что такое дом притча при храме
Дом причта
Церковно-причтовые дома и другие сооружения
Для удобства организации социального служения в каждом храмовом комплексе предусмотрен дом причта. «Храм — центр богослужебной жизни, место соединения земного с небесным, место встречи Бога с человеком, — сказал архиерей. — А вот дом причта — это место встречи человека с человеком. В домах причта размещаются воскресные школы, библиотеки, трапезные, службы милосердия».
Церковно-причтовые дома, предназначенные для служебно-бытовых целей, включают следующие основные группы помещений: входная, административная, трапезная, отдыха, подсобная. Кроме того, в зависимости от особенностей архитектурного решения храмового комплекса, а также учебной, благотворительной и хозяйственной деятельности прихода, в состав церковно-причтовых домов могут входить группы помещений крещальни, образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественных мастерских и др.
Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и сблокированными с другими зданиями вспомогательного назначения, входящими в состав храмового комплекса, в том числе с воскресными школами, богадельнями и др.
Наш храм совершает требы о беременных и бесчадных. На 1 июня 2013 года в требу о беременных записано 10686 женщин, в требу о бесчадных – 11656 человек. Записанные в требу нуждающиеся в помощи женщины и семьи просят принять их для того, чтобы они могли посетить храм как паломники, но местных жителей желающих приютить их нет, так как наша современная действительность настраивает людей быть настороженными по отношению к другим. Единственный выход из данной ситуации – построить дом причта, где можно будет принимать этих остро нуждающихся паломников.
Дом причта мы строим уже шестой год. Финансирование строительства дома причта не предусмотрено, средства изыскиваются нами за счёт участия храма в православных выставках и за счёт пасеки, которую мы содержим для получения меда и его реализации. Поэтому постоянно не хватает средств на строительство. видео смотреть здесь>>
В настоящее время ситуация со строительством следующая: выложены стены, дом под крышей, но нет всех окон второго этажа и мансарды, не начаты внутренние отделочные работы, подготовлена 1 комната для паломников, которая зимой отапливалась печкой – буржуйкой и принимала паломников.
Многие считают, что строительство храмов лежит на служащих церкви или богатых организациях, но на самом деле это не так. Мы очень благодарны жертвователям, с помощью которых мы поставили все окна в доме причта, но сейчас необходимо завершить отделочные работы, а это: отопление, проведение воды и канализации, чистовая отделка помещений.
Приходской совет храма Иоанна Богослова обращается к Вам с просьбой о возможности оказания пожертвования для завершения строительства дома причта, с целью возможности принятия паломников.
Приход храма Иоанна Богослова обращается с просьбой о помощи ко всем, кому небезразлична демография нашего отечества, а значит и будущее нашей многострадальной страны.
Спаси Вас Господи на многия лета!
Первое обещание Иисуса давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лук.6:38).
Будем благодарны за любую помощь!
Для чего нужен дом причта
Строительство храмов в современных условиях осуществляется в составе комплексов, которые включают в себя дом причта, имеющий кроме прочего, просветительское и хозяйственное назначение.
Храм – это не только стены, это люди. А они приходят сюда не только помолиться. «Вера без дел мертва», – сообщает в своем Соборном послании святой апостол Иаков (Иак. 2, 20). И слова его давно стали девизом для православных христиан. Жизнь прихода без приходской жизни пуста, как та смоковница, что не дала плода, когда Иисус Христос захотел утолить Свой голод.
главы Иоанна Предтечи
Дела милосердия, воспитание детей, работа с молодежью, просвещение – все это требует не только духовных устремлений, но и просто помещений, где смогут разместиться дети, чтобы изучать Закон Божий, петь в хоре, участвовать в различных кружках, где молодежь сможет собраться, чтобы обсудить свои проблемы и научиться жить настоящей жизнью, которая открывает путь к реализации Богом данных талантов, а не к прожиганию своего здоровья и душевных сил в праздности и унынии. Где можно проводить лекции и встречи с интересными людьми, смотреть кинофильмы на духовные темы и, наконец, помогать нуждающимся.
Ранее для этих целей на Руси строили при храмах дома причта, где помимо жилья для служащих Церкви размещались помещения для воскресной школы, благотворительных учреждений и даже паломнических гостиниц. Некоторые из этих построек сохранились до наших дней и продолжают служить людям сегодня.
Так, в доме причта на Большой Никитской улице (д. 20/1, стр. 1) ныне воскресная школа и трапезная храма Вознесения Господня (Малое Вознесение). А на Пятницкой улице (д. 4/2, стр. 9) сохранился небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. В советское время здесь располагались страшные коммуналки, а в начале 90-х годов в одной из них был открыт культовый клуб «Третий путь», действующий до сих пор. А в доме причта церкви Феодора Стратилата, что в Архангельском переулке, построенном в 1827 году, вместе с церковными работниками жили служащие Почтамта.
Современные храмы тоже строят с домами причта. Вот пример того, как видят храмовый комплекс XXI века нынешние архитекторы.
Дом причта
Из Википедии — свободной энциклопедии
Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.
После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесённого храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.
В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».
Причт
Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма).
Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
Этимология понятия
Причт (также Причет), от цр.-слав. причтатися, сопричтатися – «совокупиться», «сочетаться», «быть вместе», «присоединится», «быть сопричастным», то есть быть «причастным» / «причисленным» к приходу. Альтернативная, но менее популярная и не бесспорная точка зрения на происхождение понятия – связь с существительным «причитаніе», отсылающая к заупокойным богослужениям и роли певчих и священнослужителей в них. Здесь, правда, нужно заметить, что слово «причитание» может иметь значением не только «жалобные стихи по покойникам», но и «присоединение». Понятие «причт» встречается только в Русской Православной Церкви и на данный момент имеет два варианта употребления. Первый вариант – слово «причт» обозначает группу лиц, которые выполняют богослужебные обязанности и иную работу при определенном приходе. В широком смысле слова включает как мирян (староста, сторож и пр.), церковнослужителей (чтецов, пономарей, певчих), так и священнослужителей прихода (священников, диаконов). В узком смысле слова понятие ограничивается лишь мирянами и церковнослужителями. Член причта называется «причетник». В таком виде понятие «причт» довольно часто можно встретить в современной церковной и светской публицистике, а также исторических источниках. Второй вариант употребления – причт как духовенство и церковнослужители (конкретнее псаломщики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вариант изложен в современном Уставе Русской Православной Церкви.
Причт и клир: разница и сходство понятий
Несмотря на то, что понятие «причт» в широком смысле и «клир» пересекаются, тем не менее, они означают разные вещи. Понятие «клир» (греч. κλήρος «жребий») означает духовенство (священнослужителей и церковнослужителей, но нередко под духовенством подразумеваются только священнослужители) как особую общность, в состав которой не входят миряне. Понятие «причт» исторически включало в себя мирян, сослужащих священнослужителям – певчих, пономарей и пр. Причт, состоящий из священнослужителей (священников, диаконов) и «причетников» (псаломщиков, посвященных через хиротесию или нет) близок по значению понятию «клир» (понятию «духовенство», осмысливаемому широко). Иными словами, в причт входят не только миряне-причетники, но и священнослужители. Современный Устав Русской Православной Церкви определяет «причт» как духовенство храма (священство и псаломщика), отождествляя «клир» и «причт». До 1917 года понятие «клирик» (член клира) иногда употреблялось и в отношении «причетников», членов «причта» и тем самым упомянутое выше отождествление имеет исторические корни.
Причт до революции 1917 года
В средневековой Руси причетником являлся человек, не имевший хиротонии (не священник), имевший или не имевший хиротесии во чтеца или иподиакона, иными словами, исполнявший обязанности церковнослужителя (то есть «причтённый к клиру»). Причетников также называли «дьяками», в отличие от диаконов, то есть священнослужителей.
С течением времени понятие «причта» / «причетника» изменилось. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1898 году описывал причт следующим образом: «…состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.)»1. В некоторых случаях, чтец, псаломщик, алтарник или певчий не являлись «причетниками», то есть зачисленными в штат храма, по сути, выполняя свои обязанности на добровольных началах. Статья из упомянутого словаря отражает состояние причта как явления церковной жизни в Российской империи. Причт при приходе образовывался согласно штату прихода, который в свою очередь определялся правящим архиереем и консисторией, при достаточном количестве средств для содержания этого штата и согласно требованиям прихожан и священства. Архиерей в письменной форме обращался к Святейшему правительствующему Синоду для внесения изменений в состав штата того или иного прихода. Бюджет для содержания причта формировался на основе четырех источников: 1. Требоисполнения («требоисправления») для прихожан; 2. Земельной церковной собственности; 3. Помещений в церковных домах; 4. Жалованья. Я. И. Ивановский в работе «Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к уставу духовных консисторий и своду законов)» в 1893 году указывал на то, что жалованье для членов причта отсутствовало во многих епархиях Российской Православной Церкви, также не полагалось жалованье членам причта столичных приходов.
Причт в современной Русской Православной Церкви
Современный Устав Русской Православной Церкви определяет причт прихода в следующем составе: «священник, диакон и псаломщик». Также в Уставе излагается обязательное требование к причту: «…причт должен состоять не менее чем из двух лиц – священника и псаломщика». При этом не уточняется, в чем конкретно состоят обязанности псаломщика (и диакона), но указывается, что данная должность может быть заменена лицом в священном сане, таким образом, весь причт прихода современной Русской Православной Церкви может в своем минимальном воплощении состоять из двух представителей священства вне зависимости от их сана (епископа, пресвитера). Устав РПЦ определяет следующие права и обязанности состава причта: «Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы со своих мест в соответствии с церковной целесообразностью волей правящего архиерея, по личному прошению, или в соответствии с решением церковного суда. Члены причта не могут покидать приход без разрешения на то епархиальной церковной власти. Представитель причта одного прихода имеет право принять участие в богослужении другого прихода лишь с благословения правящего архиерея и при наличии документов, подтверждающих его каноническую правоспособность. Руководство причтом осуществляет настоятель прихода. Содержание причта входит в обязанности прихожан» (через решения приходского собрания)2.
Дом причта
С понятием «причта» тесно связано понятие о «доме причта» («причтовый дом», «приходской дом», «церковный дом»). Дом причта представляет собой жилое и/или нежилое здание на храмовой территории, предназначенное для служебного проживания членов причта и их семей, а также хозяйственной деятельности. Как правило, в доме причта могут располагаться помещения, предназначенные для подготовки богослужения – ризница (для хранения богослужебных облачений и утвари), трапезная, просфорня, помещения воскресной школы и пр. Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31–103-99, разработанный 27 декабря 1999 года архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата (АХЦ «Арххрам») предусматривает обязательное наличие «церковно-причтового дома» на храмовых территориях сел, в районных, муниципальных и областных центрах в качестве основного вспомогательного строения.
Примечания:
1 Причт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.
Дом причта
Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений.
В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия.
После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.
В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В списке представлены православные храмы, относящиеся к Москворецкому благочинию (также известному как Москворецкий благочиннический округ) Московской городской епархии Русской православной церкви. Географически храмы расположены на территории муниципальных районов Замоскворечье и Якиманка Центрального административного округа города Москвы.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.