что такое четырехстопный храм
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Цитатник
хозяйкам на заметку *крахмал-от многих проблем* 1. Серебро. Красивые ложки и вилки можно отчист.
Некоторые тонкости пересадки фиалок Для пышного роста фиалок рекомендуется пересаживать их раз.
—Ссылки
ТИПЫ РУССКИХ ХРАМОВ
Успенский собор Московского Кремля
Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде
По своему внешнему виду крестово-купольные храмы представляют собой прямоугольный объем. С восточной стороны, в алтарной части храма, к нему пристраивались апсиды. Наряду со скромно украшенными храмами этого типа были и такие, которые поражали богатством и пышностью внешнего оформления. Примером снова может служить София Киевская, которая имела открытые арки, наружные галереи, декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и т.п.
Традиции строительства крестово-купольных храмов нашли продолжение в церковной архитектуре Северо-Восточной Руси (Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире и др.) Для их внешнего оформления характерны: закомары, аркатура, пилястры, прясло.
Успенский собор во Владимире
Дмитриевские соборы во Владимире
Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».
Церковь Вознесения в Коломенском
Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырехугольное основание – четверик. Восьмигранный шатер органично вырастает из четырехугольного здания храма.
Главный отличительный признак шатрового храма – сам шатер, т.е. шатровое покрытие, кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды. Облицовка глав, шатров и других частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры.
Храм со всех сторон окружен гульбищами – так в русской архитектуре назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия нижнего этажа – подклети. В качестве наружного украшения использовались ряды кокошников – декоративных закомар.
Шатер использовался не только для перекрытия церквей, но и для завершения колоколен, башен, крылец и других построек, причем как культового, так и мирского, светского характера.
Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными.
Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов.
Церковь Покрова Богородицы в Филях
Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.
Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.
Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря
Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры
Наиболее распространены в Древней Руси были символизировавшие вечную жизнь на небесах круглые в основании храмы-ротонды, главным составляющими внешнего оформления которых были: цоколь, апсиды, барабан, подзор, купол, паруса и крест.
Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль.
Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе.
Церковь Дмитрия на Крови в Угличе
СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Центр храма – подкупольное пространство, освещенное естественным дневным светом, проникающим через окна барабана.
По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.
Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.
Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.
Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.
Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.
Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).
Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.
Горнее место и трон для иерархов (19)
Диаконские врата (22)
Внешнее убранство храма
Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.
Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.
Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.
Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVI в.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.
Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.
Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.
Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.
Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.
Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.
Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).
По материалам книги Вл.Соловьева «Золотая книга русской культуры»
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Что такое четырехстопный храм
Четырехстолпные храмы
В последнем десятилетии XV века появились четырехстолпные храмы со сводами упрощенной конструкции, без подпружных арок. Барабан главы основывался прямо на сводах, перекрывающих подкупольный крест. Такие здания покрывались восьмискатпыми крышами. В селе Кобылье Городище церковь такого типа, построенная в самом конце XV или в XVI веке, сохранила до наших дней первоначальную форму покрытия. Техника псковского каменного строительства в XV веке стала еще совершеннее. Точность и чистота кладки, правильность очертаний арок, сводов, абсид, вертикальность углов в лучших постройках стали безукоризненными. Конечно, за века существования этих построек их кладка нарушилась от времени, разрушений, многочисленных неумелых переделок и поновлений XVIII—XX веков. В наше время именно эту неровность и деформированность стен и сводов многие считают за характерную особенность древнепсковской архитектуры и даже восхищаются ею и воспевают ее. Но это увлечение архаическим видом памятников уводит от истины. В тех местах, где кладка построек XV века сохранилась до нашего времени в малоповрежденном виде (например, в подцерковьях), можно убедиться в этом. Псковским каменным постройкам того времени была присуща пластичность форм, смягченность очертаний. Стены или только углы церковных зданий на некоторой высоте от основания псковские каменщики слегка заваливали внутрь здания. Кроме того, мягкость и скульптурность каменным зданиям придавала обмазка, которой тщательно обрабатывались все поверхности каменной кладки и их пересечения, впадины и выступающие части, все детали орнамента.
В XV веке установились типичные приемы каменной псковской орнаментики. Каноническим стало украшение барабанов церквей «бровками» над окнами, над ними — поясом орнамента из трех рядов впадин, а еще выше — рядом «кокошников»; украшение абсид тем же неизменным поясом из впадин, а средней абсиды, кроме того, так называемыми «валиковьши разводами»; обработка входных дверей храмов наличниками из ровных поставленных на ребро плит, украшение фасадов кишками с фресковыми изображениями в них.
Формы псковской каменной орнаментики были связаны с наиболее удобными приемами кладки и с особенностями материала. Среди пород псковской плиты есть известняки, выламывающиеся ровными слоями определенной для каждой породы толщины. Некоторые из таких известняков очень мягки. Псковские каменщики пользовались этим для создания орнаментации своих построек. Перекрывая отверстие окна в барабане церкви двумя наклонными плитками, каменщик укладывал над ними еще такие же ровные плитки, но выдвигая их на несколько сантиметров за лицо стенки, и таким образом получалась «бровка». Если наружная часть окна была расширена и расширение перекрывалось арочкой, то и бровка получалась закругленной. Таково же происхождение дверных наличников, также складывавшихся из ровных плит, обрамлявших дверной проем, из которых один выдвигались из стены, а другие углублялись.
Классический псковский орнаментальный пояс, состоящий из двух рядов прямоугольных и между ними одного ряда треугольных впадин, складывался из небольших, совершенно необработанных, а лишь обколотых до нужного размера плиток. Окончательная форма придавалась орнаменту обмазкой.
Характерно, что псковская архитектура XV и XVI веков из так называемых «архитектурных обломов», то есть профилей, вытесывавшихся в камне, употребляла только два — валик и полувалик (последний — значительно реже). Иногда они почти совсем не обтесывались, а просто подбиралась плита с очень ровным краем и лишь слегка подрубались ее углы, а иногда и этого каменщик не делал, рассчитывая на последующую обмазку, посредством которой валик слегка скруглялся.
В ту пору было куда больше, чем ныне, нищенства, выше смертность, множество болезней. Люди не чувствовали себя защищенным перед стихией огня, эпидемий, природными катаклизмами. В борьбе с ними проходила жизнь, поэтому столь сильно было стремление людей к объединению. Человек не мыслил себя вне общины и, отрываясь от нее, чувствовал себя изгоем. Однако община в средневековой Руси вовсе не была коммуной, основанной на уравнительных принципах. Это была, в первую очередь, организация территориальная, объединявшая дворовладельцев одной улицы или сотни в городе, одной губы или засады в сельской местности. Ни о каком равенстве в общине и речи быть не могло: «суседи», конечно, могли оказывать посильную помощь при постройке дома или уборке урожая в страду, но селяне-смерды или горожане-псковитины сильно отличались по своей «прожиточности». В условиях экстремального существования человека не страшила несвобода. Разница между волей и несвободой ощущалась не столь остро, как сейчас. Человек легко расставался со свободой, коль скоро она переставала его кормить, и становился холопом или поряжался в крестьяне. С другой стороны, любой господин холопа в Московском государстве сам называл себя холопом или слугой государевым. Великий князь тоже осознавал себя «рабом Божьим», причем понятие «раб» было синонимично понятию «работник».
Эта идеальная иерархия не вполне соответствовала реальному социально-политическому полю, в том числе и потому, что в Пскове эпохи независимости и Московском государстве бытовали разные системы представлений о власти и обществе. В средневековом Пскове категория «государь» использовалась, в первую очередь, для обозначения дворовладельца, хозяина, у которого работает изорник или наймит. В XV веке категория «господарь», а впоследствии «государь» стала использоваться для обращения к великому князю Московскому. При этом Псков осмыслялся как суверенная политическая структура, «Господин Псков», а понятие государства («господарства») по отношению к Пскову начало применяться лишь в 1460-х годах40. В Москве само государство осмыслялось как владение государя, великого князя, а после того как в состав Русского царства вошел
Псков, формула «государь Псковский» вошла в полный титул московских великих князей и царей. Осмысление «господар-ства Псковского» как владения государя основывалось на устойчивой оппозиции понятий «холоп» и «государь», хотя лично свободных жителей Пскова XVI—XVII веков невозможно уподоблять холопам. В обществе, всецело покоившемся на авторитете и предании, определявшимися волей государей, в том числе владельцев холопов, оставалось мало места для свободы личности. Всякое легитимное действие человека обусловливалось волей социума, поэтому в большинстве своем они были предсказуемыми и стереотипными. Даже говорящие на одном языке люди были оторваны друг от друга бескрайними и опасными пространствами. Гонцы от Москвы до Пскова ехали обычно 7—8 дней; весной или осенью в распутицу гонец мог ехать до 15 дней, как, например, Яков Шачебальцев в мае 1471 г.4′ Формула «не трудящийся да не ест» в эпоху средневековья была не моральным императивом, как сейчас, а отражением жизненной необходимости. Стоило одно лето не разрабатывать поле, как оно зарастало сорняками, через пять лет — кустарником, через десять — лесом «в кол». Природа быстро поглощала результаты труда земледельца. Столь же тяжелым и непрерывным был труд рядового горожанина. Собственно, образ жизни горожан и селян во многом был схожим: каждый горожанин имел скот, огород, нивы за городом. Из-за городских стен каждое утро летом выходило стадо, а зимой крики животных составляли такой же фон городской жизни, как шум автомобилей сейчас. Жителя города отделяла от крестьянина специализация: он кроме труда на земле или торговал, или промышлял ремеслом, или служил. Распорядителем общественного богатства делала горожанина грамотность. Крестьянин вез на городской рынок или на городской двор своего помещика продукты собственного труда, где их взвешивали, измеряли, фиксировали именно горожане — приказчики, приставы. Власть шла рука об руку с грамотностью, и лишенный этого важного преимущества крестьянин с веками становился крепостным.
Дивные храмы России
Русские церкви — это уникальное архитектурное явление в мировой культуре.
Почти уникальное, если быть точным. Эта архитектурная традиция пошла из Византии, но русские в результате создали свой собственный стиль. Главным образом он выражен в луковках — куполах церквей и богатстве решений внутри в общем-то строгой и четкой концепции.
Благодаря этому именно в России можно найти больше всего самых впечатляющих и поражающих воображение церквей и храмов.
Здесь будут представлены лишь немногие церковные сооружения, хотя в каждом населенном пункте есть своя красавица церковь или красавец монастырь.
Собор Василия Блаженного, Москва
Собор Василия Блаженного, расположенный в самом сердце столицы — на Красной площади, признан не только самым красивым храмом России, но и одним из самых впечатляющих религиозных памятников мира, внесенных в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенный в середине XVI века по приказу Ивана Грозного, этот собор с одиннадцатью цветными куполами стал самым узнаваемым символом Москвы. Как мы все знаем из школьной программы, возводивший его неизвестный мастер был ослеплен по приказу царя, чтобы больше никогда не иметь возможности создать подобное чудо.
Смольный собор Воскресенья Христова, Санкт-Петербург
Один из самых изысканных архитектурных шедевров Санкт-Петербурга Смольный собор Воскресения Христова начал строиться по велению императрицы Елизаветы Петровны. В монастыре при храме она планировала встретить старость, однако строительство собора, первоначальный проект которого принадлежал Растрелли, растянулось почти на сто лет. За это время экстерьер вобрал в себя черты не только узнаваемого елизаветинского барокко, но и классицизма, и, таким образом, превратился в уникальное и ни на что не похожее творение русской архитектуры.
Успенский кафедральный собор, Смоленск
В центре Смоленска на холме над городом возвышается величественный Успенский кафедральный собор в стиле барокко, возведенный в честь победы над Речью Посполитой. Его размеры по-настоящему впечатляют: высота — 70 метров, длина — 56,2 метра и ширина — 40,5 метров. Храм построен на месте другого, разрушенного в ходе обороны города, в начале XVII века, собора. Его возведение длилось более ста лет и в ходе работы проект неоднократно изменялся и совершенствовался — результат превзошел все ожидания!
Успенский кафедральный собор, Омск
Одна из главных достопримечательностей Омска появилась относительно недавно — в конце XIX века: тогда Успенский кафедральный собор был построен на средства горожан. В 30-е годы XX века по приказу советских властей храм был разобран. Восстановить его удалось лишь 70 лет спустя. И снова деньги на строительство собирали всем миром — за два года жители Омска пожертвовали на восстановление православной святыни в общей сложности несколько десятков миллионов рублей.
Казанский собор, Санкт-Петербург
Казанский собор в Северной столице построен по аналогии с собором Святого Петра в Риме — северный фасад здания в стиле ампир дополняет впечатляющая полукруглая колоннада из 96 колонн высотой 13 метров. Храм стал не только почитаемой верующими религиозной святыней, но и памятником русской воинской славы. Кроме того, площадь перед собором часто выбиралась местом для проведения политических и общественных демонстраций.
Удивительная церковь на Красной скале на высоте 412 метров над уровнем моря посвящена спасению царской семьи — в 1888 году Александр II с супругой и детьми чудом уцелел во время крушения поезда. Узнав об этом, местный купец Александр Кузнецов попросил дозволения построить в честь этого события церковь. Храм, хорошо заметный с моря, на протяжении всех лет всего своего существования служит морякам в качестве маяка, указывая путь во время штормов или туманов.
Церковь Преображения Господня, Кижи
Небольшой остров Кижи в Онежском озере известен на весь мир благодаря церкви Преображения Господня. Глядя на это сооружение, невозможно поверить, что оно полностью создано из дерева без единого гвоздя. Согласно легенде, построил храм в начале XVIII века местный плотник Нестор, используя один единственный топор, который он после завершения работы выбросил в озеро, чтобы никто не смог повторить его успех.
Никольский морской собор, Санкт- Петербург
Еще один шедевр стиля «елизаветинское барокко» — Никольский морской собор в Санкт-Петербурге. Он был построен во второй половине XVII века по прошению князя Михаила Галицина. Средства на его возведение были предоставлены морским ведомством, ведь храм был призван олицетворять славные дела российского флота. Неподалеку от собора расположена четырехъярусная колокольня, образующая с ним единый архитектурный ансамбль.
Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — это уникальный архитектурный комплекс, состоящий из более чем полусотни зданий, строительство которых велось в период с XIV по XIX век. Это крупнейший мужской монастырь России, первым игуменом которого был Сергий Радонежский. Лавра пережила татаро-монгольское нашествие, выдержала осаду польско-литовских интервентов, в советские времена была преобразована в историко-архитектурный музей, но одновременно была и есть крупнейшим православным мужским ставропигиальным монастырем России.
Храм Христа Спасителя, Москва
Храм Христа Спасителя на Волхонке построен в 1990-е годы, но является точной копией собора, стоявшего на этом месте в XIX веке и разрушенного при советской власти. Кстати, изначально храм Христа Спасителя должен был находиться на Воробьевых горах, но из-за неумелого руководства его возведение прекратилось на несколько лет. Вторую жизнь ему дал император Николай I, который лично выбрал место строительства и архитектурный стиль (византийский) нового храма.
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Ростов-на-Дону.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)
Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. Здание выстроено в стиле классицизма и увенчано пятью куполами на световых барабанах, составляющими главное украшение храма. На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части; сверху расположены полукруглые окна. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. В 1930 году храм стал патриаршим собором. Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте, построенное в 1658-1685 гг.. Собор был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Собор состоит из нескольких частей: в центре – четырехстолпный храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, с востока – подземная церковь св. Константина и Елены, а также сохранившиеся фрагменты колокольни.
Успенский собор, Владимир
Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира. Успенский собор – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. Годы постройки 1158-1189 гг. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.
Церковь Покрова на Нерли
В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благовещенский собор Казанского кремля, Казань
Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества. Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. Благовещенский собор в Казанском Кремле Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.
Софийский собор, Великий Новгород
Замечательный памятник архитектуры, который вобрал в себя не только черты русского, но и зарубежного зодчества. Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Величественный двухстолпный храм, высотою более 40 метров, который не имеет аналогов в средневековой Руси. Его венчают пять глав. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер. Высокие своды храма опираются на два массивных столпа, свет падает сверху от шатра-барабана, который как бы парит над иконостасом. История главного храма Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря насчитывает без малого шесть столетий. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Астрахань.
Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699—1710 годы, считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Благовещенский кафедральный собор, Воронеж
Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы.
Свято-Троицкий собор, Муром
Возведен в 1643 году. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.
Троице-Измайловский собор, Санкт-Петербург
Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.
Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург
Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь г. Старочеркасск
В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь).
Морской собор, Кронштадт
Ставропигиальный Никольский Морской собор заложен в городе-крепости Кронштадт по указу Императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия Российского флота и освящен в Высочайшем присутствии в 1913 году.
Вознесе́нский войсково́й кафедральный собор, Новочеркасск
Православный храм в Новочеркасске, второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества.
Здесь покоятся останки донских атаманов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова. В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад.
В 2010—2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе
Был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря. Собор поражает величественностью, красотой и соразмерностью линий. В нижнем храме складывается ощущение присутствия в древней христианской церкви. Верхний храм, залитый светом, яркий, восхищает превосходной росписью, изящным иконостасом, выполненным в Италии. А под куполом парит серебристый голубь — символ Святого Духа.
Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь
Расположен монастырь рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни в одном из красивейших уголков Святой Руси. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства.Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле». Проживающие здесь монахини, известны своим мастерством вышивать иконы бисером.
Канавка«представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».
Введе́нская О́птина пу́стынь —ставропигиальный мужской монастырь
Один из древнейших храмов России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Калужской области.
Храм Сергия Радонежского — традиционный православный храм, стоящий в городе Тула и являющий собой роскошное и весьма высокое здание из темно-красного закаленного кирпича, выполненное в псевдовизантийском архитектурном стиле и увенчанное массивным золоченным куполом. Храм впервые открыл свои двери прихожанам в 1898 году, а выстроен был благодаря финансам, которые изыскали митрополит Московский, а также Коломенский Сергий. Сейчас на основе церкви работает вновь созданная воскресная школа, где с детьми ведутся беседы о Боге. В подвале церкви стоит Подземный храм, посвященный Серафиму Саровскому, а также на территории участка церкви стоит колокольня с рабочей звонницей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов