что поможет вам больше узнать об успеваемости детей в школе
Консультация для родителей «Плохая успеваемость в школе: причины, пути решения»
Татьяна Тинькова
Консультация для родителей «Плохая успеваемость в школе: причины, пути решения»
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребёнка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жёсткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни. Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих.
То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно.
Негативные последствия сказываются на формировании личности ребёнка:
• снижают его самооценку,
• смиряют ребёнка с неуспехом, неспособностью,
• делают его пассивным, равнодушным к учёбе, либо негативно настроенным на любое обучение.
Успеваемость в школе не всегда является показателем уровня интеллекта. Бывают очень яркие одарённые дети, у которых не получается добиться успеха и признания в школе. Если учащийся старается изо всех сил, но при этом прогресс в учёбе не очевиден, причиной этому могут быть более глубокие проблемы.
Причинами школьных затруднений становится не отсутствие каких-либо знаний, навыков и не лень, а более глубокие проблемы. Успешно учиться и общаться, в первую очередь, должен быть готов организм ребёнка: успех базируется на его здоровье.
Биологические причины плохой успеваемости (наследственные факторы, осложнения вследствие особенностей протекания беременности и родов, соматические заболевания в раннем возрасте, индивидуальные особенности мозговой организации психических функций).
Мозговые процессы, отвечающие за овладение моторными навыками, также отвечают и за способность к обучению. Моторные навыки и способность к обучению целиком и полностью зависят от эффективности сенсорной обработки. Если ребёнок не способен правильно интегрировать информацию от органов чувств, то скорее всего у него будут проблемы с обучением. Как раз этот недостаток и является первопричиной неуспеваемости.
Средовые факторы, способные вызвать трудности в обучении (педагогическая запущенность, гиперопека, бедность предметной среды, окружающей ребёнка, недостаточное упражнение психических функций на этапе дошкольного развития, незнание или непонимание индивидуальных особенностей структуры и динамики психического развития ребёнка).
В зависимости от причин, неуспеваемость ребенка делится на несколько категорий – она может иметь под собой биологическую, социальную или эмоциональную основу.
В первом случае ребенок попросту психологически и физически не готов к школе. Родителям такого ребенка стоит уделить больше внимания и времени его воспитанию, интеллектуальному и творческому развитию, помочь ребенку стать более зрелой личностью.
Также плохая успеваемость ребенка может быть связана с его неспособностью к длительному сосредоточению и с отсутствием усидчивости.
Гиперактивным детям тяжело выдержать целый урок, сидя неподвижно, и выполняя классную работу, и они быстро теряют интерес к уроку, их внимание рассеивается, и как следствие, падает успеваемость.
Социальные и эмоциональные причины неуспеваемости чаще всего кроются в коммуникативных проблемах ребенка. Если он испытывает трудности в общении с учителями и сверстниками, не умеет заводить друзей, знакомиться с новыми людьми, то в классе такой ребенок обычно становится изгоем, с которым не могут найти общий язык, и впоследствии отказывается идти в школу, перестает выполнять уроки, начинает хуже учиться.
Отнеситесь серьезно к изменениям психики своего ребенка. Будьте внимательны к тому, что с ним происходит в школе, и постарайтесь помочь ребенку справиться с его проблемами.
Как повысить успеваемость ребенка в начальной школе?
Способность маленького ученика концентрировать внимание, сохранять радость и интерес к учебе помогут избежать проблем с успеваемостью в младшей школе. Родители в силах помочь малышу в этом,поработав в следующих направлениях:
1. Организм ребенка должен отдыхать и получать достаточно кислорода. Ежедневные прогулки на свежем воздухе после многочасового сидения за партой, частое проветривание комнаты школьника обеспечат его зарядом бодрости и новыми силами для эффективного выполнения домашнего задания.
2. Четкая организация рабочего дня поможет избежать нервных срывов, плохого самочувствия, усталости, потери интереса к учебе и замкнутости.
4. Подходящая обстановка в комнате, настраивающая на рабочий лад. Место для выполнения заданий на дом должно быть комфортным, хорошо освещенным и оснащенным всем необходимым для этого.
5. Не нужно нагружать детей всем и сразу. Не обдуманно поступают те родители, которые записывают школьников во все секции подряд, ведь невозможно сосредоточиться на всем одновременно. Чрезмерные нагрузки приведут лишь к нервным срывам.
6. Питание школьника должно быть разнообразным и содержать вещества, которые стимулируют работу мозга. Не нужно забывать также про питьевой режим.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Пути реализации» Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Пути их реализации» Цель: помочь родителям в адаптации детей.
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Причины детской лжи» МБДОУ №57 «Страна детства» г. Химки Педагог-психолог Пермякова А. В. Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Причины детской.
Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.
Консультация для родителей: Трудности в обучении грамоте: причины возникновения и способы коррекции вне логопункта Многие родители считают, что ребенок, выучивший буквы к школе, непременно будет отличником. Однако, как показывает практика, знание букв.
Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения». Цель: совершенствовать работу в учреждении по речевому развитию.
Совместное мероприятие для детей и их родителей «На пути к школе» Задачи: способствовать созданию единого образовательного пространства, продемонстрировать родителям достижения детей. Ход мероприятия.
Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи Современная ситуация в Российской Федерации (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты,.
Вовлечение родителей в образовательный процесс в контексте ФГОС ДО: пути и решения. Важным условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных.
Выступление на педсовете «Причины конфликта «воспитатель и родитель». И пути разрешения» Выступление на педсовете 1. Причины конфликта воспитатель и родитель. И пути разрешения. 2. Взрослые смеются над детьми, которые в своё.
Как понять, что у ребенка проблемы в школе?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Ребенок вернулся из школы. Мы его встречаем: «Привет! Как день прошел?» — «Нормально…» Что ж, нормально так нормально. Можно продолжать заниматься своими делами.
Или нет? Или что-то в ответе ребенка нас задело? Какой-то червячок сомнения появился и как-то неспокойно внутри. Так ли все «нормально» у нашей дочери, у нашего сына? Как понять, что у ребенка проблемы в школе? Узнаем, что говорят об этом психологи.
Основных школьных проблем у ребенка может быть три: успеваемость, отношения с другими ребятами и отношения с учителями. Эти проблемы могут быть связаны, но могут быть и автономны: отличники и любимчики учителей порой оказываются изгоями в классе, а двоечники — неформальными лидерами и так далее.
Понятно, что о проблемах с успеваемостью мы можем судить по оценкам, о проблемах с одноклассниками — по сигналам от учителей и родителей одноклассников, но это срабатывает не всегда. Иногда стоит обратить внимание на «косвенные» признаки. Какие?
Проблемы с успеваемостью: на что обратить внимание?
1. Ребенок не хочет обсуждать школу. «А что вы сейчас проходите. » — «Да так, ничего. » «По математике. По русскому. » — «Отстань!» Такое поведение может свидетельствовать о том, что с этими предметами у ребенка что-то не так.
2. Отношение ребенка к школе резко изменилось. Школьник, который раньше бежал в школу вприпрыжку, вдруг от школы отстранился, озлобился, и учеба его совсем не радует. Это может быть связано как с успеваемостью, так и с проблемами в отношениях с одноклассниками.
3. Ребенку в школе стало скучно. Такое бывает или если ребенок ничего не понимает на уроках, или если он уже все понял на уроках. Как ни странно, в обоих случаях реакция схожая: «Мне ску-учно. »
4. Сын или дочка часам сидят над домашним заданием. Мы уже десять раз подходили к письменному столу ребенка, а тот уныло смотрит все на тот же абзац в учебнике или замер с ручкой над недописанным в тетради примером. На прогулку и отдых времени опять не осталось. При этом в электронном дневнике напротив каждого задания указывается примерное «среднестатистическое» время, которое ребенок должен на выполнение этого задания потратить. Понятно, что темпы у каждого свои и буквально ориентироваться на «официальное» время не стоит, но и «зависать» над домашкой на целые часы — тоже ненормально.
5. В дневнике появились «неуды» по поведению. Это может быть признаком проблем с успеваемостью. Ребенок не справляется с учебой, расстраивается и сердится по этому поводу, но осмыслить, сформулировать и высказать свое состояние пока не умеет. Не справляясь с эмоциями, он плохо ведет себя на уроках и переменах.
6. У ребенка пропал аппетит и появилась бессонница. Наш младший школьник переживает, боится нас огорчить и получить нагоняй за плохую успеваемость, отсюда — стресс, проблемы с едой и со сном. Наш старший школьник, более ответственный и взрослый, беспокоится о своем будущем, и мысли о том, что плохая успеваемость скажется на дальнейшем образовании, на карьере, на имидже не дают ему ни есть, ни спать.
В ЭЖД (электронный дневник и журнал) есть опции, которые родители не используют или о которых вообще не знают: например, комментарий. Он обозначен буквой «к» и служит для объяснения поставленной учителем отметки, для замечаний об участии в уроке. Родители не знают об этом зачастую потому, что эта опция не видна на гаджетах с операционной системой Android. Кстати, на этих устройствах видны не все отметки. Надо смотреть хотя бы на ноутбуке. Через журнал учитель видит, контролируют ли родители учебу ребенка. С его помощью родители могут связаться с учителем.
Знание возможностей журнала снимет многие недоразумения.
Проблемы с одноклассниками
1. Тот же признак, что и с плохой успеваемостью — замкнутость и скрытность. О школе — ни полслова, хотя раньше с порога выкладывал все новости, не дожидаясь вопросов. Был болтун — стал молчун.
2. Отвратительное настроение с утра, когда нужно идти в школу. Хотя вроде и выспался хорошо, и ничего не болит. А все равно жить не хочется. То же — после уроков, когда ребенок возвращается из школы домой. Постоянная подавленность, угнетенность, кажется, без всякой причины. У младших школьников настроение может резко испортиться вечером, когда приходит время собирать портфель и ребенок вспоминает, что завтра ему «снова в бой».
3. Частые болезни. У нашего ребенка нет серьезных хронических заболеваний, в целом здоровье хорошее, но как начинается учебный год, так все меняется. Включается психосоматика. Ребенок хочет уберечь себя от агрессии (кого? одноклассников? учителя?) всеми возможными способами, даже с помощью физиологии: как каникулы или выходные — ребенок здоров, как начинается учебная неделя — сопли, кашель, температура. Или так: утром — живот болит, голова раскалывается, температура 37 с небольшим («точка невозврата»). Мы сердобольно разрешаем: «Ладно, сегодня дома посиди. », и — о чудо! — через пару часов все симптомы как рукой сняло.
4. Агрессивность. Противоположный, казалось бы, угнетенности и подавленности признак тоже может быть показателем проблем с одноклассниками. На все наши вопросы огрызается, учителей, одноклассников костерит на чем свет стоит, все виноваты, «кругом — враги». Очень тревожный признак.
5. У нашего школьника слишком часто пропадают и портятся вещи. «Где сменка?» — «Кажется, в школе забыл. » «Куда делся телефон?» — «Потерял где-то. » «Где новая шапка?» — «Не знаю. » «Почему учебник порван?» — «Случайно получилось. » «Кто исчеркал пенал ручкой?» — «Не знаю. »
6. Ни звонков, ни писем. Почему-то никто из одноклассников нашему школьнику не звонит. И эсэмэсок не присылает. И в Ватсапе, как большинство детей, наш ребенок не «зависает». Это странно.
7. Никто не ходит в гости. Сейчас дети, конечно, уже не так часто ходят друг к другу в гости, как в наше время, но все же иногда ходят. Если нашего ребенка одноклассники никогда к себе не зовут и сами в гости не приходят, это повод задуматься об отношениях к нему в классе.
8. Ребенок возвращается из школы с синяками, шишками и ссадинами. «Откуда фингал под глазом?» — «Упал. » «Почему коленки разбиты?» — «Споткнулась…» «Что с зубом?» — «Ударился случайно, кусочек отломился. » И так далее. Сюда же — оторванные «с мясом» пуговицы, надорванные карманы и воротники.
9. Класс собрался на экскурсию — наш не хочет. В театр, в кино — «Да ну-у. » В поход — «Не, у меня дел полно. » И это становится нормой. С классом никуда не желает ездить. При этом с нами, родителями — когда угодно, куда угодно, только позови.
10. Вдруг выясняется, что наш «отличник» — злостный прогульщик. Но почему он прогуливает? Просто из лени и по легкомыслию? Или «за компанию»? А может быть, чего-то боится? Или кого-то. Повод задуматься и не спешить ругать ребенка.
11. Если резкое ухудшение поведения может быть признаком проблем с успеваемостью, то резкое ухудшение успеваемости может быть признаком проблем с поведением. Обратите внимание, если на смену четверкам и пятеркам у ребенка вдруг пришли двойки.
Что делать дальше?
Вот мы заметили что-то не то. Один из перечисленных тревожных симптомов «замигал». Что делать дальше? Не паниковать. Не делать поспешных выводов. Поговорить с ребенком. В спокойной обстановке, так, чтобы никакой рабочий звонок и никакое бытовое срочное дело не отвлекло бы нас от беседы. Потому что когда ребенок раскроется, нельзя его прерывать. Иначе в другой раз не захочет ничего рассказывать.
О чем спрашивать ребенка?
Слушаем ребенка и обращаем внимание не только на то, что отвечает наш ребенок на эти вопросы, но и на то, как он на них отвечает. А также на то, на какие вопросы он не отвечает. Это тоже информация для размышления. Как и поведение ребенка во время разговора. На каком вопросе он запнулся? Опустил глаза? Поджал губы? Какой вопрос заставил его задуматься? Или наоборот, вызвал очень активную реакцию, может быть — агрессию, желание оправдываться, защищаться. И не теряем доверия ребенка. Остаемся искренними сами. Внимательно выслушиваем нашего школьника,
Что мы, родители, должны донести до ребенка?
Я на твоей стороне.
Я хочу тебе помочь.
Я вижу твою проблему / проблему в твоем классе / проблему в твоем отношении с учителем так-то и так-то. Самым приемлемым решением твоей проблемы я вижу то-то и то-то.
Что мы можем сделать еще?
Связаться с классным руководителем, с учителем, узнать его версию событий, обсудить ход действий. Спросить у учителя, как с его/ее точки зрения ребенок ведет себя в школе, классе. На уроках, на переменах. Общается ли с другими детьми? Какое у ребенка чаще всего настроение в школе?
Если в школе есть психолог, связаться с ним, узнать его версию событий, обсудить ход действий.
Держать связь с родителями одноклассников, особенно с родителями друзей ребенка. Возможно, через чат. Они от своих детей могут знать подробности конфликта или проблемы в классе, о которых не знает наш ребенок.
Вместе с учителем и психологом выработать план совместных действий и придерживаться его в дальнейшем вместе с ребенком.
С благодарностью семейному и подростковому психологу Анне Абраменко
«Опять двойка…»: что стоит за низкой успеваемостью ребёнка?
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок добился в жизни гораздо большего, чем он сам. И обязательным условием «успешности» сына или дочери станет отличная учёба и дневник с одними пятёрками. Но что делать, если ребёнок плохо учится?
Не все дети радуют родителей своей успеваемостью. Более того, когда ребёнок внезапно приносит домой из школы двойку, мамы и папы теряются и не знают, как правильно нужно себя вести. Отругать, пожалеть или сделать вид, что ничего страшного не произошло?
Сегодня мы поговорим о проблеме школьной неуспеваемости, её причинах и путях преодоления, узнаем о том, как сами дети относятся к своим оценкам, и разберёмся, стоит ли ругать ребенка за плохую учёбу и нужно ли помогать с домашними заданиями.
Содержание:
Проблема школьной неуспеваемости глазами педагогов и родителей
Для начала давайте разберёмся, что входит в понятие «школьная успеваемость».
Обратимся к «Словарю терминов по общей и социальной педагогике». Согласно ему, успеваемость – это показатель того, насколько ребёнок прочно, полно и глубоко усвоил те или иные школьные знания, умения и навыки.
Заметьте: в этом определении нет ни слова об оценках, которые должен получать «успевающий» ребёнок. То есть получается, что школьная успеваемость основывается именно на знаниях, а не на том, какие отметки стоят в дневнике.
Об этом важно помнить и родителям, и педагогам.
«Только мой ребёнок плохо учится?»
Проблема плохой успеваемости учеников была актуальна всегда.
Согласно исследованиям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в 2020 году около 22% учеников 7-9 классов были признаны потенциально неуспешными.
У ребят были выявлены серьёзные проблемы с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.
Педагоги жалуются, что ученики приходят в школу психологически неподготовленными, с низкими познавательными способностями, а родители сетуют на то, что у детей нет интереса к учёбе, их постоянно приходится контролировать и заставлять делать домашние задания.
Действительно, проблема снижения успеваемости ребёнка – это и психологическая, и педагогическая, и семейная проблема. Когда сын или дочь начинает плохо учиться, значит, ему требуется помощь и поддержка со стороны взрослых.
О хороших и плохих оценках
Вы удивитесь, но педагоги, родители и дети по-разному относятся к одной и той же школьной оценке.
Оценки глазами родителей
Как воспринимают отметки в дневнике сына или дочери родители:
«Пятёрка»
Это всегда предмет гордости. Ей можно похвастаться перед соседями или коллегами. Даже если ребенок – круглый отличник, очередная «пять» за сочинение по литературе закрепляет его успех и звание «умницы».
«Четвёрка»
Приносит радость только в том случае, если её получил стабильный троечник. В противном случае родители либо относятся к ней равнодушно, либо испытывают разочарование, когда от ребЁнка ожидалась более высокая оценка.
«Тройка»
Тоже воспринимается по-разному. Если её появление неожиданно, она вызывает у родителей недоумение и огорчение. А если такая оценка – обычное дело для ребёнка, все относятся к ней достаточно спокойно.
«Двойка»
Как правило, вызывает отрицательные эмоции. Одни родители испытывают гнев, злобу и раздражение на ребёнка, у других в буквальном смысле «опускаются руки»: они подавлены, разочарованы, начинают искать причину плохой успеваемости сына или дочери в себе.
Глазами ребёнка
В отличие от взрослых, ребёнок сразу «примеряет» полученную оценку на себя.
Если школьник – круглый отличник, избалованный похвалой взрослых, он рано или начнёт считать себя умнее и лучше других детей. Появление четвёрок и троек в дневнике он воспримет как катастрофу и падение со своего пьедестала.
А вот те, кто испытывает трудности в учёбе, и чей дневник пестрит двойками и тройками, рано или поздно начинают чувствовать себя неполноценным, глупым и бездарным. «У меня всё равно ничего не получится, так зачем стараться?!» – думает ребёнок и перестаёт проявлять интерес к учёбе и стремиться к хорошим оценкам.
Глазами учителя
Что вкладывают педагоги в понятие «оценка»:
Личное отношение учителя к ученику не должно отражаться на его оценках. На практике это правило часто не соблюдается. Обычно педагоги делят всех детей на отличников, «хорошистов», «троечников» и «неуспевающих». И даже если «троечник» написал контрольную работу без единой ошибки, что подумает учитель? Правильно: «списал» или «помогли».
Как мы видим, школьные оценки не всегда могут отражать реальную ситуацию с учёбой ребёнка, поэтому родителям нужно быть внимательным не только к отметкам в дневнике сына или дочери, но и к его психологическому и физическому самочувствию.
Причины снижения успеваемости школьников
Когда ребёнок приносит домой дневник с «двойкой» (а, бывает, и не с одной) – это сигнал к тому, что ему нужна помощь, и родителям необходимо разобраться в причинах того, почему сын или дочь стали плохо учиться.
Причин низкой успеваемости достаточно много. Их можно разделить на 4 группы.
Физические причины
Первая группа – это физические причины. К ним относятся:
Такие дети не всегда учатся в специализированных школах или классах, чаще их можно встретить в массовых школах. Конечно, им тяжело получать знания в общем потоке детей, отсюда – сниженная успеваемость, неусидчивость и проблемы с поведением.
Психологические причины
Вторая группа – психологические причины. Это:
Отсутствие интереса и мотива к обучению
Ребёнок не понимает, зачем ему нужно сидеть за партой и слушать объяснения учителя, когда в мире всего столько интересного и неизведанного. И зачем делать домашние задания, если можно пойти поиграть в футбол во дворе или освоить новую «стрелялку» на планшете?
Невнимательность и рассеянность, низкий уровень познавательных способностей
Это частая «беда» младших школьников. Особенно психологически неподготовленных к школьному обучению. Им трудно сосредоточиться на учебных задачах, они постоянно забывают, что задали на дом, приходят в школу без дневника и учебных принадлежностей.
Повышенная тревожность
Тревожных детей в классе легко заметить. Им свойственно чрезмерное беспокойство, но чаще не из-за самого события, а из-за его ожидания. Тревожный ученик боится всего: плохой оценки за контрольную работу, неверного ответа у доски, насмешек одноклассников из-за промаха в игре в баскетбол и т.д.
Ребёнок настолько сосредоточен на том, какие неприятности могут с ним произойти, что не способен думать ни о чём другом.
Возрастные особенности
В подростковом возрасте у школьников повышается потребность в общении со сверстниками, а учёба отходит на второй план. Им важнее заслужить внимание понравившейся девочки или мальчика, чем получить пятёрку в дневник.
Личностные особенности ребёнка
Застенчивость, леворукость, тип темперамента и др.
Случаи из практики
1. К школьному психологу обратилась мама пятиклассницы Киры. Она пожаловалась на то, что её дочь – умная, способная девочка, но совершенно не умеет отвечать у доски. Когда учитель вызывает Киру, она краснеет, бледнеет и не может связать и двух слов. Зато со всеми контрольными и домашними заданиями девочка справляется на «отлично».
Психолог рекомендовала маме обратить внимание педагогов на особенности девочки, а также чаще создавать для Киры ситуации успеха, в которых она могла бы проявить свои лучшие качества.
2. Семиклассник Витя – стабильный «троечник», всё время сидящий за последней партой. Никаких выдающихся способностей за все годы обучения так в нём никто и не обнаружил. Учителя давно махнули на Витю рукой: «сидит и сидит, может, хоть что-то усвоит».
Однажды во время школьного похода, часть детей ушла собирать хворост для костра и заблудилась. Среди них был и Витя. Мальчик не растерялся, достал из кармана компас и уверенно вывел ребят к месту сбора. Оказалось, что Витя давно увлекается спортивным ориентированием и с 5 лет ходит с родителями в походы. С тех пор у Вити появилось много друзей из класса, а учителя взглянули на стабильного «троечника» другими глазами.
Педагогические причины
Третья групп причин – педагогические. К ним относятся:
Чрезмерная нагрузка
Часто родители после школы загружают детей всевозможными кружками и секциями. В результате у ребёнка после насыщенного учебного дня и посещения курсов английского языка и занятия в художественной школе совсем не остаётся сил на домашние задания. Как итог – падение успеваемости и ухудшение самочувствия.
Отсутствие у педагога индивидуального подхода к каждому ученику
Да, учителю-предметнику действительно сложно держать в голове, что Галя из 9Б боится отвечать у доски, но хорошо справляется с письменными заданиями, а у Коли из 8В недавно развелись родители, и ему сейчас совсем не до учёбы.
Но недостаточное внимание педагогов к потребностям учеников ведёт к появлению школьных трудностей и психологическому неблагополучию у тех детей, которым особенно необходима поддержка со стороны взрослых.
Социальные причины
И четвёртая группа причин школьной неуспеваемости – это социальные. Они включают в себя:
Конфликты с одноклассниками и учителями
Иногда причина неуспеваемости связана с напряжёнными отношениями с одноклассниками или педагогом. Ребёнок не может радовать родителей хорошей учёбой, если мысли о школе вызывают у него гнев, злость, обиду и страх.
Тем более, если школьник подвергается буллингу, он может совсем забросить учёбу и начать прогуливать уроки.
Проверьте, не обижают ли вашего ребёнка в школе сверстники или другие взрослые! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где он бывает в течение дня и быстро дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с помощью приложения «Где мои дети».
Недостаток родительского внимания
Детям важно получать одобрение и похвалу от родителей. В том числе, и за хорошие оценки. А если маме и папе всё равно, что он принёс сегодня: «пятёрку» или «двойку», то зачем стараться?
Кроме того, на учёбу ребёнка могут повлиять и внешние факторы: переход в новую школу или класс, новый педагог, развод родителей и др.
О чём ещё может говорить отставание в учёбе?
Случай из практики
Родители Серёжи – преподаватели в ВУЗе. С 5 лет мальчик умел читать и писать, разбирался во всех видах животных и насекомых и даже сочинял короткие стихи. Когда Серёжа пошёл в школу, учителя не переставали его хвалить: «какой умный и способный мальчик!», но вскоре ситуация изменилась.
Серёжин дневник запестрел «двойками» и «тройками», родителям не раз звонила классная руководительница и жаловалась, что мальчик стал прогуливать школу. Когда обеспокоенные мама и папа спросили у Серёжи в чём дело, он ответил: «Мне там скучно. Я всё это уже знаю и умею».
Школьная неуспеваемость не всегда говорит о неуспешности ребёнка. Может быть и обратная ситуация. Ребёнок настолько подготовлен к школе, что занятия становятся ему неинтересны, и он перестаёт стремиться к хорошим оценкам.
Что делать в такой ситуации родителям:
Как помочь ребёнку, если он стал плохо учиться?
10 правил повышения успеваемости
Правило №1 «Не бей лежачего»
Родители должны направить свою энергию не на «отчитывание» ребёнка за очередную двойку, а поиск причины снижения успеваемости и оказание необходимой помощи.
Правило №2 «Разговор по душам»
Важно расспросить ребёнка об его отношении к школе, одноклассникам и учителям, школьным урокам. Узнать, какие предметы ему нравятся, а с какими он испытывает сложности. Начать помогать именно с них.
Правило №3 «Если будешь хорошо учиться….»
Не пытайтесь подкупить ребёнка материальными благами. Не нужно обещать новый смартфон за пятёрку по математике. Это не самая лучшая мотивация для повышения успеваемости.
Правило №4 «Хороший ученик – здоровый ученик»
Для успешной учёбы у школьника должны быть созданы все условия: отдельное рабочее место, полноценный сон, правильное питание и чёткий распорядок дня.
Правило №5 «Конкретные цели»
Не пытайтесь объять необъятное. Начните с «подтягивания» по одному предмету. Можно нанять репетитора, а можно вместе с ребёнком попробовать разобраться в сложных моментах.
Правило №6 «Нестандартное обучение»
Вместо того, чтобы мучить сына или дочь пересказом параграфа из учебника, лучше посмотрите интересные видео на эту тему, сходите на выставку или в интерактивный музей.
Правило №7 «Оценка оценивает не тебя, а твои знания»
Школьник должен понимать, что цифры в дневнике не дают реальную картину личности человека. Достаточно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который имел стабильные «двойки» по математике и физике или Иосифа Бродского, оставленного на второй год из-за неуспеваемости.
Правило №8 «Ситуации успеха»
Создавать ситуации успеха не означает, что ребёнка нужно постоянно хвалить и задаривать подарками. Школьнику необходимо создать такие условия, в которых он сможет проявить свои лучшие качества (вспомните историю про семиклассника Витю). И вот, когда ваш ребёнок стоит перед вами, счастливый и гордый от того, что справился на «отлично» с поставленной задачей, тогда вы можете и похвалить, и поощрить его чем-нибудь приятным.
Правило №9 «Тайм-менеджмент»
Научите школьника планированию своего времени и своих задач. Большое дело можно разбить на маленькие и несложные задания. Это умение пригодиться ребёнку в течение всей его последующей жизни.
Правило №10 «Будьте рядом»
Возможно, причина школьных трудностей кроется где-то глубо, и ребёнку сейчас важно быть рядом с тем, кто может выслушать, понять и помочь. Покажите, что вам важны не оценки в дневнике, а сам ребёнок – такой любимый и родной.
«Хвалить нельзя ругать» или зачем нужна мотивация?
Часто воспитательная практика родителей включает в себя наказания за плохую учёбу, в том числе и физические. Многие дети, став уже взрослыми, с ужасом вспоминают, как боялись идти домой, потому что «отец всыплет ремня за двойку».
Известный психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и говорит о том, что, если мы вынуждаем ребёнка испытывать боль и страх, то в его душе точно не останется места ни для раскаяния, ни для сожаления, ни, тем более, для любви и интереса к учёбе.
Что же тогда делать? Ругать и пороть нельзя, значит – хвалить? За «двойки» и «тройки»?
На самом деле есть третий вариант – повышать мотивацию.
Рёбенок должен чётко знать, зачем ему нужно учиться, что это даст в будущем и как он сможет применить полученные в школе знания.
Не бывает так, что школьнику совсем ничего не интересно. Может быть, его привлекает робототехника или ведение собственного блога, а может, он увлекается походами и спортивным ориентированием.
Главное, поощряйте все увлечения ребёнка и помогайте ему понять, что для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, нужны именно знания и навыки, полученные в школе. За успехи – хвалите, а в случае неудач не давайте волю своим отрицательным эмоциям.
Если школьник никак не может усвоить материал, постарайтесь объяснить его более доступным и простым способом. Если он допустил ошибку в самостоятельной и контрольной работе, вместе разберитесь, в чём ошибка заключается и как избежать её повторения.
Ещё раз о домашних заданиях
Если ребёнок начинает плохо учиться, у многих родителей закономерно возникает вопрос – а стоит ли помогать сыну или дочери делать домашние задания?
Педагоги и психологи отвечают, что стоит. Но именно помогать, а не решать «домашку» за него.
Давайте разбёремся, как это правильно сделать.
«Час разговора об учёбе»
Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Людмила Евдокимова рекомендует всем родителям выделить в расписании ребёнка «час разговора об учёбе». Он должен быть ежедневным, желательно в одно и то же время. Во время этого «часа» мама или папа проверяет, что задано ребёнку на дом и как он это выполнил.
Не обязательно устраивать доскональную проверку, достаточно просто увидеть, что ребёнок написал задание в тетради, и с помощью пары вопросов удостовериться, что он знает материал.
Выделение конкретного времени на подготовку домашних заданий формирует у ребёнка установку: «Родителям интересна моя учёба. Домашние задания они всё равно будут проверять, поэтому мне лучше подготовиться».
Если вы не обнаружили у сына или дочери сделанного домашнего задания, узнайте причину и предложите свою помощь в том случае, если он не знает, как справиться с тем или иным предметом.
Также «час разговора об учёбе» может включать себя не только проверку домашней работы, но и похвалу ребёнка за правильно решённую задачу по математике, красиво оформленную практическую работу по биологии и т.д.
Впоследствии «час» может сократиться до 15-20 минут. Ребёнок научится сам контролировать выполнение домашних заданий, а вам останется только проверить правильность сделанных уроков.
Как мы с вами поняли, школьная неуспеваемость может быть вызвана множеством причин. И не всегда в этом виновата лень и нежелание ребёнка учиться.
Не зацикливайтесь на хороших оценках сына и дочери.
Эмоциональный интеллект, творческие способности, высокая социальная активность – эти качества никак не связаны со школьной успеваемостью, но с их помощью ваш ребёнок может достигнуть гораздо большего успеха в жизни, чем с дневником, полным «пятёрок».