговый.
Готовых заводских наборов на два или четыре модуля не предусмотрено, только отдельные планки. Поэтому если планируете заняться оверклокингом, советуем покупать в одном магазине и в одно время. Чтобы уж наверняка попались чипы из одной партии с примерно одинаковым коэффициентом утечек тока и разгонным потенциалом.
Пожалуй, самыми интересными являются планки Apacer DDR4 объемом 16 ГБ и частотой 2666 МГц. Построены они на шестнадцати чипах Hynix A-die (по данным приложения Thaiphoon Burner), то есть являются двухранговыми. Парочка таких модулей позволяет собрать ПК на процессоре AMD Ryzen с высокой пропускной способностью подсистемы памяти — двухканальная и одновременно двухранговая.
Правда, большое количество чипов повышает нагрузку на встроенный в процессор контроллер памяти. Из-за этого частота памяти, которую можно выжать из памяти ручным разгоном, будет ниже, а тайминги (задержки) наоборот выше. Даже по умолчанию Apacer DDR4-2666 16 ГБ работает на таймингах CL19 вместо типичных для этой частоты CL17.
Конфигурация тестового стенда
Результаты бенчмарков
Для сравнительного тестирования одноранговых и двухранговых модулей был нарочно выбран наиболее чувствительний к пропускной способности памяти процессор — Ryzen 3 2200G. В его случае шина памяти делится между четырьмя вычислительными ядрами Zen и встроенным графическим ускорителем Vega 8 с 512 микроядрами. Дополнительная дискретная видеокарта не использовалась.
Оверклокерских рекордов с двухранговой Apacer DDR4 установить ожидаемо не получилось — она разогналась с базовых 2666 лишь до 2933 МГц, что впрочем тоже неплохо. Из одноранговых модулей как правило можно выжать на сотню-две мегагерц больше. Впрочем, это ограничение может быть и по вине материнской платы Biostar B450GT3 с пока еще сыроватой прошивкой BIOS.
Тестирование проводилось в приложении AIDA64, а точнее встроенном в него бенчмарке памяти и кеша, а также в старенькой, но как раз хорошо подходящей для интегрированной видеокарты игре — Tomb Raider (2013) при разрешении FullHD и высоких настройках графики. В нее тоже встроен бенчмарк, раз за разом прогоняющий одну и ту же демо-сцену, что минимизирует погрешность замеров частоты кадров.
Так, скорость чтения, записи и копирования двургановой памяти Apacer DDR4 2666 МГц в бенчмарке AIDA64 оказалась примерно на 7 процентов больше, чем у одноранговой памяти с аналогичной частотой. Ручной разгон до 2933 МГц прибавил еще около 5 процентов быстродействия. На эти же 5 процентов у двухранговой памяти ниже латентность, то есть задержки, измеряемые в наносекундах.
Фреймрейт в игре Tomb Raider в случае двухранговой памяти был пусть немного, всего на 2 кадр/с, но стабильно выше одноранговой. Еще парочку кадров в секунду прибавил оверклокинг памяти. Больше бесплатных FPS можно получить, разогнав по ядру интегрированную видеокарту Vega 8. Но для этого желателен хотя бы небольшой башенный кулер, тогда как мы, ради чистоты эксперимента, проводили тестировании на боксовом.
Выводы
Как показало тестирование, двухранговые модули ОЗУ (с двумя виртуальными каналами памяти) однозначно быстрее одноранговых при равной частоте — выигрыш составляет от 5 до 7 процентов. Цифры, вроде, и небольшие, но получить прирост быстродействия памяти всегда труднее, чем любого другого компонента ПК. Если лень заморачиваться с оверклокингом, то покупка двухранговых модулей — самый простой и эффективный способ ускорить подсистему памяти ПК. А в случае процессоров с мощной интегрированной графикой (AMD Vega и Intel Gen11), двухранговая память прямо-таки обязательна к покупке.
Вопрос о двухсторонней и односторонней оперативной памяти
Вопрос по совместимости оперативной памяти.
Есть материнка: Jetway M25GT4 Series: nVIDIA nForce 570 SLI, AMD Hammer (4x DDRII 800, 4 PCI-E + 3.
Вопрос по поводу частоты оперативной памяти.
Решил сделать апгрейд купил 3 планки по 2 гб (скрин 1) подскажите почему они работают на 333.3 МHz.
Вопрос про многоканальный режим работы оперативной памяти
Из статьи Википедии я понял что многоканальный режим работы оперативной памяти можно.
Skam46,
за всех производителей памяти не отвечу, но на примере кингстон, трансценд скажу что они в партномерах не отображают одно или двух сторонний модуль памяти или нет.
А в чем загвоздка? По какой причине это так критично?
Добавлено через 4 минуты
купите 2 модуля по 4 гига
Skam46,
какая модель материнской платы?
Добавлено через 2 минуты
«»Ранк» памяти это блок или область памяти, созданная одним или всеми чипами памяти на модуле. «Ранк» должен быть 64-битный. На модулях с коррекцией (ECC) в дополнении к 64 битам памяти требуется еще 8 бит из области ECC, что занимает в итоге 72 бита. В зависимости от конструкции модуля памяти, он может содержать 1 (single), 2 (dual) или 4 (Quad) области по 64 бита (или по 72 бита при наличии ECC). Если общее число установленных рангов выше, чем указано в спецификации системной памяти, система может не загружаться, могут возникать ошибки памяти, либо часть памяти не распознается.»
Все об оперативной памяти — гайд и тесты в разных режимах работы
Содержание
Содержание
Сколько оперативки нужно для современных игр, как правильно подобрать и установить несколько планок? А разгон, а точно хорошо все будет? В этом материале подробно разбираем все вопросы про оперативную память и проводим сравнительные тесты. Информация актуальна как для DDR3, так и для DDR4 и ориентирована на наиболее распространенные платы с двухканальным режимом работы.
Варианты установки памяти
Первый шаг к стабильной и быстрой памяти — ее правильная установка. Просто старайтесь держать в уме следующие факты.
Установка одной, двух, трех или четырех планок — что лучше?
Для оптимального быстродействия ставить лучше четное количество планок памяти. Следующий график показывает, как меняется производительность в зависимости от количества установленных модулей. Дополнительно в него были добавлены два значения: комбинация из 4 ГБ и 8 ГБ модулей на частоте 1333 и 1600 МГц. Command Rate установлен на единицу.
Какой вывод можно сделать? Одна планка памяти выдает худшую производительность, так как отсутствует двухканальный режим. Две планки дают стандартную производительность. Три планки хуже, чем две, потому что контроллеру приходится работать одновременно с двухканальным и одноканальным режимами, а ваша система не может знать наверняка, когда какой требуется. Четыре планки выдают чуть большую производительность (всего на 1-2 %), чем две, но не за счет увеличенной емкости, а за счет количества модулей, так как у контроллера в распоряжении появляется больше банков памяти, к которым можно обратиться (аналогично ранговости).
Как правильно установить две планки памяти, если у материнской платы четыре слота?
Если у вас четыре или более слотов под ОЗУ на материнской плате, тогда знайте, что они разделены на пары и обычно окрашены в разные цвета. Например, первая пара черная, а вторая красная. Распространенная ошибка, когда две планки ставят рядом в разные пары. Это приводит к тому, что память будет работать в одноканальном режиме и выдавать вдвое меньшую скорость копирования, чем она могла бы быть. По этой же причине, когда ограничен бюджет, рекомендуют купить две планки по 4 ГБ, а не одну на 8 ГБ. Проверить, какой режим работы используется у вас в данный момент, можно с помощью программы CPU-Z.
Существуют также гибридные материнские платы, которые имеют слоты как DDR3, так и DDR4 (или DDR2 + DDR3 на старых платах) одновременно. Память разных поколений вкупе использовать нельзя, компьютер просто не запустится.
Можно ли ставить память с разной частотой или разными таймингами вместе?
Оперативную память с разной частотой и разными таймингами можно использовать вкупе. В этом случае все модули заработают на параметрах более слабого. Обычно никаких конфликтов это не создает.
Можно ли ставить память c разной емкостью вместе?
Оперативную память разного объема тоже можно ставить вместе. В этом случае часть памяти работает в двухканальном режиме, а часть — в одноканальном. На практике это дает небольшой прирост производительности, но до полноценного двухканального режима немного не дотягивает. В редких случаях материнская плата может не поддерживать такой комбинированный режим работы, и включится одноканальный. Тесты смотрите в начале раздела.
Можно ли ставить память с разной ранговостью вместе?
Совмещать одноранговую и двухранговую памяти парой в двухканальный режим не рекомендуется, так как это может приводить к вылету системы. Опять же, все зависит от вашей материнской платы. А вот поставить две разные пары можно — если первая пара модулей будет двухранговой, а вторая — однораноговой, то все должно быть нормально. Более подробно об этом параметре смотрите в разделе характеристик.
Максимальный объем: сколько можно поставить?
У каждой материнской платы есть свои ограничения: максимальный поддерживаемый объем памяти и допустимая емкость одного модуля. Необходимо смотреть спецификации:
Видим, что материнка имеет 4 слота и поддерживает до 32 ГБ памяти. Простым делением узнаем, что максимальный объем одного модуля равен 8 гигабайтам.
Если попытаться поставить 16-гигабайтный модуль в плату, которая поддерживает только 8-гигабайтный, то компьютер либо не запустится, либо увидит только часть памяти.
По причине всяческих мелких нюансов и возможных несовместимостей лучший вариант — покупка четного количества совершенно одинаковых модулей памяти, которые нередко продаются комплектом, и их последующая установка парами, то есть в слоты одинакового цвета. Если вы планируете апгрейд, то попытайтесь найти в продаже идентичный модуль или же просто продайте старый и купите новую пару.
Теоретически можно намешать все подряд — по худшему сценарию забить три слота памятью с разным объемом, частотой и таймингами, и это заработает. Однако вашей материнской плате придется привести все это дело к общему знаменателю, что наверняка даст ощутимую потерю производительности.
Короче говоря, действуете по обстоятельствам. Не нужно добавлять лишние модули без уверенности в их необходимости. Но и держать всего один модуль в системе тоже не эффективно.
Существуют также трех-, четырех- и шестиканальные материнские платы, но они менее распространены, и для них действуют свои ограничения и особенности, о которых можно прочитать в руководстве пользователя.
Тестовая конфигурация
Все тесты этой статьи будут выполнены при разрешении 1920х1080 и включенной 16-кратной анизотропной фильтрации. По умолчанию использоваться будут только две планки памяти, за исключением тестов, рассчитанных на иное количество. Частота процессора зафиксирована на значении 4,2 ГГц, а Command Rate = 2, если не указано другое.
Профили памяти
Как посмотреть поддерживаемые профили памяти?
Если памяти нет у вас на руках, то очевидным вариантом будет просто загуглить маркировку интересующей вас модели и перейти на сайт производителя, почитать обзоры и т. д.
Если память уже установлена в вашем ПК, то можно воспользоваться бесплатной утилитой CPU-Z. Это максимально легкая и простая программа, которая показывает четыре основных профиля (но не все поддерживаемые). Просто выбираем номер слота в разделе SPD и смотрим данные. Можно заметить, что частота (Frequency) отображается какая-то низкая. Дело в том, что DDR обозначает Double Data Rate, то есть двойная скорость передачи данных. Чтобы получить актуальную частоту, вам нужно умножить значение на два.
Также существует и платный аналог — AIDA64. Она не только показывает все профили памяти, но еще и позволяет узнать латентность и пропускную способность.
Что такое JEDEC и XMP?
Это названия профилей вашей оперативной памяти.
JEDEC — стандарт, предлагающий единый базовый набор таймингов для определенной частоты, на которой и заработает ваша память после установки в ПК. Помимо основного профиля, который обычно и указан в характеристиках товара, есть еще несколько дополнительных скрытых. Нужны они для того, чтобы память могла работать и на пониженных частотах, если материнская плата не поддерживает высокие.
XMP — это оверклокерский набор параметров, тщательно протестированный с завода конкретно для вашей модели памяти. Профиль не следует каким-либо стандартам и предлагает наилучшие параметры, выбранные производителем. То есть, выбрав данный профиль в настройках биоса, вы получите легкий и безопасный разгон. В отличие от JEDEC, поддерживается не всеми моделями, нужно смотреть спецификации. Чтобы его активировать, ваша материнская плата тоже должна поддерживать XMP профили.
Пример памяти из конфигурации: ее базовый профиль JEDEC это 1600 МГц с таймингами [11-11-11-28], простым переключением на XMP-1866 частота меняется на 1866 МГц с таймингами [9-10-11-27], то есть мы получаем не только повышенную частоту, но и более низкие задержки, что точно хорошо скажется на производительности системы.
Что будет, если в биосе выставить неподдерживаемый профиль?
В случае, если вы попытаетесь выставить в биосе частоту, для которой нет профиля у вашей памяти, то произойдет один из трех возможных вариантов:
Тесты профилей в приложениях
Для диаграмм я решил использовать 5 профилей: наихудший JEDEC, родной JEDEC, оба поддерживаемых XMP профиля и разогнанный профиль (OC).
«Сэм», «Резидент» и «Метро» восприняли увеличение скорости памяти равнодушно, так как им полностью хватает ресурсов процессора. А вот «Трекмания» активно умеет использовать только одно ядро, которое загружено на 100 %, поэтому память оказывает ощутимое влияние на частоту кадров.
Характеристики памяти
Частота
Частота — это величина, показывающая, сколько операций может выполнить память за промежуток времени. Считается одной из главных характеристик наравне с таймингами. Чем она выше — тем лучше.
Следующие графики покажут, насколько сильно будет меняться производительность в зависимости от частоты. Тайминги при этом зафиксированы на отметке [11-13-13-35].
Тайминги
Тайминги памяти — это внутренние задержки, выраженные в тактах, то есть время, по прошествии которого происходят операции, чтения, записи, обработки информации, подачи напряжения и тд. Чем они меньше – тем лучше. В характеристиках обычно указывают только 3 или 4 тайминга, которые оказывают наибольше влияние на производительность, например 11-11-11-28 (Они же “CL”-“tRCD”-“tRP”-“tRAS”).
Помимо основных вышеуказанных таймингов, существует еще более 20, доступных для настройки в биосе. Их ручной разгон абсолютно бессмысленнен. Ради интереса, я решил попробовать выжать из них максимум, базируясь на XMP профиле. Большинство из них удалось снизить на 1-3 такта, что в сумме дало выигрыш… в 0,4 наносекунды. Стоило ли оно того? Определенно нет. Никакого влияния на приложения замечено не было.
В виде исключения выступают “tRFC“ (REF Cycle Time) и “tREFI” (Refresh Interval), разгоном лишь этих двух параметров можно выиграть до 4 наносекунд латентности. Причем первый нужно понижать, а второй наоборот – повышать.
Следующие графики покажут, насколько сильно будет меняться производительность при разных наборах основных таймингов. Частота при этом зафиксирована на отметке 1600 МГц.
Отдельно стоит поговорить о таком «мистическом», параметре как Command Rate. Он может принимать два значения: 1, 2. Несмотря на то, что его приписывают к основным таймингам памяти, к ней самой он отношения не имеет. Это лишь скорость контроллера, который управляет вашей памятью, время, необходимое на преобразование команд.
Как он влияет на стабильность системы — четкого ответа нет, все зависит от качества вашей материнской платы. В интернете часто пишут, что уменьшать этот параметр не рекомендуется, так как память теряет разгонный потенциал и становится нестабильной. Но лично в моей практике не попадался ни один ПК, который бы плохо работал от выставления Command Rate на 1. Более того, в случае тестовой конфигурации на разгонный потенциал это не повлияло ни на йоту.
Разница между CR1 и CR2 может составлять от 0 до 5 % производительности в зависимости от ряда факторов. А если говорить о латентности, то разница составляет 0.5-1.5 наносекунды.
Пропускная способность
Пропускная способность — это скорость работы памяти с данными. То есть объем информации, который память может обработать за секунду времени. Например, 30 гигабайт в секунду.
Вопрос: что лучше — 1 планка на 1600 МГц или 2 планки по 800 МГц? Казалось бы, ответ очевиден, в обоих случаях достигается одинаковая пропускная способность (12 ГБ/сек), но у памяти с частотой 800 МГц ниже тайминги, значит она должна победить. Однако внезапно происходит полный разрыв шаблона, так как одноканальная планка на 1600 МГц работает быстрее на 15 %. Почему же так?
А дело в том, что пропускная способность памяти и ее частота — это совершенно разные параметры. Повышение частоты увеличивает пропускную способность и уменьшает латентность, однако повышение лишь пропускной способности не сказывается на других параметрах. Активация двухканального режима удваивает именно пропускную способность, а не производительность. Поэтому прирост скорости в приложениях может составлять от 1 до 30 % в зависимости от вашего процессора и ряда других факторов.
Емкость. Сколько гигабайт памяти нужно?
На 2020 год актуальными будут только два варианта: 2 х 4 ГБ или 2 х 8 ГБ. Почему так?
Операционная система, будь то Windows 7 или Windows 10, потребляет от 1 до 3 ГБ памяти в зависимости от загруженности программами. При необходимости, ОС может освобождать память, скидывая данные в файл подкачки, ужимаясь всего в
600 мегабайт. А большинство игр потребляют от 1 ГБ до 4 ГБ памяти без учета операционной системы.
Лично мной, помимо тестовых игр для графиков были также протестированы и следующие:
Все они без проблем заработали всего с 4 ГБ памяти в системе, несмотря на то, что у некоторых указано минимум 8 ГБ в системных требованиях. Единственное замеченное ухудшение по сравнению с 16 ГБ — более продолжительные загрузки, и в некоторых случаях фризы, когда память забита впритык.
Само собой, сборка с 8 ГБ памяти уже отыграет себя по полной, не заставляя ОС и игру выкручиваться под маленький объем. Тандем из 2 х 4 ГБ памяти и SSD накопителя будет отличным решением для среднебюджетного ПК. Ну, а 2 х 8 ГБ — идеально для мощного топового ПК без компромиссов.
Но почему не 32 ГБ и более? Потому что это не нужно, вот прямо совсем. Серьезно, лично я, какую бы мультизадачную ахинею ни творил на своем компьютере, ни разу не видел, чтобы было загружено более 12 ГБ оперативной памяти. Ну, разве что если ее специально забивать. Конечно, дело ваше, если есть бюджет, то почему бы не порадовать себя циферками в свойствах системы, да и рам диском тоже можно побаловаться.
Что такое латентность?
Латентность — это некая величина в наносекундах, представляющая собой совокупность частоты и таймингов памяти, а также частоты процессора. Чем она меньше — тем лучше. Обычно именно на этот параметр ориентируются при разгоне и оптимизации памяти.
Если не гнаться за максимальной производительностью, то для игр вполне достаточно
Я считаю, что это не то, о чем стоит париться при выборе памяти (только если вы не хотите докупить второй модуль к первому имеющемуся). Тем более, не все производители пишут эту характеристику, да и наличие кожуха осложняет диагностику. Лучше обратить внимание на тайминги и частоты. Проверить ранговость можно с помощью все той же CPU-Z.
Что такое ECC и буферная память?
Это всего лишь параметры, относящиеся к серверной оперативной памяти. ECC отвечает за коррекцию ошибок, а буферизация памяти уменьшает электрическую нагрузку. Пользователям домашних ПК это не нужно, да и стоит такая память намного дороже. Короче, не забивайте голову.
Разгон
Разгон позволяет взять частоты, которые значительно превышают стандартные значения профилей вашей памяти. На примере DDR3 — переключить с 1333 МГц на 1600 МГц удается почти всегда. Само собой, материнская плата тоже должна поддерживать большую частоту.
Вариант №1. Простой универсальный
Идеальная попытка/способ разгона для новичков. Мы просто повышаем в биосе частоту на одну ступень из списка доступных и смотрим, что из этого получилось. Компьютер запустился? Отлично, повышаем еще. Как только нашли максимальную стабильную частоту, то проверяем латентность через айду, стала ли она лучше, или такой разгон был бессмысленнен, и параметры стоит вернуть на место.
В моем случае память разогналась до частоты 2400 МГц. Универсальный набор таймингов идеально вписался, значения [11-13-13-35] стали для нее наилучшими и дополнительных действий не потребовалось.
Вариант №2. Продвинутая настройка
Автоподбор таймингов платой не всегда может хорошо подойти под ту частоту, которую вы выставили. Задержки могут получиться слишком большими, что в итоге даст меньшую производительность, чем на стандартном профиле. Или же тайминги останутся неизменными, слишком низкими, что попросту не даст взять высокую частоту.
В этом случае разгон проводится вручную, и я объясню его на примере памяти с частотой 1600 МГц и таймингами 11-11-11 (четвертый тайминг я намеренно не указал, так как частота на него практически не влияет, можно использовать базовый).
Стоп-стоп, а как же напряжение? Да, при разгоне часто советуют повысить напряжение, якобы это улучшает стабильность и дает больший разгонный потенциал. На практике, память разгоняется и стабильно работает даже без повышения напряжения, либо же материнская плата сделает все за вас в режиме Auto. Если очень хочется попробовать улучшить значения разгона, можете повысить напряжение (на свой страх и риск) до 1,65 В для DDR3 или же до 1,45 В для DDR4.
Главное — по окончании разгона не забудьте проверить память на ошибки, например встроенной в операционную систему утилитой «Средство проверки памяти Windows» или же программой MemTest86. Ведь иногда память может становиться нестабильной после разгона, и проявится это далеко не сразу — например, на следующий день внезапно зависнет система или игра. В таком случае тайминги нужно будет повысить дополнительно еще на 1 такт или же вовсе вернуть настройки по умолчанию.
Что делать, если после разгона памяти компьютер перестал запускаться?
Если компьютер ушел в бесконечный цикл перезагрузки, то можно попробовать обесточить блок питания примерно на 10 секунд, а затем снова включить. Биос выдаст сообщение в духе «Overclocking Failed» и даст вам возможность поменять настройки или сбросить их. Работает не на всех платах.
Второй вариант — нажать специальную кнопку на плате для сброса настроек биоса. Обычно она подписана как «clr_cmos».
Третий способ, который точно сработает — вытащить батарейку материнской платы на несколько минут и вставить обратно. В результате такого действия сбросятся все настройки биоса.
Взаимодействие памяти с комплектующими ПК
Оперативная память — это посредник ваших комплектующих, представляющий из себя следующую схему: Быстрая память → более быстрый процессор → лучшее использование потенциала видеокарты → больший FPS в играх.
Если вашей игре не хватает производительности процессора/памяти, то и видеокарта не сможет грузиться на 100 % (при отключенной вертикальной синхронизации).
Влияние памяти на процессор
Оперативная память тесно связана с вашим процессором. Чем быстрее память, тем лучше отклик процессора и его производительность. Простой разгон памяти может увеличить потенциал процессора до +15 %, что хорошо видно на примере тестов в программе WinRar.
Для полноты картины я решил провести еще один квартет тестов, для которых частота процессора была уменьшена до 2,4 ГГц и количество потоков уменьшено вдвое.
Здесь уже прирост чуть более ощутим в отличие от 1-кадрой разницы при частоте 4,2 ГГц.
Примечание: даже если ваша игра показывает, что процессор загружен всего на 50 %, это не обязательно означает, что ей хватает его производительности. То есть увеличение частоты процессора или памяти все равно может улучшить частоту кадров.
Влияние процессора на память
Что-что? И в обратном направлении тоже? Да, все верно: чем выше частота процессора, тем ниже латентность памяти. При этом количество ядер или потоков значения не имеют.
Следующий график наглядно показывает зависимость латентности от частоты процессора на разогнанном профиле памяти (2400 МГц). Command Rate выставлен на единицу.
Получается, что 43,2 наносекунды — это наилучшая латентность, которую мне удалось получить на тестовой конфигурации.
Влияние на дискретную видеокарту
Оперативная память не оказывает прямого воздействия на видеокарту, ведь у видеокарты есть собственная память, куда игрой складываются все необходимые графические данные.
Чтобы убедиться в этом наверняка, я использовал игровой бенчмарк Aliens vs. Predator Benchmark. Его преимущество состоит в минимальном использовании процессора. Разница между наихудшим одноканальным профилем памяти и наилучшим двухканальным профилем, при средней частоте кадров ≈175 составила… всего 1 фпс, что вообще в пределах погрешности.
Влияние на встроенную видеокарту
А вот для встроенных видеокарт все как раз таки наоборот — они не имеют собственной памяти и просто заимствуют оперативную. То есть, чем быстрее будет ваша память, тем более высокую частоту кадров в играх вы получите.
Для следующего графика будет использоваться встроенная Intel HD Graphics 4600. Для наглядности, базовый профиль JEDEC был протестирован в одноканальном и в двухканальном режимах, в графиках они отмечены как SCJ и DCJ соответственно.
Прочие вопросы
Что такое файл подкачки?
Файл подкачки — это специальный файл на вашем накопителе, в который система может сливать информацию с оперативной памяти, чтобы на ней освободилось место.
Например, если у вас всего 4 ГБ памяти, операционная система в данный момент использует 2 ГБ, и вы хотите запустить игру, которой единолично требуется 3 ГБ памяти, то ОС сохраняет данные ненужных в данный момент процессов в файл подкачки, что освобождает место в оперативной памяти и дает возможность запустить ту самую игру.
Часть вашего накопителя просто становится очень медленной оперативной памятью. И если системе внезапно понадобится считать эти самые данные из файла подкачки, то это приведет к долгим загрузкам, лагам и подвисаниям.
Даже если у вас много оперативной памяти, совсем отключать файл подкачки не рекомендуется, так как многие приложения спроектированы использовать его в любом случае. В общем, для файла подкачки можно выделить 4-8 ГБ свободного места — этого вполне достаточно.
Что лучше — DDR3 или DDR4?
Немного больной вопрос современного гейминга, так как DDR4 проигрывает по показателям таймингов, но имеет больший потенциал на частоты.
В качестве примера возьмем частоту 2133 МГц — это высокое значение для DDR3 и одно из базовых для DDR4. И если стандарт JEDEC предлагает тайминги 13-13-13 для DDR3-2133, то для DDR4-2133 эти значения составляют 15-15-15, что ощутимо хуже. Получается, чтобы DDR4 начала демонстрировать превосходство над DDR3 ей нужно иметь примерно на 30 % более высокую частоту.
Бюджетная DDR4 даже может являться причиной фризов в требовательных играх из-за высоких таймингов и, соответственно, латентности. Но выбора у нас в любом случае нет, так как DDR3 постепенно уходит в небытие, а на горизонте уже маячит DDR5.
Нужен ли памяти радиатор или кулер?
Память греется слабо относительно прочих комплектующих. Ее температура обычно не превышает 65 градусов, то есть она может без проблем обходиться без радиатора и тем более без специального кулера. Однако память с красивой металлической оболочкой выглядит намного лучше, да и от пыли и случайных царапин обеспечивается неплохая защита. Плюс дополнительная страховка от перегрева для оверклокерских решений.
Почему мнения о важности памяти расходятся?
Причиной тому может быть множество факторов, будь то динамическое окружение в играх или кривая сборка операционной системы ютуб блогера. Но в основном это разные конфигурации ПК, на которых проводятся тесты. Например, процессоры AMD, как правило, сильнее зависят от памяти, чем Intel. Да и разница между встроенной и дискретной графикой колоссальна. И если пользователь изначально имеет средний процессор и так себе память, то их оптимизация явно даст больший эффект, чем попытка разогнать и без того хорошую сборку. Поэтому мнения и расходятся: одни говорят, что влияние памяти нулевое, а другие получают до 30 % прироста производительности.
Заключение
Итак, подведем краткий итог того, что мы узнали из этой статьи.
Упомянутые товары
В статье просто пропущен небольшой абзац, касающийся двух таймингов. Скоро будет добавлен.
Что-то «скоро» уже как минимум не скоро)))
3й абзац в разделе таймингов, я его добавил практически сразу, как написал сообщение.
Отключение подкачки в Windows заметно повышает производительность системы, так как она использует свап по делу и не по делу. В сетапе с отключённым свапом лучше взять памяти с запасом, например, в 2012г я брал 8 Гб, где-то в 2018-м её перестало хватать, и надо было ставить уже 16, а сейчас лучше брать 32. Достаточно открыть штук 30 вкладок броузера, чтобы в этом убедиться.
В момент написания этого коммента, у меня открыта 81 вкладка, запущен стим и утилиты. Все это дело потребляет всего 5,5гб озу. Может вам стоит отключить телеметрию и проверить пк на вирусы?
Понятия не имею, зачем вы криво овер-описали процедуру свапа. Но система не использует файл подкачки когда ей захочется. Она обращается к нему только когда это необходимо, либо в инструкция проги прописана эффективная экономия памяти. Чтобы совсем не париться о свапе, нужно 32-64гб+ озу, потому, что некоторые приложения могут хапнуть до 30гб суммарной виртуальной памяти (игры и редакторы могут крашиться без свапа даже с 16гб озу). Но набирать кучу рам, только чтобы отказаться от свапа. ну такое себе. Проще купить ссд за 1.5к руб и выделить его под свап и темп, так будет намного рациональнее.
У меня за 25 лет использования домашнего компа вирусы были пару раз. Если не ходить по помойным ресурсам, не открывать помойные письма и не запускать исполняемый код неизвестного происхождения, то им просто неоткуда взяться. Я даже антивирус не ставлю, встроенный какой-то болтается только и молчит. Вон у меня на работе Касперский, от него вреда больше, чем от вирусов, а ни одного вируса он пока ещё не нашёл.
Я видел, как работает свап в разных операционках: VMS, Юниксы 4-х разных семейств, штук 7 версий винды от 16-битных ещё, причём не на уровне суеверного юзера, где-то что-то слышавшего, я и алгоритмы изучал (кроме Винды, конечно, у MS всё всегда закрыто, чтоб не позориться), и замеры делал. Так вот, в Винде свап по эффективности вообще никакой, просто бестолковое дёрганье диска. Даже удивительно, я думал, Катлер нормальную систему напишет, но видимо, микрософтовский менеджмент укатал его. Всё ПО с системой в совокупности может использовать 5% ОЗУ, но система будет свопиться. Причём, если размер свапа меньше размера ОЗУ, то производительность вообще падает в ноль. Это не как в нормальных системах, где свап рассматривается, как добавка к ОЗУ. Опытные коллеги подтверждали. Во времена HDD это означало (помимо низкой скорости доступа) ещё и конкуренцию с приложениями за диск, HDD же по природе однозадачные, разве что RAID может немножко параллельно исполнять запросы. Скорость сборки проекта улетала в космос, когда отключался свап, т.к. она как раз интенсивно использовала диск. На SSD происходит тоже самое, только менее заметно, т.к. там есть очередь, и параллелизм выше. Общие рассуждения о том, что что-то там делается эффективно и по необходимости, не работают применительно к MS, который всегда небрежно относился к пользовательским ресурсам.