Затворы и задвижки в различных конструкциях выполняют схожую функцию. Но различаются они между собой заметно. В чем специфика соответствующих механизмов?
Что представляет собой затвор?
Прежде всего, стоит отметить, что затворы и задвижки можно рассматривать в разных контекстах. В основном они сопоставляются как элементы, выполняющие определенные функции в конструкции трубопроводов.
Затвор
Затвор — чаще всего запорное устройство. Но в некоторых случаях он используется и для регулирования интенсивности потока жидкости или газа в трубопроводе.
Затвор имеет довольно простую конструкцию: в нем есть блокирующий клапан в форме диска, который можно посредством рычага поворачивать вокруг оси. В положении «закрыт» данный диск перпендикулярен потоку воды. В положении «открыт» — параллелен ему.
Конструкция затвора может предусматривать также размещение регулирующего клапана и в промежуточных положениях — так, чтобы движение потока в трубопроводе осуществлялось с желаемой интенсивностью.
Как правило, герметичность блокировки потока с использованием затворов — если говорить о положении «закрыто» клапана — относительно невысока. Поэтому соответствующее устройство чаще всего задействуется в крупных трубопроводах. В них обычно нет высоких требований к герметичности запорной арматуры, поскольку давление в потоке, как правило, в таких типах инфраструктуры относительно небольшое. К подобным трубопроводам относятся те, что входят в состав вентиляционных, тепловых, газовых магистралей.
Основные достоинства затворов:
В числе недостатков соответствующих устройств:
Что представляет собой задвижка?
Задвижка — это, как и затвор, запорное устройство, используемое в конструкции трубопроводов. В большей степени, чем затвор, оно приспособлено к регулированию интенсивности потока жидкости или газа в магистрали. Конструкция задвижки также не отличается особой сложностью: в ней, как и в затворе, есть блокирующий клапан, однако не поворотный, а передвигающийся поперек трубопровода вправо-влево или вверх-вниз.
Условно говоря, в крайнем левом или верхнем положении задвижка может обеспечивать свободный поток жидкости или газа по магистрали. В крайнем правом или нижнем соответственно — полностью блокировать движение вещества. В срединном положении задвижка, таким образом, снижает интенсивность потока примерно на 50 %. При ее движении левее или вверх (если следовать нашему примеру) данный процент увеличивается. При перемещении задвижки правее или вниз — наоборот, уменьшается.
Следовательно, рассматриваемое запорное устройство позволяет очень плавно регулировать интенсивность потока жидкости или газа в трубопроводе, и в этом заключается его главное преимущество. Задвижка к тому же характеризуется высокой герметичностью. Поэтому ее можно инсталлировать на трубопроводах с небольшим диаметром и значительным давлением потока. Например, на водопроводных трубах, нефтепроводах.
Но есть у задвижек и недостатки:
Сравнение
Главное отличие затвора от задвижки заключается в том, что в первом запорном элементе клапан представлен диском, который вращается вокруг своей оси. Во втором — перемещается вверх-вниз или вправо-влево перпендикулярно потоку. Разница между рассматриваемыми устройствами также заметна с точки зрения:
Как следствие — могут наблюдаться отличия между рассматриваемыми запорными приспособлениями и с точки зрения сферы их применения.
Более наглядно изучить то, в чем разница между затвором и задвижкой заключается с точки зрения указанных параметров, нам поможет небольшая таблица.
Зарегистрирован: 23 мар 2007, 22:14 Сообщения: 2670 Откуда: Россия Благодарил (а): 329 раз. Поблагодарили: 421 раз. Заслуженная репутация: 21
Вот некоторая информация о затворах и задвижках их недостатках и преимуществах:
Достоинства и недостатки задвижек:
Задвижки имеют следующие преимущества: 1. незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе; 2. отсутствие поворотов потока рабочей среды; 3. возможность использования для перекрытия потоков среды большой вязкости; 4. относительно небольшая строительная длина; 5. возможность подачи среды в любом направлении.
К недостаткам задвижек следует отнести: 1. невозможность применения для сред с кристаллизирующимися включениями; 2. сравнительно небольшой допускаемый перепад давления на затворе; 3. невысокая скорость срабатывания; 4. возможность получения гидравлического удара в конце хода; 5. трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей при эксплуатации.
Достоинства и недостатки дисковых затворов
Дисковый затвор выгодно отличается от задвижки по таким показателям как малое время открытия и закрытия и возможность плавного регулирования расхода среды. Правда, точность регулирования у затворов все же невысока. Открытие/закрытие затвора производится простым поворотом диска на 90°. Для использования в качестве регулирующей арматуры предусмотрено несколько фиксированных промежуточных положений. Затвор должен выбираться под определенный расход рабочей среды, который должен укладываться в поворот диска приблизительно от 15° до 75°. В этом диапазоне поворота диска затвор обладает пропорциональной характеристикой расхода, а поток рабочей среды не наносит вреда затвору.
Регулирование расхода рабочей среды в узкой щели приводит к интенсивной кавитации, которая разрушает седловое уплотнение и покрытие диска. Использование эластичных уплотнений в дисковых затворах надежно исключает протечки во время эксплуатации затвора, обеспечивая герметичность класса А в соответствии с ГОСТ 9544–93 (без видимых протечек) и одновременно выполняя функции защитного покрытия для элементов корпуса и диска. Износостойкость используемой резины при соблюдении условий эксплуатации гарантируется в течение 5–10 лет или до 100 тыс. закрытий и открытий. После этого может потребоваться замена уплотнения, что предполагает несложную операцию, не требующую особой квалификации. Использование же уплотнения «металл по металлу» требует очень внимательного отношения к рабочей среде, т.к. любое попадание в среду твердых фракций выводит его из строя. Потеря герметичности в затворе с резиновыми уплотнениями происходит постепенно, по мере выработки, а не лавинообразно, как у других уплотнений. Применение защитных покрытий на основе эластомерных и полимерных материалов для деталей, непосредственно контактирующих с рабочей средой, обеспечивает стойкость арматуры к воздействию агрессивных сред. Эластомерный или метало-резиновый вкладыш исключает контакт рабочей среды с корпусом затвора, а эластомерное или полимерное покрытие защищает диск.
Поворотные затворы могут устанавливаться в любом положении, однако затворы больших диаметров рекомендуется устанавливать в горизонтальном положении штока, т.к. при вертикальной установке не исключена вероятность заклинивания, связанная с попаданием твердых частиц в область штока. Простота и удобство монтажа затворов, особенно в стесненных условиях, обусловлены малой монтажной длиной (в 4,5 раза меньше, чем у традиционной задвижки). Помимо компактных размеров, дисковый затвор отличается малыми весогабаритными характеристиками. Так, вес одного затвора может быть до восьми раз меньше веса задвижки того же условного прохода. Это уменьшает весовую нагрузку на трубопровод и упрощает монтажные работы, т.к. не требуется мощного грузоподъемного оборудования и специальных монтажных площадок.
Дисковый затвор не имеет резьбовых рабочих паp. Резьбовая пара втулка-шпиндель задвижки подвергается коррозии из-за воздействия внешней среды и выходит из строя, особенно в колодцах теплотрасс, имеющих теплую и влажную окружающую среду, а также при установке задвижек на открытых площадках. Дисковый затвор, в отличие от задвижки, не имеет застойных зон в проточной части, а, значит, рабочая среда не застаивается в корпусе затвора даже при длительной остановке системы. Скапливающиеся в застойных зонах задвижки различные механические примеси, присутствующие в проводимой среде, рано или поздно приводят к невозможности герметичного перекрытия потока. Затвор удобен для установки на трубопроводах с теплоизоляцией. Наружный диаметр корпуса затвора не превышает наружного диаметра фланца трубопровода, а органы управления затвора расположены выше габаритного размера теплоизоляции. Для дискового затвора возможна любая автоматизация. Он может управляться как ручными средствами — рукояткой или редуктором, так и пневмо или электроприводом отечественного либо зарубежного производства.
Итог преимуществ и недостатков затворов:
Преимущества затворов: — низкое гидравлическое сопротивление; — малое время открытия и закрытия затвора; — отсутствуют зоны, в которых могут скапливаться частицы и грязь; — сравнительно небольшие габаритные размеры и масса.
Недостатки затворов: — пониженная герметичность запорного органа; — большие крутящие моменты на валу из-за больших неразгруженных усилий, действующих на диск; — трудность получения расчетных пропускных характеристик при работе затвора в качестве регулирующей заслонки.
Затвор или задвижка – сравнение видов запорной арматуры
Задвижка и затвор – виды запорной арматуры, применяемой на трубопроводах гражданского или промышленного назначения. И то и другое используется для одной цели – перекрытия потока. Это их общее свойство. Но есть и различия, в том числе конструкционные, которые определяют функционал изделий, а значит, и эффективность их применения в различных технологических линиях.
Как устроена задвижка
Как и стальной затвор, задвижка является запорным механизмом, но у нее есть особенность: она может регулировать интенсивность движения транспортируемого продукта плавно. Этого удается добиться, опуская на нужную высоту деталь, которая перекрывает поток, при помощи шпинделя.
Конструкция задвижки состоит из 3 основных элементов:
Задвижка обеспечивает отличную герметичность перекрытия среды, потому нашла широкое применение в трубопроводах небольшого диаметра. Как правило, ее используют в водопроводах и магистралях транспортировки нефти или нефтепродуктов.
Как устроен затвор
Затвор обеспечивает перекрытие транспортируемого по трубопроводу продукта. В большинстве случаев это его единственная функция. Но на современном рынке есть и модели, которые могут не только перекрывать движение, а и менять его интенсивность. В таких изделиях используется клапан, который можно выставить в промежуточное положение.
В конструкции затвора – 4 основных элемента:
Герметичность у изделия достаточная, чтобы использовать его в трубопроводах с большим диаметром труб. Затвор также считается приемлемым решением в системах с подачей под низким давлением. Сфера его применения представлена (но не ограничена) газопроводами, воздуховодами, системами вентиляции, теплоснабжения, пожаротушения.
По сравнению с задвижкой, затвор имеет меньший размер и вес. Это упрощает его монтаж, переустановку, замену и обслуживание. Правда, использование такой запорной арматуры затрудняет процесс очистки труб, поскольку некоторые модели затворов имеют низкий крутящий момент.
Различия в практике эксплуатации
Учитывая конструкцию большинства затворов, их применение является эффективным непосредственно в качестве запорной арматуры трубопроводной. Для регулирования интенсивности движения и расхода рабочей среды он используется в редких случаях.
Как правило, это дисковый затвор простой конструкции, принцип работы которого заключается в следующем:
Задвижка, в свою очередь, может оснащаться запирающим элементом различной формы. Различают клиновые, параллельные, шиберные и шланговые задвижки.
На современном рынке представлены изделия, рассчитанные на предельное давление в системе до 25 МПа, и максимальную температуру рабочей среды до +500 °С. Их используют в сетях, обслуживающих энергетические объекты, нефтепроводах, газопроводах, магистралях водоснабжения.
Собственно, различия: задвижка или затвор
Так, выбирая между задвижкой или затвором, стоит понимать, прежде всего, что их ключевое различие состоит не только в исполнении, но и в механизме работы. Затвор обеспечивает герметичность за счет установки клапана (диска) перпендикулярно среде, двигая его вокруг своей оси. В задвижке запирающий элемент смещается параллельно направлению потока – слева-направо или снизу-вверх, что позволяет регулировать его промежуточные положения, снижая нагрузку на трубопровод.
Кроме того, рассматривая задвижку или затвор, нужно понимать, что у них разные показатели:
По сложности установки и обслуживания тоже есть различия, что нельзя не учитывать в сравнении, собираясь установить задвижку или затвор. Все это в совокупности определяет разные сферы эксплуатации запорной арматуры.
Затвор
Задвижка
Что общего между ними?
Затвор и задвижка используются в качестве приспособлений для регулирования интенсивности или блокировки потока жидкостей и газов в трубопроводах
В чем разница между ними?
Основной блокирующий элемент в затворе — клапан в форме диска, вращающийся вокруг своей оси
Основной блокирующий элемент в задвижке — клапан, движущийся параллельно потоку в трубопроводе вверх-вниз или вправо-влево
Обеспечивает менее герметичную блокировку потока
Обеспечивает более герметичную блокировку потока
В меньшей степени приспособлен для установки на трубопроводы с высоким давлением
В большей степени приспособлена для установки на трубопроводы с высоким давлением
Позволяет более оперативно полностью открыть или закрыть поток
Требует больше времени на полное открытие или закрытие потока
Применяется в основном в газопроводах, тепловых, вентиляционных магистралях
Применяется в водопроводных магистралях, нефтепроводах
Преимущества и недостатки различной запорной арматуры
Для удобства выбора между задвижкой или затвором (сравнения), сведем все их перечисленные преимущества и недостатки в общий список.
Если выбирать, задвижку или затвор для конкретных условий эксплуатации трубопровода, рассмотреть нужно и особенности второго варианта.
Что лучше – затвор или задвижка?
Так, если выбирать задвижку или затвор, стоит учитывать, что вес второго изделия в несколько раз меньше веса первого. Это закладывается в проект трубопровода, потому такое преимущество имеет значение – нагрузка будет выше, если использовать первый вариант.
При этом надежность и герметичность у затвора ниже по сравнению с альтернативой, что является его недостатком. Именно эти показатели определяют ее предпочтение. К тому же второй вариант запорной арматуры служит дольше и имеет более надежное уплотнение (не рассыхается при контакте с различными транспортируемыми продуктами).
Задвижка выдерживает и давление, и высокие температуры. Наконец, в некоторых случаях (когда снижение гидравлических характеристик сети недопустимы) затвор в принципе не может использоваться.
Чем отличается задвижка от затвора дискового Баттерфляй
В нашей статье мы рассмотрим, чем отличается задвижка от затвора Баттерфляй по применению и техническим характеристикам. Основная разница между затвором и задвижкой, кроме стоимости, заключается в конструктивных отличиях запорно-регулирующей арматуры.
Содержание
Что такое задвижка
Это одна из подвидов трубопроводной арматуры, оснащенная запирающим механизмом для контроля потока жидкости или газа. Задвижки ставят на технологических трубопроводах в диапазоне диаметров 15–2000 мм в сфере ЖКХ, тяжелой промышленности, газовом и нефтеперерабатывающем секторе экономики. Запорное устройство данного типа используется в трубопроводах номинальным давлением до 250 атмосфер и температурой среды до 565 °C.
Характеристики и преимущества задвижек
Задвижки редко применяют для регулирования расхода рабочей среды, в основном — они выполняют функции запорного элемента. При транспортировании энергоресурсов по трубам запирающее устройство устанавливается в положении «открыто» или «закрыто». По типу конструкции запорного элемента, задвижки бывают клиновые, быстроспускные, шиберные и другие.
Данные особенности являются ценными для применения устройств на магистральных трубопроводах, где энергоносители транспортируются постоянно и с большой скоростью. Таким образом, основное отличие задвижки от затвора Баттерфляй заключается в устойчивости механизма к внутрисистемному давлению за счет высокой герметичности и применению всевозможных уплотнителей.
Уплотнительные поверхности могут изготовляться с латунными, фторопластовыми, нержавеющими, резиновыми кольцами или без колец.
Важно! Специалисты не рекомендуют применять задвижки в качестве регулирующей и дроссельной арматуры.
Что такое затвор дисковый Баттерфляй
Многие ошибочно считают дисковый затвор задвижкой, хотя они похожи. Чем отличается затвор от задвижки? Первое — это конструкцией. Затвор (заслонка, гермоклапан) имеет запирающий и регулирующий механизм, функции которого выполняет диск, вращающийся вокруг оси под углом на 90° (могут быть и другие углы). Конструкция заслонки довольно простая, что позволяет быстро с минимальными трудо-и ресурсозатратами обслуживать, запускать в работу и выполнять замену устройств.
Поворотные гермоклапаны Баттерфляй с круглым диском в основном применяют для регулировки транспортного потока. Инженеры настоятельно рекомендуют при этом монтировать редукторы на шток заслонок, что позволит надежно зафиксировать затвора в нужном положении.
Технические характеристики и преимущества «butterfly valve»
Запирающее устройство позволяет закрывать прохождение энергоносителей через кольцевое седло посредством оборота затвора. Вращающаяся ось может быть собственной осью или находиться в одной плоскости — осевые и эксцентриковые гермоклапаны соответственно.
Гермоклапаны пользуются спросом благодаря несомненным преимуществам:
Сфера использования дисковых затворов
Конструктивные особенности запорно-регулирующей арматуры данного типа определяют их сферу использования:
Важно! Самыми надежными, позволяющими работать с газами, затворами считаются устройства с мягким седловым уплотнением, имеющие герметичность класса «А».
В чём отличие задвижки от затвора Баттерфляй
В нашей статье мы постарались ответить на вопрос, в чем разница между затвором и задвижкой. Выбирая дисковый затвор или задвижку, нужно учитывать сферу применения оборудования. Так «butterfly valve» успешно зарекомендовали себя на промышленных производствах, где в технологических процессах применяются трубы больших диаметров, по которым проходит малотекучая рабочая среда. Поворотный затвор боится контакта с высокими температурами и давлением. Простая деталировка гермоклапана дает возможность использовать оборудование в качестве запорно-регулирующей арматуры. Задвижка же этим похвастаться не может.
Задвижки устойчивы к высокому давлению в системе, поэтому обладают герметичностью за счет использования качественных уплотнителей. Благодаря минимальному гидросопротивлению и неэластичным уплотнителям, задвижки могут эффективно работать в условиях критичных температур, где затвор Баттерфляй не эффективен.
Что лучше: задвижка или дисковый затвор
Отвечая на вопрос, что лучше задвижка или затвор Баттерфляй, рассмотрим эти два типа механизмов в контексте их недостатков.
Недостатки задвижек:
Недостатки затворов:
Исходя из этого, сначала определяемся с техническими особенностями трубопроводной системы и с нашими финансовыми возможностями, а потом выбираем лучшее подходящее под эти требования устройство.
Затвор или задвижка – сравнение видов запорной арматуры
Задвижка и затвор – виды запорной арматуры, применяемой на трубопроводах гражданского или промышленного назначения. И то и другое используется для одной цели – перекрытия потока. Это их общее свойство. Но есть и различия, в том числе конструкционные, которые определяют функционал изделий, а значит, и эффективность их применения в различных технологических линиях.
Как устроена задвижка
Как и стальной затвор, задвижка является запорным механизмом, но у нее есть особенность: она может регулировать интенсивность движения транспортируемого продукта плавно. Этого удается добиться, опуская на нужную высоту деталь, которая перекрывает поток, при помощи шпинделя.
Конструкция задвижки состоит из 3 основных элементов:
Задвижка обеспечивает отличную герметичность перекрытия среды, потому нашла широкое применение в трубопроводах небольшого диаметра. Как правило, ее используют в водопроводах и магистралях транспортировки нефти или нефтепродуктов.
Как устроен затвор
Затвор обеспечивает перекрытие транспортируемого по трубопроводу продукта. В большинстве случаев это его единственная функция. Но на современном рынке есть и модели, которые могут не только перекрывать движение, а и менять его интенсивность. В таких изделиях используется клапан, который можно выставить в промежуточное положение.
В конструкции затвора – 4 основных элемента:
Герметичность у изделия достаточная, чтобы использовать его в трубопроводах с большим диаметром труб. Затвор также считается приемлемым решением в системах с подачей под низким давлением. Сфера его применения представлена (но не ограничена) газопроводами, воздуховодами, системами вентиляции, теплоснабжения, пожаротушения.
По сравнению с задвижкой, затвор имеет меньший размер и вес. Это упрощает его монтаж, переустановку, замену и обслуживание. Правда, использование такой запорной арматуры затрудняет процесс очистки труб, поскольку некоторые модели затворов имеют низкий крутящий момент.
Различия в практике эксплуатации
Учитывая конструкцию большинства затворов, их применение является эффективным непосредственно в качестве запорной арматуры трубопроводной. Для регулирования интенсивности движения и расхода рабочей среды он используется в редких случаях.
Как правило, это дисковый затвор простой конструкции, принцип работы которого заключается в следующем:
Задвижка, в свою очередь, может оснащаться запирающим элементом различной формы. Различают клиновые, параллельные, шиберные и шланговые задвижки.
На современном рынке представлены изделия, рассчитанные на предельное давление в системе до 25 МПа, и максимальную температуру рабочей среды до +500 °С. Их используют в сетях, обслуживающих энергетические объекты, нефтепроводах, газопроводах, магистралях водоснабжения.
Собственно, различия: задвижка или затвор
Так, выбирая между задвижкой или затвором, стоит понимать, прежде всего, что их ключевое различие состоит не только в исполнении, но и в механизме работы. Затвор обеспечивает герметичность за счет установки клапана (диска) перпендикулярно среде, двигая его вокруг своей оси. В задвижке запирающий элемент смещается параллельно направлению потока – слева-направо или снизу-вверх, что позволяет регулировать его промежуточные положения, снижая нагрузку на трубопровод.
Кроме того, рассматривая задвижку или затвор, нужно понимать, что у них разные показатели:
По сложности установки и обслуживания тоже есть различия, что нельзя не учитывать в сравнении, собираясь установить задвижку или затвор. Все это в совокупности определяет разные сферы эксплуатации запорной арматуры.
Затвор
Задвижка
Что общего между ними?
Затвор и задвижка используются в качестве приспособлений для регулирования интенсивности или блокировки потока жидкостей и газов в трубопроводах
В чем разница между ними?
Основной блокирующий элемент в затворе — клапан в форме диска, вращающийся вокруг своей оси
Основной блокирующий элемент в задвижке — клапан, движущийся параллельно потоку в трубопроводе вверх-вниз или вправо-влево
Обеспечивает менее герметичную блокировку потока
Обеспечивает более герметичную блокировку потока
В меньшей степени приспособлен для установки на трубопроводы с высоким давлением
В большей степени приспособлена для установки на трубопроводы с высоким давлением
Позволяет более оперативно полностью открыть или закрыть поток
Требует больше времени на полное открытие или закрытие потока
Применяется в основном в газопроводах, тепловых, вентиляционных магистралях
Применяется в водопроводных магистралях, нефтепроводах
Преимущества и недостатки различной запорной арматуры
Для удобства выбора между задвижкой или затвором (сравнения), сведем все их перечисленные преимущества и недостатки в общий список.
Если выбирать, задвижку или затвор для конкретных условий эксплуатации трубопровода, рассмотреть нужно и особенности второго варианта.
Что лучше – затвор или задвижка?
Так, если выбирать задвижку или затвор, стоит учитывать, что вес второго изделия в несколько раз меньше веса первого. Это закладывается в проект трубопровода, потому такое преимущество имеет значение – нагрузка будет выше, если использовать первый вариант.
При этом надежность и герметичность у затвора ниже по сравнению с альтернативой, что является его недостатком. Именно эти показатели определяют ее предпочтение. К тому же второй вариант запорной арматуры служит дольше и имеет более надежное уплотнение (не рассыхается при контакте с различными транспортируемыми продуктами).
Задвижка выдерживает и давление, и высокие температуры. Наконец, в некоторых случаях (когда снижение гидравлических характеристик сети недопустимы) затвор в принципе не может использоваться.