что подразумевается под проектной деятельностью
Основные понятия проектной деятельности
Лекция по индивидуальному проектированию о понятиях, что такое индивидуальный и проект и исследовательская деятельность. Отличия. Оформление проекта
Просмотр содержимого документа
«Основные понятия проектной деятельности»
1. Основные понятия проектной̆/исследовательской деятельности обучающихся
1.1. Понятие Проект включает в себя:
замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического и практического продукта;
программа и план действий̆, направленных на создание нового продукта;
творческая деятельность по реализации замысла, результатом которой̆ является произведенный̆ продукт.
1.2. Типы ученических проектов:
Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой̆, исследовательской̆ проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Результатами таких исследований могут быть:- конкретный̆ продукт (новая деталь, новый̆ прибор и пр.)- концепция продукта (если для создания продукта требуется производство, но в условиях написания проекта невозможно);- продукт научного труда (бизнес-план, схема информационного взаимодействия в организациях, стратегия развития страны, региона, области, города, школы и др.)
Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой̆ информацией̆, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой̆ аудитории. Продуктом такого проекта может быть информационный̆ справочник, web-сайт, информационный̆ бюллетень и т.п.
Творческие проекты (литературные вечера, спектакли, экскурсии). Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной̆ структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой̆ логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной̆ газете, сочинении, видеофильме, спортивной̆ игре, экспедиции, пр.)
Социальные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный̆ с самого начала результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на позитивные изменения в социуме, причем размер группы бенефициантов такого проекта значения не имеет.
1.3. Типы учебных исследовательских работ
Информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких научных, научно-популярных источников с целью наиболее полного освещения какой̆-либо проблемы.
Проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких научных, научно-популярных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной̆ проблемы.
Исследовательская творческая работа, выполненная при помощи корректной̆ с научной̆ точки зрения методики, имеющая собственный̆ экспериментальный̆ материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
2. Содержание проектной̆/исследовательской̆ деятельности
2.1. Учебный проект/исследование должен представлять индивидуальную работу соответствующего научно-дидактического уровня.
2.2. Проектная/исследовательская работа включает в себя все этапы познавательной деятельности, выполненные полностью самостоятельно или при частичной поддержке преподавателя.
2.3. Основные этапы проектной / исследовательской деятельности:
формулировка проблемы, постановка цели, определение задач;
сбор, обработка, систематизация и обобщение информации по выдвинутой̆ проблеме;
анализ ресурсов, выработка путей̆ решения задач;
составление плана работы.
технологическое следование составленному плану работы;
презентация полученного результата.
Вторая фаза – непосредственная реализация проекта, завершающаяся созданием конечного продукта, его презентацией и оформлением отчета. Публичная презентация произведенного продукта очень важна, так как актуализирует коммуникативные навыки учащегося. Таким образом, по завершении проекта учащийся представляет:
проект (продукт первой фазы);
конечный продукт (если это возможно в рамках написания проекта);
публичная презентация работы.
2.4. Результаты выполнения индивидуального исследовательского проекта должны отражать:
умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального исследовательского проекта;
самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей̆ деятельности на основе предварительного планирования.
способность выбирать адекватные методы исследования;
способность презентовать достигнутые результаты на основе эффективной письменной и устной коммуникации, демонстрируя владение научной терминологией, адекватной для выполнения поставленных задач.
2.5. Проектная/исследовательская работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой̆ на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
2.6. Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.
2.7. При реализации индивидуального проекта преследуются следующие учебные цели и учащиеся должны продемонстрировать умение:
планировать и реализовывать исследовательский̆ проект, проявляя инициативу и проницательность;
четко формулировать ключевой вопрос (вопрос исследования);
собирать и интерпретировать материал (“материал” имеет разное значение в разных предметах – это могут быть собранные данные или иная информация, аргументы и свидетельства) из различных источников в соответствии с поставленным ключевым вопросом;
структурировать обоснованную аргументацию ответов на ключевой̆ вопрос на основе собранного материала;
представлять свое исследование в формате, принятом для исследований в выбранной̆ области знаний, четко указывая цитируемые источники принятым в академической̆ среде способом;
использовать терминологию и язык, соответствующие предмету исследования;
применять навыки анализа и оценки, проявляя понимание контекста, места и роли исследования.
3. Организация проектной работы обучающихся.
3.1. В учебную проектную деятельность включаются все обучающиеся.
3.2. Обязательными для всех обучающихся являются учебные проекты в рамках определенных учебных предметов и индивидуальные проекты студентов, удовлетворяющие требованиям.
3.3. Проект/исследование в рамках учебных проектов должны обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей̆ знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий̆ при решении практических задач, а также развитие способности проектирования, исследования и осуществления целенаправленной̆ и результативной̆ деятельности (познавательной̆, конструкторской̆, исследовательской, социальной̆, художественно-творческой̆, иной̆).
3.4. Направление и содержание учебных проектов определяется учащимися совместно с преподавателем, ставящим проектную задачу; он же является супервайзером учебного проекта.
3.5. Формами отчетности проектной̆/исследовательской̆ деятельности в рамках учебных проектов являются доклады, презентации, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и др. творческие продукты.
3.6. Требования к форме отчетности по проекту определяются преподавателем, инициирующим данный̆ учебный̆ проект на основе общих рекомендаций (Приложение 1).
3.7. Оценивание учебных проектов осуществляет преподаватель, инициировавший̆ данные проекты по критериям, которые он сам формулирует в зависимости от сложности и продолжительности проекта на основе общих критериев оценки проектной̆ деятельности.
3.8. При выполнении индивидуального исследовательского проекта область знаний определяет обучающийся самостоятельно, он же выбирает супервайзера своего проекта; в случае затруднения самостоятельного выбора супервайзера учащемуся оказывается помощь со стороны администрации Школы.
3.9. В обязанности супервайзера индивидуального проекта входит:
Помощь в определении темы и постановке ключевого вопроса
Консультирование в выборе методов исследования;
Помощь в преодолении возникших затруднений;
Помощь в работе над текстом итогового эссе (непосредственное вмешательство в процесс создания итогового эссе в виде редактирования запрещается);
Участие в процедуре защиты;
Регистрация хода работы обучающегося над проектом в виде дневника встреч.
3.10. По итогам защиты индивидуальных проектов решением экзаменационной комиссии колледжа лучшие работы выносятся на студенческие ежегодные конференции.
3.11. Защищённый проект не может быть полностью использован в следующем учебном году в качестве отдельной проектной работы. Возможно использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской̆ работы.
Требования к отчету о выполненном исследовании/проекте в рамках учебного проекта
Форма отчета и требования к его оформлению определяются преподавателем самостоятельно в каждом конкретном случае. Приведенные ниже требования носят рекомендательный характер и относятся к представлению доклада в письменной̆ форме.
Тема проекта должна быть грамотно сформулирована с литературной̆ точки зрения, и отражать содержание проекта.
Структура доклада о проведённом исследовании/проекте содержит в себе:
список источников информации;
Введение включает в себя следующие положения:
Любой проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы:
показывается, что уже известно в науке и практике, что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой̆ основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный̆ проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема.
Устанавливается цель работы (что необходимо достигнуть в результате работы над проектом).
Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели.
Определяются адресаты проекта.
Указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта.
Завершают введение разделы «новизна проекта», «практическая значимость».
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый̆, как правило, содержит теоретический̆ материал. Второй̆ раздел описывает проведённый эксперимент, исследование, практическую работу.
В заключении формулируются выводы, описывается достигнутый результат (достижение цели, решение поставленных задач).
Общие требования к оформлению.
Титульный̆ лист должен обязательно содержать название работы, ФИО автора работы, ФИО руководителя
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
Все разделы плана начинаются с новых страниц. Внутри разделов может быть деление на главы.
Названия разделов оформляются одним и тем же форматом заголовка. Названия глав также оформляются одинаковым форматом заголовка, отличным от формата заголовка разделов
Страницы в работе считают с титульного листа, нумеруют со второго.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста исследовательской̆ работы, включая формулы и список литературы,
не должен превышать 20 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных
страниц. Основной̆ текст работы нумеруется арабскими цифрами.
Перечень использованной̆ литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. Ссылки на интернет ресурсы должны быть приведены полностью, включая дату посещения данного сайта. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной̆ источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
Общие критерии оценивания учебных проектов
Оценивание отражает все основные стадии проектной деятельности и осуществляется с использованием следующих критериев:
А) ясность цели и ожидаемых результатов деятельности (оценивается по отчету);
Б) адекватность средств достижения цели (оценивается по конечному продукту и по отчету);
В) процесс, навыки самоорганизации (оценивается по отчету);
Г) качество произведенного продукта (оценивается по продукту или по его описанию в отчете);
Д) презентация (уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности);
Е) оценка(социальное и прикладное значение полученных результатов);
Ж) владение рефлексией̆;
В каждом конкретном случае набор критериев может варьировать в соответствии с конкретными учебными целями проекта и определяется педагогом, инициировавшим учебный проект
Значение проектной деятельности. ее особенности
Татьяна Кускова
Значение проектной деятельности. ее особенности
Значение проектной деятельности, ее особенности
Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей. Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей. Тематика проектов самая разнообразная.
В чем особенность этого направления инновационной деятельности? 1. Технология «метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности,- это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.
3. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.
4. В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Проектная деятельность выступает именно как проектная в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Н-р, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным критериям, т. е. отчетливо определяет, что ему нужно сделать.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
— к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Виды проектов в детском саду
В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:
• Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т. п. ;
• Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;
• Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
• Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты.
По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные.
Проекты по продолжительности бывают:
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона, может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.
Задачи исследовательской деятельности:
• Оценка возможностей для решения проблемы
• Разработка идеи, способствующей решению проблемы
• Формулирование целей и предположений
• Сбор и обработка необходимой информации
• Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта
• Организация и выполнение проекта
• Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы
• Представление проекта Алгоритм проектной деятельности
Постановка цели проекта. Цели четко определены, измеряемы и достижимы. Задачи проекта = реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта. Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта) Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели. Цель проекта Что? Задачи Как?
Этапы разработки проекта
1 этап Организационный
2 этап Планирование работы
3 этап Реализация проекта
4 этап Презентация проекта
Этапы работы над проектом
1 этап организационный.
Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует. Формулирует задачу. Определяется продукт проекта. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией. Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание
2 этап Планирование работы.
Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели. Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели)
3 этап Реализация проекта.
Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + внешние специалисты (из социума)
4 этап Презентация проекта
Подготовка к презентации. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности
«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.
Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город» С 8 по 12 октября у нас в группе прошла познавательная проектная неделя : Мой дом, мой город». Актуальность проекта: У каждого ребенка.
Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я» Традицией в нашем детском саду стало проведение праздника «День матери». Мы реализовали идеи краткосрочного проекта «Моя мамочка и я».
Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.
«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.
Отчёт проектной деятельности «Семья» Вид проекта: творческий продолжительность: долгосрочный участники проекта: родители, педагоги, бабушки, дедушки, воспитанники группы Семья.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Успехи моей ученицы в проектной деятельности — фоторепортаж Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами радостью. Недавно вы высоко оценили наш мастер – класс «Нежный букет из яичной упаковки», который.