что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению
Выполнили: студентки группы Д-09-1
Федорова М.М.,Горева Е.В.
Нижний Новгород, 2012
Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его проверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот метод завоевал себе прочное место в школах всех стран и на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь только этим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития школьников. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.
В основе объяснительно-иллюстративной технологии обучения лежат – дидактические принципы Я.А. Коменского(принцип наглядности).
Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.
По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Роль учителя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по решению задач). Если же ученик воспринял и понял сообщенную ему информацию или способ действия и сумел связать их со своими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить об определенной степени усвоения.
Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, хрестоматия, справочник и т.д.), наглядных средств обучения (демонстрации, кино-, видео, диафильмы, схемы и таблицы и т.д.), практического показа способов деятельности (проведение лабораторной работы, решение задачи, составление плана к ответу и пр.).
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества:
1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
2. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
3. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.
Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:
Действия учителя | Действия ученика |
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. 2. Организует осмысливание учебной информации. 3. Организует обобщение знаний. 4. Организует закрепление учебного материла. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения | 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Закрепляет изученное путем повторения. 5. Применяет изученное в упражинениях, заданиях и пр. |
Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.
Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими.Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?
Анализ психологических средств, используемых в объяснительно-иллюстративных технологиях, исследования способов организации деятельности, общения и отношений детей проводились только в общеобразовательных учреждениях-школах, поэтому нельзя делать односторонние выводы о неэффективности применения объяснительно-иллюстративных технологий в целом. Еще Д.И.Менделеев предупреждал: «Знания без воспитания- меч в руках сумасшедшего».
Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его.
Этапы деятельности учителя и ученика в этом дидактическом процессе выглядят так: учитель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Ученик воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.
3. ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД
Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учи теля и учени ка при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.
Если на протяжении столетий для передачи знаний использовались почти исключительно живое слово учителя, учебные книги и довольно скудный арсенал учебно-наглядных пособий, то теперь открылась возможность для концентрированной передачи информации современными техническими средствами. Вместе со словом учителя в классе все чаще звучит речь выдающихся ученых и писателей, артистов и художников, конструкторов, изобретателей, воспроизводимая с помощью магнитофона, радио и телевидения. Наряду с обычными классными таблицами, дающими статичное изображение изучаемых предметов и явлений, кино и телевидение значительно расширяют границы чувственно воспринимаемых картин, явлений. Сидя в классе, учащиеся могут наблюдать, как прорастает семя и из него вырастает растение, как из цветка образуется плод, как из икринки развивается рыба, как живут животные высоко в горах и в глубинах моря, в тропических лесах и во льдах Арктики. Кино и телевизор позволяют показать различные явления, происходящие в космосе и в микроорганизме, переносят мысль учащихся в далекое прошлое и в предвидимое будущее.
В связи с увеличением в школьных курсах материала по физике, химии, математике возрастает роль символических изображений— различных формул, графиков, которые в динамической форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на киноэкране или на экране телевизора.
Наряду с этим более широкое применение в школах должны найти также демонстрация натуральных объектов, объемных макетов и действующих моделей, демонстрация различных опытов. Все это позволяет в более сжатые сроки давать учащимся в концентрированном виде значительный объем научной информации.
Как видно из приведенной характеристики объяснительно-иллюстративного метода, он предполагает использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях, порядке и объекте действия.
Объяснительно-иллюстративный метод во всех формах его проявления (рассказ, чтение книги, демонстрация опыта, применение наглядности и т. д.) хорошо разработан в педагогической литературе, им больше всего пользуются в школьной практике, и задача состоит в том, чтобы им не пользовались чрезмерно и без нужды. Другая задача дидактов и методистов состоит в разработке такой организации усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению
Объяснительно-иллюстративная технология (метод) — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.
Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний,— слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод предполагает использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия.
Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание.
Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика.
Урок в этой технологии содержит следующие этапы: опрос(актуализация); изучение нового материала; закрепление изученного; домашнее задание разного уровня сложности.
Может быть дифференциация по уровню знаний или по уровню возможностей ученика, а также групповая работа в соответствии со стандартом, обогащенным типом программы или углубленным изучением.
Обобщающий урок-тренинг Воронкиной А.В., ГОУ№243 по теме «Постановка тире и двоеточия в различных типах предложений» находится здесь.
Урок, в котором Филатовой С.А. (Вторая гимназия) использован прием работы с Интернет-словарями по теме «Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина «Полтава» (7 класс), находится здесь.
Урок развития речи по картине «Февральская лазурь» И.Э. Грабаря в 5-6 классах (учитель Мясоедова Г.В., ГОУ №307) можно посмотреть здесь.
Презентацию к уроку «Роль детали в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» (учитель Павлова А.Н., ГОУ№278) можно посмотреть здесь.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обьяснительно – иллюстрированная технология обучения.
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.
На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, детского дома, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.
5. Практический показ действий педагогом.
6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).
Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.
Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.
Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).
Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выполнила : Насонова Мария Сергеевна
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2пос.Загорянский ЩМР МО
с использованием компьютерных технологий
на уроках истории и обществознания
как педагогическая проблема повышения эффективности урока
В основах законодательства России о народном образовании указывается, что урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы ставятся задачи повышения качества обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Урок сохраняет ведущее значение в современных условиях совершенствования обучения.
Сейчас вопрос о повышении эффективности и качества уроков становится еще более актуальным. В практике обучения истории накопился положительный опыт организации учебной работы и повышения ее качества. В настоящее время появились различные пути повышения эффективности и качества уроков такие, как, нестандартные уроки, применение различных технологий обучения, организация самостоятельных работ учащихся на уроке и другие пути.
Урок как организационная форма обучения обеспечивает возможность достижения высокого качества усвоения знаний. Поэтому становится важным повышать эффективность и качества уроков.
До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. (Скаткин. М.Н). Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установление средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определение способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Под структурой урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих выполнению учебных задач. В теории и практике обучения в зависимости от типов учебного занятия сложилась его определенная структура. Общими элементами являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовительная работа к изучению нового, постановка целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление, повторение, подведение итогов урока, учебное домашнее задание.
Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.
Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса на уроке.
Закрепление. Закрепление как система упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится после объяснения учителем нового материала как часть урока или как самостоятельный урок. В процессе закрепления сосредотачивается внимание на главных, опорных пунктах материала, связи теоретических положений с практической учебной деятельностью, на процессе формирования определенных учебных умений и навыков. Учитель здесь получает обратную связь, информацию о том, насколько успешно поняли учащиеся объяснение. Такой анализ помогает подобрать соответствующие виды упражнений и самостоятельных работ для овладения учебным материалом.
Подведение итогов урока. Это относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изученного и сосредоточении внимания на связи теоретических положений с упражнениями.
Нельзя недооценивать этой части урока. За 1-3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока. Он выделяет положительные моменты и говорит о недостатках работы учащихся, называет наиболее активных.
Домашнее учебное задание. Учитель сообщает домашнее задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения. Главная задача в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. Учитель, особенно в начальных классах, должен быть уверен, что каждый ученик записал задание в дневник, знает, как нужно его выполнять, умеет пользоваться учебной книгой, имеет в семье необходимые условия для самостоятельной работы. В последние минуты урока учащиеся ожидают звонка, менее внимательны, и некоторые из них могут не успеть записать задание, другие не понимают, как его выполнять. Иногда бывают недопустимые случаи, когда учитель после звонка продолжает давать инструктивные указания, которые дети уже не могут воспринимать сосредоточенно и ответственно.
Если говорить о проблемах современной школы, то здесь мы сталкиваемся со следствием такого количества электроники. Обучающиеся сложно концентрируются на учебниках, практически отказываются читать. Проблема повышения эффективности урока – одна из самых важных в дидактике и практической работе школы. Её решение зависит от того, на получение какого результата ориентируется учитель. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик . Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к самостоятельной жизни.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Современные требования к уроку состоят в следующем:
1. Урок предусматривает реализацию в комплексе образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения. Воздействует на все стороны формирования ученика: пополняет запас знаний, развивает умственные силы и способности, формирует мировоззрение, нравственные, эстетические, волевые черты личности, отношение к труду.
2. Урок по форме проведения имеет строгую систему построения: определенное начало, постановку целей и задач урока, объяснение, закрепление или повторение, учебное домашнее задание. Части урока должны быть взаимосвязаны, следовать одна за другой.
3.Урок соответствует принципам обучения: он оказывает воспитывающее влияние, является научным, доступным, способствует прочному и осознанному усвоению материала, формированию умений и навыков.
4.Содержание урока соответствует учебной программе и является звеном в системе других уроков. Всегда нужно думать о том, какое содержание изучено ранее и что будут изучать школьники после данного урока. И не только помнить и знать, но и создавать в учебной деятельности тенденции к предварительному знакомству с некоторыми идеями, которые будут изучаться в дальнейшем.
5. При подготовке и проведении урока учитывается современные психолого-педагогические и методические подходы к обучению и воспитанию.
С повсеместным распространением информационно-компьютерных технологий даже в обыденной жизни мы сталкиваемся с огромным количеством интерактивной техники: рекламные плазменные панели, большие телевизоры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, электронные книги и т.п. Практически все эти устройства, помимо прямого выполнения своих функций, наполнены огромным количеством роликов, рекламы, игр и т.п. Взрослый человек в большей степени, чем ребенок может абстрагироваться от всех этих раздражающих факторов. Ребенок же более подвержен подобному влиянию, о чем свидетельствует современная психология, выделяющая компьютерную зависимость в отдельное психическое заболевание.
Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи. Выявлены следующие проблемы:
— Однообразие применяемых методов, изучения нового материала и методов проверки знаний;
— Неполнота планирований целей урока. Игнорирование возможностей воспитания в процессе обучения;
— Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний;
— Односторонний подход к дифференциации обучения;
— Увлечение фронтальными формами работы.
Задача современного педагога: пополнять педагогическую копилку наличием разнообразного методического, дидактического материала и технологий подготовки занятий, позволяющих учителю создавать интересные по структуре и содержанию уроки с использованием индивидуального и дифференциального подхода к учащимся.
«Кто нам мешает, тот нам поможет», – говорит известный киногерой.
«Мультимедийные технологии как основа объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:
• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты);
• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;
• оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;
• возможность отчасти решить проблему здоровьесбережения, т. к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.
Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:
Условия достижения положительных результатов
демонстрация темы и целей урока
Подготовить учащихся к работе на уроке
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе
проверка домашнего задания
демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории
выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
актуализация опорных знаний и способов действий
вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу
восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий
формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели
формирование новых понятий и способов действий
основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала
демонстрация нового учебного материала
применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения, систематизация новых знаний
применение знаний, формирование умений
вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений
выполнение тренировочных заданий
использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями
контроль и учет знаний
задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний
организация контроля и самоконтроля
использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях
Уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей, данный метод как инструмент профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности урока.
3. В зависимости от подготовленности учащихся, можно определяьт по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
4. Установление межпредметных связей с другими предметами.
5. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
1. избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
2. ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.
3. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
4. учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
В качестве примера объяснительно-иллюстративного метода приведем открытый урок на тему: «Современные 7 чудес света».