что посмотреть в вороново
Усадьба Вороново
Усадьба Вороново располагается в 40 км от МКАД по Калужскому шоссе на территории Новой Москвы).
Главный усадебный дом построен в 1760-х гг. архитектором Н. А. Львовым, голландский домик (1759), храм с колокольней (1763) — архитектором Карлом Бланком.
На сегодняшний день в стенах усадьбы открыт лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России, ранее известный как санаторий «Вороново». В центре имеются спортивный и тренажерный залы, бассейн, теннисные корты, прокат спортивного инвентаря, библиотека, сауна, массажный кабинет, конный клуб (прогулки верхом, обучение верховой езде).
Внешний вид парков и архитектурных сооружений сохранился практически в первоначальном виде, как и «Голландский домик», который является одним из корпусов санатория.
Из открытых исторических построек — церковь Спаса Нерукотворного Образа.
История усадьбы Вороново
Вороново — одна из старейших подмосковных усадеб. Она несколько столетий служила вотчиной дворян Волынских. Родоначальником семейства Волынских и Вороных (впоследствии Вороные-Волынские) стал Дмитрий Михайлович Боброк родом с Волыни. В 1360-х он переехал в Москву на службу великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому, женился на его сестре, стал выдающимся воеводой и отличился при битве на Куликовом поле.
В браке с сестрой Дмитрия Донского Анной у него родились два сына — Борис и Давыд. Внук Давыда — Михаил Григорьевич — служил дворецким у великого князя московского Ивана III Васильевича и получил прозвище»Вороной». Его потомки стали именоваться Вороновыми-Волынскими, а село стало Вороновым.
Голландский домик в усадьбе Вороново на панораме:
С конца XVI века село Вороново переходило от одного владельца к другому. В 1629 году вотчина была отписана Троице-Сергиеву монастырю, но уже в 1640 году вернулась во владение Волынских.
Расцвет усадьбы, формирование ее дворцово-паркового ансамбля пришелся на середину XVIII — начало XIX вв. Одна из потомков Волынских — Мария Артемьевна — вышла замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова и получила Вороново в приданое. Граф вышел в отставку и вместе с женой поселился в Воронове.
В 1762 году по проекту известного архитектора Карла Ивановича Бланка вместо старой деревянной церкви была построена каменная церковь с приделами великомученика Артемия и преподобной Марии Египетской. После смерти графа Воронцова усадьба перешла к его сыну Артемию Ивановичу, который женился на двоюродной сестре бабушки Пушкина Марии Алексеевны Ганнибал и стал крестным отцом «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича.
При Артемии Ивановиче в Воронове был построен трёхэтажный корпус классицистического дома-дворца с двумя боковыми флигелями (1760-е). Автором проекта стал архитектор Николай Александрович Львов. В это же время была устроена система разноуровневых прудов.
Предположительно Львовым была построена башня конного двора (вторая половина XVIII века), которую снесли в 1957 году.
Артемий Иванович разорился, и в 1800 году усадьба была выкуплена графом Фёдором Васильевичем Ростопчиным, при котором обстановка стала еще более роскошной. Ростопчин в 1812 году был назначен главнокомандующим в Москве. Во время отступления армии Кутузова из Москвы граф приехал в свою усадьбу и поджёг её, чтобы она не досталась врагу.
В конце 1870-х гг. усадьба принадлежала братьям Александру и Сергею Шереметьевым. В этот период над домом надстроили мансардную крышу, расширили галерею, разобрали южное крыло пристроили аркаду с балконом. В конце XIX века была обустроена парковая зона под руководством паркостроителя А. Э. Регеля.
После революции 1917 года усадьба была разграблена. В 1949 году в сохранившейся «коробке» бывшего дворца разместился дом отдыха. Северное крыло (флигель и бывший переход-галерея) практически полностью сохранилось, а южное было восстановлено по образцу. В центре восточного фасада появилась новая пристройка с выступающим портиком.
В 1974 году по проекту Ильи Зиновьевича Чернявского был построен новый корпус с переменным рельефом — признанный шедевр советского модернизма.
Как добраться до усадьбы Вороново
Усадьба Вороново располагается в 85 км от центра Москвы, в 40 км от МКАД. Учитывая, что территория закрыта для свободного посещения, нужно решить, стоит ли ехать вообще.
На машине
Путь на собственном автомобиле займет около 1,5 часов в зависимости от текущей дорожной ситуации. Маршрут полностью пролегает по Калужскому шоссе. Подробности на карте:
На автобусе
От станции метро «Теплый стан» до Вороново идет прямой автобус № 887. Он курсирует ежедневно с 06:50 по 22:40. В том же направлении идет автобус № 503 (с 06:06 по 23:00). Поездка займет около 1,5 часов.
Подробное видео об усадьбе Вороново
Усадьба Вороново в Подольском районе: за забором легендарного санатория
В поисках прекрасного наследия усадебной жизни, мы присоединились к экскурсионной группе и отправились в Вороново. Это еще один способ увидеть все своими глазами и прослушать экскурсию об усадьбе.
Голландский домик в Вороново
Когда самые известные усадебно-музейные комплексы вокруг столицы увидены, хочется заглянуть за заборы санаториев, большинство из которых разместились в некогда знаменитых усадьбах известнейших дворянских и графских семей. Вороново тесно связано с такими знаменитыми фамилиями, как Волынские, Воронцовы, Шереметьевы, Ростопчины.
Встретившись с группой и экскурсоводом – добродушной сотрудницей Вороново, мы беспрепятственно прошли на территорию усадьбы, правда, под пристальным контролем охраны.
Экскурсия была организована сообществом » Дворянские усадьбы «, берите на заметку, если интересуетесь этой темой.
По мере движения по длинной аллее, ведущей к главному дому, архитектурный шедевр открывался постепенно, как будто раскрывался занавес из листвы.
Экскурсия прошла по территории Вороново без посещения внутренних интерьеров, так как они не сохранились, поэтому мы просто гуляли вокруг дворца и по парку, перемещаясь из века в век, благодаря рассказу экскурсовода.
Оказавшись перед главным усадебным домом, мы с рассказом экскурсовода погрузились в 14 век. При первых владельцах усадьбы, конечно же, дворца еще не было. В 14 веке после Куликовской битвы эти места облюбовал представитель рода Волынских. Богатая природа для охоты и рыбалки, податные деревни, да и расстояние до центра столицы составляло всего лишь один день конного хода.
Первый усадебный дом был деревянный. Каменный дворец появился здесь во времена правления Елизаветы Петровны и потомках знаменитого Артемия Петровича Волынского. Карьера его начала развиваться галопирующими темпами при Петре I, который сделал Волынского первым торговым представителем с Персией. Кстати, дворянин был женат на двоюродной сестре царя.
Природа в Вороново
Позднее он был астраханским и казанским губернатором, но с приходом к престолу Анны Иоанновны удача покинула государственного мужа.
Через несколько месяцев умерла и сама Анна Иоанновна. Говорят, при жизни ей являлся призрак казненного Волынского. Видимо, понимала, что поступила с ним неоправданно жестоко. Семья дворянина также попала в опалу.
Слушая рассказ, мы все еще находимся в 18 веке, когда к власти пришла Елизавета Петровна. Она реабилитировала семью Волынских, но сын Артемия Петровича не смог выдержать свалившиеся на семью испытания и умер.
Природа в Вороново
Усадьба Вороново перешла в руки дочери, которая вышла замуж за представителя еще одного небезызвестного нам рода Воронцовых, которого для нее выбрала сама императрица.
Некоторые считают, что название Вороново связано с фамилией Воронцовых, но это не так, ведь, этот род, как мы видим, вступил во владение усадьбой, когда она уже так называлась. Скорее всего, название усадьбы связано с протекающей здесь речки Вороновка.
При Воронцовых усадьба получила новый виток развития, на месте деревянного дома был построен каменный, разбит модный в 18 веке регулярный французский парк, построен гостевой голландский дом. Да не кто-нибудь занимался благоустройством усадьбы, а сам Карл Бланк.
Дворец строили по проекту знаменитого архитектора Львова, правда, сейчас от оригинального здания остался лишь фундамент, а сам дворец был восстановлен в середине 20 века.
Обойдя дом вокруг, мы зашли в парк. Без рассказа экскурсовода я бы не разобралась в задумке Бланка, хотя бы, потому что многие идеи «ландшафтного дизайна» сложно разглядеть из-за хаотичных зарослей деревьев санатория.
Как же пройти мимо Голландского домика в усадьбе Вороново! Многие заметят сходство его с голландским зданием в Кусково, и правильно сделают, ведь оба здания проектировал Бланк. Проект вороновского голландского дома он сдавал самому Растрелли.
Голландский домик в Вороново
Голландский домик в Вороново
Растрелли о Бланке отзывался, как об отличном рисовальщике, который детально прорабатывал проект, а также как об архитекторе, который проектировал большое количество деталей, но делал это искусно и талантливо.
Голландский домик в Вороново
Голландский дом в Вороново выглядит уютно и органично, если присмотреться, то можно увидеть элементы классицизма, ведь в это время этот архитектурный стиль плавно забирал эстафету у модного русского барокко.
Голландский домик в Вороново
Обратите внимание на кованый балкон 18 века.
Голландский домик в Вороново
Облицовка Голландского дома меняла свой наряд не однажды, сейчас он обложен красным кирпичом, но на картине в музее можно увидеть этот дом с желтым фасадом.
Голландский домик в Вороново
Маленькая Голландия в Вороново поддержана имитацией гребного голландского канала.
Маленькая Голландия в Вороново
Мы прогулялись вдоль пруда и посмотрели на Голландский домик с воды – вполне себе открыточный вид.
Маленькая Голландия в Вороново
Историки предполагают, что голландский стиль был выбран в честь Петра I и Елизаветы, которые много сделали для владельцев усадьбы.
Экскурсовод рассказала, что сооружение пруда позволило устроить в усадьбе земляные террасы, которые появились благодаря земле выкопанного пруда. Таким образом, в Вороново трехуровневая терраса – начинается на высоте дома и заканчивается на берегу пруда. Одним из украшений вороновского парка являлся грот, но до наших дней не сохранился, так как стены обрушились.
Маленькая Голландия в Вороново
Пруд является частью реки Вороновки, которая в данном месте разливается довольно широко, а после дамбы, держащий пруд, продолжает свой путь более узкой змейкой. С другой стороны усадьбы протекает река Бобровка. Название, видимо, дано ей не просто так, потому что нам даже показали дерево около пруда, которое пришлось спилить из-за подточки его бобрами.
Отдельной достопримечательностью Вороново эпохи 21 века является железный мост через реку. Идешь по положенному на железки асфальту, а мост гуляет под тобой так, как будто началось землетрясение.
Сойдя с «прыгающего» моста, мы снова оказались в парке, который зарос так, что больше напоминает чудный лес.
Гуляя по аллеям 18 века мы узнали одно из преданий Вороново. Неожиданно перед нами возник курган, в котором, говорят, похоронен конь более позднего владельца усадьбы Ростопчина. Оказывается, что лошадей хоронят стоя, поэтому высота кургана вполне подходит под легенду о вороном друге. Да и пожилые работники усадьбы рассказывали, что на расположенной рядом плите, раньше можно было распознать надпись с пожеланиями спокойного сна, явно адресованного животному. Но о Ростопчиных чуть позднее, ведь усадьбой также владели Шереметьевы.
По аллеям гулять одно удовольствие даже не в самую хорошую погоду.
Мы снова вышли к зданию дома и обратили внимание на герб. Он принадлежит Шереметьевым, надпись гласит: «Бог сохраняет все».
По дороге к круглой башни, мы увидели гипсовых львов, которые были здесь поставлены в советское время. Львы выглядят весьма дружелюбно, но других и не могли поставить, ведь они предназначались не для охраны, а для встречи гостей в летнем кинотеатре элитного санатория.
И вот она круглая башня. При Ростопчиных их было четыре, на каждом углу конного манежа. Граф открыл конный завод в этих местах, а манеж в усадьбе стал настоящей гордостью. С русской щедростью Ростопчин заказал статуи коней, покрыл их сусальным золотом и установил на каждой башне.
Конный двор в Вороново
До нас дошла только одна башня, остальные вместе с усадебным домом пострадали при войне с Наполеоном. Французы уничтожили и коней, так как сразу сбили их с пьедесталов, надеясь, что они сделаны из чистого золота, но они просто разбились. Конный двор в ветхом состоянии дожил до 50-х годов 20 века, но в итоге его разобрали, оставив только одну башню.
Напротив башни растет огромный дуб, хотя для данного парка он не является типичным деревом. Как говорят, Ростопчин любил свой вековой дуб, считал его местом силы, обнимал и разговаривал с ним. Но однажды в дерево попала молния и расколола его. Граф приказал привезти из леса еще один вековой дуб и посадить на том же месте. Крестьяне выполнили приказ, но новое дерево не прижилось и погибло. Граф приказал сажать вековые дубы, пока какое-нибудь не приживется. Не поверите, но очередная попытка оказалась удачной.
Шереметьевы стали последними владельцами Вороново до революции 1917 года. Последняя хозяйка носила фамилию мужа Сабурова. Ее муж был схвачен во время революции, дети погибли, а сама Сабурова уехала из усадьбы с одной повозкой и больше сюда не вернулась, пройдя тюрьму и ссылку. Печальная история.
Мы не дошли до здания с колоннами – концертный зал имени Шаляпина. Забавно, что помещение назвали в честь певца, который так и не приехал на открытие. Как говорят, он на вокзале Подольска встретился с Буниным и компанией и прокутил целую неделю по кабакам.
Перед возвращением в Москву мы прогулялись вокруг церкви Спаса Нерукотворного начала 18 века.
Церковь Спаса Нерукотворного в Вороново
Также посетили музей-картинную галерею, которая расположена в здании старой земской школы.
Картинная галерея в Вороново
Картинная галерея в Вороново
Самыми запоминающимися экспонатами данной галереи для меня стали карикатуры времен войны, портрет улыбающегося Пушкина и скульптура космонавта с цветочком.
Усадьба Вороново
Вороново — это архитектурно-парковый ансамбль 18 века, включающий в себя главный дом, церковь Спаса Нерукотворного, колокольню, голландский домик и парк с прудом. В свое время здесь прогуливались Екатерина Вторая, известные государственные служащие и деятели искусства.
Когда-то усадьба Вороново принадлежала дворянскому роду Вороных-Волынских. У одного из членов их семьи — Михаила Григорьевича (участника Куликовской битвы) — было прозвище Вороной. Отсюда и появилось название имения и их рода. В 17 веке здесь располагался большой дворянский двор, 15 крестьянских и 13 бобыльских дворов.
При Елизавете Петровне усадьба перешла во владения графу Ивану Воронцову. Именно он велел разбить усадебный ансамбль. Карл Бланка выступил автором проекта главного дома. Он представлял собой трехэтажное здание с колоннами, выполненное в лучших традициях классицизма. Рядом с ним располагается церковь Спаса Нерукотворного и Голландский домик, который повторяет один из парковых павильонов усадьбы Кусково. В отдельно стоящей колокольне находится усыпальница четы Воронцовых.
В 1775 году усадьбу посетила Екатерина Великая. Императрица переночевала всего одну ночь, но в честь ее приезда здесь установили два обелиска. Затем имение выкупил Федор Ростопчин. Он интересовался западными технологиями ведения сельского хозяйства и открыл в Воронове сельскохозяйственную школу. Также граф устроил конный завод, где была выведена ростопчинская порода лошадей. От конного двора сохранилась угловая башня. В 1812 году Ростопчин демонстративно сжег усадьбу во время наступления французских войск на Москву. Позднее его сын выстроил на фундаменте сгоревшего дворца довольно простой двухэтажный дом.
В 1858 году имение было продано Александру и Сергею Шереметьевым. При них на главном доме была возведена высокая мансардная крыша, разрушено южное крыло и построена у парадного фасада открытая аркада с балконом.
После Великой Отечественной войны главный дом усадьбы был перестроен и отдан под дом отдыха. В советское время храм работал, поэтому в нем сохранился первоначальный интерьер. Сегодня здесь располагается лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России.
Таинственное Вороново
На территорию старинной усадьбы Вороново, где сейчас находится лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития, попасть гораздо сложнее, чем на территорию усадеб Архангельское или Марфино, принадлежащих ныне Министерству обороны. Видимо, у Министерства экономического развития гораздо больше секретов, нежели у военного ведомства.
Вороново, одна из старинных подмосковных усадеб, располагается теперь в центре «Новой Москвы».
В 1726 году усадьба переходит к Артемию Петровичу Волынскому. Нам он известен, в первую очередь, по роману Ивана Лажечникова «Ледяной дом». Именно по инициативе Волынского была устроена потешная свадьба князя Голицына с калмычкой Бужениновой.
Имение Волынских подлежало конфискации, а дети его отправлялись в пожизненную («вечную») ссылку в Иркутскую губернию.
Ходит легенда, что Анне Иоановне частенько стал являться призрак казненного Волынского, вследствие чего, через три с половиной месяца после его смерти, её величество отошла в лоно Авраамово в сорокасемилетнем «ягодном» возрасте.
Елизавета Петровна, придя к власти, в 1742 году отменила приказ о конфискации и возвратила имение наследникам, а самих наследников вернула из ссылки (думаю, они туда даже не успели добраться).
Дочь Волынского Мария Артемьевна была выдана Елизаветой (своей троюродной сестрой) замуж за графа Ивана Илларионовича Воронцова, младшего брата канцлера М.И.Воронцова, участника переворота 1741 года, приведшего дщерь Петра I на российский престол.
Воронцовы поселились в Воронове и начали всячески его обустраивать, для чего был приглашен архитектор Карл Бланк, уже достаточно известный к тому времени.
Надо заметить, что это один из немногих храмов, который не был закрыт в советское время и оставался действующим, а его интерьер дошел до нас практически в первозданном виде.
На пятнадцати гектарах площади разбивается регулярный английский ландшафтный парк, расширяется рукотворный пруд. До наших дней сохранилась великолепная пихтовая аллея, подобной которой нет во всём Подмосковье.
Маленькая Голландия поддержана имитацией гребного канала, по которому можно и сейчас прокатиться на лодке или катамаране. Вид с лодки на домик невероятно живописный, ни с чем не сравнимый.
Достаточно недавно они ещё стояли на своем месте и замечательно подчёркивали перспективу и въезд в парк, но куда они делись, никто не знает. Вечная история!
При следующем хозяине усадьбы Артемии Ивановиче Воронцове он, кстати, был крёстным отцом А.С. Пушкина, грандиозные работы по дальнейшему обустройству усадьбы продолжились.
В Вороново приглашается знаменитый архитектор Н.А. Львов, который проектирует и руководит строительством нового трехэтажного дома-дворца с двумя боковыми флигелями, связанными переходами. До нашего времени сей прекрасный дворец, к великому сожалению, не дожил. Но, каким-то чудом уцелели чертежи, по которым можно хотя бы приблизительно оценить красоту и грандиозность постройки.
Зато сохранились портреты семейства Воронцовых из семейной портретной галереи, написанные великими русскими художниками Ф.С. Рокотовым и Д.Г. Левицким. Сейчас они экспонируются в Государственном Русском музее Санкт- Петербурга.
Николаем Александровичем Львовым был построен конный двор с манежем на сто лошадей.
По углам манежа располагались четыре круглые башенки. Позднее, следующий владелец усадьбы граф Ф.В. Ростопчин открыл поблизости конный завод, заказал статуи коней, покрыл их сусальным золотом и установил на каждой башне.
Устояла только одна башня, остальные вместе с усадебным домом пострадали в войне с Наполеоном.
Французы стащили с пьедесталов фигуры коней, думая, что они сделаны из золота, но кони, упав на землю, разбились. ( Не отсюда ли пошла поговорка: «Двинуть кони»?).
Конный двор сохранялся вплоть до 50-х годов двадцатого века, но в итоге его разобрали.
А.И.Воронцов создал великолепный усадебный комплекс, но разорился и был вынужден продать Вороново.
Ростопчин лично занимается обустройством усадьбы. Будучи «англоманом», вводит новые методы обработки земель, механизирует рабочие процессы, выписывает из Англии специалистов по земледелию и инженеров.
Но главное внимание уделяется конному заводу, основанному им в Вороново в 1802 году. Здесь разводится англо-арабская помесь лошадей, предназначенная только для верховой езды. Для ухода за ними ветеринары выписывались также из-за границы.
Из Германии Федор Васильевич приглашает искусного садовника, создавшего в Вороново по проекту Джакомо Кваренги дивную оранжерею.
Из Италии для украшения парка привозят великолепные мраморные статуи, из Франции и Англии везут роскошную мебель, вазы, бронзовые изделия, полотна известных художников, сервизы из серебра, гобелены.
Внешнюю часть здания украшали гигантские скульптурные группы с изображением людей и лошадей. Залы усадебного дома были полны музейных экспонатов, а редчайшие книги библиотеки вызывали восторг даже у искушенных книголюбов. Благодаря всему этому великолепию Вороново получило название «маленький Версаль».
Погостить в Вороново приезжала из городу Парижу очень популярная в те времена писательница мадам де Сталь, сын знаменитого экономиста Артур Юнг в 1805 году также почтил своим вниманием усадьбу.
Веселая, интересная, разнообразная жизнь текла в Воронове вплоть до июня 1812 года.
29 мая Ростопчин был назначен главнокомандующим Москвы, а 24 июня началась Отечественная война.
Когда русская армия, оставив Москву, двигалась на Тарутино, Ростопчин приехал в усадьбу и поджег её, чтобы не досталась неприятелю.
Здесь начитаются загадки. По словам очевидцев, среди пепла и развалин главного усадебного дома не было, пусть и обгоревших, скульптур из мрамора и бронзы. Накануне поджога, граф на телегах отправил своих дворовых в Липецкое поместье отца. Но, никаких сундуков с ценностями в этом обозе замечено не было. Отсюда и пошли слухи, что все свои несметные богатства он спрятал в подземных ходах усадьбы
Историки говорят о наличии глубоких подземных лабиринтов, соединяющих усадебные строения. Подземные постройки действительно находили на этой территории, но секрет клада Ростопчина до сих пор не раскрыт…
После окончания войны, граф подавал прошение царю о денежной помощи за утраченное поместье, но царь отклонил его в связи с тем, что высшее Московское общество было уверено, что большую часть своих богатств Ростопчин спрятал.
Но если клад был спрятан в подземелье, почему же после ухода французов граф не вскрыл тайник? Он просто не мог этого сделать, т.к. поджёг не только свой прекрасный дворец, но и отдал приказ о поджоге Москвы (хотя сам Ростопчин это всегда отрицал). И многие москвичи, потерявшие свое имущество, требовали от Ростопчина компенсации.
Так что, графу никак нельзя было раскрывать свои ценности. В 1815 году он вышел в отставку и уехал в Париж.
Вернулся в Россию в 1823 году, но вскоре заболел и через три года умер. Тайна клада ушла с ним в могилу.
Получается, что подземный ход есть, но масштабные поиски до сих пор не проводились, и проводится в ближайшее время не будут. А без них тайна сокровищ Ростопчина еще долго будет будоражить искателей приключений. (Сама видела в посёлке людей с лопатами).
А может, клад давно выкопан и находся в тайных комнатах какого-нибудь особнячка на Рублёвке?!
С Ростопчиным связана еще одна загадочная история.
На территории усадьбы находится курган, в котором, говорят, погребён любимый конь Ростопчина. Из глубины веков пришёл обычай хоронить лошадей стоя, и высота кургана вполне подходит под легенду о вороном друге. На расположенной рядом плите, по словам старожилов санатория, раньше можно было распознать надпись с пожеланиями спокойного сна, явно адресованную не человеку.
Я никаких следов надписи не заметила, хотя очень долго и старательно вглядывалась.
После смерти Ф.В.Ростопчина разоренное врагами имение наследует его младший сын Андрей Фёдорович.
Умнейший человек, литератор, меценат, филантроп, в достаточно короткий срок восстанавливает Вороново и проводит в нём летние месяцы вместе со своей супругой Евдокией Петровной Сушковой-Ростопчиной.
Детство Евдокия провела в старинной усадьбе с заросшим садом на Чистых Прудах, любуясь с Меншиковой башни чудными московскими закатами.
Не писать стихи, созерцая всю эту красоту, было просто невозможно.
Девочка уходила в глубину сада, совершенно одна и только вдохновение было с ней в эти, исполненные внутреннего трепета минуты и часы.
Стихи рождались сами собой:
«Дни детства, полные страданья,
Неконченных, неясных дум,
Когда в тревожном ожиданье
Мой юный оперялся ум…»
Её стихотворение «Талисман» было опубликовано в журнале «Северная пчела» в 1831 году с подачи П. Вяземскго. Позже А. Алябьев положил его на музыку. Однако писать, а уж тем более, печатать стихи барышне её круга было не к лицу. О публикации в семействе Пашковых узнали, и поэтессе «крепко досталось».
Евдокия (уже Ростопчина) буквально влюбилась в Вороново, посвятила ему целый «вороновский» цикл стихотворений. Это, например, «В деревне», «Колокольчик», «Одна поэзия» и многие другие.
Тесная дружба связывала Е. Ростопчину с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, который посвятил ей замечательные строки:
«Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны».
Лето 1857 г. Евдокия Петровна, как обычно, проводила в Вороново. Там и узнала, что у неё не просто упадок сил, а рак. Она вернулась в Москву, надеясь, что лечение поможет. Не помогло… В последнем письме к своему другу Александру Дюма она писала: « Вы знаете, что я женщина слова и, в тоже время, пера. Во всяком случае, до свидания, если не на этом, то на том свете».
3 декабря 1858 года в возрасте 47 лет она умерла в своём доме на Новой Басманной улице, 16 (до нашего времени сохранился в сильно перестроенном виде.) Отпевали её в церкви Петра и Павла. Похоронили на Пятницком кладбище Москвы.
А стихи Евдокии Ростопчиной – чудный поэтический дневник – и сейчас читают. Её мечта исполнилась, он «хранит её скромный след». Именно она открыла дорогу в литературу многим русским женщинам.
В начале двадцатых годов прошлого века усадьба Вороново полностью сгорела. Впоследствии её частично восстановили, открыли там техническую школу для рабочих.
В годы Великой Отечественной здесь был госпиталь и офицерские курсы.
После окончания войны началась крупномасштабная реставрация усадьбы по сохранившимся чертежам.
Некоторое время здесь находилась Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук.
А в 1966 году в усадьбе открывается дом отдыха Госплана СССР. Замечательно, что усадьба досталась именно Госплану, вряд ли кто-то другой мог справиться с огромным объемом работ по ремонту и восстановлению хотя бы внешнего облика и территории усадьбы. Внутренние интерьеры, конечно же, не сохранились, лишь вестибюлю вернули первозданный вид.
Сейчас в здании размещаются несколько фешенебельных номеров санатория «Вороново».
На первом этаже расположена большая гостиная с белым роялем, в которой проходят литературные вечера, посвященные Е.П.Ростопчиной, встречи с поэтами и актерами.
Самое главное, что в усадьбе сохранился дух времени. Нужно только уйти подальше в парк и просто дышать этим чистейшим воздухом, настоянном на аромате хвои, трав, цветов и наполненному памятью веков.