что подразумевает рекреационное направление оздоровительной физической культурой
ЗНАЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рекреационные потребности человека – социально-экономическая категория, меняющая свое содержание в зависимости от уровня развития производительных сил и характера производственных отношений, а также более конкретных факторов (возраст, профессия, интересы и др.). [2]
В таких условиях пассивный отдых уже не обеспечивает полноценного восстановления трудоспособности человека. Актуальность оздоровительно-рекреативной физической культуры (ОРФК) обусловлена необходимостью обеспечить полноценное послерабочее восстановление. Известно, что специфический характер производственного утомления предъявляет повышенные требования к качеству и содержанию восстановительных процедур. Поэтому существует необходимость широкого вовлечения населения в занятия ОРФК по месту жительства и массового отдыха. [5]
В последние годы завоевали широкую популярность различные формы активного отдыха на лоне природы – на базах отдыха предприятии и учреждений, загородных зонах отдыха, на пляжах и в парках культуры. Их используют не только для проведения отпуска, но и для кратковременного отдыха в конце недели, а также для проведения занятий физическими упражнениями (утренняя гимнастика, бег) в утренние часы перед работой или после рабочей смены. И поэтому правильная организация физкультурно-оздоровительной работы путем применения различных средств и методов ОРФК в местах массового отдыха трудящихся и членов их семей приобретает особую значимость. [5]
ОРФК как общеоздоровительное направление ОФК имеет свою предметно-целевую функциональную направленность в определенной сфере жизнедеятельности человека – сфере свободного времени. [3]
ОРФК как вид физкультурной деятельности – это не столько физический, двигательный способ существования живого существа, сколько способ всестороннего развития и совершенствования человека, личности. Поэтому, прежде всего в ее основе лежит сознательное, научно организованное неоднократное применение движений и действий, соответствующих задачам определенного вида физического развития. [3]
Поэтому, прежде всего в ее основе лежит сознательное, научно организованное неоднократное применение движений и действий, соответствующих задачам определенного вида физического развития. [3]
Задачи оздоровительно-рекреативной физической культуры
Способствовать повышению, восстановлению и поддержанию функциональных возможностей человека;
Улучшению физической подготовленности;
Увеличению адаптационного резерва основных систем организма, полноценному отдыху за счет переключения видов деятельности.
Однако вплоть до настоящего времени отмечается недостаток внимания к собственно содержательным и методическим аспектам выбора и использованию различных по направленности средств физической культуры в процессе оздоровительно-рекреативных занятий. [3]
Задачами ОРФК по месту жительства и массового отдыха населения являются:
Реклама форм и видов ОРФК.
Привлечение максимального числа трудящихся и учащейся молодежи к систематическим занятиям ОРФК.
Воспитание положительного отношения и приобщение к здоровому образу жизни.
Сдача нормативов комплекса «Здоровье».
Воспитание прикладных навыков и умений. [2]
В целях координации и руководства ОРФК по месту жительства при соответствующих городских (районных) комитетах по физической культуре и спорту могут быть созданы общественные советы по ОРФК, основными задачами которых будет являться:
-содействие в создании условий для организации и проведения мероприятий по оздоровлению населения средствами физической культуры, а также для организации активного досуга;
организация широкой пропаганды ОРФК;
осуществление систематического контроля над состоянием работы по ОРФК в жилищно-эксплуатационных организациях;
внедрение новых форм и методов ОРФК. [2]
Оздоровительно-рекреативная физическая культура- это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). [7]
Структурными компонентами и элементами (видами)оздоровительно-рекреативной физической культуры являются:
физкультурно-оздоровительные занятия и занятия спортом для здоровья;
нетрадиционные средства оздоровления;
массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. [2]
Совокупность разнообразных физических упражнений, имеющих конкретные предметные формы проявления-виды спорта циклического и ациклического характера. Их предметно-целевой направленностью является улучшение физического, функционального состояния, укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических, двигательных и психических качеств занимающихся. К циклическим видам спорта, используемым в ОРФК, относятся: оздоровительная ходьба и бег, туризм, спортивное ориентирование, плавание, ходьба на лыжах, велоспорт, гребля и другие. К ациклическим видам спорта относятся: футбол, волейбол, баскетбол, теннис, настольный теннис, городки и др. [6]
Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, состязательная и игровая деятельность, участники которой с учетом пола, возраста и подготовленности имеют примерно равные возможности активного отдыха, эмоциональной разрядки, двигательной нагрузки и достижения двигательного результата в доступных им упражнениях (Я.Р. Валькин, Т.М. Каневец). К ним относятся: спартакиады, соревнования по видам спорта, дни здоровья, физкультурно-оздоровительные праздники, фестивали, конкурсы, подвижные игры, эстафеты и аттракционы, «поезда здоровья» и др. Методическими особенностями организации и проведения, массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий является специальный набор состязательных упражнений, сложность и протяженность дистанции, вес используемых снарядов, продолжительность и интенсивность выполнения упражнений. [6]
К дополнительному виду ОРФК относятся процесс и результат использования медико-биологических, естественно-природных и психологических средств оздоровления: научно обоснованные приемы воздействия на организм человека физического, психологического и функционально-биологического характера. Они включают в себя биомеханическую стимуляцию, общий и профилированный массаж, общее и профилированное закаливание, психологический треннинг, гидробальнеопроцедуры. Методическими особенностями их применения являются: соответствие выбранных средств профессиональной специфике занимающихся, их состоянию здоровья, оптимальное сочетание холодовых и тепловых нагрузок, время применения в процессе режима труда и отдыха. [6]
Рассмотренные виды ОРФК взаимодополняют друг друга и представляют собой различные стороны единого оздоровительно-рекреативного процесса, оптимизации жизненно важных свойств и качеств человека. [6]
Основополагающим признаком возникновения и функционирования ОРФК и ее физкультурно-рекреативной деятельности является предметно-целевая направленность, которая и определяет особенность ее видов. [6]
К функциям ОРФК по преобразованию социальной природы человека относятся:
удовлетворение потребностей в развлечении, состязательности, эмоциональной разрядке;
развитие творческих способностей и самоактуализации;
удовлетворение потребности в эстетике фигуры, движений, развитии эстетических чувств;
развитие и поддержание коммуникативных качеств и новых социальных контактов;
развитие нравственных качеств и формирование нравственного сознания;
развитие здравообеспечивающих интересов, формирование физкультурно-оздоровительной мотивации;
обеспечение современными знаниями по формированию физкультурной активности и здорового образа жизни. [3]
К функциям ОРФК по преобразованию биологической природы человека относятся:
адаптация организма человека к воздействию природной среды;
организация активного отдыха и досуга;
оптимизация двигательного режима;
развитие и поддержание физических качеств, двигательных умений и навыков;
повышение и поддержание физического развития и физической подготовленности;
физическое и психоэмоциональное восстановление после труда и учебы;
сохранение трудового потенциала и творческого долголетия;
формирование физкультурной активности и ведение здорового образа жизни. [3]
Своими функциями ОРФК посредством физкультурной деятельности опосредованно влияет на производительность труда, качество учебы, эффективное развитие и функционирование личности, социальных групп, общества в целом. Общекультурный ее аспект связан с политической, социальной и духовной сферами их жизнедеятельности. [3]
ФИЗКУЛЬТУРНО – РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Физкультурно-рекреационная деятельность – это организуемая по собственной инициативе, доступная, добровольно осуществляемая двигательная деятельность, характеризующая отсутствием жестко нормативной регламентации, самостоятельностью в выборе форм и способов ее осуществления. Она также не требует создание особых пространственно-временных условий ее существования. [1]
Следует отметить, что постановка и разработка проблемы физической рекреации не обязательно жестко связана с двигательной деятельностью, использованием физических упражнений. Физические упражнения реализуют механизмы развития и поддержания телесно-двигательных качеств человека как таковых, безотносительно к тому, как и зачем, с какой целью они используются. Это позволяет отличать физическую рекреацию от физического воспитания, спорта и других видов физической культуры, где физические упражнения служат одним из основных их средств. Двигательная деятельность может проявляться в разных модификациях и в других сферах жизни человека: труде, быту и т.д. и служит естественной жизненно необходимой потребностью человека, его объективной «данностью». В рамках физической рекреации она является важным ее элементом, одной из основных ее категорий.
Физкультурно-рекреационная компетентность – это интегральная характеристика личности специалиста по физической культуре, выраженная в знании теоретических основ о способах и формах физической рекреации, о ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности, о способах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности, в готовности к практическому применению полученных знаний, осознании приоритетов задач по восстановлению и укреплению здоровья человека, приобщения к здоровому образу жизни и значимости физкультурно-рекреационной деятельности. [5]
Частные задачи физкультурной рекреациивесьма разнообразны и зависят отличных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:
Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5–15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.
Перемена вида и характера деятельности. Например, это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом – смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого
Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.).
Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса являются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения.
Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции так же является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции.
Многим видам физкультурной рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. [2]
Физкультурная рекреация имеет ряд несомненных преимуществ: она доступна людям любого возраста от детей до людей пожилого возраста; она не имеет жесткой регламентации по времени (можно заниматься в любое время суток, начиная с раннего утра и до позднего вечера), по продолжительности (можно заниматься в течение 5-10 минут и до нескольких часов), по месту занятий (в квартире, в зале, на площадке, в лесу и т. п.), по составу занимающихся (индивидуально, вдвоем, группами, командами и т. п.). Физкультурная рекреация, представляя собой важный вариативный, не регламентированный вид физической активности, тем не менее, предполагает необходимость соблюдения ряда жестких правил и требований к проведению занятий (педагогический и медицинский контроль, самоконтроль, соответствие нагрузки и отдыха полу, возрасту, степени физического развития и адаптационных возможностей каждого занимающихся, консультации со специалистами и т. п.). Оздоровительно-рекреационные занятия, проводимые на природе, дают радость общения с ней, наслаждения, формирования положительных эмоций в высшей степени благотворно действуют на психику и интеллект. В процессе занятий расширяются границы самообразования, эрудиции, познания, а также широко используются соревнования на уровне рекреационного спорта. Таким образом, занятия рекреативной направленности повышают уровень физической культуры личности и культуры личности в целом. [3]
Основными формами занятий физическими упражнениями взрослых в рекреации являются: гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, теннис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард) и т.п.
Все виды и формы физической рекреации осуществляются на дому, в спортзалах, бассейнах, клубах, местах отдыха, на производственных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.
Людям старшего и пожилого возраста следует уделить больше внимания дыхательным упражнениям, локомоциям, быть предельно осторожными с упражнениями, связанными с наклонами, резкими движениями, вращениями. Продолжительность бега может быть от 5 до 30 мин, расстояние от 1 до 5 км. При появлении одышки упражнения следует немедленно прекратить и восстановить нормальное дыхание или обратиться к врачу.
Одна из главных задач физической культуры в пожилом и старческом возрасте – сдерживание старения, процессов инволюции в организме, создать основы для нормальной, активной по возрасту деятельности человека.
Для пожилых людей весьма важно сохранить и проявлять доброжелательность, положительные эмоции, «держать себя в руках», не поддаваясь пессимизму, который возникает из-за недугов, частичной потери общения, неустроенности жизни. Необходимо беречь родственные связи и друзей, коллег, бороться с чувством одиночества, отчужденности. [4]
Вывод
Именно осознанная потребность в двигательной активности может рассматриваться «истинным мерилом богатства общества», потому что позволяет заниматься культурным самосовершенствованием, любимым делом индивидуально, в интересах собственного интеллектуального и физического развития, общения с людьми, литературой, музыкой, искусством и т. п. Самоорганизация времени досуга, борьба за эффективное его использование в итоге ведет к раскрытию потенциальных умственных и физических способностей человека. [3]
Список литературы
Махмутгири А.Э. Об уточнении понятия физкультурно-рекреационная деятельность [электронный ресурс]. – URL. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/ob-utochnenii-ponyatiya-fizkulturno-rekreatsionnaya-deyatelnost
Пружинин, К. Н. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования: учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов / К. Н. Пружинин, М. В. Пружинина. – Иркутск: Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2011. – 120 с.
Теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры
Понятие оздоровительно-рекреативной физической культуры. Формы реабилитационных занятий. Особенности оздоровительной тренировки и её отличие от спортивной. Показатели работы сердечно-сосудистой системы. Основные правила занятий физической культурой.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.09.2014 |
Размер файла | 18,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры»
Основными видами рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, бадминтон и другие физкультурно-спортивные развлечения.
По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными или групповыми (семья, группа по интересам и т. д.).
Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжения кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов.
В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.
Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:
1) группы ЛФК при диспансерах, больницах
2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т. д.
3) самостоятельные занятия
Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.
Для того чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил (Н.М. Амосов, И.В. Муравов, 1985).
2. Разнообразие применяемых средств. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно всего 7—12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, плавание, ритмическая гимнастика и др.
3. Систематичность занятий. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма. В качестве примера в таблице 1 показаны эффекты влияния физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему.
Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб.
Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс.
Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5—б см. Затем снова сосчитать пульс.
Важным показателем, характеризующим функцию сердечнососудистой системы, является уровень артериального давления (АД), который измеряется специальными приборами. На уровень АД влияют масса и рост, возраст, ЧСС, характер питания, занятия физическими упражнениями.
Следует отметить, что только комплекс самых разных показателей может достоверно характеризовать состояние здоровья и тренированности организма. Поэтому всем занимающимся оздоровительной физической культурой необходимо проходить минимум 2 раза в год врачебный контроль и вести дневник самоконтроля.
оздоровительный реабилитационный физическая культура
Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Гален в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «. Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7- 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества (Г.А. Кураев).
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, Г.Л. Апонасенко, В.К. Бальсевич, Э.Г. Булич, И.И. Брехман, А.А. Виру, Л.П. Матвеев, Р. Е. Мотылянская, И.В Муравов, Л.Я. Иващенко, I. Astrand, J.N. Wilmore и многие другие), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.
Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:
1. средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
2. физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;
3. в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.
Плавание. Оздоровительное значение плавания состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека, повышающего сопротивление организма воздействию температурных колебаний и простудных заболеваний. Занятия плаванием устраняют нарушение осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц (особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног), играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Ходьба на лыжах. Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Именно к таким упражнениям относится передвижение на лыжах.
Прыжки со скакалкой укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, они способствуют развитию силы и выносливости мышц ног. Для того чтобы добиться аэробного тренировочного эффекта, необходимо прыгать не менее 15 мин за тренировку, не менее 3 раз в неделю. Если ставится целью избавление от лишнего веса, то необходимо прыгать безостановочно в течение 30 мин.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Значение и роль физической культуры в жизни инвалидов. Исследование средств и методов системы физического воспитания при работе с инвалидами. Рассмотрение организации занятий адаптивной физической культурой для инвалидов с психическими патологиями.
курсовая работа [45,8 K], добавлен 24.05.2015
Представление о сколиотической болезни. Диагностика и классификация сколиозов. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. Виды и степени сколиоза. Комплекс упражнений для занятий в специальных медицинских группах со сколиозом.
курсовая работа [54,8 K], добавлен 21.03.2012
Понятие о детском церебральном параличе, формы и характеристика заболевания. Воздействие игровых форм занятий лечебной физической культурой на детей с церебральным параличем. Тестирование основных двигательных навыков детей с церебральным параличем.
курсовая работа [210,2 K], добавлен 18.04.2018
Анатомо-морфологические особенности женского организма. Этиопатогенез, клиника и классификация воспалительных заболеваний женских половых органов. Механизм лечебного действия физических упражнений. Задачи, средства, методика лечебной физической культуры.
курсовая работа [698,5 K], добавлен 25.05.2012
Изучение функционального состояния сердца и сосудов в связи с мышечной деятельностью. Анализ динамики морфологических и функциональных изменений сердца и сосудов студентов факультета физической культуры и спорта. Увеличение средних показателей давления.
статья [17,2 K], добавлен 18.07.2013