что предполагает вариативность коррекционно развивающей среды логопедического кабинета
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета учителя-логопеда в ДОУ
Василенко Галина Анатольевна
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета учителя-логопеда в ДОУ
В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Мой логопедический кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.
Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство. Можно выделить следующие зоны:
Зона коррекции звукопроизношения;
Рабочая зона учителя-логопеда;
Зона игрового сопровождения;
Зона развития мелкой моторики;
Зона хранения дидактического и методического материала;
В логопедическом кабинете все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.
Зона коррекции звукопроизношения:
Уголок «Звуковичок»
• оборудован настенным зеркалом; методическими пособиями, необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков (альбомы Коваленко В. В и др); логопедические зонды для постановки звуков;
• дидактические игры: Звуковые улитки, Звуковые дорожки, «Змея шипит», «Лесная полянка» ;игры с буквами, словами, звуковые символы;
• настенное пособие «Теремок» для фонетической ритмики;
• игрушка –Лягушонок и карточки для артикуляционной гимнастики;
• Уголок «Моторика» (игровой материал для развития мелкой моторики) : Световой стол; пескотерапия с киндер-игрушками; сухой бассейн (с крупами); массажные перчатки, массажные ладошки; су-джок мячики; трафареты, вкладыши, шнуровки, игры по мелкой моторике.
Уголок «Сказкотерапия» (игровые пособия для проигрывания сказок и сказочных сюжетов) игрушки из мультфильма «Лунтик»;разные виды театров: пальчиковый театр, маски, бибабо, настольный театр и др.
Уголок «Рабочая зона учителя-логопеда»
Рабочая зона учителя-логопеда оборудована: столом, полкой для учебных пособий, стулом, компьютером, принтером, магнитофоном, ламинатором.
В зоне находится документация учителя-логопеда:
• Перспективные планы работы с родителями и педагогами
• Перспективный план фронтальных занятий
• Перспективный план подгрупповых и индивидуальных занятий
• Индивидуальные маршруты детей с ОВЗ
• Индивидуальные программы по алалии, ОНР и др.
Предметно-развивающая среда группы Уважаемые коллеги,хочу предложить вашему вниманию предметно- развивающую среду в моей уже старшей группе. Этим летом у нас в ДОУ был капитальный.
Предметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.
Моя предметно-развивающая среда Сегодня хочу поделиться с вами с предметно-развивающей средой. Предметно-развивающую среду старались сделать интересным, эстетичным, привлекающим.
Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда Определений предметно-развивающей среды в отечественной педагогике существует огромное количество, если говорить об обобщенном варианте,.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Начинается учебный год. Конечно, каждому педагогу хотелось бы видеть свою группу уютной, красивой, грамотно оснащённой. К оформлению групповых.
Предметно-развивающая среда в ДОУ В нашей детском саду каждый воспитатель старается сделать все, чтобы создать уют, комфорт, обеспечить безопасность пребывания детей в детском.
Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.
Выбранный для просмотра документ Коррекционно-развиваюая среда логопедического кабинета.doc
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.
При создании коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета я стремилась, чтобы окружающая обстановка была комфортной, мобильной, эстетичной и вызывала у детей стремление к совершенствованию речевой деятельности.
Кабинет предназначен для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Он оснащён наглядно-дидактическим материалом, мебелью, компьютером, принтером, музыкальным центром. Имеется дополнительное освещение над зеркалом и доской, пожарная сигнализация.
При организации коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета я руководствовалась принципами:
доступности : материал для занятий подбирается с учётом возрастных, интеллектуальных и речевых особенностей детей;
здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение над зеркалом и доской; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей соответствуют росту обучающихся; стены кабинета окрашены в тёплый, спокойный апельсиновый цвет; мебель также имеет светлые, пастельные тона;
вариативности: наглядно-методический материал и некоторые пособия многовариантны (в зависимости от задач обучения, возраста детей);
эстетичности: наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных, экологически чистых, ярких материалов, эстетично оформлены.
По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на зоны:
индивидуальной коррекции речи;
хранения наглядно-дидактических пособий и документации;
рабочее место учителя-логопеда.
1. Зона индивидуальной коррекции речи
Зона индивидуальной коррекции речи состоит из настенного зеркала (100х50) с дополнительным освещением, перед ним парта для индивидуальной работы (в соответствии с ростом ребенка). В кабинете имеется набор логопедических зондов для постановки звуков, картинки для артикуляционной гимнастики, наглядный материал для автоматизации и дифференциации проблемных звуков.
Также имеется методическая литература и пособия на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; картинный материал.
2. Зона групповой работы
Включает настенную магнитную доску с подсветкой, ученические столы и стулья разной высоты, соответствующие росту детей. В данной зоне проводятся групповые занятия по коррекции нарушений чтения и письма, подгрупповые занятия по коррекции нарушений звукопроизношения.
3. Зона динамической разгрузки
Благодаря расширению площади логопедического кабинета, появилась возможность выделения данной зоны. Здесь проводятся подвижные речевые игры с мячом, физминутки с использованием мягких модулей.
4. Зона хранения наглядно-дидактических пособий и документации
Весь материал систематизирован по разделам:
лексика, грамматика (развитие лексико-грамматических категорий, связной речи);
диагностика (альбомы и пособия для обследования речи);
развитие мелкой моторики;
дидактические игры для развития речи;
Материал для самостоятельных игр находится в доступном для детей месте. Наглядно-методический материал по лексическим темам и по коррекции нарушений звукопроизношения хранится в папках на верхних полках шкафа. На нижних закрытых полках расположены документация учителя-логопеда и методическая литература.
Для развития мелкой моторики пальцев рук в логопедическом кабинете имеются разнообразные конструкторы, различные виды мозаики, пазлы, бусы, скрепки, счётные палочки, игровые пособия со шнуровкой, шариковый пластилин, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, наполненные горохом, трафареты, шаблоны (в соответствии с лексическими темами).
На групповых занятиях учитель-логопед:
-обучает детей звуковому анализу и синтезу;
-развивает лексико-грамматические категории (наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы, подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка: предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.д.);
-развивает связную речь (рассказы и сказки для пересказывания, загадки, подбор предметных, сюжетных картинок и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности, картинный материал по всем лексическим темам, словесные игры).
В кабинете также имеются игры для развития неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления. В работе используются игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов.
5. Рабочее место учителя-логопеда
На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Компьютеризация открывает новые возможности и варианты обучения, создавая большую мотивацию и психологический комфорт для детей.
Рабочее место логопеда оборудовано письменным столом, стулом. Имеются ТСО: магнитофон, компьютер с набором обучающих программ, принтер, музыкальный центр. Наличие ПК в кабинете учителя-логопеда позволяет использовать в работе с детьми разные специализированные коррекционные программы, обучающие и развивающие игры, например:
Компьютерную обучающую программу «Начальная школа Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте» – обучающую игру для детей от 4 до 7 лет, в которой летучая мышь Стёпка отправляется вместе с детьми в увлекательные путешествия. Дети в игровой форме знакомятся с буквами, учатся составлять и читать слоги, простые и сложные слова.
Компьютерную развивающую игру «Лунтик » Подготовка к школе», – обучающую игру для детей от 4 до 7 лет, в которой Лунтик со своими друзьями отправляется в путешествия. Дети, выполняя разные задания, учатся красиво говорить, правильно строить фразы и предложения, усваивают основы грамоты и др.
Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги теперь видят на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Стараюсь подбирать игровые упражнения в соответствии с тематикой занятий и потребностями детей.
Информационные технологии являются эффективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Игры позволяют развивать у ребёнка слуховое внимание, чувство рифмы; совершенствовать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; запоминать правильное графическое написание каждой буквы; разнообразить приемы работы по профилактике дисграфии и дислексии.
Кроме выше перечисленных возможностей компьютерные технологии позволяют:
проецировать на монитор различные необходимые учителю-логопеду для коррекционной работы картинки, иллюстрации, фотографии;
готовить к занятиям карточки с буквами и словами;
использовать различные методические приемы ознакомления с буквами и многое другое.
готовить свои учебные игровые программы в форме презентации, каждый слайд которой может использоваться как отдельное учебно-коррекционное пособие на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Использование компьютерных технологий позволило сделать процесс коррекции речевых дефектов у дошкольников более рациональным, повысило интерес детей к логопедическим занятиям, в течение которых ребенок чувствует себя эмоционально комфортно, что эффективно сказывается на результатах деятельности.
Анализ результативности коррекционной работы подтверждает существенную значимость коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в обеспечении гибкости образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета
Данный материал для учителей-логопедов содержит рекомендации по организации коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета.
Просмотр содержимого документа
«Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета»
Развивающая предметно-пространственная среда
логопедического кабинета в соответствии с ГОС ДО
В условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи должны быть созданы благоприятные условия для коррекционного обучения. Так как, перед логопедом ставится задача коррекционной помощи и организация условий для исправления и преодоления недостатков речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, то в логопедическом кабинете должна быть создана коррекционно-развивающая среда.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда.
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения; учитывает национально-культурные, возрастные особенности детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды кабинета соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) в соответствии со спецификой Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели. наличие в кабинете полифункциональных предметов, в том числе природных материалов и пр., пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете различных пространств (для игры, конструирования, и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Центр речевого развития
В логопедическом кабинете особое внимание уделяется оборудованию места для индивидуальных занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много времени ежедневно. Большие зеркала с лампой дополнительного освещения, стеллажи для картотек — традиционное оборудование этого центра в кабинете логопеда. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: комплект зондов, вата, ватные палочки, напальчники, салфетки, спирт.
В кабинете дети играют в игры с вертушками, мыльными пузырями, поддувают на различные лёгкие предметы: пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки, надувают воздушные шарики.
На полках, в шкафу находятся картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты), логопедический альбом и материалы для обследования, предметные и сюжетные картинки для автоматизации звуков.
Для развития лексико-грамматической стороны речи на полках в папках размещены предметные картинки, игрушки и муляжи по изучаемым лексическим темам, настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
Для развития связной речи и речевого общения в папках находятся сюжетные картинки и серии сюжетных картинок, «Алгоритмы» описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, наборы игрушек для инсценирования сказок.
Для развития фонетико-фонематической стороны речи (средняя группа) и подготовке к обучению грамоте (старшая и подготовительная группы) изготовлено наглядно-дидактическое пособие «Королевство звуков и букв». На полках в коробках находится раздаточный материал и материал для работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения корзинок разных цветов, домиков, светофорчики для определения места звука в слове, квадраты разных цветов), настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.), раздаточный материал и материал для анализа и синтеза предложений. Разрезной и магнитный алфавит, алфавит на кубиках, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, «Мой букварь», ребусы, кроссворды.
Центр сенсорного развития
На полках в папках размещены карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы»), настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «Спрячь бабочку» и т. п.), палочки Кюизенера, «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками (звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители, настольная ширма, фонотека с записью «голосов природы», релаксационной музыки, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений).
Центр моторного и конструктивного развития
Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа). Содержит материал для самостоятельных игр для развития: мелкой моторики рук. Дети собирают пазлы, играют с массажными мячиками, шнуровками, работают с трафаретами и разукрашками, работают с прищепками «Весёлое солнышко». деревянные и пластиковые пирамидки, мозаики.
Уголок игр и игрушек для мальчиков (средняя и старшая группа)
В коробках находятся модели транспорта, металлический конструктор, фигурки людей и животных, разрезные картинки и пазлы с изображениями машин.
Уголок игр и игрушек для девочек (средняя и старшая группа)
На полках расположены куклы, пазлы и плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них).
Центр методического сопровождения
В папках на полках размещена документация коррекционной работы. Представлена различная методическая литература, программно- методическое обеспечение занятий по логопедии
В групповых раздевалках находятся стенды с материалами для родителей воспитанников. На них размещены консультации для родителей, различные памятки, игровые задания, советы логопеда.
Логопедические кабинеты не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей. Мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены. на полу ковровые покрытия. Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда открыты и доступны детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. Полки выше роста детей закрыты. На них в папках и контейнерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы логопеда. В помещениях уютно, светло и радостно.
Правильно организованная предметно-развивающая среда – необходимое условие качественной коррекционной работы.
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ
Людмила Трашенкова
Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ
(учитель-логопед Трашенкова Л. В.)
Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. В настоящий момент можно с уверенностью сказать, что организация среды моего логопедического кабинета полностью соответствует требованиям ФГОС. Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.
Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.Можно выделить следующие зоны:
Зона коррекции звукопроизношения;
Рабочая зона учителя-логопеда;
Зона игрового сопровождения;
Зона развития мелкой моторики;
Зона хранения дидактического и методического материала;
1. Зона коррекции звукопроизношения.
Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой, тренажёрами для кончика языка, американскими массажёрами для языка «Z-Vibe», зондозаменителями, роторасширителями, пособиями для развития воздушной струи, одноразовыми влажными салфетками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов.
2. Учебно-образовательная зона
Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей, канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см, настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.
3. Зона хранения дидактического и методического материала
Зона оснащена функциональными шкафами, стеллажами с полками. Дидактический материал систематизирован, эстетично оформлен. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека по автоматизации звуков в речи, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека)
4. Зона игрового сопровождения
Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото, слоговые домино, магнитные игры по развитию речи, слоговые копилки и др.). Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Логика», «Контуры», «Угадай по цвету», электро-викторина «Смешарики» и др.
5. Зона развития мелкой моторики
Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)
6. Консультативно-информационная зона
Перед кабинетом учителя-логопеда расположен эстетично оформленный информационный стенд «Уголок логопеда», также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).
7. Рабочая зона учителя-логопед
Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.
Дополнительное финансирование в рамках реализации различных инновационных проектов позволило приобрести в логопедический кабинет современную компьютерную методику для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии (автор Акименко).
Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.
Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.
Организация предметно-пространственной развивающей среды С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.
Организация предметно–пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в ДОО Старший воспитатель Шамукова Г. Х. Важным направлением работы дошкольной образовательной организации традиционно выступает поиск оптимальных.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр. Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр. Воспитатель Никульникова А. Ф., МБДОУ д/с №49, г. Ставрополь.
Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.
Организация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста[/b].
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.