выбор языка обучения в школе

Выбор языка обучения в школе

Статья 14. Язык образования

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

Источник

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Положение о языке образования
и порядке организации изучения родных и иностранных языков
в образовательной организации

1. Общие положения

2. Язык образования (обучения)

2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка изучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2.2. Образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на русском языке. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
2.3. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
2.4. Документооборот в образовательной организации осуществляется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании оформляются на государственном языке Российской Федерации — русском языке.
2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в образовательную организацию на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
2.6. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства получают образование в образовательной организации на русском языке по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
2.7. Школа обеспечивает открытость и доступность информации о языке образования и порядке организации изучения родных языков.

3. Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации

4. Изучение иностранного языка

4.1. Обучение иностранным языкам в образовательной организации на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования проводится в рамках имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня. Преподавание иностранных языков, не вошедших в учебные планы, может осуществляться в качестве дополнительного образования.
4.2. Изучение иностранных языков направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе:

4.3. Обучение иностранным языкам на всех уровнях образования осуществляется с учетом фактора преемственности обучения.
4.4. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право выбора обязательного второго иностранного языка с учетом наличия в образовательной организации условий возможностей, практического уровня подготовки ребенка и фактора преемственности обучения.
4.5. В соответствии с реализуемой образовательной программой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и учебным планом, обучающиеся изучают иностранные языки со 2 класса. Более раннее изучение иностранного языка возможно в рамках предоставления в школе платных образовательных услуг, реализацию программ дополнительного образования, в том числе через сетевую форму взаимодействия с иными образовательными организациями.
4.6. Школа предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на уровнях основного общего и среднего общего образования.
4.7. Спектр иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования определяется самостоятельно с учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность, наличия в школе условий и возможностей, практического уровня подготовки ребенка и фактора преемственности обучения.
4.8. В рамках дополнительных образовательных программ по запросу участников образовательных отношений школа вправе организовать обучение иным иностранным языкам.
4.9. Выбор иностранного языка для изучения в рамках общеобразовательных программ осуществляется:

4.10. Обучение иностранным языкам осуществляется в группах. Формирование групп и перевод обучающихся в соответствующие группы изучения иностранных языков относится к компетенции образовательной организации.
4.11. Формирование групп и перевод обучающихся в соответствующие группы иностранных языков осуществляется приказом директора школы.
4.12. Для обучающихся, изучавших ранее иностранный язык, отличный от преподаваемых в школе, или не изучавших его по ряду причин совсем, при наличии условий может создаваться предметный кружок «Иностранный язык для начинающих».
4.13. Промежуточная аттестация обучающихся, перешедших в течение учебного года в другие группы иностранного языка, производится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации.
4.14. В школе не ведется преподавание и изучение отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и иных компонентов на иностранных языках (билингвальное обучение).
4.15. Проведение мероприятий, в том числе культурологической направленности, на иностранном языке осуществляется в соответствии с планом работы школы.
4.16. Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации — русскому языку.
4.17. Проведение мероприятий, в том числе культурологической направленности, на иностранном языке осуществляется в соответствии с планом работы школы.
4.18. В соответствии с учебным планом школа предоставляет возможность изучения второго иностранного языка с 5-ого класса.

5. Порядок выбора родного языка

6. Заключительные положения

6.1. Заявления родителей, протоколы родительских собраний, Совета школы образовательной организации хранятся в образовательной организации не менее 5 лет.
6.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) языка изучения после подведения итогов родительских собраний. В данном случае родители (законные представители) обучающихся обращаются к руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, с письменным заявлением. Решение об удовлетворении заявления принимается директором школы в соответствии с имеющимися в образовательной организации ресурсами и возможностями. В случае невозможности на момент поступления обращения удовлетворить просьбу, изложенную в заявлении, образовательная организация уведомляет об этом заявителя и принимает меры по достижению возможности преподавания родного языка, обучение которому требуется обучающемуся, чьи родители (законные представители) обратились с заявлением.
6.3. Настоящее Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков в школе является локальным нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.4. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.5. Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков в общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.3. настоящего Положения.
6.6. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Источник

Выбор языка обучения в школе

В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Согласно части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания.

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

Согласно норме части 6 статьи 14 Федерального закона язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в том числе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

С целью обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ с учетом интересов и потребностей обучающихся, в том числе в части выбора языка, языков образования, локальный нормативный акт, определяющий язык, языки образования, согласовывается с коллегиальным органом управления образовательной организацией.

ФГОС общего образования и примерные образовательные программы начального общего и основного общего образования, включающие несколько вариантов примерных учебных планов, обеспечивают возможность изучения и преподавания государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, а также родных языков из числа языков народов Российской Федерации.

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объёме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 и от 17 декабря 2010 г. № 1897) предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.

Учебный план является составной частью основной образовательной программы, количество часов на изучение предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.

В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) следует учитывать, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка.

В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация с учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся может усилить (углубить, расширить) преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение, ввести новые учебные предметы.

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации может вводиться в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Рабочие программы учебных предметов при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) разрабатываются в соответствии с ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Реестр содержит раздел «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

Учебно-методические объединения (в том числе региональные) вправе в инициативном порядке разрабатывать примерные программы, а также организовывать экспертизу примерных программ в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона.

В субъектах Российской Федерации разрабатываются примерные рабочие программы по родным языкам, которые в соответствии с Порядком проходят экспертизу и, также по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, могут быть рассмотрены федеральным УМО в целях их включения в реестр примерных основных образовательных программ.

По ФГОС в 2017/2018 учебном году обучаются учащиеся 1-7 классов.

Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования, в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

Таким образом, рабочие программы учебных предметов по родным языкам и литературам для 8-11 классов разрабатываются в соответствии с ГОС-2004.

ГОС-2004 включает три компонента:

Следует учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 111 Федерального закона приказы об утверждении ГОС-2004 г. в настоящее время действуют в части, не противоречащей Федеральному закону.

Изучение государственного языка республики, входящей в состав Российской Федерации, и родного языка из числа языков народов Российской Федерации возможно в рамках регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательной организации. Изучение родного языка также возможно в рамках федерального компонента в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Минобразования России и от 9 марта 2004 г. № 1312.

Таким образом, и ФГОС, и ГОС-2004 г. позволяют в полном объеме реализовать права обучающихся на изучение русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

Обзор документа

Рассмотрены некоторые вопросы о реализации прав граждан России получать образование на родном языке.

Разъяснено, что и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), и государственные образовательные стандарты 2004 г. (ГОС-2004) позволяют в полном объеме реализовать право изучать как русский язык, так и родной язык из числа языков народов России.

Так, в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования предметы «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» обязательны для изучения. Программы данных предметов разрабатываются согласно ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Напоминается, что по ФГОС в 2017/2018 учебном году учатся школьники 1-7 классов, в 8-11 классах продолжают действовать ГОС-2004.

Источник

Методические рекомендации по выбору языков обучения и изучения

выбор языка обучения в школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ИМ.Л.Н.ТОЛСТОГО» г.ХАСАВЮРТ

по организации в общеобразовательном учреждении работы по выбору языка обучения и языка изучения родителями (законными представителями) обучающихся выбор языка обучения в школе

выбор языка обучения в школе

организации в общеобразовательном учреждении работы по выбору языка обучения и языка изучения в образовательных организациях города Красноперекопска родителями (законными представителями) обучающихся

1.1 Издание приказа о назначении ответственного координатора (директор, заместитель директора) за организацию и проведение выбора

1.2 Доведение до сведения родителей (лиц их заменяющих) информации о возможности выбора языка обучения и (или) изучения и о дате проведения родительского собрания (Приложение 1). Классные руководители докладывают о проделанной работе ответственному.

1.3 Размещение информации о праве выбора, теме и дате родительского собрания на официальном сайте общеобразовательной организации не позднее, чем за 7 дней до проведения родительского собрания

1.4 Размещение информации о праве выбора языка обучения и(или) изучения на информационных стендах

1.5 Подготовка бланков заявлений для родителей (законных представителей) по количеству обучающихся .(Приложение 2.1 и 2.2)

* выбор языка обучения осуществляется при принятии обучающегося в образовательную организацию. В случае изменения мнения, каждый родитель имеет право написать заявление о выборе другого языка обучения перед началом следующего учебного года. Несмотря на это, на родительском собрании в повестке дня необходимо прописать вопрос «О выборе языка ОБУЧЕНИЯ И (ИЛИ) ИЗУЧЕНИЯ», довести до сведения родителей (лиц их заменяющих) их права и возможность выбора.

** выбор языка ИЗУЧЕНИЯ осуществляется ежегодно с предоставлением родителям (законным представителям) выбора языка изучения и формы (отдельный предмет учебного плана, факультатив, курс по выбору, курс внеурочной деятельности)

2.1 Организация присутствия на родительском собрании:

-родителей (лиц их заменяющих) всех обучающихся;

— учителя, преподающие родные языки ;

— представители Совета школы;

— выразившие согласие принимать участие в собрании официальные представители централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций

2.2 Проведение родительского собрания. Собрание проводит ответственный за выбор или руководитель общеобразовательной организации.

Проведение родительского собрания рекомендуется построить по следующему примерному плану:

вводное выступление руководителя учебного заведения;

доведение до сведения родителей права выбора языка ОБУЧЕНИЯ

доведение до сведения родителей права выбора ЯЗЫКА(ОВ) ИЗУЧЕНИЯ и формы их изучения

представление педагогических работников, которые будут (могут) преподавать родные языки;

представление содержания предмета (цель, задачи, ценностные ориентиры, внеурочная деятельность – кратко);

ответы на вопросы родителей (законных представителей);

заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений (образец заявления – приложение 2.1.- при необходимости; и 2.2);

сбор заполненных родителями (законными представителями) заявлений.

Заполнение родителями (законными представителями) личных заявлений (Приложение 2.1. и 2.2)

* В случае отсутствия родителей некоторых учащихся классными руководителями в частном порядке должна быть проведена работа по информированию их о вопросах, рассмотренных на собрании, и заполнению заявления, о чем дополнительно произвести запись в протоколе родительских собраний.

3.1 Оформление протокола родительского собрания по каждому классу отдельно (Приложение 3) Данные протоколов по каждому классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей.

3.2 Оформление листа сводной информации (Приложение 4) и передача информации о выборе заместителю директора по УВР

3.3 Подготовка материалов к хранению (заявления, протоколы или их копии, лист сводной информации). Данные материалы хранятся 5 лет.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст.26), Федерального закона от 29.12.2012г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.5, 14), Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ «О языках народов Российской Федерации» (ст.2.6.9.10), Конституция Республики Крым (ст.10.19) граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

Вы вправе выбрать язык обучения Вашего ребёнка в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Данный выбор родители (законные представители) осуществляют при приёме ребёнка в общеобразовательную организацию и вправе изменить своё решение, письменно уведомив администрацию образовательного учреждения до начала учебного года.

Также Вы можете выбрать для изучения язык из числа родных языков (чеченский, аварский, кумыкский). Изучение родных языков по Вашему желанию может быть организовано в нашей школе как в форме отдельного учебного предмета, так и в форме курса по выбору, факультатива или курса внеурочной деятельности.

Обсуждение вопроса о выборе языка обучения и (или) изучения пройдёт на родительском собрании. Вы сможете встретиться с педагогами, получить ответы на вопросы, написать личное заявление.

Дата и место проведения родительского собрания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *