что понимается под определениями сертификация и система сертификации

Что понимается под определениями сертификация и система сертификации

Статья 2. Основные понятия

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 2

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Источник

Статья 2. Основные понятия

Информация об изменениях:

Статья 2. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

абзац второй утратил силу с 1 июля 2014 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

абзац тринадцатый утратил силу с 1 июля 2016 г.;

Информация об изменениях:

абзацы двадцать второй и двадцать третий утратили силу с 1 июля 2016 г.;

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. N 4 со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании

абзац двадцать восьмой утратил силу с 1 июля 2016 г.;

Информация об изменениях:

абзац тридцать четвертый утратил силу с 1 июля 2016 г.;

Информация об изменениях:

абзац тридцать пятый утратил силу с 1 июля 2014 г.;

Информация об изменениях:

абзац тридцать шестой утратил силу с 1 июля 2014 г.;

Информация об изменениях:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Сертификация

Ряд товаров сертифицируется в обязательном порядке. Если сертификаты будут отсутствовать, реализация продукции будет не вполне законной. Рассмотрим понятие сертификата и его особенности.

Что представляет собой сертификация

Сертификат – это документ, который подтверждает соответствие продукции заданным требованиям. Получить его могут как производители, так и поставщики. Сертификация выполняется на основании соответствующего закона. Процедура также должна соответствовать закону «О защите прав покупателей». Сертификация некоторых видов товара регулируется отдельными нормативными актами.

Цели получения

Сертификация выполняется для достижения этих целей:

Получение сертификата обязательно, если производитель собирается участвовать в международной торговле.

Принципы сертификации

Мероприятие по получению сертификата должно соответствовать этим требованиям:

Лицо может самостоятельно выбирать структуру, которая будет проводить сертификацию.

Обязательное и добровольное получение сертификата

Сертификация, согласно законам страны, может быть обязательной и добровольной. Процедуры получения документа не отличаются по форме. Различается только мотивация в инициировании мероприятия.

Обязательная сертификация

Существуют обязательные требования, предъявляемые в отдельным видам продукции. Именно на соответствие этим требованиям проверяется товар. К примеру, в процессе сертификации подтверждается безопасность продукта для окружающей среды, здоровья человека. В рамках мероприятия проверяющие лица основывают свою деятельность на следующих нормативных актах:

Обязательное получение сертификата – это вид государственного контроля, направленный на обеспечение безопасности товара.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Правительством РФ. Рассмотрим некоторые виды этих товаров:

Сертифицируется не только продукция, но и услуги. Рассмотрим услуги, подлежащие обязательной сертификации:

Из этого перечня можно сделать вывод о том, что обязательной сертификации подлежит продукция с повышенным классом опасности. Документ должен быть получен на услуги, предполагающие массовое использование. К примеру, услуги общественного питания посредственного качества могут привести к риску для здоровья.

Сертификат, полученный в обязательном порядке, будет действовать на территории всей страны. Госстандарт РФ – это тот орган, который организует мероприятия по сертификации. В ряде случаев аналогичной деятельностью могут заниматься представители исполнительной власти.

Добровольная сертификация

Сертификация – это затратное мероприятие. Однако часто производители проводят его по добровольному желанию. Связано это со следующими позитивными последствиями получения документа:

Человек, который видит наличие сертификата на продукцию, испытывает больше доверия и к самому продукту, и к производителю. Соответственно, повышаются продажи. К примеру, во многих специализированных изданиях специалисты убеждают покупателя, что очки нужно покупать только после запроса сертификата. Если документ отсутствует, покупать товар не рекомендуется. Особенно наличие документального подтверждения качества требуется для дорогостоящей продукции. Когда человек покупает что-то дорогостоящее, он особенно внимательно относится к документам на товар. Повышается лояльность не только потребителей, но и импортеров.

К СВЕДЕНИЮ! В России наиболее развита обязательная сертификация, а в европейских странах – добровольная. Связано это с тем, что на западе получение документа – один из наиболее эффективных способов завоевать место на рынке.

Принципы ответственного подхода к лицензированию

Лицензирование, по сути, обеспечивает безопасность для человека и окружающей среды. Поэтому ответственный подход к получению документа о соответствии – это ответственный подход к безопасности. Для реализации этого подхода следует внимательно относиться к выбору органа, осуществляющего лицензирование. К структуре должны предъявляться следующие требования:

Однако часто руководители, чтобы сэкономить, обращаются к организациям, не соответствующим этим требованиям. Там за небольшую плату можно получить документ на продукцию, даже не вполне соответствующую требованиям. По сути, это правонарушение. Важно помнить, что не все компании имеют полномочия на осуществление сертификации. То есть полученный документ действительным не будет.

Государство пытается пресечь деятельность этих компаний. Для этих целей требования к фирмам постоянно ужесточаются. В июле 2014 года появился ФЗ, который поставил новые строгие требования к компаниям. Обращение к таким структурам невыгодно и покупателям, и потребителям. Во-первых, фальшивые знаки соответствия подрывают доверие к лицензиям в целом. Это снижает продажи, в том числе самой компании. Во-вторых, фальшивость может быть выявлена, что приведет к скандалу.

Источник

Тема 4. Сертификация продукции,
услуг и систем качества

Оглавление

Основные понятия в области сертификации

В условиях рыночных отношений, когда предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Международный опыт свидетельствует, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям НД, является сертификация.

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Приведем некоторые определения, действующие в этой области.

Таковы основные понятия, связанные с сертификацией продукции, которые потребуются для усвоения дальнейшего материала.

Цель сертификации, как указано в Законе РФ, заключается в следующем:

В настоящее время предусмотрено, что в целях государственного регулирования общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договорных отношений между заявителями и органами по сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России.

Самостоятельная сертификация (самосертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, самосертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НД.

Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции требованиям стандарта.

Основным функциональным образованием систем сертификации являются органы по сертификации, которые сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия. Они же осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливают или отменяют действие выданных им сертификатов, формируют фонд НД по сертификации, предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию.

Свою деятельность ОС осуществляет на основе материалов испытательной лаборатории, которая проводит испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Процедуры сертификации в России регламентируются следующими документами:

Организация сертификации за рубежом

Международная практика сертификации направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее продвижения на рынок.

Крупнейшей международной организацией в области торговли является Всемирная торговая организация (ВТО). Она содержит специальные рекомендации для участников в области стандартизации и сертификации. Участие в этой организации дает определенные преимущества во внешней торговле, поэтому Россия также стремится стать членом ВТО. Ведущее место в области организационно-методического обеспечения сертификации принадлежит ИСО, в рамках которого этими вопросами занимался Комитет по сертификации (СЕРТИКО). В 1985 г. этот комитет в связи с дальнейшим развитием работ был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). Совместно с ИСО проблемами сертификации занимается МЭК. Все руководства выпускаются от имени этих двух организаций ( ИСО/МЭК).

Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ежегодно проводит конференции для обмена информацией и опытом по вопросам взаимного признания результатов испытаний, аккредитации лабораторий, оценки качества результатов испытаний.

В 1991 г. Генеральная ассамблея Европейского комитета стандартов (СЕН) утвердила общие положения систем сертификации и взаимного признания странами общего рынка (ЕС), направленные на устранение различий между национальными стандартами посредством разработки директив ЕС и европейских стандартов. При этом исходили из того, что любая продукция, изготовленная и проданная на законном основании в одной стране ЕС, должна быть допущена на рынки других стран сообщества.

В отличие от ранее действовавшего порядка европейские стандарты принимаются решением большинства стран-членов ЕС и после принятия обретают законную силу во всех странах сообщества. Этот процесс наглядно виден из табл. 3.

В связи с созданием единого рынка и принятием в 1989 г. «Глобального подхода к испытаниям и сертификации» была создана Европейская организация по испытаниям и сертификации и были разработаны стандарты (евро-нормы) EN серии 45000 в качестве единой нормативной базы для испытательных лабораторий и органов по аккредитации и сертификации. Эта серия состоит из 7 стандартов:

1. Получение органом по сертификации декларации-заявки на сертификацию продукции

Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов

2. Экспертиза исходных материалов

Сбор информации о качестве реализуемой продукции

Орган по сертификации

Заключение договора на проведение сертификации производства

3. Формирование комиссии по проверке производства

Назначение главного эксперта и состава комиссии

Орган по сертификации

Оформление приказа о составе комиссии

4. Составление рабочей программы

Выбор объектов и процедур проверки производства

Орган по сертификации

Принятие программы проверки производства

5. Проверка производства

Формирование комиссии, составление плана проверки, проверка

Орган по сертификации

Составление акта о результатах проверки

6. Принятие решения о рекомендации производства к сертификации

Оформление проекта сертификата

Орган по сертификации

Направление акта и проекта сертификата в Технический центр Регистра

7. Принятие решения о сертификации производства

Принятие решения о регистрации сертификата в Реестре Регистра

Технический центр Регистра

Направление сертификата заявителю

8. Инспекционный контроль

Проверка стабильности качества изготовления продукции

Орган по сертификации, Технический центр Регистра

Оформление актов проверок

В Европе в период с 1990-92 гг. организации, занимающиеся сертификацией, объединились в Европейскую сеть, которая включает как страны-члены ЕС, так и другие западноевропейские страны. Это обеспечивает взаимное признание сертификатов и дает возможность предприятиям не проводить без надобности многократные оценки систем качества разными организациями. Сертификацию систем качества осуществляет также Американское общество по контролю качества, Японское общество проверки, регистрации и аккредитации систем качества и другие национальные и региональные организации. Сертификация продукции, услуг и систем качества прочно вошла в мировую практику торговых отношений. В связи с этим для российских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сертификация приобретает важнейшее значение для допуска их продукции на внешние рынки. Некоторые предприятия провели работу по сертификации с привлечением отечественных и зарубежных организаций. Однако в настоящее время сертификация в России намного отстает от того, что сделано в Европе, США и Японии.

Схемы сертификации продукции

Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях перехода к рыночной экономике дает следующие преимущества:

При обязательной сертификации организация и проведение работ возложены на Госстандарт РФ, которым разработана Система сертификации ГОСТ Р. Общие требования к порядку проведения обязательной сертификации продукции и услуг в этой системе регламентированы ГОСТ Р 40.001.-95. Применительно к системе сформулирована номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Такая номенклатура однозначно устанавливает необходимые для проведения сертификации государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые содержат обязательные требования к продукции. Номенклатура постоянно пополняется и периодически пересматривается по мере введения обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Предусмотрено, что в целях государственного регулирования сертификации в стране общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

При добровольной сертификации предусматривается сертификация продукции только по инициативе изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технической документации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте РФ, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации.

Общепринятые в России схемы сертификации продукции приведены в табл. 4.

Схемы сертификации продукции

Инспекционный контроль сертифицированной продукции

Испытания образцов, взятых у продавца

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя

Сертификация производства (системы качества) у изготовителя

Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства

Рассмотрение декларации о соответствии

Сертификация системы качества у изготовителя

Контроль за стабильностью функционирования системы качества

Испытания каждого образца

Рассмотрение декларации о соответствии

Рассмотрение декларации о соответствии

Анализ состояния производства

Рассмотрение декларации о соответствии

Рассмотрение декларации о соответствии

Анализ состояния производства

Примечания. Под испытанием типа понимается испытание типового образца продукции с целью распространения результатов испытаний на всю совокупность. Рассмотрение декларации о соответствии проводится вместе с прилагаемыми документами.

Как видно из табл. 4, схемы сертификации различаются объемом и способами проводимых органами сертификации работ, а также инспекционного контроля. Схемы 1-8 классифицированы ИСО и общеприняты в международной практике. Схемы 9-10а основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как принятой в странах ЕС практике подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. От выбора схемы сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности ОС в надежности выданных сертификатов. При выборе схемы нужно учитывать состояние производства, серийность продукции, конструктивную сложность изделий.

Последовательность процедур при сертификации продукции представлена в табл. 5.

Процедуры сертификации продукции

1. Подача заявки на сертификацию

2. Принятие решения по заявке, в том числе, выбор схемы

Орган по сертификации

3. Отбор, идентификация образцов и их испытания

Орган по сертификации

4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации)

Орган по сертификации

5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия

Орган по сертификации

6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия

Орган по сертификации

7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией

Орган по сертификации

8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия

9. Информация о результатах сертификации

Орган по сертификации

Срок действия сертификата устанавливает ОС с учетом срока действия НД на продукцию, но в любом случае этот срок не превышает трех лет.

Сведения о сертифицированной продукции предприятие-заявитель приводит в сопроводительной технической документации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Право маркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой ОС. Правила выдачи лицензий на применение знака соответствия определены ГОСТ Р 40.003-96. Маркирование серийно выпускаемой продукции проводит изготовитель, который несет ответственность за соответствие продукции НД и сертифицированным образцам.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет ОС в течение всего срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль проводится в виде периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения того, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации.

По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия. Это происходит в тех случаях, когда установлено несоответствие продукции требованиям НД, внесены изменения в НД на продукцию или метод испытаний, в конструкцию, в комплектность продукции или технологию ее производства.

Сертификация импортируемой продукции осуществляется по тем же правилам. С учетом Законов РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» определен порядок ввоза на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации. Этот документ устанавливает, что ввозу на таможенную территорию России подлежат товары при условии их соответствия требованиям обязательной сертификации, установленных в России. Перечни таких товаров формируются в соответствии с требованиями товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Госстандартом РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.

Сертификация услуг

Актуальность сертификации услуг во всех странах обусловлена главным образом ростом объемов национальной и международной торговли. В большинстве стран мира сфера услуг получает все более широкое развитие, охватывая новые формы деятельности. Но при этом и традиционные виды услуг, связанных с торговлей, коммунальным и техническим обслуживанием, транспортом и связью, гостиничным и туристическим обслуживанием и др., развиваются очень интенсивно. Особенностью современного рынка услуг является увеличение числа организаций (фирм), предоставляющих аналогичные по характеру и стоимости услуги, что приводит к конкуренции.

Японские специалисты рассматривают три уровня услуги:

Стремление к оценке соответствия (сертификации) в сфере услуг требует однозначного определения объектов и введения единых критериев их оценки, что влечет за собой внедрение согласованных на международном и национальном уровнях НД.

К показателям, определяющим требования к услугам, могут относиться:

За рубежом большое распространение получила аттестация предприятий сферы услуг, позволяющая выявить их способность оказывать услуги на соответствующем уровне. При этом реализуются следующие способы аттестации:

Оказываемые населению услуги по функциональному назначению можно условно разделить на три группы:

Схемы сертификации услуг, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом РФ. Схемы должны указываться в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации услуг. При выборе схемы сертификации необходимо учитывать функциональное назначение услуги и особенности ее исполнения, возможность проведения испытаний и уровень их доказательности, обеспечение сохранности имущества потребителя и затраты заявителя.

Схемы сертификации услуг приведены в табл. 6.

Кратко охарактеризуем каждую из схем.

Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуг путем проверки его квалификации, знаний технологической и нормативной документации, а также последующий инспекционный контроль за выполненной услугой. Рекомендуется применять для сертификации материальных услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.

Схема 2 предусматривает оценку мастерства исполнителя и последующий инспекционный контроль за выполненными услугами путем проведения социологического опроса потребителей услуг. Рекомендуется применять для сертификации медицинских, парикмахерских услуг, услуг физической культуры, спорта и обучения.

Схемы сертификации услуг

Оценка мастерства исполнителя

Оценка процесса оказания услуг

Сертификация системы качества

Выборочная проверка результатов услуги

Проверка результата услуги

То же (социолог. оценка)

Контроль стабильности процесса

Проверка результата услуги

Контроль стабильности системы

Схема 3 предусматривает оценку процесса оказания услуг, включающую проверку технологического процесса исполнения услуг, квалификации исполнителя, условий обслуживания, а также выборочную проверку результатов услуги и инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги. Рекомендуется применять для сертификации услуг по ремонту на средних и крупных предприятиях, для изготовления изделий по индивидуальным заказам, услуг общественного питания.

Схема 4 аналогична схеме 3 в части оценки процесса оказания услуги, но без проверки результатов услуги. Инспекционный контроль проводится путем социологического опроса для сертификации транспортных услуг, услуг связи и др.

Схема 5 предусматривает аттестацию предприятия, включающую проверку санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей, ассортимента и качества услуги, качества обслуживания. Рекомендуется для сертификации гостиниц, ресторанов, кинотеатров и пр. Инспекционный контроль может осуществляться путем социологического опроса потребителей услуг.

Схема 6 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.

Порядок проведения сертификации услуг приведен в табл. 7.

Процедуры сертификации услуг

1. Подача заявки на сертификацию

2. Принятие решения, указание схемы сертификации

Орган по сертификации

3. Оценка мастерства исполнителя услуг

Орган по сертификации

4. Оценка процесса оказания услуги:

Орган по сертификации

5. Аттестация предприятия сферы услуг

Орган по сертификации

6. Оценка результатов материальных услуг

Орган по сертификации,

7. Анализ результатов проверок

Орган по сертификации

8. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия

Орган по сертификации

9. Инспекционный контроль

Орган по сертификации

По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата (знака соответствия) в случаях:

Сертификация систем качества

По определению, данному ранее, под системой качества понимается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством. Сертификация систем качества определяет собой деятельность, подтверждающая, что должным образом идентифицированная система качества соответствует требованиям выбранной модели обеспечения качества.

Основными целями сертификации систем качества являются:

При проведении сертификации систем качества можно выделить два этапа:

Состав этапов приведен в табл. 8.

Этапы оценки системы качества

1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации

1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества

1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества

Орган по сертификации

1.4.Заключение договора на проведение сертификации системы качества

Предприятие, орган по сертификации

2.1. Подготовка системы качества к окончательной проверке

2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества

Орган по сертификации

2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества

Предприятие, орган по сертификации

2.4. Проведение проверки системы качества

Орган по сертификации, предприятие

2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания

Орган по сертификации

2.6. Проведение заключительного совещания

Орган по сертификации, предприятие

2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества

Орган по сертификации

2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества

Орган по сертификации

Предприятие, решившее проводить сертификацию системы качества, должно представить в ОС вместе с заявкой анкетуво просник для проведения предварительной проверки системы качества, руководство по качеству, информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака, испытаниях продукции и т. п.). По просьбе ОС могут быть представлены также другие сведения о предприятии и системе качества.

По результатам первого этапа ОС составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества. Такое заключение может быть и отрицательным, где приводятся причины, не позволяющие в данное время сертифицировать систему качества предприятия.

При положительном заключении договором устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу. В случае, если при проведении работ по второму этапу ОС обнаруживается несоответствие системы качества требованиям стандарта, то совместно с предприятием определяется срок доработки системы и устанавливается срок повторной проверки. При положительном решении выдается сертификат на срок, не превышающий три года.

Полученный сертификат на систему качества дает определенные преимущества, заключающиеся в следующем:

Методические указания по проверке систем качества изложены в международном стандарте ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества», состоящем из трех частей:

Проверки функционирования системы качества могут проводиться самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).

Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок. Цель такой проверки состоит в постоянной оценке эффективности системы качества, имеющейся на предприятии. При проверке создается инспекционная группа с участием квалифицированных специалистов. По результатам проверки составляется акт, в котором приводятся результаты проверки. При проверках чаще всего обнаруживается несоблюдение отдельных положений НД и несовершенство самих документов. Для устранения отмеченных в акте недостатков устанавливаются сроки и исполнители работ.

Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как правило, перед заключением контракта. Цель этих проверок заключается в том, чтобы заказчик получил гарантию качества продукции, убедившись в наличии у поставщика системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО 9000. В процессе проверки особое внимание обращается на качество и надежность выпускаемой продукции, наличие и оформление «Руководства по качеству», наличие сертификата на систему качества. В процессе проверки заказчик может потребовать, чтобы на его изделия были разработаны программы обеспечения качества, оговорить особые условия контроля, испытаний и приемки продукции. После проверки заказчик представляет отчет, в котором дается оценка системы качества на соответствие требованиям стандартов.

Проверки системы качества третьей стороной (органом по сертификации) проводятся для подтверждения ранее выданного сертификата. При обнаружении в системе качества большого количества недостатков проводятся дополнительные проверки, чтобы убедиться в выполнении согласованных корректирующих воздействий в течение трех месяцев после обнаружения недостатков. В случае, если количество недостатков мало, готовятся отчеты о корректирующих воздействиях, которые не требуют дополнительной инспекционной проверки.

В случае, когда в задачу сертификации входит только оценка качества производства, в рассмотрение вводят понятие сертификации производства. Под сертификацией производства (производственной системы) понимают действие, доказывающее, что должным образом идентифицированное производство обеспечивает соответствие производственной системы требованием качественного изготовления продукции (требованиям стандартов).

Производственная система представляет собой совокупность технологических процессов, предназначенных для изготовления определенной продукции, удовлетворяющей заданным требованиям. Для процессов изготовления необходимо технологическое оборудование, приспособления, инструмент, средства измерений для контроля параметров продукции. Таким образом, для сертификации производств нужна проверка качества продукции, качества технологических процессов и их составных частей. Реализация проверки качества обязательно связана с процессом измерений значений параметров продукции, и, следовательно, с системой метрологического обеспечения.

Основными этапами работ по сертификации производств являются:

Модель обеспечения качества производства менее жесткая по сравнению с моделью системы качества. Поэтому предпочтение следует отдавать последней.

Результаты сертификации системы качества используются:

Аккредитация органов по сертификации
и испытательных лабораторий

Развитие деятельности по сертификации в экономике России создало предпосылки и обусловило необходимость создания свода правил по аккредитации различных объектов: органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. С этой целью был сформирован комплекс требований, применяемых в России к системам аккредитации объектов, осуществляющих оценку соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию. В настоящее время в стране создана Российская система аккредитации (РОСА), которая регламентирована комплексом государственных стандартов. В рамках этой системы объектами аккредитации в соответствии с ГОСТ Р 51000.1-95 являются:

Аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в обязательной сфере, проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти. Организация работ по аккредитации объектов приведена на рис. 20. Аккредитация организаций проводится применительно к конкретным видам продукции, услуг, работ. При этом устанавливаются проверяемые параметры и методы исследований (контроля, проверок), соответствующие им стандарты и другие НД.

Работа по аккредитации состоит из следующих основных этапов:

Общие требования к испытательным лабораториям определены в ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с евростандартом EN 45001. Стандарт определяет требования к юридическому статусу лаборатории в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия ее беспристрастности и неприкосновенности. Требования по технической компетенции дифференцированы по таким элементам, как требования к управлению организацией, персоналу, помещениям, рабочим процедурам, методам испытаний систем качества и др.

Порядок аккредитации испытательных лабораторий определен ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с EN 45002. Аккредитация лабораторий производится по критериям ГОСТ Р 51000.3-96. Этапы аккредитации соответствуют общепринятым этапам по ГОСТ Р 51000.1-95, при этом каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.

На основании результатов аккредитации испытательной лаборатории выдается аттестат аккредитации со сроком действия, не превышающем пять лет. Повторная аккредитация зависит от результатов инспекционного контроля и может проводиться по полной или сокращенной программе. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий проводит аккредитующий орган. По результатам этого контроля могут приниматься следующие решения:

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

Цель работы: оценка возможностей использования искусственных нейронных сетей (ИНС) в задачах управления качеством. ИНС предназначены для решения задач классификации и регрессии. В данной работе знакомство с ИНС демонстрируется на примере задач классификации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *