что представляет собой цифровой этикет по своей сути
Цифровой этикет: как вести себя в Интернете
Мы все общаемся в сети, но часто не задумываемся о том, правильно ли это делаем. Как вести себя в деловой переписке, на форумах и в группах в социальных сетях? Что не стоит делать на страницах корпоративных аккаунтов? Какие вопросы следует задать себе, чтобы освоить цифровой этикет? Об этом вы узнаете в статье Ольги Лукиновой.
Ольга Лукинова – MA in Cultural Management, руководитель отдела маркетинга и информационной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподаватель ИОН РАНХиГС при Президенте РФ, создатель Telegram-канала «Цифровой этикет»
Традиционно сложилось, что вежливый человек – тот, кто не чавкает за столом, уступает место и приветливо здоровается при встрече. Однако для современного человека уже недостаточно соблюдать правила светского этикета, чтобы считаться культурным. Человеку, живущему в информационный век, теперь нужно еще соблюдать и цифровой этикет.
Культура цифрового общения – пожалуй, то, что нужно освоить учреждениям культуры в первую очередь, когда они выходят в интернет. Цифровой этикет помогает общаться так, чтобы не раздражать аудиторию и не доставлять собеседнику лишних неудобств. Касается это и деловой переписки, и общения в мессенджерах, и поведения на форумах, и ведения корпоративных аккаунтов в социальных сетях.
Чтобы понять, какие правила цифрового общения самые строгие, а какими можно пренебречь, в мае 2017 года был проведен опрос среди активных пользователей интернета, в нем приняло участие почти 200 человек в возрасте от 20 до 60 лет. В анкете спрашивалось, что раздражает при общении в социальных сетях, в деловой переписке, на форумах, а также каким принципам пользователи стараются следовать, чтобы сделать цифровую коммуникацию эффективной и приятной. По результатам опроса удалось собрать некоторые наиболее важные правила.
То есть особенность цифрового этикета в том, что любое правило можно объяснить не только принципами вежливости и взаимного уважения, но и технологическими особенностями цифровой среды.
Например, почему считается нежелательным отправлять деловые письма в нерабочее (и тем более ночное) время? Потому что у большинства людей на смартфонах стоят уведомления, и ваш ночной емэйл просто разбудит вашего адресата. Или почему считается дурным тоном заводить для организации страницу в социальной сети в формате личного, а не публичного аккаунта? Потому что организация таким образом задаром пытается получить возможности активного взаимодействия с аудиторией (лайкать, комментировать, добавлять в друзья). При этом организация теряет доступ к большому количеству функций корпоративных аккаунтов и рискует быть заблокированной социальной сетью.
Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе вопросы:
Еще один способ освоить цифровой этикет – подписаться на канал @digitaletiquette* в Telegram и там узнавать о правилах и секретах эффективной цифровой коммуникации.
Цифровой этикет: как правильно общаться в сети?
Ольга Лукинова уже несколько лет преподает в РАНХиГС дисциплину цифровые коммуникации и социальные медиа. А еще она стала автором книги и телеграм-канала «Цифровой этикет»
Тема цифрового этикета очень востребована для большинства людей, которые коммуницируют через онлайн-пространство с другими. Возможно, некоторые вещи в этом материале покажутся очевидными — это означает, что вы соблюдаете этикет, в том числе и цифровой, и придерживаетесь определенных норм поведения в сети. Но все же здесь вы наверняка найдете информацию, которую стоит взять на вооружение.
«Этикет позволяет нам не делать выбор каждую секунду, а действовать по накатанной и точно осознавать, что это будет одобряемым поведением».
Этикет миллениалов
Британцы провели исследование и спросили у людей, что, по их мнению, является самым грубым нарушением этикета.
1. мусорить — 72%
2. слушать музыку слишком громко — 56%
3. слишком громко разговаривать в транспорте — 53%
4. пользоваться телефоном за обеденным столом — 52%
5. читать чужие сообщения — 50%
6. занимать слишком много места в переполненном транспорте — 49%
7. смотреть в телефон, а не на собеседника — 47%
8. разговаривать с кем-то, не вынимая наушников — 42%
9. заварить себе чай и не предложить присутствующим — 36%
10. листать чей-то фотоальбом в сети без спроса — 33%
Как минимум 5 из 10 пунктов связаны с нашим цифровым поведением.
«Наше цифровое поведение имеет значение. То, как мы себя ведем в виртуальном пространстве, становится частью нашей идентичности».
Принципы цифрового этикета
Демонстрация позитивного отношения
Этот принцип пришел в цифровой этикет из повседневного этикета. Важно продемонстрировать, что я отношусь к людям хорошо. Поэтому я поставлю лайк знакомому, если увижу симпатичное фото в инстаграме, прореагирую на пост, который вызвал у меня внутренний отклик. Точно так же как при встрече с кем-то знакомым на улице — я поприветствую этого человека.
Субординация
Многим кажется, что интернет-пространство стирает грани и позволяет вести себя панибратски. Но цифровая среда неотделима от обычной жизни, поэтому субординация переносится и в цифровое пространство.
Симметрия
Когда мы начинаем общаться в цифровом пространстве, мы можем ориентироваться на то, как делает это наш собеседник. Если кто-то отправляет вам голосовые сообщения, стикеры, эмодзи, вы можете делать то же самое. Аналогично и со встречами в Zoom — обычно все договариваются, что встреча проходит со включенными, или, наоборот, выключенными камерами. Если же у одного из собеседников камера не работает, или ему просто не хочется демонстрировать себя сегодня, то он должен предупредить остальных.
Соблюдение личных границ
Как и в повседневном этикете, соблюдение личных границ очень важно. Не подходить к человеку слишком близко, не держать его за рукав, не хватать руками еду из его тарелки. Этикет позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Границы есть и цифровые. Это приватное пространство, которое важно уважать. Не надо, например, писать людям по ночам, не надо заходить на страницы в соцсетях и писать людям то, что сами они не хотели бы афишировать: «Ну что, ты уже развелась со своим?» или «Ты уже уволилась с этой дурацкой работы?».
Удобство и экономия ресурсов
Когда мы начинаем с кем-то общаться, мы должны подумать, как лучше сейчас коммуницировать с человеком и сэкономить время — свое и собеседника: позвонить, написать в мессенджер, записать голосовое сообщение, или отправить письмо по почте. Скажем, если это какая-то подробная инструкция со множеством файлов, ссылок и прочих вложений, то лучше отправить письмо по электронной почте — там слишком много детальной информации. А если вы пытаетесь объяснить проблему, например, связанную с машиной, то быстрее всего это сделать в голосовых сообщениях.
Традиция
Конвенциональность
Принцип договоренности. Самая приятная возможность, которой нужно пользоваться. «Тебе удобнее сейчас писать или звонить?», «Как будем отправлять друг другу тяжелые файлы?», «Давай не будем созваниваться после 23:00?».
Во время пандемии многое изменилось. Люди стали заново передоговариваться, устанавливать правила и структурировать свое общение в интернете.
Безопасность
Принцип, по которому мы все задумываемся о надежности паролей и о доступности той информации, которой мы делимся с другими.
Изменяемость
Цифровой этикет, которому всего 26 лет, меняется на глазах. Если раньше мы сообщали по телефону об отправке письма на электронную почту, таким образом проявляя заботу о человеке, то теперь этого делать не нужно — уведомление о новом письме обычно всем приходит на тот же смартфон.
Здороваться и прощаться при каждом контакте в чатах уже не нужно. Мы постоянно онлайн, поэтому общение упростилось.
Еще сегодня совсем не обязательно поздравлять всю свою телефонную книгу с Новым годом или другим праздником. Мы тонем в информационном потоке, поэтому отправлять поздравление нужно только тем, кому нам не лень написать отдельное уникальное поздравление, а не отправлять одну открытку, скачанную с какого-то сайта, всем подряд.
В некоторых статьях психологи и специалисты по цифровой коммуникации писали о том, чтобы люди не флудили в рабочих чатах, не отправляли видео, мемы и стикеры. Ближе к концу режима самоизоляции этот принцип перестал работать: сейчас рекомендуют отправлять шутки и эмодзи прямо в чат, ведь позитив при нехватке общения никому не помешает.
То же самое, например, с платформой Zoom. Во время конференции в зуме люди испытывают огромный стресс. Во-первых, потому что видят себя на экране. Во-вторых, во время общения с другими по видеосвязи мы постоянно задумываемся о том, как мы выглядим. В третьих, в видеозвонках есть задержка и иногда кажется, что люди не слушают, если реакция от них не поступает мгновенно.
Поэтому психологи начали говорить, что не обязательно каждое совещание проводить с видео. Эта норма изменилась за время пандемии.
Разный – в разных сообществах
В разных сообществах, социальных группах этикет устроен по-разному. Школьники, например, отправляют друг другу аудиосообщения, стикеры. Или, скажем, в деловой среде в Японии люди отправляют огромные сообщения по электронной почте, потому что всю первую половину письма они извиняются за то, что побеспокоили собеседника и просят уделить немного времени. У нас же все наоборот — чем лаконичнее письмо, тем уважительнее мы относимся к собеседнику: все кратко и по делу.
Поэтому просто помните, что каждый раз, когда вы будете общаться с коллегами или учениками, с друзьями или с руководством, ваши коммуникации будут разными.
Правила этикета при использовании гаджетов
Представьте ситуацию. У вас деловая встреча. Но в это же время вы ждете важный звонок. Что вы будете делать?
Предупредите человека, который должен позвонить, что вы не сможете общаться прямо сейчас. Либо скажите собеседнику, с которым у вас встреча, что ждете важный звонок. То же самое и со звонками в Zoom: если под столом вас треплет за ногу собака или рядом ползает ребенок, а вы делаете вид, что ничего не происходит, но при этом все равно заметно, что что-то не так, — лучше извинитесь перед коллегами и отвлекитесь на несколько секунд, чтобы наладить обстановку. Проговаривание порой спасает от многих неловких ситуаций.
Уместно ли сидеть в телефоне на обеде с деловыми партнерами, если почти не принимаешь участие в их разговоре?
Прежде всего, считается некорректным, если на обеденном столе лежит мобильный телефон. И не потому, что это именно телефон. Все вещи, которые не относятся к еде, не должны находиться на обеденном столе. Очки, кошелек, сумка, лекарство, расческа и т.д. — все эти предметы, согласно правилам столового этикета, не должны находиться на столе во время обеда.
Вывод: не создавайте неудобств для окружающих, минимизируйте использование гаджетов во время личного общения с человеком.
Правила переписки по электронной почте
Формулировки с плохой репутацией
Правила использования мессенджеров
Правила позиционирования в соцсетях
Блог мне судья: зачем нужен цифровой этикет
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Зачем вообще нужен этот «цифровой этикет»?
Предположим, вы пришли на свидание с человеком, с которым познакомились в dating-приложении. Он/она кладет смартфон на стол, и, небрежно отпивая капучино, бросает взгляд на экран, где почти ежеминутно возникают уведомления того самого dating-приложения. Как вы это воспринимаете? Очевидно, не очень, а ваш собеседник — а) дурак, б) бестактен, с) не имеет к вам ни малейшего уважения.
Откуда эти оценочные и такие верные суждения, после которых, допив оплаченный кофе, можно идти смотреть сериалы с банкой мороженого? Из внутреннего ощущения культуры, которое формировалось вместе с ценностями за прожитые годы. Законы этики и писаны и не писаны в то же время, потому что из «не убий» и «не укради» вовсе не так очевидно следует «веди себя так, как хотелось бы, чтобы вели себя с тобой другие». Кожа у всех разной толщины, а чутье вместе со способностью обрабатывать и анализировать информацию — и подавно.
Если этическая интуиция не развита, но вы верите, что добро победит, то вам нужно сделать первый шаг — признать свое несовершенство и начать работать над ошибками. Возможно, через несколько лет на глобальном уровне примут непреложные правила поведения в сети, и, заглянув в справочник перед свиданием, который непременно какой-нибудь Tinder разместит в помощь встречающимся в офлайне, он/она уберут смартфон со стола, отключат уведомления и улучшат матримониальную статистику. Пока же нам приходится формулировать правила из опыта и ощущений, опираясь на 21-летнюю историю блогосферы и пытаясь перенести в цифру свой экзистенциальный опыт.
Если Господь ошибся, может, мы все исправим?
Офлайн-этика знакома нам со времен Древней Греции, когда были заложены основы права и норм поведения в обществе. Числовых доказательств плохих или хороших поступков нет, есть априорные суждения, и за столетия мы опытным путем накопили некий багаж нормативов и поведенческих паттернов.
Вместе с сетью появилась и новая социальная «страта» — программисты. Они вроде бы создали новый мир, где не было никаких правил поведения, и эту территорию можно было бы считать вторым шансом. Место дозволенности того, что недопустимо в реальной жизни — такова была иллюзия сети и блогосферы в целом. Но и тут проявились противоречия человеческой природы.
Интернет 2.0, в основе которого лежало создание и потребление контента, дал нам блоги, социальные сети, возможность обмена медиа-контентом, eBay, YouТube, Facebook и все крупные платформы, которые теперь против нас, а мы являемся всего лишь единицами монетизации.
Потеряв свободу, мы стали мечтать о новом тренде интернет-этики — создании идеально свободного цифрового пространства, где человеку зло «не будет дано» онтологически. Таким Создателем можно сейчас считать отца всемирной паутины Тима Бернса Ли. Он говорил, что, создавая свое детище под названием «интернет» в конце 1980-х, он не мог представить, как скоро и насколько сильно сеть потеряет свободу. Сейчас Бернс Ли все сделал бы по-другому: оказалось, что сеть можно и нужно делать так, как если бы Господь при сотворении мира загрузил в него встроенные ограничения поведения, а не дал бы нам мучительную свободу выбора.
Бернс Ли работает над проектом нового варианта всемирной сети с априорными возможностями только правильного поведения вместе с MIT, и это будет правильный интернет. Называется это «семантическая паутина», она открывает доступ к четко структурированной информации независимо от платформы языков программирования. Сеть сможет сама находить нужные ресурсы, классифицировать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. Разумеется, она будет построена на блокчейне как ключевом инструменте территории доверия. Это могло бы быть самое этичное пространство, когда-либо созданное человеком для человека.
Как насчет императива, категорического и не очень?
Второй тренд интернет–этики — это модерация, в формате сервиса или собственного внутреннего императива. Со времен Канта бытует идея о том, что законы берутся не извне, а живут в нас априорно, и из опыта их сформулировать невозможно. Значит мы как-то сами решаем, что правильно, а что нет, в неопознанных опытом обстоятельствах. На это и рассчитывали блоги, ресурсы и платформы на заре зарождающейся цифровизации. Тогда же возникла такая дилемма: кого считать плохим — забор, на котором написано слово из трех букв, или человека, написавшего это?
Одним из первых интернет-прецедентов для суда был как раз случай с форумом в сети, владельцам домена которого предъявили штраф за то, что о компании разместили ложную информацию на форуме. Суд решил, что организация, владеющая «стеной», на которой что-то написали, не несет ответственности за саму надпись и от штрафа освобождается. Поэтому долгое время Facebook и другие ресурсы не считали нужным заниматься контент-модерацией, имея вполне легальное право этого не делать — они просто организация, которая владеет стеной, на которой можно писать что угодно. Но потом появился финансовый фактор, а законы стали чуть жестче: тогда платформы стали бороться за право быть «комфортным местом» и стали вводить модерацию, чтобы наращивать число пользователей. При этом даже самые умные нейронные сети не в силах совладать с количеством «плохих» людей в сети, и модерация в основном осуществляется людьми.
Недавно издание The Verge выпустило статью на основе исследований работы модераторов, в том числе в Facebook. Было подтверждено, что эта работа влечет тяжелые психологические последствия и даже расстройства. Диагноз, который ставился модераторам, сопоставим со случаями людей, выживших в теракте или пришедших с войны.
Зарплата западного модератора невелика — но история с Хлоей закончилось тем, что Facebook выплатил компенсацию департаменту модерации контента. Между прочим, в России модераторы в VK первое время вообще работали бесплатно из любви к соцсетям.
Главное — выбрать хорошее время
Основным мерилом принимаемых решений в сети остается чувство такта пользователя, а «неэтичность» определяется как бестактность. Первые приметы бестактности описал древнегреческий философ Теофраст в своем труде «Характеристики». Согласно Теофрасту, бестактность — это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Например, плохо — прийти за советом к занятому человеку, поносить женский пол на свадьбе, начать рассказывать все сначала, когда суть дела уже понята собравшимися, пускаясь в пляс, потащить за собой еще не пьяного соседа. Если перевести это на цифровой лад, суть неэтичного поведения интуитивно ясна. Как пример: активничать в комментариях к посту, где обсуждение закончилось месяц назад, или от безделья и скуки бомбить месседжеры работающего друга — явная цифровая бестактность.
Главным оценочным качеством в любой ситуации, где требуется вынести этическую оценку, остается человеческая гибкость. Здесь работают четыре фактора: обстоятельства, оптика — например, религиозная или светская, степень эстетического — в артхаусе и контакт гениталий крупным планом может расцениваться как художественный жест, и просто — такт.
Что цифровой этикет может изменить глобально?
Обойти тему цифрового этикета уже невозможно по той причине, что если раньше человек мог выбрать — идти в онлайн или нет, то сейчас выбора нет. Можно ненавидеть своего начальника и круглосуточно получать от него «любовные» сообщения в чатиках — это странная и непривычная ситуация для нашей психики. Возможно, компании, до которых еще не достучалось цифровое безумие, вскоре сформулируют свои этические гайдлайны для сотрудников и заставят следовать им, как Библии.
Старейшим в мире коучинговым агентством по современным манерам является Debrett’s, основанное в 1769 году в Лондоне. Компании с мировым именем отправляют к ним сотрудников на курсы, где в каждом как минимум половина времени выделена на ознакомление с цифровыми манерами. Руперт Вессон, директор по этикету в Debrett’s, попытался количественно определить, сколько времени требуется, чтобы произвести впечатление. Оно составило семь секунд в онлайне, тогда как в реальной жизни первое и зачастую ошибочное суждение можно вынести за милисекунды. «Слова на экране просто заставляют нас дольше анализировать собственные эмоции, хотя мозг все еще не перестает выносить суждения», — говорит он.
PwC в своем исследовании оценивает этикет 59% компаний, включая крупнейшие, на три из пяти, и только в каждой пятой компании есть специальный сотрудник, занимающийся вопросами внутрикорпоративной цифровой этики. «Цифровая этика является первостепенной темой для компаний. Фирмы, которые устанавливают правила и стандарты для ответственного подхода к цифровизации, получают признание клиентов и доверие общества. Это обеспечивает их долгосрочный успех в бизнесе», — комментирует Даниэла Ханауэр, партнер и эксперт по риск-консалтингу в PwC, Германия. Становится очевидно: этика в современном мире прекрасно монетизируется и всячески способствует формированию позитивного образа бренда.
При этом компании склонны формировать у сотрудников и потребителей собственные императивы, которые позволят существовать в условиях любых культурных особенностей. Например, Сингапур запрещает платформам, в частности Facebook, предлагать пользователям fake news. В противном случае компании грозит штраф. Не проще ли подтолкнуть людей к формированию собственного чутья? Эта стратегия находит все больший отклик в самых разных масштабах и частях света. Цифровой этикет — глобальный тренд, в котором все еще нельзя подвести общего знаменателя под всеми культурами мира.
Чему мы научились в сети за это время?
Рабочее:
1. Делать свое сообщение максимально удобным для получателя, а не для отправителя.
2. Не пересылать переписку с фразой «посмотри плз». Стоит давать в письме четкую задачу, не заставляя человека гадать — что ему нужно сделать.
3. Изучать профайл малознакомого коллеги, чтобы правильно обратиться. Mrs, Miss, Dr или универсальное Ms? Это особенно касается множества женских статусов, о которых лучше узнавать заранее на персональной странице сотрудника или сотрудницы на сайте компании/организации.
4. Быть лаконичными. В деловой коммуникации сказать и написать — очень разные вещи. Говорить коллегам то, что приходит вам в голову в оффлайне — вполне приемлемо, но писать десять писем в час — нет, потому что их просто перестанут читать. Лучше объединять по пунктам свои соображения в одном письме или подождать, пока вдохновенный поток идей иссякнет, и можно будет подвести итог.
5. Помогать коллегам не сойти с ума и не посылать им писем и сообщений в рабочие чаты после 19:00.
6. Время стало дорогим ресурсом в цифровом пространстве — поэтому прежде чем проводить зум-встречу, лучше прописывать тему и тезисы так, чтобы участники понимали, что не потратят этот час зря и узнают что-то новое.
7. Показывать эмоции в переписке (в пределах разумного). Иногда один смайл способен полностью прояснить ситуацию и помочь правильно проинтерпретировать полученное от вас сообщение.
8. Стараться включать видео в зуме. Это помогает не терять социальный контакт с коллегами, к тому же — есть масса лайфхаков, как выглядеть классно на зум-совещании.
9. Не вступать в перепалку с троллями — ни в соцсетях ни в рабочей переписке. Старайтесь повышенный тон обращать в деловой, три абзаца усушить в одно предложение, а в копию письма поставить вашего начальника.
Личное:
1. Следить за цифровым следом смолоду. Размещать в сети только то, за что нам не будет стыдно ни перед друзьями, ни перед работодателями. Кроме того, цифровое слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
2. Никогда не лезть в сети своего партнера, иначе цифра станет причиной раздора или развода. На самом деле, то, что происходит в сети, чаще всего так и остается в сети (On the Internet, nobody knows you’re a dog, как гласит известный мем), а закрыв на это глаза, можно избежать трагедии.
3. Уважать приватность других людей. Перед важным и долгим разговором стоит отправить человеку месседж — готов ли он к этому? После ответа можно его отвлечь.
4. Проверять факты перед репостом и не транслировать чужие ошибки, не применяя к ним критической оптики.
5. Проверять сообщения в месседжере и не томить собеседников, гипнотизирующих отметку «не прочитано».
Лайфхак WhatsApp:
Знаете, что такое blue ticking? Это явление, которое реально может свести с ума и касается оно месседжеров, в частности WhatsApp. Когда ваш собеседник получает сообщение — вы видите две серые галочки под текстом, когда он его прочитал — эти галочки стали голубыми. Если сообщение важное, можно начать грызть ногти или потихоньку вырывать на себе волосы в ожидании ответа. Так вот, есть возможность отключить эту функцию в настройках конфиденциальности (опция read receipts, где нужно снять флажок), перестать себя фрустрировать и спокойно лечь на диван с бумажной книгой в руках.
6. Не класть на стол телефон, если вы на встрече, ужине, свидании, и тем более не заглядывать в него поминутно. Если, конечно, мы не хотим изгнать собеседников из нашего круга доверия.
7. Формулируя ответы в чатах — сопоставлять их с теми, которые мы вербализировали бы в реальности. Это создает tone of voice в общении с нами и позволяет всегда однозначно интерпретировать наше мнение.
8. Не быть двусмысленными. Публикуя контент открыто, при этом намекая, что он «не для всех, потому что поймут только те, кто в теме», мы проводим черту между собой и социумом. Лучше отредактировать доступность публикации для того, чтобы выбрать именно тех людей, которые смогут адекватно на нее отреагировать.
9. Делить контакты в сетях на профессиональные и личные. По работе — в LinkedIn, остальная коммуникация — в Facebook, VK и Instagram.
10. Не постить негатив и не критиковать общепринятые ценности. Быть может, мы и устали от фото счастливых семейных завтраков на даче, одиноко наблюдая за ними из четырех стен пустых городских квартир. Но быть против всех, тем более — против смысловых опор человеческого бытия, просто неэтично.
11. Стараться использовать акронимы в сообщениях только с людьми, которые к этому готовы. И тем более — не в рабочей почте, ведь очевидно — за клавиатурой лэптопа есть возможность написать слово полностью, а тем более — на русском.
12. Не делать «Войну и мир» из постов в Facebook и не изливать в них душу. Публичное место — не кушетка психотерапевта.
13. Эстетика — прекрасное дополнение к этике. Мы научились (или почти) делать классные сторис в Mojo или графику в Canva, а за вдохновением ходить к хорошим людям в Pinterest, чтобы все было благо как в жизни, так и в сети.
Чем рабочее отличается личного и зачем нам детокс?
Культ продуктивности играет с нами злую шутку — люди пытаются быть продуктивными всегда, даже когда это не нужно. Проблемой № 1 для многих стало разделение рабочего и личного. Размазывая работу на целый день, а иногда и на выходные, мы, оставшись без нее, просто не знаем, что делать. С переходом на удаленку работа не остается где-то там, в офисе или в кафе, но прилепляется к вашей пижаме, домашним тапкам и переползает на близких.
Цифровой этикет сегодня организует все наши взаимодействия. Если ты не справляешься — с тобой никому не комфортно, ни близким, ни коллегам. Умение останавливаться, быть собой и просто так — величайший (и редчайший) навык современности. Чтобы мы могли это осознать — должно что-то произойти. Встряски всегда заставляли человека сойти с накатанных рельсов и искать новые способы сосуществования в обновленном мире. Особенно, если он уже не просто «человек разумный», но — homo digitalis.