что погубило подлодку u 120
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Американские военные отказались от восстановления атомной подводной лодки «Майами», которую в 2012 году поджег работавший в порту маляр. Стоимость восстановления АПЛ составляла 450 миллионов долларов и руководство флотом приняло решение списать «Майами» на утилизацию. Подробности приводит Defense News.
Расходы на ремонт подводной лодки уже составили 94 миллиона долларов. Ознакомление руководства с новыми оценками стоимости восстановительных работ привело на фоне сокращения военных расходов (недавно было объявлено о том, что США могут уменьшить число авианосцев с 11 до 8 или 9) к отмене ремонта. АПЛ, серьезно поврежденную пожаром в 2012 году, отправят на утилизацию.
Обследовавшая корабль комиссия пришла к выводу о том, что из-за нагрева металл, из которого сделан корпус, потрескался и потому для возобновления эксплуатации придется поменять большую часть трубопроводов. Пожар фактически уничтожил пост управления, торпедный отсек и повредил пусковые установки ракет. Даже по оптимистичным оценкам «Майами» могла бы быть отремонтирована не ранее 2015 года.
Пожар, произошедший во второй половине дня 23 мая 2012 года начался из-за гражданского рабочего-маляра Кейси Фури, который в тот день решил пораньше уйти с работы. Фури арестовали и впоследствии приговорили к 17 годам заключения с выплатой 400 миллионов долларов штрафа, а пожар пришлось тушить на протяжении 12 часов с привлечением более ста человек пожарных. В ходе тушения пострадало семь человек, включая пожарного, который сломал себе ребра при падении в открытый люк.
Кстати, френд в комментах перевел англоязычную статью и вот что там говорится о причине: Принимал лекарства от депрессии и тревоги, сказал следователям, что запалил огонь, чтобы уйти с работы (не в смысле уволиться, а в смысле пойти домой 🙂 )
В строю ВМС США осталось 41 АПЛ класса «Лос-Анджелес». Эти корабли строились с 1972 по 1996 год и вооружены как торпедными аппаратами, так и вертикальными пусковыми шахтами для крылатых ракет. Их относят к многоцелевым АПЛ и они не несут межконтинентальных ракет.
У нас тоже сварщик пытался уничтожить лодку в 2012 году:
Пожар на судоремонтном заводе в Мурманской области произошел на АПЛ «Екатеринбург». По данным Минобороны, во время проведения огневых работ произошло воспламенение деревянных строительных лесов, смонтированных вокруг лодки, возгорание перекинулось на легкий внешний корпус.
Официальный представитель Западного военного округа по Северному флоту Вадим Серга сообщал: «При проведении рабочими огневых работ воспламенились деревянные леса вокруг корпуса подводной лодки, находящейся в плановом доковом ремонте. Возгорание перекинулось на легкий (внешний) корпус подлодки».
Стоимость восстановления пострадавшей в результате пожара АПЛ «Екатеринбург» составило чуть более 500 миллионов рублей,
А вот вам еще интересное про подводные лодки: Немецкая подлодка времен Первой Мировой в деталях или вот Сюркуф — человек и корабль. А вот о том, что бывают Подводные авианосцы вы наверное и не знали.
Последний укус «стальной акулы»
Командир непростой «семёрки»
Перед самым началом Второй мировой «семёрка» вошла в группу лодок, заблаговременно, в августе 1939 года, выведенных Германией на позиции в Атлантику. Для патрулирования ей достался район южнее Ирландии, на западных подходах к Великобритании. В сентябре лодка потопила два английских судна на 11 357 брт и арестовала эстонский пароход «Ханония», отправленный в Германию под присмотром призовой партии из пяти подводников. Во втором походе в октябре-ноябре Ролльман действовал на той же позиции. В этот раз U 34 потопила четыре судна общим тоннажем 16 546 брт и отправила в Германию норвежский пароход «Снар», арестованный за военную контрабанду.
Третий поход U 34 состоялся в январе 1940 года. Лодка покинула Вильгельмсхафен с пятью торпедами и восемью минами ТМС на борту. Последние вечером 19 января она установила у английского порта Фалмут. Затем лодка продолжила действовать на позиции южнее Ирландии. Результатом этого похода стало потопление греческого судна на 5625 брт. Кроме того, на минах у Фалмута подорвался и затонул крупный английский танкер «Карони ривер» (7807 брт).
В следующих двух походах Ролльман действовал у берегов Норвегии. В марте 1940 года его субмарина провела две недели на позиции между Нарвиком и Тронхеймом, войдя в группу лодок, собранных там для отражения ожидавшегося англо-французского вторжения в Скандинавию. После возвращения на базу она практически сразу отправилась обратно в море, к Тронхейму, чтобы участвовать во вторжении вермахта в Норвегию. 13 апреля Ролльман торпедировал и тяжело повредил норвежский минный заградитель «Фрёйя». На этом его успехи в Норвежской кампании закончились. U 34 несколько раз атаковала корабли и транспорты противника, но торпеды выбранные цели не поражали.
После завершения норвежских походов «семёрка» встала на длительный ремонт. Её следующий выход в море состоялся лишь 22 июня, когда лодка покинула Вильгельмсхафен и отправилась на старую позицию южнее Ирландии. Уже 5 июля Ролльман добился успеха, торпедировав и потопив английский эсминец «Уэлвинд». Любопытно, что «англичанин» сам охотился на U 34, но вероятная неисправность его асдика превратила эсминец в цель для немецких торпед. Следующие десять дней Ролльман собирал богатый «урожай»: с 6 по 17 июля U 34 атаковала и потопила семь пароходов на 21 334 брт. Большинство жертв не принадлежали Великобритании, но находились в английском фрахте.
18 июля Ролльман привёл лодку во французский Лориан и завершил свой шестой поход. Он отрапортовал Дёницу о потоплении «Уэлвинда» и семи судов на 26 338 брт, завысив тоннаж некоторых своих целей. Командующий остался доволен действиями подчинённого и приказал как можно скорее снова выйти в море. Такая срочность объяснялась тем, что оперативная обстановка требовала от немецких подлодок активных действий: начинался период подводной войны, вошедший в её историю как «золотое время», когда немецкие подводные силы добивались успехов, не неся при этом потерь.
Один в поле воин
Первые сутки плавания прошли без особых происшествий. А вот вечером 24 июля выяснилось, что взятое в Лориане смазочное масло не обладает нужной плотностью. Его расход превысил норму, и инженер-механик был вынужден добавить старое смазочное масло, взятое ещё в Вильгельмсхафене, чтобы поддерживать давление масла на нужном уровне. Чтобы предупредить базу в Лориане и находившиеся там лодки, Ролльман отправил Дёницу радиограмму о том, что масло в Лориане слишком жидкое, чтобы поддерживать высокую скорость субмарин.
Пока U 34 огибала Ирландию с запада, погода на море оставалась неизменной: моросил дождь, снижавший видимость. Вечером 25 июля лодка уже находилась между Ирландией и банкой Роколл — районом активного движения английских конвоев. Ситуация сложилась парадоксальная. К тому моменту U 34 была единственной немецкой лодкой в этом районе, но Ролльман не мог нормально вести наблюдение не только из-за ливня: его командирский перископ запылился изнутри, с трудом поворачивался и протекал.
В утренних сумерках 26 июля верхняя вахта «семёрки» заметила на северо-востоке клубы дыма. Их источником был конвой ОВ-188, вышедший из Ливерпуля 23 июля. В сопровождении корвета, шлюпа и эсминца он следовал на запад, чтобы рассеяться, достигнув нужной точки в океане. В 06:40 немцы заметили летающую лодку, от которой U 34 дважды уклонялась погружением. Самолёт активно вёл поиск впереди конвоя, мешая «семёрке» занять позицию прямо по его курсу. Начавшийся ливень укрыл её от глаз английских пилотов, позволив немцам продолжить преследование OВ-188. В 13:00 Ролльман занял выгодную позицию перед одной из колонн конвоя, в 13:30 погрузился и двинулся ей навстречу:
«Конвой меняет курс примерно каждые 4–10 минут. Состоит из 6 колонн каждая по 5 пароходов в ряд. Защищается 2 канонерками и 2 сторожевыми кораблями. Все суда вооружены. Средний размер пароходов 7000–8000 брт, среди них очень большой пассажирский пароход, несколько танкеров и большие грузовые суда. В основном все в балласте, лёгкая загрузка. У пароходов есть носовая защита. Последний курс конвоя 290°.
Начал нападение на пассажирский пароход, который движется во внешней левой колонне в качестве головного корабля. Пароход современный, с трёхцветным камуфляжем, вооружён (количество (орудий — прим. авт.) не распознаётся), 1 дымовая труба, 2 мачты. Считаю, что это вспомогательный крейсер, так как пассажирский пароход шёл бы в центре».
Ролльман существенно завысил тоннаж торпедированных целей. «Вспомогательный крейсер» оказался английским пассажирским пароходом «Аккра» (9337 брт), а торговое судно, несшее такой же флаг, называлось «Винемур» (4359 брт). Оба затонули спустя большой промежуток времени, что позволило спастись большинству их пассажиров и командам.
Тем временем U 34 продолжила атаку конвоя. После залпа Ролльман развернул лодку вправо, чтобы вновь занять позицию для стрельбы. В 14:51 он неудачно атаковал танкер «Бритиш Зил», пустив торпеду «в молоко». Промах он объяснил некорректной работой счётно-решающего прибора:
«14:51. Попытка стрельбы по танкеру «Бритиш Зил», концевому в третьей колонне, используя счётно-решающий прибор на малой дистанции. Курсовые углы в приборах установки Обри уравнивались слишком медленно из-за проблемы с задающим устройством, пришлось дважды доворачивать и трижды исправлять вручную угол цели. Выстрел при угле цели 110°, после выстрела танкер отвернул. Промах. Конвой отвернул к северу».
После выстрела «семёрка» быстро покинула свою позицию, не дожидаясь контратаки эскортных кораблей. Те вели поиск лодки несогласованно, и поэтому ей удалось ускользнуть незамеченной.
Тем временем суда конвоя ускорили ход, и в результате, когда U 34 всплыла на поверхность, колонны ОВ-188 были уже далеко. В 17:45 Ролльман вновь установил с ними контакт и начал манёвр обгона, чтобы с наступлением темноты повторить нападение. Осуществить задуманное удалось лишь к часу ночи 27 июля. В этот момент лодка уже успела занять позицию впереди конвоя, но Ролльман медлил с началом действий, так как для атаки из надводного положения было слишком светло. Дождавшись восхода луны, «семёрка» в 02:55 погрузилась для атаки под перископом.
Хотя лунный свет должен был помочь командиру U 34 идентифицировать цели, из-за запылённости перископа это оказалось сложным делом. Тем не менее уже в 02:58 он выпустил из кормового аппарата по головному кораблю третьей колонны, оценённому в 8000–10 000 брт, парогазовую торпеду. Выстрел производился с 500 м. Торпеда поразила цель в 50 м от кормы. Пароход сел вводу глубже и замигал сигнальной лампой морзянку. Спустя минуту лодка повторила выстрел, атаковав торпедой два судна из пятой колонны, перекрывавшие друг друга. Ролльман планировал, что торпеда попадёт в одно из них, но его расчёт не оправдался: торпеда прошла между двумя пароходами в тот момент, когда они разошлись.
«03:13 5-я атака: на прекрасный встречный очень большой танкер, несущий огни на мостике. Танкер сильно ускорился. Выстрел с углом упреждения 11°, углом прицеливания 120° и расчётной скоростью 6–7 узлов. Дальность 900 метров. Танкер глубоко сидит в воде, потому что загружен, вероятно, на 2/3. Попадание в 20 метрах от носа, сопровождаемое высоким столпом воды. Танкер садится в воду носом. Предполагаемый размер 9000 брт».
Вскоре после этой атаки Ролльман заметил свою первую торпедированную цель, подававшую сигналы кораблю охранения: она тонула кормой. Атакованного танкера не было видно, поэтому немцы решили, что он пошёл на дно. К этому моменту ордер конвоя нарушился, и его эскорт пытался вернуть судна на свои места. Занятые этим процессом сторожевые корабли не вели поиск подлодки, что позволило U 34 полным ходом на перископной глубине уйти с места атаки.
В 04:15 Ролльман всплыл, и первое, что открылось его глазам — это дрейфующая половина торпедированного судна, с которой на находившийся рядом сторожевой корабль подавались сигналы морзянкой. Командир «семёрки» решил продолжить преследование конвоя, взяв курс на север. Однако он не преуспел в этом, так как ОВ-188 уже был распущен. В полдень U 34 обнаружила лишь два парохода из его ордера. Ролльман переключил внимание на них.
«28.07.40. (время записи отсутствует — прим. авт.). Поиск (судна — прим. авт.) прерван, потому что ухудшилась видимость. Есть 1 торпеда G7е. О случившемся. Мы отправились на восток к месту атаки 27 июля, чтобы, возможно, найти больше доказательств потопленного парохода. Уходящий конвой (ОВ-188 — прим. авт.), вероятно, был распущен до полудня, и возможно, после моей атаки корабли охранения уже подошли к месту встречи, чтобы сопроводить приходящий конвой в Северный канал.
В 11:00 командующему подлодками отправлено сообщение от U 34:
Из (ордера — прим. авт.) уходящего конвоя (потоплено — прим. авт.) 42 000 брт, в том числе пассажирский пароход или вспомогательный крейсер 18 000 брт, затонул, ещё 6000-тонник торпедирован, всего 5 вооружённых судов. Есть 1 G7е. Возвращаюсь на базу. Нахожусь в (квадрате — прим. авт.) AL 29. Нуждаюсь в сухом доке (для ремонта — прим. авт.) дизеля, перископа и внешней крышки торпедного аппарата. Вопрос: Лориан?».
Ответ от Дёница пришёл в тот же день после полудня. Командующий выразил удовлетворение действиями Ролльмана и приказал идти на ремонт в Вильгельмсхафен. Прежде чем взять курс на базу, U 34 осмотрела место своей последней атаки. Немцы обнаружили огромное нефтяное пятно и множество обломков. Убедившись, что замеченный ранее обломок торпедированного судна затонул, Ролльман начал возвращение в Германию.
Последняя торпеда
На протяжении трёх суток пути подлодка шла в условиях плохой видимости. Лишь на входе в Северное море, когда «семёрка» находилась между Шетландскими островами и Норвегией, наступила хорошая погода.
Взрыв сильно тряхнул U 34, несмотря на расстояние, отделявшее «немку» от поражённой цели. Ролльман счёл, что у англичан сдетонировали торпеды. В перископ он видел, как в небо взметнулось множество обломков, а «англичанка» затонула в течение двух-трёх секунд. В 19:05 «семёрка» всплыла и пошла к месту гибели цели. От торпедированной субмарины остались только деревянные обломки верхней палубы. Но через мгновенье из глубины поднялся большой пузырь воздуха, выбросивший на поверхность человека. Немцы сразу же его подобрали. Спасённым оказался матрос-австралиец Уильям Пестер. Он сообщил Ролльману, что от взрыва немецкой торпеды погибла подлодка «Спирфиш», которой командовал лейтенант-коммандер Джон Форбс, за торпедирование немецкого броненосца «Лютцов» 11 апреля 1940 года награждённый Орденом за выдающиеся заслуги.
Доложив в штаб об инциденте с английской подлодкой, Ролльман продолжил возвращение на базу. В пути «семёрке» пришлось уклоняться от английских самолётов и избегать столкновения с дрейфующими минами. В полдень 2 августа в районе Доггер-банки U 34 встретила U 37. Обменявшись сигналами, лодки разошлись разными курсами. В 19:00 3 августа «семёрка» пришла в Вильгельмсхафен, завершив свой седьмой поход. Он продолжался одиннадцать с половиной суток. За это время лодка прошла 2604 мили и израсходовала 46,4 т топлива.
Рыцарский крест «по-честному»
Дёниц оценил результаты похода U 34 на «отлично». Получив 28 июля доклад Ролльмана о потоплении четырёх судов на 42 000 брт и торпедировании ещё одного транспорта на 6000 брт, командующий засчитал ему 48 000 брт. Подсчитав, что заявленные Ролльманом успехи в семи походах составляют потопленными и захваченными 23 судна общим тоннажем 129 508 брт, а также включают в себя минзаг и эсминец, Дёниц представил командира U 34 к Рыцарскому кресту. Гросс-адмирал Редер 31 июля утвердил награждение, сделав Ролльмана пятым по счёту подводником-кавалером этого ордена.
Однако расчёт Дёница был неверен. Во-первых, он не учитывал «Спирфиш», потопленную U 34 днём позже награждения её командира. Во-вторых, суммарные успехи Ролльмана были скромнее: в реальности он потопил и захватил 21 судно на 96 946 брт — без учёта трёх уничтоженных им военных кораблей. Разница между реальными и заявленными успехами подлодки возникла в основном из-за того, что её командир переоценил свои успехи в последнем походе. Ролльман считал, что во время атаки конвоя он торпедировал пять пароходов, один из которых был вспомогательным крейсером. Как уже упоминалось, атакуя ОВ-188, он сначала потопил «Аккру» и «Винемур» 26 июля. Ночное нападение 27 июля также оказалось удачным, но жертвами торпед в ту ночь стали только два судна: английский транспорт «Самбре» (5260 брт), атакованный в 02:58, и английский крупный танкер «Тиара» (10 364 брт), торпедированный в 03:13. Таким образом, успех атаки ОВ-188 исчислялся четырьмя судами на 29 320 брт, а не пятью на 48 000 брт.
Завышение результата последнего похода U 34 можно объяснить лишь атакой конвоя. Работая по целям в ордере в условиях плохой видимости и с запылённым перископом, Ролльман вполне мог завышать тоннаж транспортов не нарочно. Оверклейм во время атаки конвоев допускали и другие командиры. Однако, когда в других походах жертвами Ролльмана становились одиночные суда, во время их атаки он завышения тоннажа не допускал, потому что более тщательно идентифицировал цели, в том числе и по их названию.
По факту на момент награждения командир U 34 приблизился к установленной планке в 100 000 т, хотя и немного недотянул до неё. Таким образом, Ролльман стал вторым командиром подлодки кригсмарине, который получил Рыцарский крест за успехи, почти соответствовавшие установленному Дёницем правилу. Впрочем, 100-тысячную планку Ролльман всё же преодолел, но только в 1943 году, когда он, командуя подводным крейсером U 848, потопил английское судно «Барон Симпл» на 4573 брт, что увеличило его общий реальный результат до 101 519 брт и позволило включить Ролльмана в список немецких подводных асов с результатом свыше 100 000 брт.
В завершение расскажем, как сложилась дальнейшая судьба героев статьи. Седьмой поход U 34 стал для неё последним. После ремонта она была признана непригодной для боевых походов и оставлена на Балтике в качестве учебной лодки. 5 августа 1943 года «семёрка» затонула после столкновения с плавбазой подлодок «Лех». Во время этой катастрофы погибло четыре подводника. Позже она была поднята и сдана на слом.
Вильгельм Ролльман продолжил службу как офицер-инструктор 2-й учебной дивизии подплава, где он командовал ротой. 27 января 1943 года его назначили командиром достраивавшегося подводного крейсера типа IXD2 U 848. После вступления лодки в строй и окончания курса тренировок экипажа она была приписана к группе «Муссон», действовавшей в Индийском океане. По пути туда 5 ноября 1943 года у острова Вознесения в Южной Атлантике лодку Ролльмана атаковали американские самолёты. «Девятка» получила повреждения, лишившие её возможности погружаться. После этого субмарина пять с половиной часов отражала атаки четырёх B-24 и двух B-25, которые в конце концов её всё же потопили. Из экипажа U 848 гибель лодки пережил только боцман. На протяжении месяца он дрейфовал на спасательном плоту в океане и умер через два дня после того, как его доставило на берег торговое судно.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй
Известные поединки субмарин
Как человек, который прослужил на подводной лодке три года в должности начальника медицинской службы, а бывших подводников не бывает, я интересуюсь всеми событиями в мире, связанными с противостоянием подводных лодок разных стран, как прошедшими много лет назад, так и в настоящее время. Сегодня хочу поделиться со своими читателями тем, что знаю, о поединках между подводными лодками за все время существования подплава. Это далеко не полный перечень, но, как говорится, чем богаты, тем и рады.
Известно, что первый поединок между субмаринами произошел 18 октября 1914 года недалеко от берегов Норвегии. Немецкая U-27 (командир Бернд Вегенер) потопила английскую подводную лодку Е-3, находившуюся в надводном положении. Погибли 27 членов экипажа.
Но намного более ожесточенное противоборство под водой происходило в годы Второй мировой войны. Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц).
Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. А вот в Средиземном море на первом этапе войны противостояли подводники Британии и Италии, союзницы Германии во Второй мировой войне. И там тоже разворачивались интересные события, которые описаны в материалах интернета.
Этот необычный бой произошел у самой подошвы итальянского «сапога» – у мыса Колонне. 9 октября 1940 года британская подлодка T-класса «Триад» (HMS Triad) лейтенант-коммандера Джорджа Солта (George Stevenson Salt) вышла в поход с Мальты. 15 октября в 01:10 «Триад» установила обоюдный визуальный контакт с итальянской крейсерской подлодкой «Энрико Тоти» (R.SMG. Enrico Toti) под командованием капитано ди корветта (капитан 3-го ранга) Бандино Бандини (Bandino Bandini). «Тоти» возвращалась на базу в Бриндизи после неудачного выхода в море – у нее вышли из строя электромоторы.
Чуть позже командир «Триад» решил выйти из боя и погрузиться, но уходящая под воду лодка была поражена двумя очередными торпедами, которые успела выпустить «Тоти». Итальянцы не обнаружили на поверхности выживших – «Триад» погибла со всем экипажем. С момента обнаружения лодками друг друга до гибели «англичанки» прошло, по разным данным, не более 30–45 минут.
Долгое время считалось, что жертвой «Тоти» пала другая британская субмарина – «Рэйнбоу» (HMS Rainbow). Она в паре с однотипной подлодкой «Регент» (HMS Regent) была отправлена для действий в районе залива Таранто и ни разу не вышла на связь после того, как покинула гавань Александрии 23 сентября 1940 года. В 1988 году эта версия была изменена, и теперь принято считать, что «Рэйнбоу», находясь в подводном положении, была протаранена и потоплена в Адриатическом море итальянским судном «Антониетта Коста» (Antonietta Costa) в 60 милях к северу-востоку от Бари.
Таким образом, «Рэйнбоу» уступила «Триад» печальную славу единственной британской субмарины, потопленной итальянскими подлодками в ходе Второй мировой войны. Итальянцы были столь горды этой победой, что включили сюжет боя в художественный фильм «Альфа Тау!» (Alfa Tau!), снятый ими в 1942 году.
Почему бой «Триад» и «Тоти» вообще состоялся? Причины, побудившие Бандини принять вызов, понятны – у «Тоти» были неисправны электромоторы, что лишало её возможности уклониться от боя погружением. Не ясно, почему Солт так лихо, в стиле корсаров XVII века, бросился сражаться с итальянцами, что в итоге привело к гибели его самого, «Триад» и всего экипажа. Возможно, на этот вопрос поможет ответить история второго подобного боя между итальянской и британской субмаринами, который произошел полгода спустя.
26 июня 1941 года британская подлодка T-класса «Триумф» (HMS Triumph) лейтенант-коммандера Уилфрида Вудса (Wilfrid John Wentworth Woods) вышла в поход из Александрии, чтобы занять позицию в заливе Сирт у побережья нынешней Ливии, и уже утром следующего дня добилась успеха в лучших традициях британского флота.
В восемь часов утра Вудс в перископ заметил на расстоянии в 2000 ярдов всплывающую вражескую субмарину. Противник набрал ход и начал активно маневрировать, что делало невозможным торпедную атаку. Тогда Вудс решился на то, что можно назвать только лихим кавалерийским наскоком.
Спустя 11 минут после обнаружения противника «Триумф» всплыл и, сблизившись до дистанции в 1500 ярдов, открыл огонь из палубного орудия и пулемета. Удивительно, но противник бой принял! На палубу субмарины выскочили артиллеристы, которые открыли огонь по «Триумфу».
Так нашла свою гибель итальянская субмарина «Сальпа» (R.SMG. Salpa) под командованием тененте ди вашелло (капитан-лейтенант) Ренато Гуанньи (Renato Guagni). Вместе с ней на дно отправились четыре офицера и 44 рядовых и старшины.
Описанные случаи, на самом деле, далеко не единственные, когда командиры подводных лодок шли на подобный риск и атаковали при помощи артиллерии вражеские подлодки, малые военные корабли, береговые объекты и т.п. Разумеется, это не означало, что британские подводники не использовали торпеды. Часто после неудачной торпедной атаки их субмарины всплывали для того, чтобы завершить начатое при помощи пушек.
Порой при ознакомлении с действиями английских субмарин возникает ощущение, что британцы считали их больше «ныряющими пушками», чем носителями торпед. Это косвенно говорит как об исключительной агрессивности командиров, желавших добиться результата в поражении одиночных целей, так и о недостаточном противодействии авиации ПЛО противника, позволявшей британским субмаринам применять артиллерию.
Любопытно, что основные противники британцев, немцы, имели совершенно иной взгляд на использование подводными лодками артиллерии. Так, ряд пунктов из V раздела их «Наставления для командиров подводных лодок» гласил:
«271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения, и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.
Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.
При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.
На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей».
В одном из своих произведений Валентин Пикуль утверждал, что командиры английских подводных лодок были заинтересованы в каждом пуске торпед в боевых походах, так как производящие их фирмы якобы выплачивали им за это премию. Однако скорее можно предположить, что подобные премии выплачивали производители артиллерийских снарядов, так как на примере Вудса и его коллег видно – англичане жалели их куда меньше, чем торпеды. Конечно, в обоих случаях это не так – бравые британские моряки воевали исключительно за отечество и корону.
Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном флотах. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.
Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники заплатили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.
В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку, из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские субмарины типа М – «Малютка».
Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.
Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.
Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкой подводной лодки U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая субмарина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.
Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую единицу. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.
Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.
Чаще всего поединки между подводными лодками проходили тогда, когда одна находилась в надводном положении, и шла под дизелями, которые намного громче шумели, чем электромоторы, когда лодка идет под водой. В этом случае у неё есть преимущество, она раньше узнает о противнике, и попасть в идущую в надводном положении лодку намного легче. Первая успешная атака субмарины, когда обе лодки были под водой, произошла 9 февраля 1945 года, когда британская подводная лодка HMS Venturer потопила немецкую лодку U-864 в Северном море. Из четырех выпущенных торпед в немецкую субмарину попала одна, которая разломила её напополам.
Потопленную лодку обнаружили в 2005 году. Оказалось, что на её борту перевозилась ртуть, и теперь грозит экологическая катастрофа близ места потопления.
Но противостояние под водой продолжилось в годы «холодной» войны. Лодки НАТО и СССР охотились друг за другом, выходили в условные торпедные атаки. Случайные столкновение субмарин происходили десятками, но обычно не приводили к гибели лодок. Разве что наша К-129, погибшая в Тихом океане, могла столкнуться с американской субмариной и получила катастрофические повреждения. Но это предположение, хотя кормовая часть лодки была поднята американцами с огромной глубины в ходе специальной операции. Не снята с повестки дня и гибель нашей подводной лодки «Курск» от случайной атаки американской субмарины в Баренцовом море в августе 2000 года. Многое указывает на то, что именно так и было.
Хотя сейчас вроде «холодная» война закончилась, но противостояние наших субмарин с лодками НАТО продолжается. Вот что стало известно о событии, которое не освещалось в наших СМИ. Статья появилась в английской газете.
«В то время как Тереза Мэй на прошлой неделе решала вопрос о нанесении удара по Сирии, в глубине Средиземного моря, в восточной его части, разыгралась настоящая драма.
По имеющимся данным, подводная лодка Королевского военно-морского флота, вооруженная крылатыми ракетами преследовалась, по крайней мере, одной (а возможно, и двумя) российской подводной лодкой, которую западные эксперты называют «Черной дырой» за то, что она очень тихая.
Два российских фрегата и противолодочный самолет, судя по всему, также занимались поиском британской лодки в тот момент, когда она маневрировала и пыталась сделать так, чтобы намеченные на территории цели оказались в радиусе действия ее крылатых ракет «Томагавк». Эта субмарина класса «Эстьют» (Astute) в течение нескольких дней пыталась избежать обнаружения в ходе напряженного и опасного противостояния.
В последние годы российские и британские подводные лодки все активнее преследуют друг друга в Северной Атлантике, в Северном море и в Средиземном море, и напряженность повысилась. Однако многие считают, что их первая дуэль произошла в ходе подготовки к нанесению недавнего ракетного удара. Британская субмарина находилась под защитой американского военно-морского флота, разведывательный самолет которого P-8 в прошлую среду начал патрулировать район восточного Средиземноморья для обнаружения российских кораблей и подводных лодок. Самолет P-8 имеет на своем борту датчики для обнаружения кораблей, а также может быть оснащен ракетами, торпедами и минами.
Подводные лодки класса «Варшавянка», используемые для охоты на субмарины противника, располагаются на российской военно-морской Базе в сирийском Тартусе, и, по имеющимся данным, они и возглавляют подобную подводную охоту. Силовая установка «Варшавянки» состоит из двух дизельных генераторов и электродвигателя, который позволяет ей перемещаться под водой исключительно тихо. Кроме того, она имеет на вооружении торпеды, крылатые ракеты, а также противокорабельные ракеты.
«Две „Варшавянки» могут представлять собой значительную угрозу», — отметил Иэн Бэллентайн (Iain Ballantyne), автор книги «Смертельное ремесло» (The Deadly Trade), посвященной подводной войне. Британские субмарины имеют ограниченную огневую мощь. Судя по всему, они имеют на борту не больше 20 крылатых ракет «Томагавк», которые они способны запустить с расстояния 1600 километров (1000) миль из погруженного положения. Некоторые американские субмарины имеют в своем арсенале 154 крылатые ракеты.
Ник Чайлдз (Nick Childs), старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) считает, что в распоряжении Министерства обороны, вероятно, находится не более 100 крылатых ракет «Томагавк».
«Американцы в прошлом году запустили 59 крылатых ракет, когда они атаковали одну военно-воздушную базу (в Сирии) — это своего рода мерило, которое позволяет нам говорить о том, какой вклад, судя по всему, способно внести Соединенное Королевство».
Капитаны субмарин готовятся к тому, чтобы запускать небольшое количество ракет в ходе одного залпа и таким образом избежать обнаружения. «Чем дольше вы находитесь в определенном районе, тем больше вы выдаете данных о своей позиции, — отметил Чайлдз. — Это делает подводную лодку уязвимой».
В конечном итоге этот вопрос так и не стал актуальным — британская субмарина не приняла участия в ракетном ударе по Сирии.
Но чтобы побеждать противника в поединках под водой, надо тренироваться. Этим и занимаются наши подводники в ходе учений.
Атомные подводные лодки (АПЛ) Северного флота «Псков» и «Нижний Новгород» провели «дуэль» в ходе учений в Баренцевом море, сообщили в пресс-службе Северного флота. На первом этапе учений подлодки, каждая из которых выполняла для другой роль условного противника, вели поиск и преследование с выходом на позицию атаки подводной цели, а также отрывались от преследования с постановкой помех и ложных целей.
«Наиболее сложным и ответственным этапом совместных подводных маневров стало практическое выполнение торпедных стрельб по подводной цели. Данное упражнение экипажи выполнили в дуэльном варианте», — говорится в сообщении Северного флота.
26 октября «Мурманский вестник» сообщал, что «Псков» и «Нижний Новгород» проводят глубоководные погружения в нейтральных водах Норвежского моря, так как Баренцево море для полноценных учений слишком мелко (средняя глубина составляет около 200 м, максимальная — 600 м).
«В ходе погружений, которые продлятся в течение ближайшей недели, экипажи отработают тактические приемы и различные виды маневрирования в большом диапазоне глубин, а также испытают отдельные образцы техники и вооружения», — отмечало издание.
При этом NRK отметила, что учения, в которых в общей сложности принимают участие 10 российских подлодок, являются крупнейшей такой операцией со времен холодной войны. Со ссылкой на источники в разведслужбе NRK сообщила, что участвующие в учениях подлодки пытаются незаметно для НАТО добраться от своих баз на Кольском полуострове до Норвежского моря.