что привез на луну космический аппарат берешит
Лунная миссия «Берешит» – характеристики аппарата, серия маневров и самый длинный путь на Луну
Какой двигатель установлен на аппарате «Берешит»? Что за научные приборы есть на его борту? Какие маневры должен совершить аппарат, чтобы добраться до Луны? Сколько километров он пролетит за 47 дней своего полета?
Силами и средствами лишь одной небольшой частной компании отправить в космос лунный аппарат невозможно, но с помощью международного космического сообщества можно превратить идею в реализуемый на данный момент полноценный проект.
Участники проекта, задействованные в миссии «Берешит»:
— команда молодых израильских ученых и инженеров из компании SpaceIL,
— ISA (израильское космическое агентство),
— IAI (концерн «Авиационная промышленность Израиля»),
— компания Spaceflight Industries (США, организатор вывода аппарата «Берешит» на орбиту),
— компания SpaceX (США, ракета-носитель Falcon 9),
— Шведская космическая корпорация (Swedish Space Corporation),
— компания Cobham (Швеция),
— компания Ramon Chips (Израиль).
Ведь SpaceIL – это по мировым меркам небольшая организация, в ее штат входят порядка 200 человек, причем большая часть из них — это добровольцы-ученые и инженеры, которые “стремятся содействовать развитию технологического и научного прогресса в Израиле”.
На фото Даниэла Герон – инженер компании SpaceIL.
Общая стоимость разработки, подготовки и организации всех действий для реализации проекта «Берешит» – 100 миллионов долларов.
Это не коммерческий проект, так как, например, финансовой выгоды от совместной работы с израильской компанией SpaceIL у NASA не будет, а вместо этого такое плотное их сотрудничество позволит NASA получить ценную научную информацию с магнитометра аппарата «Берешит».
«Такой тип сотрудничества выгоден любой стороне. Чтобы продолжить успешно исследовать Луну и Марс, нам необходимы партнеры. Чем шире будет наша партнерская сеть, тем лучше это будет для мировой науки в целом», — сообщил Стив Кларк, заместитель руководителя развития исследовательских систем NASA.
Компоненты первого частного лунного аппарата «Берешит»
— высота аппарата «Берешит» составляет около 1,5 метра, диаметр 2 метра (2.3 метра между посадочными опорами);
— масса 585 килограмм с топливом (масса топлива – 390 кг), 195 кг без топлива.
На самом деле, данные о массе топлива и массе аппарата разнятся, где-то указано, что масса аппарата без топлива 150 кг или 160 кг, но цифра в 585 кг общей стартовой массы – это почти константа во всех материалах.
Аппарат «Берешит» на финальных стадиях тестирования элементов и приготовления к старту:
Двигатель аппарата «Берешит» — это специальный адаптированный (для миссии «Берешит» была сделана его доработка путем укорачивания сопла и прибавки тяги) химический ракетный блок семейства LEROS (для применения на спутниковых платформах) — модификация LEROS 2b на гидразине (монометилгидразине) с тягой в 45 кгс (441H), что немного больше его штатных характеристик в 41,5 кгс (407H).
2. Бортовая электроника.
В качестве основного элемента бортового компьютера в аппарате «Берешит» используется двухядерный процессор Gaisler HiRel GR712RC компании Cobham.
Технологически чип базируется на основе LEON SPARC и произведен с использованием уникальной радиационно-стойкой кремниевой технологии.
Компания SpaceIL стала первым заказчиком данного процессора и инженеры SpaceIL написали для него специальное программное обеспечение еще до осуществления фактической поставки и прогонки на аппарате «Берешит».
GR712RC — двухъядерный процессор LEON3FT SPARC V8. Может работать на частоте до 125 МГц во всем диапазоне военных частот. Это обеспечивает до 300 DMIPS и 250 MFLOPS пиковой производительности. Интегрирует расширенные протоколы интерфейса, в том числе SpaceWire, CAN, SatCAN, UART, 1553B, Ethernet, SPI, I2C, GPIO и другие. Имеет высокоскоростные интерфейсные шины для внешней памяти SDRAM / SRAM / PROM / EEROM / NOR-FLASH. Доказанная радиационная стойкость — до 300 крад. Низкое энергопотребление.
По данным из комментария amartology: прелесть этого процессора как раз в том, что он произведен по самой обычной коммерчески доступной технологии (TowerJazz 180 нм, made in Israel), примерно такой же, на которой контроллеры для электрочайников делают. Обеспечение радстойкости без вмешательства в технологию, за счет схемотехники и топологии элементов, что обходится на порядок-другой дешевле, чем если бы техпроцесс разрабатывали специально.
Бортовая камера аппарата «Берешит» — это 8-мегапиксельная Imperx Bobcat B3320C с оптикой Ruda.
Количество камер на аппарате: 6 шт.
И первые кадры с этой камеры должны были быть сделаны как раз во время полета к Луне аппарата «Берешит», а потом уже после посадки (кстати процедуру посадки тоже будет эта камера снимать, конечно), если все удачно получится, то планируется запечатлеть на лунной поверхности максимальное количество кадров, сколько сможет сделать камера до выхода из строя в результате перегрева.
Телеметрию и данные с камеры аппарата в ЦУПе проекта «Берешит» получают с помощью коллег из Швеции и аппаратуры научно-космического центра в Кируне, на севере Швеции.
Вид на камеру в процессе сборки аппарата:
Вот тут на картинке примерно видно, как размещена камера и табличка с первым фото из этой публикации.
4. Научные приборы на борту аппарата «Берешит»:
На борту аппарата «Берешит» размещен магнитометр (производитель — Институт Вейцмана, Израиль), с помощью которого планируется провести серию замеров магнитного поля Луны в зоне приземления.
Так же на аппарате «Берешит» установлен массив лазерных уголковых отражателей (производитель — Центр космических полётов им. Годдарда, США).
Вот фото одного из отражателей, который по размерам меньше компьютерной мышки:
Данный инструмент имеет восемь отражающих плоскостей, установленных в куполообразной алюминиевой раме. Такая структура позволяет устройству отражать свет, поступающий с любой стороны, обратно к источнику.
Лазерный альтиметр LRO (лунный орбитальный зонд NASA), предназначенный для составления карты высот, будет посылать лазерные световые импульсы на уголковый отражатель аппарата «Берешит», а затем измерять, сколько времени требуется свету, чтобы вернуться назад.
Используя эту технику, инженеры NASA и SpaceIL планируют, что смогут определить местоположение аппарата «Берешит» с точностью до 10 сантиметров.
Так же, когда аппарат «Берешит» будет выполнять процедуру посадки, то LRO (лунный орбитальный зонд NASA) проведет анализ “выхлопных газов” главного жидкостного двигателя.
«Наша команда попытается “увидеть”, как вещества, испускаемые двигателем аппарата будут вести себя над поверхностью Луны», — сказал Джон Келлер, ученый NASA из проекта LRO.
5. Система связи и обмена данными (телеметрии и управления).
У компании SpaceIL нет своего центра космической связи, так что организация передачи данных между ЦУПом на Земле и аппаратом «Берешит» в космосе — это сложный процесс, в котором задействованы:
— сеть антенн Шведской космической корпорации (Swedish Space Corporation), благодаря которой аппарату «Берешит» передаются навигационные команды и отслеживается его траектория;
— сеть дальней космической связи NASA (DSN) для управления аппаратом «Берешит» и передачи научных данных от аппарата на Землю после его посадки на Луне.
DSN — это сеть радиотелескопов и система из десятков огромных антенн для связи с космическими кораблями в глубоком космосе, управляется она Лабораторией реактивного движения NASA в Пасадене (штат Калифорния).
Про маневры аппарата «Берешит» на пути к Луне
Видео о выполнении планируемого комплекса маневров аппаратом «Берешит»:
По предварительным данным отсюда, можно составить таблицу космических маневров аппарата «Берешит».
Главная часть полета — это выполнение серии маневров (включение двигателей на несколько секунд или даже минут) для увеличения апогея своей эллиптической обиты после каждого витка вокруг Земли.
Вот как эта серия маневров выглядит в описании от SpaceIL:
Анализируя информацию о планируемых маневрах и о текущих данных состояния аппарата «Берешит», можно составить такую таблицу:
Доклады о состоянии миссии «Берешит» выкладываются тут твиттер Israel To The Moon команда SpaceIL.
7 марта 2019 года был успешно выполнен третий маневр — орбита с апогеем 270000 км, включение двигателя для разгона на 152 секунды.
Путь к Луне аппарата «Берешит»
Оказывается, что аппарат «Берешит», в случае успеха, побьет своеобразный рекорд — он летит на Луну по самой длинной траектории из возможных.
Вот мне и стало интересно, а какое именно расстояние (хоть и оценочное, но все же достаточное для понимания размаха данной миссии) пройдет в космическом пространстве этот аппарат за 47 дней?
Примем за основные данные таблицу маневров аппарата и получаем вот такую оценочную таблицу для его траектории:
Таким образом, более 5,5 миллионов километров аппарат «Берешит» пролетит за 47 дней, чтобы достигнуть финальной точки своей миссии – посадки на Луну.
Средняя скорость 1354 м\с или 4874,4 км\ч.
По данным от SpaceIL, путь еще длиннее — 6,5 миллионов километров!
Место посадки аппарата «Берешит»
По расчетным данным аппарат «Берешит» должен совершить мягкую посадку 11 апреля 2019 года на темной лавовой равнине, известной как Море Ясности, недалеко от региона, в котором 11 декабря 1972 прилунились астронавты миссии «Аполлон-17».
Но после посадки ранее планировался (хотя это действие не заявлено в последних обзорах от SpaceIL и может быть отменено еще на стадии запуска — ждем по факту) выполнить еще один маневр – этакий дополнительный «прыжок» на расстояние до 500 метров (если хватит топлива), чтобы выполнить «лунный ровер-норматив» по передвижению по Луне и, может быть, сразу подняться на шестое из восьми мест по длине перемещения на лунной поверхности среди роверов:
В любом случае, даже без совершения прыжка это будет интересная посадка, тем более, что ее обещают в SpaceIL записать на видео и показать через некоторое время в открытом доступе.
Планируемый район посадки аппарата «Берешит»:
В любом случае, будет выполнен прыжок или нет, аппарат «Берешит» приступит к научным исследованиям, также планируется сделать несколько панорамных снимков высокого разрешения поверхности Луны.
У аппарата «Берешит» нет тепловой защиты и систем охлаждения, расчетное время работы на поверхности Луны примерно двое земных суток (трое суток максимум), потом его электроника выйдет из строя из-за перегрева, связь с аппаратом будет потеряна, и он станет новым лунным памятником в Море Ясности, рядом с Луноходом-2 (миссии Луна-21) и модулями миссии Аполлона-17.
Лунная миссия «Берешит»: посадка-авария-падение на Луну
11 апреля 2019 года в 22.25 по МСК выполнена аварийная посадка (падение на поверхость Луны) первого частного аппарата на Луну.
Более 47-ми суток полета в космическом пространстве позади, пройдено свыше 6,5 миллионов километров дистанции, совершено невозможное — побеждены проблемы с ослеплением датчиков положения и перезагрузки бортового компьютера в процессе выполнения важных маневров на орбите Земли, выполнен сложный гравитационный прыжок на орбиту Луны, и 11.04.2019 первый Израильский космический аппарат «Берешит» совершил жесткую и разрушительную посадку на видимой стороне Луны в Море Ясности (отказ одного из инерциальных блоков ориентации).
Хотя, 1 миллион долларов от XPRIZE команда проекта получит.
Внимание, внутри очень много картинок.
Этот момент ждали очень долго. Но не дождались. Аппаратура ориентации подвела под самый конец процедуры посадки.
Предполагается, что диаметр образовавшегося кратера после падения от 3 до 5 метров и зонд LRO может его зафиксировать. Аппарат «Берешит» врезался в поверхность Луны под малым углом (
8°), кратер может быть вытянутым.
Израиль — 7-я страна, которая «уронила» космический аппарат на Луну:
Израиль на данный момент так и не стал четвертой страной, которая организовала посадку на Луне своего научного аппарата, после СССР (1959), США (1966) и Китая (2013), опередив Индию буквально на несколько дней/месяцев.
Эта авария при финальной части процедуры прилунения аппарата «Берешит» не считается посадкой, так как аппарат оказался полностью разрушен ударом о поверхность.
Интерактивная карта с аппаратами тут находится.
Проект считается удачным, если все его вехи завершены.
Основные вехи миссии «Берешит» пройдены, кроме последней — там неудача:
Кратко о миссии «Берешит»: 8 лет разработки, стоимость проекта 100 миллионов долларов, 200 добровольцев-ученых и инженеров, 47 дней полета и более 6.5 миллионов километров преодолено, на старте 380 килограмм топлива, 6 бортовых камер, и 1 посадка, только 48 часов работы на Луне и решенные удаленно проблемы и неполадки в космическом пространстве.
Проблемы и решения, которые были в космосе (было много перезагрузок БК!):
Цель миссии: стремление содействовать развитию технологического и научного прогресса в Израиле, совершить первую в мире частную космическую лунную программу.
Список стран (первые орбитеры учтены) с аппаратами на орбите Луны:
1. Луна-10, СССР, 1966 год;
2. Lunar Orbiter 1, США, 1966 год;
3. Hagoromo, Япония, 1990 год;
4. SMART-1, ESA, 2005 год;
5. Чанъэ-1, Китай, 2007 год;
6. Чандраян-1, Индия, 2008 год;
7. Beresheet, Израиль, 2019 год.
— начало миссии: 22 февраля 2019 года;
— планируемое окончание миссии: посадка 11 апреля 2019 года, потеря связи с аппаратом 14 апреля 2019 года;
— траектория движения до Луны (фактически – максимальная из возможных): сложная, изменяемая путем выполнения серии маневров (включение двигателей на несколько секунд или даже минут) для увеличения апогея своей эллиптической обиты после каждого витка вокруг Земли;
— высота аппарата «Берешит» составляет около 1,5 метра, диаметр 2 метра (2.3 метра между посадочными опорами);
— масса 530 килограмм с топливом (масса топлива – 380 кг), 150 кг без топлива;
— основной двигатель: модификация LEROS 2b;
— основной элемент бортового компьютера: двухядерный процессор Gaisler HiRel GR712RC;
— шесть 8-мегапиксельных камер Imperx Bobcat B3320C с оптикой Ruda;
— научные приборы: магнетометр, массив лазерных уголковых отражателей.
С помощью магнитометра (производитель — Институт Вейцмана, Израиль) планируется провести серию замеров магнитного поля Луны в зоне приземления.
Лазерный альтиметр LRO (лунный орбитальный зонд NASA), предназначенный для составления карты высот, будет посылать лазерные световые импульсы на уголковый отражатель аппарата «Берешит», а затем измерять, сколько времени требуется свету, чтобы вернуться назад.
Используя эту технику, инженеры NASA и SpaceIL планируют, что смогут определить местоположение аппарата «Берешит» с точностью до 10 сантиметров.
Так же, когда аппарат «Берешит» будет выполнять процедуру посадки, то LRO (лунный орбитальный зонд NASA) проведет анализ “выхлопных газов” главного жидкостного двигателя.
У компании SpaceIL нет своего центра космической связи, так что организация передачи данных между ЦУПом на Земле и аппаратом «Берешит» в космосе — это сложный процесс, в котором задействованы:
— сеть антенн Шведской космической корпорации (Swedish Space Corporation), благодаря которой аппарату «Берешит» передаются навигационные команды и отслеживается его траектория;
— сеть дальней космической связи NASA (DSN) для управления аппаратом «Берешит» и передачи научных данных от аппарата на Землю после его посадки на Луне.
DSN — это сеть радиотелескопов и система из десятков огромных антенн для связи с космическими кораблями в глубоком космосе, управляется она Лабораторией реактивного движения NASA в Пасадене (штат Калифорния).
Аппарат «Берешит» разработан организаций SpaceIL, которая поддерживается в основном частными инвесторами, в том числе американским магнатом Шелдоном Адельсоном и миллиардером Моррисом Каном, которые так же являются соучределями Amdocs (DOX), одной из крупнейших компаний Израиля.
Силами и средствами лишь одной небольшой частной компании отправить в космос лунный аппарат невозможно, но с помощью международного космического сообщества можно превратить идею в реализуемый на данный момент полноценный проект.
Участники проекта, задействованные в миссии «Берешит»:
— команда молодых израильских ученых и инженеров из компании SpaceIL,
— ISA (израильское космическое агентство),
— IAI (концерн «Авиационная промышленность Израиля»),
— компания Spaceflight Industries (США, организатор вывода аппарата «Берешит» на орбиту),
— компания SpaceX (США, ракета-носитель Falcon 9),
— Шведская космическая корпорация (Swedish Space Corporation),
— компания Cobham (Швеция),
— компания Ramon Chips (Израиль).
Ведь SpaceIL – это по мировым меркам небольшая организация, в ее штат входят порядка 200 человек, причем большая часть из них — это добровольцы-ученые и инженеры, которые “стремятся содействовать развитию технологического и научного прогресса в Израиле”.
По расчетным данным аппарат «Берешит» должен совершить мягкую посадку 11 апреля 2019 года на темной лавовой равнине, известной как Море Ясности, недалеко от региона, в котором 11 декабря 1972 прилунились астронавты миссии «Аполлон-17».
В SpaceIL обещали записать посадку на видео и показать через некоторое время в открытом доступе.
Планируемый район посадки аппарата «Берешит»:
У аппарата «Берешит» нет тепловой защиты и систем охлаждения, расчетное время работы на поверхности Луны примерно двое земных суток (трое суток максимум), потом его электроника выйдет из строя из-за перегрева, связь с аппаратом будет потеряна, и он станет новым лунным памятником в Море Ясности, рядом с Луноходом-2 (миссии Луна-21) и модулями миссии Аполлона-17.
Дата 11 апреля 2019 года выбрана исходя из того, что на поверхности Луны в зоне посадки в это время будет солнечно, но не жарко. А ведь температура на лунной поверхности достигает +127°С в зависимости от степени освещенности.
Таким образом, посадку аппарат «Берешит» должен произвести в северной части Моря Ясности через 48 часов после рассвета в этом регионе, когда температура будет относительно небольшой.
При посадке бортовой компьютер аппарата «Берешит» в автоматическом режиме найдёт наиболее подходящий безопасный для посадки участок (ограничение все же есть: площадь планируемой зоны посадки 30 квадратных километров).
С помощью двигателей аппарат «Берешит» уменьшит свою скорость до 0, после чего на высоте пяти метров над поверхностью Луны будет произведено полное отключение двигателей.
Далее, аппарат «Берешит» начнет медленное свободное падение на лунную поверхность с последующим касанием. Если всё пройдет гладко, то в этот момент аппарат «Берешит» станет первым частным космическим аппаратом на Луне.
Планируемое место посадки аппарата «Берешит» находится в этом районе поверхности Луны:
Почему же выбрали место для посадки именно в море Ясности?
Критерии выбора площадки для посадки аппарата «Берешит»:
Видеотриптих о миссии «Берешит»:
Короткое (12 секунд) видео с бортовой камеры аппарата «Берешит» было записано вскоре после отделения от Falcon 9. На заднем плане видны контуры установки с основной полезной нагрузкой (индонезийский спутник связи), выполняющей коррекцию своего положения, слева сбоку видна Луна. В конце ролика срабатывает механизм выдвижения посадочной опоры аппарата «Берешит», которая была сложена в момент старта.
Фото с расстояния 15000 км:
Фото от 3 марта 2019 года с расстояния 37600 км:
Фото с расстояния 131000 км:
Фото с расстояния 265000 км:
31 марта 2019 года аппарат «Берешит» совершил последний облет Земли и на расстоянии 16000 км сделал вот такую замечательную фотографию (видны Арабский полуостров и северо-восточная часть Африки):
4 апреля 2019 года, расстояние до поверхности Луны 500 км. Белый диск — это Земля! Вид на обратную сторону Луны.
Лунные фотографии с 7 апреля 2019 года:
Расстояние до Луны 550 км:
Расстояние до Луны 2500 км:
8 апреля 2019 года (выполнены новые маневры для уменьшения параметров орбиты):
9 апреля 2019 года (выполнены новые маневры — выход на круговую орбиту с высотой над поверхностью 200 км и периодом обращения 2 часа, 78 секунд работали двигатели, потрачено 12 килограмм топлива):
10 апреля 2019 года — выполнен финальный предпосадочный орбитальный маневр — выход на эллиптическую орбиту с апоцентром 200 км и перицентром 15-17 км.
Все, далее только посадка, ведь в расчетом районе приземления уже лунный день начинается!
Траектория лунных маневров аппарата «Берешит»:
Карта места посадки и снимок LRO с тремя уточненными районами посадки Beresheet (Posidonius 1 — основной, Posidonius 2 и 3 — резервные):
ЦУП SpaceIL и Israel Aerospace Industries (IAI):
А теперь немного вернемся назад в прошлое и посмотрим, как создавали и тестировали аппарат «Берешит»
Как собирали аппарат «Берешит»:
Про предстартовую подготовку аппарата «Берешит»
Перед стартом аппарат «Берешит» и его элементы проходили множество специальных тестов:
Проводились испытания функциональности механизмов посадки на прототипе аппарата.
Тестирование опор и структуры корпуса аппарата в режиме посадки:
Высотные крановые тесты для динамических испытаний работы различных датчиков аппарата «Берешит», включая калибровку и настройку датчика посадки:
Сложные тесты на восприятие аппарата Землянами:
Одна из самых главных частей аппарата «Берешит» — топливные баки (вместе с топливом баки в процентном отношении составляют 80% от всей массы аппарата).
К полоскам сверху и снизу на баках подключены датчики контроля температуры, с помощью которых происходит мониторинг состояния топлива, а сами полоски — это специальные нагревательные элементы для терморегулирования топлива, которые специально разработаны для организации SpaceIL и аппарата «Берешит».
Фотографии космического пространства аппарат «Берешит» делает с помощью шести 8-мегапиксельных камер Imperx Bobcat B3320C с оптикой Ruda.
На борту каждой камеры:
— два видеопроцессора — для резервирования (в случае неисправности чтобы она далее могла работать);
Вес камеры составляет
130 грамм, корпус камеры изготовлен из титана.
Даже для маленьких детей вышла книжка об аппарате «Берешит»:
Видеоурок для детей об аппарате «Берешит» (даже не понимая языка по картинкам очень интересно смотреть):
Уже есть футболки и кепки с символикой миссии «Берешит»:
А теперь о посадке аппарате «Берешит» 11 апреля 2019 года:
Видео о процедуре посадки:
Немного об основных моментах посадки:
Поверхность Луны покрыта кратерами и имеет сложный рельеф:
Для организации посадки аппарата «Берешит» нужно 30 кв.км относительно ровной поверхности.
11 апреля 2019 года в зоне посадки уже будет солнечно и светло:
Фактически, у аппарата «Берешит» будет 2-3 дня, пока не начнется пик солнечной активности в месте посадки:
Финальная Лунная орбита аппарата «Берешит» эллиптическая с апоцентром 200 км и перицентром 15-17 км (до 30 км).
Скорость аппарата «Берешит» на орбите 1.7 км/с:
На расстоянии 800 км от места посадки начинаются посадочные процедуры:
Аппарат «Берешит» получит серию команд из ЦУП:
Будут активированы датчики посадки (основной и резервный):
Будет начата процедура изменения положения (ориентации) аппарата «Берешит»:
Процесс стабилизации и выравнивания положения перед посадкой очень важен:
Кстати, топлива уже осталось не так много (по расчетам оценочным около 100 кг):
После окончания подготовительных процедур перед посадкой, у бортового компьютера аппарата «Берешит» и в ЦУП будет возможность оценить состояние систем и готовность к посадке, если что-то будет работать не корректно, то процедура посадки будет отменена, если все штатно, то после начала следующего этапа посадки больше никакой отмены сделать уже не получится:
Если все идет штатно, то аппарат «Берешит» начнет снижать свою орбитальную скорость и уменьшать расстояние до поверхности Луны с помощью основного и вспомогательных двигателей, эта процедура займет 15 минут:
На высоте 5 км от поверхности Луны аппарат «Берешит» измерит с помощью бортовых лазерных дальномеров расстояние до поверхности, чтобы окончательно проработать процедуру посадки по текущим параметрам, скорректировать маневры двигателями и переходить к финальной фазе посадки:
На высоте 1 км начнется плавное выравнивание аппарата «Берешит» из горизонтального положения (двигатели вперед, торможение) в вертикальное положение (двигатели снизу, торможение, остановка, падение) и далее снижение до 5 метров от поверхности Луны:
На высоте 5 метров от поверхности Луны двигатели аппарата «Берешит» отключатся и он перейдет в режим свободного падения, которое продлится 2-3 секунды:
Посадка аппарата «Берешит» на поверхностность Луны:
Вечер 11 апреля 2019 года — позади 1128 часов полета, теперь всего 48 часов осталось работать и находиться на связи аппарату «Берешит» на лунной поверхности, пока его оборудование не выйдет из строя.
У аппарата «Берешит» нет тепловой защиты и систем охлаждения, расчетное время работы на поверхности Луны примерно двое земных суток (трое суток максимум), потом его электроника выйдет из строя из-за перегрева, связь с аппаратом будет потеряна, и он станет новым лунным памятником в Море Ясности, рядом с Луноходом-2 (миссии Луна-21) и модулями миссии Аполлона-17.
У компании SpaceIL нет своего центра космической связи, так что организация передачи данных между ЦУПом на Земле и аппаратом «Берешит» в космосе — это сложный процесс, в котором задействованы:
— сеть антенн Шведской космической корпорации (Swedish Space Corporation), благодаря которой аппарату «Берешит» передавались навигационные команды и отслеживалась его траектория до Луны;
— сеть дальней космической связи NASA (DSN) для управления аппаратом «Берешит» и передачи научных данных от аппарата на Землю после его посадки на Луне.
DSN — это сеть радиотелескопов и система из десятков огромных антенн для связи с космическими кораблями в глубоком космосе, управляется она Лабораторией реактивного движения NASA в Пасадене (штат Калифорния).
На данный момент несколько антенн DSN задействованы в системе связи с аппаратом «Берешит».
Посадка 11 апреля 2019 года.
В ЦУПе SpaceIL 11 апреля 2019 года не протолкнуться. Хотя посадка и назначена на вечернее время, интерес и ажиотаж со стороны прессы и ученых, а так же всех, кто был задействован в этом проекте — просто огромен.
Время посадки аппарата «Берешит» 11 апреля 2019 еще уточняется инженерами в ЦУП (the landing time will be updated after the Flight Dynamics team makes the final calculations on Thursday morning) и будет известно только в четверг ближе к обеду, но есть у посадки 2 вехи:
— примерно равное часу окно времени посадки: The estimated landing time is currently scheduled between 22:00-23:00 Israeli time;
— 30-ти минутное окно процедуры посадки: The landing process will start 30 minutes before touchdown.
Ближе к 11 апреля даже заявлялось, что есть четыре посадочные окна между 5 AM и 6 PM местного времени, даже рассматривалась возможность посадки в первые часы ночи 12 апреля.
Во сколько времени посадка будет в разных частях мира:
05:00-06:00 on Friday, April 12 in Sydney
04:00-05:00 on Friday, April 12 in Tokyo
02:00-03:00 on Friday, April 12 in Bangkok
03:00-04:00 on Friday, April 12 in Beijing, Hong Kong
12:30-01:30 on Friday, April 12 in Mumbai
22:00-23:00 on Thursday, April 11 in Jerusalem and Moscow
21:00-22:00 on Thursday, April 11 in Paris, Johannesburg, Cairo
20:00-21:00 on Thursday, April 11 in London, Dublin
16:00-17:00 on Thursday, April 11 in Rio de Janeiro
15:00-16:00 on Thursday, April 11 in New York
14:00-15:00 on Thursday, April 11 in Chicago
13:00-14:00 on Thursday, April 11 in Salt Lake City
12:00-13:00 on Thursday, April 11 in Phoenix, Los Angeles, San Francisco
В итоге, днем 11 апреля 2019 года в ЦУП SpaceIL определились со временем посадки:
— 22:05 МСК — начало процедуры посадки;
— 22:25 МСК — посадка (прикосновение всех опор) на лунную поверхность.
Такое вижу впервые (управление аэропортов Израиля включило в четверг в свое электронное расписание на 22:00 прилунение аппарата «Берешит»):
Ожидаемая температура на поверхности Луны: от +80°C до +120°C.
В ЦУП подготовлены к посадке, проверка посадочных процедур:
Еще один виток вокруг Луны и потом уже посадочный заход.
Пролет над местом посадки:
Все, следующий виток — на посадку:
За 2 часа до посадки в ЦУП SpaceIL:
Талисманы инженеров тоже на дежурстве в ЦУП SpaceIL:
Началась фаза посадки:
Данные телеметрии перестали поступать, основной двигатель выключился и бортовая система не успела перезагрузиться, эта неполадка привела к жесткой посадке на высокой скорости и с высоты более 150 метров на Луну из-за отказа одного из инерциальных блоков ориентации.
Problem in one of Beresheet’s inertial measurement units. Ground controllers lost telemetry for a few moments but have reacquired telemetry.
We are still investigating. Our first observations showed that the spacecraft started to lose altitude from 10km above the Moon’s surface at a speed of 400-500km/h until the loss of communications, followed by a crash on the Moon’s surface.
Трудно будет найти место падения:
Последний кадр с аппарата «Берешит» (с высоты 8 км):
200 км на северо-восток — посадочная зона Apollo 11:
Фотография с бортовой камеры с высоты 22 км от поверхности Луны:
Инженеры не плачут:
Следить за миссией «Берешит» можно было с помощью:
— онлайн ресурса с симулятором и данными в реальном времени, о текущем состоянии миссии «Берешит»;
Так же, оказывается, есть еще такой вот интересный портал для изучения миссии «Берешит» и мониторинга параметров аппарата: «Where is Beresheet Probe».
В SpaceIL планировали, разрабатывали и реализовывали миссию «Берешит» как единовременную, но теперь планируют ее повторить через пару лет более успешно.
Однако, в IAI (Israel Aerospace Industries) планируют продолжать развивать данную лунную программу, с помощью которой можно доставить на Луну 30-60 кг научной полезной нагрузки.
К тому же, у концерна IAI уже есть соглашение с немецкой компанией OHB, в котором предполагается использование подобных космических аппаратов типа «Берешит» для выполнения миссий для Европейского космического агентства (ESA).