храм никиты в строкино раменский район
Таинства
Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.
В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, Евхаристия (Причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и Евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.
Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви. Совершитель Таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей.
Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.
Рассказать о храме:
Поиск по сайту
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Никитская церковь на погосте Лужки
Место, где появился первый деревянный храм в Лужках около деревни Строкино Раменского района, было отмечено чудесным явлением иконы мученика Никиты в можжевеловом кусте на болоте. Нынешняя каменная Никитская церковь была построена в XIX веке, хотя внешне напоминает более древние храмы. Церковь не закрывалась в советские годы. Здесь не прекращались молитвы перед списком Новоникитской иконы Божией Матери и великомученику Никите.
Название места, где стоит церковь святого мученика Никиты, в старину имело несколько вариантов: погост Лужки, погост Ложки, погост Лужок и погост Никитский. Исторически погост относился к ныне несуществующему Бронницкому уезду. Термин «погост» обозначал особый вид поселения в дореволюционной России наряду с деревней, селом, сельцом, пустошью. Отличительным признаком этих сходных сельских территориальных единиц было, прежде всего, наличие в них храма или барской усадьбы. Например, «селом» называли деревню с церковью, а «сельцом» – деревню с двором помещика. Погостом назывался населенный пункт, состоящий из церкви и нескольких дворов священников и церковнослужителей. Часто этот вид специализированного поселения духовенства называли также «поповкой». Однако погост, внешне напоминая небольшой монастырь или пустынь, принципиально отличался от монашеской обители. Дворы при церкви принадлежали только белому женатому духовенству, а церковь являлась приходской для крестьян нескольких соседних деревень. Так, еще в XVII веке к погосту Лужки относились близлежащие деревни Строкино и Перино.
Этимология слова «погост» восходит к глаголу «гостить», напоминая о давних временах, когда так называли гостевые дворы на пути следования князей во время сбора дани. Со временем погосты преобразовались в поселения семей священников вокруг церкви, а позже стали синонимами кладбищ, поскольку могилы устраивали обычно у храма.
Начало погоста Лужки и Никитского храма связано с явлением чудотворной иконы. Древнее предание говорит, что первый деревянный храм построили на месте можжевелового куста в болоте, где крестьяне нашли икону великомученика Никиты Готского. Сначала церковь хотели возвести не в болоте, а рядом на возвышенности, но чудотворный образ возвращался к кусту, указывая, что церковь нужно строить именно в этом месте. Сюжет подмосковной легенды напоминает историю знаменитой ростовской святыни – Годеновского креста. В XV веке пастухи увидели в болотах яркий свет, парящий в воздухе крест и Николая Чудотворца, который велел построить церковь среди непроходимых топей. Узнав от пастухов о видении, ростовский епископ послал к болоту строителей, которые не могли поставить сруб в зыбком месте и поэтому сложили деревянный храм рядом на возвышенности. Однако на следующий день сруб церкви чудесным образом переместился в болотистое место, указанное в видении пастухам.
Предание об обретении иконы на можжевеловом кусте встречается в сказаниях об основании других монастырей и храмов. Например, преподобный Иона Клименецкий, проходя по самому большому острову Онежского озера, также увидел икону в кустах можжевельника и услышал «пресладкий голос», повелевший построить на этом месте храм. Можжевеловый куст – образ знаменитого отрывка из Ветхого Завета. В девятнадцатой главе Третьей книги Царств описано, как пророк Илия, погубив языческих жрецов, скрывался в иудейской пустыне от гнева царицы Иезавели и уснул под можжевеловым кустом. Во сне Илия увидел ангела, который велел пророку идти к горе Хорив. Сорок дней и ночей Илия шел от можжевелового куста к горе. На вершине перед пророком пронеслись картины бури, землетрясения и огня, но, как повествует Библия, Бог был не в этих грозных явлениях природы, а в веянии тихого ветра.
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты
Внимание! В расписании возможны изменения. Следите за объявлениями. Об изменениях можно также узнать у матушки Иннокентии тел. 8 915 048 78 93
9 ноября вторник | 8.00 –Литургия | Мцц. Капитолины и Еротииды |
11 ноября четверг | Прмц. Анастасии Римляныни | |
13 ноября суббота | 8.00 –Литургия 15.00 – Вечернее богослужение | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула |
14 ноября воскресенье | 8.00 –Литургия | Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии |
18 ноября четверг | 8.00 –Литургия | Свт. Ионы, архиеп. Новгородского. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России |
19 ноября пятница | 8.00 –Литургия | Прп. Варлаама Хутынского |
20 ноября суббота | 8.00 –Литургия 15.00 – Вечернее богослужение | Прп. Лазаря Галисийского |
21 ноября воскресенье | 8.00 –Литургия | Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных |
22 ноября понедельник | 8.30 –Литургия в Троицком храме д.Аверкиево | Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» |
26 ноября пятница | 8.00 –Литургия | Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. Принесение частицы мощей вмч. Никиты из Сербии в Бывалино |
27 ноября суббота | 8.00 –Литургия 15.00 – Вечернее богослужение | Апостола Филиппа |
28 ноября воскресенье | 8.00 –Литургия | Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива |
29 ноября понедельник | 8.00 –Литургия | Апостола и евангелиста Матфея |
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты запись закреплена
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты запись закреплена
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты запись закреплена
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты запись закреплена
Капитолина Никитская
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты запись закреплена
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты запись закреплена
Верую † Православие
Прихожане храма Св.Великомученика Никиты запись закреплена
Православие. Проповеди. Лекции. Беседы
«Добрый день, батюшка! Давайте знакомиться. Я — атеистка. И ваш лечащий врач. Не против?» — улыбаясь, спросила Ольга Витальевна пациента, только что поступившего в отделение СПИДа и вирусных гепатитов.
Показать полностью.
Батюшка — с желтоватым оттенком кожи и загипсованной правой ногой — был явно не против. Уже второй месяц его непоседливая натура изнемогала от того, что приходилось протирать «белоснежные» простыни различных медучреждений. А тут, оглянувшись вокруг, отец Николай с первой минуты понял, что попал в правильную палату — как говорится, к «своим»: на лицах её насельников угадывался характерный отпечаток тех самых «мест, не столь отдалённых», где вот уже более десяти лет он служил тюремным священником.
. Если бы батюшка знал, чем закончится безобидная игра в волейбол с детьми в то злополучное утро, то, наверное, притворился бы спящим. В результате — сложный перелом голеностопного сустава. Чтобы его «срастить», хирургу-ортопеду понадобились железные пластины, шурупы и. два интерна.
Засыпая под общим наркозом, пациент и не догадывался, что окажется «наглядным пособием» для молодых врачей. Им было доверено совершить глубокий надрез чуть выше щиколотки, естественно, не задев при этом ни одной вены. Правда, одну они всё же случайно перерезали, и больной потерял много крови, которую пришлось «доливать». Как оказалось, вместе с ней занесли и вирус.
«Врачебная халатность» — так официально звучало наименование причины, по которой спустя месяц после операции отец Николай перекочевал из Института ортопедии в Институт инфекции. И гепатит С, как самый дорогостоящий «бонус», добавился к прочим испытаниям, постигшим батюшку и его семью.
Пока врачи созывали консилиум и решали, когда будут изымать «железо» из поражённого вирусом организма, мысли его хозяина витали далеко, а на душе было грустно. Из радиоприёмника доносились слова старой забытой песни:
И если вдруг тебе взгрустнётся,
То грусть не значит ничего,
Когда ты знаешь, что под солнцем
Есть крыша дома твоего,
есть крыша дома твоегоооо.
Крыша. Именно она не давала покоя бедному больному. Батюшка разобрал её ясным июньским утром, рассчитывая за пару недель построить второй этаж и снова «надеть» на дом. Не пропадать же понапрасну дарованному кирпичу и доскам, тем более, жена и дети с нетерпением предвкушали расширение жилплощади. Однако недаром говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мяч, подача, прыжок. «Очнулся — гипс» — классическая схема проезда в отделение травматологии.
«Это ему за грехи!» — решила неравнодушная партия от прихожан, никогда не упускавшая из виду векторную кривую духовной жизни настоятеля. «Да его просто сглазили!» — вторили соседи. «Этого просто не может быть. » — думала матушка, ещё крепче прижимая к себе трёхмесячную дочку.
Тем временем старшие дети жили как ни в чём не бывало и даже веселились, пытаясь разнести в щепки чужую квартиру. Семью горемычного священника приютила вдова, которая после смерти мужа очень медленно и с большим трудом возвращалась к жизни. Звучание человеческих голосов, переполненный холодильник, гора детской обуви в прихожей казались ей камешками той пресловутой почвы, чью твердь она давно не ощущала под ногами. Теперь центральная комната её квартиры была больше похожа на одно сплошное ложе, составленное из маленьких матрасов, перевезённых из строящегося дома. Кстати, большой родительский матрас спасти не удалось: летние грозы щедро напоили его водой. Когда жилище пустует без крыши, небо остаётся в нём за хозяина.
Дом, который построил друг
«Гепатит С намного коварнее своих побратимов из-за генетической изменчивости и способности к мутациям. Он может не проявлять себя в течение многих лет и протекать почти бессимптомно. Как следствие позднего диагностирования — цирроз и рак печени. Вам повезло!» — поздравила Ольга Витальевна батюшку с ранними и ярко выраженными сигналами его организма.
«Завтра я покажу ваши маркеры и печёночные пробы моей группе интернов как образец острой формы заболевания. Заодно и вас с ними познакомлю: они будут вашими частыми гостями в ближайшие несколько месяцев». Из всей цепочки научных терминов только слово «интерны» слегка насторожило потерпевшего, но перспектива дружбы — вместо жажды отмщения — радовала его христианскую душу.
И пока сослуживцы, друзья и близкие собирали по миру 40 тысяч долларов на лечение батюшке, ему оставалось только и заботы — лежать, помогать разгадывать кроссворды соседям по палате и ломать голову, как завершить строительство дома.
В отчаянии он решил попросить помощи у лучшего друга, который никогда его не подводил. Так прямо ему и сказал: «Святитель Николай, нужна твоя поддержка. Очень. Выручай!»»
Лучший друг перезвонил на следующий же день и представился не святителем, правда, а гораздо скромнее: «Беспокоит священник Николай, помнишь?». Ещё бы тёзку не помнить! Несколько лет назад тот внезапно появился в жизни молодого семинариста Коли и прямо в маршрутке пообещал, что скоро познакомит его с будущей женой. «Можешь даже не напрягаться: за вас двоих на Небесах уже всё решили!» — предупредил он. Чем закончилась та беседа, вирусный больной не мог не помнить: последующей свадьбой и почти ежегодными крестинами собственных наследников и наследниц.
Теперь же священник Николай предложил, помимо очередной порции своего щедрого сердца, содержимое своего кошелька. Не откладывая в долгий ящик, он взял да и приехал на стройплощадку — причём не один, а с бригадой рабочих на микроавтобусе, гружённом цементом, краской и прочими несметными сокровищами. Как выяснилось позже, кошелёк самого священника был пуст, но пущен по кругу лучших друзей, и «свершилось чудо: друг спас жизнь друга!».
Орган на «П», шесть букв
— Бать, а бать. Слово из шести букв, орган человека, начинается на «п»? — героинщик Сеня с первого дня госпитализации почитал батюшку за интеллектуала и мыслителя.
Вопросы священника повергли Сеню в замешательство. Гепатит С, этот «ласковый убийца», однажды постучался непрошенным гостем в его жизнь, чтобы прописаться в ней навсегда. Но о новой печени мечтал не только он, а почти все, проживающие в этих стенах бóльшую часть календарного года. В стенах, где тоска по утраченному здоровью окрашивала мир за окном в безнадёжно-серый цвет.
Единственным человеком на этаже, который не задавал вопросов «за что» и «почему», был отец Николай. Днями напролёт он лежал, уткнувшись в книгу, и читал рассказы Шмелёва, иной раз одобрительно кивая головой, соглашаясь с главным героем: «Ничего не страшно, всё ясно, всё чудесно, всё предусмотрено, всё — ведётся. и всё — так надо». О том, что болезнь его «не к смерти, а к славе Божией» он, опять-таки, не догадывался.
Святитель собственной персоной
«Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение», — доказал своим ремеслом великий Юрий Никулин. У отца Геннадия хорошее настроение было всегда. В тот вечер, проезжая по центру города, он сопоставил в уме две вещи: на заднем сидении его автомобиля покоится святыня, а поблизости в больничных казематах томится друг. Не задумываясь, отец Геннадий решил «приложить» друга к святыне, отслужить акафист, и в итоге, верил он, всем будет счастье.
«Де не посій, то і вродить» — так прозвали отца Геннадия братья-сослуживцы. Воистину, ему постоянно «горит» куда-то ехать, идти крестным ходом, строить храм, спасать утопающих. Буквально — человек-восклицательный знак, чьи уста неутомимо празднуют Пасху.
Когда улыбающийся его лик появился в дверном проёме, отец Николай сощурился как от солнца. «Хватит лежать! Сейчас молиться будем, исцелять тебя, тунеядец», — торжественно объявил отец Геннадий и развернул на столе бумажный свёрток. «Смотри, кого я к тебе привёз! — протянул он небольшую икону для целования. — Святитель Нектарий собственной персоной, с частичкой мощей».
Взволнованность отца Геннадия имела заразительную способность передаваться даже самым последним скептикам, циникам и маловерам. Что уж говорить о безнадёжно больном священнике. Взгляд Эгинского чудотворца встретился с бледно-апельсиновыми глазами отца Николая. «Я рядом, ничего не бойся», — словно говорил больному тот, кто знал о бездонной пропасти отчаяния не понаслышке.
Этот «страх без надежды» был знаком святителю Нектарию с детства. Мальчиком из-за крайней нужды он устроился на работу, но не имел даже ботинок, чтобы дойти до фабрики. Понимая, что помощи ждать не от кого, Нектарий пишет письмо Тому, Кого так любит: «Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя». А на конверте выводит детским почерком: «Господу Иисусу Христу на небеса» и просит соседа отнести письмо на почту. Тот, прочитав необычный адрес, распечатывает конверт и. отправляет мальчику деньги от имени Бога. С того дня ноги, обутые Христом, следовали за Ним до последнего мгновения земной жизни. В старости, будучи епископом и будущим святым, умирая в палате для нищих, изнемогая от страшной боли, он был счастлив надеждой на Встречу.
«Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий», — негромко читали нараспев два священника, стараясь в полночный час не разбудить всё отделение. «Радуйся, всемирная надеждо!» — притворившись спящими, прислушивались к незнакомым глаголам Сеня и Толян. «Радуйся, даром чудес обогащенный», — от души молился отец Николай, водрузив загипсованную ногу на табурет. «Радуйся, ходатаю о нас перед Богом!» — просил и верил отец Геннадий.
Через неделю в палату не вошла, но влетела Ольга Витальевна. «Срочно пересдайте маркеры! В лаборатории, наверное, спутали ваши анализы», — растерянно сказала она. Однако ни через неделю, ни через полгода, ни в последующие несколько лет как ни старались врачи подкараулить признаки присутствия опасного вируса в крови, раз за разом оставались ни с чем. Отец Николай только смеялся и разводил руками, а ещё дарил молодым лаборанткам шоколадки.
«Как хорошо с Тобой, Господи!» — думал он каждый раз, возвращаясь ранним утром из больницы после очередного контрольного визита. Нехромающей походкой шёл он в дом, где всё было на своём месте — и крыша, и семья, и даже новые обои.
Прошло время. Течение реки жизни со свежими силами устремилось к привычным берегам. В новых квадратных метрах отец Николай с матушкой родили ещё одного мальчика и девочку. Вдова, приютившая на полгода их семью, вышла замуж за порядочного человека. «Волшебную» икону отец Геннадий подарил исцелённому собрату. Теперь образ висит в храме справа от алтаря, где с Эгинским чудотворцем может поговорить каждый. Кстати, признательная паства уже успела украсить икону цепочками, серьгами и прочей бижутерией, хотя раньше отец Николай без благосклонности относился к подобному народному творчеству.
Но главная «нечаянная радость» ждала батюшку впереди. На вечернем богослужении накануне Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных порог храма из дождливой сырости ноября переступила Ольга Витальевна. Врач, при первом знакомстве отрекомендовавшаяся атеисткой, смущённо комкала в руках промокший лист бумаги, где размашистым врачебным почерком была расписана вся её жизнь.
Перед исповедью, накрыв голову взволнованной грешницы епитрахилью, отец Николай рассказал ей анекдот про Михаила Афанасьевича Булгакова, который тоже был врачом, но стал писателем только благодаря разборчивому почерку. Ольга Витальевна улыбнулась, и стало совсем не страшно. А потом. Потом началась её другая жизнь, где «всё ясно, всё чудесно, всё предусмотрено, всё — ведётся. и всё — так надо».
Лужки. Церковь Никиты мученика.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В писцовых книгах за 1623-1624 гг. упоминается деревянная церковь во имя мч.Никиты на погосте Лужок, в вотчине суздальского Покровского девичьего монастыря. По преданию, икона св.мч.Никиты была обнаружена в можжевеловом кусте на болоте, где впоследствии образовался погост Лужок. Местные жители хотели построить для явленного образа храм на возвышенном месте, однако икона трижды возвращалась на место своего явления. В 1856-1864 гг. вместо обветшавшей деревянной церкви на средства прихожан была построена ныне существующая кирпичная. По своему типу Никитский храм восходит к образцам московского зодчества XVII в. с традиционной планировкой «кораблем». Состоит из расположенных по продольной оси бесстолпного одноглавого двусветного четверика с небольшой полуциркульной алтарной апсидой и двухпридельной трапезной (приделы Архангела Михаила и Николая Чудотворца), охватывающий нижний ярус двухъярусной шатровой колокольни. Северный и южный входы в четверик отмечены кирпичными крыльцами на столбах. Достаточно скромное внешнее убранство также восходит к традициям XVII в. Церковь недолго закрывалась в конце 1930-х и вновь открыта в 1942 г. Сохранилась ее историческая отделка, в основном, современная постройке. Среди нее выделяется главный резной вызолоченный деревянный, покрытый кармином, иконостас.
Церковь великомученика Никиты в с.Строкино, близ села на погосте Лужки Раменского района, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановлени Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).
Источник: «Подмосковье. Монастыри Храмы Источники» М., УКИНО «Духовное преображения», 2008 г.
Кирилл Аминов, 17 марта 2015 г.
Существовавшая ранее церковь Никиты Христова мученика на погосте Никитском в Лужках.
Церковь св. Христова муч. Никиты в 1623 – 24 гг. находилась Московского уезда, Каменского стана, «на погосте Лужок, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, деревянная, клетцки, строение мирское – приходных людей». К тому погосту принадлежали деревни: Строкина с 3 дворами крестьянскими и Перина с 1 двором крестьянским.
В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1630 г. говорится: «новоприбылая в 1630 году, по книгам старосты поповского Никитского попа Зиновия, церковь св. мученика Никиты, что в Лужках, дани 10 алтын, кормовая гривна». В 1664 г. церковь св. Никиты стояла без пения, и священника при церкви не было. Церковная земля, принадлежавшая сей церкви, отдавалась в оброк. В 1674 г. церковная земля «отдана из Нижнего домового Благовещенского монастыря архимандриту Пафнутию для московского приезду».
В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «в Каменном стану, в вотчине Покровского девичьего монастыря, что в Суздале, погост Лужок, а в нем церковь св. мученика Никиты древянная, у церкви во дворе поп Иван Иванов, да дьячок Петрушка Иванов, и поп Иван при досмотре церкви и церковной земли сказал: построена де та церковь исстари, церковная пашня и сенные покосы есть, и тою церковною землею и сенными покосами владеют той же вотчины деревни Строкина крестьяне. По осмотру та церковь построена на погосте от дер. Строкина и от попова двора с четверть версты, и крестьяне дер. Строкина сказали, что одну сторону погоста подле кладбища косят луга они на монастырь издавна, а с трех сторон погоста и кладбища пашню пашет и сено косит той церкви поп с причетники».
В 1726 г. при церкви были священник Иван Иванов, дьячок Логин Леонтьев и пономарь Василий Иванов.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.