Что могут операторы сотовой связи

Ликбез №1. Как организована связь у операторов и что на нее влияет

Каждый день мы сталкиваемся в комментариях, в общении вживую с тем, что люди жалуются на своего оператора в ситуациях, к которым последний не имеет никакого отношения, а вина за связь лежит на устройстве или обстоятельствах. Как правило, такие разговоры вскрывают основную проблему – непонимание того, как все это устроено и работает. За полтора десятка лет у нас было много статей, которые рассказывали об этом, показывали на примерах, но уже успело подрасти поколение тех, кто их пропустил. Поэтому и появляется рубрика «Ликбез», в которой мы рассмотрим основные принципы того, как все устроено на самом деле. Обсуждая название для рубрики, я неожиданно узнал, что многие забыли расшифровку этого слова – «ликвидация безграмотности».

У этой статьи два автора – Сергей Потресов, так как никто, кроме него, не сможет доходчиво объяснить, как устроена связь, и Эльдар Муртазин, моя роль в том, чтобы разбавить текст примерами и размышлениями на тему. Надеюсь, что вам материалы этой рубрики понравятся и вместе мы победим безграмотность в области связи. Последняя, но немаловажная оговорка – мы не пишем учебник для связистов, а рассказываем простым языком о том, что такое сотовые сети, как они работают. Это материал начального уровня для того, чтобы понять, как все это устроено и при желании изучить вопрос более тщательно. Поэтому в таких статьях возможны определенные упрощения, за которые заранее прошу нас извинить.

Как организована связь

Сотовая связь потому и называется сотовой, что в основе любой сети — ячейки (соты), каждая сота представляет собой участок территории, который покрывает (обслуживает) базовая станция. Форма и размеры сот зависят от множества факторов, в том числе от мощности излучения базовой станции, стандарта, рабочих частот, направления антенн и т.п. Соты обязательно перекрывают друг друга, это необходимо для того, чтобы мобильное устройство (терминал) не теряло связь при перемещении из одной соты в другую. Особенно это важно для владельца сотового телефона, который разговаривает во время движения.

В условиях городской застройки невозможно разбить карту города на квадратики и поставить базовые станции через равные расстояния, чтобы добиться качественного покрытия. Начинают играть роль этажность застройки, препятствия в виде памятников, возможность установить базовые станции в том или ином месте. Не зря наши города назвали каменными джунглями, планирование в них радиосетей – это та еще задачка. Поэтому все операторы стараются резервировать дополнительные мощности в крупных городах, создавать перекрывающиеся зоны для базовых станций. И этому есть и другая причина.

Для эффективной работы сети одного покрытия мало, базовые станции должны обслуживать одновременно много пользователей. А в городах — очень много одновременно разговаривающих и пользующихся мобильным интернетом. Полосы частот, на которых передаются голос и данные, — ограниченный и крайне ценный ресурс, за их лицензирование операторы во всём мире платят государству большие деньги. И не только деньги. Например, в России Министерство связи закладывает в лицензии обязательства оператора по обеспечению связью не только выгодных для сотовиков городов, но и малонаселенных территорий, где строить базовые станции – заведомо убыточное дело. А в некоторых местах эти базовые станции вообще никогда не принесут доход, оборудование придётся менять на более современное раньше, чем установленное успеет окупиться.

Как видите, у операторов есть еще и социальная нагрузка со стороны государства. Ничто не бывает бесплатным, и поэтому стоимость установки базовых станций и строительства сетей в малых городах компенсируется услугами в больших. Так устроен этот бизнес во всем мире, и Россия не является исключением. Важное отличие только в одном, российские сети мобильной связи – одни из самых современных, а по качеству и покрытию сетей наша страна выходит на первое место в мире, если вспомнить еще и про ее территорию.

Стандарт — дело тонкое

Что могут операторы сотовой связи

В России, как и в других странах, одновременно действует целый зоопарк разных стандартов. Это необходимо, прежде всего, для сохранения работоспособности всех мобильных терминалов, в том числе телефонов, работающих только в GSM, и даже древних трубок, работающих только в одном из двух диапазонов GSM. Из основных стандартов (служебная TETRA и прочая экзотика не в счёт) у нас работает GSM в диапазонах 900 и 1800 МГц, сети UMTS (3G) в диапазонах 900 и 2100 МГц, LTE (4G) двух разновидностей (FDD и TDD) в нескольких частотных диапазонах и CDMA (Скайлинк) в диапазоне 450 МГц. По мере роста распространённости терминалов с поддержкой 3G и 4G операторы начинают «отбирать» у своих сетей GSM часть полос и запускать на этих полосах LTE (4G). Это рационально и необходимо, так как современные стандарты 3G и LTE (4G) позволяют на той же полосе частот обслужить намного больше абонентов. А преимущество стандарта LTE ещё и в том, что он позволяет объединять и совместно использовать несколько полос частот в разных диапазонах. Это и есть LTE Advanced (LTE-A) с агрегацией частот. Такой «частотный бутерброд» резко повышает эффективность и позволяет добиться фантастических скоростей передачи данных. Например, в московской сети МегаФон увидеть больше 200 Мбит/с вполне реально. К сожалению, поддерживающих технологию LTE-A смартфонов и роутеров пока сравнительно мало, но это вопрос времени. Ошибочно полагать, что такие современные и скоростные сети доступны только в Москве, в том же МегаФоне сети LTE-A уже есть в пятнадцати городах России.

Стандарт LTE, конечно, объективно лучше, чем UMTS и, тем более, лучше, чем GSM. Позволяет обслуживать намного больше абонентов на тех же частотах и обеспечивает совсем другие скорости передачи данных. Но «счастье» не только в самом стандарте, но и в используемом диапазоне частот. Общее правило: чем ниже частота, тем лучше проникновение сигнала через стены зданий и тем больше «дальнобойность» базовых станций и терминалов. Самая низкая частота в России у Скайлинка (450 МГц), благодаря этому небольшим количеством базовых станций можно «накрывать» обширные территории, сигнал Скайлинка часто присутствует в такой глуши, куда не пока не дотянулся никто из остальных операторов. Беда в том, что стандарт Скайлинка (CDMA 450) поддерживает считанное количество китайских телефонов и смартфонов. В обозримом будущем возможен переход на LTE в этом диапазоне и появление поддержки этого диапазона в большинстве современных смартфонов. Всё очень непросто и взаимосвязано.

Стандарт GSM 900 хорош для покрытия больших территорий и «пробивания» стен зданий, GSM 1800 — для обслуживания большого числа абонентов. Но в GSM 1800 требуется в четыре раза больше базовых станций для такого же покрытия. Аналогично с LTE (4G): диапазон 800 МГц хорошо подходит для «лесов и болот», диапазон 2600 МГц даёт необходимую ёмкость сети в городах. Сейчас под LTE всё активнее используют диапазон 1800 МГц (полосы частот, «отобранные» у сетей GSM). Тоже вопрос совместимости терминалов. Например, привезённые из США iPhone могут работать в LTE 800 МГц (Band 20), но не поддерживать Band 7 (2600 МГц). Частот в Band 20 у наших операторов сравнительно мало, и сети в этом диапазоне развивают не так активно, а владельцы таких iPhone жалуются на низкую скорость и «плохого оператора». С LTE в диапазоне 1800 МГц тоже не всё гладко: ваш любимый роутер LTE в диапазоне 1800 может не работать, и опять будет виноват «плохой оператор».

Производители смартфонов, планшетов и другой электроники зачастую адаптируют свои устройства под конкретные рынки. Это заключается не только в том, что они переводят инструкцию, как это видится со стороны. При качественной локализации они также работают с локальными операторами. В таких устройствах прописаны точки доступа, проверена работа с огромным зоопарком SIM-карт, которые есть у операторов, выставлены правильные настройки для сети в инженерном меню телефона. Одна и та же модель может быть настроена так, что ее локальный вариант будет дольше и устойчивее цепляться за сеть, чем аналог, привезенный из Европы или США. Вопрос в настройках, которые сделаны для России, и в том, насколько они универсальны или специфичны. Это также напрямую влияет на время работы вашего устройства, скорость регистрации на сети.

«Плохие» и «хорошие» операторы – решение задачки

Самый популярный спорт в сети – это что-то доказать незнакомцу, например, что его оператор плохой, а вот вы сделали правильный выбор. Эта задачка не имеет решения, так как в ней слишком много переменных. Как люди оценивают качество оператора? Поделюсь секретом, который таковым не является.

Большинство людей смотрит на то, как оператор работает в двух точках – у них дома и на работе. Это два места, где человек проводит большую часть своей жизни, а значит, связь в них наиболее важна. Посещение кафе или ресторана, где плохой прием, никак не скажется на восприятии оператора, обычно люди даже не замечают, что им не дозвонились. С распространением мобильного интернета количество слепых зон определяется наличием сигнала, возможностью посмотреть странички или даже скоростью передачи данных, когда она может варьироваться от EDGE до 4G.

Давайте взглянем на статистику от Роскомнадзора, который учитывает число базовых станций у всех российских операторов. Данные за 2015 год появились в конце марта 2016 года, это самые свежие цифры на момент публикации статьи.

Что могут операторы сотовой связи

Можно ли из количества базовых станций сделать вывод о том, какой оператор лучше? Если подходить к вопросу в лоб, упростить ситуацию, то выиграть должен тот оператор, что имеет наибольшее число станций. Ведь в этом случае он может обеспечить связь в большем числе мест, с лучшим качеством. Будь у нас только один стандарт связи, например, 2G, и такие рассуждения были бы верны. Но ведь у нас одновременно есть 2G для голоса, 3G/4G и их промежуточные версии для передачи данных, а также голоса (3G, а также появляется Voice over LTE). В теории выигрыш у того оператора, что имеет сбалансированное число как станций 2G, которые обеспечивают хорошее покрытие голоса и SMS, так и 3G/4G-станций.

Давайте на минутку отвлечемся и вспомним про пробки на дорогах. Очень часто люди заглядывают в навигатор, который пишет, что на дорогах кошмар и пробки составляют десять баллов. Мрак! Можно забыть о машине и пересаживаться на общественный транспорт. Но всегда ли это так? Зачастую на вашем маршруте пробки не так ужасны, и вы можете добраться до нужно места за считанные минуты. Этот пример хорошо объясняет, что даже «плохой» оператор может работать в двух точках, которые вам нужны, и делать это хорошо. Что создает обманчивое впечатление того, что у него все так же хорошо и в других районах города или страны.

Когда мы говорим о качестве связи, то любой оператор в отдельных точках может быть как очень хорошим, так и очень плохим. Это всегда вероятность, которую сложно предугадать. Можно подобрать места так, что даже оператор с наилучшим покрытием покажет плачевные результаты. У меня есть друг, кому не повезло жить, работать и отдыхать в местах, где лучший оператор по моему мнению имеет такие изъяны в покрытии. Это практически невероятная ситуация, стечение обстоятельств.

Крайне важно при выборе оператора смотреть на то, какие услуги он предлагает. Не просто слышать про 4G, 4G+ или иные маркетинговые термины, но понимать, какие скорости достижимы на практике и в чем есть подводные камни. Насколько хорошо работает голосовая связь. Также следует понимать, что большая тройка и примкнувший к ним Теле2 имеют сравнимые тарифные предложения, в течение года вы не выгадаете ничего, переходя от одного оператора к другому. Более того, конкуренция так высока, что за год ваши расходы при одинаковом профиле пользования услугами связи будут скорее всего сравнимы. В большинстве ситуаций отличия мнимые, завязаны на маркетинг конкретного оператора.

Если цены плюс-минус одинаковы, то как же выбрать оператора? Поделюсь своим подходом, возможно, он вам покажется рациональным и вы назовете его выбором от Муртазина. Я выбираю и выбирал оператора исходя из числа базовых станций и количества современных станций, которые объединены высокоскоростной оптикой. Я постоянно мотаюсь по стране, для меня важно получать сравнимое качество связи в каждой точке или, точнее, иметь высокую вероятность получить такую связь. В моем неформальном рейтинге всегда лидировал МегаФон, так как инвестиции в сеть начиная с 2008 года были максимальными, компания подобралась к теоретическому максимуму базовых станций для всех территорий в России, развивать сеть в тех же темпах бессмысленно, нужно уже проводить еще более тонкую настройку сети. Но компания продолжает расширять сеть и вкладывает в нее деньги, активно и первой развивает станции новых поколений. Второе место традиционно занимает и занимал МТС, который в 2015 году совершил рывок и строил очень много базовых станций по стране, чтобы выйти по их количеству на первое место. Но помимо самих станций, нужно обеспечить их оптоволокном, опорной и управляющей сетью, а тут в МТС пока не все так гладко.

Условной второй группой выступают Билайн и Теле2, причем второй догоняет первого, и очень агрессивно. Качество и количество БС у этих компаний сильно отличается от первых двух игроков. И поэтому, когда мне рассказывают о том, что они ничуть не хуже, чем МегаФон или МТС, я всегда ухмыляюсь. Вероятность этого не подтверждается цифрами, пока это игроки другого уровня.

Безусловно, у вас может быть совсем другой подход и вам не нравится тот или иной оператор, вы считаете, что вам ближе другая компания. Это вкусовщина, и она всегда была и есть. Но не нужно тогда говорить о том, что это подтверждается качеством сети и ее работы. Это не так.

Небольшая ремарка относительно различных «исследований» качества сети, которые как будто что-то подтверждают. Все операторы без исключения публикуют такие «исследования», иногда это делают «независимые» игроки, но результаты всегда трактуются в пользу того или иного оператора. Рассматривайте их как PR-усилия операторов, так как в них непрозрачные методики или условия выбраны так, чтобы победа досталась вполне определенной компании. Это продукт для утверждения, почему такая-то сеть оператора лучше, чем у конкурентов.

У природы есть плохая погода

Возможно, вы слышали фразу «сота дышит». Речь о том, что с повышением нагрузки (число одновременно разговаривающих) территория покрытия базовой станции 3G может уменьшаться, вплоть до появления «дыр» в покрытии там, где соседние соты мало перекрывают друг друга. Ближе к границам сот связь 3G может быть сносной в периоды умеренной нагрузки и сильно портиться или вообще пропадать в «пиковые» часы. Также многие забывают о том, что связь терминала (телефона) с базовой станцией — своего рода «последняя миля», разговор или трафик передачи данных ещё нужно доставить от базовой станции до коммутатора. В крупных городах сейчас большинство базовых станций подключены по оптоволоконному кабелю, в населенных пунктах поменьше используют радиорелейные каналы связи. Тянуть оптоволокно на десятки километров дорого и ненадёжно, его ещё порой пытаются сдать в пункт приёма цветных металлов. Всё было неплохо, пока в сетях «гулял» преимущественно голос, с ростом объёмов передачи данных радиорелейки перестали справляться. Их меняют на новые, большей пропускной способности, но дело это дорогое и небыстрое с учётом многих тысяч станций, нуждающихся в таком апгрейде.

Заголовок про погоду неслучаен, радиорелейные каналы связи резко теряют свою пропускную способность во время дождя. Бороться с этим сложно, и в плохую погоду можно ненароком остаться без мобильного интернета. Особенно в местах, удалённых от сравнительно крупных населённых пунктов.

Сезонный фактор тоже имеет значение. Зимой всё может прекрасно работать, и мобильный интернет будет «летать», а на майские праздники и летом, с появлением дачников, всё становится совсем плохо, и просто в соцсети посидеть – счастье, не говоря уже про онлайн-видео. Может быть перегрузка конкретной базовой станции, а может и радиорелейный канал связи не справляться. Точный «диагноз» может поставить только сам оператор. Чтобы разобрались в проблеме и приняли меры, нужно активно писать и жаловаться, рассчитывать на «само как-нибудь исправится» бесполезно. И опять пресловутая «экономическая целесообразность»: окупится ли дорогостоящая модернизация? Если голосовая связь работает, то официальных претензий к оператору в принципе быть не может. И даже если голосовая связь перестаёт работать, то в «Договоре» заботливо указано про «вероятностный характер связи», не подкопаешься.

Источник

Что знают о вас мобильные операторы. И как это проверить

Как телефонные операторы хранят данные абонентов

К технологиям хранения данных и базам данных с массовой параллельной архитектурой относится такой софт как Oracle, Teradata и MS SQL. База данных — физический программный продукт, который работает на конкретном компьютере. В больших компаниях используются очень мощные серверы, так называемые enterprise-решения. Эти решения обеспечивают физический обмен данными между программно-техническим комплексом. Несмотря на то, что программ для реализации такого обмена достаточно много, логика их работы одна и та же. Софт разворачивается на серверах и дает доступ к данным, которые представляют собой массивные таблицы, где хранится информация. Например, когда происходит списание со счета после звонка, обсчет баланса выполняется в платформе тарификации — специальной базе данных с функцией взаиморасчета между абонентом и оператором.

Если говорить о данных пользователей, в хранилищах можно найти детализацию звонков, входящие и исходящие номера, но записей самих разговоров нет. Фиксируется только факт звонка, время, отправление и получение SMS-сообщений и информация об интернет-сессиях. Такие хранилища выполняют роль источника информации для ее предоставления. Например, личный кабинет на сайте любого мобильного оператора позволяет по запросу получить на почту детализацию звонков абонента или их стоимость. Личная информация предоставляется только самому абоненту. Сотрудники мобильного оператора не могут самостоятельно посмотреть детализацию звонков пользователей. В колл-центрах эта информация предоставляется, но она и не является конфиденциальной.

Чаще всего информацию о персональных данных разглашают уволившиеся сотрудники

«Что касается надежности хранения данных, обычно она очень высокая. Операторы используют отказоустойчивые решения, которые могут оперативно сделать бэкап, а также резервные серверы, причем в разных городах. Кроме того, у каждого оператора есть служба безопасности, которая следит как за сохранением, так и за утечками данных. Еще раз подчеркнем, что хранилище — это физическая база данных, сервер, работа которого поддерживается специалистами. Существуют специальные центры обработки данных, или ЦОДы, они располагаются в специальных зданиях и помещениях, где находятся все серверы. Вся информация дополнительно резервируется. Это позволяет не допустить полной потери данных. Мобильные операторы используют возможность размещения центров в разных городах и регионах на случай полного отключения электричества в каком-то месте. Также используется так называемая технология Hadoop — инструмент параллельного хранения и предоставления данных», — замечает Мкртич.

Аналитики CNews сделали вывод о постепенном увеличении количества ЦОД на территории России. Так, в 2020 году по сравнению с 2019 их количество возросло на 20%. Рост спровоцирован увеличением объема накапливаемых данных и увеличением количества источников информации. При этом 58% всех дата-центров расположены в Москве.

С января по май 2020 года количество случаев утечки данных мобильных операторов выросло на 38%. Чаще всего утечка происходит по умыслу сотрудников компании. Злоумышленники используют данные не только для мошеннических схем и фишинговых атак, но и для настройки таргетированной рекламы.

Несмотря на статистику, Мкртич Пудеян уверен, что, говоря об утечках данных, важно понимать, что специалисты не позволят легко получить доступ к тем или иным ресурсам. «Любая информация и система, которыми пользуются операторы или сотрудники, а также все данные, запрашиваемые из хранилища, фиксируются, и всегда можно отследить предоставление информации тем или иным сотрудникам. От самого мобильного оператора слив данных маловероятен. Массово разговоры нигде не хранятся. Все телефонные разговоры, которые утекли в сеть, записывались, вероятнее всего, на самом мобильном устройстве пользователями с помощью приложения для записи телефонных разговоров».

Телефонное мошенничество и биллинги

Согласно данным Министерства внутренних дел, в 2020 году количество преступлений, совершенных с использованием мобильной связи, увеличилось на 96% и составило 181 200 зарегистрированных случаев. К ноябрю 2020 число преступлений с банковскими картами выросло почти на 500%. Из-за беспрецедентного роста популярности телефонного мошенничества Министерство цифрового развития планирует создавать специальный центр по борьбе с телефонным спамом.

«Такой вид мошенничества стал популярен из-за нескольких факторов. Во-первых, процесс можно легко автоматизировать, поставив программу автодозвона. Для этого мошеннику достаточно купить номер, специальное оборудование и настроить его так, чтобы автоматически делались звонки всем доступным абонентам. Это приводит к низкой себестоимости процесса — для успешного функционирования нужен только специалист по настройке. Кроме этого, любой бюрократический звонок со странными требованиями воспринимается людьми, особенно старшего возраста, достаточно болезненно и с большим доверием.

У мобильных операторов есть отлаженный процесс по тому, как отлавливать мошенников. Любой абонент, которому поступил подозрительный звонок, может позвонить в колл-центр и написать заявление, рассказав о случившемся. После этого специальное подразделение мобильного оператора по борьбе с мошенничеством блокирует SIM-карту или номер. Если оператор видит, что абоненты массово пожаловались на конкретный номер, с которого звонили мошенники по одной и той же схеме, то оператор заблокирует его. Надо понимать, что процесс похож на борьбу с гидрой: при блокировке одного номера появляются еще несколько, так что борьба с мошенничеством со стороны операторов носит системный и постоянный характер», — рассказывает Мкртич.

К концу 2020 в СМИ участились случаи использования биллингов мобильной связи для написания материалов и расследований. На самом деле, этим методом журналисты пользовались еще давно. В 2018 году стоимость получения информации о звонках и SMS конкретного абонента за месяц стоила от двух до десяти тысяч рублей, а однократное определение местонахождения мобильного — от трех до десяти тысяч рублей. За информацию о пяти ближайших устройствах к телефону абонента на черном рынке просили почти сто тысяч рублей. Предоставлением подобных данных занимаются анонимные бизнесмены-пробивщики. Они связываются с коррумпированными сотрудниками мобильных операторов или с сотрудниками правоохранительных органов и добывают нужную информацию. Также детализацию и биллинг телефонных звонков имеют право запросить силовики, согласно ст. 186.1 Уголовно-процессуального кодекса. Однако такая информация запрашивается через суд и при наличии доказательства того, что данные имеют критически важное значение.

Мкртич подчеркивает, что даже IT-специалист не может просто взять и подключиться к базам данных мобильных операторов из-за серьезного уровня шифрования. «Тем не менее, не исключены ситуации, когда кто-то из сотрудников может физически скачать информацию. Вероятные выгрузки также отслеживаются службой безопасности мобильного оператора».

Источник

Абонент как на ладони: что о вас знают операторы мобильной связи

Федеральными законами, действующими на всей территории России, декларируются тайна связи и защита персональных данных граждан. На практике понятие приватности при общении по телефону весьма условно. Сотовый оператор вполне может знать о своих абонентах, их привычках, поведении гораздо больше, чем их родные и друзья.

Что о своих абонентах знают операторы мобильной связи?

Часть данных абонент передает добровольно. Оператор требует предоставить персональную информацию уже при оформлении абонентского договора, причем не со слов клиента, а на основании документов. В начальную анкету входят следующие данные:

Эти данные формируют карточку клиента. Что и как в ней заполнено, абонент может узнать самостоятельно с помощью личного кабинета. Иногда в анкетных данных бывают ошибки.

Что могут операторы сотовой связи

Важно! Часть данных сохраняется у оператора и после прекращения действия заключенного договора, так как информация о лицевом счете не удаляется.

Какую информацию оператор получает с активных SIM-карт?

Пользуясь мобильным номером, абонент пополняет свое «личное дело» — карточку у оператора. С активных SIM-карт постоянно поступает следующая информация о:

Эти данные автоматически поступают оператору связи при включении и выключении мобильного устройства, а также при перемещении в другую соту. Вручную подобный запрос оператор связи может сделать в любой момент.

Обратите внимание! Доступ к личным данным для консультанта в офисе обслуживания, специалиста call-центра, сотрудника группы по обработке обращений или отдела безопасности разный. Переговоры, SMS, история поиска в браузере рядовым работникам оператора сотовой связи не видна.

Сотрудник офиса обслуживания видит чуть больше, чем сам абонент в личном кабинете. Но даже по этой информации можно сделать определенные выводы об основном круге общения клиента. Особенно если к договору подключены другие номера мобильных телефонов — это, как правило, члены семьи.

Что могут операторы сотовой связи

Консультант call-центра дополнительно видит местоположение активной SIM-карты и модель устройства, в которой она работает. Но самая интересная информация (записи разговоров, архив сообщений, переписки, история интернет-поиска и т.д.) поступает в специализированную базу данных.

Согласно так называемому «закону Яровой» (федеральный закон № 375 от 06.07.2016, действует с 01.07.2018) операторы связи обязаны хранить содержание исходящих звонков и сообщений абонента, а также интернет-трафика 6 месяцев, а его детализацию — 3 года. Их выдают только правоохранительным органам в рамках оперативно-розыскной деятельности (статья 64 федерального закона № 126 от 07.07.2003 «О связи»).

Плохо это или хорошо?

Важно четко понимать, что о тотальной слежке за каждым пользователем мобильной связи речь не идет. На это у оператора сотовой связи не хватит ни времени, ни человеческих ресурсов. В основном информация о передвижениях абонентов, их поведении в интернете и при использовании мобильной связи хранится обезличено в специализированном массиве. Данные о конкретном клиенте вынимаются из подобного архива только по официальному запросу.

Собранная обезличенная информация автоматически сортируется по разным фильтрам. Это позволяет создавать, например, опросные группы или предлагать клиентам выгодные именно для них условия.

Со статистикой перемещений и поведения различных групп абонентов операторы активно делятся, начиная с 2013 года. На основе этих данных формируется городская инфраструктура. Подобная информация помогает понять, где именно население нуждается в дополнительных маршрутах, магазинах, школах. На сегодняшний день ситуация такова, что оператор мобильной связи быстрее узнает о пробках на дороге по скоплению своих номеров в одном месте, чем ГИБДД.

Пример. Яркий пример — отслеживание контактов и перемещений зараженных коронавирусом COVID-19 с помощью данных, передаваемых сотовыми операторами в оперативные штабы по борьбе с инфекцией, Минздрав и правоохранительные органы. Такая схема сотрудничества используется самым активным образом.

Все это социальные проекты. Но статистическую информацию вполне официально покупают банки, застройщики, розничные сети. Для клиентов это часто выливается в спам. Сведения, которые получают спецслужбы, по идее помогает предотвратить террористические угрозы, выявлять потенциально опасных лиц. Но для многих такое вмешательство в частную жизнь неприемлемо. Так что однозначно сказать, что сбор данных об абонентах — это плохо или хорошо, невозможно.

Советы и выводы

Реальность такова, что понятие приватности в плане мобильного и интернет-общения довольно расплывчато. Оператор связи знает о своих клиентах очень многое. И любой его работник в пределах своего доступа может составить «личное дело» того или иного абонента, найдя его по имени, номеру телефона, адресу или другому параметру.

Единственный способ избежать этого — вообще не быть клиентом какого-либо мобильного оператора. Использовать виртуальный номер и выходить в интернет через VPN. Общаться в мессенджерах, не передающих данные о переписке различным государственным органам, например Telegram.

Обратите внимание! Покупать SIM-карту на улице или в ларьках бесполезно. Любой дилер обязан заполнить анкету и отправить ее оператору связи. Номер, зарегистрированный на анонимного абонента, автоматически блокируется через 10 дней после активации.

Можно купить устройство, работающее по спутниковой связи. Подобные устройства поддерживают высокий уровень конфиденциальности, но обходятся пользователям в очень солидную копеечку. Но что делать, если приватность в современном цифровом мире стоит очень дорого.

Пожалуйста, оставляйте ваши мнения по текущей теме материала. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, дизлайки, отклики, подписки, лайки!

Пожалуйста, оставьте ваши мнения по текущей теме статьи. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, подписки, отклики, дизлайки, лайки!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *