что подумает княгиня марья алексеевна

Что скажет княгиня Марья Алексевна?

Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829). Слова Фамусова Павла Афанасьевича которыми он выражает своё беспокойство тем, что скажет о свершившемся скандале в его доме княгиня Марья Алексевна (лицо из высшего света). Это последние слова комедии (действие 4, явление 15).

Цитата используется как устойчивое выражение, обозначающее зависимость кого-либо от чужого мнения.

Слова Фамусова Павла Афанасьевича, обращенные к дочери Софьи, в присутствии служанки Лизы и других слуг (действие 4, явление 15):

Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел? [ 1 ]

Безумный! что он тут за чепуху молол!

Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!

А ты меня решилась уморить?

Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

Примечания

↑ 1) про Чацкого Александра Андреевича, которого стали считать сумасшедшим из-за слуха, пущенного Софьей и который со скандалом покинул дом Фамусова.

Примеры

Путин Владимир Владимирович (рожд. 1952 г.)

Из выступления на Пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», 21 октября 2021 года, Сочи :

Вы знаете, я не думаю о своей роли в истории. Как только начнешь об этом задумываться, нужно заканчивать работу, потому что это начинает мешать принимать решения. Говорю абсолютно искренне. Как только начнешь думать: «А как бы это не случилось, то не случилось, что скажет княгиня Марья Алексеевна?» – и всё, пиши пропало, шило в стенку лучше и заканчивать активную производственную деятельность.

Источник

Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна?

Смотреть что такое «Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна?» в других словарях:

что/ станет говорить княгиня Марья Алексевна? — Ср. Никто не заботится о том, что подумают о нас добрые люди: у них лишь то на уме, что станет говорить княгиня Марья Алексевна. Во всех личность, все частность, везде расчет. Марлинский. Фрегат. Надежда. 4. Ср. Ах, Боже мой! что станет говорить… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Что скажет Марья Алексевна? — Первоисточник комедия «Горе от ума» (1824) Л. С. Грибоедова (1795 1829). Слова Фамусова финальная фраза пьесы (действ. 4, явл. 15): Ах, боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! Литературоведы отмечают параллель с одной из пьес… … Словарь крылатых слов и выражений

аллюзия — АЛЛЮ´ЗИЯ (от лат. allusio намек, шутка) стилистический прием; употребление в речи или в художественном произведении ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой. Например, А. Пушкин, начав писать… … Поэтический словарь

Оратор — Ораторъ витія, мастеръ говорить (вообще говорящій въ собраніяхъ публично). Ср. Герой тріумфаторъ Раскланялся. Выступилъ новый ораторъ Мѣняло писклива была его рѣчь. Некрасовъ. Современникъ. Герои дня. 2. Ср. Oratores fiunt очень справедливъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Павел Фамусов — Константин Станиславский в роли Фамусова Павел Афанасьевич Фамусов один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Содержание 1 Персонаж 2 Действие … Википедия

Фамусов — Константин Станиславский в роли Фамусова Павел Афанасьевич Фамусов один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Содержание 1 Персонаж 2 Действие … Википедия

С молоком всосать — Съ молокомъ всосать. Ср. Въ замѣнъ (капитала), вотъ мои двѣ руки, моя преданность, смѣло скажу: моя практичность, которую, могу сказать, высосалъ я съ молокомъ изъ груди матери. Григоровичъ. Порф. Петр. Кукушкинъ. 11. Ср. Передъ тобою рабъ. Ты… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Концовка — 1) заключительный компонент литературного произведения или его части. В поэзии К. называют завершительную афористическую строку лирического стихотворения (у М. Ю. Лермонтова: «Мне грустно потому, что весело тебе»), финальное назидание в… … Большая советская энциклопедия

Источник

Что подумает княгиня марья алексеевна

Ну, в самом деле, та самая Марья Алексеевна ровно одну минуту на вас смотрела и думала о том, что как-то странно вы себя вели на прошлогоднем балу.

Ну и что из этого? Да пусть она думает все, что хочет!

Это ее право. И ее жизнь. Если у нее нет ничего более интересного и важного в жизни, то пусть думает на здоровье.

Но это совсем не означает, что вас это должно как-то волновать, задевать и останавливать. У вас есть своя жизнь и свое право поступать так, как вы считаете нужным.

Мы слишком много волнуемся о том, что же о нас подумают другие. Если волнения и энергию, потраченные на эти переживания, направить в нужное русло, то можно значительно облегчить свою жизнь. Не помню точно, где я прочитала такую фразу:

«Думать о том, что о вас думают другие – не ваше дело».

Источник забылся, а мысль зацепилась. К сожалению, автора назвать не могу. Но хотелось бы сказать ему отдельное спасибо за лаконичность и мудрость.

А сегодня, разбирая завалы в своей тумбочке, я наткнулась на подарок моей ученицы, до которого мои руки в свое время не дошли – колода карт с мудрыми высказываниями, написанными американским психологом и автором нескольких бестселлеров Брайном Уэйсом. В этой колоде 50 высказываний и аффирмаций, которые способны вдохновить каждого, кто их читает, на поступательное движение вперед в любой области жизни.

Я открыла абсолютно новую коробочку и вытянула первую попавшуюся карту. Она гласила:

«Если вы делаете все правильно и не причиняете зла ни себе, ни людям, вы не должны волноваться о том, что о вас подумают другие. Вы – свободны!»

А если вы все же обнаружили у себя волнения, связанные с беспокойством по поводу того, что же о вас думают другие, то автор дает такой вариант аффирмации: «Мне все равно, что думают обо мне окружающие меня люди!»

На сладкое – крылатые выражения из «Горя от ума»:

Источник

Последний разговор Чацкого с Софией и Фамусовым (в комедии «Горе от ума», Грибоедова А.С.)

Последний разговор Чацкого с Софией и Фамусовым в комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829) описан в действии 4, явлении 14.

Софья (дочь Фамусова) и Чацкий Александр Андреевич обсуждали свои отношения, когда в комнату ворвался Фамусов Павел Афанасьевич. Фамусов, считая что его дочь и Чацкий тайные любовники, набросился на них с руганью. Чацкий, устав он низости и подлости окружающих его людей, решил покинуть Москву.

Последний разговор Чацкого с Софией и Фамусовым (отрывок)

Явление 14

Чацкий, София, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами

Сюда! за мной! скорей! скорей!

Свечей побольше, фонарей!

Где домовые? Ба! знакомые всё лица!

Дочь, Софья Павловна! страмница!

Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,

Как мать ее, покойница жена.

Бывало я с дражайшей половиной

Чуть врознь:— уж где-нибудь с мужчиной!

Побойся бога, как? чем он тебя прельстил?

Сама его безумным называла!

Нет! глупость на меня и слепота напала!

Всё это заговор и в заговоре был

Он сам, и гости все. За что я так наказан.

Так этим вымыслом я вам еще обязан?

Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подеретесь, не поверю.

Ты, Филька, ты прямой чурбан,

В швейцары произвел ленивую тетерю,

Не знает ни про что, не чует ничего.

Где был? куда ты вышел?

Сеней не запер для чего?

И как не досмотрел? и как ты не дослышал?

В работу вас, на поселенье вас [ 11 ] :

За грош продать меня готовы.

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;

Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить,

Постой же, я тебя исправлю:

Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,

Еще дни два терпение возьми,

Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.

Подалее от этих хватов,

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,

Там будешь горе горевать,

За пяльцами сидеть, за святцами зевать.

А вас, сударь, прошу я толком

Туда не жаловать ни прямо, ни проселком;

И ваша такова последняя черта,

Что чай ко всякому дверь будет заперта:

Я постараюсь, я, в набат я приударю,

По городу всему наделаю хлопот,

И оглашу во весь народ:

В Сенат подам, министрам, государю.

Чацкий (после некоторого молчания)

Не образумлюсь. виноват,

И слушаю, не понимаю,

Как будто всё еще мне объяснить хотят,

Растерян мыслями. чего-то ожидаю.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Пред кем я давиче так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

А вы! о боже мой! кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что всё прошедшее вы обратили в смех?!

Что память даже вам постыла

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,

Мой вид, мои слова, поступки, всё противно,

Я с вами тотчас бы сношения пресек,

И перед тем, как навсегда расстаться,

Не стал бы очень добираться,

Кто этот вам любезный человек.

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом,

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,

Высокий идеал московских всех мужей.—

Довольно. с вами я горжусь моим разрывом.

А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:

Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,

Я сватаньем моим не угрожаю вам.

Другой найдется благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Он будущему тестю равный.

Так! отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду

И на любовника глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! —

Явление 15

Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?

Безумный! что он тут за чепуху молол!

Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!

А ты меня решилась уморить?

Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

Примечания

↑ 11) — Указом 1765—1767 гг. Екатерина II подтвердила право поссылать непокорных крестьян на каторгу в Сибирь, по своему произволу. В 1802 г. Александр I отменил это право, но в 1822 г. оно было восстановлено.

Источник

Путин, или Что будет говорить княгиня Марья Алексевна?

История персонажа

С помощью череды женских образов в романе «Война и мир» Лев Толстой постарался показать значительность роли прекрасной половины человечества в обществе, а также ценность крепкой семьи в войне 1812 года. Марья Болконская – одна из лучших представительниц дворянства и самых сложных персонажей эпопеи.

что подумает княгиня марья алексеевна
Писатель Лев Толстой

Лев Николаевич дает героине характеристику некрасивой женщины, путь к замужеству которой возможен только лишь через ее происхождение и богатство, но наделенной исключительными качествами, редкими для общества того времени. Верность и способность к самопожертвованию – яркие черты девушки.

Внешность и характер

Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна», — думал про нее Анатоль Курагин.

Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.

что подумает княгиня марья алексеевна
Марья Болконская и Наташа Ростова

Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.

что подумает княгиня марья алексеевна
Марья Болконская и ее отец Николай Болконский

Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.

Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью. Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность. Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.

что подумает княгиня марья алексеевна
Марья Болконская

Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.

Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

О соответствии ожиданиям окружающих написано уже очень много. Вот и я решила вставить свои пять копеек. Наверное, потому что совсем не отвечаю этим ожиданиям. Я сплошное разочарование для родственников. Получила не то образование, выбрала не ту профессию, вышла замуж не за того человека. То, что я счастлива, в расчет не берется. Наоборот, это только отягчает мою вину. Какое право я имею быть счастливой, вопреки их советам, прогнозам и написанному ими для меня сценарию.

Да и многих своих знакомых я разочаровала, когда решила родить третьего ребенка. Одна, не самая близкая подруга, перешедшая в разряд бывших, даже поинтересовалась, знаю ли о существовании презервативов. Видимо, рожать больше двух детей могут лишь люди, не имеющие не малейшего понятия о контрацепции. И это не единичный случай. Большинство окружающих из кожи вон лезли, чтобы хоть как-то оправдать мои действия и вогнать меня в привычные рамки.

Самый распространенный вопрос: «Папа, наверное, мальчика хотел?». Услышав, что не хотел, удивляются и, кажется, не верят. Часто интересуются размером жилплощади. То, что у нас трехкомнатная квартира, немного примиряет их с действительностью. Впрочем, одна очень милая старушка и здесь не удержалась от высказывания собственного мнения: «Три комнаты — хорошо. Троих рожать можно, но больше — не надо!». Честно говоря, я так и не поняла, почему всем так мешают мои дети? По-видимому, лишь потому, что не попадают под усредненную норму: «Одна семья — максимум два ребенка».

В свете всего вышесказанного, понятно, что я сплошной нестандарт. Усугубляет мою вину внешность девочки-одуванчика из интеллигентной семьи. Из-за нее у окружающих происходит полный разрыв шаблона.

Но дело в том, что я действительно такая и есть. Вернее, была когда-то. Не то чтобы все детство я оставалась милым и послушным ребенком. Могла и похулиганить, но втихаря и осторожно. Для меня всегда было важно, что обо мне подумают. Из-за этого я долго жила с оглядкой: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Придумывала себе какие-то роли, пыталась им соответствовать. И была откровенно несчастна. Наверное, именно поэтому, когда слышу, что юность — чудесная пора, лишь усмехаюсь. Единственное, что мне хотелось бы вернуть со времен своей ранней молодости, это здоровье.

что подумает княгиня марья алексеевна

А еще то, что, по сути, не понимала, чего я, собственно, хочу. Как можно поступать в соответствии со своими желаниями, если их не осознаешь? Увы, меня, как и многих не научили чувствовать себя и прислушиваться к себе. Мы должны были быть в первую очередь полезными членами общества и лишь потом людьми. Фразы вроде «Кого волнует, чего ты хочешь? Вот вырастешь, тогда и имей свое мнение!» намертво вбили в голову убеждение: «Хотеть вредно! Это эгоизм. А эгоистом быть плохо, стыдно! И вообще кошмар!» Замечательный способ превратить человека в безвольную марионетку. Ведь если нет своих желаний, то не за что бороться.

Я, наверное, скажу вещь, с которой многие не согласятся: «Здоровый эгоизм — это не плохо». По сути, мы все живем для себя. Не для мамы с папой, не для государства и общества и даже не для своих детей. Мы живем лишь для себя и для Бога. Потому что приходим в этот мир только с Ним, уходим тоже. И за дарованный нам отрезок времени, проведенного здесь, несем ответственность только сами.

Поэтому я с осторожностью отношусь к призывам повсеместно записываться в волонтеры и причинять окружающим добро. Если это желание не идет из глубины души, ничего хорошего из этого не выйдет. Конечно, уважение к себе и своей жизни не означает, что надо превратиться в гения-потребителя и, идя по головам, хапать все, до чего можно дотянуться. Наоборот, сведение себя исключительно к поглотительной функции ведет к обесцениванию собственной личности.

И я вовсе не призываю спорить со всеми и по любому поводу. Устраивать революции и демарши. Рассылать ноты протеста. Это подростковый максимализм. И, как любой максимализм, свидетельствует о незрелости его обладателя. Умение слышать других людей, учитывать их мнение и интересы — необходимое качество взрослого человека. Так же, как и понимание того, что ты можешь ошибаться. И необходимо быть готовым к тому, чтобы нести ответственность за свои решения и ошибки.

Нужна долгая и кропотливая работа по знакомству с собой. Когда начинаешь чувствовать свой внутренний голос, понимаешь, куда двигаться дальше. Учишься различать, действительно ли это мое желание? Или этого ждут от меня окружающие, а я не хочу их разочаровывать? А может, это говорит страх быть самим собой и жить своей, отличающейся от остальных жизнью? Ведь так страшно сломать привычный, уютный кокон куколки и превратиться в бабочку. Но как иначе научиться летать?

Жизненный путь

В начале романа княжне Марье 20 лет. Она родилась и выросла в родовом поместье под опекой строгого и деспотичного отца, распланировавшего распорядок дня дочери по минутам, которые включают долгие занятия алгеброй и геометрией. В прошлом влиятельный царский вельможа, Николай Андреевич, сосланный в имение Лысые Горы, превратил дочь в служанку. Любимое его занятие – доводить Мари до слез, унижать последними словами. Отец не гнушается запустить в наследницу тетрадью или же назвать дурой.

что подумает княгиня марья алексеевна
Марья Болконская и Андрей Болконский

Теплые и доверительные отношения у Мари сложились с братом. После смерти его жены девушка без проблем берет на себя обязанности по воспитанию племянника.

Однажды в переписке с Жюли Карагиной Марья узнает, что свататься к ней едет Василий Курагин с непутевым распутным сыном. Героиня принимает Анатоля Курагина за достойного человека. В душе просыпается надежда обрести женское счастье, мечты о семье и детях овладевают ее рассудком. Толстой, как тонкий психолог, раскрывает все потаенные помыслы любимой героини. Столь смелых мыслей Мари ужасно пугается, но решает подчиниться божьей воле.

что подумает княгиня марья алексеевна
Анатоль Курагин

Однако отец быстро раскусил мелочную и расчетливую натуру жениха, тем более, что Анатоль и сам по неосторожности испортил сватовство, затеяв флирт с компаньонкой Мари. Наивная девушка решила во имя счастья француженки, без памяти влюбившейся в ухажера, проститься с единственным шансом на замужество.

Болезнь отца освободила Марью Болконскую от постоянного надзора, и героиня, взяв Николушку, отправилась в Москву. В столице девушка мучилась от того, что посмела ослушаться батюшку, и вдруг ощутила к нему бесконечную любовь и привязанность. После смерти родителя Мари собралась покинуть имение, но оказалась в плену местных мужиков, которые в страхе потерять собственное добро не выпускали ее со двора. Хотя девушка была готова разделить запасы хлеба между голодающими крестьянами, проявив щедрость души.

что подумает княгиня марья алексеевна
Марья Болконская и Николай Ростов

На помощь княжне пришел Николай Ростов – единственный мужчина, сумевший искренне полюбить эту женщину, обнаруживший внутреннюю красоту и богатство души. Но сначала герой не осознавал влюбленности, испытывал к девушке непонятный трепет и даже страх.

Судьба подарила Марье Болконской то, о чем она так мечтала: девушка вышла замуж за Николая и счастливо растила детей. Из героини получилась преданная, мудрая жена, которую ценит и уважает супруг, и замечательная мать – Мари с удовольствием уделяет время воспитанию наследников и даже ведет дневник, куда записывает примечательные эпизоды жизни детей.

Краткая биография

Будущая жена Павла I родилась 25 июня 1755 г. в семье ландграфа Людвига IX Гессен-Дармштадтского. Воспитанием пятерых детей, четверо из которых были дочерьми, занималась мать – Каролина. Это была достойная, образованная женщина, «великая ландграфиня». Под впечатлением от гостей дома – Гете, Гердера – Вильгельмина выросла, отличаясь от ровесниц незаурядным умом, вспыльчивостью и сильным характером.

Брачные планы

Великого князя Павла Петровича, сына императрицы Екатерины Великой, воспитывал граф Н. И. Панин. Наставника ему назначила бабушка Павла Елизавета Петровна с конкретной политической целью: с ранних лет мальчика готовили к наследованию российского престола. По словам Панина, «когда Павел Петрович, истинный наследник, достигнет совершеннолетия, именно он должен быть провозглашен императором». Чтобы отвлечь юношу от этих мыслей и продлить свое царствование, Екатерина II решила его женить.

«Пожалуй, назвать эту женщину красавицей нельзя» – такими словами комментирует внешность будущей великой княгини Натальи Алексеевны ведущий документального фильма «Обреченная невеста» (телеканал «Культура»). Тем не менее выбор императрицы пал именно на нее – среднюю дочь ландграфа Гессен-Дармштадтского.

Частично на выбор повлияло мнение бывшего датского посланника – барона Ассебурга, которому Екатерина доверяла. Отправив его в Европу с тайным поручением подобрать сыну жену, она не знала, что тот встретился с королем Пруссии Фридрихом II. Король заинтересовался будущим браком и убедил российскую императрицу выбрать одну из дочерей ландграфа. Так он через племянника оказывался в дальнем родстве с домом Романовых, а значит получал влияние на российскую политику.

Барон Ассебург написал Екатерине Алексеевне, что лучшим выбором будет одна из трех принцесс дома Гессен-Дармштадтского. «Средняя, Вильгельмина – девушка привлекательная, довольно образованная и воспитанная. Ну просто совершенство природы». В Россию отправились портреты сестер. В отношении средней – Вильгельмины – императрица писала: «Портрет выгодно располагает в ее пользу. И надобно быть очень взыскательным, чтобы найти в ее лице какой-нибудь недостаток».

что подумает княгиня марья алексеевна
Портрет Натальи

В момент заочного знакомства с будущей невесткой Екатерина упустила, что даже Ассебург подчеркивал ее честолюбие и склонность к интригам.

Знакомство с Россией

Осенью 1772 г. императрица пригласила Каролину Гессен-Дармштадскую и трех ее дочерей в Россию. Затраты на поездку Екатерина взяла на себя. В мае 1773 г. ландграфиня, Амалия, Вильгельмина и Луиза в сопровождении небольшой свиты прибыли в Санкт-Петербург на трех фрегатах.

Одним из фрегатов командовал граф А. Разумовский. Поползли слухи о том, что у них с Вильгельминой возникла симпатия. Позже ими воспользуется Екатерина II.

Оказанные гостям почести «великая ландграфиня» описывала в письмах мужу. Записи Каролины скопировал для архива Зимнего Дворца придворный архивариус, а перевела на русский Л. В. Коваль.

Балы, маскарады продолжались два месяца. «Молодой принц любезен и вежлив. Он недурен собой, умен. Императрица, если не считать ее положения – очаровательная женщина. Мы были мгновенно покорены ее располагающей к себе внешностью и добротой. Пребывание здесь превосходно…» – писала мужу Каролина.

В тему. Годы правления и краткая биография Павла Петровича – сына Екатерины Великой

На взгляд императрицы и цесаревича самой прекрасной и обаятельной была средняя сестра – Вильгельмина. 18 июня 1773 г. Екатерина написала письмо ландграфу, в котором просила руки его дочери для Павла Петровича.

Сватовство великой императрицы

«Это послание, мой дорогой ландграф, отправлено, чтобы попросить вашего согласия на бракосочетание с российским великим князем, о котором будет объявлено только после данного вами согласия. Я бы хотела просить вас не задерживаться с ответом, кажется, великий князь особенно сильно этого желает. Я знаю ваше мнение по этому поводу, мой дорогой ландграф, иначе никогда не предприняла бы это путешествие. Здесь считают, что вы добры ко мне и что это предложение будет принято вами с удовольствием. Видно, что с первого же вечера Вильгельмина весьма понравилась великому князю. И я уверяю вас, дорогой ландграф, что он не менее приятен ей. Пусть же небо благословит брак, о котором я вам сообщаю».

После объявления о предстоящей свадьбе жизнь принцесс превратилась в нескончаемый праздник. Балы, спектакли, фейерверки – все танцевали без остановки. Н. И. Панин писал, что такого веселья при царском дворе на его памяти еще не было.

15 августа принцесса Вильгельмина приняла миропомазание, стала великой княжной Натальей Алексеевной и обручилась с Павлом Петровичем на следующий день. «Императрица вручила мне и трем моим дочерям Орден Святой Екатерины. А Вильгельмине, помимо этого, бриллиантовое колье с кольцом, серьги», – писала ландграфиня домой. Она подчеркнула, что великий князь не мог отвести от Вильгельмины глаз, не отходил от нее ни на шаг. Государыня одаривала невесту, присылала ей драгоценности, изумрудные и бриллиантовые ожерелья, серьги, подвески.

Свадьба цесаревича и новопомазанной княжны

Бракосочетание Натальи Алексеевны с Павлом Петровичем состоялось 29 сентября 1773 г. «К одиннадцати часам отправились кортежем в церковь Летнего Дворца. На голове императрицы была небольшая корона, одета она была в золотой клозет и мантию, отделанную горностаем. За ней следовал великий князь с невестой, затем я, наши дочери, потом все остальные. Императрица сама надела кольца на пальцы жениха и невесты, выстрелила пушка. Потом была молитва», – делилась с мужем впечатлениями «великая ландграфиня». Свадебные гуляния продолжались месяц. Только после этого Каролина Гессен-Дармштадтская с принцессами уехали домой.

что подумает княгиня марья алексеевна
Павел Петрович и Наталья Алексеевна

На ухаживания Павла Петровича княгиня отвечала весьма прохладно. В качестве примера можно взять письмо отцу, написанное через несколько дней после церемонии бракосочетания. В нем нет ни одного упоминания о чувствах к избраннику.

Жизнь во дворце

Современники событий отмечали, что после свадьбы Наталья Алексеевна не скучала, продолжала танцевать и веселиться. Павел Петрович забросил обучение и всюду следовал за обожаемой княгиней. Со стороны казалось, что чувства их не взаимны – девушка просто терпела супруга.

Зимой 1773-1774 гг. императрица в письме ее родителям писала: «Ваша дочь здорова. Она кротка и любезна, какой вы ее знаете. Муж ее обожает, то и дело хвалит и рекомендует мне. Я слушаю и иногда покатываюсь со смеху, потому что ей не нужны рекомендации. Ее рекомендации в моем сердце. Я люблю ее. Она того заслужила. Я ею довольна».

Праздники закончились, начались обычные будни. Хотя в них бывало веселье, княгиня уже привыкла к постоянным развлечениям. Заниматься русским языком она не желала, называя его «непонятным, тяжелым». Мало того, воспитанная в «свободной Европе», девушка не стеснялась в высказываниях о либеральных идеях, открыто поддерживая освобождение крестьян. Вскоре она возглавила «молодой двор» в политических интригах против императрицы.

В тему. Что такое эпоха просвещенного абсолютизма: идеи, суть реформ

До Екатерины дошли слухи, что Наталье Алексеевне импонируют поддерживаемые Паниным разговоры о восхождении Павла на трон. Положение усугублялось тем, что с момента бракосочетания прошло уже 2 года, а долгожданного наследника у царской четы не было.

что подумает княгиня марья алексеевна
Мраморный бюст Натальи Алексеевны работы Мари-Анны Колло

Екатерина Вторая сообщала о недовольстве невесткой своему корреспонденту Гриму: «Великая княгиня постоянно больна. И как же ей не быть больной – все у этой дамы доведено до крайности. Если танцует, то 20 контрантанцев и столько же менуэтов. Чтобы избегнуть жары в комнатах – их вовсе не топят. Одним словом, середина во всем далека от нас. После более чем полугода мы не знаем ни слова по-русски. Мы хотим, чтобы нас учили, но мы ни минуты в день стараний не посвящаем этому делу. Все у нас вертится кубарем».

Только в конце 1775 г. императрица Екатерина получила долгожданное известие – Наталья Алексеевна беременна, вскоре у ее сына появится наследник. С этого момента царица сменила гнев на милость, отношения с невесткой начали налаживаться.

Схватки начались рано утром 10 апреля 1776 г. Рядом с Натальей Алексеевной находились врач и повивальная бабка. Даже императрица провела много часов у постели роженицы, но молодая княгиня так и не разродилась.

Через несколько дней младенец погиб в утробе. Врачи не смогли его извлечь, а кесарево сечение еще не вошло в российскую акушерскую практику. Наталья Алексеевна скончалась 15 апреля 1776 г., в возрасте 20 лет.

«Вы можете вообразить, что она должна была выстрадать и мы с нею. У меня сердце истерзалось; я не имела ни минуты отдыха в эти 5 дней и не покидала великой княгини ни днем, ни ночью до самой кончины…», – писала Екатерина II.

Экранизации

Роман «Война и мир» поселился в кинематографе с 1913 года. Сначала произведение Толстого в урезанном виде экранизировали российские пионеры немого кино, а в 1956 году зрители увидели эпопею в цвете. Тогда героев «Войны и мира» оживил американский режиссер Кинг Видор. В роли Мари Болконской выступила Анна-Мария Ферреро.

что подумает княгиня марья алексеевна
Анна-Мария Ферреро в роли Марьи Болконской

Заметной работой, получившей «Оскар» и лестные отзывы критиков, стал советский сериал «Война и мир», снятый Сергеем Бондарчуком в 1965 году. Кроткую, запуганную отцом девушку сыграла Антонина Шуранова, а образ Николая Ростова воплотил Олег Табаков.

что подумает княгиня марья алексеевна
Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской

Яркой экранизацией по праву считается фильм Роберта Дорнхельма, вышедший на экраны в 2007 году. В создании картины участвовали пять европейских стран, в том числе Россия. Трогательная Марья Болконская получилась из итальянской актрисы Валентины Черви.

что подумает княгиня марья алексеевна
Валентина Черви в роли Марьи Болконской

Роль будущего мужа девушки исполнил Дмитрий Исаев. В ленте наблюдаются значительные расхождения с первоисточником, однако это не помешало ей завоевать любовь зрителей.

что подумает княгиня марья алексеевна
Джесси Бакли в роли Марьи Болконской

Последняя на сегодня киноработа, снятая по роману Льва Толстого, увидела свет в 2020 году. Английский драматический мини-сериал собрал звезд экрана – зрители наслаждаются игрой Пола Дано (Пьер Безухов), Лили Джеймс (Наташа Ростова), Джеймса Нортона (Андрей Болконский). Мари Болконскую и Николая Ростова представили Джесси Бакли и Джек Лауден.

Цитаты

«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия».

«Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

«Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».

«Кто все поймет, тот все и простит».

«Мое призвание другое – быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

«Прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях».

«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».

Еврейский Мир

что подумает княгиня марья алексеевна

Новые учителя в нашей школе всегда появлялись в сентябре, в начале учебного года, но Юлия Семеновна появилась почему-то в январе, после зимних каникул. Она заменила нашу «русачку» Клавдию Петровну, которая неожиданно ушла на пенсию, не доработав до конца учебного года. Приехала она в Краснополье в одно время с новым первым секретарем райкома, и стали поговаривать, что она «близкий человек» первого. Но вскоре в поселок приехала жена первого, которую сразу назначили заведующей районо, и всякие разговоры о связях Юлии Семеновны и секретаря райкома прекратились. Говорили, что она занимается на заочном отделении Могилевского пединститута, родом сама из Могилева, но там не нашла работу и приехала к нам в Краснополье. Была она почти наша ровесница да и выглядела не старше нас. Появилась она у нас как раз во время изучения творчества Грибоедова и начала разбор комедии «Горе от ума» несколько странно: если грибоедовских героев волновал вопрос, что скажет княгиня Марья Алексеевна, то нас, учеников, должен волновать вопрос, что скажет о нас она, Юлия Семеновна, так как она у нас не только преподаватель русской литературы, но еще и классный руководитель. Жила Юлия Семеновна какое-то время в гостинице, а потом перебралась на квартиру к тете Белле, бабушке моего друга Фимки. И первая новость, которую сообщил мне после этого переселения Фимка, было то, что княгиня — еврейка. – Какая княгиня? — не понял я. – Марья Алексеевна! — уточнил Фимка. – Грибоедовская?! — удивился я. Фимка в литературе знал все и обо всех, поэтому в его ошеломляющее открытие я поверил, но предусмотрительно спросил, где он об этом прочитал. Фимка от моих слов поперхнулся, потом, выпучив глаза, несколько минут корчился от смеха и наконец, пересилив себя, буквально прошептал: – И в это верит будущий Шолом-Алейхем? Девятнадцатый век, княгиня-еврейка — тебя не смущает такое сочетание? – Смущает, — признался я. – Княгиня Марья Алексеевна — наша новая классная! Неужели ты забыл, что именно так она себя представила? Бабушка, конечно, узнала, что она еврейка. И что делает моя бабушка? – Цимес! — пошутил я. – Если бы! — хмыкнул Фимка, зная мою нелюбовь к этому блюду (у Фимки его готовили ежедневно и всегда предлагали мне, а я отчаянно отказывался). Но сегодня проблема была не в цимесе: бабушка решила познакомить «княгиню» с Фимкиным братом Додиком. — А Додик — это проблема всей нашей мишпохи, — совсем по-взрослому закончил свою новость Фимка и вздохнул. Додик был притчей во языцех для всего Краснополья. В десятом классе от него забеременела внучка директора лесхоза Хаима Абрамовича, и, чтобы уладить дело, Додика быстренько женили на ней. Но когда у нее случился выкидыш, так же быстро развели. И после этого Додик, к тому времени уже окончивший школу, закрутил любовь с аптекаршей Соней, которая приобщила его к наркотикам, о чем шепотом говорили в Краснополье. Такие разговоры в то время были опасны и для тех, кто употреблял это зелье, и для тех, кто говорил о нем. В конце концов Соню арестовали за растрату, а Додика срочно отправили в Макеевку к дяде Шолому, который в этой Макеевке был бухгалтером шахты. Пробыл он там где-то с год, что-то натворил опять и был доставлен назад в Краснополье в сопровождении самого Шолома, который заявил маме Додика, то есть своей родной сестре, что не может из-за ее шлимазла поганить свое доброе имя на шахте имени товарища Брежнева. – Может, твой Додик уже успокоился? — заметил я, выслушав Фимкино сообщение. — И вообще, я думаю, Юлия Семеновна его сразу раскусит… – Конечно, он не отличит Пушкина от Маяковского, но женщины почему-то его любят! — вздохнул Фимка. — И наша «княгиня» не исключение. Что делать — не знаю. – А почему это тебя волнует? — спросил я. — Юлия Семеновна тебе не сват, не кум и не брат. А Додик — брат! Фимка нахмурил брови и посмотрел на меня из-под очков, как Тарас Бульба на сына: – А разве можно брату поступать плохо? Я могу за него жизнь отдать, а вот смотреть, как он поступает плохо, не могу! Это все равно, как будто бы я поступил плохо! — сказал он и повторил: — И что делать, не знаю… – Пожуем — увидим, — вспомнил я шолом-алейхемовскую поговорку. – Пожуем, — согласился Фимка, — но, думаю, на жевание нам Додик много времени не даст. Я его знаю. К тому же бабушка на стороне Додика. Ждать, и вправду, пришлось недолго. Где-то через пару месяцев в местечке заговорили о свадьбе. Фимка надеялся, что ее родители поймут, кто такой Додик, и ждал их встречу с женихом, как свое спасение… Оказалось, что Юлия Семеновна из детского дома из-под Барановичей, и вся история про ее могилевскую родню — выдумка. И даже то, что она еврейка, придумано бабушкой для спасения внука. В действительности Юлия Семеновна сама не знала, кто она. Хотя, как заметил Фимка, семитские черты в ней просматривались. Когда до свадьбы оставалось всего ничего, Фимка пришел ко мне и заявил, что отступать некуда, и я должен ему помочь: отвлечь бабушку, пока он будет серьезно разговаривать с «княгиней». Я попытался его остановить, сказав, что, может, у них любовь, как у Ромео и Джульетты. – Ромео! — фыркнул Фимка. — Вчера Ромео ночевал у Дуськи-почтальонки! За пару дней до свадьбы! Я подслушал, как бабушка об этом говорила с мамой. Она еще сказала: «А клог цу мир». Поверь мне, если бабушка такое говорит, то в истине можно не сомневаться. Фимка, как опытный режиссер, разработал все мизансцены своей пьесы, и мы пошли к его бабушке. Бабушке он сказал, что хочет проконсультироваться у Юлии Семеновны насчет домашнего задания, и та, конечно, вначале предложила, как мы и предполагали, поесть цимес. Но Фимка отказался, сказав, что сегодня дома ел такой же, а я, скрепя сердце, согласился, задержав таким образом бабушку на кухне. Цимес я ел медленно и долго, между делом интересуясь, как она его готовила, обещая передать рецепт маме, чтобы она приготовила такую же вкуснятину. Фимка вышел из комнаты «княгини» красный, как испеченный бурак. – Трудное задание было? — забеспокоилась бабушка и даже поинтересовалась, не заболел ли он. Но Фимка проигнорировал ее вопрос и, не вдаваясь в подробности, потянул меня за собой, не дав доесть цимес. Он не рассказал мне, о чем говорил с классной, а я не допытывался, зная, что для стеснительного Фимки это было непросто. Но свадьба не состоялась, Юлия Семеновна через неделю уехала из Краснополья навсегда, и наш класс пришлось дотягивать до летних каникул Клавдии Петровне, вернувшейся временно на работу. А в сентябре пришла новая учительница… Додик через год женился на Дуське-почтальонше, оба они потихоньку погуливают, но всегда возвращаются друг к другу, отмечая это возвращение застольем. Додик поднимает тост за свою счастливую судьбу, которая уберегла его от учительницы. Ибо, женись он на ней, через неделю бы издох от ее умных слов, а так живет и радуется… Прошли годы. Фимка стал кинорежиссером, живет в Москве, я иногда звоню ему из Нью-Йорка, рассказываю о своих делах и всегда с затаенным волнением жду, что скажет о них моя «княгиня Марья Алексеевна» — мой друг Фимка. Ибо справедливее и честнее его я никого не знаю.

Марат БАСКИН

Оцените пост

(голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *