что представляет собой образовательная среда опишите структуру педагогического процесса обучения
Что представляет собой образовательная среда. Структура педагогического процесса в начальной школе и его этапы. Виды научно-педагогических исследований, источники и методы таких исследований.
Что представляет собой образовательная среда. Структура педагогического процесса в начальной школе и его этапы. Виды научно-педагогических исследований, источники и методы таких исследований.
В последние годы возродилась тенденция научного рассмотрения проблем организации образовательной среды в учебных учреждениях, появилось большое количество публикаций по данной проблематике. Однако, до сих пор нет единого мнения о сущности образовательной среды, ее структуре, основных компонентах. Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в теории и практике образования.
Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых в нашей стране и за рубежом. Такие ученые, педагоги, психологи-практики, как В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др. акцентировали внимание на философских аспектах понятия «образовательная среда», приемах и технологиях ее проектирования. Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах О.С. Газмана, М.В. Кларина, И.Д. Фрумина и др., в работах основоположников системы развивающего обучения (В.В. Давыдов) и т.д.
Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Гуманистическая тенденция в современном образовании предполагает разносторонность его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, возрастания роли рефлексивных знаний и умений, ориентирующих на последующее непрерывное образование. Среда становится образовательной тогда, «когда появляется личность, имеющая интенцию на образование». При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в этом смысле для другого. Человек имеет шанс формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая образовательные институты или занимаясь самообразованием.
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении.
В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.
Педагогический процесс- это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В. А. Сластенин).
В педагогической литературе выделяют следующие этапы педагогического процесса:
Подготовительный (целеполагание; диагностика условий; прогнозирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).
Заключительный (анализ достигнутых результатов; выявление возникших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; проектирование мер по устранению ошибок).
В настоящее время учёные выделяют следующие виды научно-педагогических исследований:
1. Фундаментальные педагогические исследования. Такие исследования направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогических фактов и явлений, а также на их научное объяснение. В результате таких исследований появляются и создаются педагогические теории.
2. Прикладные педагогические исследования. Такие исследования проводятся в области частных методик и направлены на решение вопросов, связанных с педагогической практикой.
3. Методические разработки. Они представляют собой конечные результаты исследований, которые находят непосредственное применение на практике.
В области педагогических исследований существует множество классификаций. Наиболее распространённым является распределение методов педагогического исследования в следующие группы:
1. Эмпирические методы педагогических исследований. Сюда включены такие методы, как беседа, наблюдение, изучение педагогической документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент и т.д.
2. Теоретические методы. Сюда входят такие методы, как моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений и т.д.
Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование. На их характеристике мы не останавливаемся.
Для развития любой науки, в том числе педагогики, необходимы факты. Эти всевозможные «хранилища» продуктов воспитательной деятельности человека и общества, т. е. базы фактов педагогического содержания, откуда исследователь черпает сведения и первичную информацию о педагогическом процессе, будем называть педагогическими источниками.
Письменные источники— это те, в которых педагогические факты зафиксированы в письменном виде (печатные и рукописные материалы): учебники и учебные пособия, педагогические монографии, методические рекомендации и разработки, труды классиков педагогики; руководящие документы органов образования: приказы, инструкции, уставы, циркуляры, положения; руководящие документы государственных органов и общественных организаций по вопросам образования и воспитания; учетно-отчетная школьная и внешкольная документация и др. Ценным педагогическим источником являются дневники выдающихся деятелей науки, культуры, педагогики, например, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.
Изустные источники— это все то, что устно воспринимается в данный момент: лекции, доклады, речи, консультации, беседы, инструкции, содержание конференций, совещаний, семинаров, диспутов и др.
Практика как педагогический источник— массовый, постоянно обновляющийся и потому неисчерпаемый источник. А.С. Макаренко образно выразился, имея в виду эту сторону педагогических фактов, что воспитание происходит «на каждом квадратном метре земли и ежеминутно». Это вечно живой, непрерывно возобновляемый «родник» педагогических фактов
Статистические источники содержат интересный материал по количественной характеристике явлений воспитания, развития личности, вопросов образования, например, о числе школ, учащихся, выпускников учебных заведений разных типов, учителей, о бюджете образования, количестве молодых специалистов, количественных показателях успеваемости и т. п.
Наглядно-изобразительные педагогические источники— это фоне-, фото-, кино-, видеоматериалы и документы педагогического содержания. Они дают конкретные, наглядные факты о педагогических явлениях.
Вещественные источники— это предметы и вещи человека, которого изучают; они могут быть изготовлены им самим или просто он ими пользуется; это — учебные принадлежности, вещи школьника, модели, макеты, приборы и другие поделки, рисунки и предметы.
Народная педагогика является богатым источником. Народные традиции, обычаи, обряды, фольклор взрослых и детей, народные праздники, игры и игрушки, песни, танцы, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки, народные приметы, поверья, предания и сказы на разные темы, трудовые и другие отношения в семье и обществе представляют собой кладезь народной педагогической мудрости.
Произведения искусства также следует рассматривать как педагогический источник. Конечно, они в первую очередь представляют собой художественную ценность, но, кроме того, имеют содержательную сторону, а содержание можно рассматривать и с позиции педагогики.
Материалы смежных наук вполне можно причислить к педагогическим источникам, поскольку они тоже исследуют проблемы воспитания, хотя и со своих позиций.
Для расширения базы источников педагогика обращается к ряду вспомогательных научных дисциплин: к педагогической библиографии, хронологии, языкознанию, археографии, эмблематике и др.
Информационная педагогика. информатику рассматривать как один из методологических вопросов педагогики, то информационную педагогику правомерно включить в вопросы педагогических источников. Информационная педагогика — это новая отрасль педагогической науки, которая исследует информационные процессы в педагогических явлениях.
Все источники дают возможность исследователю накопить необходимый фактический материал. Накопленные факты надо анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов.
Что представляет собой образовательная среда опишите структуру педагогического процесса обучения
1 вопрос
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике тренировочного процесса? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми? Ответ аргументируйте.
2 вопрос
. Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в тренировочном процессе. Приведите примеры их реализации на практике.
3 вопрос
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие тренировочный процесс.
4 вопрос
Охарактеризуйте основные положения методики тренировочного процесса. Приведите примеры.
5 вопрос
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания. ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ
Здравствуйте! Помогите с итоговой работой
Задание 1
Изложите четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя начальных классов и почему?
Задание 2
Сравните традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Что представляет собой цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает? Охарактеризуйте современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Какие из них, с Вашей точки зрения, наиболее эффективны в практике начального образования и почему?
Что представляет собой образовательная среда? Опишите структуру педагогического процесса в начальной школе и охарактеризуйте его этапы. Охарактеризуйте виды научно-педагогических исследований, источники и методы таких исследований.
Охарактеризуйте право на образование как личное, социальное, культурное право, право человека, право гражданина и субъективное отраслевое право. Что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя система образования?
Охарактеризуйте основные направления воспитания личности младшего школьника. Как они реализуются на практике?
Лекция 1. Понятие Образовательной среды, ее структура. Проектирование и экспертиза образовательной среды
Лекция 1. Понятие Образовательной среды, ее структура.
Проектирование и экспертиза образовательной среды.
В последние десятилетия образовательная среда (ОС) стала объектом многочисленных психологических и педагогических исследований в России и за рубежом.
Среда человека состоит из совокупности природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять на жизнь и деятельность людей прямо или косвенно. Некоторые воздействия среды носят временный характер, другие средовые влияния могут быть постоянным.
Занимаясь психологией развития, Г. Крайг пришла к заключению, что средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формированию сложных навыков. ндерсона, К. Бэрона, Дж. Гриффитта, М. Харриеса и др. установили зависимость между такими показателями внешней среды, как температура, шум, теснота и загрязненный воздух и уровнем агрессии.
Образовательную среду можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций; и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.
Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
Рассмотрим основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда».
В зарубежных исследованиях понятие «образовательная среда» часто заменяется рядом других: «дизайн обучения», «школьная атмосфера», «климат в классе», «культура школы».
По своей локализации ОС преимущественно рассматривается в рамках определенного образовательного учреждения: ОС вуза; ОС колледжа; ОС школы, ОС ДОУ, ОС учреждения дополнительного профессионального образования, ОС учреждения дополнительного детского образования.
ОС является сложносоставным объектом, имеет свою многокомпонентную структуру.
полагает, что образовательная среда школы имеет следующую структуру:
1. Пространственно–семантический компонент (архитектурно–эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).
2. Содержательно–методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).
3. Коммуникационно–организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).
(Витольд Альбертович) в образовательной среде выделяет следующие компоненты:
1. Пространственно–архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика).
2. Социальный (определяется особой формой детско–взрослой общности).
3. Психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения).
Таким образом, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
ОС в современных психолого-педагогических публикациях рассматривается:
· Как предмет проектирования и моделирования, сначала образовательная среда теоретически проектируется, а затем моделируется в соответствие с целями обучения, особенностями контингента детей и условиями школы.
· Как объект психолого-педагогической экспертизы и диагностики.
Остановимся на проблеме проектирования образовательной среды.
Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
предлагает схему (алгоритм) проектирования психодидактического компонента образовательной среды, в основе которой – ответы на базовые вопросы:
· «кого обучать (психологические особенности контингента учащихся);
· зачем обучать (цели учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом);
· чему обучать (содержание образования);
· как обучать (методы обучения и развития);
· кому обучать (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога)».
подчеркивается особая значимость проектирования психодидактического компонента ОС, состоящая в том, что именно данный компонент закладывает основы, задает стратегические ориентиры проектирования всей образовательной среды. В соответствии с ключевой психодидактической идеей выдвигаются те или иные требования к проектированию как социального, так и пространственно-предметного компонентов образовательной среды.
В настоящий момент в отечественной психолого-педагогической науке разработаны различные подходы к проектированию ОС. Представляет интерес векторный подход к анализу и проектированию ОС (см. . Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.)
Для оценки эффективности, развивающего потенциала ОС используется экспертиза образовательной среды.
Эксперт (от лат. expertus — опытный) — сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях.
Экспертиза как метод предполагает ориентацию прежде всего на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования.
В этом заключается принципиальное отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащенности исследователя. Если метод диагностики предполагает стремление к максимальной объективности результатов, путем методической нивелировки личности исследователя, то метод экспертизы органично включает субъективное мнение эксперта, обусловленное его профессиональной интуицией.
Как подчеркивает : «. от эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и, если хотите, творческих озарений. В этом смещении акцента с исследовательского инструментария на самого исследователя и состоит, собственно, отличие экспертных исследований от Фундаментальных и прикладных» (1996, с. 114).
Этапы экспертизы ОС
Первый этап экспертизы ОС это сбор так называемой фоновой первичной информации. В процессе психолого-педагогической экспертизы образовательной среды это могут быть как собственные впечатления от посещения образовательного учреждения, так и изучение разных документов — журналов, тетрадей, дневников, отчетов и административных распоряжений, сочинений, стенгазет, стендов, фотографий и т. п.
1.Анализ формальных результатов: соответствие знаний учащихся госстандартам по итогам экзаменов; количество выпускников; процент выпускников, поступивших в ВУЗы; квалификация педагогов и т. п.;
2.Материалы бесед с «включенными экспертами», то есть заинтересованными лицами:
Очень важные сведения могут быть получены в процессе специально организованных бесед за круглым столом. В такой обстановке может быть выявлен представительный набор всевозможных мнений, отражающих соответствующие позиции и установки различных участников. Такого рода информация составляет основу базовых гипотез, а впоследствии и фундаментальных экспертных оценок и предложений эксперта.
Проблема этического характера, которая возникает в процессе психолого-педагогической экспертизы заключается в степени конфиденциальности тех или иных сведений, полученных экспертами. Речь идет о распространении и использовании результатов исследования.
Общим принципом решения этой проблемы является так называемый принцип осведомленного согласия, который заключается в том, что эксперт «должен дать обследуемому исчерпывающую информацию по всем интересующим того вопросам о целях тестирования, будущем использовании результатов, мерах по недопущению несанкционированного доступа к данным и т. д. и убедить его на этой основе принять участие в исследовании. Если тестирование проводится какой-либо организацией (например, школой), соответствует целям деятельности и на него получено осведомленное согласие обследуемого, то дополнительного разрешения на использование полученных данных внутри организации не требуется. Но вот любые третьи лица (вне организации) могут получить доступ к данным исследования только при наличии отдельного специального согласия обследуемого.
· состав экспертной группы;
· полный перечень источников информации;
· общая характеристика образовательной среды;
Основным критерием качества экспертизы является ее убедительность, которая обеспечивается совокупностью собранных реальных фактов, их добросовестным анализом и системным осмыслением. Сама стратегия экспертизы, безусловно, во многом определяется методологическими представлениями, которыми руководствуется эксперт при выборе критериев оценки качества образовательной среды.
Возможные критерии для экспертизы компонентов ОС.
Предметно-пространственный компонент образовательной среды
Оформление пространственно-предметного компонента с учетом физических, психических и возрастных особенностей учащихся; культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей национальных культур); многоканальность воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств); наличие рекреационного пространства; наличие элементов предметно-пространственной среды, являющихся результатами работы самих субъектов образовательного процесса; эстетичность и аккуратность элементов художественно-эстетического оформления интерьеров школы и прилегающего к ней пространства; информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды.
Психо-дидактический компонент образовательной среды
Оценка соответствия авторских и экспериментальных программ базовым позициям концепции данного образовательного учреждения и типу проектируемой образовательной среды посредством рефлексивной оценки психологических и дидактических оснований определения целей, содержания и конкретных методов обучения, использованных для разработки данной программы. Для оценки эффективности образовательных программ: социально-педагогические показатели; квалификационные показатели; образовательные стандарты; использование психологических закономерностей и особенностей развития детей в качестве исходного основания для разработки и практической реализации авторских программ дополнительного образования; уровень развития способностей учащихся. Эффективность обучения и развития учащихся. Оценка готовности кадрового потенциала к работе в данных условиях и по соответствующим технологиям.
Социально-психологический компонент образовательной среды
Удовлетворенность основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде, защищенность от психологического насилия в образовательной среде
2. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. – 196 с.
3. , Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М.: Изд-во МГППУ, 2002. – 272 с.
4. . Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
5. Экспертиза школьной образовательной среды.– М.: Сентябрь, 2000. – 125 с.
Что представляет собой образовательная среда опишите структуру педагогического процесса обучения
В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Педагогический процесс предмет педагогики.
Педагогический процесс это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В.А. Сластёнин).
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
Педагогический процесс целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком смысле). Синоним «образовательный процесс».
Как отмечает М.А. Данилов, педагогический процесс это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.
14.1.1. Образовательный и педагогический процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимические понятия. Происхождение их можно объяснить тем, что в одних странах (например, Германия, Россия, Польша) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других «педагогический процесс». В России употребляются оба термина.
В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в вузе (в начальной школе и т.д.)», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).
В других случаях понятие «образовательный процесс» трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).
Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является также широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяют три группы целей:
Группа А цели формирования знаний, навыков, умений, т.е. цели формирования сознания и поведения;
Группа В цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.
Группа С цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
14.1.2. Структура педагогического процесса
Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. Классическая структура педагогического процесса состоит из шести компонентов: цель/(результат) принципы содержание методы средства формы (Рис. 14.1).
Рисунок 14.1 Классическая структура педагогического процесса
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Цель состоит в том, чтобы педагог и воспитанник выработали или просто представили себе конечный результат своего взаимодействия.
Педагогическая цель это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Понятие цель неразрывно связано с понятием «задача». Задача порция, часть цели.
Педагогическая задача это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Цель, реализуемая в определенных условиях, обстоятельствах образовательного процесса это и есть педагогическая задача.
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Содержание это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением вертикальных, горизонтальных и пр. связей (Рис. 14.2).
Рисунок 14.2 Педагогическая система по Н.В. Кузьминой
В.Я. Свирский представляет педагогическую систему через цели и результаты педагогического процесса, собственные деятельности преподавателя и учащихся в их интеллектуальном и эмоциональном взаимодействии (Рис. 14.3).
Рисунок 14.3 Педагогическая система по В.Я. Свирскому
14.1.3. Педагогическое управление
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление.
Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) реализация проекта контроль за ходом выполнения корректировка подведение итогов.
Говорить о достаточном уровне управления учебным процессом можно лишь тогда, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых.
Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (Рис. 14.4).
Рисунок 14.4 Управляемые каналы процесса обучения
14.1.4. Основные функции педагогического процесса
Основные функции (назначение) педагогического процесса: образовательная, развивающая, воспитательная (Рис. 14.5).
Рисунок 14.5 Основные функции педагогического процесса
Образовательная функция связана с расширением объема, развивающая со структурным усложнением, а воспитательная с формированием отношений (В.В. Краевский).
Образовательная функция
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность, которая выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и т.д.
Развивающая функция
Развивающая функция предполагает ориентацию педагогического процесса на развитие личности как целостной психической системы.
Педагогический процесс (в одинаковой степени обучение и воспитание) способствует развитию психических процессов, речи, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности.
Педагогический процесс, как специально организованный, имеет возможность управлять естественным процессом развития (саморазвития), следовательно, педагогические влияния должны способствовать развитию личности опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового в развитии.
Воспитательная функция
Реализация воспитательной функции требует при организации педагогического процесса исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Воспитательная функция связана с формированием отношений, взглядов, убеждений, качеств личности.
Главная цель воспитания определяется как всесторонне гармоническое развитие личности, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способность приумножать его ценности.
В качестве результатов процесса выступают личностные новообразования: изменение мировоззрения, ценностных отношений к себе, к людям, к миру. Формируется личность гражданина мира, способного жить «в контексте мировой культуры», принимая общечеловеческие ценности культур и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными (Н.Е. Щуркова).
Воспитательное назначение педагогического процесса предполагает включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; предусматривает разнообразие содержания взаимодействия педагога и ученика; требует разнообразия форм, средств и методов организации педагогического процесса; способствует развитию гуманных отношений, складывающихся в педагогическом взаимодействии.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающих функций.
14.1.5. Движущие силы педагогического процесса
Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия.
Движущей силой педагогического процесса являются противоречия: между поставленной задачей и наличным уровнем возможностей ее разрешения. Стоящая задача вызывает к жизни определенные потребности, удовлетворяя которые, человек развивается.
Центральное противоречие педагогического процесса: противоречие между возникающими у учащихся (под влиянием педагога) потребностями и их реальными возможностями. Деятельность учителя должна способствовать появлению у школьников потребности (к приобретению новых знаний, к самосовершенствованию и саморазвитию) и способствовать ее разрешению.
Внутренние (субъективные) противоречия между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии, основой возникновения потребности в совершенствовании.
14.2. Педагогический процесс как целостное явление
Целостность педагогического процесса внутреннее единство составляющих компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостность предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая оказывала бы сбалансированное воздействие на все стороны личности: сознание, чувства и волю.
Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов воспитания и обучения, объективно функционирующих как часть и целое: есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [102].
Основные аспекты целостности педагогического процесса
Реализация основных элементов содержания образования это и есть реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, цели педагогического процесса.
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет