что относится к специальным средствам обучения физики

Лекция № 6

Тема: Средства обучения физике

1. Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Понятие и классификация средств обучения физике

2.Школьный физический кабинет и его оборудование

3.Технические средства обучения и их классификация

4.Средства новых информационных технологий

4.1. Компьютеры в как средство обучения физике

4.2. Программно-педагогические средства

4.3. Телекоммуникационные сети как средство обучения физике

5. Новые информационные технологии обучения физике

2. Краткое содержание лекционного материала

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых ученик приобретает знания и умения. В соответствии с одной из возможных классификаций средства обучения делят на вербальные (устная речь, печатные материалы); наглядные (схемы, таблицы, рисунки и пр.); специальные (приборы и устройства); технические (экранные, звуковые, экраннозвуковые). (К классификации даются необходимые пояснения).

Краткая история развития кабинетной системы в российской школе. Помещение и основное оборудование школьного физического кабинета. Размещение компьютеров в школьном физическом кабинете. Рабочее место ученика и учителя.

Под техническими средствами обучения (ТСО) понимают совокупность специальных технических устройств и специальных дидактических материалов к ним. Аппаратная часть традиционных ТСО включают звуковые, экранные и экранно-звуковые средства; дидактическая часть диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы, магнитофонные записи и др. К современным ТСО относят видеопроектор, специальный экран, персональный компьютер, видеокамеру, видеомагнитофон и т.п. Эти средства объединены в систему, называемую автоматизированный комплекс преподавателя (АКП). Дается характеристика всех элементов системы, рассматривается их расположение в кабинете физики.

Компьютер в курсе физики выступает в роли и средства обучения, и предмета изучения. В качестве средства обучения он позволяет учащимся выполнять задания, моделировать явления реального мира. В качестве предмета изучения компьютер используется в связи с изучением методов исследования в современном естествознании и в связи с изучением физических явлений и законов. У учащихся формируют представление о том, что основным направлением использования компьютера в физике является моделирование физических явлений и работа компьютера в соединении с экспериментальными установками для управления экспериментом, получения экспериментальных данных и их обработки (в этих направлениях компьютер используется и в учебном эксперименте, соответственно у учащихся должны быть сформированы соответствующие умения, а учитель должен быть готов к их формированию и владеть соответствующими методиками).

Программно-педагогические средства (ППС) по физике имеют разное дидактическое назначение: обучение решению задач, контроль знаний учащихся, моделирование явлений и процессов и т.п. В последнее время разрабатываются так называемые электронные учебники, соединяющие иллюстративный материал, информационный, справочный, видеоматериал, задачи, тесты. ППС могут использоваться для организации как индивидуальной, так и групповой и коллективной работы учащихся. На лекции называют основные ППС по физике.

Целью создания телекоммуникационной сети является обеспечение возможности информационного обмена учителей и учащихся; индивидуализации работы учащихся, оказания ему своевременной помощи и поддержки. Для реализации информационной поддержки могут проводиться телеконференции по определенным темам. В частности, возможно выполнение учащимися разных школ (и даже школьниками из разных стран) исследований (проектов) с обменом информацией и итоговым обсуждением результатов.

Использование НИТ обучении физике влияет на все элементы методической системы. и способствует реализации компетентностного подхода в обучении. К традиционно задаваемым целям обучения добавляются такие, достижение которых без компьютера затруднено или невозможно. Например, использование НИТ позволяет не только формировать у учащихся модельные представления, но и умения моделировать явления и формировать умения выполнять модельный эксперимент; компьютерный эксперимент позволяет в ряде случаев формировать у учащихся исследовательские умения более эффективно, чем реальный, поскольку обеспечивает широкие возможности варьирования условий эксперимента; позволяет развить у учащихся информационную и коммуникативную компетентности. Соответственно целям обучения меняется и содержание, в него включается, например, формирование у учащихся таких понятий, как модель, моделирование; выполнение нетрадиционных исследований. Появляется большее разнообразие в организационных формах обучения. В частности, можно организовать достаточно эффективную групповую работу учащихся не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

3. Учебные наглядные пособия, используемые на лекции

1. Схема, отражающая классификацию средств обучения физике (слайд презентации).

2. Схема школьного физического кабинета (слайд презентации).

3. Схема, отражающая классификацию аппаратной части технических средств обучения физике (слайд презентации).

4. Схема, отражающая классификацию дидактической части технических средств обучения физике (слайд презентации).

5. Схема, отражающая автоматизированный комплекс преподавателя (слайд презентации).

6. Средства обучения, включая технические средства обучения.

7. Примеры модельного компьютерного эксперимента (например, «Опыт Резерфорда»).

8. Пример компьютеризированного физического эксперимента (например, закон Ома для участка цепи).

9. Схема, содержащая перечень ППС по физике (слайд презентации).

10. Планы 2-3-х уроков с использованием НИТ.

Источник

Статья на тему «Современные средства обучения на уроках физики»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Ягавкин Сергей Геннадьевич,

учитель физики ГБОУ ООШ с Старая Кармала

м.р.Кошкинский Самарской области

Цель обучения физике: формирование научных знаний в области естественных наук, понятий, законов, современной физической картины мира; формирование экспериментальных умений и навыков, знакомство с основными направлениями научно-технического прогресса. В результате обучения физике учащийся должен не просто освоить школьную программу, а научиться самостоятельно приобретать и применять знания в любой ситуации.

Учитывая перспективы развития общества, одним из стратегических направлений развития современной школы является ее информатизация. Информатизация школы может стать не просто процессом перехода к новым средствам обучения и управленческой деятельности, а ведущим фактором развития образовательного учреждения. Информацию по любой теме ребенок может получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью компьютера.

Сформулируем основные цели информатизации школьного физического образования:

• развитие личности ученика, подготовка к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие коммуникативных способностей посредством выполнения совместных проектов; формирование умений принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в работе с программами-тренажерами); навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами);

• интенсификация процесса обучения физике за счет активизации познавательной деятельности

Основная цель использования информационных технологий на уроках физики заключена в способствовании максимального развития учащихся, формировании целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной деятельности, творческому развитию личности.

Для использования ИКТ в образовательном процессе в нашей школе созданы все необходимые условия. Кабинет физики оснащён 12 ноутбуками для учеников и автоматизированным местом учителя с выходом в Интернет, а так же мультимедийным проектором, экраном.

Применение в преподавании физики информационных технологий позволяет мне более успешно решать следующие задачи:

— р азвивать образное мышление учащихся благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;

— воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;

— разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.

Решение этих задач становится возможным вследствие использования электронных средства обучения и Интернет – ресурсов:

2. «Открытая физика», ООО «Физикон».

3. «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория»

4. «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС), ФЦИОР.

5. Образовательный комплекс «Физика. Библиотека наглядных пособий. 1С: Образование»

На своих уроках использую следующие способы применения информационно-коммуникационных технологий:

компьютерное моделирование изучаемых физических процессов;

использование сетевых технологий для общения между преподавателями и обеспечения удаленного доступа учащихся к полезной информации;

лабораторно – компьютерный практикум;

решение задач в электронной таблице Excel ;

компьютерные демонстрации и тестирование;

привлечение наиболее способной части учащихся к разработкам электронных средств информационной поддержки обучения физике.

Понятие «информационная технология обучения» предметам, включая физику, основано на широких возможностях вычислительных средств и компьютерных сетей, и позволяет вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных обучающих программах.

1.Интеллектуальные обучающие системы (ИОС)

Возрастание возможностей компьютеров стимулировало развитие нового направления в информационных технологиях обучения – создание интеллектуальных обучающих систем. Этот подход базируется на работах в области искусственного интеллекта, в частности теории экспертных систем – сложных программ, манипулирующих специальными, экспертными знаниями в узких областях предмета. 2. Электронный учебник физики

В нём размещаются различные виды экранно-звуковых средств, приспособленных для использования с помощью компьютера. В них предлагаются демонстрации заданий для фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домашней самостоятельной работы. Все это создает условия для реализации дифференцированного подхода к обучению физике.

3. Интернет технологии в физическом образовании

Новый импульс информатизации физического образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, представляют для обучения физике широчайшие возможности.

1. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А.Использование Microsoft Office в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА-пресс, 2003.

2. Кавтрев А. Ф., Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе. «Дипломат», Сб. РГПУ им. А. И. Герцена «Физика в школе и вузе», Санкт-Петербург, Образование, 1998.

3. Львовский М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютера. // Информатика и образование — М.1999, № 5.

4. Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах// Информатика и образование- М.: 2000- №1.

5. Усова А.В., Бобров А.А.Формирование учебных навыков на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.

6. Хорошавин С.А.Физический эксперимент в средней школе: 6-7 кл.-ил.: Просвещение. 1988.

7. Шоломий К. М., Психология и компьютер, //Информатика и образование,1999,№ 6.

Источник

Средства обучения физике

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится.

К средствам обучения относятся: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.; раздаточные и дидактические материалы; технические средства обучения (устрой­ства и пособия к ним); приборы и т.д.

Средства обучения делятся на:

— Печатное слово: учебники, задачники, дидактические материалы.

Средства обучения размещаются в школьном физическом ка­бинете.

ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ

1.1. Помещение и основное оборудование школьного физического кабинета

Разные школы имеют различные школьные физические каби­неты.

В малокомплектных школах обычно объединяют в одном по­мещении кабинеты физики и химии. Это обычный ученический класс, но с демонстрационным столом, ученическими лабораторными столами, со шкафами, где сосредоточено оборудование по физике и химии.

В школах старых построек кабинет физики со­стоит обычно из двух смежных помещений: класса-лаборатории и лабораторной комнаты.

В такого типа школах все виды занятий (уроки, лекции, семинары, контрольные работы, фронтальный эксперимент и физический практикум, конференции) проводятся в классе-лаборатории. Физическое оборудование в основном размещается в лаборантской комнате; в этой же комнате учитель обычно гото­вится к урокам

Описанный вид школьного физического кабинета в российских школах является самым распространенным.

В последние годы в школах, в гимназиях, лицеях и колледжах под кабинет фи­зики выделяются три помещения: класс-аудитория, класс-лабора­тория и лаборантская комната.

Класс-аудитория оборудуется всеми современными техниче­скими средствами, включая компьютеры, датчики различных ве­личин, экраны, видеотехнику, лазерную указку и т.п. Особо важно сочетание компьютерной техники и видеотехники, что открывает большие перспективы в обучении учащихся физи­ке.

В классе-лаборатории проводятся все лабораторные занятия (фронтальные и физический практикум), а также все внеклассные мероприятия.

1.2. Основные типы школьных физических приборов

Материальной основой школьного физического эксперимента являются учебные приборы по физике. По целям и условиям про­ведения все опыты, проводимые в физическом кабинете, делят на демонстрационные, фронтальные (проводятся при выполнении лабораторных работ) и опыты физического практикума (выпол­няются учениками при проведении этого вида занятий). В соот­ветствии с этим все приборы также подразделяют на три типа: демонстрационные приборы, лабораторные приборы, приборы физи­ческого практикума.

Особенности конструкций приборов каждого типа в полной мере отражают специфику этих видов эксперимента. Так, демон­страционные приборы отличаются большими размерами, что не­обходимо для обеспечения видимости наблюдаемого явления с расстояния 8-9 м.

Для обеспечения максимальной выразительности опыта уста­новка собирается из минимально необходимого числа приборов. Отсюда требование к высокой универсальности и унификации де­монстрационного оборудования.

Чтобы учитель мог собирать установки непосредственно в хо­де урока, приборы и их отдельные части должны просто и надеж­но крепиться и соединяться друг с другом, иметь согласованные характеристики.

Надежность демонстрационной установки достигается безот­казной работой приборов, из которых она собрана, и грамотным обращением с ними. Поэтому демонстрационный прибор должен иметь достаточно большой срок службы, допускать быстрое устранение мелких не­поладок.

Фронтальный лабораторный эксперимент начинают приме­нять еще тогда, когда у учеников нет достаточного опыта работы с оборудованием, их практические умения, необходимые для сборки экспериментальных установок, только начинают форми­роваться. Поэтому лабораторные приборы должны иметь воз­можно более простую конструкцию, повышенную степень защиты от возможных травм (поражения током, реактивами, ожогов, по­резов) и невысокую стоимость.

В зависимости от уровня подготовки учеников темп выполне­ния лабораторной работы, как правило, оказывается разным. Для создания всем учащимся нормальной рабо­чей обстановки следует использовать лабораторные приборы, не требующие специальных условий для их работы.

Поскольку лабораторная установка собирается на учениче­ском столе, лабораторные приборы должны быть как можно более ком­пактными.

Чтобы обеспечить проведение лабораторной работы фрон­тально, т.е. одновременно всем классом, необходимо иметь лабо­раторные приборы каждого вида в количестве, соответствующем числу столов в классе.

Физические практикумы проводятся после того, как учащими­ся накоплены достаточные знания и они могут разбираться в фи­зических явлениях, применять более сложные приборы, обосно­вывать целесообразность их использования для данного опыта, ориентируются в методах измерений физических величин и расче­тах погрешностей.

Для проведения практикума класс делят на группы по 2-3 че­ловека.

За один урок прак­тикума в классе выполняются по две-три одинаковые работы. Это означает, что для практикума требуется не более трех приборов каждого вида.

Поскольку лабораторный эксперимент в физическом практи­куме значительно сложнее, то и приборы для его проведения должны быть более совершенными, а следовательно, более слож­ными и дорогими.

Более полно описать и конкретизировать особенности учебных физических приборов можно, если выделить в каждом типе прибо­ров отдельные группы, исходя, например, из той функции, которую выполняет прибор в установке. В классификации учебного обору­дования. предложенной известным методистом Л.А. Покровским, среди приборов каждого типа выделены такие группы: измери­тельные приборы, приборы для изучения или объяснения явлений и устройств и вспомогательные приборы. К группе вспомогатель­ных приборов по этой классификации относятся и источники электропитания.

Измерительные приборы демонстрационного типа в целях сокращения их общего числа выполняют, как правило, многопредельны­ми. Чтобы облегчить считывание показании, эти приборы делают одношкальными или со сменными шкалами.

Лабораторные измерители этого типа выполняются одношкальными и однопредельными. Для уменьшения вероятности ошибки в определении показаний шкалы делаются равномерными. Рабочее положение этих измерителей, как правило, горизонтальное.

Измерительные приборы, предназначенные для работ физиче­ского практикума это много­шкальные, многопредельные приборы, в которых можно встре­тить как равномерные, так и неравномерные шкалы. Среди таких приборов много универсальных, т.е. таких, которые могут изме­рять несколько различных физических величин (ампервольтом- метр, счетчик-секундомер и др.).

Приборы для наблюдения и изучения физических явлений и уст­ройств в демонстрационном исполнении могут предназначаться для показа одного опыта (например, трубка Ньютона) или не­скольких демонстраций по какой-то теме или разделу курса физи­ки. В последнем случае прибор представляет собой набор или комплект из различных деталей.

При невозможности непосредственного наблюдения за из­менением состояния объекта изучения прибор должен иметь устройства, обеспечивающие такое наблюдение (например, у прибора для наблюдения за тепловым расширением имеется специальное кольцо).

Если объект изучения требует перед опытом специальной под­готовки, то в комплекте прибора должно быть соответствующее приспособление (например, к свинцовым цилиндрам прилагается струг для зачистки их торцов).

Приборы одноименной группы, предназначенные для фронтального эксперимента, используются, как правило, для выполне­ния какой-нибудь одной лабораторной работы. Эти приборы имеют простую конструкцию, принцип их действия должен быть понятен учащимся.

Приборы этой группы, используемые в физическом практику­ме, по конструкции более универсальны и могут иметь многоце­левое назначение. Примерами приборов этой группы могут служить универсаль­ный трансформатор, комплект по ме­ханике для практикума.

Вспомогательные приборы для демонстрационных установок не должны привлекать внимание школьников, для чего их корпуса окрашиваются в нейтральные тона. Они обладают повышенной устойчивостью. При работе эти приборы не должны создавать шума, вибраций, другие побочные эффекты.

Большинство демонстрационных источников электропитания имеют индикаторы выходного напряжения и позволяют плавно регулировать его в заданных пределах. У каждого источника есть несколько выходных гнезд, что позволяет получать от него раз­личные виды напряжений.

Лабораторные источники питания являются нерегулируемыми и обеспечивают получение от них только одного значения напря­жения.

Источники питания для работ физического практикума комбинированные, обеспечивают работы практикума как перемен­ным, так и постоянным напряжением. Выходное напряжение этих источников можно регулировать плавно или ступенчато.

Источник

Публикация на тему: «Использование современных технических средств обучения по физике в условиях введения ФГОС»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Использование современных технических средств обучения по физике в условиях введения ФГОС

учитель физики первой квалификационной

категории МБОУ «Красносельская СШ»

В условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения существенно меняется «роль» учителя и ученика на уроке. Ученик из пассивного наблюдателя и слушателя становится активным, самостоятельно ищущим ответы на поставленные вопросы. Задача учителя так построить и организовать урок, чтобы ученик стал его активным участником. В связи с этим одной из задач преподавания физики в школе является повышение эффективности обучения, усиление интереса учеников к изучаемому материалу, повышение их творческой и интеллектуальной самостоятельности.

Для решения этой задачи необходимо использование компьютера и интерактивной доски как инструмента учебной деятельности, что даёт возможность максимально приблизить процесс обучения к реальному познанию окружающего мира и позволяет наблюдать многие ранее недоступные процессы; формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, самостоятельного составления обучающих программ и презентаций; воспитывать творчески активную личность, обладающую современным мышлением. [1]

На уроках физики компьютер выполняет следующие функции:

Демонстратора физических явлений и процессов при объяснений нового материала. Методы физического моделирования позволяют воссоздать на компьютере всевозможные природные явления.

Средства закрепления материала при выполнении учащимися лабораторных и практических заданий. Это достигается путём использования компьютера как измерительного прибора. Компьютер – это радиосхема, предназначенная для анализа и обработки сигналов, которые можно подавать на внешние порты компьютера с учебных приборов и тогда он измерит температуру, время, скорость, напряжение, ток и сам же обработает полученную информацию.

Средства обработки результатов эксперимента, проводимого учениками. Специальные компьютерные программы позволяют сделать этот процесс быстрым и наглядным.

Средства по составлению программ и презентаций по различным разделам физики.

Средства контроля знаний, умений и навыков учащихся.[2]

Например, на уроке в 7 классе по теме «Условия плавания тел» компьютер выступает наряду с физическим экспериментом средством для демонстрации процессов погружения и всплытия рыб, подводной лодки. Моделирование в данном случае позволило рассмотреть данные процессы непосредственно с расстановкой сил при различных условиях. Всё это способствует наилучшему восприятию и пониманию изучаемого материала, а также вызывает живой интерес при закреплении, побуждает ребят к самостоятельному поиску ответов на различные вопросы.

Применение компьютера помогает проводить уроки- семинары по обобщению, систематизации и закреплению учебного материала. Особенно хорошо это получается в старших классах по темам «Механика», «Электростатика», «Электромагнитные колебания и волны».

При проведении семинара по теме: «Шкала электромагнитных излучений» в профильном 11 классе (технологический, вариант 2) была выполнена большая подготовительная работа. Тема семинара и вопросы к нему были объявлены за месяц, чтобы каждый ученик мог выбрать заинтересовавший его вопрос. В результате образовалось 7 творческих групп (по количеству видов излучений). Каждый ученик при подготовке к семинару, общаясь с учителем и работая с дополнительной литературой, углублял свои знания и имел возможность самовыражения.

Одним из видов выступлений наряду с традиционными (доклад, эксперимент, выпуск газеты) ребята выбрали: компьютерные презентации, что способствовало развитию умения обобщать изученный материал; тезисные доклады, развивающие умение отбирать материал и выделять главное; доклад с компьютерными иллюстрациями, что несомненно привлекло внимание учащихся и разнообразило урок.

Компьютер неоднократно на уроках физики выступал и как средство контроля:

Промежуточного, в виде таблицы, которую по ходу урока заполняли учащиеся и сверяли свои записи с компьютерной версией.

Итогового, в виде тестов по обобщенному материалу.

Результаты компьютерного тестирования показали, что качество знаний в 11 классе по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 12%. Кроме этого, возросла учебная мотивация учащихся к урокам физики. Ребята с удовольствием готовят доклады, выполняют индивидуальные задания, участвуют в исследовательской работе, применяя компьютерные технологии. Нельзя забывать, о том, что по гигиеническим нормам использование компьютера на уроке ограничено по времени. СанПины по классам

В 2009-20010 учебном году учащиеся выполнили исследовательскую работу «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», получившую высокую оценку на районном конкурсе исследовательских работ.

Использование интерактивного оборудования на уроках физики и математики, позволяет выработать индивидуальные образовательные траектории учащихся, повышает эффективность учебного процесса и взаимодействия ученик – учитель, дает возможность получать своевременную информацию об усвоении предмета в режиме реального времени. Расширяет возможности для наверстывания пропущенных занятий и для дополнительного образования, стимулирует интерес учащихся к предмету.

Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. Комментарии учителя в сочетании с качественной визуальной информацией, музыкальным сопровождением, элементами анимации и интерактивными заданиями обеспечивают условия для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений обучающимися, повышают их интерес к учебе. Интерактивная доска SMART Board стала замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности, помогая делать процесс обучения более ярким и динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», более эффективно осуществлять «обратную связь».

Проанализировав возможности и ресурсы ПО, я заметила, что даже фрагментарное использование ИД на уроке эффективно. Наибольший интерес у учащихся вызывают такие возможности использования интерактивной доски, как новизна изложения материала, опыты, демонстрация и эксперимент. Появилась возможность в реальном времени наносить на проецируемое изображение различные пометки, создавать и перемещать объекты, изменять последовательность страниц, вносить любые коррективы и сохранять их для дальнейшего редактирования, печати на принтере или рассылки по электронной почте. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.

Несомненно, что применение компьютера помогает и учителю при ведении документации, проверке рабочих тетрадей, написании конспектов, лекций и рабочих планов, значительно экономя время.

Таким образом, с использованием компьютера решается задача повышения эффективности обучения на уроках физики, усиления интереса к изучаемому материалу, развития творческих способностей учащихся.

1. Смирнов В.К. Об информатизации учебно-воспитательного процесса в лицее.// Педагогическое обозрение №3 2003 –с 153-156

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *