что такое каноническая икона
Что такое каноническая икона
Л.А. Успенский в книге «Богословие иконы» пишет: «Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается соответствие, то есть подлинность передачи божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом. Основным критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий литургичности неотделим от истины Боговоплощения и Искупительной Крестной жертвы Спасителя».
Для канонической иконы характерны:
Наблюдение за взаимосвязью зрительной и сердечной деятельности обнаруживает, что расслабленному состоянию глаз соответствует сердечное восприятие.
Геометрия обратной перспективы в иконе настраивает зрение на панорамное восприятие, ее расходящиеся оси приводят глаза в расслабленное состояние, в результате икона воспринимается сердцем.
3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Преображенный мир иконы не имеет внешнего источника света, в ней все наполняется внутренним свечением. Фон в ней всегда ровный по цвету и свету, поэтому он исключает иллюзию перспективы и не пробуждает чувства пространства. Слово «фон» переводится с греческого языка как «свет», он символизирует свет духовного мира.
5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе Преображения Господня мы видим и Христа, поднимающегося с учениками в гору, и Господа Преобразившегося, и учеников павших «на лица свои» (Мф. 17,6), и их же, спускающихся с горы. Чтобы исключить чувство движения, которое связано с чувством времени, композиция иконы чаще всего строится статичной. Если движение невозможно исключить, тогда оно изображается нереальным.
Почему иконы должны быть каноничными?
Дмитрий Трофимов об иконах
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Часто слово «канон» применительно к иконописи несет в себе отрицательный заряд, поскольку вся история искусства подается читателю как прямая и непрерывная линия развития от искусства примитивного, связанного определенными правилами, то есть каноном, к искусству «свободному», в котором нет никаких преград смелым фантазиям и безудержным порывам человеческого духа. Главным критерием такого искусства становится понятие «самовыражение».
Стоит, однако, напомнить, что понятие «канон» — древнéе иконы. Например, в рамках канона развивалось искусство и Древнего Египта, и Древней Греции. И нам хорошо известно, что прежде чем то или иное явление в искусстве древних цивилизаций становилось каноническим, несколько поколений мастеров проходили путь рискованных экспериментов, поисков, поражений и ошибок. И лишь когда ключ к решению той или иной задачи был найден, это решение переходило в разряд канонических. В этом контексте канон равнозначен не ограничению, а открытию нового измерения в искусстве, некой закономерности, используя которую, новые мастера могут подниматься к вершине совершенства. В древнеегипетских рельефах и в древнегреческой скульптуре канон определял прежде всего пропорции, числовые соотношения между частями человеческого тела.
Иное дело иконопись, главная задача которой — явление Истины. Истинными иконописцами считались богословы. Именно они направляли своим духовным опытом руки иконописцев, чтобы посредством иконы Церковь являла миру евангельское откровение через образ Христа. Верность канону в иконе — это прежде всего верность евангельской правде. Мы никогда не спутаем изображения Крещения и Благовещения, потому что канон выделил и закрепил основные, значимые с богословской точки зрения приметы этих событий Священной истории. Мы никогда не перепутаем Николая Чудотворца с Иоанном Златоустом, потому что канон определил и транслировал грядущим поколениям самые существенные черты их облика. Но охранительные рамки истинности отнюдь не препятствовали развитию творческой мысли иконописца, напротив, они заставляли вникать в текст, в содержание, чтобы, пропустив его через себя, найти те особые приемы и формы, которые могут донести до современного ему зрителя тончайшие нюансы глубоко личного прочтения сюжета. Личное прочтение — это отнюдь не самовыражение, основанное на внимании к себе самому. Это способность сохранять предельную чувствительность к Истине и выражать свой опыт соприкосновения с ней. Поэтому средневековые мастера умели извлекать из традиционных иконографических изводов, как из музыкальной партитуры, бесконечное разнообразие смысловых оттенков и художественных решений.
Иконография и канон
Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».
Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.
Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».
К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.
Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.
Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.
Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.
Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Бого матери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница), (рис. 1). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.
Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).
Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает «предстояние Богу», (рис. 3). Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть Богоматерь-Знамение (Воплощение). Здесь диск с образом Христа обозначает земное существо богочеловека (рис. 4).
Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие (рис. 5).
Другим, наиболее часто встречающимся образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах» (рис. 6).
Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы (рис. 7).
Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель (рис. 8). Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех царей (рис. 9).
Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц XVII века.
На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).
Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат.
Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.
Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).
В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис. 12).
Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.
На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.
Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).
При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).
Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.
Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Почему икона – это хороший подарок?
Партнерский материал
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Икона с давних времен считалась замечательным подарком близкому человеку. Сегодня мы наблюдаем возрождение этой традиции. Давайте же разберемся, какие бывают иконы, чем они отличаются, по каким случаям принято дарить иконы и как выбрать такой подарок?
За что ценятся рукописные иконы?
Рукописные (иначе писаные) иконы ценятся за мастерство изготовления и индивидуальную ручную работу. Сначала иконописец создает рисунок на бумаге, а потом переносит его на доску из особых пород дерева.
Традиционно иконные доски изготавливали из ольхи, липы, кипариса, хвойных пород: сосны, ели, лиственницы, в южных районах – из бука. В наше время наибольшей популярностью пользуется липа, поскольку древесина у нее мягкая и легкая, и не деформируется со временем.
Доску покрывают особым грунтовым слоем – левкасом, который представляет собой мел, размешанный на животном или рыбьем клею. На этот слой иконописец тонкой кисточкой наносит рисунок и только потом приступает к прописыванию всех элементов темперными красками. Чем больше фигур в композиции иконы, тем более трудоемкий процесс представляет собой ее роспись.
Канонические и живописные иконы
Рукописные иконы могут различаться по стилю письма. Они могут быть написаны в каноническом или живописном стиле.
Каноническим является стиль, в котором икона пишется по определенным правилам иконописи, разработанным в древности. Именно такому письму издревле учились иконописцы. Каноническое письмо более условно, оно стремится не к реалистичности, а к отражению духовного мира. В этом стиле используется обратная перспектива, за счет которой создается ощущение, что пространство иконы расширяется, окружает зрителя и будто наплывает на него. Пишутся такие иконы традиционно темперой, изготовленной из натуральных пигментов.
В XVIII веке с Запада в Россию пришел живописный, или академический стиль иконописи и стал вытеснять каноническое письмо. Как ясно из названия, это более реалистичное письмо, которое создает конкретный образ, отражая внешние особенности. Такие изображения родственны картинам на религиозные темы. Для написания живописных икон зачастую используются масляные краски.
Сегодня два стиля сосуществуют, а выбор иконы в каком-то из стилей зависит исключительно от предпочтений конкретного человека.
Сейчас в России возрождаются иконописные традиции. На исторической базе воссоздаются центры иконописи в таких старинных ремесленных поселках, как Палех и Мстера, а наряду с ними появляются и новые иконописные мастерские.
Работают иконописные факультеты при духовных академиях, в Свято-Тихоновском богословском университете и других богословских учебных заведениях, известны школы в Дубне и Курске.
Старинные иконы: путешествие во времени
Особую ценностью имеют старинные иконы, дошедшие до нашего времени в разной степени сохранности. Одни из них сохранились почти в изначальном виде, а некоторые проходят длительный процесс реставрации. Среди дореволюционных икон бывают произведения разной степени мастерства: как искусно проработанные и изящно украшенные, так и очень простые народные, написанные без особых профессиональных навыков, но часто привлекающие какой-то особой трогательностью.
Нередко старинные иконы доходят до нас в латунных или серебряных ризах, которые не часто увидишь на современных иконах. Под ризами могут быть подокладные образы, на которых прописана только та часть, которая видна в проемах оклада – лики, кисти рук. Но можно встретить и полное письмо с искусно проработанными деталями.
Наряду с рукописными старинными иконами встречаются и полиграфические, получившие распространение в XIX веке.
Ценность старинных икон заключается не только в искусности изображения, но еще и в связи с церковной историей, в возможности оказаться в едином духовном пространстве с людьми, которые молились перед этим образом сотни лет назад.
Как выбрать икону в подарок?
Икона – это подарок, который можно преподнести практически по любому поводу, но можно выделить несколько особых случаев.
Например, в день венчания жениха и невесту благословляют на брак иконами Спасителя и Божией Матери. По традиции чаще всего для венчания выбирают Казанскую или Владимирскую икону Божией Матери, однако возможны и другие варианты.
В последнее время стали популярны мерные иконы, которые дарят в честь рождения младенца или на крестины. Это икона, которая по высоте соответствует росту малыша при рождении. На ней изображается святой, в честь которого назван ребенок.
Икону тезоименного святого или Ангела Хранителя можно преподнести человеку на день рождения или на день Ангела. Она может быть любого размера, часто предпочтение отдают образам поменьше, которые могут подойти для домашнего иконостаса.
Существуют семейные иконы, на которых изображают несколько святых – покровителей всех членов семьи. Поскольку каждый образ выписывается по отдельности, работа над такой иконой требует много времени и сил, но она будет хорошим подарком для большой семьи.
При выборе иконы в подарок не существует каких-то особых правил. Прежде всего, стоит задуматься о том, какие потребности есть у человека, который ее получит. Конкретный повод можно соотнести с каким-то праздничным сюжетом, можно отталкиваться от того, каких святых наиболее почитает одариваемый, какие иконы есть у него дома, а каких нет. Стоит учитывать личные предпочтения: кто-то любит канонические изображения, а кто-то – живописный стиль. Обратить внимание можно и на декор: скань, резьба, посеребрение, позолота, орнамент. Выбор зависит исключительно от вкуса человека.
В любом случае икона, преподнесенная в подарок от чистого сердца, будет добрым подарком, который порадует верующего человека.
Большой выбор (более 700) писаных икон высокого качества, как современного письма, так и старинных, в ценовом интервале от 3000 рублей до 300 000 рублей, вы всегда можете найти в магазине «Православное Слово».
Почему иконы пишутся в разных стилях и все ли они каноничны?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
В разные эпохи в иконописи преобладали определенные стили и направления, считавшиеся на тот момент современными и понятными. Со временем люди менялись, менялись и вкусы — и иконы менялись соответственно.
Византийский стиль, иконы греческого, афонского или древнерусского письма — все это достаточно узнаваемо.
Современные иконописцы продолжают работать в определенных стилях, дошедших до нас. Бывает, кто-то из наших современников понимает только один стиль и не признает других.
Очень часто говорят так: я хочу написать икону в «каноне», имея в виду некое условное древнерусское или византийское письмо. То есть все, что выполнено на основе такого письма, считается ими «каноничным». А то, что выполнено в реалистичном стиле, в академическом жанре, некоторыми не воспринимается как икона. Это неправильно, потому что все эти стили и жанры признаны Церковью в свое время, они все являются каноничными.
В церковном изобразительном искусстве «канон» — не единственно одобренный Церковью стиль иконописи. Это совокупность норм и правил, характерная для определенной изобразительной традиции. Так что “неканоничность” некоторых церковных изображений основывается в большей степени не на стиле, а на соответствии изображения учению, догматам Церкви, и, конечно же, исторической справедливости.