что построили барма и постник

БАРМА И ПОСТНИК

Русские средневековые архитекторы, авторы Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Авторы храма Василия Блаженного

По легенде, Барма и Постник (Посник) – один и тот же человек, выходец из Пскова, полное имя которого – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Также иногда встречается имя Барма Постников. Имя Бармы известно по Пискаревскому летописцу (редакция 1556 г.) и «Сказанию о святей чудотворней великорецкой иконе святого чудотворца Николы. » (кон. XVII-нач. XVIII). Пискаревский летописец сообщал имя только одного зодчего: «А мастер был Барма стоварищи».

Строительство Покровского собора в Москве

Покровский собор был сооружен в 1555-1561 гг. в честь взятия Казани русскими войсками в 1552 г. По имеющимся сведениям, строительство осуществлялось на основе деревянной модели собора, сделанной в натуральную величину. В кладке собора обнаружены деревянные конструкции от макета.

Судьба средневековых архитекторов

По легенде, создатели собора были ослеплены царем Иваном Грозным, чтобы не построили похожий по красоте собор. Однако легенде противоречат данные о том, что Постник, согласно писцовым книгам, тогда и позднее занимался строительными работами в Свияжске (Успенский собор 1560-1561 гг. и Никольская трапезная церковь 1556 г. Успенского монастыря) и Казани (часть южных стен и ряд башен Кремля, включая Спасскую, Благовещенский собор – 1556-1562 г.).

Также существует версия, что Постник Яковлев, работавший в Москве и Постник из Казани и Свияжска – два разных архитектора. Авторству Бармы также приписывают церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в селе Дьяково, церковь Вознесения в Коломенском и церковь Космы и Дамиана в Муроме. По оценкам специалистов, строители Покровского собора продемонстрировали высокое мастерство, обучались у итальянских мастеров, работавших в Москве, что прослеживается по ряду архитектурных элементов.

Источник

Пять удивительных фактов о соборе Василия Блаженного

что построили барма и постник

Сегодня, 12 июля 2017 года исполняется 456 лет одному из самых известных памятников Москвы — собору Василия Блаженного на Красной площади. Он без сомнения является одним из главных архитектурных символов Москвы, можно сказать, даже брендом, с которым иностранцы ассоциируют Россию и ее столицу. Его они видят в туристических буклетах и по телевизору, на открытках и сувенирах. Сегодня, в день его освящения, «МИР 24» публикует самые удивительные факты о нем, которые за много веков оказались густо замешаны на легендах и мифах.

Собор называется совсем иначе

Это правда. Он называется собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву» и был возведен по велению царя Ивана IV, прозванного Грозным. Отправляясь в поход на Казань 1552 году, царь дал обет построить величайший собор в случае своей победы. Штурм Казани начался в день Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября 1552 года. Именно поэтому собор был освящен в честь этого праздника.

Взятие Казани было невероятно важным историческим событием, и по благословению митрополита Макария, грандиозный собор был возведен очень быстро, всего за 6 лет — с 1555 по1561 год.

Точная дата освящения храма — 12 июля по новому стилю — стала известна не так давно, в середине XX века. Когда реставрировали храм, то нашли на стене скрытый под слоями краски текст, в котором значилось, что собор был освящен в 1561 году, в день памяти апостолов Петра и Павла.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в центре, она и дала название всему сооружению, а вокруг нее еще девять церквей, все были возведены на едином основании.

Церковь Василия Блаженного была пристроена к сооружению одной из последних, 1588 году. Она была возведена над захоронением Василия Блаженного по повелению сына Ивана Грозного — Федора. Эта церковь была просторнее всех предыдущих и отапливалась! Именно это обстоятельство сделало возможным регулярные богослужения в храме. До этого службы в соборе шли только в теплое время года, и у храма не было постоянных прихожан.

Только после того, как была постороена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. Возможно именно поэтому с тех пор за собором закрепилось народное название — собор Василия Блаженного.

Василий Блаженный — юродивый, которого сам Иван Грозный побаивался

Василий Блаженный — один из самых известных московских юродивых. Он родился в 1468 году в селе Елохово, в крестьянской семье. Мальчиком он был отдан учиться ремеслу в сапожную мастерскую. Однако уже тогда стало очевидно, что ему открывается и будущее некоторых людей, и опасности, грозящие целым городам, и поступки людей, скрытые от общества.

В шестнадцать лет он ушел в Москву, жил на улице, казался безумцем: ходил почти нагим, молился сутками на паперти, среди уличной толпы хранил молчание. Но странные его поступки вызывали всеобщее внимание, и молва о них дошла даже до царя.

Так, он бросал камни в углы домов благочестивых граждан, и целовал мостовую около домов грешников. А когда его спрашивали о причинах столь странного поведения, он говорил, что гоняет бесов, которые не решаются войти в дом праведника, и целует землю у ног ангелов, которые не могут войти в дом, полный греха и ненависти.

что построили барма и постник

Бытует мнение, что сам Иван Грозный побаивался блаженного, поступки которого граничили с чудом. Историки склоняются к версии, что он скорее отдавал должное юродивому и прислушивался к нему.

Известна легенда, что, когда в Нижнем Новгороде начался большой пожар, то по городу ходил странный нагой человек, который кропил горящие дома и огонь постепенно угасал. В этом человеке люди признали московского юродивого. В это самое время он сам был на пиру во дворце Ивана Грозного. Когда юродивый трижды вылил за окно вино, царь с некоторым раздражением спросил, что он делает. «Гашу пожар в Нижнем Новгороде» — ответил тот.

В другой раз он прямо указал царю после литургии в храме, что тот мысленно был далеко, и не молился Богу, а думал о новом дворце, который собирался себе построить. После этого царь стал относиться к блаженному с удвоенным вниманием.

Юродивый умер в глубокой старости: ему было 88 лет. Перед смертью 2 августа 1557 года он пророчествовал о будущем царстве. Когда его отпевали, то, по преданию, весь город наполнился чудесным благоуханием. Царь со своими сыновьями лично нес гроб с его телом до церкви. Похоронен юродивый был в основании строящегося храма.

Но чудеса, связанные с ним, не прекращались и после его смерти. И в 1588 году Василий Блаженный был канонизирован. В том же году в честь нового святого был освящен храм, достроенный в том же году на едином фундаменте с собором Покрова Пресвятой Богородицы.

Архитекторы Барма и Постник были ослеплены?

Это самая жуткая легенда, которая упорно ходит в связи с именами русских зодчих, создавших великолепный собор на Красной площади.

Некоторые историки считают, что возникла она в связи с тем, что легенды о подобной страшной традиции бытовали в средневековой Западной Европе. Какое-то время эта история попала даже в школьные учебники по истории. А намертво закрепилась она, вероятнее всего, благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие», написанному в 1938 году. Стихотворение это длинное, но вот его фрагмент:

И спросил благодетель:

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

И, тряхнув волосами,

И ударились в ноги царю.

Повелел ослепить этих зодчих,

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

Не поставили лучшего храма,

Кололи им шилом железным,

Увидеть они не могли…

И стояла их церковь

Что словно приснилась.

Будто их отпевала навзрыд,

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

Кто же создал собор Покрова Пресвятой Богородицы? Наиболее устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя русскими зодчими. Имена их — Иван Барма и Постник Яковлев. Летописи гласят: «дарова ему (царю Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских Постника и Барму и были они премудры и удобны таковому чудному делу». Однако есть и другие летописные упоминания этих имен, по одному из них оба совмещаются в одном человеке: «сын Постников по реклу Барма». Поэтому есть версия, что это был один и тот же человек.

В любом случае, нет никаких подтверждений того, что создатели (или создатель) собора были ослеплены. Наоборот, имя Постника Яковлева упоминается в казанских писцовых книгах как имя зодчего, строившего позже по велению царя Ивана Грозного Казанский кремль, а также Благовещенский собор в Казани.

Собор Василия Блаженного избежал разрушения благодаря Сталину?

Самая большая опасность нависла над собором, когда к власти пришли большевики. Существуют генеральные планы реконструкции Москвы начала 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.

Первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б) Лазарь Каганович, под руководством которого проводилась модернизация столицы, добивался полного сноса собора Василия Блаженного. Под его руководством были снесены Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Страстной монастырь, разрушено множество храмов Москвы.

что построили барма и постник

Он предложил Сталину полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Существует не подтвержденная документами история, что Каганович якобы продемонстрировал на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, специально изготовленный макет Красной Площади со съемными фигурами. Пытаясь показать, как много места освободится для проведения парадов военной техники, Каганович снял с макета Красной площади храм Василия Блаженного. На это Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! И судьба собора тем самым оказалась решена.

Известно однако, что этому предшествовала историческая телеграмма реставратора Петра Барановского, которому Каганович предложил обмерять собор для подготовки его сноса. Телеграмма была такая: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти». Как это ни странно, это подействовало. Правда, сам реставратор в 1933 году был арестован по 58 статье, как враг народа и шпион.

Сейчас собор Василия Блаженного — это только музей.

И это тоже неправда, хотя даже москвичи не все знают, что в соборе давно уже возобновились регулярные церковные службы.

Чем только не был собор за долгую историю своего существования! Как каменное сооружение с очень толстыми стенами, собор было надежным убежищем на случай пожаров, которые в то время случались нередко. Поэтому подклет – нижний хозяйственный этаж — использовался как сокровищница, своего рода огромный несгораемый сейф, в которой хранилась царская казна. Там же были и тайники самых богатых и знатных людей города. Тем более, что у соборного подклета очень прочные кирпичные стены — до трех метров в толщину, да и высота немалая — есть, где развернуться. В подклет попадали из верхней центрального собора по тайной лестнице, расположенной внутри стены. Конечно, об этом ходе знали только посвященные в тайну.

В 1923 году в соборе открыли архитектурный музей и стали водить экскурсии. Но до 1929 года продолжались и службы тоже. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу — ту самую, по которой из храма можно было попасть в подклет, а сейчас наоборот — посетители музея попадают в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкой внутренней галерее.

Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. То есть он действует и как музей, и как храм. Церковные богослужения возобновились в 1991 году и с тех пор не прекращались. Еженедельно по воскресеньям литургию служат в храме Василия Блаженного. Также в престольные праздники, то есть в дни памяти тех святых, во имя которых освящены храмы и приделы собора.

В 1990 году собор был включен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России.

Источник

Храм Василия Блаженного: чудо России

Резной и расписной, словно огромный пряник, возвышается храм Василия Блаженного на Красной площади. Во время Отечественной войны войска Наполеона едва не взорвали его. А в середине XX века один из проектов перестройки площади и вовсе предполагал снос здания. Но храм Василия Блаженного выстоял. Как в одном храме умещаются 10 церквей, что символизируют цвета куполов, и на самом ли деле Иван Грозный ослепил зодчих Барму и Постника – в новом материале diletant.media.

От Троицкой церкви до храма Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – всего лишь народное название собора Покрова Святой Богородицы на Рву. Что за ров такой? Дело в том, что вплоть до XIX века Красная площадь была окружена оборонительным рвом, который в 1813 засыпали. Именно возле этого рва и построили храм.

что построили барма и постник

Храм Василия Блаженного, 1830-е годы

До середины XVI века на южной стороне Красной площади стояла небольшая церковь. Достоверно не известно, была она каменной или деревянной, но большинство исследователей все-таки склоняются к версии о Троицкой церкви, срубленной из дерева. Вероятно, именно поэтому одна из церквей храма была освящена во имя Троицы. В середине XVI века деревянную церквушку снесли, а на ее месте основали новую – тоже деревянную. И лишь спустя год, в 1555, ее разобрали и заложили каменный храм в честь взятия Казани.

Существует несколько версий, кто же был архитектором чуда России. По одной из них, над созданием храма трудились зодчие Постник и Барма. Когда они закончили строительство, Иван Грозный будто бы приказал выколоть обоим глаза, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Однако задокументировано, что Постник после участвовал в создании Казанского кремля, и значит, зрения не терял.

что построили барма и постник

По другой версии, Постник и Барма были одним человеком – псковским мастером Постником Яковлевым, по прозвище Барма. В летописях мы можем встретить упоминания как о двух зодчих: «…дарова ему [Ивану Грозному] Бог дву мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу», так и об одном: «сын Постникова, по реклу Барма». Третья версия гласит, будто над храмом Василия Блаженного работал заморский архитектор, вероятно, из Италии – отсюда такой необычный внешний вид храма. Однако эта версия так и не нашла подтверждения.

10 церквей на одном основании

Свое народное название храм получил благодаря приходу Василия Блаженного, пристроенного в конце XVI века. В 1557 скончался знаменитый юродивый и чудотворец Василий, который подолгу сидел у храма и завещал похоронить себя рядом с ним. По приказу Федора Иоанновича выстроили церковь, в которой и покоятся мощи святого.

что построили барма и постник

Главное достоинство храма Василия Блаженного – его необычная архитектура. Если взглянуть на храм сверху, то можно заметить, как он был выстроен. По центру расположена главная столпообразная церковь в честь Покрова Божьей Матери. Вокруг нее расположены четыре осевых церкви и еще четыре поменьше. Каждая из них также освящена в честь одного из праздников, на которые приходились решающие битвы при взятии Казани. Все девять церквей возвышаются на общем основании, обходной галереей и внутренними ступенчатыми сводами. Дополнительно примыкают приход Василия Блаженного и шатровая колокольня, построенная в конце XVII века.

Каждая церковь увенчана луковичной главкой, традиционной для русского храмового зодчества. Каждая луковка уникальна – резьба, узоры и всевозможные цвета создают праздничный, нарядный вид. Но ученые до сих пор спорят, что именно символизирует та или иная краска. По одной из версий, такие пестрые цвета можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого, того самого, который сподобился видения Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что он увидел во сне Небесный Иерусалим, а в нем сады с прекрасными деревьями и несказанной красоты плодами.

что построили барма и постник

Храм Василия Блаженного, 1850-е годы

Из огня да в полымя

Источник

Постник «Барма» и Василий Блаженный

Большинство людей знают этот собор не по официальному названию — Покровский собор, а по имени похороненного в нем Василия Блаженного. Этот храм стал символом Руси, олицетворением ее духа, хотя его нельзя назвать типичным и традиционным. И до сих пор остается загадкой, кто же построил это удивительное сооружение.

Его облик знают все более или менее образованные жители планеты, даже те, кто никогда не бывал в России. Успенский или Архангельский соборы могут не признать, Большой театр спутать с Пушкинским музеем, а Василия Блаженного — определят сразу. Это всемирно признанный символ нашей страны, как Эйфелева башня — символ Франции, Парфенон — Греции, Колизей — Италии, а статуя Свободы — Америки. Точное название самого Покровского собора могут не знать, но слова Москва и Россия, глядя на него, произнесут непременно. Как и название Красной площади, которая именно благодаря стоящему на ней храму получила негласный статус главной в стране.

Кому же нарушать царские указы, как не самому самодержцу!

Храм Покрова Богородицы, что на Рву, а именно так официально величается этот собор, был построен примерно на полвека позже знаменитых кремлевских соборов — Успенского, Архангельского и Благовещенского. Причина создания была вполне значительная — взятие Казани и присоединение Поволжья к Московскому государству. Это было событие огромного значения. Во-первых, захват Поволжья очень существенно увеличил территорию страны и вывел Россию в ранг крупнейших стран Европы, одновременно открывая путь на восток. А во-вторых, взятие Казани было важнейшим символическим актом: триста лет наши предки возили туда дань, а теперь Казань сама стала подданной Русского царя! Согласитесь, событие такого масштаба должно было найти монументальное отражение, а поскольку иные формы триумфов (ворота, памятники и прочее) тогда были не приняты, решили возвести храм. В официальном названии собора есть слово «обетный» — дело в том, что Иван IV еще до волжского похода пообещал отблагодарить всевышнего строительством большого храма (то есть дал обет) и слово сдержал.

План Кремля, гравюра Килиана, 1610 год

Изображение: Владислав Осипов / Фотобанк Лори

Почему было решено строить не в Кремле, а за его стенами? Свободного места в Кремле было не так много, а новых больших соборов — в достатке. Храм не задумывался как главный или кафедральный, посему вполне мог быть несколько отдален от центра. К тому же появилась возможность возвести его на очень удобном месте — большой торговой площади за «алевизовым» рвом, между Ильинкой и Варваркой. Раньше здесь строить было запрещено по соображениям фортификации — перед кремлевскими стенами должно было оставаться свободное простреливаемое пространство. Но в 1538 году было закончено строительство мощной Китайгородской стены, так что восточная часть укреплений Кремля (теперь дополнительно прикрытая Китай-городом) свою оборонительную функцию несколько утратила, и решено было запретом пренебречь. В конце концов, кому же нарушать царские указы, как не самому самодержцу!

По традиции принято считать, что храм сначала был деревянным. По одной из версий, изначально были возведены несколько деревянных церквей, а потом на их месте был построен один каменный собор. С реальностью эти «легенды» согласуются довольно слабо и имеют лишь косвенные подтверждения, даже намеки.

Главная загадка собора — это вопрос авторства: мы точно не знаем, кто же построил это чудо. Причем, дело даже не в имени мастера или мастеров (хотя это тоже важно), а в воссоздании их творческого пути и биографии.

Раз зодчему доверили строительство такого значимого объекта на Красной площади, значит он был хорошо известен. Но тогда должны быть свидетельства о его ранних постройках, сделавших его знаменитым. Ничего подобного мы не наблюдаем, хотя очевидно, что над Покровским собором работал опытный, зрелый мастер. Естественен и второй вопрос: а куда пропал этот удивительный мастер (или мастера) после строительства Покровского храма? Что он строил потом? Точного ответа тоже нет. Видимо, это загадочное обстоятельство и породило огромное количество поздних легенд, самая известная из которых гласит, что грозный царь ослепил мастеров, чтобы они не могли создать ничего равновеликого. Но это, конечно, лишь легенда: Иван IV, несомненно, тот еще был «душегубец», но все же, не до такой степени…

Итак, во всем, что связано с Покровским собором, легенд гораздо больше, чем точных данных. Главная причина — отсутствие современных ему письменных источников, которые или не существовали, или погибли. Виной тому и регулярные пожары, и сложные отношения Ивана с церковью (а летописание по большей части велось в монастырях), и «опричнина», когда царский двор с канцелярией выехал из Кремля, и последующие неурядицы Смутного времени. В некотором смысле можно говорить, что строительство Покровского собора стало символом наивысшего подъема Московской Руси, он как бы увенчал вековой цикл создания государства и ранний этап правления Ивана IV. Может быть, этим и объясняется неподражаемое величие храма: он был построен как бы на пике, за которым последовал спад, а потом и смещение культурных акцентов. Понятно, что в период внутренних распрей и Смуты было не до большого строительства.

Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода

Современных строительству письменных данных у нас почти нет. Ни в том, что касается точных указаний о связанных со строительством распоряжениях царя, ни в отношении авторства собора. Есть лишь косвенные упоминания в текстах, прямого отношения к собору не имеющих. Например, в «Сказании о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца» или в тексте «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича». Памятники эти довольно поздние, не ранее XVII века. В первом есть такая фраза: царь (Иван IV) после взятия города Казани «вскоре поставиша церкви древяны, седмь престолов, иже быти окрест осмаго болшаго престола, церкви каменный, близ мосту Фроловских ворот надо рвом. И потом дарова ему бог дву мастеров руских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу».

Писано это минимум на сто лет позже строительства собора и основано, видимо, на народном предании. У исследователей вызвало удивление, что первый из зодчих (Постник) назван именем, второй (Барма) — прозвищем. Кстати, «по реклу» в традиции того времени и значит «по прозвищу», а не по имени. Значение и возможное происхождение прозвища «Барма» специалисты толкуют неоднозначно. Оно может быть связано с названием части торжественного одеяния царей и высшего духовенства, спускавшегося от головного убора на плечи. Подобные бармы обычно были богато украшены, так что прозвище могло свидетельствовать о художественных способностях его обладателя. Другой вариант связан с устаревшей языковой характеристикой непонятной, невнятной речи. До наших дней сохранилось схожие слова бормотать или обормот. Можно предположить, что у носителя прозвища были дефекты дикции или особенная манера говорить, скажем, какой-то диалект.

Но вернемся к источникам. У автора второй упомянутой выше летописи мы находим удивительнее утверждение: «Того же году (7068–1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, зачата делати церковь обетная еже обещался в взятие Казанское Троицу и Покров и семь приделов еже именуется на рву, а мастер был Барма с товарищи».

Заметьте, Постником уже и не пахнет…

А еще, до нас дошел подлинный царский указ от 15 декабря 1555 года, направленный в Новгород к дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому, в котором государь повелевал «псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщиком псковским Ивашку Ширяю с товарыщы, к весне, в Казани новой город Казань камен делати, выбрати двесте человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцов, сколько будет человек пригоже».

План второго этажа Покровского собора

Здесь «всплывает» Постник Яковлев, но нет Бармы. Но ведь речь может идти об одном человеке — Постнике по прозвищу «Барма». Тогда чередование в упоминаниях его имени и прозвища можно допустить. Есть здесь и четкое указание на псковское происхождение мастера и его работу в Казани. Это может быть ответом на многие вопросы.

Последнее документальное свидетельство относится к 1633 году. Это запись в рукописи Судебника 1550 года, которая говорит о том, где хранился сей документ у «стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Постникова, по реклу Бармы». То есть, Дружина был сыном Тарутия и, очевидно, внуком Постника, по прозвищу (реклу) «Барма». И по времени все вроде бы совпадает. Еще одно подтверждение того, что Постник и Барма это, соответственно, имя и прозвище одного человека. На сегодня, эта версия считается самой вероятной. Как и то, что после работы в Москве Постник Яковлев по прозвищу Барма был командирован в Казань, где возводил крепость и соборы. Точных данных нет, но по художественному почерку историки архитектуры склонны считать его работами Благовещенский сбор и Спасскую церковь казанского кремля, а также Успенский и Никольский храмы в Свияжске. Это город, заложенный Иваном IV как форпост для взятия Казани.

Он обличал воров и казнокрадов, делился скудным подаянием со страждущими, исцелял тела и души людей. Говорят, его боялся сам Иван Грозный

Зодчий (с некоторой долей условности, все же будем именовать его Постником Бармой, сыном Якова) решил объединить все пределы в одном здании, сохранив относительную независимость каждой церкви. Так получилась эта удивительная форма — один центральный купол, четыре купола поменьше по сторонам света и еще четыре по диагонали. Могло получиться нагромождение и хаос, но благодаря изумительным пропорциям вышел настоящий шедевр. Храм получился изящный, легкий, в то же время замысловатый и сложный. Он несет явные черты деревянного зодчества, перекликаясь с мотивами резных церквей русского севера. Если все соборы Кремля крестово-купольные, то Покровский храм создан в новом шатровом стиле. Нам известны лишь два более ранних подобных каменных сооружения (в Коломенском и Александровой слободе), но они не сопоставимы по масштабу с Покровским собором. Этот новый стиль станет определяющим на долгие годы, но создать что-то более величественное, нежели Покровский собор, не удастся. Он так и остался эталоном шатрового зодчества.

Собор построен из кирпича, что позволило богато декорировать фасады, барабаны и даже купола. Изначально, он был двуцветным красно-белым, современная яркая окраска появилась позже, в конце XVII (по другой версии, в XVIII веке, при Екатерине) века, когда храм ремонтировали после пожара. Тогда же галереи, или «гульбище», были перекрыты и застеклены, появилось крыльцо, а колокольня была соединена с основным зданием.

что построили барма и постник

что построили барма и постник

что построили барма и постник

что построили барма и постник

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

За годы жизни собор несколько раз достраивался, посему в нем сейчас не изначальные девять, а одиннадцать куполов. Первая «модернизация» относится к 1588 году и связана с именем Василия Блаженного.

Василий Блаженный — фигура подлинная и удивительная. В шестнадцать лет бывший подмастерьем у сапожника юноша обрел прозрение и дал обет юродства. Он отказался от всех материальных радостей жизни — постоянно соблюдал пост, ходил в лохмотьях и босиком, спал на паперти. При этом он был чрезвычайно популярен в народе. Ему приписывают множество чудес и поступков, которые можно назвать нравственным подвигом. Он обличал воров и казнокрадов, делился скудным подаянием со страждущими, исцелял тела и души людей. Что в этих рассказах правда, а что вымысел — сказать сложно, но фигура явно была незаурядная. Говорят, его боялся сам Иван Грозный. Во всяком случае, после смерти Василия, царь лично нес его гроб вместе с боярами, а отпевал юродивого сам митрополит Макарий. Считается, что на могиле Василия стали происходить чудеса.

В 1588 году Василий был канонизирован как блаженный, и тогда же его перезахоронили в Покровском соборе, для чего по приказу царя Федора Иоановича, был построен специальный придел. С тех пор храм в народе именуют в честь Василия Блаженного.

Спустя сто лет в соборе захоронили еще одного блаженного — Иоанна и в память о нем тоже возвели придел. Но такой известности, как Василий, он не обрел.

Это удивительно, но в памяти народной Покровский сбор чаще ассоциируется с Иваном Грозным и Василием Блаженным, а не с его создателем Постником «Бармой», сыном Яковлевым. Долгие годы о нем вообще ничего не было известно. Первые данные о зодчем появились благодаря изысканиям священника Ивана Кузнецова, которые он опубликовал в 1896 году. Его сведениями воспользовался известный историк и москвовед Забелин, правда, он считал, что Барма и Постник это разные люди. Без всякой критики эта версия и царила до недавнего времени, кочуя по туристическим буклетам и школьным учебникам. Сейчас большинство ученых от нее отказалось. Но последнее слово в истории строительства собора и в описании трудов его гениального создателя еще не сказано, и архивы ждут исследователей наследия знатного «церковного и городового мастера» Посника «Бармы» Яковлева сына, подарившего нам истинное чудо — Собор Покрова, что на Рву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *