что посмотреть с мальчиком подростком

Какие фильмы посмотреть с подростком, чтобы поговорить о важном

что посмотреть с мальчиком подростком

Пойти в кино на новый фильм в субботу? Хорошо. Ещё лучше — провести субботу с семьёй, взяв в кино детей. Научиться с детьми обсуждать кино — высший пилотаж! Наш блогер, руководитель семейных лагерей центра «Перекрёсток» Ольга Сковычева, рассказывает, как обсуждать фильмы с детьми, и рекомендует, какие фильмы посмотреть.

Что посмотреть с подростками на каникулах и как говорить с ними по душам после кино?

Кино — хорошее совместное занятие. Чем ребёнок старше, тем интереснее становится смотреть и обсуждать его. Просмотр фильма создаёт безопасное пространство для разговора на волнующие темы и возможность обсуждать их в контексте другой жизни, другого времени, другой культуры, помогает глубоко погрузиться в тему, сформулировать своё отношение, выразить свои мысли и переживания.

У нас большой опыт обсуждения фильмов с целыми классами и в тёплых дружеских компаниях, а также в компаниях разновозрастных, в том числе детско-родительских. Это всегда происходит по-разному. Основная ценность такого обсуждения — возможность поделиться своим видением и расширить его благодаря точкам зрения и переживаниям других людей.

В психологическом обсуждении мы не анализируем художественные достоинства фильма, а фокусируемся на собственном видении, личном опыте и переживаниях участников.

Примерная схема обсуждения, которую мы используем, опираясь на опыт наших коллег, психологов и нарративных практиков Анны Голубевой и Юлии Малыгиной:

Важно предоставить подросткам самим решать вопрос о степени участия в обсуждении. По нашему опыту, если их не принуждают, они, когда чувствуют себя готовыми, с удовольствием высказывают своё мнение и рассказывают свои истории. Подростки получают очень ценный опыт, просто слушая других участников и ведущих. Если время или силы участников ограниченны, можно смотреть отрывки. Для обсуждения бывает достаточно 10–15 минут хорошего кино.

Рекомендуемые фильмы:

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

4 непростых фильма, которые стоит посмотреть и обсудить с подростком. От Бергмана до Быкова

Некоторые фильмы не так-то просто смотреть даже взрослым. В итоге именно эти картины запоминаются, меняют нас. Но стоит ли смотреть сложное кино вместе с взрослеющими детьми? Как объяснять то, что самим сложно понять? Поговорили с автором и ведущей видеоблога о литературе и кино Creative Space, исследовательницей кино и профессором НИУ ВШЭ Марией Штейнман о четырех таких фильмах.

1. «Метрополис» (1927, Ф. Ланг)

что посмотреть с мальчиком подростком

О чем это кино. В утопическом городе будущего Метрополисе есть Рай и Ад — это районы для богачей и бедняков. Эти два мира сталкиваются, когда Фредер, сын правителя города, влюбляется в Марию, девушку из «нижней» его части. Поиски Марии заставляют молодого человека по-новому взглянуть на то, как устроен мир, в котором он живет.

Почему это важное кино. Режиссер фильма — великий Фриц Ланг, один из заметнейших режиссеров немецкого экспрессионизма. Когда мы смотрим «Метрополис», мы прикасаемся не только к этому направлению, но и к истокам каждой антиутопии в кинематографе. Без этого фильма не было бы ни позитивного, ни негативного изображения будущего.

«Метрополис» позволил появиться «Пятому элементу», «Бегущему по лезвию» — обе эти ленты возвращают нас к антиутопическому городу, впервые показанному в фильме Ланга. Андроиды тоже стали классикой научной фантастики — вспомнить хотя бы «Звездные войны». Образ C-3PO отчетливо напоминает латунный костюм андроида, в котором находилась бедная Бригитта Хельм. И это не единственный классический типаж: «Метрополис» сформировал образ безумного ученого.

В конце концов, сама идея антиутопии — технологий и прогресса, пожирающих человека — впервые отлично показана именно в «Метрополисе»: главный герой видит в машинах не механизмы, а Молоха, божество, пожирающее детей. Потом такой образ используют Алан Паркер и группа Pink Floyd в фильме «Pink Floyd: Стена». «Метрополис» стал матрицей: он определил наше видение будущего.

И, кстати, капсулу, в которой формируется тело человека, как в «Матрице», зритель впервые видит именно в этом фильме.

Зачем смотреть с подростком. Все фильмы в этом списке обладают мощным метафорическим концептом. Они учат понимать и дешифровывать киновысказывание на разных уровнях.

В «Метрополисе», с одной стороны, перед нами мотив антиутопии, а с другой — отчетливо проявляется очень знакомый современным подросткам сюжет об избранном — герое, которого ждут, который обязательно придет и выполнит свою миссию. Случай «Метрополиса» тем интереснее, что герой — представитель золотой молодежи, который вообще никогда ни над чем в своей жизни не задумывался, пока не встретил детей-оборванцев в райском саду.

В сюжете фильма любовь оказывается не только движущей силой, но и мостом к пониманию другого, к эмпатии. Это любовь не ради любви, а любовь как возможность понять жизнь других через сострадание.

Трудности, которые могут возникнуть при просмотре. Фильм черно-белый, у него не сохранилась музыкальная дорожка. Кроме того, специфика немецкого экспрессионизма: у кого-то он вызовет нервный смех в ответ на гипертрофированные эмоции героев.

Тут важно объяснить подростку, что такое немой фильм, почему часть реплик выводится титрами и, главное, зачем от актеров требовалась гипертрофированная игра. Актерам начала XX века нужно было передавать происходящее исключительно визуальными средствами.

А «Метрополис» уникален и тем, что в нем играют с минимальной аффектацией, с минимальным округлением глаз

Немецкий экспрессионизм подразумевает, собственно, экспрессию — мощный эмоциональный заряд, который современному зрителю, привыкшему к ярким спецэффектам и, как ни странно, большей сдержанности в кадре, может быть непонятен. Например, в фильме есть момент с танцем вавилонской блудницы, там используется визуализация — в кадрах появляются отдельно снятые, широко раскрытые глаза людей. Не сразу понятно, что это метафора, говорящая о прикованности взглядов к танцовщице. И тут нужен комментарий взрослого.

Можно ли уберечь детей от триггеров при просмотре кино

Увы, нельзя. Когда родители собираются посмотреть вместе с детьми заведомо серьезное кино, важно, чтобы они понимали: просто показать старый фильмы — штука довольно опасная. Мы никогда не угадаем, что станет триггером для подростка. Этого мы не знаем и про взрослых.

Настоящий кинематограф — это кинематограф рисков. Чем мощнее сюжеты и режиссер, который с ними работает, тем выше опасность, что ребенка что-то напугает. Взрослые должны быть готовы проговорить то, что окажется для ребенка сложным.

К сожалению или к счастью, мы подошли к моменту, когда от зрителей требуется определенная подготовка для просмотра кино.

2. «Седьмая печать» (1957, И. Бергман)

что посмотреть с мальчиком подростком

О чем это кино. Рыцарь Антониус, возвращаясь из Крестового похода, встречает бродячих артистов, скрытых главных героев всего сюжета — Юфа и Мию, чьи имена созвучны Иосифу и Марии. У них есть сын, чье имя не называется, но мы можем провести параллель. Рыцарь не верит в бога, а Юфу постоянно приходят видения чудес. Так фильм становится диалогом рационального и иррационального.

Почему это важное кино. «Седьмую печать» часто называют смесью триллера и фэнтези. Что же там фэнтезийного?

Сегодня фэнтези как явление массовой культуры часто эксплуатирует сюжеты условного Средневековья и мистики. Формально «Седьмая печать» отвечает этим признакам. В каком-то смысле фильм оформляет фэнтезийный жанр как таковой. Но он затрагивает и другие, более тонкие материи.

«Седьмая печать» обращается сразу и к прошлому, и к будущему

Картина снята по мотивам пьесы самого режиссера «Роспись по дереву». Бергман в своей кинопритче говорит со зрителем о христианстве, об Апокалипсисе.

В основе сюжета лежит фреска XV века из церкви Тебю — «Смерть, играющая в шахматы». Это игра с заранее известным исходом. Но, играя в нее, человек — в фильме это рыцарь Антониус — вырабатывает некую стратегию и, сам того не понимая, обретает смысл жизни. В чем смысл жизни рыцаря, бывшего крестоносца? Помочь другому, тому, кто не может себя защитить.

Фильм оставил большой след в мировом кинематографе не только на уровне буквальных цитат, но и на уровне общего нравственного камертона. Приведу пример. Во время игры Антониус принимает решение пожертвовать собой, чтобы спасти Юфа и Мию. Как мы помним, Рон Уизли жертвует собой во время шахматной партии в первом фильме из саги о Гарри Поттере. Оказывается, игра в шахматы в «Гарри Поттере» генетически связана с игрой в шахматы Ингмара Бергмана. Неожиданно, правда?

Зачем смотреть с подростком. Хотя речь в фильме идет об Апокалипсисе, главная его идея — человек должен оставаться человеком. Как бы ни влияли на него внешние условия, среда, в человеке есть нечто, что является его стержнем. И Макс фон Сюдов играет рыцаря, который, даже разочаровавшись в мире и в вере, не предает самого себя. Фильм Бергмана показывает: кроме инстинкта выживания, есть еще что-то, что держит нас на плаву.

Трудности, которые могут возникнуть при просмотре. В фильме много того, что может быть источником сложностей восприятия, конфликтов интерпретаций. В «Седьмой печати» есть контент, который может вызвать шок. Взять само появление смерти в нестандартном для нас облике: в немецком языке «смерть» мужского рода, отсюда и мужской образ.

Пугает и процессия флагеллантов — кающихся грешников, которые действительно когда-то бродили по городам и весям Европы. Они молятся и избивают себя, надеясь отвести эпидемию, но де-факто ее распространяют. Появление процессии сознательно снято так, чтобы шокировать зрителя. То же самое можно сказать и об образе молодой женщины, обвиненной в колдовстве и приговоренной к сожжению на костре.

Есть мощный эпизод, связанный с одним из главных героев, странствующим актером Юфом. Он отправляется в кабак, где его заставляют плясать на столе буквально среди горящего огня. Над ним глумятся, смеются. С одной стороны, так Бергман поднимает вопрос о том, какую цену платит творческий человек, появляясь в толпе, которая не понимает его. С другой стороны — важно, что в момент танца Юф уподобляется Христу.

Есть кадр, где два образа накладываются друг на друга: режиссер вставляет в фильм эпизод осмеяния Христа из Нового Завета. Эти детали нуждаются в том, чтобы быть проговоренными.

Обязательно нужно объяснить: в картине несколько финалов

Один — когда все герои собираются за столом в замке, куда наконец добирается рыцарь и его окружение. В этой сцене собраны все, кто одержал так или иначе победу над собой. Но когда открываются двери, зритель не знает, кто вошел в залу, а видит только лица сидящих за столом — они одновременно отображают и страх, и практически религиозное просветление.

Ответа на вопрос, кого все-таки увидели герои в финале, нет. Может, под конец они узрели Иисуса? Бергман это недоговаривает, и в такой многозначности трактовок содержится колоссальный запас жизнеспособности фильма.

Можно рассматривать финал по-другому: во время эпидемии погибают все герои, кроме семейства бродячих артистов, спасенных самопожертвованием рыцаря. Но это не единственный способ его трактовать. «Седьмая печать» — фильм-загадка, финальные кадры которого с danse macabre (пляска смерти. — Прим. ред.) прочно вошли в историю кинематографа как одни из самых запоминающихся.

3. «Общество мертвых поэтов» (1989, П. Уир)

что посмотреть с мальчиком подростком

О чем это кино. Фильм рассказывает о нестандартном учителе Джоне Китинге, который приходит работать в закрытую академию для мальчиков и пытается работать с учениками не как с единицами образовательного процесса, а как с личностями.

Почему это важное кино. «Общество мертвых поэтов» — образец реализма с мощным символическим контентом. Он продолжает традицию критики современного образования, как, например, это делали упомянутые выше Pink Floyd, но в другом ключе.

Для просмотра важно выбрать очень хороший дубляж с адекватным переводом стихотворений, а не просто невнятным подстрочником. Весь фильм построен на огромном количестве литературных аллюзий и отсылок, начиная с принципа «carpe diem» (лат. «лови момент») и заканчивая многократным цитированием поэта Уолта Уитмена.

Зачем смотреть с подростком. Фильм можно смотреть как философскую притчу, где все герои — взрослеющие мальчики — задаются одинаковыми вопросами: «Кто ты есть? Зачем ты пришел? Как ты распорядишься своей жизнью?» Их учитель Китинг добавляет пищу для размышлений: «Как поэзия может стать проводником для понимания самого себя?»

«Общество мертвых поэтов» посвящено не только пониманию себя, но и самостоятельности личности, притом личности подростка. И тогда символично первое задание педагога — вырвать страницы с предисловиями из учебников, где навязывается «единственно верная» точка зрения. Китинг учит мальчиков быть свободными, отстаивать свои права — даже если это, например, право не ходить, когда дано задание «ходить как хочется».

Конечно, нужно обратить внимание на финал — кажущееся поражение учителя. Нил, лучший ученик Китинга, совершает самоубийство, а отец мальчика, который подавлял сына своим авторитетом, не желает понимать это и не признает своей ответственности, переносит вину на учителя. Но когда Китинг, вынужденный покинуть школу, заглядывает в свой бывший класс, где снова идет урок по старым правилам, к нему, вскочив на парту, обращается самый застенчивый в прошлом ученик. И называет любимого преподавателя «капитаном», цитируя Уитмена.

4. «Чучело» (1983, Р. Быков)

что посмотреть с мальчиком подростком

О чем это кино. Шестиклассница Лена Бессольцева, внучка чудака-коллекционера из небольшого города, приходит в новый класс, влюбляется в самого красивого мальчика, берет на себя его вину за сорванную поездку в Москву. И становится объектом жесткой травли со стороны одноклассников.

Роль в мировом кинематографе. «Чучело» — фильм, значимый скорее для советского и российского кинематографа. Но и сегодня он удивительно актуален, освещает вневременные темы. Тут и школьный буллинг, и культура бойкота, которую мы сейчас назвали бы cancel culture. Это было и в оригинальной повести Владимира Железникова, но режиссер Ролан Быков пошел дальше.

Почему фильм важно смотреть с подростком. «Чучело» дарит колоссальное пространство для обсуждения. Этот фильм — настоящее пособие по межличностной коммуникации подростков. Хорошо бы поговорить о нем с детьми, показывая, как одни люди умеют манипулировать другими, подменяя хорошие намерения нехорошими. Остальные ребята, кроме главной героини, не изображены здесь тупой агрессивной массой, у каждого свой характер и свои мотивации. Неформальный лидер класса, Железная Кнопка, стремится к справедливости любой ценой, совершая при этом фатальную ошибку.

С другой стороны, история Лены Бессольцевой — пособие не только по внутришкольным конфликтам, но и по их преодолению.

При этом фильм, как и «Общество мертвых поэтов», не ограничивается прямолинейным изложением истории. В картине есть глубокий символический пласт, который будет интересно дешифровать вместе с подростком.

Мы можем говорить о главной героине как об инакомыслящем, инакочувствующем, более тонком, более глубоком, более ранимом человеке — в этом смысле у них много общего с Юфом из «Седьмой печати», с Китингом и его учеником Нилом из «Общества мертвых поэтов».

Важно, что Лена — другая, и именно ее отличие от одноклассников становится поводом для травли. При этом за ее внешней слабостью и интеллигентной уязвимостью скрывается несгибаемый характер, стержень. Четко показано, что быть уязвимым не значит быть слабым и сломленным.

В какой-то момент отчаявшаяся Лена сама бреется наголо, утверждая свою инаковость и не стараясь больше быть хорошей. Она не идет на конфликт, но заявляет о себе как о самостоятельной личности. Лену называют чучелом, и она формально принимает это прозвище, уезжает с дедушкой из города, а тот — апофеоз бессребреничества — оставляет школе портрет девочки, очень похожей на саму Лену. Уезжают Бессольцевы под оркестр, который де-факто провожает победителей.

Трудности просмотра. Сила слабости — мощный, в чем-то даже шокирующий финал. Здесь кроется опасность: он может вызывать не совсем ожидаемые эмоции, в том числе слезы. В фильме есть и другие сильные сцены — преследование Лены и сжигание чучела, наряженного в ее платье. И они также могут стать триггером.

С одной стороны, фильмы с подобными сильными моментами могут вызвать неоднозначную реакцию. С другой стороны, переживая потрясение через сопереживание судьбе героя, человек обретает способность в дальнейшем встретить собственные вызовы с определенным запасом нравственной прочности.

Оберегая детей от просмотра тех или иных фильмов, мы не всегда способны уберечь их от жизни. Если человек не приучен понимать, что в жизни есть боль — своя и чужая, — если у него отсутствует эмпатия, вызванная реакцией на чужую боль и чужой страх, то он сам может оказаться беззащитным перед реальными жизненными проблемами, ударами и сложностями. Поэтому и стоит смотреть «Чучело».

Фото на обложке: кадр из фильма «Седьмая печать»

Источник

Что посмотреть вместе с ребенком? Психолог составила подборку фильмов

Среди самых известных невыполнимых задач в этом мире — выиграть конкуренцию у «сына маминой подруги», не привезти пару лишних кило из отпуска в Грузии, щедрой на шкмерули и сациви, уговорить своего кота не ходить по клавиатуре — есть одна со звездочкой. Разумеется, речь о том, как выбрать кино и YouTube-видео для детей. Вместе с VOKA мы попросили семейного психолога Марину Василевскую составить подборку фильмов, которые не только развлекут ребенка, но и помогут прожить нечто очень важное. Но есть небольшое условие: рядом должны быть родители.

Марина Василевская — семейный психолог из Минска, психотерапевт, ведущая групп. Работает в гештальтподходе. Мама двоих детей, жена.

что посмотреть с мальчиком подростком

В нашей семье есть несколько киноритуалов. Первый возник, когда мы почти два месяца провели у моря, а потом подкрепился в пандемию. Суть вот в чем: каждый день и я, и муж готовим для детей два видео: одно познавательное, второе исключительно смешное, — а вечером смотрим, смакуем, обсуждаем. Второй ритуал — семейные кинопросмотры на большом экране, к которым мы тщательно готовимся и выбираем фильмы заранее. Это выручало нас во время пандемии, когда мы 24/7 были заперты в одной квартире вчетвером. Очень важно, конечно, выбрать такой фильм, чтобы его могла смотреть вся семья: и темпераментная девочка шести лет, и упрямый мальчик-десятилетка, и суровый папа, и мама-психолог (улыбается. — Прим. Onliner).

Я не разделяю гипертревожные родительские опасения в духе «Не дай бог ребенок посмотрит не тот фильм — все, на всю жизнь впитает неправильные ценности». На самом деле мальчик или девочка уже рождаются с некоей внутренней начинкой, которую вложила природа. Юнгианские психоаналитики называют это «архетипическим содержанием». Потому ребенок тяготеет к определенным сюжетам, идентифицируется с определенными героями. Внутреннюю суть не обманешь.

Не стоит уходить и в противоположную крайность — полное отсутствие границ и запретов. Да, плохое кино не сделает вашего ребенка другой личностью, но социальные тренды никто не отменял. Например, в СССР для девочек и мальчиков послание звучало как «Будь честным, отзывчивым, скромным». А какие тренды сегодня формирует TikTok? Безопасные ли? На уровне поведения дети, несомненно, копируют увиденное. Потому родители должны контролировать и сам контент, и стиль подачи информации. Видео — это отличный инструмент для связи ребенка и родителя, но только если взрослый играет активную роль, а не оставляет малыша одного с планшетом, который превращается в «няню».

В бесконечном море фильмов я выделила несколько групп, которые всегда будут важны детям. При этом учитывайте, что каждый ребенок идентифицируется с экранным персонажем своего пола и возраста.

1. Фильмы, которые показывают детям «изнанку» жизни

Да, может быть, это не самый ожидаемый выбор. Но, будем честны, мир не всегда справедлив, и в жизни любого человека, в том числе ребенка, случаются кризисы и переживания… Детство у кого-то может быть не таким благополучным. Бывают трагические события в жизни людей и целых стран. Подобные фильмы могут показать ребенку теневые стороны действительности.

«Жизнь Пи» (2012, режиссер Энг Ли)

что посмотреть с мальчиком подростком

Этот фильм стоит посмотреть как минимум из-за его прекрасной картинки. Пятнадцатилетний мальчик Пи остается единственным выжившим после кораблекрушения на лодке с животными. Когда смотришь это кино взрослыми глазами, становится понятно, что перед нами тонкая метафора взаимодействия людей в кризисной ситуации дефицита ресурсов, когда проявляется все самое темное в душе человека. Но ребенок не считывает эту метафору. Для детей все просто: мальчик и определенное количество животных, которые ведут себя по-разному. Это история о том, как Пи утрачивает свою семью. Кроме того, срабатывает контраст: благополучная жизнь Пи с родителями до кораблекрушения — и полное одиночество и необходимость спасать свою жизнь в океане. Фильм очень многослойный.

«Шахматист» (2019, режиссер Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль)

что посмотреть с мальчиком подростком

Одаренный и даже гениальный в шахматах мальчик живет со своим отцом в стране третьего мира. Из-за гонений они вынуждены бежать во Францию. Но все складывается не так благополучно. В ситуации сложного социального устройства, когда у главных героев нет документов, знания языка и они все время вынуждены менять место жительства, интересно наблюдать за метаморфозами отца и сына. Как быстро мальчик учится и помогает своему родителю. Как находит взаимопонимание с французскими сверстниками и пользуется их поддержкой. Как растапливает сердце своего нелюдимого, сурового тренера, которого играет Жерар Депардье. Как скучает по маме, фотографию которой чудом сумел сохранить — и это все, что у него осталось. Этот фильм — типичная история преодоления трудностей — снят по мотивам реальных событий и с большой достоверностью описывает судьбу бангладешского шахматиста Фахима Мохаммада, который в восьмилетнем возрасте вместе с отцом попал во Францию, чтобы затем стать мастером Международной шахматной федерации. Все это можно обсудить с ребенком, поговорить о том, как бывает «плохо» и как бывает «хорошо».

2. Научпоп, снятый как художественное кино

Фильмы производства BBC, National Geographic и Disneynature — одни из самых любимых в нашей семье. Оказывается, киностудия Disney еще с 2000-х годов снимает классное захватывающее кино о природе, которое смотрится на одном дыхании.

«Королевство обезьян» (2015, режиссеры Марк Линфилд, Аластер Фотергилл)

что посмотреть с мальчиком подростком

История малыша Кипа и его мамы Майи с существующим, но не живущим рядом папой (макаки не живут полноценными семьями). Процесс взросления детеныша происходит на фоне картинки о социальном устройстве стаи обезьян в дикой природе. Потом, когда им не хватает места и ресурсов, они мигрируют, проходят в том числе через города. Интересно смотреть, как обезьяны ведут себя в присутствии человека. В конце концов они находят себе приют на развалинах старинного храма. Закадровый голос все время остается рядом со зрителем, рассказывая действительно увлекательную историю. Это не занудный научпоп с нагромождением терминов. Перед нами история малыша Кипа, с которым мы ассоциируемся как с главным героем, и его приключений.

«Планета Земля» (2006, режиссер Аластер Фотергилл)

что посмотреть с мальчиком подростком

Еще один «природный блокбастер», которым можно прекрасно заменить бессмысленные ролики на YouTube. К созданию этого документального мини-сериала BBC приложил руку любимый мною сценарист Дэвид Аттенборо, автор «Голубой планеты». В 2016 вышло продолжение — «Планета Земля II». Там много серий на любой вкус: хотите — смотрите про дельфинов, хотите — про шимпанзе. В 2006 «Планета Земля» была самым дорогим документальным фильмом, туда было вложено неимоверное количество денег, и, соответственно, работа оператора действительно поражает. Для ребенка постарше это одновременно урок географии, биологии и астрономии. Малыши будут смотреть из-за картинки, а взрослые — потому что очень необычно, даже для искушенного взгляда.

что посмотреть с мальчиком подростком

3. Фильмы, которые укрепляют связь поколений

Советское кино, которое обязательно нужно смотреть несколькими поколениями — чем больше, тем лучше. Детям действительно интересно: а как это было, когда папа и мама были маленькими мальчиком и девочкой? Наша жизнь быстро меняется, и окружающий мир современного ребенка настолько не похож на условия взросления его родителей (и еще больше — бабушек и дедушек), что эта разница создает хорошее напряжение и любопытство. Конечно, если оставить малыша один на один с такого рода видео, ему будет скучно. Но вместе с родителями, когда они попутно объясняют, что происходит на экране и как это воспринималось ими маленькими, — другое дело!

Советские фильмы были очень незамысловатыми, описывали школьные будни, общение с одноклассниками или максимум ребятами из твоего двора, спорт да кружки… Но ничто не бывает интереснее для детей, чем такая рутина. «Да, сынок, так и было. Мы действительно не могли прийти в школу в какой-то другой одежде, кроме костюма или платья с фартуком. Каждый день гладили этот чертов галстук! Ты представляешь? Иначе подойдут двое дежурных и сделают замечание». Это воспринимается современными детьми как невероятные приключения: «Вау, маму прессовали за неглаженый галстук!»

«Приключения Электроника» (1979, режиссер Константин Бромберг)

что посмотреть с мальчиком подростком

Для читателей-миллениалов расскажу, в чем суть. По фотографии из журнала биороботу Электронику придали внешний вид реально существующего мальчика Сережи Сыроежкина, ученика московской школы. Получилось два одинаковых мальчика. И когда продвинутый робот Электроник понял, что очень похож на человека, но до конца им не является, то поставил себе задачу: стать человеком полностью. Он убегает от создателей и случайно натыкается на свой прототип — Сережу Сыроежкина. И тогда Сережа решает, что может очень классно устроиться: в свою жизнь вместо себя запустить биоробота. Электроник действительно ходит вместо Сыроежкина в школу, в спортивную секцию, но потом начинает и дружить с детьми вместо Сережи, взаимодействовать вместо него с мамой и папой, становится круглым отличником, суперспортсменом, любимцем всех детей, и родители не могут на него надышаться… Сыроежкин понимает, что на такой вариант развития событий он не согласен. Ему стоит определенных усилий вернуть свое положение.

«Гостья из будущего» (1985, режиссер Павел Арсенов)

что посмотреть с мальчиком подростком

Среднестатистический московский школьник обнаруживает машину времени, успевает смотаться на сто лет вперед, оставить там след и притянуть за собой последствия в виде космических пиратов и девочки Алисы Селезневой. В результате — такие же приключения в школе и в социальном кругу мальчика из восьмидесятых и гостьи из будущего.

4. Сказки

То, без чего не обходится ни одно детство. Сюжеты, которых не бывает в реальной жизни. В этом смысле мультфильмы Disney и Pixar, конечно, впереди планеты всей. Такие кино и мультики важны для детей, потому что поддерживают ощущение своих возможностей, расширяют горизонт веры в хорошее, в то, что психологи обычно со скепсисом называют «магическим мышлением» — и зря. В жизни человека, даже взрослого, должно быть место для сказки.

«Гарри Поттер» (2001—2011, режиссеры Крис Коламбус, Альфонсо Куарон, Майкл Ньюэлл, Дэвид Йейтс)

что посмотреть с мальчиком подростком

Это сказка, которая воспринимается детьми как наиболее желанная. Раньше у киносоздателей были популярны фольклорные магические сюжеты о волшебных превращениях, необычных помощниках, злых и добрых существах. В «Гарри Поттере» сюжет модифицирован таким образом, что все это присутствует, но уже в современных реалиях. Теперь, чтобы стать волшебником, нужно окончить колледж — Хогвартс. Я по-хорошему влюблена в Джоан Роулинг, потому что она подарила мальчикам и девочкам настолько качественную вселенную для фантазии! Ведь у детей еще достаточно силен первичный нарциссизм — желание почувствовать свои способности выходящими за грани возможного. Ребенку действительно хочется ощущать себя более могущественным, чем это есть на самом деле, — возможно, потому, что быть на позиции младшего в семье не очень комфортно.

«Золотой компас» (2007, режиссер Крис Вайц)

что посмотреть с мальчиком подростком

Одна из классических современных сказок на новый лад. Привычный персонаж недоброй ведьмы-мачехи воплощен невероятно элегантной Николь Кидман, сосредоточение злых сил — таинственная организация Магистериум, а добрый помощник — импозантный Дэниэл Крэйг. В остальном это та же сказка, что и во все времена: девочка благодаря своей отваге и помощи верных друзей (людей и животных) побеждает зло.

5. Фильмы, в которых неблагополучный девиант становится на путь истины

Трудный подросток превращается в героя — традиционный сюжет. Именно об этом во все времена снимали детское кино. Ох уж эти воспитательные цели! В восьмидесятых были «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» или «Магия черная и белая». Хулиганы-двоечники благодаря происходящему в жизни или влиянию людей/животных менялись до неузнаваемости. Неизменный хеппи-энд: ребенок из тотально неблагополучного превращается в героя. Потом на примере таких картин хорошо объяснять детям, что в жизни бывает все: и успехи, и неудачи. Конечно, лучше выбирать фильмы не советского разлива, а европейские: они более экологичные, рождают оптимизм и надежду.

«Восточный ветер» (2013, режиссер Кати фон Гарнье)

что посмотреть с мальчиком подростком

Непослушную Мику отправляют на ферму к бабушке, которая держит лошадей. Девочка всем своим видом показывает недовольство и нежелание смиряться с правилами и требованиями к ней, а потом начинает дружить с необъезженным конем Оствиндом, и дедушка-тренер помогает ей овладеть искусством выездки. Мика начинает участвовать в соревнованиях. Поначалу она не выигрывает, потому что ей строят козни. Но в финале все равно случается хеппи-энд.

«Расправь крылья» (2019, режиссер Николя Ванье)

что посмотреть с мальчиком подростком

Муж и жена в разводе, и городской мальчик приезжает в отпуск к своему папе на ферму. Он ничего не хочет делать, умирает от скуки без интернета и видеоигр… А папа изучает перелетных птиц — диких гусей. Взрослый мужчина становится «мамой» этим птицам: надевает на себя костюм, издает определенные звуки, и птенцы к нему привыкают. Но потом мальчик вынужден заменить отца — и сам становится «матерью» птицам, полностью погружается в эту кухню и, естественно, забывает о том, что он жить не мог без интернета и телефона. Очень хороший, добрый, жизнеутверждающий фильм.

6. Дикий контент, который предпочитают дети

TikTok, YouTube-блогеры и вот это вот все. Подобный контент создать и выложить очень просто — входите, велкам, кто хочет. Возрастной ценз вроде как есть, но если умеешь вычитать и складывать, то легко обойдешь ботов, которые пытаются узнать возраст. Поэтому такие видео нужно контролировать взрослым критическим мышлением. Я позволяю своим детям смотреть YouTube, потому что для них это способ быть в сообществе, внутри целой субкультуры. Но в TikTok их не допускаю. Самое безобидное — подражая, дети могут набраться нецензурной лексики. А самое страшное — включаясь в определенные челленджи, которые предлагает TikTok, можно нанести вред своему здоровью и жизни.

Влад A4

что посмотреть с мальчиком подростком

В нашей семье дети смотрят ролики Влада Бумаги. Возможно, потому что он близкий, понятный — минчанин, мальчик из Серебрянки. Мы заметили его случайно в самый первый год, когда он начал выкладывать свои выпуски. Сын нашел. Тогда Влад был совершенно нераскрученный, обычный мальчик, снимающий на плохую камеру телефона какие-то совершенно примитивные видео о том, как делать дом в сугробе. Я обратила внимание на некоторую интеллигентность поведения, правильность речи. И со временем этот мальчик вырос в мастодонта YouTube с бриллиантовой кнопкой, невероятными гонорарами, очень дорогими машинами и днем рождения на весь стадион «Динамо»… Но нужно отдать ему должное, он по-прежнему не выходит за грани культурного поведения: принципиально не ругается матом и не употребляет алкоголь, придерживаясь этого как неких принципов. Его стиль не выходит за грань здравого смысла и основных моральных норм. Несмотря на все возможности и деньги, он не делает ничего такого, чего бы я, например, не хотела видеть в репертуаре поведения собственного ребенка. Эксцентричность, демонстративность и подростковый максимализм, конечно, ему свойственны. Но вместе с тем контент A4 поощряет детей на развитие собственной креативности.

VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *