что понимается под этикетом

Что такое этикет?

Этикет – это принятые в обществе стандарты поведения, которые помогают современному человеку произвести на окружающих приятное впечатление. Знание основ этикета позволяет нам по некоторым поступкам людей определять практически безошибочно степень их воспитанности, зрелости и социального положения в обществе.

что понимается под этикетом

Общие правила современного этикета

Этикет — когда ведешь себя чуточку лучше, чем это совершенно необходимо.
Уилл Каппи.

Правила хорошего тона для мужчин

Внешний вид мужчины, одежда и манера поведения скажут людям многое о нем еще до того, как они вступят с ним в личный контакт, поэтому не стоит пренебрегать элементарными правилами этикета:

Этикет для женщин

Ухоженный внешний вид, богатая и культурная речь, доброжелательность, воспитанность, элегантность и стиль, утонченные манеры поведения, умение сдерживать излишнюю эмоциональность, осанка, походка, обаяние и интеллект – вот основные отличительные черты настоящей леди. Для того, чтобы развивать в себе эти качества, необходимо знать основы этикета для женщин:

Нормы поведения для детей

Основы этикета ребенок получает, конечно же, в семье, и только потом он проходит социализацию в детском саду и школе, где продолжает знакомиться с культурой поведения в обществе. Воспитанность и вежливость, уважительное отношение к людям, дружелюбие – это те качества, которые ребенку обязательно потребуются для дальнейшей успешной и комфортной жизни в обществе.

Итак, основные правила поведения для детей:

Разновидности этикета

Правила вежливости включают в себя обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, при которых каждый может действовать по своему усмотрению, чувству такта и вкуса. Выделяют такие виды этикета:

Речевой этикет

Речевой этикет — это культура речи, все те слова и фразы, которые мы употребляем при общении друг с другом. Полная картина нашего восприятия человека складывается только после беседы с ним. По словарному запасу, манере общения и соблюдению речевого этикета мы можем судить об интеллектуальном уровне развития собеседника.

Существуют определенные формулы общения:

Деловой этикет

Некоторые условности поведения, помогающие создать дружественную и непринужденную обстановку на встречах, переговорах, приемах. Участник делового общения должен соблюдать определенные правила поведения. В противном случае бизнесмен рискует своей деловой репутацией и снижению желаемых результатов.

Неправильно рассаженные гости на приеме, не по этикету одетые участники переговоров – каждая из этих и многих других «мелочей» способна тормозить, охлаждать, а иногда и ухудшать отношения между партнерами и препятствовать дальнейшему успешному развитию делового сотрудничества. И наоборот, хорошо соблюдаемый церемониал позволяет нормально работать отлаженному механизму деловых отношений.

Элементы делового этикета:

Повседневный этикет

Вид этикета, которым мы пользуемся ежедневно, один принцип его — это поддержание хороших отношений между людьми и уменьшение количества конфликтов и недопонимания. В любой житейской ситуации вас выручат вежливость, деликатность, взаимоуважение, скромность, а главное – искреннее дружелюбие по отношению к людям.

Праздничный этикет

Все мы любим праздники и с удовольствием ходим в гости к друзьям, отмечаем какие-либо события в ресторанах и кафе. При проведении праздника также используются определенные правила этикета:

Свадебный этикет

Нет более торжественного и важного события в жизни человека, чем свадьба! Зачастую подготовка к этому событию длится не один месяц и продумывается все мелочей. Здесь, конечно же, не обойдется без знаний тонкостей свадебного этикета как со стороны гостей, так и со стороны молодоженов.

что понимается под этикетом

Столовый этикет

Это правила поведения за столом, знание искусства сервировки и особенности ведения застольной беседы.

Воинский этикет

Включает в себя правила поведения офицера, военнослужащего на военной службе и в гражданском обществе. Особое значение имеет понятие воинской чести, которое культивировалось не одну сотню лет. Образ человека в мундире сочетает в себе мужественность, дисциплинированность, ответственность, выдержку и особую военную выправку. Офицерам предписано быть всегда безупречно одетым и иметь чистую правильную речь. Важно быть в хорошей спортивной форме и обладать непререкаемым авторитетом у младших по званию.

Источник

Все правила современного этикета

Под этикетом понимается свод правил поведения, принятых в обществе. Практически никогда он не формализуется в виде документа, намного чаще речь идет о неписаных нормах, которые складываются в течение длительного времени. При этом они не являются обязательными, хотя несоблюдение приводит к порицанию со стороны общества.

В последние несколько десятилетий общественная жизнь заметно активизировалась, причем этот процесс с каждым годом становится еще интенсивнее. Что не могло не сказаться на правилах поведения, а потому имеет смысл говорить о современном этикете, который серьезно отличается от принятого сравнительно недавно.

150 правил современного этикета

Для большей наглядности и лучшего понимания правила поведения имеет смысл разбить на несколько тематических категорий – в зависимости от вида деятельности или места пребывания. После чего рассмотреть каждую отдельно.

Знакомство и вежливое общение

что понимается под этикетом

Посещение общественных мест

Поведение в транспорте

Посещение гостей или участие в различных мероприятиях

Этикет за столом – дома или в заведении общественного питания

что понимается под этикетом

Интернет-этикет

Поведение в лифте

Офисный этикет

Что понимается под современным этикетом?

Под современным этикетом понимаются актуальные на сегодня правила поведения, установленные обществом.

Являются ли правила этикета обязательными для соблюдения?

Нет, следование требованиям этикета абсолютно добровольно.

Как следует реагировать на нарушение этикета другими людьми?

Отсутствие акцента на нарушении этикета третьими лицами является еще одним правилом поведения. В крайнем случае, допускается корректное замечание, если речь идет о серьезном проступке, затрагивающим других людей.

Как чаще всего группируются или классифицируются правила поведения?

Обычно для этого используются три критерия: вид деятельности, место пребывания и статус человека.

Источник

Значение слова «этикет»

что понимается под этикетом

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЭТИКЕ’Т, а, м. [фр. étiquette]. 1. только ед. Установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т. п.). Соблюдать э. Придворный э. Что до того, как вести себя, соблюсти тон, поддержать этикет, множество

приличий самых тонких, а особенно наблюсти моду в самых последних мелочах, то в этом они опередили даже дам петербургских и московских. Гоголь.

2. То же, что этикетка в 1 знач. (устар.). Фабричный э.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

этике́т I

1. установленный, принятый в определённой общественной группе порядок поведения, форм обхождения ◆ По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но оно рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только своею сущностью… Пушкин, «Дубровский», 1833 г. ◆ Народные обычаи и этикеты двора совершенно необыкновенны. Н. В. Гоголь, «Записки сумасшедшего», 1835 г. ◆ Ну, там, разумеется, всё по этикету, у князя-то, как следует в высшем обществе, а наш-то простец этого не любит… Князь спрашивает о чем-то дяденькиного мнения, а он-то, наш Протас Иваныч, начистоту… Станюкович, «Дяденька Протас Иванович» // «Современные картинки», 1892 г. (цитата из Викитеки) ◆ …если сведения собираются ими на месте, в гиляцких селениях, то делается это, конечно, начальническим тоном, грубо, с досадой, между тем как деликатность гиляков, их этикет, не допускающий высокомерного и властного отношения к людям, и их отвращение ко всякого рода переписям и регистрациям требуют особенного искусства в обращении с ними Чехов, «Остров Сахалин», 1891–1894 г. ◆ Мало того, сегодняшний рыночный этикет требует от продавца рабочей силы все время улыбаться под угрозой увольнения. Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло», 2013 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

этике́т II

1. редк. устар. то же, что этикетка; бумажка с обозначением названия, производителя, цены товара и проч., наклеиваемая на товар ◆ На украшение стен идут и конфектные бумажки, и водочные ярлыки, и этикеты из-под папирос, и эта бедность совсем не вяжется с солидной постелью и крашеными полами. Чехов, «Из Сибири», 1890 г. (цитата из Викитеки) ◆ Снявши с себя платье и оставшись в исподних и в ситцевой рубахе, он открыл свой сундучок, внутренняя доска которого была оклеена разными лубочными картинками и этикетами с помадных банок ― тогда олеографий и иллюстрированных изданий еще не было, ― и первым делом достал из сундука маленький потемневший образок Николая-чудотворца и, перекрестившись, повесил к изголовью. Станюкович, «Нянька», 1895 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Причём в дате на этикете 2 переправлено на 3 ― видимо, мастер делал скрипку два года. Сати Спивакова, «Не всё», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

что понимается под этикетомПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова теологический (прилагательное):

Источник

Что такое этикет? Виды этикета.

что понимается под этикетом что понимается под этикетом что понимается под этикетом что понимается под этикетом

что понимается под этикетом

что понимается под этикетом

Тема. Этикет как совокупность правил поведения человека. Особенности делового этикета.

План.

1. Что такое этикет? Виды этикета.

2. Особенности делового этикета.

Что такое этикет? Виды этикета.

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.

«Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [Словарь по этике 1981: 412]. Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этноса ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

— правила приличия (от «лик», «образ», «лицо человека»);

— культура поступков и манер («культурный», в отличие от «природный», «дикий», означает «созданный человеком, организованный, упорядоченный»).

Этикету присущ ряд особенностей.

1. Этикет содержит в себе общечеловеческие нормы общения, сохраняющиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Простые правила вежливости, приветствия, выражения благодарности присущи всем людям без исключения.

2. Этикет отражает специфические и национальные особенности: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, соответствующие историческим условиям жизни разных народов.

3. Требования этикета носят исторический характер, они не абсолютны, а относительны, и соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельства. По мере изменения условий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила поведения сменяются другими.

Более того, пользоваться правилами этикета на практике необходимо не только потому, что так нужно, но и потому, что так удобнее, логичнее и уважительнее по отношению к другим и к самому себе.

Различают несколько видов этикета. Назовём некоторые из них:

дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приёмах, во время визитов и переговоров;

придворный этикет – строго регламентируемый порядок общения и поведения, установленный при дворах монархов;

воинский этикет – свод общепринятых в армии правил и норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Различают также деловой этикет, представляющий собой свод правил, соблюдение которых необходимо для успешной работы, и этикет повседневного общения, регламентирующий поведение человека в бытовых ситуациях, в общественных местах, на улице, в гостях и т.д.

Понимание этикета не ограничивается лишь описанием установившихся в обществе правил, регулирующих наше поведение в соответствии с социальными требованиями. Важную роль в этикете играет и наша речь. Под речевым этикетом понимается система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке.

что понимается под этикетом

Речевой этикет определяет выбор формы общения в зависимости от социального статуса коммуникантов, места общения (например, обращение на «ты» или на «вы», по имени-отчеству или просто по имени, или по имени в уменьшительной форме). Какое средство наиболее уместно именно в данной ситуации зависит от того, кто говорит и с кем говорит, в какой обстановке происходит общение. Дома в неформальной обстановке мама может сказать сыну: Вить, а Вить, дай-ка мне этот журнал. На работе же более уместным будет обращение на «вы» и по имени-отчеству: «Виктор Петрович, вы не дадите мне этот журнал?» Этикет регулирует выбор наиболее подходящего средства.

Речевой этикет в узком смысле составляет микросистему стереотипных вербальных единиц, используемых для проявления доброжелательного отношения к собеседнику в различных ситуациях общения. Эти ситуации типичны, так как они повторяются практически ежедневно. Мы знакомимся с людьми, стараемся привлечь их внимание, здороваемся, прощаемся, извиняемся, благодарим, поздравляем, обращаемся с просьбой и т.д. И всякий раз мы употребляем уже готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании устойчивые выражения, определённые формулы общения. Здороваясь, мы говорим: «Здравствуй», «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Привет», «Здорoво», «Приветствую вас». Прощаясь, говорим: «До свидания», «Всего доброго», «Всего хорошего», «До завтра», «Пока», «Позвольте откланяться» и т.д. Выбор конкретной формы зависит от того, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, а также от социального статуса, возраста собеседников и т.п.

При изучении этикета важное место отводится невербальным средствам коммуникации. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, которые он принимает, его жесты, мимика, взгляд. По выражению «вопрошающих» глаз мы догадываемся, что нас о чём-то хотят спросить или попросить, и, в свою очередь, замедляем шаг, на лице появляется выражение внимания. Тем самым мы даём понять, что готовы выслушать вопрос или просьбу.

Далеко не всякий жест является коммуникативно значимым. Можно почесать себе руку или затылок, потому что просто чешется. Первый жест будет только физиологическим. А вот второй может быть и чисто физиологическим движением, и коммуникативно значимым жестом, говорящим о том, что человек озадачен, растерян, не знает, что сказать в данную минуту, как поступить.

Один и тот же жест в зависимости от ситуации общения можно трактовать по-разному. Кивок головой, например, означает приветствие, прощание, согласие, внимание, с которым мы слушаем собеседника.

В некоторых ситуациях жесты, как и речевые стереотипы, образуют синонимические ряды. Прощаясь, мужчины приподнимают головной убор, обмениваются рукопожатиями, женщины могут ограничиться кивком головы, лёгким поклоном, с близкими друзьями или родственниками можно обняться и поцеловаться. Выбор конкретного жеста, как и речевого стереотипа, зависит от ситуации общения и от адресата.

Между речевыми стереотипами и невербальными средствами иногда наблюдается тесная связь. Человек, который, прощаясь, говорит: «Разрешите откланяться!» или «Позвольте попрощаться!», наверняка слегка поклонится и приподнимет шляпу, поцелует даме руку. Ну а тот, кто громко скажет «Ну, бывай!», скорее всего, протянет для пожатия руку или похлопает вас по плечу. Такая связь вполне естественна, ведь и речевые стереотипы, и невербальные средства общения употребляются в одной этикетной ситуации, они несут одинаковую информацию об отношениях собеседников, о социальном распределении ролей в процессе общения и т.п. Поэтому в определённой этикетной ситуации речевые стереотипы могут не только сопровождаться невербальными средствами, но и заменяться ими.

Важную роль в установлении контакта играет зона общения – расстояние между собеседниками в процессе общения. У каждого народа есть своё чётко обозначенное пространство, в пределах которого осуществляется процесс общения. Положение собеседников относительно друг друга, дистанция общения – эти вопросы, которые изучает проксемика, чрезвычайно актуальны при обсуждении этикетных моментов. В сфере личного пространства выделяют четыре зоны. Интимная зона находится в пределах полуметра, проникать в неё могут только самые близкие люди. Личная зона, в пределах которой происходит деловое общение с коллегами, знакомыми, достигает метра. Социальная зона (до 3 метров) – это расстояние, на котором держатся незнакомые люди. Публичная зона (от 3 метров) – это то расстояние, которое устанавливают, общаясь с группой.

Принятые в обществе правила поведения, речевые и невербальные стереотипы общения отражают неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта народа. Именно поэтому этикет является важнейшей составляющей частью национальной культуры.

Источник

ЭТИКЕТ

ЭТИКЕТ – совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, но само существование сводов определенного порядка поведения людей гораздо древнее. Об этом говорят дошедшие до наших дней памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и обширными дипломатическими связями (см. ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ), и многочисленные записи древних шумеров на глиняных табличках, которые, к радости современных исследователей, имели обыкновение фиксировать все, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству (такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати) (см. МЕСОПОТАМИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ).

Этикет – часть социального уровня культуры. Поскольку неотторжимой частью культуры является система цензур и запретов, то можно сказать, что этикет на обыденном уровне является отражением общего ее состояния. Этикет возможен тогда, когда существуют два партнера различного коммуникативного статуса, например, разного возраста или пола. Начинаются правила этикета с ритуала и традиции, и во многом сохраняют с ними связь. Различить ритуальные действия и действия, продиктованные этикетом бывает порой невозможно. Основное их различие заключается в том, что ритуал всегда связан с некоторым изменением, переходом и преобразованием, в то время как этикет призван выявить и утвердить уже существующие социальные отношения. Известный российский этик Р.Г.Апресян пишет, что исполнение ритуала подчеркивает и обеспечивает принадлежность участников ритуала к некоему сообществу, их приверженность неким высшим смыслам, а правилами этикета задаются рамки обычного социального взаимодействия. Можно, кроме того, предположить, что если ритуал чаще всего – некое сакральное, священное действие, то правило этикета действительно регламентирует обыденное социальное взаимодействие. Граница между этикетом и ритуалом наиболее размыта в традиционных обществах, где само возникновение правил этикета, как и возникновение ритуала, рассматривалось как вмешательство высшей силы в бытовую жизнь людей, и где исполнение норм этикета отсылают к данной высшей силе.

В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был узнать не только правила общения с представителями высших или низших каст, но и со своей собственной кастой. Если правила общения в первом случае родственны ритуалу, то во втором – ближе к этикету.

В древнем Китае понятия «этика», «ритуал» и «этикет» не различались. К первой половине I тысячелетия до н.э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах – Чжоу ли, И-ли, Ли-цзы (см. ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ). Эти тексты представляют собой сборник правил поведения, правил проведения обрядов, короче говоря, регламентируют всю человеческую жизнь до мелочей в соответствии с рангово-иерархической системой древнего Китая. Например Сын Неба (император) имеет право на семь алтарей (мяо) в своем храме предков, князья (чжухоу) на пять, сановники (дафу) – на три, а обычные чиновники (ши) – только на один. Мужчины должны ходить по правой стороне улицы, а женщины по левой и так далее. Почему этикету придавалось такое значение? Из-за того, что правила, записанные в Чжоу-ли воспринимались не как человеческие установления, но как отражение небесного порядка.

История донесла до нас разговор Конфуция (552/551–479 до н.э.) с его сыном о Правилах (Ли). Конфуций наставляет сына, который еще не изучил Правила (Ли), в таких словах: «Если ты не будешь учить Правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться». Текст Ли-цзы учили в школах как эталон правильного поведения. Знание правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией было особенно важно для образованных верхов, являясь залогом успешной карьеры. Но некоторые положения были также необходимы и для простолюдинов, ибо, как отмечено в первой главе книги Чжоу ли, правила взаимоотношений должны соблюдать все, именно этим человек отличается от животных.

Светский, придворный этикет, начиная со средневековья, отличается особой строгостью и продуманностью. Отчасти это связано с мифологизацией фигуры короля, стремлением подчеркнуть его непричастность ко всему земному.

C 15 века придворный этикет в Европе все более и более усложняется. Вся жизнь придворных строго регламентирована, пишутся тысяча пособий по этикету. Чем выше ранг человека, тем больше правил, которым он обязан подчиняться. Появляется специальная должность – церемониймейстер (знаток этикета). Особо сложной система этикета становится во Франции во времена Абсолютизма. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638–1715), при котором жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета. Например, известен факт, что во время королевской трапезы все подданные должны были стоять, королева и принцы имели право сидеть на стульях, члены королевской семьи – на табуретках. Привилегии сидеть во время королевской трапезы на табурете могла также удостоиться королевская фаворитка.

В 18 веке в странах Европы набирала силу буржуазия, которая тоже следовала этикету, зачастую не менее разветвленному, чем придворный. С укреплением позиций буржуазии и распространением буржуазной морали распространяется и буржуазный этикет. Основное понятие буржуазного этикета – респектабельность, основная задача мужчины – быть добросовестным удачливым дельцом, а женщины – образцовой матерью и хозяйкой. Особое значение приобретает понятие репутации. Потеря репутации невосполнима, она ведет к разрыву с привычным кругом общения. Особенную жесткость правила поведения приобрели в европейской буржуазной среде в 19 веке. Известно, например, что правила этикета запрещали женщине оставаться наедине с мужчиной, это считалось неприличным. Между тем, несмотря на строгость этикета, многие современники отмечают несоответствие между формальным проявлением воспитанности и реальным поведением людей.

В России до реформ Петра I, то есть до 18 века, основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом, нашедшим свое выражение в сборнике правил – Домострое (XVI в.), где были прописаны особенности содержания домашнего хозяйства, начиная от правильного отправления православных церковных обрядов («как верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как поклоняться кресту Христову…»; «как почитать архиреев, а также всех священников и монахов…; как всякого страдающего посещать в монастырях и в больницах»), и кончая указаниями ключнику «как хранить в погребе или на леднике всякие припасы соленые…». Очень важными считались строго регламентированные правила гостеприимства («как с благодарностью угощать приходящих в дом твой»). Известно, что важна была даже встреча гостя, при которой учитывалось происхождение гостя и возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу. К более высокому шли через двор пешком. Было не принято старшим ездить к младшим. Петр I активно начал внедрять этикет западного образца, новшества вводились практически насильно. Эта вынужденная смена образа жизни была принята далеко не всеми и коснулась только верхушки общества. Основная масса населения смотрела на европейски одетую знать как на чужаков. Позднее западноевропейский этикет привился и ассимилировался, но, как писал М.И.Пыляев, автор книги Старая Москва, уже и в екатерининское время под золотыми расшитыми кафтанами таились старинные грубые нравы.

Начиная с 18 века изучение этикета входит в обязательную программу образования. В частности, в женских пансионах обязательным элементом обучения были уроки этикета, когда девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение в различных ситуациях: как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т.д. Существовали также неписаные правила, которых придерживались люди из высшего общества и которые также можно считать этикетными для них. Вронский, герой романа Льва Толстого Анна Каренина, следует определенному своду правил: «Правила эти несомненно определяли, – что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, – что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно, – что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д».

В 20 в. в Европе, США и некоторых азиатских странах, ориентированных на западную модель развития, нравы стали проще. Но тем не менее любой воспитанный человек будет соблюдать правила этикета при общении с человеком другого социального статуса: возраста, общественного положения, пола, степени знакомства и родства. К примеру, младший должен, не перебивая, выслушивать старшего, мужчина в разговоре с женщиной должен воздерживаться от фраз, которые могут ее смутить и так далее. Этикет ориентирован уже скорее не на то, чтобы отнести человека к той или иной социальной группе, а чтобы создать определенный имидж. Соответственно, наиболее важны правила этикета в тех сферах жизни, где от коммуникации между людьми многое зависит, например в бизнесе или в дипломатии. Дипломатический этикет особо значим, и это не удивительно. Дипломат представляет свою страну, поэтому формальности очень важны. Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 в. на Венском конгрессе (1814–1815). Большое значение в дипломатической практике имеет принцип старшинства, который зависит от значимости представляемой страны, ранга представителя и даты аккредитации, безусловное соблюдение обычаев и законодательства страны пребывания. Основное понятие дипломатического этикета – взаимность. Пропущенные казалось бы формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.

Этикет существует также в других сферах профессиональной деятельности (медицинский этикет, юридический этикет, воинский этикет, этикет бизнеса, сетевой этикет и т.д.), в отношении значимых артефактов культуры (предметы культа, этикет флага и т.д.).

Жители многих афро-азиатских стран, безусловно, также ориентируются на самобытные правила этикета, но правила поведения там больше обусловлены древней традицией и не столь изучены европейскими исследователями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *