Что лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочие

Чем отличается профессия от специальности?

Если вы не до конца понимаете разницу между профессиями и специальностями среднего профессионального образования, то вы попали на нужную страницу. Расскажем простыми словами.

Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:

Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.

Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.

Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.

Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:

Простой совет

Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:

А это профессия или специальность?

Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.

Дополнительное профессиональное образование

Было бы несправедливо, не упомянуть еще один уровень подготовки — дополнительное профессиональное образования. На этом уровне слушатель может пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В рамках ДПО возможно получить как классическую профессию, например, сварщик, электромонтер, автослесарь, так и пройти подготовку на курсах современных профессий — СММ-менеджер, тестировщик, дизайнер социальных сетей и другие — большой перечень курсов обучения современным профессиям можно найти на портале бизфабрика ру.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях.

Да но в разговоре значение слова профессионал или специалист-профессионал означает часто что это тот кто не допускает ошибок в своей деятельности, так что если вас назвали профессионалом то это не всегда принижение)

Вы меняете контекст.
О принижении речь не шла. Речь об уровнях образования, они в России разные.
На более низком уровне человек получает профессию, на уровне повыше — специальность.
Основное общее образование (9 классов) еще более низкий уровень, это ни в коем случае не принижает тех, кто заканчивает 9 классов.

Добрый день! Можно ли узнать на основании каких нормативных документов осваивающие специальность могут получить профессию? Спасибо

Перечень профессий закреплен в Федеральном государственном образовательном стандарте соответствующей специальности.
Конкретные профессии устанавливаются в Рабочем учебном плане образовательной организации.

Я сотрудник техникума, где обучают именно профессии. И отличается профессия от специальности далеко не тем, что ты не сможешь занимать руководящую должность (кстати, автор текста вам нагло врет! — взять работников администрации и там по большей части работают именно профи, а не спецы). Нет специальности сварщик — это исключительно профессия. Так же как и нет профессии юрист — это именно специальность. Если говорить более ограниченно, то работа руками- профессия, работа головой — специальность. Но тут тоже не профессии и специальности подпадают. К примеру секретарь — это профессия, а делопроизводитель — специальность.

Очень сочувствую вашим студентам, плохо, когда преподаватель позволяет себе такую риторику.
В администрациях действительно много людей, получивших профессии, но затем они получили специальность на уровне ВПО.
Специальности «Сварщик» действительно нет, но есть специальность «Сварочное производство».
А вот специальности «Юрист» не существует. Это квалификация, которую можно получить обучаясь, к примеру, на специальности «Правоохранительная деятельность».
В следующий раз, когда решите оставить комментарий в безапелляционном тоне, разберитесь сначала с понятиями.

Источник

Разница между специалистом среднего звена и квалифицированным рабочим

Что лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочие

Раньше система обучения профессиям в России была понятной. Существовало несколько уровней квалификации. Человек мог сам выбрать специальность, на которую в дальнейшем подавать документы. В 2013 году была проведена реформа, вследствие которой был упразднен один из уровней системы учебных заведений. Как альтернатива, было предложено два варианта: профессия и специализация. В чем же заключаются отличия между квалифицированным рабочим и специалистом среднего звена?

Кто такой специалист среднего звена?

До реформы выделялось несколько видов обучения:

После реформы были упразднены учебные заведения, относящиеся к первому типу, и переименовались в колледжи и техникумы, в которых появилось две категории: квалифицированный рабочий и специалист среднего звена.

Последний – это человек, который получил специальность с правом занимать управленческие должности. По рангу находится выше квалифицированного рабочего. Среднее профессиональное образование человек может получить в колледже и техникумах, которые могут как принадлежать к ВУЗу, так и быть самостоятельными единицами. Между колледжами и техникумами есть различия, которые прописываются в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования:

Что лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочие

Общее время обучения обычно составляет 3 года, но для некоторых специальностей срок может отклоняться как в меньшую (2 года), так и большую (4 года) сторону.

Среднее профессиональное образование могут оказывать:

Чтобы поступить в одно из них, необходимо получить базовое общее образование (то есть, хотя бы закончить 9 классов школы) или закончить школу полностью. На данный момент большая часть учащихся уже получили неполное среднее образование, поскольку все остальные хотят поступить в ВУЗ.

Список специальностей, которые можно получить, закреплен соответствующим приказом Минобрнауки России.

Среднее профессиональное обучение ставит своей задачей подготовку специалистов в разных областях: медицине, педагогике, юриспруденции. Впервые оно появилось еще в СССР (но, как утверждалось ранее, в особой форме) приказом наркома Луначарского. Он создал техникумы, которые задумывались в качестве промежуточного звена между школой и институтом. В 1920-х годах техникумы использовались для получения профессий с целью дальнейшей работы на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве. В 1930-х годах началась индустриализация, что привело к росту спроса на обучение специальностям. Поэтому во всех уголках Советского Союза начали массово появляться техникумы.

После получения степени специалиста человек может стать младшим управленцем: бригадиром, техником, мастером участков).

На время обучения специальности студент имеет право получать стипендию, бесплатное питание, а также проходить оплачиваемую практику на месте, где они могут в дальнейшем работать (при условии высокой компетентности).

Определение понятия «квалифицированный рабочий»

Квалифицированный рабочий – это человек, который получил навык в определенной отрасли посредством обучения через специализированные учреждения. Для него обязательно иметь большой опыт работы и быть образованным. Но в определении этого понятия наблюдается большая путаница, вызванная тем, что одни относят сюда и людей, получивших вышку в некоторых областях (например, психология, социальная работа, программирование), так и представителей классических рабочих специальностей (маляр-штукатур и прочие).

В эту категорию относится огромное количество профессионалов: технический персонал скорой помощи, технолог ультразвука, повара, фотографы, модели и другие. Некоторые считают, что для становления квалифицированным рабочим вовсе необязательно вообще заканчивать техникум или колледж, поскольку существует огромное количество курсов, которые обучают значительно лучше. И с этим тяжело не согласиться. В последнее время наблюдается тенденция постепенного вытеснения формального образования неформальным.

Что лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочие

От какого понятия точно нужно дифференцировать квалифицированного рабочего – так это от чернорабочего. Последний не имеет вообще никаких навыков, и может выполнять только простые задания типа «подай-принеси». Чернорабочие зарабатывают мало, поскольку их навыки не являются уникальными.

Что общего между ними?

Основная общая черта между этими типами профессий – это то, что они не являются самыми престижными. Но это не означает, что на них невозможно заработать. Нередко представители квалифицированных профессий или специалисты зарабатывают больше людей с высшим образованием. Особенно сейчас, когда рынок перенасыщен людьми с дипломами, а рабочих рук не хватает.

Чем они отличаются?

Основные отличия следующие:

Выбирать нужно душой, а не степенью престижности. Главное – любить свое дело, а заработать можно на всем. Важно помнить, что рабочие специальности тоже очень ценятся, и в них можно хорошо зарабатывать. Там главный критерий — мастерство.

Источник

Специалист среднего звена и квалифицированный рабочий разница

Если вы не до конца понимаете разницу между профессиями и специальностями среднего профессионального образования, то вы попали на нужную страницу. Расскажем простыми словами.

Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:

Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.

Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.

Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.

Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:

Простой совет

Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:

А это профессия или специальность?

Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях.

Что лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочиеЧто лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочие

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст. 12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования –1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение предполагает приобретение необходимой компетенции, но не сопровождается изменением уровня образования.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения – слушатели.
Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60
получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании — дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждаетприсвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Тем самым профессиональное обучение по своим юридическим характеристикам ближе к дополнительному профессиональному образованию, поскольку не сопровождается изменением уровня образования.Более того, профессиональное обучение осуществляется по следующим программам: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, 2) программы переподготовки рабочих, служащих, 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в приказеМинобрнауки России от 02.07.2013 N 513″Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Таким образом, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, а профессиональное обучение – самостоятельный вид образования, не относящийся ни к профессиональному образованию, ни к дополнительному образованию.

В чем различие начального профессионального образования от среднего профессионального образования?

Что лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочие

Начальное профессиональное образование готовит специалистов рабочих профессий: токарей сварщиков литейщиков и прочее. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена: фельдшеров, бухгалтеров, электронщиков, программистов, инженеров некоторых узких профессий и прочее.

Что лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочие

По сути, сейчас никакой разницы нет. Все дело в личных качествах человека — можно и начальное профобразование получить так, что станешь высококлассным специалистом. Однако формально разница все-таки есть — существует перечень должностей, для занятия которых наличие документа именно о среднем профобразовании обязательно, начального недостаточно. Вообще раньше считалось. что начальное профобразование готовит специалистов узкого профиля (должности по смежным профессиям занимать недопустимо) и низкой квалификации — недопустимо с таким образованием занимать руководящие должности, даже низшего звена, да и присвоение высоких разрядов мастерства могло вызвать трудности. Но сейчас все это стало на большинстве предприятий лишь пустыми формальностями, в большинстве случаев, если кому-то напоминают о его низкой квалификации исключительно из-за образования, это придирки ради придирок.

Что лучше специалисты среднего звена или квалифицированные рабочие

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

Статья 22. Начальное профессиональное образование

Статья 23. Среднее профессиональное образование

Источник

Чем занимаются люди новых профессий СПО?

Правительство обновило перечень профессий и специальностей СПО, важных для развития экономики России. Выясняем, на чем в скором времени будут зарабатывать выпускники колледжей.

Как узнать, какие профессии есть в колледжах?

В этот список включают только те профессии и специальности СПО, которые считаются востребованными в экономике РФ. То есть, если вы получаете одну из специальностей из перечня, то:

Предыдущий перечень был принят в 2014 году и сильно устарел, в связи с этим правительство и подписало новый перечень, в который вошло больше 100 востребованных специальностей и профессий СПО.

В чем разница между специальностью и профессией?

Специальность можно получить только в колледже или в техникуме – она подразумевает больший набор знаний и навыков. Если вы закончите колледж или техникум, то в вашем дипломе будет указано, что вы – «специалист среднего звена».

Профессию можно получить только в училище. Там вы получите только прикладные навыки, а в вашем дипломе будет указано, что вы – «квалифицированный рабочий».

И специальность, и профессия считаются средним профессиональным образованием. Однако специальность считается чуть более престижной.

Новые специальности и профессии СПО

Всего в новый перечень добавлено 55 новых специальностей и 35 профессий. Мы выбрали самые необычные из них.

Востребованные специальности СПО

Агрономия

Будущие агрономы учатся работать с землей и выращивать фрукты, овощи, ягоды и бобовые, которые затем отправятся на полки магазинов. Среди основных задач агрономов:

Аддитивные технологии

Здесь речь идет о 3D-печати. Люди, получившие эту специальность, занимаются:

Все эти необходимо при строительстве домов и производстве деталей для машин, заводов и т. д.

Зоотехния

Выпускники этой специальности становятся зоотехниками. Они отвечают за:

Протезно-ортопедическая и реабилитационная техника

На этой специальности учат изготавливать технические средства реабилитации (ТСР) – инвалидные коляски, тренажеры и другое специальное оборудование для людей с инвалидностью и ОВЗ. Выпускники:

Специальное дошкольное образование

Получив эту специальность, выпускник колледжа может работать, например, в инклюзивном детском саду или в саду для детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Эта работа включает в себя:

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

Закончив эту специальность, можно работать в сфере ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство): как в государственных управляющих компаниях, так и в частных. Специалисты:

Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Здесь имеется в виду работа с дронами и другими беспилотниками в самых разных сферах: от картографии до доставки товаров. Специалисты занимаются:

Востребованные профессии СПО

Аппаратчик-оператор в биотехнологии

Представители этой профессии работают в промышленном и химическом производстве. Аппаратчики:

Графический дизайнер

Графический дизайнер создает афиши, логотипы, презентации, продумывает дизайн упаковок, сайтов и т. д. К основным задачам этого специалиста относятся:

Востребованные специалисты могут полностью продумывать дизайн крупных проектов: например, разработать фирменный стиль бренда или подготовить рекламную кампанию фильма.

Дефектоскопист

Все, кто освоил эту профессию, могут работать в разных сферах промышленности: от производства нефти до строительства домов.

Главная задача дефектоскописта – вовремя находить недостатки в машинах, оборудовании, трубах, построенных объектах и т. д. Он контролирует производство или строительство, чтобы предотвратить аварии или поломки и обеспечить безопасность работников и обычных людей.

Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)

Эта профессия напрямую связана с химической промышленностью и пригодится в самых разных отраслях: от производства продуктов до строительства. По окончании колледжа можно работать лабораториях, в крупных промышленных компаниях, на санэпидемстанциях и т. д. В обязанности лаборанта входят:

Учтите, что к медицине эта профессия никак не относится – речь идет о контроле безопасности производств.

Лепщик-модельщик архитектурных деталей

Человек, освоивший эту профессию, работает в сфере декора и архитектуры и изготавливает барельефы, карнизы и другие виды лепнины. К задачам этого специалиста относятся:

Это и творческая, и техническая, и прикладная специальность.

Мастер растениеводства

Ухаживает за растениями самых разных видов, включая цветы и деревья. К задачам мастера растениеводства относятся:

Мастера растениеводства занимаются озеленением городов и ухаживают за парками, заповедниками и садами.

Мастер по обработке цифровой информации

Получив эту профессию, выпускник будет работать с компьютерами и информацией, которая передается с их помощью. В его круг обязанностей войдут:

По сути, получив эту профессию, можно устроиться на работу куда угодно: в банк, в редакцию, в вычислительный центр и т. д.

Каждая специальность и профессия СПО регулируется отдельным федеральным образовательным стандартом. В нем подробно описано, чему будет обучаться студент и что он должен знать по окончании колледжа.

Источник

Классификация персонала

Услышав словосочетание «классификация персонала», многие подумают, что это что-то из экономической теории, абстрактное и вообще не имеет отношения к реальности. Но это не так. Все передовые компании делят свой персонал на группы. Это помогает не только вести учет труда, но и мотивировать, развивать сотрудников. Как это реализуется, какие бывают классификации – читайте в статье.

Что такое «персонал», его признаки

Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.

У понятия «персонал» есть свои признаки. Например, рабочий, которого пригласили вымыть окна в офисе компании на 12 этаже, не входит в это понятие. А если организация заключит с ним трудовой договор, и рабочий продолжит работать на постоянной основе, тогда его можно включить в штат.

Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.

На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:

После того как мы рассмотрели понятие «персонал», перейдем к его категориям.

Категории персонала

Делят на производственный и непроизводственный.

Первый занимается трудом, который можно «потрогать». Например, кондитер испек торт, рабочий покрасил стены, бухгалтер составил отчет.

Производственный штат предприятия подразделяется на категории:

Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.

Кто и как классифицирует персонал

Международная организация труда делит трудящихся на три категории:

В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:

В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:

Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:

Классификация работников в организациях

Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:

В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:

Работников также делят:

Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:

Для чего нужна классификация и примеры ее использования

Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.

Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.

Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.

Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.

Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.

Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *