Что мешает развитию туризма

Туризм в России: от понимания проблем – к реальным действиям

Автор: Майя Ломидзе – исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР)

Что мешает развитию туризма

Можно с полной уверенностью сказать, что летний туристический сезон 2021 года оказался вполне успешным. В этом нет ничего удивительного, когда сравнение идет с 2020 годом, но по некоторым направлениям турпоток был даже выше показателей 2019-го. Главная особенность – Россия стала самым востребованным направлением для отдыха. По нашим предварительным данным, на такие популярные курорты, как Крым, Кавминводы, Краснодарский край и Калининградская область, жители страны совершили более 20 млн поездок. Отдых внутри страны вместо поездок за рубеж в последние годы выбирает гораздо большее число туристов.

Однако не стоит забывать и о тех проблемах, с которыми столкнулась туриндустрия, и мерах поддержки отрасли. Особо хочется сказать о двух, которые оказались в итоге самыми результативными.

Во-первых, необходимо отметить программу туристического кешбэка, которая была запущена в августе прошлого года. Это позволило не только стимулировать спрос, но и поддержать потребителя, а также опосредованно помочь всей индустрии.

Во-вторых, стабилизировать ситуацию на рынке позволило постановление правительства №1073. Важно, что эта мера принесла плоды не только туристической отрасли, но и конкретным потребителям. И поэтому уделю этой теме особое внимание. Речь идет об отсрочке выплат за туры на всех направлениях, включая внутренние, договоры на которые были заключены по 31 марта 2020 года. Тем, кто купил такие туры, но, по понятным причинам, не смог ими воспользоваться, предоставляется или сам этот оплаченный тур, или возврат денег в период до конца 2021 года. Но, если бы не было этого постановления и весь объем обязательств оказался бы представлен туристическому бизнесу, сегодня у нас не было бы ни этого самого бизнеса, ни удовлетворенных потребителей. А так туристы имеют возможность получить равнозначный продукт ровно по той цене, которая и была уплачена, а вот если альтернативы не устраивают или невозможны, то обязательства продлеваются до конца этого года. Я бы назвала эту меру самой эффективной, поскольку она позволила стабилизировать рынок.

Развитие внутреннего туризма, как говорят эксперты, во многих регионах привело к росту числа индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, которые стали заниматься изготовлением сувениров и других товаров и услуг для отдыхающих. Пока мы еще не можем говорить о точных цифрах, но это развитие есть, и оно заметно.

Мы уже немного подзабыли о том, что в самом начале пандемии на туризме фактически ставили крест: в условиях полного ограничения на перемещения разговор шел о том, что туризм окажется чуть ли не последней отраслью, которая начнет восстанавливаться. В результате туризм оказался в зоне внимания: в нем внезапно увидели мощный локомотив экономики многих регионов. В России в пандемийный год появился национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» и именно в этот год было решено пересмотреть отношение к инфраструктуре. Проблемы и с инфраструктурой, и с сервисом были всегда. Фактически, они стали рефреном любой дискуссии, посвященной туризму. И вот теперь стало понятно, что же нужно: в одном регионе надо решить проблему дорог, а в другом, например, не хватает пятизвездочных гостиниц. Иными словами, было решено именно через туризм развивать инфраструктуру в регионе, поскольку работает она не только для гостей, но и для местных жителей.

Сейчас процесс идет сразу по нескольким направлениям: национальный проект, инфраструктурные проекты и перезагрузка продвижения. Обозначу одну из основных проблем – у нас пока нет понятного туристического интерфейса, когда каждый турист понимает, что он получает за свои деньги. Поэтому я бы главную задачу сформулировала так: понимание проблем должно перейти из головы в руки, которые запустят конкретные действия и позволят уйти дальше планов и протоколов о намерениях. А то, что такой подход работает, мы уже сумели убедиться на примере того же самого кешбэка.

Источник

Что мешает развитию туризма

Что мешает развитию туризма

Что мешает развитию туризма

Что мешает развитию туризма

Что мешает развитию туризма

Что мешает развитию туризма

Что мешает развитию туризма

Что мешает развитию туризма

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Несмотря на то, что индустрии туризма уделяется все большее внимание как со стороны правительства на федеральном и региональном уровнях, так и со стороны бизнеса, потенциальных инвесторов и все большего количества россиян, показатели внутреннего туризма России относительно низкие.

По данным ВЦИОМ за период с 2007 по 2013 гг. более половины населения страны, а именно 52–58% россиян во время своего отпуска оставались дома и никуда не выезжали.

Несмотря на это, считаем необходимым подвести итог и обозначить основные проблемы развития внутреннего туризма Российской Федерации, отметив существующие тенденции и пути их решения.

1. Проблема средств размещения. В данном разделе следует указать отсутствие достаточного количества средств размещения особенно ориентированных на массового туриста, а также высокую стоимость действующих средств размещения. Особенно остро нехватка 3-х звездочных гостиниц ощущается в Москве и Московской области, где гостиницы заполнены в среднем на 70–80% [2].

2. Транспортная проблема. Высокие цены на авиаперелёты внутри страны. В данном сегменте рынка отсутствуют предложения чартерных рейсов. Российский рынок практически закрыт для иностранных перевозчиков, что мешает развитию конкуренции и, следовательно, не дает возможности естественному регулированию цен. По этой причине многие российские туристы предпочитают путешествиям в другой уголок России европейское направление или приобретение полного турпакета, включающего перелет на чартере, в такие страны как Египет или Тунис [3].

3. Проблема отсутствия комплексного сбора и анализа статистической информации в индустрии внутреннего туризма России. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» классификация является формой государственного регулирования туристской деятельности. В то же время в данном федеральном законе не указано является ли классификация обязательной или добровольной. В настоящее время обсуждаются поправки к вышеуказанному закону в части обязательной классификации объектов туристской индустрии [4].

4. Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма, обусловленный, в том числе, низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма. Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее. Особенно это касается строительства в крупных городах, где стоимость земельного участка под застройку довольно высокая.

6. Низкий уровень сервиса. Ситуация с качеством сервиса связана с историей развития гостиничного и туристического дела в советское время. Командный строй экономики не предусматривал заинтересованность в доходности экономических отраслей, необходимым условием было выполнение плана и обеспечение нужд государства в той или иной сфере. [6].

7. Слабое продвижение туристского продукта внутри страны. Недостаточное использование современных технологий. В настоящее время еще сохранилось восприятие россиянами отдыха внутри страны как непрестижного, во многих случаях данное мнение связано с отсутствием информации о возможностях отдыха в России, существующих предложениях на внутреннем рынке.

8. Неравномерное развитие туризма. Туризм в России имеет очаговый характер, не все регионы работают на создание комплексного туризма, предусматривающего различные варианты отдыха в регионе на срок от 2 дней и более. Туристам интересно увидеть многогранный туризм, в настоящее время особенно популярно комбинирование туров. [7].

— планирование деятельности объектов туриндустрии чаще всего повторяет сценарий развития предыдущего года, в результате чего отсутствуют кардинальные действия по укреплению своего положения при возрастающей конкуренции на рынке;

— отсутствие возможности расширенного воспроизводства ресурсов предприятий приводит к обесценению их активов и падению их рыночной стоимости и ценности;

— несоответствие цены и качества предоставляемых услуг приводит к низкой конкурентоспособности предоставляемого обслуживания и потере позиций на рынке;

— неэффективное и нерациональное использование туристских ресурсов;

— низкая производительность труда вызывает недопустимо высокие издержки, отражающиеся на результатах финансово-хозяйственной деятельности, снижении рентабельности и ликвидности.

Источник

Что мешает развитию внутреннего туризма

Что мешает развитию туризма

Наталья Чуркина

Развитие внутреннего туризма сегодня является одной из наиболее актуальных задач и для России, и для зарубежных стран.

Что мешает развитию туризма

Несмотря на то, что туристическая сфера в России сейчас имеет возможности для ускоренного развития (прежде всего в связи со спросом на внутренний туризм в условиях практически закрытых границ), в целом отрасль находится в состоянии провала из-за ограничений, введенных во время пандемии. Так, по последним имеющимся данным Росстата, за январь‑июнь этого года численность размещенных лиц в отелях и прочих коллективных средствах размещения упала на 51,1% в годовом выражении, а доходы отелей и коллективных средств размещения — на 53,5%.

При этом задачи развития внутреннего туризма стоят и перед большинством зарубежных стран, находящихся в аналогичных с Россией условиях. Согласно вышедшему на этой неделе отчету Всемирной туристской организации (UNWTO), индустрия внутреннего туризма является крайне значимой для туристической отрасли, поскольку в целом по миру число внутренних туристов более чем в 6 раз превышает число международных туристов. Кроме того, в условиях пандемии именно страны с более развитым сектором внутреннего туризма будут восстанавливаться быстрее.

Однако Россия сегодня отстает по уровню развития внутреннего туризма от ряда зарубежных стран, что, с одной стороны, дает больше возможностей, но с другой — говорит о слабости сектора и необходимости его поддержки.

По оценке Всемирной туристской организации, страны с крупнейшими рынками внутреннего туризма — это Индия, Китай и США из-за высокой численности населения и большой по площади территории. К крупным рынкам в данной сфере также относят Японию, Бразилию, Францию и Испанию. Однако если первые три страны, а также Бразилия, превосходят Россию по численности населения, то остальные страны имеют меньшее число жителей. При этом все упомянутые страны имеют меньшую площадь территории по сравнению с нашей страной. А это значит, потенциал внутреннего туризма в России явно недоиспользован.

Ряд статистических показателей также подтверждает вывод. По числу внутренних туристов, размещенных в отелях (в расчете на душу населения), Россия значительно уступает многим крупным странам. Если в Японии показатель составляет 2,5, в Таиланде — 1,6, Германии — 1,4, то в России — лишь 0,3 (см. рис. 1). Аналогичное отставание наблюдается и по числу ночей, проведенных внутренними туристами в отелях на душу населения страны (см. рис. 2).

Что мешает развитию туризма

Реализуемые в России меры поддержки внутреннего туризма требуют существенного расширения.

Всемирная туристская организация указывает, что меры поддержки внутреннего туризма в различных странах включают в себя прежде всего финансовые стимулы — как со стороны спроса, так и предложения. Среди таких мер — выдача ваучеров жителям страны для целей внутреннего туризма, налоговые стимулы (например, снижение НДС на внутренние авиарейсы и прочие туристические услуги), предоставление финансовой поддержки организациям в сфере туризма.

Развитие внутреннего туризма в России требует системных мер, направленных на совершенствование туристической инфраструктуры не только в регионах, традиционно ориентированных на индустрию туризма, но и в остальных субъектах РФ, имеющих туристический потенциал. Туристический поток на огромной территории России сегодня сконцентрирован в южных регионах, прежде всего в Краснодарском крае и Республике Крым, и в крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской области. По этим направлениям доля размещенных лиц в отелях и прочих средствах коллективного размещения достигала почти 45% (см. рис. 3). Там же расположена основная туристическая инфраструктура, в частности 45% всех гостиничных номеров (см. рис. 4). В эти же регионы направляется наибольший объем инвестиций: более 66% объема инвестиций в основной капитал средств размещения в 2019 г. При этом 38% таких инвестиций было направлено только в Республику Крым. Остальные же регионы остаются вне внимания и туристов, и инвесторов.

Что мешает развитию туризма

Одной из наиболее значимых системных мер по развитию внутреннего туризма сегодня является субсидирование внутренних авиаперевозок и обнуление НДС для межрегиональных авиаперевозок в обход Московского авиаузла. Однако необходима и реализация более масштабной программы развития инфраструктуры внутреннего туризма в стране, в том числе:

Данные меры поддержат не только сектор внутреннего туризма, но и большое число смежных отраслей. Кроме того, они будут способствовать развитию малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, а также дадут возможность менее обеспеченным слоям населения более полноценно организовать отдых.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Источник

ВЦИОМ видит 5 причин, мешающих развитию внутреннего туризма в России

Что мешает развитию туризма

МОСКВА, 25 сен — РИА Новости. При том, что современные макроэкономические и политические факторы стимулируют внутренний туризм, без осознанной политики по устранению ряда ограничений его развития быстрого роста отрасли не произойдет, заявил в пятницу директор ВЦИОМ по коммуникациям Алексей Фирсов, основываясь на результатах очередного опроса населения.

Согласно опросу ВЦИОМ, который проводился 19-20 сентября среди 1600 человек в 46 регионах России, отдохнуть этим летом удалось 59% россиян, в том числе 36% провели свободные летние дни дома, а чуть менее четверти выезжали куда-либо из своего родного города или села.

Выступая в пятницу на пресс-конференции по итогам отпускного лета 2015 года, Фирсов отметил, что «взрывного роста внутреннего туризма в России не происходит» и указал на некоторые «ограничительные вещи, которые мешают данному процессу», которые можно выделить по результатам исследования.

В качестве первой причины недоразвития внутреннего туризма специалист ВЦИОМ назвал низкий уровень отечественного сервиса, но оговорился, что «если сервис во многом зависит от политики самих компаний, то есть вещи, которые во многом зависят от политики государства и глав регионов».

«Для многих жителей страны отдельные регионы остаются «белыми пятнами», совершенно затерянными на карте. Мало где проводится политика по созданию устойчивых региональных брендов, которые включали бы в себя не только туризм, но и индустрию, инвестиционную политику и многое другое. Все складывается спонтанно и стихийно», — указал Фирсов вторую причину.

Третьей причиной, по мнению эксперта, остается достаточно слабая работа по туристическим кластерам. «То есть у нас появляются какие-то туристические объекты, но кластерный подход, когда возникает сочетание ряда бизнесов и инфраструктурных задач, не получается», — пояснил он.

Слабая туристическая навигация даже в «раскрученных» регионах также не способствует привлечению российских туристов к путешествиям по собственной стране. «Люди знают только несколько точек, где действует какое-то туристическое привлечение, сложившееся годами, но невозможно говорить о том, чтобы даже в туристических регионах поддерживалась комфортная, современная, единая навигация», — констатировал он.

Эксперт напомнил и о более фундаментальных причинах отставания в развитии туризма внутри страны, главная из которых связана с перевозками по России.

«Мы понимаем, что если субъекты Дальнего Востока общаются между собой через Москву, то общения между собой у них не будет. Неразвитость внутренних перевозок и маршрутов между различными центрами, концентрированность всех маршрутов вокруг Москвы приводят к тому, что внутренний туризм не стимулируется», — заключил он.

Источник

Что мешает возрождению российского туризма

Внутренний туризм в России имеет колоссальный потенциал. Отрасль могла бы генерировать стабильную прибыль, обеспечивать работой миллионы человек и стать одним из драйверов роста для всей экономики. Но пока путешественники не спешат увидеть красоты страны. В правительстве сообщали, что на одного россиянина в среднем приходится 0,4 поездки в год. Увеличить показатель мешает комплекс накопившихся проблем. Главные из них – в материале «Профиля».

Первая проблема: незначительный вклад в экономику

Развитая туриндустрия ускоряет экономический рост, в ней создается много рабочих мест, она тащит за собой сразу несколько смежных секторов. Правильно настроенная туристическая отрасль буквально притягивает деньги и приумножает их благодаря мультипликативному эффекту.

Вклад туристической отрасли в экономику государства пока невелик. Гендиректор управляющей компании и гостиничного оператора «Русский дом» Дмитрий Федоров оценивает его в 1–3% от ВВП. «Мы далеко не туристическая страна. У нас есть островки туризма, там все более или менее хорошо. На остальной территории все находится в зачаточном состоянии», – комментирует он.

Туризм – довольно «серая» отрасль, многие операции здесь ускользают от налогового учета и статистики, дополняет руководитель проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Евгений Малыгин. Эксперт оценивает реальную долю туризма в 5,5–6%, а ее идеальную величину – в 12–14% от ВВП.

Прямой вклад туризма в мировой ВВП в последние годы составляет 3–3,5%, а с учетом сопутствующих расходов на шопинг, рестораны, спорт и развлечения цифры в среднем доходят до 10,5–11%, указывает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. «Россия примерно вдвое отстает от общемировых показателей», – добавляет он.

Вторая проблема: неразвитая инфраструктура

«Нужна инфраструктура хорошая, нужны инвестиции от частных инвесторов, ну и, конечно, недорогие билеты, для того чтобы любыми видами транспорта добираться до этих мест», – обрисовывал в июле круг проблем, стоящих перед туриндустрией, премьер-министр Михаил Мишустин.

По словам Дмитрия Федорова, сейчас в России островками туризма можно назвать Москву, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. Благодаря близости к Финляндии и природным красотам еще одним островком становится Карелия. Также развивается направление отдыха на Байкале и в Алтайском крае, но там с инфраструктурой «вообще беда бедовая», сокрушается Федоров.

Если не брать Сочи, продолжает он, то на побережье Краснодарского края и Крыма инфраструктура недоразвита: не хватает коммунальных мощностей, очистных сооружений, есть большие проблемы с дорогами. На Дальнем Востоке «всю экономику убивает» транспорт, то есть дорогие перелеты.

«В общем, где-то все нужно с нуля строить, где-то полностью реновировать существующие объекты, которые в основном были построены во времена СССР. Кто-то в это вкладывается, кто-то нет – в том же Подмосковье много ведомственных санаториев, которые просто дряхлеют и не используются», – отметил в беседе с «Профилем» Федоров.

Третья проблема: дефицит инвестиций

Для запуска туристического сектора – а он мог бы стать для России важнейшим звеном в новой прибыльной экономике впечатлений – не хватает, по подсчетам специалистов, триллионов рублей. И инфраструктурные расходы придется оплачивать государству.

Так, стоимость строительства одного номера под ключ в трехзвездочной гостинице составляет около 100 тысяч долларов, говорит Евгений Малыгин («Россия – страна возможностей»). Соответственно, гостиница на 50 номеров – это 5 миллионов долларов, или примерно 375 миллионов рублей. Для приема одного чартерного рейса таких гостиниц нужно как минимум три, то есть нужно вложить в строительство более миллиарда рублей. А чартеры желательно принимать если не раз в сутки, то хотя бы раз в три–четыре дня, комментирует специалист. «Мы еще не учитываем расходы на строительство сопутствующей инфраструктуры: ресторанов, парков, развлекательных учреждений. И в итоге это уже не один триллион рублей», – рассказывает Малыгин.

Валерий Емельянов («Фридом Финанс») напоминает, что за последние 10 лет в одну только гостиничную индустрию инвесторы вложили более 400 миллиардов рублей. Среднегодовой объем инвестиций при этом практически не растет и остается на уровне 2011 года. Тем не менее бизнесу удалось нарастить общую площадь номерного фонда с 11,7 до 22,2 миллиона квадратных метров, то есть на 90%, утверждает он.

«Чтобы удвоить объем отельной инфраструктуры, с учетом инфляции нужно закладывать на ближайшие 10 лет 650–700 миллиардов рублей. Судя по всему, бизнес способен справиться с такой задачей», – считает Емельянов. Но стоимость прочей инфраструктуры – ресторанов, аттракционов, благоустроенных зон – обойдется в суммы кратно большие, чем 700 миллиардов. Частники смогут взять на себя лишь половину затрат, связанных с привлечением туристов, и то в лучшем случае. «Дороги, вокзалы, набережные, парки – неизбежно лягут на бюджет. А это триллионы рублей», – комментирует аналитик.

Четвертая проблема: административные барьеры и издержки

Себестоимость российского туристического продукта растет из-за налогов и сборов, коммунальных тарифов и административных барьеров. И прибыль гостиниц уходит на покрытие расходов, рассказывает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.

Пандемия показала, утверждает он, что у российских предпринимателей нет накоплений даже на два месяца, и сейчас очень важно освободить их от дополнительных издержек.

По словам Кожевникова, ошибка в имени или фамилии туриста при передаче данных гостей в МВД выливается в 400 тысяч рублей штрафа вне зависимости от размера отеля. Установка системы передачи данных в УВМ МВД обходится в 30 тысяч рублей, кнопки Росгвардии – в 60 тысяч рублей, системы «Стрелец-Мониторинг» МЧС – еще в 60 тысяч, перечисляет он.

Пятая проблема: бедность

Наконец, вопрос развития туристической отрасли упирается в главную проблему – кошелек потребителя. По данным Росстата, реальные доходы россиян в 2019 году поднялись лишь на процент. В 2018-м показатель прибавил едва заметные 0,1%. А с 2014 по 2017 годы он только сокращался. При этом во II квартале 2020-го из-за пандемии реальные доходы населения упали сразу на 8%.

Опрос, проведенный НАФИ год назад, показал, что путешествуют 29% россиян. И только 4% из них готовы тратить больше 100 тысяч рублей на поездку по РФ. В большинстве случаев (60%) потребители готовы отдать не более 40 тысяч. С тех пор ситуация с благосостоянием граждан не улучшилась.

Емкость рынка внутреннего туризма жестко ограничена уровнем доходов населения, констатирует аналитик Валерий Емельянов. Он отмечает, что средняя европейская семья совершает порядка трех поездок в год и тратит 2,4 тысячи евро. Это около 5% чистого годового дохода такой семьи. В России средний доход на семью не превышает миллиона рублей. 5% от данной суммы – 50 тысяч рублей. Их хватит в лучшем случае на одну туристическую поездку. «И это, скорее всего, будет пляжный отдых на Черном море или в Турции. На прочие путешествия по стране особо денег у людей не остается», – комментирует Емельянов.

Путешествия – не первоочередная потребность человека, признает Дмитрий Федоров. Сделать ее более насущной можно, подняв благосостояние всех россиян. По словам отельера, в России очень много красивейших, но не освоенных мест. О них почти никто ничего не знает, и сейчас они доступны только автотуристам. А автомобиль есть не у каждой семьи. «Потенциал развития – огромнейший, но туристическая отрасль может развиваться только вместе со страной: нельзя сделать ее успешной, если все остальные отрасли стагнируют. Поэтому только общий рост экономики и благосостояния может решить проблему», – уверен он. Потребность в новых эмоциях и впечатлениях, которые могут подарить путешествия внутри страны, появится у россиян после того, как их базовые потребности будут закрыты, заключает Федоров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *