что представляет собой гранатовый браслет
Сочинение Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет
Вот он лежит на черной подушке такой желтый, массивный. Когда его никто не хочет носить или смотреть, то прячется в красную бархатную коробочку. По его бокам рассыпались плохо ограненные камешки красного цвета.
А в середине, пять прекрасных кабошонов гранатового цвета. Да, так выглядел браслет из повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». В центре изделия расположился камень зеленого цвета. Это редкий гранат необычной окраски. Ему приписывались некоторые магические свойства известные от предков.
Женщины, носящие украшения с зеленым камнем не подвергались мучительным мыслям, а сильная половина должна была избежать насильственной смерти.
Красные минералы размером напоминали горох и были огранены так, что при попадании света в них просыпались красные огоньки. Сам браслет представлял из себя изделие овальной формы и имел дутые бока и презентабельный вид.
Драгоценные камни первоначально украшали семейную реликвию из серебра, но позднее заняли свое место в украшении из низкопробного золота.
2 вариант
На свои именины замужняя княгиня получила подарок от своего тайного поклонника. В футляре из красного плюша был золотой низкопробный браслет, очень толстый, украшенный с наружной стороны старинными, плохо отшлифованными грантами. В центральной части браслета, окруженный прекрасными красными гранатами-кабошонами, находился очень редкий зеленый гранат. Внутри красных гранатов, как показалось Вере, горели маленькие живые огни. Точно кровь они переливались перед огнем электрической лампочки. Вместе с подарком княгиня получила письмо от господина Желткова. Тайный поклонник, искренне любящий Веру, дарит ей гранатовый браслет, который является реликвией его семьи. Это украшение когда-то принадлежало еще его прабабушка. Символично предназначение браслета, по словам Желткова он является оберегом от тяжелых мыслей. Женщин украшение наделяет даром привидения, мужчин же оно оберегает от насильственной смерти. Желтков переносит камни со старой серебряной оправы на золотую. Герой хочет, чтобы подаренное им украшение предназначалось только для княгини.
Лишь после смерти Желткова женщина смогла понять всю силу и красоту его чувства. Для Шеиной гранатовый браслет стал олицетворением настоящей любви, “о которой мечтает каждая женщина” и которая прошла мимо нее.
Описание гранатового браслета
Популярные сочинения
Центральным персонажем рассказа является Герасим. Он находился в услужении одной капризной барыни, проживавшей в Москве. Герасим от рождения был глухонемой, поэтому особой общительностью не отличался.
Я хочу описать очень простую вещь – свою настольную лампу. Казалось бы, что такого особенного можно сказать о настольной лампе? Но я попробую.
Главной темой произведения являются авторские размышления о взаимоотношениях природы и человека, а также нравственное отношение людей к окружающему их животному миру.
Описание гранатового браслета в повести «Гранатовый браслет» Куприна
Вера Шеина. Художник В. Якубич |
Золотой гранатовый браслет является важной деталью в одноименной повести «Гранатовый браслет» Куприна.
На свои именины главная героиня, Вера Шеина. получает в подарок, который А присылает этот подарок ее тайный поклонник (господин Желтков).
В этой статье представлены цитаты с описанием гранатового браслета из повести «Гранатовый браслет». Также в статье вы найдете ответ на вопрос: что значит для Желткова гранатовый браслет?
Смотрите: Все материалы по повести «Гранатовый браслет»
Описание гранатового браслета в повести «Гранатовый браслет»
«. сказал он и, достав из кармана красный футляр, аккуратно положил его на стол. «
«. увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. «
«. Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой‑то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов‑кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо‑красные живые огни. «
«. не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов. «
Что значит гранатовый браслет для Желткова?
«. Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.
Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал. «
Это были цитаты с описанием гранатового браслета из повести «Гранатовый браслет» Куприна, а также ответ на вопрос, что значит гранатовый браслет для Желткова?
Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет Куприна
События в повести «Гранатовый браслет» вращаются вокруг важного атрибута, которым является полученный в подарок Верой Шееной золотой браслет со вставленными в него драгоценными гранатами. Браслет Вере подарил тайный поклонник. Господин Желтков дарит девушке браслет, который является для него семейной реликвией. Браслет носила еще прабабка Желткова, последней надевала покойная его матушка. Желтков приписывал браслету мистические свойства. По семейной легенде владелице браслета открывался дар предвидения, а мужчине, который обладал чудесным браслетом, не суждено было умереть насильственной смертью.
Желтков подарил Вере золотой браслет, а сам родовой браслет, который носили его предки по женской линии, был серебряным. Читателю понятно, что от самого старинного браслета были подарены лишь камни, а сама подаренная драгоценность, оправа, была заказана Желтковым для Веры индивидуально, чтобы девушка была единственной обладательницей браслета. Господин Желтков сообщил Вере, что она может не сомневаться в том, что кто-либо до нее надевал этот браслет.
2 вариант
Впервые повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» вышла в свет в 1911 году, и сразу же получила хорошую оценку со стороны читателей и критиков. По словам Максима Горького, произведение можно считать «началом хорошей литературы и превосходной вещью»
Александр Куприн неслучайно называет повесть «Гранатовый браслет», потому что драгоценные камни, и в том числе гранат, символизируют любовь, верность и страсть. А браслет вызывает ассоциацию с вечной связью возлюбленных.
Именно с получения Верой Николаевной гранатового браслета, лежащего в красном футляре на бархатной подкладке черного цвета, начинают разворачиваться трагические события в произведении.
Александр Иванович Куприн очень подробно описывает украшение, подаренное княгине Шеиной бедным телеграфистом Желтковым.
Браслет был из золота низкой пробы, толстый и дутый. Снаружи его покрывали небольшие старинные, плохо отшлифованные гранаты. В центре украшения возвышался зеленый, очень редкий гранат, который окружали пять гранатов красного цвета с размером в горошину. Под светом электрической лампы камни загорались прелестными, густо-красными живыми огоньками.
Телеграфист Желтков уточняет, что для такого подарка, он пожертвовал реликвией семьи. Он с родового серебряного браслета, принадлежащего его бабушке и матери, снял драгоценные камни и переставил их на золотой браслет.
Зеленый цвет граната считается очень редким сортом и обладает свойством наделять даром предвидения его обладателей. От женщин камень отгоняет тяжелые и мрачные мысли, мужчин – защищает от насильственной смерти.
Таким образом, Желтков, страдающий от безответной любви, сам кличет на себя беду, даря талисман Вере Николаевне Шеиной, который женщина так и не смогла принять от незнакомого ей мужчины, потому что была замужем.
Для того, чтобы сделать такой дорогой браслет, Желтков потратил казенные деньги. Растрата и стала основной версией причины самоубийства несчастного мужчины.
Только после смерти герой обрел спокойствие: лицо его было безмятежно, а губы улыбались. Как будто, расставаясь с жизнью, он раскрыл великую тайну и постиг смысл человеческого бытия.
Также читают:
Картинка к сочинению Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет
Популярные сегодня темы
Как же быстро летит время в нашей жизни. Ведь только-только нас вели в школу за руку и мы дарили пышные букеты учителям, а вот уже сами идем за знаниями. Первые учителя, оценки, любовь, всё это ждало впереди
У меня есть дедушка. Зовут его Анатолий, ему уже 70 лет. Мой дедушка сильно ждал моего рождения. Наше с ним знакомство произошло в роддоме, когда он приехал с моим папой забирать нас из больницы.
Женские образы занимают в творчестве Пушкина большую роль. Его героини олицетворяют любовь, спасительное, исцеляющее для человека чувство.
«Гранатовый браслет»: краткое содержание и анализ произведения
Заветная тема, о которой А. Куприн говорил благоговейно и трепетно, — это тема любви. Этому романтическому чувству, избавленному от всего низменного и житейского, посвящена повесть «Гранатовый браслет». Краткое содержание произведения познакомит с главными персонажами и раскроет суть любовной драмы, участниками которой они стали.
«Гранатовый браслет»: краткое содержание
Творчество А. Куприна сосредоточено на теме самоотверженной и самопожертвенной любви, любви идеальной, которая способна обнажить сущность человека. Повесть «Гранатовый браслет», краткое содержание которой пригодится школьникам для подготовки к урокам литературы, — одно из таких произведений.
Теме величия души маленького человека, которое проявляется благодаря любви, посвящен «Гранатовый браслет». Кратко пересказать произведение несложно, однако непросто передать богатство и яркость авторских образов, художественных приемов, которые раскрывают характеры персонажей. Поэтому представленная повесть «Гранатовый браслет» в сокращении — это лишь ориентир для тех, кто заинтересовался произведением, читал его ранее, но подзабыл некоторые сюжетные моменты.
Фото: изд-во «АСТ»: UGC
Воспользуйтесь подсказками, чтобы восстановить в памяти перипетии событий, о которых автор говорит в повести «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам акцентирует внимание на ряде деталей:
Главы I–II
Середина августа, курортный пригород на Черном море. Жена предводителя дворянства, княгиня Вера Николаевна Шеина, единственная из дачников остается на побережье. Семнадцатого сентября — именины княгини. Вера Николаевна дает небольшой прием для родственников и близких друзей.
Василий Львович — муж княгини — давно испытывает финансовые трудности. На день рождения он дарит жене серьги из жемчуга грушевидной формы. Подарок ее очень радует, но страсть в отношениях с мужем сменилась дружбой.
Готовите анализ повести «Гранатовый браслет»? Краткое содержание для читательского дневника обязательно должно содержать детали портретной характеристики героини. Автор изображает ее в контрасте с младшей сестрой Анной Фриессе:
Главы III–IV
Анна подарила Вере дорогую записную книжку в бархатном старинном переплете. В пять вечера съехались гости:
Яков Михайлович Аносов — пожизненный комендант крепости К. Прошел две войны — балканскую и японскую, оглох и отморозил три пальца на ногах. Его жена сбежала с актером, детей не было. Он отличался добродушием и щедростью: ни разу не ударил солдата, помогал офицерам, у которых были проблемы с деньгами, выплачивал пенсию бывшей супруге. Был крестным Анны, любил ее детишек — девочку и мальчика, тепло относился к Вере, у которой не было детей.
Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC
Главы V-VI
После застолья гости развлекались игрой в покер. Горничная вручила Вере Николаевне еще один подарок — ювелирный футляр, в котором лежал гранатовый браслет. Он был изготовлен из золота низкого качества, дутый, покрытый старинными, но плохо отшлифованными гранатами.
Вера Николаевна содрогнулась при виде пяти гранатов-горошин (были похожи на капли крови), которые окаймляли центральный камень — зеленый гранат.
В записке, которая прилагалась к подарку, отправитель поздравлял княгиню с днем рождения. Сетовал на то, что не обладает ни вкусом, ни деньгами, но хотел сделать женщине, в которую давно влюблен, подарок. Указывал, что браслет прабабки и что зеленый гранат обладает магическим даром предвидения, отгоняет печаль.
Автор записки (инициалы Г.С.Ж.) просит простить его за глупые письма, которые он посылал ей семь лет тому назад, но вспоминает то время как лучшее в своей жизни. Вера раздумывает, как рассказать мужу о подарке.
В это время Василий Львович развлекает гостей, показывая домашний юмористический альбом — дополнение к тем сатирическим историям, которые он рассказывал во время обеда. Одна из страниц посвящена влюбленному телеграфисту, о котором княгиня просит не вспоминать.
Главы VII–VIII
Автор использует прием ретроспективы: рисунок, который рассматривают герои, уводит линию повествования в прошлое, описывает события семилетней давности. Вера — незамужняя девица в один из майских дней получает пылкое любовное послание, подписанное загадочными инициалами Г.С.Ж. Князь Шеин отказывается от помолвки, потому что не хочет мешать счастью Веры.
Через полгода девушка все-таки выходит замуж за Василия, однако назойливый поклонник-телеграфист повсюду ее преследует. На почве безответной любви он помешался и попал в сумасшедший дом, но не перестал писать Вере исполненных страсти писем.
По версии Василия Львовича, рассказывающего эту историю, незадачливый влюбленный умер, оставив на память княгине флакон слез и две телеграфные пуговицы. Шеина возмущена неуместностью шуток мужа, но рассказывает ему о подарке.
Гости разъезжаются. Аносов рассказывает на прощание сестрам две истории трагической любви:
Генерал утверждает, что женщины в любви проявляют героизм, а мужчины виноваты в том, что любовь из смысла жизни превратилась в забаву. Он расспрашивает Веру о телеграфисте и отмечает, что ей повстречался либо маньяк, либо тот, кто мог бы подарить любовь, о которой грезит любая женщина.
Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC
Главы IX–X
Николай Булат-Тугановский — резкий и жесткий человек, брат Веры — возмущен подарком. Василий Львович согласен с ним. Он решает вернуть браслет, узнав по инициалам имя дарителя.
На следующий день они навестили тайного воздыхателя Веры Николаевны — Желткова. Каким представил этого героя Куприн? «Гранатовый браслет», кратко пересказывая, можно упустить портретные детали этого персонажа, а они важны для понимания его характера.
Желтков — мужчина 30 лет, высокий и худой, с бледным лицом, ясными голубыми глазами и упрямым подбородком с ямочкой, что делало лицо детским.
На категоричность заявлений, требований Николая Николаевича Желтков отреагировал по-разному:
Глаза вернувшегося после разговора с Верой Николаевной чиновника были полны непролитых слез. Желтков сообщил, что она попросила прекратить эту драму. Князь, вернувшись домой, подробно рассказал жене об этой встрече. Она с грустью и тревогой ответила, что Желтков себя убьет.
Главы ХI–XIII
Читатель узнает, как умер Желтков. В утренней газете Вера прочитала о смерти чиновника контрольной палаты Желткова: он застрелился якобы из-за растраты. Вскоре она получила его прощальное письмо. Чувство, которое Желтков испытывал к ней, он называет наибольшим благом, она была его утешением и отрадой. Напоследок он просит послушать сонату Бетховена.
Вера едет к дому Желткова, чтобы попрощаться с ним. Княгиня кладет в изголовье умершего поклонника красную розу. В этот момент Шеина поняла, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Напоследок хозяйка вручает записку, где рукой погибшего написано L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato.
Вернувшись домой, княгиня застала у себя Женни Рейтер. Та сыграла именно то место из сонаты Бетховена, о котором упоминал в последней записке Желтков. Вера Николаевна плачет, обняв акацию, и вдруг слышит нежный шепот, который успокаивает ее. Она воспринимает это как прощение отвергнутого ею молодого человека.
«Гранатовый браслет»: анализ произведения
Можно ли понять произведение, если под рукой есть только его краткий пересказ? «Гранатовый браслет» — повесть, которую К. Паустовский назвал «благоуханной» историей любви. Проникнуться ее содержанием помогут образы, особенности композиции, сюжетопостроения. Все это — предмет анализа литературного произведения.
Чтобы картина художественных достоинств повести Александра Куприна была полной, изучите мнение литературоведов:
Истоки замысла знаменитого произведения о любви связаны с любовной драмой, которую пережил Куприн. «Гранатовый браслет» был рожден из желания писателя создать образ идеальной платонической любви, которая посещает человека раз в жизни, делая его по-особенному счастливым или несчастным.
Автор пережил подобное чувство, влюбившись в девушку-аристократку. Ее звали Вера. Семья избранницы А. Куприна поставила условие, чтобы он сделал военную карьеру, однако проступок молодого офицера уничтожил не только карьеру, но и шанс быть счастливым с любимой женщиной.
К печальной истории о безответной любви Куприн обращается в 1910 году. Толчком к созданию повести стал рассказ крупного чиновника Государственной канцелярии Любимова о том, как его жену Людмилу Ивановну (в девичестве Туган-Барановскую) забрасывал пошлыми любовными письмами некий телеграфист Жолтиков.
На Пасху он подарил ей браслет — позолоченную дутую цепочку с брелоком в виде красного эмалевого яичка. Таким образом, история, описанная Куприным, имела реальную основу и прототипов.
Главная тема и проблема «Гранатового браслета» — идеальная, жертвенная любовь без взаимности. Чтобы понять сущность любви, автор приводит разные типы влюбленностей и страстей:
Главная героиня долгое время не может понять, с чем имеет дело — с сумасшествием или истинным чувством. Понимает она суть переживаний Желткова только после его гибели. Василий Львович воспринимает переживания влюбленного чиновника как загадочное проявление души, которое он не в силах постичь.
Писатель касается темы эгоизма в любви. Люди в первую очередь думают о собственных чувствах, проявляют эгоцентризм даже в отношении второй половинки. Истинная любовь та, где на первом месте возлюбленный (-ая). Желтков отпускает Веру, убив себя, чтобы дать ей шанс быть счастливой. Без нее его жизнь бессмысленна.
В композиции произведения важную роль играет соната Бетховена. О ней читатель узнает из эпиграфа и к ней возвращается в финале. Такой прием создает обрамление, благодаря которому выражается идея произведения: истинная любовь — это проявление благородства души. Музыкальная композиция, о которой вспоминает автор, — символ этого высокого чувства.
Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC
Сюжет повести линейный (излагается в тринадцати главах). В произведении есть ретроспектива — так читатель узнает от Василия Львовича о тайном воздыхателе Шеиной. Также автор вводит вставные новеллы — рассказ генерала Аносова. Все это помогает понять, что значит любовь для человека и какой она бывает.
Единственная, но детально описанная сюжетная линия, масштабность осмысления главной проблемы, значительный объем произведения позволили литературоведам назвать «Гранатовый браслет» повестью. Автор воссоздал детали своей эпохи, создал типичные характеры, что свидетельствует о реалистичности его манеры.
Готовясь к занятию, посвященному «Гранатовому браслету» Куприна, воспользуйтесь представленной шпаргалкой, чтобы восполнить пробелы в знании текста. Обратите внимание на ключи к анализу повести, которые помогут осознать ее художественные особенности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Описание гранатового браслета в повести Гранатовый браслет Куприна
Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Значение гранатового браслета в повести. Символика в повести «Гранатовый браслет
Другие сочинения:
1)Погода — середина августа; густой туман мелкий непрерывный дождик, густая грязь, свирепый ураган («жалко, грустно и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя…»). Как предвестник чего-то мрачного, несчастья, беды. Настраивает читателя на определенный лад. Олицетворение скучной, однообразной жизни княгини Веры Николаевны Шеиной, где «изорванные клумбы», «желтые листья» — яркие, единственные моменты чего-то стоящего, настоящего.
2)Футляр с серьгами из грушевидных жемчужин: жемчуг считается самой несчастливой драгоценностью, это — слезы ангелов, к тому же грушевидной формы — формы капли, слезы.
3)Подарок Анны, записная книжка «в удивительном переплете: на старом, стершемся и посеревшем от времени синем бархате вился тускло золотой филигранный узор редкой сложности, тонкости и красоты… Книжка была прикреплена к тоненькой, как нитка, золотой цепочке, листки в середине были заменены таблетками из слоновой кости». В ней кощунственно заменены страницы, прежде заполненные божественными писаниями. Она сделана из древнего молитвенника.
4)Рыба «морской петух». «Ее чешуя отливала золотом, плавники были ярко-красного цвета, а от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер, длинных крыла. Морской петух был еще жив и усиленно работал жабрами». Как символ чего-то уходящего, безвозвратно утерянного; возможно, смерти, как человека, так и его внутреннего мира или его отношений с другим человеком.
5)Генерал Аносов настоящий, не фальшивый, как остальные гости, живой, нравственный, по-детски чистый, всеми обожаемый, романтичный человек. Верящий в любовь.
6)Число гостей — тринадцать — мистическое, тревожное число, предвестник беды.
7)Футляр с золотым браслетом. «Точно кровь!» — подумала с тревогой Вера.» «По старинному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».
8)Домашний юмористический альбом с собственными иллюстрациями к сатирическим рассказам князя Василия. Пародированная история умирающего от любви телеграфиста, завещавшего Вере «две телеграфные пуговицы» — еще одно мистифицированное предупреждение о приближении трагедии.
9)Место жительства Желткова: «комната была очень низка, но очень широка и длинна…Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода». Мебели мало: узенькая кровать, большой диван, истрепанный ковер и по-середине — стол со скатертью.
10)Фамилия Желткова, и сам персонаж. Что-то неприятное, больное, склизкое, словно желток у яйца, убогое и не имеющее твердого внутреннего стержня. Желтков — образ «маленького человека».
11)Красная роза — символ любви, несчастливой и безнадежной, глубокой, но не имеющей развития в будущем.
12)Соната Бетховена. Вера просит подругу Женни сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что сыграно будет «то самое место из второй сонаты, о которой просил… Желтков». «И душа ее как будто раздвоилась. Она одновременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Смысл названия «Гранатовый браслет»
Смысл названия. Название рассказа необычайно поэтично. Уже по названию можно сделать некоторые предположения о содержании рассказа «Гранатовый браслет». Символ круга (солнце, колесо, браслет, кольцо) издавна почитался разными народами, круг являлся символом сближения, совершенства и бессмертия. Круговая символика делает браслет эмблемой завершенности, силы, защиты и непрерывности. Такая же символика вкладывается в обручальные и свадебные кольца. Таким образом, браслет объединяет в себе небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность, прочность союза). Обратимся к символике граната, которыми был украшен браслет. Слово «гранат» произошло от латинского granatus, по названию зернышек гранатового дерева. Впервые название «гранат» было использовано теологом и философом Альбертусом Магнусом еще в 1270 году. Гранаты весьма многообразны по цвету, но особым таинством и очарованием обладают камни красного оттенка. Не случайно такие гранаты называются пироны, что означает при переводе с греческого языка «огнеподобные». Именно о таких гранатах писал известный немецкий минеролог Макс Бауэр: «В отблеске граната — отблески свежей капли крови, просвечивающей на солнце, капли благородного вина. Его огонь — огонь красной искры, вылетевшей из раскаленной плиты во мглу и сумерки земного вечера». С гранатом связано множество легенд. Так, согласно преданию, большой красивый гранат, установленный Ноем посреди ковчега, служил ему светильником во время долгого путешествия. Гранаты, по поверьям, символизируют силу чувств, постоянство, преданность в любви и дружбе. Этим камнем чаще всего обменивались возлюбленные. Таким образом, само название рассказа «Гранатовый браслет» позволяет предположить, что это произведение о великой и в тоже время трагической любви. Известно, что А.И. Куприн был знатоком самоцветов, о которых он писал с большим пониманием. Так, в рассказе «Гранатовый браслет» он дает точное описание камня: «…перед огнем электрической лампочки … в них глубоко … вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. Без сомнения, в браслете были вправлены живые огни». Название рассказа полностью раскрывает его содержание.
Организация: Читинское суворовское военное училище МВД России
Населенный пункт: Забайкальский край, город Чита
Символический аспект в изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» — одно из самых загадочных и, пожалуй, самое притягательное произведение школьной литературы, неизменно вызывающее интерес даже у мало читающих учеников, поскольку затрагивает темы, очень чувствительные для них. Это обстоятельство требует от учителя особого внимания и деликатности в подходе к интерпретации текста. Нельзя в общении со старшеклассниками, чьё мировоззрение окончательно не сформировалось, допускать романтизацию смерти, делать её привлекательной в глазах учеников, оправдывать добровольный уход из жизни. Но как же этого избежать, если самый любящий, самый чистый и светлый персонаж повести самостоятельно обрывает собственную жизнь, и автор не осуждает его за это?
Если воспринимать повесть Куприна на событийном, фабульном уровне, то всё описанное в произведении довольно незамысловато и заурядно: история несчастного молодого человека, безнадёжно влюблённого в замужнюю даму не его круга и не его социального положения, не нова, однако даже не самый опытный читатель чувствует, что в основе сюжета лежит некая тайна, выводящая произведение на более сложный, более глубокий уровень. Если же при анализе художественного текста учитывать не только предметно-событийное содержание, но и смысловые переходы на уровень знаков и символов, это даёт возможность постигать иные смыслы и духовный подтекст художественной мысли. Повесть «Гранатовый браслет», как все классические произведения, рассказывает не о частном, а о вечном, о непреходящих, надвременных ценностях, и задача учителя раскрыть это содержание, сделать его доступным для осмысления, научить школьников таким методам анализа, которые помогут им «раскодировать» текст.
Художественный мир, созданный словом, представляет собой многомерную модель, выстроенную на системе знаков и символов. Символ делает текст объёмным, он обладает свойством в лаконичной форме выражать суть, глубинный смысл переживаемых человеком и человечеством событий. За каждым конкретным символом тянется цепочка ассоциаций, универсальных и индивидуальных, позволяющих внимательному читателю интерпретировать произведение литературы, находить в нем новые смыслы в рамках устоявшейся знаковой системы русской культуры.
Обращение к символическому уровню повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» выводит читателя на новый уровень его восприятия.
Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.
Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?
Символично имя главной героини – Вера. Символична дата — 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.
Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье» богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.
Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.
В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая — Анна, — наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».
Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».
У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.
И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.
Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.
В своём последнем письме к Вере Николаевне Желтков говорит о любви как о громадном счастье, которое Богу было угодно послать ему, как о награде. После прочтения Вера пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами. Слезами оживает, оттаивает сердце холодной, гордой женщины. По пушкинской формуле начинает воскресать, преображаться её душа: «и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Одну большую красную розу приносит Вера покойному Желткову, и в этом подарке, который она кладёт почему-то под шею умершему, звучат те же мотивы любви и страдания, что и в кроваво-красном гранате. Не любви к нему, Желткову, но любви как новому для Веры состоянию, самой способности любить.
В финале повести притча о любви переходит в молитву, её усиливает символика звуков: «В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Музыка Бетховена оживляет слова молитвы, дарит утешение, пророчит рождение Любви и Преображение Любовью.
Это преображение можно пронаблюдать через знаки, в которых финал повести смыкается с началом. Вместо легкомысленной безделушки, пустого блокнота, переделанного из старинного молитвенника, в финале звучит живое слово молитвы, пробуждающее и наполняющее всё новым смыслом. Жемчужные серьги «грушевидной формы», а лучше сказать, формы капель, «сбываются» потоком слёз, которыми умывается, обновляется душа Веры Николаевны. День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в который Вера праздновала свои именины, в самом деле напомнил о почти утраченных чувствах любви и веры, дал надежду и открыл путь к новым, высшим смыслам, божественной премудрости — Софии. Да и сама Вера преображается, «воскрешается» к новой жизни. Вместо строгой и аристократичной светской дамы с красотой античной статуи, вся жизнь которой, включая взаимоотношения с людьми и благотворительность, диктовалась видным положением в обществе, мы видим растроганную женщину блестящими от слез глазами, взволнованную, трепетную, живую. Этим преображением объясняется звучащая в финале фраза: «Он меня простил теперь. Все хорошо».
Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет»
Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. К творчеству этого автор очень неоднозначное отношение, поскольку многие темы он воспринимал по-особому, совсем не так, как другие. У Куприна было свое уникальное восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать эту любовь.
Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полной смысле этого слова: любить – значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть – значит ненавидеть сильно, непримиримо; восхищаться – значит восхищаться искренне, от всей души.
На мой взгляд, самым ярким произведением о любви, которое еще раз подтверждает такое мировосприятие писателя, является рассказ «Гранатовый браслет». В этом произведении рассказывается о жертвенной любви маленького человека, который очень счастлив до последних своих дней, потому что у него была возможность любить. Любовь в произведении Куприна очень яркая, идеальная. Здесь есть много образов-символов, несущих идейный смысл рассказа.
Я думаю, очень символичен в произведении образ княгини Веры Николаевны. Это независимая, спокойная, холодная красавица: «… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Эта женщина становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви.
Особое значение имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» — генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения.
Символична так же и сам гранатовый браслет: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …., каждый величиной с горошину».
Даже уходит он из жизни с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!» Вере Николаевне остается от этой любви гранатовый браслет и … память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви намного раньше. «Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет».
Особое впечатление произвел на меня образ самого Желткова. Я думаю, что он – необычный, искренний человек, который так же символичен, поскольку таких людей очень редко можно встретить в жизни. Но все же считаю, что этот герой в большей степени идеал, чем реальный герой, ибо любить настолько сильно могут только исключительные личности.