УрГЭУ глазами работодателей: лучший вуз Екатеринбурга
Уральский государственный экономический университет занял первое место в рейтинге топ-10 вузов по оценке работодателей.
Крупнейший на Урале профессиональный клуб HR-mnenie регулярно проводит исследования среди работодателей на тему их сотрудничества с высшими учебными заведениями и предпочтений по найму выпускников.
В январе и феврале 2021 года в Екатеринбурге было проведено исследование, посвященное качеству работы высших учебных заведений города.
В опросах клуба работодателей HR-mnenie приняли участие около 1200 бизнесменов, которые отмечали качества нанимаемых ими выпускников и старшекурсников.
В отличие от прошлого года, когда респонденты ставили общую оценку, в этот раз анкетирование было разделено на 3 части, и вузы определялись в рейтинге по разным критериям: адаптированности выпускников к реалиям рынка труда, представленности востребованных специальностей, демонстрации выпускниками актуальных личностных компетенций (ответственности, обучаемости, дисциплинированности).
По мнению ректора УрГЭУ Якова Силина: « Вопросам развития личностных, надпрофессиональных компетенций в УрГЭУ уделяется особое внимание. Мы понимаем, что наличие данных компетенций наряду с профессиональными делает наших выпускников традиционно успешными на рынке труда, подтверждение тому – традиционное первое место в региональном рейтинге вузов, по мнению работодателей. На этот результат помимо кафедр работает весь вуз: это подразделения по работе с молодежью, привлекающие студентов к реализации внеучебных, патриотических, социально-ориентированных мероприятий; это отдел по взаимодействию с работодателями, организующий для студентов совместно с партнёрами профессиональные конкурсы, стажировки, позволяющие студентам оценить свои компетенции, при необходимости заняться их развитием. Важно отметить, что работа по развитию личностных компетенций студентов ведется не только с практической, но и с научной точки зрения. Например, кафедра экономики труда и управления персоналом УрГЭУ уже не первый год успешно реализует исследовательский проект, поддержанный РФФИ, на тему: «Теоретико-методологические аспекты формирования надпрофессиональных компетенций студентов высших учебных заведений». Результаты данного исследования мы также учитываем при формировании подходов к работе с молодежью».
10 лучших вузов—2021 по версии работодателей:
—Уральский государственный экономический университет;
—Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;
—Уральский институт управления РАНХиГС;
—Уральский государственный горный университет;
—Уральская государственная юридическая академия;
—Уральская государственная архитектурно-художественная академия;
—Уральский государственный педагогический университет;
—Российский государственный профессионально-педагогический университет;
Уральский государственный экономический университет занял первое место в рейтинге топ-10 вузов по оценке работодателей.
Любой человек может прислать «слив» об этом вузе. Мы публикуем отзывы на сайте только после модерации и публичного обсуждения в нашей группе Вконтакте.
Прислать слив о вузе
Преподаватель/администрация вуза:
50 991
20 мая 2020
Oops. Что-то пошло не так. Возможно, пропал Интеренет 🙁
Загрузить еще раз
Студент этого вуза:
108 795
17 марта 2017
Oops. Что-то пошло не так. Возможно, пропал Интеренет 🙁
Загрузить еще раз
Студент этого вуза:
26 207
13 июля 2021
Я закончил первый курс по специальности Информатика и вычислительная техника в ИРИТ-РтФ и готов поделиться своими впечатлениями. Этот слив будет полезен 09-ым направлениям и направлениям радиофака УрФУ.
1. Учёба. В ИРИТ-РтФ все студенты выбирают свою индивидуальную образовательную траекторию (далее ИОТ). То есть с первого семестра мы сами решали чему и у кого учиться.
На выбор также были дисциплины между онлайн и очной формой обучения. Например, в первом семестре у меня было три онлайн дисциплины (проектная деятельность, информационные технологии и сервисы, история), а во втором только философия. Занимаешься когда хочешь: я удалял каждому предмету по часу в неделю, многие весь семестр ничего не делали и закрывали курсы за неделю-две до итого дедлайна. По всем дисциплинам есть базы с ответами и решениями, сами задания обновляют редко. Зачёты проходят с прокторингом (из дома, с веб-камерой и записью экрана компьютера). На каждый предмет примерно по три-пять вариантов обучения, среди них есть как стрёмные и скучные курсы, так и интересные и полезные. С выбором вам помогут ваши наставники (студенты 2-3 курсов, за кем закрепляют группы первокурсников для помощи в первом семестре).
Физра на выбор, там довольно много вариантов между видами спорта (дзюдо, волейбол, йога, фитнес, бассейн, спортивное ориентирование, бокс и много чего ещё), можно выбрать обычную физру, но там довольно трудно. У меня была лечебная физкультура.
Английский по уровням (от А0 до С2), сначала собеседование, потом распределение. Английский всего один год, я был в B1, всё довольно посредственно. Обычный школьный английский, я остался им недоволен. Помимо одной очной пары по английскому ещё аккаунт в SkyEng с домашними заданиями, там немного поинтереснее, но задания назначают преподы, а некоторые вообще не чувствуют меры. Благо есть плагины, которые взламывают ответы на сайте.
Проектная действительность на айтишных направлениях каждый семестр на протяжении всего обучения. В конце каждого семестра защита. В первом мы создавали концепции своих продуктов, делали макеты. Во втором создавали минимально рабочий продукт. Если честно, практических навыков мы не имели и не приобрели за весь первый курс. Поэтому вся разработка нашей компьютерной игры шла по видео-туториалам из Ютуба, статьям и форумам. На группы по 3-5 человек мы распределяемся сами, мне очень повезло с командой. Я был аналитиком и проектировщиком интерфейсов. Команды после распределения менять нельзя, например, моя подруга попала очень неприятную команду, где не смогли найти общий язык и нормально реализовать проект. По моему мнению, это самый полезный и эффективный предмет за весь курс. Да, мы учились создавать айти-продукты самостоятельно, вне учебных дисциплин уника, но это было очень полезно и дало нам хоть какой-то опыт.
2. Экзамены и система оценивания. Все оценки измеряются по стобалльной шкале. Удовлетворительно и зачёт начинается с 40 баллов. Хорошо с 60. Отлично с 80 баллов.
Экзамены по математике, физике, английскому проходят в виде НТК (независимый тестовый контроль). Вы приходите в компьютерную аудиторию и решаете экзамен в виде теста. Есть базы ответов и демоверсии экзаменов. Преподы сами показывают примеры из экзамена. Конечно, выучить их все невозможно, но подготовиться вполне реально. Из экзаменов я только физику на хорошо написал, все остальные предметы на отлично. Получается, оценка за ваш экзамен не зависит от отношения препода к вам.
Зачётные онлайн дисциплины проходят в виде теста с прокторингом, например, по истории или философии. По ним есть базы ответов.
С одной стороны, по большей части предметов максимально независимые экзамены, не назову их сложными. Ты точно знаешь, чего от них ожидать на тестировании (это не ЕГЭ по профильной математике). С другой, всё же есть такие предметы и преподы, с неравными нагрузками и требованиями к студентам, и соответственно несправедливыми оценками.
Как сказал ранее, мы сами выбираем предметы и преподов, и конкуренция за них высокая. И чтобы мотивировать студентов, право выбора в первую очередь даётся тем, у кого средний балл +80 за каждый предмет, во второй волне люди с баллом +60, а в третьей все оставшиеся. Если не пинать х*и и учиться, то можно оставаться у любимых преподов. Если в одном семестре вам кто-то из преподов не понравился, то в следующем можно перевестись к другому.
Главный минус, если оступишься и запустишь свой рейтинг, то постоянно будешь попадать к стрёмным или неадекватным преподам, получать плохие оценки, и, соответственно, из этого порочного круга без серьёзных усилий ты уже не выберешься.
3. Преподы. Они разные, впрочем, как и везде. По математике и ДГМ у меня был прекрасный препод, довольно лояльный. Задавала адекватное количество домашки, нормальные контрольные и расчётные работы. У кого-то жесть полная была. Есть крутые преподы по проге, есть очень душные. Требования тоже у всех разные. По физике у меня был препод по**ист. Коллоквиум, контрольные можно было списывать, он закрывал на это глаза. Разобраться в преподах помогут наставники и более старшие курсы, но мнения у всех разные.
НУ И ТЕПЕРЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ, ПОЧЕМУ ЭТОТ ОТЗЫВ ЖЕЛТЫЙ, А НЕ ЗЕЛЕНЫЙ.
4. ОБЩЕЖИТИЕ. За ИРИТ-РтФ закреплено всего одно общежитие коридорного типа и выделяется какое-то количество мест в общаге для отличников и активистов с хорошими условиями. Мест в общагах катастрофически не хватает. С каждым годом в институте выделяют все больше бюджетных мест, но общаги не резиновые, поэтому места распределяются по баллу ЕГЭ для первого курса и по рейтингу баллов за успеваемость студентов. Чтоб вы понимали, мне с баллом 243 при поступлении места в общаге не хватило. Первые два месяца я снимал квартиру, потом мне удалось заселиться в общагу, потому что кто-то отказался от места. На более старших курсах вы не сможете поселиться, если не отличник (средний балл +80) и без долгов.
Немного цифр из приказа по заселению: Для первого курса выделено всего 148 мест в общежитии. При этом в этом году в ИРИТ-РтФ 928 бюджетных мест. А на 2-6 курс выделено всего 190 мест в общаге, и при этом в институте обучается более 6000 студентов. Если вы контрактник, то, конечно, ни о какой общаге речь не идёт.
Если вы намерены снимать или покупать квартиру в Екатеринбурге, если можете позволить себе жилье, то ИРИТ-РтФ для вас. Если у вас хороший балл за ЕГЭ (+250), то можете подавать заявление. Если уверены, что вытяните на отлично учебу и будете активистом, то тогда это для вас.
Для меня это было серьезным ударом, когда по прилете в Екатеринбург я узнал, что, оказывается, я бездомный. Из моей группы всего 5-6 человек получили места в общаге, при том, что нас 42 человека в группе. Сейчас я отличник, у меня высокий рейтинг и меня поселяют в крутую общагу с комфортными условиями. Моему лучшему другу со средним баллом
Зато иностранцы точно без жилья не останутся. Даже если у них десятки долгов и академический рейтинг меньше сорока баллов. И жить они скорее всего будут в элитных общежитиях.
Ах да, по поводу самой общаги: обычная, пятиэтажная, советской постройки, кордироного типа. В комнате по 3 человека, ремонт в комнатах старый, студенты делают его за свой счёт. Душ общий, на первом этаже, очень страшный, ни одной лейки там не найдется, будете мыться под трубкой с водой. Туалеты тоже общие. На кухнях от силы работает по одной плите, на других еду будешь по несколько часов готовить, мощность очень низкая, вода по часу закипает. На кухне есть тараканы, в комнате у меня и моих друзей не было. Крайне редко 1-2 таракана попадаются на глаза.
Итог. Мне безумно нравится система с ИОТами, выбором дисциплин, уровня сложности предметов, выбором преподов. Мне нравится как тут организованы экзамены, как проходят проектные практики. У моего института много партнёров, в принципе, классно. Тут учится не так сложно, как в других институтах УрФУ (по отзывам самих студентов), особенно если у вас есть сила воли не пустить все по п**де. В целом к УрФУ у меня отношение негативное, но ИРИТ-РтФ я люблю. Я на жалею, что сюда поступил. Я рекомендую поступать сюда жителям Екатеринбурга, тем, кто не хочет жить в общаге и готов позволить себе аренду квартиры. Если на первом курсе получили место, то на втором тоже вполне реально. Чем дольше учишься, тем меньше шанс попасть в общагу на следующий год. Если жилищный вопрос не является для вас существенным, поступайте в ИРИТ-РтФ.
Кого, за что и почему так много? Ректор УрФУ ответил на 10 вопросов об отчислении тысячи студентов
Служебную записку о грядущих массовых отчислениях ректор УрФУ Виктор Кокшаров подписал 23 сентября. Как сообщал E1, только в Уральском гуманитарном институте в список на отчисление внесли больше 940 фамилий. Среди них были обучающиеся на программах бакалавриата, магистратуры и специалитета, которые накопили больше двух «хвостов».
Часть преподавателей пошли навстречу студентам и выступили в их поддержку. Например, основатель клуба EverJazz Алексей Глазырин, который преподает «Коммуникативные технологии в рекламе и связях с общественностью», заявил, что может уйти сам, потому что «не готов играться в университетские штучки и показатели».
Официальной информации о ситуации мало, и до сих пор оставалось неясным, что произошло и почему именно сейчас. Мы собрали все вопросы по теме массового отчисления и задали их ректору Уральского федерального университета Виктору Кокшарову:
— Есть ли в университете четкий порядок отчисления за долги? Сколько их может быть у студента, в какой срок он должен закрыть их? Может ли студент с долгами перейти на следующий курс?
— Порядок отчисления студентов за «хвосты» регулируется принятым в вузе положением о ликвидации академических задолженностей. Допустим, за все время сессии студент не справился ни с экзаменами, ни с зачетами. Отчислен он будет только после окончания сроков, установленных графиками пересдач, при наличии хотя бы одной академической задолженности.
— У некоторых студентов Уральского гуманитарного института, которые попали в список на отчисление, больше 10 долгов. Зачастую они тянутся с первых курсов. Почему студентов, не закрывающих «хвосты», не отчисляли раньше?
— Отчисления — обычная для любого университета процедура, но в предыдущий год ввиду пандемии мы, конечно, пошли навстречу студентам и не зверствовали. Было множество возможностей для ликвидации долгов, но и ими воспользовались не все. В итоге мы получили больше «хвостистов», чем обычно.
Только в Уральском гуманитарном институте в список на отчисление внесли больше 940 фамилий.
— В список на отчисление попали около 1000 человек. Сколько из них обучаются на платной основе?
— В списки на отчисление попали и платники, и бюджетники. В ряде институтов, например гуманитарном или экономическом, студентов-контрактников в принципе больше.
— Ранее сообщалось, что по некоторым студентам идет «работа по устранению задолженностей». Как долго она продлится и что должен сделать студент, чтобы его не отчислили?
— Чтобы не попасть под отчисление 15 октября, нужно ликвидировать долги за все сессии, кроме последней летней.
— Студенты рассказывают, что после отчисления и пересдачи некоторых экзаменов у них есть возможность восстановиться в университете на курс ниже. Грубо говоря, отчисленный четверокурсник получит возможность продолжать обучение, но на третьем курсе своего факультета. Как такое возможно?
— Круглый год мы принимаем документы на восстановление в университет и на перевод. Согласно положению от 1 июня 2018 года, восстановиться можно на тот же курс при условии наличия академической разницы за предыдущие курсы по дисциплинам учебного плана объемом не более 15 зачетных единиц. Студенты-контрактники при этом восстанавливаются только на условии возмещения затрат. А те, кто обучался на бюджетной основе, могут вернуться на бюджет при наличии вакантных бюджетных мест.
— Некоторые студенты рассказали о принуждении к написанию заявлений на академический отпуск и заявлений на отчисление по собственному желанию. По их словам, им предложили это сделать специально для того, чтобы потом восстановить. Это так? Зачем нужны такие заявления?
— Случаи принуждения написания студентами заявлений на академический отпуск и отчисление по собственному желанию ректорату неизвестны.
В прошлом году из-за пандемии и дистанта руководство вуза решило «не зверствовать». Поэтому к началу учебного года «хвостистов» стало больше, чем обычно.
— Пересдачи экзаменов проходят на платной основе?
— В период обучения все пересдачи экзаменов и зачетов проходят бесплатно. При восстановлении речь идет не о пересдаче экзаменов, а о ликвидации академической разницы.
— 1 октября в России начался осенний призыв. Получается, что все молодые люди, которых отчислят, буквально автоматически должны будут пойти в армию?
— Разумеется, студент, отчисленный из любого российского университета по любой причине, теряет право на отсрочку от службы в рядах вооруженных сил.
— По некоторым данным, в университете в момент принятия решения об отчислении студентов проходила проверка комиссии Минобрнауки. Это действительно так?
— На момент отчисления никакой проверки комиссией Минобрнауки РФ в университете не было.
— Проверка Министерства науки и высшего образования необходима, чтобы оценить престижность вуза. Успеваемость обучающихся является важным параметром в этих оценках?
— Успеваемость студентов — важный критерий оценки качества обучения при проведении аккредитационных экспертиз. Два года назад вуз прошел государственную аккредитацию по всем реализуемым направлениям и специальностям, она действует до 2024 года.
Второй год действия ЕГЭ, дно демографической «ямы» и переход в 2003 году средних школ Свердловской области на одиннадцатилетку — прекрасный бесплатный социологический эксперимент для определения предпочтений уральских абитуриентов в отношении вузов и перспективных направлений подготовки
Рейтинг по результатам приемной кампании в вузы в 2011 году был опубликован НИУ ВШЭ в сентябре, однако в фокусе общественной дискуссии до сих пор находились только публичные скандалы вроде ситуации со вторым московским мединститутом да многочисленные претензии к самой системе оценки знаний по результатам ЕГЭ. Между тем при всех недостатках система ЕГЭ позволяет анализировать две важнейшие тенденции.
Первая — изменение реальных предпочтений абитуриентов. Рынок образовательных услуг в последние годы — это явный «рынок покупателя»: таково следствие демографической ямы, образовавшейся в результате двукратного падения рождаемости в первой половине 90-х. Причем Свердловская область в этом году пережила катастрофическое почти пятикратное падение спроса: в 2003-м здесь единовременно перешли на 11-летнее обучение почти все школы (в большинстве других субъектов РФ переход проведен постепенно). Так, в Екатеринбурге среднюю школу закончили 1,4 тыс. человек против 7,2 тысячи в 2010-м. Естественно, на таком рынке абитуриенты получили практически полную свободу выбора.
Вторая — либерализация условий этого выбора: при всей критике ЕГЭ возможности для поступления лучших абитуриентов в ведущие вузы страны (МГУ, СПбГУ, МФТИ и т.п.) на конкурсной основе резко выросли. Свидетельство тому — увеличение в этих вузах доли иногородних студентов.
Таким образом, лучшую модельную ситуацию для ответа на вопрос, какие вузы и специальности на Урале привлекательны для будущих студентов, сложно себе представить.
Лучшие выиграли, худшие проиграли
Для начала определимся с полем для анализа. Не совсем корректно сравнивать по среднему баллу ЕГЭ, например, МГУ и МФТИ, или УрФУ и Уральскую архитектурно-художественную академию. Равно как юридическую академию и классический университет, сельскохозяйственный вуз и технический. Во-первых, это разные профили подготовки. Крупный классический или технический вуз обеспечивает подготовку по большому набору специальностей, от крайне востребованных до не слишком перспективных, хотя и социально значимых. Узкопрофильный имеет либо естественное преимущество (медицинские или юридические академии готовят востребованных экономикой специалистов), либо естественный и непреодолимый барьер (в педагоги и агрономы пока никто не рвется). Поэтому средний балл ЕГЭ для классического или технического вуза будет средней температурой по больнице. А вот сравнение балла ЕГЭ для студентов, поступивших, например, на экономфак такого вуза, с узкопрофильным экономическим вузом уже приемлемо.
Тем не менее общие итоги для российских и уральских вузов по среднему баллу ЕГЭ важно привести. Хотя бы для того, чтобы представить, насколько изменился уровень абитуриентов за год с момента массового введения ЕГЭ.
Из всей выборки в триста с лишним российских университетов разного профиля четко видно: лучшие повысили средний уровень абитуриентов несмотря на демографическую яму и прочий негатив, а худшие — снизили. По первым 30 вузам РФ средний (не средневзвешенный) балл ЕГЭ вырос на 4,7 процентных пункта (п.п.), по последним 30-ти — сократился на 0,5, по всем остальным увеличился на 2,2 п.п. Лидерами роста по этому показателю стали Московская юридическая академия (с 75 до 86 баллов), МГИМО (с 86 до 93 баллов, и это первый показатель по РФ), СПбГУ (с 76 до 82 баллов). То есть налицо явное перераспределение абитуриентов из слабых вузов в сильные.
Год рождения
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
Свердловская область
48
42
42
40
38
37
39
Башкортостан
56
48
48
46
45
43
44
Тюменская область (юг)
16
14
13
13
12
12
13
ХМАО-Югра
20
18
18
17
17
16
17
ЯНАО
8
7
7
7
7
7
7
Челябинская область
42
35
36
33
32
31
33
Курганская область
12
10
10
9
9
8
9
Пермский край
33
28
28
27
26
26
27
Итого по Уралу
194
168
167
159
154
149
155
Российская Федерация
1 676
1 450
1 454
1 397
1 330
1 278
1 306
У кого кроссовки
В одном бородатом анекдоте американец и японец (варианты: русский, француз) убегают от льва. Вдруг японец останавливается и начинает надевать кроссовки. А на удивленный вопрос товарища по несчастью отвечает: «Мне не нужно бежать быстрее, чем лев, достаточно бежать чуть быстрее тебя». Так и при конкуренции вузов за будущих студентов, по крайней мере, по «топовым» специальностям (большое количество вузов низкого уровня находятся вне этой логики, поскольку предоставляют фактически лишь диплом и отсрочку от армии, но это другая тема). Даже небольшое снижение порога по ЕГЭ открывает широкое поле для абитуриентов, которые в прежние годы не смогли бы попасть в ведущие вузы по конкурсу (ситуации с дагестанскими вузами и прочими статистическими аномалиями мы не рассматриваем), и лишает региональные вузы и без того сужающейся базы поступающих на бюджетные места.
Таким образом, в условиях дефицита абитуриентов и сохранения количества бюджетных мест, по логике, должно произойти сильное перераспределение лучших абитуриентов в пользу ведущих вузов. (Естественно, в рамках конкретных специальностей: сложно предположить, что желающие поступить на физтех вдруг решат изучать экономику и менеджмент, а потенциальные экономисты в одночасье выберут математику.)
Посмотрим, так ли это. По важнейшим фундаментальным направлениям (лучшие вузы — в Москве) произошло падение не среднего, но минимального балла, то есть балла самого слабого зачисленного по конкурсу, причем именно по региональным вузам. Так, в УрФУ минимальный балл ЕГЭ по математике упал с 60 до 47, по физике с 53 — 61 (УрГУ и УПИ) до 31. Впрочем, по таким направлениям, как авиа- и ракетостроение (УГАТУ), технологические машины и оборудование (УрФУ), он вырос с 40 до 50.
Для целей сравнения по региону мы выделили группу ведущих вузов. Они либо имеют статус национальных исследовательских федеральных университетов (ПГУ, ППУ, УрФУ; данные по ЮУГУ исследование НИУ ВШЭ не включает), либо являются крупнейшими на своих территориях (УГАТУ и УГНТУ, Башкирский, Тюменский, Челябинский, Курганский государственные университеты), либо лидируют по узким направлениям (УрГГУ, УрГЭУ, УрГАХА).
По каждому из региональных вузов мы выделили места, которые они занимают в общем страновом рейтинге по среднему баллу ЕГЭ по конкретному направлению подготовки. Есть несколько направлений обучения, лидирующих в стране с точки зрения привлекательности для студентов и конкурентоспособности вузов. По трем — машиностроение, энергетика и энергомашиностроение, технологические машины и оборудование — из 66 попавших в сопоставление вузов как минимум два уральских вошли в пятерку лучших по предпочтениям абитуриентов в стране. Кроме того, по направлению «экономика» шестое место в России занимает УрФУ, уступая только лучшим (МГИМО, ВШЭ, МГУ, Финансовый университет при правительстве РФ, Всероссийская академия внешний торговли). По авиационным системам и ракетно-космической технике УГАТУ стоит на втором, а по транспортным средствам — на третьем месте в стране. ППУ на третьем месте по направлению «вооружения». По «строительству» УГНТУ лидирует. По истории на третьем, а по психологии на шестом месте УрФУ, по географии на пятом — ПГУ.
5
Башкортостан
УГНТУ
79,2
899
700
0
63
136
73,2
6
12
Пермский край
ПГУ
74,3
914
839
11
52
12
71,1
3,2
13
Башкортостан
УГАТУ
74,3
1 133
850
5
38
240
68,3
6
19
Свердловская область
УрГУПС
71,7
338
100
0
13
225
66,1
5,6
29
Башкортостан
БГУ
69,3
1 034
867
12
38
117
66,2
3,1
36
Тюменская область
ТГУ
68,4
866
716
29
44
77
67,9
0,5
37
Челябинская область
ЧГУ
68,3
545
472
17
30
26
66,9
1,4
51
Свердловская область
УрФУ
66,6
2 709
2 152
105
106
346
Нет данных
Нет данных
96
Челябинская область
МаГУ
63,1
419
331
0
39
49
61,2
1,9
113
Тюменская область
ТГНГУ
62
900
728
0
55
117
60,6
1,4
118
Пермский край
ППУ
61,2
1 689
1 536
7
27
119
60
1,2
121
ХМАО — Югра
СурГУ
60,9
757
733
2
22
0
60
0,9
148
Челябинская область
МГТУ
59,3
983
929
0
37
17
56,1
3,2
172
ХМАО — Югра
ЮГУ
57
417
373
0
31
13
58,7
-1,7
177
Свердловская область
УрГГУ
56,7
622
551
0
0
71
57,6
-0,9
184
Курганская область
КГУ
56
722
615
0
34
73
54,3
1,7
203
Свердловская область
УГЛТУ
53,1
370
309
0
9
52
52,3
0,8
Особо следует отметить специализированные вузы. УрГАХА занимает в РФ второе и четвертое места по качеству приема по направлениям «дизайн и архитектура» и «строительство» соответственно. УрГЭУ входит в десятку лучших в стране по направлению «сфера обслуживания».
Еще 15 направлений попали как минимум в десятку лучших, причем по двум и более вузам Урала: информационная безопасность, металлургия, электронная техника и радиосвязь, приборостроение и оптотехника, химия и биотехнологии, материалы, нефтегазовое дело, биология, экология, физика, геология, филология, экономика, юриспруденция, социальная работа. Это важный момент — направления, где в число лучших по РФ по качеству приема входит не один уральский вуз, а два-три минимум. Логика следующая: будущие студенты — самая мобильная группа населения, и если несколько вузов макрорегиона предлагают хороший на фоне РФ уровень подготовки по специальности, возникает сильное конкурентное преимущество территории, которое необходимо развивать. Правда, это уже вопрос не вуза, а региона. Ведь ясно, что обучение нефтегазовому делу в Тюменском нефтегазовом, Уфимском нефтяном техническом и Пермском политехническом университетах предполагает работу в нефтегазовом комплексе, где территориальная мобильность будущих специалистов в рамках крупнейших национальных нефтяных компаний и Газпрома чрезвычайно высока. Учитывая, что все три вуза входят в десятку по среднему баллу ЕГЭ, находятся на одной территории (бывшего Уральского экономического района в терминах советского экономпланирования), у них один потребитель в лице корпораций, и «рынок» будущих абитуриентов примерно один. А значит, координация программ обучения и научного развития должна быть также очень высока.
Безусловным лидером по качеству приема в регионе является УГАТУ. По 11 (!) направлениям подготовки он входит в десятку лучших по среднему баллу ЕГЭ в стране, причем по десяти — в пятерку. С учетом того, что УГАТУ является еще и одним из лучших вузов страны по цитируемости научных публикаций за рубежом, тот факт, что этот вуз не получил статуса НИУ — остается большой загадкой. На втором месте в регионе по качеству приема — ПГУ (по десяти направлениям подготовки входит в десятку лучших по среднему баллу ЕГЭ). Третье место — за УрФУ (девять направлений). Это удивительно хороший результат с учетом более чем пятикратного сокращения приема в Свердловской области из-за упомянутого одномоментного перехода в 2003 году на 11-летку.
В региональном разрезе самый сильный контингент у вузов Башкирии: все три ведущих вуза (УГАТУ, БГУ, УГНТУ) как минимум в восьми направлениях подготовки каждый являются лидерами по качеству приема. На втором месте — Пермский край, где оба ведущих вуза, имеющие статус НИУ (ППУ и ПГУ), лидируют в рамках страны по 6 — 10 направлениям. Свердловская область на третьем месте.
17
Татарстан
Казанский (Приволжский)
72,9
1 384
1 234
2
45
103
69,7
3,2
18
Ростовская область
Южный
71,9
1 575
1 394
0
81
100
67,1
4,8
31
Калининградская область
Балтийский
69
574
434
0
47
93
Нет данных
Нет данных
51
Свердловская область
Уральский
66,6
2 709
2 152
105
106
346
Нет данных
Нет данных
69
Красноярский край
Сибирский
65
3 383
3 177
4
201
1
62,9
2,1
142
Архангельская область
Северный (Арктический)
59,7
876
821
0
0
55
н/д
Нет данных
144
Саха (Якутия)
Северо-восточный (Якутский госуниверситет)
59,6
2 108
1 759
17
128
204
59,5
0,1
162
Приморский край
Дальневосточный
58,4
2 513
2 090
1
9
413
59,2
-0,8
Вместо выводов
Однозначно формулировать приоритеты развития тех или иных направлений развития образовательной деятельности вузам и регионам только на основе приведенного здесь анализа данных ЕГЭ — занятие неблагодарное и вредное. Хотя бы потому, что разница между пятым и, например, 20-м местом по баллу ЕГЭ в ряде случаев находится в пределах статистической погрешности. Или потому, что для Свердловской области 2011 год это год «пропуска», когда фактически отсутствует база для приема. Однако направления-лидеры и направления, где уральские университеты уже неконкурентоспособны, хорошо видны даже по итогам не самого удачного для системы высшего образования года. И это — важный фактор для принятия решений о перераспределении бюджетных мест и ресурсов научно-исследовательских направлений (безусловно связанных с образовательным процессом) на перспективу.
Сокращения названий университетов
БГУ — Башкирский государственный университет
КГУ—Курганский государственный университет
МаГУ — Магнитогорский государственный университет
МГТУ — Магнитогорский государственный технический университет
ПГУ — Пермский государственный университет
ППУ — Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ранее — Пермский государственный технический университет)
СурГУ — Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
ТГУ — Тюменский государственный университет
ТГНГУ — Тюменский государственный нефтегазовый университет
УГАТУ — Уфимский государственный авиационный технический университет
УГЛТУ — Уральский государственный лесотехнический университет
УГНТУ — Уфимский государственный нефтяной технический университет
УрГАХА — Уральская государственная архитектурно-художественная академия
УрГГУ — Уральский государственный горный университет
УрГЭУ — Уральский государственный экономический университет