что посмотреть в куюсе
Село Куюс
В районе Куюса долина Катуни становится особенно широкой, село прижимается к склону большой горы, между ним и Катунью высокая терраса, усеянная валунами самого разного размера и разнообразных форм, что создает необычный, «марсианский» пейзаж, особенно на восходе или закате солнца. Эта так называемая «морена» образовалась в период таяния ледников на Алтае. Для ландшафта района характерно сочетание довольно высоких гор (высотой 1200–1300 м над уровнем моря), выступающих вертикальных скал-останцов, возвышающихся на 100 метров над горной сухой степью, покрытой чахлой растительностью.
Не спешите отказываться от услуг знающего местного гида, например, с турстоянки Айры-Таш в районе Куюса. Здесь действительно есть на что взглянуть, до сих пор многое сохранилось с тех времен, когда по степи кочевали древние народы. На прилегающих к окрестностям Куюса территориях находится множество археологических памятников стоянок, остатков жилищ древних людей, погребальных комплексов, наскальных рисунков. Некоторые из них, относящиеся к самым древним, проливают свет на такой малоизученный период истории человечества, как каменный век. Другие относятся к эпохе ранней бронзы, скифскому и тюркскому периодам. Это и поселение Кара-Тенеш, курганы и петроглифы памятника Айрыдаш, древнее захоронение Кызык-Телань I, писаница Куюсского грота, а также наскальные рисунки Карасу, Карбана и Санково Поле.
Район Куюса интересен не только любителям древностей, спелеологам и водным туристам, но и рыбакам считается, что здесь неплохая рыбалка.
Здесь я был. Алтай. Куюс. 9/30
Куюс
Название это я никогда и не слышал до того момента, как мы там оказались. И, естественно, туда не собирались.
В апреле 2013 года, будучи в Бийске в гостях, решили одним днем прокатиться за Чемал до Ороктойского моста. Чисто обзорная поездка. Ну и пофотографировать, если получится.
Побродили по рынку сувениров у источника Аржан-Суу, что за Манжероком. Посетили частную картинную галерею в Аскате. В Чемале проехали до места слияния Чемала и Катуни, куда летом и пешком не пробьешься. В апреле торговли там еще нет, а все дороги открыты. Несколько раз останавливались не берегу Катуни.
В районе Бийки остановились. У воды постоять, воздухом подышать. Недалеко отъехал УАЗ-буханка. Через несколько километров стоят. Махнули нам. Воды попросили, если есть. Мотор закипел. У нас только бутылка Карачинской. Были пустые полторашки. Пока стояли, водитель со своим котелком и нашими бутылками долил себе воды. Второй, старый алтаец, больше похожий на цыгана, объяснил, что едут из районной больницы, женщина и двое детей. Маленький и большая. Мы, в общем, согласились их довезти объяснив, что надо потратить некоторое время на перетряхивание у нас вещей. Машина наша почти без багажника. Заднее сиденье используем именно в качестве склада. Пока говорили, водитель сказал, что с запасом воды они доедут сами. Мы сказали, что едем только до моста, потом обратно. Если что не так, мимо не проедем. Так и получилось — 4 км до моста буханка не дотянула.
Упаковали и перегрузили свои вещи назад, расселись. И потихоньку. У меня опыта полгода вождения. На заднем сиденье вообще никого не возил, а там, как оказалось, козлит не по детски. Дорога убитая.
По дороге нам рассказали про водопад Бельтертуюк, что означает конец пути. Про Ороктойский перевал, который я через пару месяцев пройду. Про Эдиган и Манас.
На обратной дороге пофотографировал у прижима.
Буханка где-то здесь окончательно встала.
В 2014 году в июне я попытался доехать до водопада за Куюсом. Тремя неделями ранее на Алтае была большая вода, которая не только смыла кучу мостов и дорог, но и на горы повлияла. Километра за три до водопада сошел или селевый поток, или просто камнепад, перекрыв камнями трассу. К водопаду не попал. Зато увидел склоны в цветах.
Еще привлекла внимание вот эта дорога на другом берегу Катуни. Кажется, что она падает вертикально вниз. Это спуск в турбазе Удру, что стоит на речке Карбан.
На следующий год мы проехали по этой дороге посмотреть, познакомиться. Место приятное — рядом Катунь шумит, в четырех километрах мараловодческая ферма с экскурсиями и ваннами. Минимум сервиса — для тех, кто сбежал из города, самое то. Добираться и просто, и сложно одновременно. Найти легко — как только по дороге в Ороктой выйдете к одноименной речке, так увидите брод. Брод небольшой и вполне комфортный для любой машины. А вот в дождь и грязь, как мне кажется, будут проблемы с дорогой от реки Ороктой до Карбан. Мы там были в сухую погоду, но последствия дождей в виде глубоких следов от колес наблюдали.
Мне кажется, что брод был ближе. Дорога на Удру
Еще в эту поездку открыли здесь для себя очень симпатичное место прямо на берегу реки. Метров за сто до вышеописанного брода прямо на берегу Катуни есть небольшая тополевая роща. Длинная, но всего метров двадцать шириной. Мягкий белый песок под ногами, но колеса в нем не очень вязнут. Обустроены места отдыха в виде столиков и скамеек. Нормальный въезд, который почти не виден с дороги. Думаю, что летом туда только по записи можно попасть.
Осенью 2016 года мы добрались до водопада Бельтертуюк. По дороге есть несколько препятствий.
Проезжая мимо Куюса, надо пересечь два брода. Они не очень мощны по воде, но имеют приличную ступеньку на въезде выезде. Днищем можно проехаться. Но если проехать по центральной улице Куюса, то первый ручей перекрыт мостиком, а второй имеет выезд поплоще. Может мне только показалось, так как ездил в разные годы.
Далее пара километров идет ровная поляна. Можно ехать по любой колее. Можно просто по полю. Главное, валун не поймать машиной. А камней там валяется достаточно. Заканчивается поляна спуском к реке. Спуск каменный. Вариантов много. Походить, посмотреть и найти проезжий для вашей машины маршрут вполне реально. У водопада видел всякие машины.
Перед самым водопадом есть препятствие, в которое некоторые упираются головой. Узкий крутой подъем с последующим спуском, поворотом наверху и каменными стенками по бокам. Всего несколько метров, но не видно, куда едешь. Городским иногда не сразу удается договориться с собой.
Дорога к водопаду
Под водопадом небольшой проездной мостик, за ним есть полянка с разворотом. Летом там шашлык. Мест для авто там не очень много — летом затруднен въезд и разворот.
Вдоль самого водопада можно подняться наверх. Пешком или на машине. Но подъем там жесткий. Я не решился, хотя наверху видел совсем свежие следы. На подъеме крупные острые камни резину пожалел. Наверху по космоснимкам есть несколько километров дороги.
С мостика можно спуститься по лестнице прямо к воде в нижнюю часть водопада.
У меня с собой в этой поездке была подборка фотографий с видами Алтая. Эти фотографии все в блогах проскакивали. Устроил там показ для молодежи из Новосибирска, которые за нами приехали. Или перед нами.
Далее, вдоль правого берега Катуни, видна тропинка, но не сильно хоженая.
Что посмотреть в куюсе
«А разве есть дорога за Чемалом?» — спрашивают люди.
Как не попасть впросак в путешествии?
Рассылка грамотном планировании путешествий. Неочевидные принципы, секреты безопасности, опыт профессиональных организаторов. Научим вас путешествовать и отличать хорошее от плохого в платных услугах.
Есть, хоть и убогая в плане качества. За Еландой начинается гравийка, местами потихоньку кладут новый асфальт. В Куюсе на главной улице терпимо. А дальше полное мясо.
За Чемалом инфраструктура стремительно падает. Связь тоже. Мы попадаем в «настоящий Алтай».
Как не попасть впросак в путешествии?
Рассылка грамотном планировании путешествий. Неочевидные принципы, секреты безопасности, опыт профессиональных организаторов. Научим вас путешествовать и отличать хорошее от плохого в платных услугах.
Поговаривают, что направление соединят с «Путинской дачей» (о ней поговорим в следующий раз).
Карта направления
…© Яндекс Условия использования Открыть в Яндекс.КартахСоздать свою картуПробкиСейчасСтатистикаСлоиСхемаСпутникГибрид10 км
Не верьте навигаторам — дороги через Верх-Апшуяхту не существует. Вернее условно она есть, но больше похожа на заросшую непроходимую тропу.
Итак, разбираем Чемальский тракт дальше.
Интересное в пути
Ущелье Баатыр-таш
Это место действительно легко проехать, о нём почти ничего не написано. У нас даже нет фотографий. Расскажем, что знаем. В переводе «Баатыр-таш» — Богатырь-камень. Это огромный камень, застрявший в ущелье, словно Кьерагболтен (Норвегия). Только в нашем случае, тут нет пропасти, а сам камень можно подпереть плечами.
Находится это ущелье за четыре километра перед урочищем Че-чкыш, немного перед 52 километром трассы.
На самом деле это невероятно занимательное место. Алтай постоянно преподносит сюрпризы.
Урочище Че-чкыш
Тут есть на что посмотреть: водопад, огромная отвесная скала, наскальные рисунки и смотровая площадка на долину Катуни.
Попасть сюда легко, нужно только подняться повыше, тропинка постоянно расходится, путь займёт 15-20 минут.
Начнём с водопада. Он искусственный, высота три метра.
Чуть дальше найдёте наскальные рисунки эпохи бронзы и средневековья.
На обратном пути есть смотровая площадка, держитесь правее.
Катунская ГЭС и штольни
Недостроенная ГЭС за селом Еланда. Стройка прекратилась по экономическим и экологическим соображениям.
Если проехать дальше, то прямо у дороги увидите две штольни, прорублены для оценки ущелья Катуни. Здесь сыро, мусорно, в жаркую погоду тут часто отдыхает скот. Штольни неглубокие, заканчиваются тупиком.
Еще чуть дальше на некоторой высоте третья штольня.
Грот и наскальные рисунки
Небольшой сквозной грот, можно полазить с детьми. Находится у дороги, легкодоступна.
Рядом на отвесных скалах древними изображены наскальные рисунки: козлы, олени и другое.
Ороктойский мост и Тельдекпеньские пороги
Подвесной автомобильный мост через Катунь.
Катунь тут очень узкая и глубокая.
Под мостом расположены Тельдекпеньские пороги. Представляют длинный скальный коридор. Весной очень мощное течение.
Люди часто доезжают до Ороктойского моста и разворачиваются. Судите сами.
Археологический комплекс «Айрыдаш»
Древние захоронения, наскальные рисунки, стоянки различных периодов.
Айрыдаш был крупным центром древнего мира.
Водопад Бельтертуюк
От Куюса сюда ведет зубодробительная дорога. Здесь и кончается.
Сам водопад каскадный, зажат двумя отвесными скальными выступами. Частично проходит под мостиком, он же служит смотровой площадкой.
Можно обойти со стороны и подняться повыше.
Пантовые ванны и фитобочки
На левом берегу Катуни, напротив Куюса, есть одно местечко. Тут парятся в фитобочках, с добавлением сбора алтайских трав, принимают пантовые ванны.
Проводят конные экскурсии.
Рядом находится Куюсская писаница — крупное собрание петроглифов.
Ороктойский мраморный карьер
Здесь добывали редкий вид мрамора, который так и называют «Ороктойский». Использовали при отделке станции метро «Таганская» в Москве.
Ороктойский перевал
Только для проходимого транспорта в сухую погоду. Соединяет Чемальское направление с Чуйским трактом.
По перевалу вы сэкономите 230 километров и кучу времени. Со стороны Чемала подъем крутой и каменистый. Спуститесь в районе Онгудая.
Со стороны Чуйского тракта подъём, наоборот, пологий и затяжной.
Кому подойдет? Когда ехать?
Бельтертуюк, Ороктойский карьер и перевал, пантовые ванны, ущелье Баатыр-таш и Че-чкыш — эти места зимой закрыты: сугробы по пояс, короткий световой день, морозы и заснеженные дороги.
Остальное — круглогодично. Подойдёт для тех, кто ценит тихие и красивые места. Цивилизации здесь не ищите.
Что посмотреть в куюсе
Приезжая в Чемал мы попадаем в уютную долину у берегов Катуни и Чемала, окруженную невысокими горами, обильно покрытыми хвойным лесом. Буйство зелени в сочетании с голубым, практически всегда ясным алтайским небом!
Мало кто знает, но буквально в нескольких десятках километров можно увидеть совершенно иную картину. Суровый, почти лунный пейзаж в сочетании с просторной безлесой степью и большим количеством скал, совершенно другая Катунь, более сильная и глубокая. Для того, чтобы увидеть это, стоит отправиться в село Куюс. Тем более, что рядом с ним сконцентрировано огромное количество памятников истории древних поколений алтайцев.
Куюс в Горном Алтае
В переводе с алтайского Куюс (Кыйу-Суу) означает «пограничная река», «река на границе гор». По другой версии название связывают с постоянными завываниями ветра, «куу».
Расстояние от Чемала до Куюса составляет около 60 км (это завершение Чемальского тракта), до села Еланда она покрыта асфальтом и не представляет сложности для проезда, а вот гравийный участок от Еланды до Куюса (около 30 км) не советуют преодолевать на обычных легковых автомобилях, особенно в дождливую погоду. Опасность представляет не столько качество покрытия, сколько небольшая ширина дороги и сложность рельефа (есть крутые не просматриваемые повороты, где практически невозможно разъехаться со встречными машинами).
По пути из Чемала в Куюс можно сделать несколько остановок, ориентироваться достаточно просто по километровым столбикам Чемальского тракта.
Урочище Чеч-Кыш (56-й км), по горному ущелью можно подняться к небольшому водопаду, по пути встречаются наскальные рисунки, с верхней точки открывается хорошая панорама окрестностей, проход по тропе платный (около 100 рублей).
Ороктойский мост (78-й км), мост построен в самом узком и одновременно самом глубоком месте на Катуни (а ее протяженность более 500 км), впечатлений добавляют черные, практически угольные скалы по берегам, сразу за мостом находится порог Тельдек-Пень (Пни), представляющий собой 2-километровый каньонный участок.
Река Бельтир-Оёк (+ 7 км), дорога идет дальше, вдоль реки и заканчивается у моста через реку Бельтир-Оёк и небольшого водопада
Куюс: достопримечательности
Особую известность селу Куюсь придают многочисленные археологические памятники, расположенные в его окрестностях. Многие путешественники отмечают, что попав сюда впервые, учитывая дикую красоту этих мест, ловили себя на мысли, что вот сейчас, в это самое мгновение, из-за скал появятся древние охотники или пастухи, ведущие свое стадо.
Грот Куюс
Галерея наскальных рисунков, насчитывающая более 100 изображений, нанесенных достаточно локально, на большой скале. По сведениям ученых изображения наносились на протяжении нескольких тысяч лет, вероятно это место являлось культовым у алтайцев. Основную часть рисунков относят к периоду неолита и началу железного века, отдельные экземпляры имеют размеры до 2 метров. «Грот» находится на правом берегу Катуни, в 5 км выше села Куюс.
Урочище Кара-Тенеш, долина Айрыдаш
В переводе с алтайского «Айры Таш» означает «камень, разделенный пополам». На протяжении 3-4 км вверх по Катуни, в юго-восточном направлении от села Куюс, можно встретить сразу несколько стоянок древних людей, культовых мест (святилищ), групп петроглифов и курганных захоронений, относящихся к разным временным эпохам, от бронзового века до тюркского периода. Масштабные археологические изыскания проводились здесь во второй половине 20 века в период подготовки к строительству Катунской ГЭС (строительство не было реализовано). Рядом с местом раскопок есть деревянный аил, построенный местными жителями, предлагающими провести экскурсию по долине за очень небольшую плату.
Кто портит летнюю погоду В Горном Алтае
Горный Алтай: условия страхования
версия для печати Страхование туристов, путешествующих по Горному Алтаю, является не обязательным, но рекомендуемым условием. В стоимос
Чемал находится в самом сердце Алтая, а именно в 100 км от города Горно-Алтайск. Мягкий климат, прекрасные виды, чистый воздух и уникальная природа и
Чульчинский водопад
Алтайский Государственный заповедник — район большого скопления всевозможных природных памятников: гор, рек, озер, алтайской тайги и т. д. А ещ
Улаганские озёра
Улаганские озёра находятся в восточной части Горного Алтая в районе с одноименным названием. Озера простираются на плато между реками Башкаус и Чулышм
Емурлинский водопад
Пейзажи Горного Алтая богато украшены озерами и реками, крупными и совсем крошечными. Река Емурла, которая берет свое начало в районе горы Крестовая,
Село Сростки
В Бийском районе Алтайского края расположено небольшое, но очень известное село – Сростки. Его население не превышает трех тысяч человек, а основано с
Интересные места Горного Алтая
Катунь Красивая горная река, несущая свои воды по территории Горного Алтая, много веков вдохновляет своей грациозностью и непокорным характером. Вели
Гора Чертов палец (Горный Алтай)
Река Лебедь
Район Телецкого озера идеально подойдет для отдыха в любое время года благодаря своей необычайной красоте. Но зачастую летом туристы расстраиваются
Южный Алтай: экускурсионные туры 2019
Горный Алтай. Нет ни одного человека, который не слышал бы о его природной красоте, но увидеть все своими глазами решаются немногие. И первое, что о
Экскурсия в Верхний Уймон
Экскурсия в село Верхний Уймон отличается практически ото всех остальных экскурсий, проводящихся в Горном Алтае. Ведь цель этой экскурсии состоит в
chandr_se
«По-настоящему расслабиться можно только после смерти». В.Ален.
Горный Алтай. Эдиган и Куюс.
Какой-то закон подлости. В кои-то веки в Сибири жаркое лето, а проводить его приходится все больше под кондиционером на работе. Еще нужны кондиционеры дома и в машине. Я же в машине не особо торопился ремонтировать кондер – зиму перезимовал без него, думал и лето перезимую. Но тут …. ЛЕТО! А какое лето без Алтая. Такой вариант не пройдет! Так что поехали на Алтай в режиме «поездка выходного дня». Это не айс, так как за Чике-Таман не поедешь, а Чемальский район я не люблю. Но в Чемальском районе оставалось одно место, поездка куда не была реализована в прошлом году. Есть за Чемалом несмотренные нами петроглифы. Вернее были. Так что было решено ехать и смотреть их.
Основная команда выехала в пятницу после обеда, а я со своим «экипажем» рано утром в субботу. В силу того, что «морда» моего хорька представляет собой жалкое зрелище, левой фары нет, то ехать по ночной трассе не хотелось. Но зная, что езда по ночной дороге все-таки не исключена, пришлось вооружиться скотчем, пластиковой «полторашкой», фонариком и соорудить фару. Только, чур, не ржать! И, кстати, на обратном пути я ее использовал. По отзывам ехавшей впереди Аркадьевны, эта «фара» вполне обозначает габариты машины!
Унылые места Чемальского района мы проехали до обеда, «докатились» до Еланды. Это очень старое село, которое существует с 1836 года. Название странное, но только для нашего слуха, так как название происходит от алтайского слова «змеи», «имеющий змей», либо другой вариант перевода — «открытое место». Село расположено на правом берегу Катуни, в узкой живописной долине, со всех сторон окруженной горами. На левом берегу находится особенно высокая гора, высотой 1176 м над уровнем моря, с которой открываются замечательные виды окрестностей. На левый берег ведет подвесной пешеходный мостик расположенный перед Еландой. Но времени осматривать окрестности у нас не было. Так что мы попрощались с асфальтом, сотовой связью и покатили дальше по Чемальскому тракту в направлении Эдигана.
А вообще в окрестностях Еланды есть что посмотреть. Во-первых, пейзажи. Не в пример Чемальским они красивы и уже по-настоящему горные. Справа по течению Катуни дорогу окружают вершины Куминского хребта, слева отроги Семинского хребта. Во-вторых, район от Еланды до Куюса богат археологическими памятниками: это многочисленные курганы (могильник Верх-Еланда, курганная группа Бийке), пещеры и гроты, в которых проживали древние кочевники (Бийкенская и Тыткескеньская пещеры, грот Бийка, штольня возле устья р. Бийки), святилища и наскальные рисунки (скала Бийка, древние мастерские и поселения (памятник Тыткескень-2). В этих же местах планировали построить Катунскую ГЭС. В нескольких километрах от Еланды еще остались стоять бетонные конструкции будущей 180-метровой ГЭС. Если бы не экологи, местное население, а может и распад государства, то неизвестно, что было бы в этих местах. Хотя что значит неизвестно… Водохранилище бы затопило эти места.
Дорога за Еландой не так уж и плоха. Нормальная такая гравийка, достаточно хорошо укатанная. Так что до Эдигана («старшая сестра, тетка хана») мы доехали быстро, а там нас уже ждали друзья. Остановились на базе «Амаду». Они специализируются на дальних походах, так что если кто хочет хорошо сплавиться, пойти в конный тур – то это к ним. Но нас из-за ограниченности во времени интересовали лишь петроглифы и водопад. К ним мы и поехали утром следующего дня. А в этот день в нашей программе были: восхождение на какую-нибудь ближайшую горку, баня, шашлык, распитие крепкого и не очень крепкого алкоголя, посиделки у костра, раскуривание трубки, шатание в темноте в поисках туалета.
Вид с горы, что рядом с базой. Вот по той дорожке мы приехали.
Утро следующего дня. Дорога лежала в с.Куюс и дальше. Дорога до Куюса проблем не вызвала. Вот и сам Куюс (по-алтайски Куюс – «пограничная река», “куюс”, “кюю” – “кукушка”).
Вот такая вот дорога и пейзажи.
Проехали через небольшое село и дорога кончилась. Началось направление. Сразу за Куюсом не очень хороший проезд, требующий внимания. Однако даже пузотерки его преодолевают. Не знаю как в плохую погоду, но нам с погодой повезло.
Сергей Иванович осторожно спускается
А в целом… дорога изобилует препятствиями в виде камней, опасных бомов. Все это вполне проезжаемо в хорошую погоду. Так что ехали медленно и осторожно, жалея машины и себя, любовались красотами, скачущими вдоль дороги сусликами, лениво пасущимися коровами, лошадами.
У петроглифов мы задержались ненадолго, лично я не испытываю особого трепета перед каляками наших предков. Двинули дальше. В определенный момент, когда дорога вывела нас до широкого места, решили остановиться и дальше пройти пешком. Тем более, что из обещанных местными 7 км. проехали больше 6 км. Идти до водопада и на самом деле было недолго.
Вот это крайняя точка куда «ступало» колесо Хорька
Водопад Бельтир-туюк (алт. «невидимый» или «со всех сторон закрытое место»). И на самом деле его до последнего момента с дороги и не видно. Ориентиром выступает деревянный мост, который проложен над руслом водопада. Под этим мостом он спадает в русло Катуни. Через расщелину в скалах виден с моста сам водопад. Водопадик…. Не водопадище уж точно. Он каскадный, невысокий и по уступам сбегает в Катунь. Местный говорят, что раньше он с большой высоты падал в Катунь и был ого-го! Но когда строили эту дорогу и взрывали скальные породы, то превратили Бельтир-туюк в каскадный водопад. А дорогу так и не построили. Ведь ее делали вовсе не для того, чтобы турики могли доехать до водопада. Она должна была связать эти места с Монголией. А больше ни с чем и не свяжешь. Вроде тут раньше был какой-то старинный караванный путь. Но получилось так, что дорога доходит до водопада, забегает за поворот и обрывается. Тупик. Можно еще немного пройти пешком, но там (как говорят самые любопытные, мы туда не пошли) тропинка упирается в скалу. Вэ енд оф роуд.
Вот следы работы горных взрывников.
Дорожка уходит в никуда
На машине проехать можно только сюда
Обратно ехать было веселей. Дорога уже знакома, только образовался поток машин во встречном направлении и приходилось ехать осторожней ибо некоторые местные горцы ездят так как будто они бессмертные горцы и навстречу им никто никогда ехать не может.
Пришлось ведь проезжать другой дорогой. Пробка!
Вид на Куюс
Хотели остановиться у Ороктойского моста или как его еще называют моста Сартакпая, но не стали. В давние времена, как говорит местная легенда, на этом месте построил каменный мост богатырь Сартакпай. И ждал свою жену, не дождавшись, разгневался и с досады, разрушил его. А в наше время здесь построили новый мост. Легенда легендой, а мост действительно новый и вовсе не каменный. В нескольких километрах по ту сторону моста находится с.Ороктой. За Ороктоем тоже есть «вкусняшки», но оставим их на будущее. Чтобы еще был повод заехать в те края. А что за «вкусняшки»? Ороктойская пещера, опять же комплекс петроглифов, а также месторождение мрамора. Ороктойским мрамором облицована станция метро «Таганская» в Москве, он использовался и при строительстве мавзолея Ленина. В общем, тогда еще жадные москвичи…. На обратном пути можно было посетить штольни, что прорублены в скалах у трассы. Их прорубали для исследования возможностей горных пород противостоять напору водной стихии, когда планировалось строительство ГЭС. Но мы предпочли этому легкий перекус на берегу.
А вот это ЭДЕЛЬВЕЙС!