Что лучше йога айенгара или хатха йога
Хатха или Айенгара?
Решив заняться йогой, перед нами встает вопрос: какой вид йоги выбрать? Большинство йога студий предлагают нам заняться такими видами йоги, как Хатха и Айенгара. В данной статье мы попробуем разобраться, чем отличаются данные виды йоги.
Стоит сразу сказать, что йога Айенгара основана на асанах Хатха-йоги, но имеет ряд особенностей. Например, в йоге Айенгара обязательно наличие вспомогательных материалов (кирпичики, стулья, болстеры). Они помогают плавному освоению асан и делают практику йоги более мягкой и последовательной. Данный метод использует точное построение поз и дыхательные техники, чтобы привести в гармонию тело и ум. Каждая асана выполняется в течение длительного времени, и переход к следующему происходит медленно и плавно. Занятия этим методом начинаются с простых асан, которые постепенно все более усложняются. Данный вид йоги не имеет противопоказаний. Им могут заниматься даже люди с проблемами спины и различными хроническими заболеваниями. Однако при посещении классов йоги стоит сообщить инструктору о проблемах со здоровьем. Йога Айенгара имеет мягкий терапевтический эффект, и если правильно выстроить практику, то длительная практика поможет избавиться от ряда проблем со здоровьем.
Хайтха-йога более динамичная практика. Асаны чередуются одна за другой, от простого к сложному. Хатха не предполагает использование вспомогательных материалов, поэтому если у вас жесткое тело, то поначалу будет тяжело выполнять многие асаны. Однако для новичков предусмотрены другие хитрости. Если вы не можете достать до пола руками, то вы обхватываете колени руками. В Айенгаре вам бы предложили взять деревянные кирпичики и опереться на них. Однако Хатха йога будет более интересна молодым динамичным людям, которые на занятиях Айенгарой могут заскучать.
Итак, подведем небольшой итог. Если вы молоды, энергичны, у вас гибкое тело и вам хочется динамики и небольшой физической нагрузки, то вам будет интересно посещать Хатха йогу. Если ваше тело не столь гибкое или вы имеете проблемы со здоровьем, то вам лучше начать с йоги Айенгара. Если вам она покажется скучной, то попробуете Хатху. Но помните, что главное, не навредить себе и своему телу, поэтому не спешите, начните с небольшого количества занятий, постепенно переходя к ежедневной практике.
Для дыхания, разума и тела: какой вид йоги выбрать начинающим
Редакция, Общество, 21:08, 14.10.2020
В мире вечной суеты иногда важно остановиться и выдохнуть, почувствовать свое тело и избавиться от роя мыслей. Нет лучшего средства для этого, чем йога
Какие позы йоги решат проблемы со здоровьем и на что они влияют – об этом говорится в тексте издания «Слово и Дело»
Метод Айенгара
Его выполняют в статичных позах с различными опорами и приспособлениями. Поможет поправить осанку, дыхание и успокоить мысли. Также эта поза позволяет выровнять тело. В этой практике практически нет болевых ощущений, а все асаны выполняются спокойно, неторопливо и скрупулезно. Этот метод имеет хороший терапевтический эффект.
Аштанга-виньяса йога
Эта практика предполагает сильную физическую нагрузку, поэтому эту асану нельзя проводить самостоятельно, а только под контролем преподавателя. Ключевое правило этого метода – движение после дыхания: на каждое движение приходится одно дыхание. Этот вид йоги считается весьма энергозатратным. Правильное дыхание и правильное выполнение асан формируют силу и выносливость.
Хатха-йога
Этот тип йоги подходит для тех, кто хочет развить гибкость и подвижность. Это самый известный вид йоги. Позы помогут успокоиться и расслабиться, освободиться от тревожных мыслей. Она предполагает особые дыхательные упражнения, которые приносят много пользы для тела. Именно поэтому главный принцип хатха-йоги – баланс между разумом и телом.
Сукшма-вьяяма
Эта практика похожа на суставную гимнастику. Помогает снять мышечные зажимы. Несмотря на кажущуюся простоту упражнений, эта практика очень энергозатратна. Это самый медленный тип йоги, который даже похож на древнюю энергетическую гимнастику «цигун».
Йога смеха
Одна из самых веселых и расслабляющих практик, которая включает в себя дыхательные и легкие физические упражнения, которые порождают естественный смех. Сейчас центры йоги смеха есть более чем в 50 странах мира. После занятия исчезают ощущения напряжения и зажимы в мышцах и улучшается настроение.
Минздрав поделился простыми правилами борьбы со стрессом
Высыпаться, отдыхать и питаться правильно: что нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливым?
Ранее «Толк» писал, что ученые провели исследование и сделали вывод, что от депрессии помогут избавиться дыхательные упражнения и йога.
“Чем отличается йога айенгара от хатха йоги” – наболевший вопрос учеников
Древнейшая йогическая наука самосовершенствования души и тела появилась так давно, что имена ее создателей скрыты от нас тайной веков. Значение этой индийской духовной сокровищницы настолько велико, что упоминание о ней можно найти во всех древнейших трактатах индуизма, таких как Ригведа, Веды, Упанишады, Бхагавадгита.
Создателями хатха-йоги считают Матсьендранатха и его ученика Горакшанатха, заложивших в X—XI веке традицию натхов. Именно она послужила основой для развития в средневековой Индии ее классического варианта.
У истоков хатха-йоги
В этой практике делается акцент на очищении тела, приводящего к освобождению ума (ха) и увеличению жизненной энергии праны (тха). В ней получили дальнейшее развитие асаны раджа-йоги Патанджали с добавлением к ним особых гимнастических элементов.
Заслуга Айенгара
Йога Айенгара – авторская методика древнейшей практики хатха-йоги, названная в честь ее создателя. Точнее было бы говорить не об отличии, а о детальной разработке ее пранаям и асан, позволившей наиболее полно адаптировать древнюю технику для людей современности.
Чтобы лучше понять особенности усовершенствованной им системы, надо знать историю и условия формирования личности ее основателя.
Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, выходец из небогатой семьи брахмана, родился в 1918 г. в индийском штате Карнатака. Перенеся в детстве несколько тяжелых заболеваний, мальчик был настолько ослаблен, что решил исцелиться с помощью йоги. Однако, пройдя суровую и жесткую практику у своего учителя, он понял, что такой интенсивный метод может подойти далеко не всем. Приступив к самостоятельным урокам со своими учениками он попытался переосмыслить полученный опыт.
В Индии в 30-х годах прошлого века йога не была широко развита как техника самосовершенствования, и в основном, к нему приходили люди, желающие улучшить свое здоровье. Не имея опыта в йоготерапии, юноша был вынужден изучить многие древние трактаты. Глубоко и детально он тренировался в мастерстве выполнения асан, уделяя занятиям по 10 часов в день.
Тогда и начинает формироваться его авторский стиль, отличный от предыдущей жесткой практики. Айенгар кардинальным образом трансформирует технику выполнения асан. Избегая особо болезненных поз, он придает большое значение наклонам вперед, позволяющим сделать позвоночник сильным и стабильным.
В течение долгих лет он проводит исследования лечебных эффектов асан и пранаям на организм человека.
Свою первую поездку в Европу гуру совершил в 1954 году. Благодаря ему древнее искусство, не слишком распространенное даже на своей родине, переживает второе бурное рождение. Запад глубоко и по-настоящему открывает для себя йогу. Учениками Айенгара становятся выдающиеся люди своей эпохи – крупнейшие политики, известные писатели, актеры и даже Ее Величество Королева Бельгии.
В 1966 г. в свет выходит его книга «Йога Дипика», которую повсеместно признают библией йоги.
Неоценимой заслугой Б. К.С. Айенгара является то, что он сделал хатха-йогу не привилегией касты избранных, а доступной для людей разного уровня физической подготовки – не зависимо от их возраста, здоровья, пола и расы. Доказательством тому может служить, что его система развития является сегодня самым известным и востребованным направлением йоги во всем мире.
Секреты йоги Айенгара
1. Все гениальное просто
Основным новшеством и отличием системы Айенгара от классической хатха-йоги является использование им для занятий особых приспособлений – пропсов. Так называются различные устройства в виде мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней и веревок. Именно они обеспечивают опору для тела, необходимую для достижения правильного и устойчивого положения в асане.
Новички уже давно оценили незаменимую пользу этого арсенала. Например, если при выполнении Уттанасаны вы не можете сразу дотянуться руками до пола, достаточно опереться на поставленный перед собой кирпич. Не стоит расстраиваться и тем начинающим, кому на первом занятии для реализации этой асаны понадобится два кирпича. Постепенно, по мере совершенствования и увеличения гибкости вы сможете свести использование вспомогательных материалов к минимуму.
Таким образом, большой ассортимент приспособлений и их сочетание позволяют:
Наиболее продвинутым ученикам пропсы помогут правильнее отстроиться в асане и выполнить более длительные фиксации. Использование приспособлений улучшает результаты при раскрытии суставов в различных прогибах.
В окончательном варианте они применяются только в упражнениях на расслабление или при их «пассивном» выполнении.
Целительная сила этих приемов заключается в проработке и излечении даже самых больных частей тела, хранящих энергетическую информацию о боли, напряжении и стрессе.
2. От простого к сложному
Еще одной отличительной особенностью школы Айенгара является построение постепенного развития практики. Он разработал многоуровневую структуру занятий, состоящую из подготовительного и четырех базовых уровней.
В программе каждого уровня осуществляется поэтапный переход от самых простых к более сложным асанам, с дальнейшим подключением пранаямы.
Посвятив много времени более углубленной и утонченной практике простых асан для начинающих, он придавал им особую роль в укреплении тела и подготовки к более высоким этапам тренировки.
Благодаря своей продуманной доступности она заслужила репутацию одной из самых мягких йогических техник, которая подходит даже людям с ослабленным здоровьем. Будучи в детстве очень болезненным ребенком, гуру доказал в результате многолетней практики исцеляющую и развивающую силу своего особого метода.
3. Метод вытяжения
Своеобразной чертой йоги Айенгара является углубленное раскрытие метода вытяжения тела в статичной позе. Асаны в этом стиле удерживаются более долгое время, чем в классической хатха-йоге.
Отличием от медицинских и спортивных методик является то, что вытяжение не принудительное, а основано на осознанных усилиях практикующего. Сокращение мышц приводит к усилению кровотока во всем организме, что позволяет ликвидировать застойные процессы и запустить систему самооздоровления.
Этому способствует и особая техника дыхания, детально разработанная Айенгаром для каждой асаны. Более глубокое дыхание не только вызывает усиленное снабжение крови кислородом, нормализует окислительные процессы в организме, но и восполняет запасы тонкой энергетической субстанции – праны. Праническое дыхание по методу Айенгара порождает положительные изменения и на ментальном плане. В результате уходят негативные эмоции, сознание человека успокаивается. Гармоничный внутренний настрой помогает увидеть окружающий мир в новом радостном свете и обрести новый смысл в жизни.
4. Женская йога
Революционным достижением этого направления является развитие «женской» йоги. Она основана на особом подходе к занятиям женщинами, отличающимся от общей системы хатха-йоги.
Интересно, что первыми учениками Айенгара в годы его юношеской практики были женщины, которые не могли заниматься под наставничеством взрослого мужчины. В те времена совместные занятия мужчин и женщин были не приняты. Женщины настояли, чтобы их обучал молодой человек, поэтому Шри Кришнамачар поручил своему ученику взять эту миссию на себя. Таким образом, юноша, сам недавно начавший практику, стал учителем в 17 лет.
Неоценимую роль в разработке методики сыграла дочь основателя Гита Айенгар. На протяжении всей своей жизни она изучала, как влияет практика на женский организм и здоровье. Результаты этого труда она описала в книге “Йога — драгоценность для женщины”.
В женском варианте модифицирована техника асан и пранаям таким образом, чтобы они наилучшим образом воздействовали на женский организм и природу. Поэтому заниматься ею можно даже во время беременности и «особых» дней. Разработан также специальный комплекс упражнений для лица, направленный на укрепление и расслабление лицевых мышц. Такие занятия помогут женщине не только поддерживать физическое и душевное здоровье, но и сохранять внешнюю красоту долгие годы.
5. Йоготерапия
Глубоко проработанные Айенгаром механизмы воздействия различных асан на отдельные системы организма позволили создать специальные комплексы для их оздоровления. Они с успехом на протяжении долгого времени применяются в специальных терапевтических классах.
Такие заболевания как гипертония, остеохондроз, варикозная болезнь, почечная недостаточность, женские болезни и многие другие можно с успехом лечить, используя рекомендованные учителем асаны.
Важным моментом здесь выступает развитие осознанности в понимании процессов, происходящих в теле. Польза физических упражнений зависит напрямую от тренировки духа. Беспокойный ум порождает разбалансировку телесных процессов. Йоготерапия занимается гармоничным сочетанием и тончайшей настройкой каждого органа.
Когда Айенгара спросили, может ли помочь йога вылечить заболевание, он ответил, что она полезна в двух смыслах: то, что можно вылечить – излечивается, то, что вылечить нельзя – становится выносимым.
Что такое йога Айенгара и чем она отличается от хатха-йоги?
Второе, нужно понять, что необходимость делить, разбивать на лагеря и группы, организовывать рейтинги и соревнования — это черта, присущая, западной цивилизации. Для восточной же культуры имеют смысл традиция, передаваемая от учителя к ученику по линии преемственности, и метод, который прошел через века и сохранил свою глубину и ценность для каждого конкретного человека, кто является его приверженцем.
Но сам Айенгар в своих книгах и классах, разъясняя это, говорил о том, что роль учителя йоги заключается в способности передать древнее учение доступным его современникам языком, и в той форме, которая позволит без искажений и потери сути жить этой древней традиции и развиваться, чтобы преодолеть время, как это и было на протяжении 5000 лет существования этой дисциплины.
Важно отметить, что, в отличии от западного взгляда на историю человечества, где она воспринимается как постоянное движение к прогрессу и развитию, восточный взгляд иной. В восточной традиции существует мнение о том, что человечество «движется по нисходящей», все дальше уходя от истинного знания и духовных вершин. Именно этот аспект считается причиной появления в XV веке ещё одного труда, посвящённого йоге. Это «Хатха-йога прадипика» Сватмарамы. В нем даётся более прикладной взгляд на искусство йоги. В этом источнике мы находим техники по очищению тела и приданию ему сил для дальнейшего движения по пути йоги. Это объясняется тем, что ближе к нашему с вами времени уже не приходится говорить о глубоком понимании основ жизни и врождённых способностях к духовной практике, а необходимо для начала очистить тело и наполнить его силой и здоровьем, чтобы иметь возможность для дальнейшей работы с сознанием и для соблюдения тех самых морально-этических принципов жизни. Именно этот текст и дал название для практики, которая в большей степени известна, как «йога» в современном мире.
Таким образом, каждый последующий великий практик йоги, так или иначе, через осмысление самого искусства йоги, времени и достигнутых им вершин, считал своим долгом обратить внимание современников на тот аспект древнего учения, который требовал разъяснения именно на данном конкретном этапе истории.
Шри Б.К.С. Айенгар нашел для этого свой особенный «язык».
Важно понимать, что именно выверенная методика передачи учения хатха-йоги, созданная Шри Б.К.С. Айенгаром, и выделила его из большого количества учителей Индии, так как была обращена именно к людям, ведущим «западный образ жизни», то есть мало подвижный, изобилующий различными проблемами со здоровьем, не дающими возможности практиковать йогу и вкушать ее ценные плоды непосредственно. При этом Гуруджи, как уважительно называют Шри Б. К. С. Айенгара, ученики, всегда подчёркивал, что в своей практике он никогда не останавливался на телесном аспекте хатха-йоги, но через тело стремился получить доступ к мудрости раджа-йоги, йоги-сознания, описанной Патанджали.
Метод Айенгара — это классическая хатха-йога, являющаяся путем к более глубоким аспектам раджа-йоги Патанджали, переданная ему его учителем Тирумалаем Кришнамачарьей, который в свою очередь получил ее от своего учителя Йогешвара Рамамохана Брахмачарии. Это хатха-йога, подкрепленная рядом методик и техник, разработанных самим Гуруджи для безопасного освоения, неискаженного понимания и непосредственного выполнения всеми, кто в этом нуждается по тем или иным причинам. Именно эти методики и придали особый вид учению йоги в исполнении Шри Б.К.С.Айенгара.
О том, что это за особенности, Вы можете узнать из литературы, или других источников. Но самый лучший способ — попробовать эти методики и почувствовать их действенность. Ведь йога — это практическая дисциплина, призванная создать баланс между всеми составляющими того, что мы называем «человек» и только на практике этот баланс может быть достигнут.
Именно потому, что метод Шри Б.К.С. Айенгара не раз подтверждал такую возможность стараниями тысяч практиков по всему миру, он удостоился называться не просто йога, а йога Айенгара.
© 2018 Экаграта. Центр йоги Айенгара.
Все права защищены.
Основные отличия Хатха йоги от практик Аштанга, Кундалини и Айенгара
«Хатха» – это санскритское слово, означающее могущество, силу мощность и власть. Слово состоит из двух слогов: «ха», символизирующего солнце, и «тха» — луну.
Благодаря Хатха-йоге в организме человека устанавливается баланс солнца и луны, которые отвечают за активность и расслабление. Она помогает восстановить физическое здоровье человека:
Физическое здоровье – это, в первую очередь, здоровье ума и духа.
В чем состоит главное отличие Хатха-йоги от Аштанга, Кундалини и Айенгара?
От Айенгара
Практика Айенгара похожа на классическую Хатха-йогу. Но существуют две отличительные черты, выделяющие данную практику:
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
От Аштанга
Во время Хатха-йоги концентрация направлена на саму асану с некоторыми коррекциями в положении тела. В Аштанга внимание концентрируется на потоке упражнений и движении. Практика Аштанга более подвижная, энергичная и стимулирующая. Благодаря потоку от одной асаны к другой, она разогревает тело. Аштанга-виньяса-йога укрепляет тело, добавляет ей гибкости и выносливости. Данную практику лучше выполнять в размеренном темпе людям с проблемами сердечно-сосудистой системы. Хатха направлена на работу с сознанием и лучше подходит спокойным людям.
У Хатха и Аштанга-виньяса общая цель – поиск гармонии через наблюдение за дыханием и положением тела, но отличаются лишь методами достижения. Желательно стремиться к синергии двух практик, и тогда повысятся внимательность и выносливость.
От Кундалини
В Хатха-йоге внимание уделяется физическому развитию тела. Главный принцип гласит: «Идеальное здоровье – это путь к просветлению и гармонии». Её относят к регенерационным техникам. Большинство упражнений направлены на нормализацию работы организма и внутренних систем человека. Это достигается благодаря чередованию расслабляющих упражнений с силовыми. Во время занятий практик испытывает сильное напряжение, поэтому Хатха-йога не рекомендуется новичкам. К ней нужно тщательно подготовиться, чтобы избежать травм. В этом и состоит её главная философия: духовный рост достигается через развитие тела.
Главное место в Кундалини-йоге занимает чтение мантр и медитации. Физические упражнения легче, чем в Хатха-йоге, и проводятся вместе с дыхательными техниками и медитацией. Кундалини-йога направлена на поднятие духовной энергии, поэтому человек концентрируется на своих эмоциях и чувствах, не отвлекаясь на физические проблемы, например, на больные суставы. Она больше подходит тем, кто хочет найти равновесие, контролировать поток мыслей и обрести гармонию.