что представляют собой метафизическая и позитивистская традиции в философии
Взаимосвязь позитивизма и метафизики
Стадии истории человечества с позиции позитивизма согласно О. Конту. Основные черты различных направлений позитивного знания. Особенность радикальной критики метафизики со стороны логического философского учения. Анализ верификационной теории значения.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.10.2015 |
Размер файла | 20,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Позитивизм и метафизика
2. Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)
3. Основные черты различных направлений позитивизма
Список используемой литературы
В 1840-х годах и почти до начала Первой Мировой войны в европейской культуре распространяется философия позитивизма. Тот период можно назвать эпохой спокойствия в Европе и одновременно эрой колониальной экспансии в Африке и Азии. Европа вставала на путь индустриальной трансформации, и социальные эффекты этой революции поражали. Применение научных открытий преображает весь мир производства: растут города, транспортная сеть, капиталы, медицина побеждает инфекционные болезни, старого равновесия между городом и деревней больше нет. Образ жизни меняется до неузнаваемости. Казалось, освоены инструменты решения любой проблемы (в прикладной науке, свободном обмене и даже воспитании) и социальный прогресс поэтому очевиден и неостановим.
1. Позитивизм и метафизика
2. Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)
3. Основные черты различных направлений позитивизма
2. Метод естественных наук (каузальные законы, господствующие над фактами) работает не только при изучении природы, но и общества.
4. Позитивизм не только провозгласил единство научного метода и его примат в качестве инструмента познания, но он вознес до небес науку как единственное средство решения всех проблем, веками мучивших человечество.
5. Всеобщим оптимизмом отмечена эра позитивизма с его верой в неизменность прогресса (понятного иногда как автоматический процесс, иногда как продукт человеческой изобретательности), грядущее благосостояние и человеческую солидарность.
6. То, что наука объявлена единственным прочным фундаментом индивидуальной и общественной жизни, а также своеобразное «обожествление факта» дали повод некоторым ученым трактовать позитивизм как составляющую романтического менталитета. Только статус «бесконечного» в рамках позитивизма приобретает наука. Мессианизм в понимании философии истории О.Конта усматривает, например, Колаковский.
8. Для позитивизма (за исключением, возможно, Дж. С. Милля) характерна некритическая, часто поспешная и поверхностная вера в постоянный беспрепятственный рост науки.
9. «Позитивность» науки часто связана с борьбой против идеалистических и спиритуалистских трактовок реальности. Впрочем, борцы неизменно оказывались в объятиях все той же метафизики даже еще догматического свойства.
В 20-е годы XX века метафизика была подвергнута радикальной критике со стороны логического позитивизма. Составной частью этой критики была верификационная теория значения. В соответствии с ней, значение какого-либо утверждения (если это утверждение не является аналитическим или конвенциональным) должно сводиться к чувственным восприятиям; если для какого-то утверждения указать такие восприятия невозможно, то такое утверждение считается бессмысленным. В частности, бессмысленными должны считаться все утверждения о Боге, об универсалиях, о первых причинах, о независимо существующем физическом мире, поскольку они неверифицируемы. Задачей философии должно быть не установление логической структуры мира, как считала метафизика, а анализ смысла слов.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что метафизика была подвергнута конструкционной критике со стороны позитивизма. Стоит отметить, что метафизика существует по сей день, несмотря на все произошедшее. Вопросы преодоления метафизики рассматриваются такими современными философами как Юрген Хабермас и Карл-Отто Апель.
Список используемой литературы
2. Ницше Ф. «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» / Пер. с нем. Е. Герцык и др.-М.:Культурная революция 2008 с.251 (758)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Распространение философии позитивизма французского мыслителя Огюста Конта в 30-40 гг. XIX в. Исторические формы позитивизма, его господство в культуре, философии, политике, педагогике, историографии, литературе. Стадии развития индивидуума и человечества.
презентация [359,0 K], добавлен 27.03.2014
Определение предмета теории познания. Определение метафизики как философского учения о первоосновах сущего. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания. Философское общение между представителями различных философских школ и направлений.
реферат [22,5 K], добавлен 30.03.2009
Принципы позитивистской философии, ее оформление в самостоятельное философское направление в тридцатых годах XIX в. Характеристика этапов развития философии позитивизма. Отказ от метафизических наслоений в сфере науки. Зарождение логического позитивизма.
контрольная работа [34,2 K], добавлен 26.10.2011
Несовпадение взглядов Аристотеля на предмет мудрости с учением Платона об идеях как основе возникновения вещей, принципы метафизики и теории познания в их учениях. «Вторая навигация» Платона: открытие метафизики. Основные принципы познания Аристотеля.
реферат [42,2 K], добавлен 10.10.2013
Основные предпосылки возникновения позитивизма. Классический позитивизм как первая историческая форма позитивизма. Эмпириокритицизм (махизм) и неопозитивизм как исторические формы позитивизма. Влияние позитивных идей на развитие науки и медицины.
курсовая работа [52,4 K], добавлен 16.02.2016
Позитивистская традиция в философии
С возрастанием роли науки в жизни общества в сер. XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются фр. Философ Огюст Конт (1798-1857) и англ. философы Дж. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903). Это был позитивизм «первой волны».
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в философии и науке, представители которого единственным источником знания считают частные науки, дающие позитивный (фактический) материал. Наука должна быть организована на эмпирическом знании. Отсюда вывод: отпадает необходимость в философии, она теряет свой предмет исследования. Философия сводится к синтезу всех конкретно-научных знаний.
Второй этап в истории позитивизма относится к к. XIX в., его представляют австр. философ Э. Мах (1838-1916) и швейц. философ Р. Авенариус (1843-1896). Позитивизм «второй волны» получил название эмпириокритицизм, или махизм. Философия сводится к теории познания. По Маху, следует очистить опыт от всех метафизических (философских) положений. Философия должна стать нейтральной, свободной от мировоззренческой проблематики (материализма и идеализма).
Позитивизм XX в. называют неопозитивизмом (от лат. positivus –положительный, и neo – новый, возрожденный). Неопозитивизм ориентирует философию на науку, отказывает ей в праве самой быть наукой. Задача философии – логический анализ языка науки. Таким образом, философия понимается функционально, как аналитическая деятельность. Вследствие этого неопозитивизм, начиная с 50-х гг. XX в., называют аналитической философией, она представлена двумя школами: логический позитивизм и лингвистический позитивизм.
Логический позитивизм возник в 20-х гг. XX в. в рамках «Венского кружка»: М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970), К. Гедель (1906-1978). Развивается Львовско-Варшавской школой: К. Айдукевич (1890-1963), А. Тарский (1902-1983).
Логический позитивизм внес значительный вклад в разработку логического аппарата науки, математической логики. Исследования по созданию искусственных, формализованных языков обеспечили в дальнейшем возможность создания языков программирования.
Истинная философия путем анализа языка должна очищать научные знания от предложений, которые не имеют смысла. Логический позитивизм предложил процедуру проверки предложений на предмет их осмысленности, которая получила название «верификация». Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку. Однако строгое применение этого принципа не всегда возможно. Например, не поддаются чувственной проверке общие положения и многие законы науки. Доказательство Геделем теоремы о невозможности построения полностью непротиворечивой знаковой системы развеяло миф о возможности создания строго формализованного языка науки.
Лингвистический позитивизм понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению обыденного языка. Язык науки всегда содержит неформализуемый остаток, который выражается средствами естественного языка.
Представители данного направления – Д. Мур (1873-1958), Л. Витгенштейн (1889-1951), Дж. Остин (1911-1960) и др.
Кризис внутри позитивизма связан с появлением и развитием в 60-70 гг. XX в. постпозитивизма, который пересматривает проблематику самой философии, ее роль в науке и обществе, методологию научного исследования. Представители – К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци и др. Главная проблема постпозитивизма – развитие, динамика научного знания. Исследуются такие вопросы: социокультурная детерминация науки, возникновение новых теорий, взаимоотношения конкурирующих научных концепций, критерии разграничения науки и ненауки и т.п.
Английский философ К. Поппер (1902-1994) разработал концепцию «роста научного знания» путем смены одной теории другой, ввел принцип фальсификации (положение, претендующее на статус научности, необходимо стараться опровергнуть; если это не удается, то его можно считать если не истинным, то оправданным; если удается, то такое положение отбрасывается и заменяется новым).
Американский философ Т. Кун (1922) предложил модель развития науки как функционирования парадигмы и ее смены другой парадигмой в результате научных революций. Парадигма – образец, матрица, включающая общие теоретические стандарты, методологические нормы и мировоззренческие установки, задающие способ видения универсума. Революция в науке означает смену парадигмы, появление новых научных теорий, задач и методов решения научных проблем.
Английский философ И. Лакатос (1922-1974) рассматривает науку как целостную развивающуюся систему, эволюция которой представляет собой смену ряда последовательно связанных научно-исследовательских программ. Научно-исследовательская программа как совокупность определенных теорий включает в себя:
а) «жесткое ядро» (принятые допущения);
б) «защитный пояс» (вспомогательные гипотезы);
в) нормативно-методологические правила (регуляция дальнейшего исследования).
Американский философ П. Фейерабенд (1924) отстаивает позицию теоретико-методологического плюрализма (анархизма). В науке «все подходит», «все дозволено», универсальных методов не существует. Наука иррациональна, представляет одну из форм идеологии.
Таким образом, постпозитивизм заявил о неотделимости философии от науки, отказался от жесткой демаркационной линии между наукой и метафизикой.
Позитивизм в философии: понятие и основные идеи, стадии
В науке термином «позитивизм» обозначают отдельную ветвь философии, сформировавшуюся в 30-ых гг. 19 века и сохранившуюся до наших дней. В своем развитии позитивизм прошел три стадии:
Основоположником данного течения является французский философ Огюст Конт, введший в философию термин «позитивизм» и первым провозгласивший тезис о разрыве позитивных наук с философией. Впоследствии идеи Конта были развиты и дополнены его последователями, англичанами Г. Спенсером и Дж. Миллем.
Что такое позитивизм?
Позитивизмом — это одна из ветвей философии, согласно которой, истинное знание можно получить только в рамках отдельных, конкретных наук, а первостепенной задачей философии является исключительно объединение этих знаний. Основой позитивизма стало заявление о том, что любая научная дисциплина становится философией для самой себя. Термин «позитивизм» происходит от латинского слова «positivus», в переводе означающего «положительный».
Главным научным вопросом позитивисты считают вопрос «как?», при этом, они не связывают его с вопросом «почему?». Следовательно, ученым надлежит только регистрировать и описывать факты, но не заниматься их объяснением. Все вопросы абстрактного характера предполагалось разрешать с помощью религиозных и метафизических методов, оставляя в научном поле зрения только конкретные вопросы, решение которых предполагало использование конкретных методик.
Главной задачей позитивизма является получение объективных знаний, его представители подвергают критике любые заключения, созданные на основе умозрительных образов изучаемых явлений и предметов. Впоследствии свою критическую позицию позитивисты стали применять ко всей философии, что стало фундаментом для появления идеи об очищении науки от влияния метафизики. При этом многие представители данного направления сохраняли веру в построение «хорошей», основанной исключительно на науке, философии, по своей методологии ничем не отличающейся от всех остальных наук.
Основные идеи позитивизма
Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.
К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:
Теперь рассмотрим более подробно каждую из стадий позитивизма и её особенности.
«Первый» (классический) позитивизм
Развитие классического (или «первого») позитивизма приходится на середину девятнадцатого столетия, авторами этого направления стали О. Конт, Г. Спенсер и Дж. Милль. Процесс формирования направления происходил в 30-ых и 40-ых гг. 19 века, его основатели противопоставляли позитивизм основополагающим тезисам традиционной философии того времени.
Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.
Еще одной яркой идеей Конта стала идея о создании «новой философии», призванной объединить и систематизировать все полученные ранее людьми научные данные. Общество он рассматривал как живой организм, проходящий в своем развитии три главные стадии:
«Второй» позитивизм (эмпириокритицизм)
Данное направление возникло на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, к его главным представителям относят Р. Авенариуса и Э. Маха. Возникновение и развитие «второго» позитивизма тесно связано с кризисом классического позитивизма, развившегося на фоне множества научных открытий, сделанных учеными в этот период. В результате данного кризиса и возникла новая форма позитивизма – эмпириокритицизм. Главным предметом изучения указанного ответвления стали механизмы, ведущие к образованию знаний, а также научный тип мышления.
Последователи этого направления выражали уверенность в том, что с помощью досконального анализа познания можно вычислить те его сферы, где мысли исследователей более всего подвержены возможным ошибкам, поскольку ими не соблюдается основное условие получения позитивных знаний, а именно – непрерывность процесса познания. Результатом подобного «сбоя» станет недостаточный контроль ученого за ходом его мыслей, что неминуемо приведет к проникновению в науку различных метафизических утверждений. Свою основную цель последователи «второго» позитивизма видели в «очищении опыта», для чего призывали выявлять и нейтрализовать сами истоки метафизики в научном мышлении.
Еще одним важным элементом программы эмпириокритицизма стала попытка обращения к истории науки, происходившая в рамках принятия сторонниками «второго» позитивизма принципа «непрерывности». По этой причине работы эмпириокритиков по научной истории не похожи на прежние работы по данной тематике, больше напоминающие летописи. В их трудах достигнутый человечеством научный прогресс показан в строгом хронологическом порядке с явным акцентом на непрерывность развития науки.
«Третий» позитивизм (неопозитивизм)
Значительные изменения в области теоретической физики, происходившие на протяжении всего двадцатого века, обусловили процесс дальнейшей трансформации позитивизма. В итоге фундаментальные интересы направления немного сместились, и основным вопросом изучения для позитивистов стали вопросы анализа научной сферы и логической структуры ее теорий. В результате этих изменений в 20-ые гг. 20 столетия на смену эмпириокритицизму пришел «третий» позитивизм (или неопозитивизм).
Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.
Сциентизм — это представление о науке как о единственно верном источнике истины, а все вопросы должны разрешаться исключительно в рамках научного метода.
Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания. Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.
Постпозитивизм
В 60-70-ых гг. 20 века в философии западных стран начало развиваться направление, получившее название постпозитивизм. По своим идейным и мировоззренческим установкам постпозитивизм продолжал поддерживать связи с неопозитивизмом, однако постпозитивисты отрицали неопозитивистскую интерпретацию основных функций методологического анализа научной деятельности.
Последователи данного направления философии отвергали любые попытки абсолютизации методик логической формализации, также, в отличие от неопозитивистов, они придавали большое значение исследованию истории науки для лучшего понимания ее системы и методологии. Немалое влияние на постпозитивизм оказали идеи Карла Поппера, который еще до Второй мирровой войны огласил собственную концепцию философии науки, близкую позиции неопозитивизма, но активно конкурировавшую с ним в послевоенный период.
Помимо этого, постпозитивисты критиковали радикальный сциентизм, исходивший от неопозитивистов и игнорировавший роли разнообразных форм находящегося за рамками науки сознания в контексте значимости данных форм для науки. Одновременно с этим сторонники постпозитивизма не отказались от свойственной всем позитивистам антиметафизической позиции, но основной задачей философии на данном временном этапе, по их мнению, является лингвистический анализ и исследование естественного языка.
Связь позитивизма с другими научными дисциплинами
Главным внешним конфликтом описываемого направления является противоборство позитивизма с метафизикой, которая, по мнению позитивистов, занимается манипуляцией не соответствующими реальности терминами. Сторонники позитивизма, наоборот, опираются исключительно на эмпирические наблюдения и описания явлений и предметов, они доверяют лишь проверенным научным знаниям, а вся их деятельность направлена на поиски научных методик, свободных от метафизики. Выражать результаты полученных наблюдений, по их мнению, следует при помощи специальных «протокольных предложений», предельно просто и доступно выражающих только научные факты, без их искажения, переделывания, изменений и дополнений. Любой разговор о недостоверных фактах отвергается последователями позитивизма как бессмысленный и бесполезный.
Таким образом, общим для всех позитивистов стремлением стала попытка избавить науку от необоснованных и ненужных «излишеств», являющихся на их взгляд бесполезными. Схожие с позитивистами взгляды и подходы в сфере этики и области познания демонстрировали эпикурейцы, не желавшие выходить за границы эмпирики, а потому отбрасывавшие любые «расширения себя» за пределы фактов.
Метафизический этап в позитивизме — Метафизика — это философия перехода от первой к третьей стадии позитивизма
Позитивистская концепция взаимоотношений философии и науки представляет собой третий логически возможный вариант решения указанной проблемы. Старая философия («метафизика») объявляется псевдонаукой и псевдознанием, спекулятивной схоластикой, которая, наряду с мифологией, религией и другими формами человеческих заблуждений, принадлежит к «исторической мусорной куче знаний». Вместо этого предлагается создать новую, научную философию, которая будет отличаться от всех других наук только своим предметом, а не методом. А для любой науки может быть только один метод: накопление эмпирической информации об объекте исследования, ее систематизация и обобщение. Позитивистская концепция взаимоотношения философии и науки была четко сформулирована и серьезно обоснована только в 1930-е годы в работах французского философа О. Конта, который утверждал, что в своем историческом развитии мысль проходит три основных состояния (стадии): мифологическое и религиозное, философское («метафизическое») и конкретно-научное («позитивное»). Каждая из последующих стадий является более зрелой, чем предыдущие. Научная мысль — это не только наиболее зрелая форма человеческого знания, но и его завершающая стадия. По мнению О. Конта, главная историческая заслуга прежней, традиционной философии («метафизики») состоит только в одном — в подготовке и формировании научного способа мышления. Необходимость обращаться к философскому мышлению для познания мира полностью исчезает с появлением и утверждением в обществе научного способа познания. Более того, эта ссылка становится не только лишней, но и крайне вредной, поскольку тормозит научный путь решения проблем и заменяет его менее ценным гносеологическим подходом. Главная опасность такой подмены — мимикрия традиционной философии («метафизики») под науку, что неизбежно приводит к «загрязнению» научного знания различными спекулятивными схоластическими построениями, выступающими в данном случае во имя абсолютной истины. Отличие конкретно-научного (или «позитивного») способа мышления от философского состоит в том, что позитивная наука, будучи зрелой и ответственной, принципиально отказывается от поиска и формулирования абсолютных и универсальных истин о мире, считая это иллюзорной и нереализуемой целью познания, и, напротив, ориентируется только на относительные и конкретные истины, факты и законы отдельных сфер действительности, поскольку традиционная философия ненаучна, а конкретные науки не философские по своему содержанию, как считают позитивисты, между ними не может быть продуктивного взаимодействия.
Зрелая наука, утверждают позитивисты, может и справляется со своими проблемами, не нуждаясь в помощи философии. «Наука — это собственная философия» — таково кредо и суть позитивизма по отношению к традиционной философии. Но это лишь одна «негативная» часть позитивистской концепции отношения между философией и наукой. Другая, позитивная, была более амбициозной и заключалась в идее построить вместо метафизической философии новую философию, которая отвечала бы всем стандартам научности. С точки зрения позитивистов, многие проблемы старой философии были вполне приемлемы сами по себе и легитимны с научной точки зрения, например: познание законов природы, окружающей человека; организация общества; природа человека и его возможности; пути к истинному познанию реальности и т.д.
Метафизика — это философия перехода от первой к третьей стадии позитивизма
Создателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798-1857), автор книг «Курс позитивной философии» (1832-1842) и «Система позитивной политики» (1851-1854). Концепцию Конта можно рассматривать как переход от философии Просвещения к постметафизической современности. С эпохой Просвещения связана идея поступательного движения от суеверий к науке, представление о единстве наук (на основе позитивного метода), обращение к человеческой природе, которая отчасти определяет процесс познания. Критика спекулятивной мысли, которая имеет дело с абстракциями, включая концепцию познающего субъекта, стоящего вне социально-исторических форм его организации, указывает на Комте как на одного из первых постметафизических философов.
Позитивизм Конта функционирует, с одной стороны, как философия науки, основанная на изучении научного метода и его истории, а с другой — как доктрина социально-политической реформы. Ядром философии пауки является «закон трех стадий духовной и социальной эволюции человечества», анализ позитивного метода и классификация наук. Согласно «закону трех стадий», идею которого Конт позаимствовал у Сен-Симона, человечество проходит три стадии.
На теологической или фиктивной стадии человеческий разум, стремясь объяснить мир и обрести абсолютное знание, ищет первопричины явлений. Этот этап начинается с фетишизма, культа неодушевленных предметов, который перерастает в политеизм и заканчивается монотеизмом, что свидетельствует о высокой ступени развития обобщающей мысли, когда множественность явлений выводится из одной причины, единого божественного абсолюта. Комте отмечает важность теологической стадии: человеческая мысль, хотя и руководствуется спекулятивными взглядами, осуществляет накопление наблюдений и их первичную комбинацию. Теологическая «философия» возникает под давлением врожденной предрасположенности человеческого разума и определенных социальных условий, основанных на религиозном авторитете. Это соответствует военному типу общества: первобытному периоду и военно-феодальному строю Средневековья.
Следующий, метафизический этап характеризуется Комтом только отрицательно. Способ познания явлений остается прежним — причинно-следственный, но сверхъестественные силы устраняются, а на их место ставятся метафизические «сущности». Метафизика соответствует периоду социальных потрясений, в ходе которых разрушается старый порядок. Метафизика, увлеченная спекуляцией, не способна сформулировать научные социологические теории, которые должны лечь в основу конструктивной политики; она является лишь философией перехода к последней, третьей стадии, стадии позитивной.
Новый этап, позитивный или научный, наступает тогда, когда разум отказывается от поиска причин, от абсолютного знания и концентрируется на наблюдении за явлениями и формулировании законов, их согласованности и сосуществовании. Позитивная философия соответствует «индустриально-позитивному порядку», новому социальному порядку, определяемому научной политикой.
Возникновение позитивной стадии Комте объясняет несколькими причинами. Во-первых, он подчеркнул возрастающую роль науки в практической жизни в эпоху «современной цивилизации», которая возникла в XIV веке. Во-вторых, он писал о «спонтанном происхождении позитивного разума», или о том, что позитивное мышление, появившееся в математике, распространилось на другие науки «путем самовозникающего сходства и инстинктивного подражания». Комте даже сформулировал особый закон интеллектуального развития, который заключается в том, что с переходом к позитивной стадии роль воображения в познании уменьшается, а роль фактического знания, наблюдения, возрастает.
Критика метафизики в философии
В критических выступлениях махистов против «метафизики» в философии и науке можно найти некоторые разумные суждения, несмотря на реакционный характер их основной философской позиции (критика механистического понимания причинности, а также идей классической физики об «абсолютности» пространства и времени). Однако методологические рекомендации, предложенные представителями второй исторической формы позитивизма, сбили ученых с пути. Курс, последовательно проводимый махистами в сторону феноменалистических, описательных теорий, резко противоречил основным тенденциям развития естествознания в XX веке, успехи которого были достигнуты именно потому, что оно отказалось от махистских рекомендаций. С помощью позитивистских рецептов невозможно было осуществить теоретический синтез, который избежал бы всех и всяческих мировоззренческих (в терминологии позитивизма — «метафизических») проблем.
Позитивистское отождествление науки с описанием непосредственно данного в социальных дисциплинах означает принятие существующих социальных условий и сложившейся системы ценностей (в буржуазном обществе — буржуазной идеологической системы) как чего-то неизменного, не подлежащего критике, а только подтверждению. На практике такая позиция была защитой системы буржуазных общественных отношений. Материализм и эмпириокритицизм разработали основные принципы критики позитивизма в целом.
Все науки имеют специфические методы
Три стадии развития человека соответствуют различным умственным способностям (свободное воображение, критический ум и объективное наблюдение). В позитивную эпоху доминирует наблюдение, которое обеспечивает эмпирические данные, на основе которых строится научная теория. У человека есть естественная потребность в теории (к теориям такого рода Комте причислял и религиозные верования, и метафизические построения), которая связывала бы факты. Таким образом, задавая вопрос о генезисе науки, Конт обращается как к человеческой природе, так и к практическим потребностям общества.
Комте формулирует определенные требования, которым должно отвечать позитивное мышление. Она позитивна, а не негативна, потому что призвана не разрушать, а организовывать. Научное мышление также носит скорее относительный, чем абсолютный характер. Стоя в традициях идеалистического эмпиризма и агностицизма, Комте ограничил науку описанием явлений чувственного опыта, данного «в соответствии с нашей организацией и нашей ситуацией». Таким образом, наука занимается изучением феноменальной реальности, но вещь-в-себе («вещь в себе») непознаваема. Более того, позитивное мышление реально, а не химерично; оно основано на прямом контакте с реальностью. В духе сенсуализма, Комте требует, чтобы наука основывалась на доступном нам чувственном опыте. Она также не должна быть расплывчатой, но точной и, таким образом, совместимой с природой явлений. Такое мышление надежно, а не сомнительно, оно способствует сплочению, а не сеет раздор между людьми.
Наконец, научное мышление должно приносить практическую пользу в отличие от бесполезности метафизики, а также теологического провиденциализма, которые обрекают человека на пассивность. Знания необходимы, чтобы «развить нашу способность судить о своей природе и состоянии». Комт, как и Ф. Бэкон, подчеркивал «великую практическую цель наук», но утверждал, что наука не должна ограничиваться изучением непосредственной пользы. В начале курса он пишет, что как бы ни были велики услуги, оказанные науками промышленности, мы не должны забывать, что они имеют прежде всего более прямую и возвышенную цель — удовлетворить наш разум в его основной потребности — знании законов явлений.
Все науки имеют специфические методы, поэтому каждая из них рассматривается Контом отдельно и классифицируется по принципу возрастающей сложности предмета, что соответствует историческому порядку возникновения наук. Исторический порядок наук представляет собой общую картину развития научного метода. На первом месте стоит геометрия, которая является наиболее абстрактной. Она представляет собой «набор логических инструментов, подготовленных для целей дедукции и координации наук». Но даже здесь «наблюдение служит основой для размышлений». Механика менее рациональна, потому что она обращается к реальности в своих построениях. Далее следует астрономия; она «столь же рациональна, сколь и позитивна», поскольку основана непосредственно на наблюдениях. В результате астрономия является образцом «философского единства, которое должно быть целью всей науки». Более сложная природа объектов физики и химии соответствует новой форме наблюдения — эксперименту. Целостность живого организма заставляет биологию ограничить роль аналитического метода в пользу сравнительного метода. Науку об обществе — социологию — Конт дополняет историческим методом.
Принцип социального консенсуса
Социология рассматривалась Контом как самая важная наука в практическом плане. Социальные явления изучаются систематически как социальный порядок, исторически как социальный прогресс. Комт видит здесь сходство с изучением биологических явлений, которые он делит на явления организации живых существ и их роста. Как в организме не может быть жизненной силы без надлежащей организации, так и в обществе не может быть прогресса без порядка. Комте пытался сформулировать точные, даже количественные законы социальной статики и динамики, подобные законам механики. Основным принципом социального порядка и, соответственно, основным законом социальной статики является принцип целостности социального организма: все части должны функционировать согласованно. Из примата целого над частями вытекает специфически противоречивое понимание прав личности: «Позитивизм признает за индивидом только одно право — его обязанность делать».
Основные социальные институты, такие как семья, государство, изучались Контом на основе принципа социального консенсуса. Семья — это простейшая ячейка общества, в которой главная роль принадлежит женщине, воспитывающей детей в духе альтруизма. Государство служит для сохранения социальной сплоченности, предотвращения анархии, расхождения идей, интересов. Она выполняет экономические, но прежде всего политические и моральные функции. Комте, ссылаясь на Средневековье, высказал мысль о необходимости разделения духовной и мирской власти. Духовная власть, отвечающая за нравственность и разум, должна принадлежать философам-позитивистам, «просветителям народа»; светская власть должна принадлежать практическим людям, буржуазии, под руководством банкиров. В развитии общества Конт придавал большое значение нравственному совершенствованию, преодолению природного индивидуализма, формированию хороших эмоциональных и моральных отношений.
В последние годы жизни Конта его философия приобретает религиозное значение. Он разработал «позитивную религию» с культом «Великого существа» (фр. legrand Eire), человечества, объекта любви и поклонения. Эта религия, по мнению ученого, дает наивысшую санкцию идеям позитивизма, которые смогут объединить людей в новую церковь. В своем катехизисе Комт вводит имена «святых» — людей, совершивших заслуги в истории человечества (Моисей, Гомер, Данте и т.д.), предлагает календарь для их особого почитания и т.д. Один из последователей Конта, отец Лаффит, возглавил «Церковь человечества» в Париже, и «позитивная религия» до сих пор существует в некоторых странах.
Философия Конта повлияла как на историю позитивистской философии, так и на другие течения, особенно на историческую и социальную эпистемологию. Это стимулировало историко-научные исследования (Ж. Сартон, П. Таннери, П. Дюэм) и создание различных программ по философской истории науки. Роль Конта как основателя социологии трудно переоценить. Его политическое учение оказалось влиятельным и во Франции (И. Тэн, Ш. Моррас), особенно в период Второй империи. В 1860-х годах контизм проник в рабочее движение: французская группа «пролетарских позитивистов» приняла участие в Первом Интернационале.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института