что посмотреть в шарыповском районе
Картины вдоль трасс, пустыри и курганы: что делать, если попал в Шарыпово?
Безлюдные базы отдыха и теплые озера
Безлюдные базы отдыха и теплые озера
Шарыпово был основан в 1922 году, но только в 1981 получил статус города. В 1941 году село Шарыповское являлось районным центром Хакасской автономной области (входило в состав Хакасии до 1948 г.).
В 1970-е гг. Геологоразведка показала, что территория Шарыповского района и села Шарыповское расположена в центре одного из крупнейших в стране месторождений бурого угля. Тогда же здесь начинается советская ударная стройка, а рабочие съезжаются со всего Союза.
Но как часто бывает, с развалом СССР все амбициозные планы начали приходить в упадок.
В Шарыповском районе есть более 130 памятников археологии — от могильников, курганов, наскальных изображений до святилищ и рудоплавильни. Сейчас здесь два градообразующих предприятия — Березовский угольный разрез и Березовская ГРЭС.
По данным на 2014 год, в Шарыпово проживают 37 411 человек. В состав муниципального образования город Шарыпово Красноярского края входят три населенных пункта: город Шарыпово, рабочий поселок Дубинино (17 км от Шарыпово), рабочий поселок Горячегорск (32 км от Шарыпово).
Как добраться?
В Шарыповский район, конечно, можно обраться на общественном транспорте, но на машине удобнее смотреть окрестности и достопримечательности за пределами райцентра. К сожалению, схемы общественного транспорта в Шарыповском районе, как впрочем и во всем Красноярском крае, не налажены для отдыха людей без авто. Тем не менее, в Шарыпово из Красноярска ходит рейсовый автобус несколько раз в день, стоимость билета — чуть больше 850 рублей в один конец.
На автомобиле же вам нужно держать курс на запад в сторону Ачинска, а оттуда по указателям можно добраться до Шарыпово. Расстояние от Красноярска до Шарыпово — 310 км. Карту прилагаем ниже:
Где остановиться и что поесть?
В Шарыпово есть несколько гостиниц. К сожалению, забронировать их через Booking нельзя, нужно только звонить и узнавать про наличие мест и цены. Наиболее часто предлагаемые варианты — это гостиницы «Ажур» и «Южная», стоимость номеров от 1000 рублей. Можно использовать альтернативный вариант и остановиться на базе на озерах в Шарыповском районе. От города это примерно 30-35 км.
Что посмотреть в шарыповском районе
Шарыповский район Красноярского края, богат и разнообразен своими достопримечательностями. По особенному он уникален своими водоемами, которых здесь насчитывается более 270-ти, не похожих друг на друга! Окиньте взором карту района, и Вы увидите, что они как звезды по небу, то малая то большая, разбросаны по Шарыповской земле в самых разных местах. Есть среди них малоизвестные и не очень популярные, а есть и настоящие памятники природы, притягивающие к себе внимание своим великолепием и неповторимостью! Людям, проживающим здесь, очень повезло! Нас все это окружает и нам достаточно просто добраться до всех этих красот.
Ещё одно чудо: озёра Круглое и Малое!
Несмотря на своё название, озеро Круглое имеет строго овальную форму. Озеро примечательно тем, что его зеркало почти на 30 м выше уровня лежащего озера Малое и отделено от него скальной грядой. Круглое считается загадочным и даже таинственным, потому как при относительно небольших размерах озеро очень глубокое, вода прозрачная и, по словам местных жителей, измерить его глубину якобы никому ещё не удалось. Озеро обладает целительной силой! По словам местных жителей, белой глиной этого озера можно лечить «глазные» болезни. Тюркоязычное название водоёма – Келинголь, что дословно означает «невесткино озеро».
Святой источник святого Пантелеймона Целителя и часовня в честь святого великомученика Пантелеймона (с. Большое Озеро Шарыповского района Красноярского края).
Своим названием источник обязан случаю со слепой от рождения девушкой, которая, по сказаниям, умылась в роднике 9 августа, в день Пантелеймона Целителя, и неожиданно обрела зрение. С тех пор местные жители почитают чудотворные свойства этой воды, и применяют её для лечения заболеваний глаз. В 2006 г. у Святого источника было возведена деревянная часовня, а территория огорожена забором.
К каменному изваянию Тигер Тас Обаа люди съезжаются со всех уголков страны!
Древнему языческому идолу более 4 тыс. лет. Однако на камене по-прежнему отчетливо видны вычерченные глаза, рот и уши. По легендам древнее изваяние лечит от бесплодия. Стоит только поклониться каменной деве и загадать желание…
Были Вы у нас или еще нет, в любом случае, я сердечно приглашаю Вас окунуться в эту уникальную атмосферу Шарыповской земли, с ее удивительной плеядой неповторимых озер!
Ведь здесь я описала далеко не все красоты, которые есть в моём районе.
В путешествии по Шарыповскому району
В пресс-туре по загадочному краю
«У горы Парбанах», Фото Бориса Бармина
Нет такого места на земле, где молва интересным красотам природы не приписывала бы какие-либо легенды. Не исключение и Шарыповский район нашего края. По этой древней земле в разные столетия прошли народы хакасов, скифов, тюрков и многих других, о существовании которых остались лишь изменённые названия местных рек, озёр и гор. А порой загадочные петроглифы с нечитаемыми рунами. Из глубины веков остались в памяти людской сказания о шаманах, повелевавших змеями, небесных девах и влюблённых, готовых сложить голову друг за друга…
У кого-то эти мифы могут вызвать разве что ироническую улыбку, но учёные относятся к преданиям очень серьёзно. Не исключено, что каждая из легенд является вполне реальным историческим фактом, оставшимся в народной памяти. Во время путешествия красноярских журналистов по шарыповской земле, о котором «МК» уже писал в прошлом номере, краевед Александр Комисаренко много рассказал о топонимике здешних мест.
Дева-предвестница
Мифы и легенды в наши дни каким-то непостижимым образом соединяют то, что было с тем, чего не было. Наверное, так оживает прошлое. Впрочем, не стоит думать, что легенды и предания – это отзвуки давно минувших дней. У каких-то народов былины воплощались в мастерстве ремесленников, у других – в творчестве. Это история, которую следует помнить и знать.
Фото Бориса Бармина
Именно поэтому в Шарыповском районе в этом году появился новый туристический маршрут, пролегающий через село Малое Озеро к Жёлтым горам. Он, на основе местных легенд, так и называется: «У подножия горы Парбанах». Его обустроили местные школьники и сельчане.
Они представили журналистам интересную программу у горы Парбанах. По преданию, это имя носила дочь шамана, обладавшая даром целительницы, которая должна была выйти замуж за представителя знатного клана. Девушку по-русски называли Варварой, но её имя с хакасского – Парбанах – можно перевести как «госпожа стана». Поэтому она должна была вести себя подобающе.
Но молодая шаманка влюбилась в простого юношу и захотела связать с ним свою судьбу. Она не хотела просто сбежать с любимым, а решила попросить благословения у духов. Как гласит предание, ночью отправилась на священную гору, чтобы провести камлание, задобрить духов и выпросить милости у судьбы. Но женщине нельзя было говорить с духами воздуха, и они её покарали – шаманка разбилась у подножия горы.
Так ли это было на самом деле, история умалчивает. Может быть, непокорную девушку мужчины рода догнали и сбросили со скалы. Может быть, когда бежала к любимому, сама оступилась и разбилась. За прошедший век много воды утекло, и трудно судить, где правда, а где вымысел. Но вот что удивительно: девушка стала защитницей местных жителей. К этой горе ходят с надеждой на исцеление, приходят загадать желание и привязать к священной берёзе у подножия горы чаламу – ленточки белого, красного, синего цветов.
Цвет белой ленточки означает чистоту дел, преданность. Красной – символ солнца, тепла и достатка, а синяя ленточка – это символ чистого неба, мира и согласия.
С тех пор гора носит имя девушки – Парбанах. Говорят, что перед трудными временами в этой долине у горы раздаётся тяжкий женский вздох, предвестник беды. В последний раз его слышали накануне Великой Отечественной войны, в 1941 году.
Всем миром
Школьники из Малоозёрской школы показали журналистам театрализованное действие легенды о шаманке, о трагической судьбе влюблённых. Они танцевали и пели, читали стихи, а главную роль Парбанах исполняла девушка из рода толмача-бухарятина Щеголака.
Фото Бориса Бармина
Местные жители провели церемонию награждения именными грамотами основателя династии этого рода. Потомки отовсюду приехали на праздник. Некоторые и сегодня, через 400 лет, носят фамилию Щеголаковых, а другие давно ассимилировались и стали уже европейцами. Но все они роднятся и дружат поныне, рассказала, вручая грамоты, Людмила Васильевна Панинаева. Совсем скоро, в августе, многие из них соберутся у неё дома – чтобы с почётом проводить женщину на заслуженный отдых.
Взрослые малоозёрцы преподали всем замечательный урок истории и традиций. Удивительно, но они до сих пор 22 июня в память о погибших на войне проводят трогательную церемонию. Рано утром с зажжёнными свечами выходят за околицу к памятнику павшим в боях односельчанам. Отсюда когда-то в последний раз посмотрели на родное село уходившие на фронт защитники Родины. Об этом журналистам рассказала малоозёрская учительница Людмила Донскова.
Фото Бориса Бармина
А затем месте с другими гостями праздника за длинным-длинным столом сельчане накормили нас разносолами – ухой, бараниной, сыром и брынзой собственного приготовления. Были здесь и национальные блюда, такие как талган – хакасское блюдо из перетёртого зерна с мёдом, которое и питательное, и практически не портится.
Конечно все желающие смогли взобраться на гору Парбанах и пройтись по ней к обустроенной площадке со скамеечками. Отсюда открывается потрясающий вид на горные дали, озеро, речушки и долину к медным рудникам – знаменитым Жёлтым скалам в урочище Разлив. Впрочем, как рассказал наш экскурсовод по шарыповской земле Александр Комисаренко, эту долину первый енисейский губернатор Александр Степанов называл Лобановой падью.
В завершение празднества всем раздали чалому, и малоозёрцы с гостями повязали у треноги желаний на священной берёзе ленточки, обходя дерево трижды со словами:
На белую грудь твою –
Теперь площадка у горы Парбанах стала ещё одной брендовой точкой района и обязательно привлечёт к себе путешественников.
Паломничество туристов
Далее пресс-тур отправился к изваянию времён Окуневской культуры – священному менгиру, у которого для журналистов Александр Комисаренко провёл настоящий обряд, задабривая духов дымом трав чабреца. Этот камень, на котором письмена и рисунки еле видны, пытались уничтожить во времена Тагарской культуры. Но памятник уцелел и дожил до наших дней. Восстановил его педагог и учёный Сергей Краснолуцкий – отыскавший более 200 неизвестных ранее памятников древней истории. Теперь возле этого изваяния проходят обряды, бездетные люди просят древнего бога о продлении своего рода. Говорят, он помогает.
Фото Бориса Бармина
Мы тоже приложили свои ладони к камню: женщины с северной стороны, а мужчины – с южной. Каждый «покормил» бога чем мог и попросил у него что-то для себя и своих близких. А потом обошли изваяние трижды единым хороводом, вздымая руки вверх, к духам и космосу.
Были и другие священные камни, возле которых журналисты завязывали с пожеланиями чалому, рассматривали на изваяниях загадочные знаки былых эпох. Среди них и каменный истукан Тигер Тас Обаа (в честь Малого озера – Тигерголь).
Наш экскурсовод рассказывал, что в этих краях прошло немало научных экспедиций. Так, 295 лет назад изучал эти земли немец Даниил Готлитб Мессершмидт, в честь этого события в районе установлена памятная стела. А Семён Ремезов описывал «Большой всей Сибири чертёж». Изучал историю здешних мест и основатель Минусинского краеведческого музея Николай Мартьянов, а 130 лет назад побывала экспедиция финна Йоханнеса Рейнхольда Аспелина. И совсем недавно, в 1977 году, работала Сибирская археологическая экспедиция АН СССР под руководством Глеба Максименко.
Хребет Каратаг
Отроги Каратага возвышаются над Большим озером. В прошлые века на горе, откуда хорошо просматриваются местные просторы, была крепость и находился культовый центр. Об этом свидетельствуют письмена на каменных выступах. Эту Чёрную гору (так переводится на русский язык тюркское название Кара-Таг) аборигены ещё называли Хараджентаг – Сторожевая гора. Оно и понятно – дали с вершины просматриваются отлично. Не говоря уже о Саройской степи, протянувшейся от села Парная до деревни Костино республики Хакасия.
Огромные скальные образования будто выползают из недр Каратага, словно когда-то вывороченного непонятным взрывом. А теперь эти каменные террасы, которые порой именуют мегалитами, местами буквально нависают над пропастью.
Фото Бориса Бармина
Село Парная – родина Комисаренко. По его словам, название, возможно, произошло от сочетания двух слов – пар нанэ, которые можно перевести как «иди и вернись». А может быть, имеет отношение к волкам, которые здесь водились: парна-варна. Есть и другая версия: возможно, корни у слова иранского происхождения «парны», которое переводится как «благоденствующие». Ведь не просто так Большое озеро называют также Божьим.
Краевед рассказал участникам пресс-тура, что на этой земле насчитывается огромное количество археологических памятников, курганов, менгиров. Многие из них ещё ждут своих исследователей. Не исключено, что найдутся следы древних поселений и крепостей.
Вот уже несколько лет возле Каратага проходит одноимённый фестиваль «Каратаг у Большой воды».
Фото Бориса Бармина
Он постепенно становится всё более интересным: для выступления на его сцене приезжают творческие коллективы со всего Шарыповского района. А их здесь немало. Не случайно глава района Геннадий Качаев одной из задач ставил ремонт деревенских домов культуры наряду с ремонтом школ и ФАПов. И это уже даёт свои плоды. На фестивальную поляну приезжают коллективы и гости из соседних районов и даже регионов. Здесь весело и интересно.
Фото Бориса Бармина
Во время пресс-тура, кроме фестиваля, мы побывали на мараловедческой ферме, посетили часовню Св. Пантелеимона «Всех скорбящих радость», увидели школу, где в годы Гражданской войны 1920-х годов находился штаб будущего писателя Аркадия Голикова (Гайдара), зашли в храм Св. Николая Чудотворца, побывали на открытии регаты и побеседовали с главой района.
Это действительно удивительная земля. Она ещё хранит свои тайны и загадки. Здесь очень рады гостям, которых встречают приветливо. Несколько лет назад на реке Чулым в здешних местах учёные расшифровали руническую надпись: «О, страна моя, Итиль, вечно процветай!». Так пусть эти края действительно процветают.
Виртуальная экскурсия по историческим и современным местам Шарыповского района
VIII ОТКРЫТАЯ ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
«ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
Виртуальная экскурсия по историческим и современным местам Шарыповского района
Глава I. Первый этап работы.
1.1 Особенности географического положения Шарыповского района
1.2. Народы, населяющие Шарыповский район
Глава II. Второй этап работы. Анализ происхождения гидронимов Шарыповского района.
2.1 Озеро Сарбаголь
Глава III. Третий этап работы. Анализ происхождения оронимов Шарыповского района
Глава IV. Создание проекта «Виртуальной экскурсии по историческим и современным местам Шарыповского района»
Тема нашего проекта выбрана не случайно, так как все наши родственники являются выходцами из Шарыповского района – края удивительных озер и гор, поэтому я часто там бываю и имею возможность любоваться красотой этого района. Однажды мне очень захотелось чтобы такая возможность была у всех жителей края и я решила создать виртуальную экскурсию.
Цель работы: создание «Виртуальной экскурсии по историческим и современным местам Шарыповского района»
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие Задачи:
1. Систематизировать накопившийся материал по гидронимам и оронимам Шарыповского района;
2. Создать электронное пособие «Виртуальная экскурсия по историческим и современным местам Шарыповского района»;
3. При помощи социальных сетей донести собранную нами информацию до людей.
1. Наблюдение – основной метод, при помощи которого мы собирали материалы для работы;
2. Картографический – работа с картой Шарыповского района;
3. Сравнительно-географический метод позволил нам найти исследуемые нами места на карте;
4. Компьютерные технологии помогли создать виртуальную экскурсию.
Предмет исследования: горы и озера Шарыповского района
Объект исследования: страницы виртуальной экскурсии по оронимам и гидронимам Шарыповского района.
Для того, чтобы правильно создать презентацию к нашему проекту мы воспользовались учебниками информатики под редакцией и В них мы нашли правила создания презентаций при помощи программ Microsoft PowerPoint. В учебниках пошагово расписаны правила составления презентаций.
Глава I. Первый этап работы.
1.1 Особенности географического положения Шарыповского района
Шарыповский район расположен на западе Красноярского края. Протяженность района с юга на север составляет 110 километров, с востока на запад — 75 километров. Площадь территории — 3764 км². Граничащие территории: север: Боготольский район Красноярского края; восток: Назаровский и Ужурский районы Красноярского края; юг: Республика Хакасия; запад и северо-запад: Кемеровская область.
Шарыповский район занимает относительно небольшую территорию, но он знаменит огромным количеством памятников древней истории, почти тремя сотнями озер, неповторимыми ландшафтами.
1.2. Народы, населяющие Шарыповский район
Когда мы искали сведения о коренных народах, мы прочитали топонимический словарь и книгу Анатолия Чмыхало «Дикая кровь». Отсюда мы сделали вывод, что юг Красноярского края изначально принадлежал кыргызскими племенами. На этой территории жили Енисейские кыргызы, которые говорили на одном из тюркских языков. Они были хорошо развиты и имели свое отдельное государство до 14 века. Затем это государство было разрушено в результате нашествия войск Чингисхана.
После татаро-монгольского ига енисейские кыргызы были разрозненными кочевыми племенами, которые вели постоянные войны с кетским и самодийским населением окружающих земель, они образовывали небольшие селения, которые имели свои названия (например, Сартачуль). Современные хакасы являются потомками енисейских кыргызов, поэтому многие названия имеют тюркскую основу.
Глава II. Второй этап работы. Анализ происхождения гидронимов Шарыповского района
Для своего исследования мы взяли озера, которые наиболее будут интересны туристам: озеро Сарбаголь, озеро Большое, озеро Круглое и Малое. Для этого мы описали их географические особенности и выявили истоки происхождения гидронимов.
2.1 Озеро Сарбаголь
Находится недалеко от озера Большого. В 70 годах прошлого века на озере проводилась травля сорной рыбы, поэтому озеро сильно загрязнено. Площадь водного озера Малого составляет 8м2.
В слова мы нашли историю происхождения гидронима. ТИГИРГОЛЬ, где ТИГИР – «малое», ГОЛЬ – «озеро». Название озера имеет тюркскую основу.
Из всех наиболее популярных пресных водоемов юга края озеро Большое является самым крупным. Оно расположено в Шарыповском районе Красноярского края в восточных отрогах Кузнецкого Алатау, среди невысоких, сглаженных горных хребтов, холмов и равнинных участков. Водоем, вытянутый с севера на юг, слегка изогнут. Берега Большого озера в основном песчаные, реже песчано-илистые. Дно спокойное, полого опускающееся к центральной части. На значительной площади вдоль берегов озерное дно песчаное. Здесь много отличных пляжей, удобных мест для отдыха. Летом водная толща прогревается, температура у поверхности достигает +25°.
Русские появились на берегах озера Большого в начале 17 века. В те времена озеро Большое имело хакасское название – Тенгерикуль, что в переводе с тюркского означало «Поднебесное», «Небесное», «Божье». Оно считалось у местного населения священным, так здесь проводились культовые действия, посвященные богу неба – Тенгри, что доказывает его тюркское происхождение.
Сейчас Озеро Большое очень привлекательно для туристов. Небольшая часть прибрежной территории организованна для культурного отдыха, а остальная береговая часть является местом для неорганизованного туризма. Все приезжающие считают озеро Большое – озером Парным.
Глава III. Третий этап работы. Анализ происхождения оронимов Шарыповского района
Гора Каиш является памятником истории и культуры Красноярского края. Она находится в окрестностях села Парного. Высота горы 759,9 метров. С горы отрывается прекрасный вид на село Парное и озеро Большое. У основания горы ведется сельскохозяйственная деятельность человека.
Горный хребет, протянувшийся в юго-восточной части района от побережья озера Большого к границе с Ужурским районом. На этой горе ежегодно останавливаются отдыхать туристы, так как склон горного хребта является берегом озера Большого. На этом хребте ежегодно проходит праздник дружбы народов «Каратаг».
Но мы нашли еще один перевод оронима. В книге «Народная хакасская этимология» хребет Каратаг называется ХАРАЖЕНТАГ, что в переводе означает «дозорная, смотровая, наблюдательная гора». В древние времена на территории Шарыповского района велись жестокие бои местных киргизов и степных казахов, которые хотели захватить их земли. Поэтому на местных оронимах было много наблюдательных пунктов.
Глава IV. Создание проекта «Виртуальной экскурсии по историческим и современным местам Шарыповского района»
Наша виртуальная экскурсия познакомит желающих с удивительной красотой гор и озер Шарыповского района, а может, заинтересует настолько, что кто-то отложит свои дела, чтобы прикоснуться к прекрасному в реальной жизни. И, конечно, будет гораздо интереснее если сюда приедут люди, знакомые с историей и современным состоянием этого природного достояния Шарыповского района. А подготовит потенциальных туристов наша экскурсия. Она поможет окунуться в историю происхождения гидронимов и оронимов Шарыповского района, позволит посмотреть фотографии и увидеть самое интересное.
На страницах электронной экскурсии можно найти и описание географического положения озер и гор района, легенды, которые передаются местным населением из поколение в поколение, а так же познакомится с историей происхождения гидронимов и оронимов Шарыповского района.
В качестве путеводителя к электронной экскурсии создан буклет – путеводитель «История происхождения топонимических названий отдельных оронимов и гидронимов Шарыповского района» иллюстрированный различными фотографиями.