что такое основные положения теории обучения

Основные положения теории обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Прежде всего надо подчеркнуть еще раз основополагающее

теоретическое положение, выдвинутое и обоснованное Л. С. Выготским, о том, что обучение идет впереди развития, ведет его за собой. «Обучение, которое ориентируется на уже завершенные

циклы развития, оказывается бездейственным с точки зрения

общего развития ребенка, оно не ведет за собой развитие, а само

плетется у него в хвосте» На этой теоретической идее основывались все последующие исследования обучения представителями школы Л.С. Выготского. Только из одного этого тезиса (даже без его подробного развертывания) сразу вытекают два важных вывода, нацеливающие на дальнейшие исследования.

Первый вывод : Безрезультативно то обучение, которое опирается только на наличный уровень развития учащегося. Значит, можно подвергнуть сомнению то, чем руководствуется дидактика, — принцип доступности. Не здесь ли кроется одна из причин

недостаточной эффективности обучения? Сомнение подтвердилось в исследованиях.

Второй вывод : Если развитие психики человека зависит от

обучения и следует за ним, то его методы и приемы должны ориентироваться на общее умственное (психологическое) развитие

личности, а не просто на усвоение научных знаний по изучаемым дисциплинам (так называемых дисциплинарных знаний). Последние могут считаться по-настоящему усвоенными, если

приводят к развитию психики человека, ее разносторонних функций, регулирующих его поведение и деятельность. Как это сделать — требовалось исследовать.

В дальнейшем в нашей стране теория обучения развивалась в

основном в русле этих проблем. В центре всех исследований стоял вопрос об условиях эффективности усвоения знаний в процессе обучения. При этом связь обучения с развитием исследовалась с неодинаковой интенсивностью, так как являлась как бы частным моментом при изучении усвоения знаний. Например, П. П. Блонский высказал мысль, что овладение знаниями, с одной стороны, является условием развития мышления, а с другой —

вне мыслительного процесса не может быть усвоения знаний.

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов добивались развивающего эффекта обучения через изменение содержания образования и придавали решающее значение усвоению теоретических знаний как условию развития теоретического мышления. Другие достигали

развивающего эффекта обучения посредством усовершенствования методов обучения, изменения способов умственной деятельности учащихся Большое число исследований показало воздействие на интеллектуальное развитие учащихся методов, основанных на теории поэтапного формирования умственных действий.

Хотя единой, целостной теории обучения в отечественной психологии не существовало, но был накоплен большой исследовательский материал, который позволил начать широкомасштабное и долговременное теоретическое и экспериментальное психолого-педагогическое исследование проблем развивающего обучения в области начального и среднего образования.

Исследования позволили экспериментально подтвердить и

обосновать ранее выдвинутое и принятое психологами теоретическое положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в умственном развитии детей и разработать целостную

теорию развивающего обучения.

Согласно этой теории, в начальных, классах школы содержанием

развивающего обучения являются теоретические знания, методом

— организация совместной учебной деятельности младших школьников (прежде всего имеется в виду организация решения ими учебных задач), а продуктом такого обучения является развитие главных психологических новообразований, присущих младшему школьному возрасту, для которого были составлены программы и осуществлено обучение во многих регионах России и СНГ.

Массовая школьная практика подтвердила гипотезу ученых

об основных компонентах развивающего обучения. А специально проведенное психолого-педагогическое обследование показало, что более 80% классов, обучавшихся по системе развивающего обучения, отличаются более высокими показателями, чем

классы, обучавшиеся по традиционным программам.

В распоряжении педагогической психологии пока имеются

экспериментальные данные об опыте и результатах развивающего обучения, относящиеся преимущественно только к начальному образованию. Столь широкомасштабного исследования этой проблемы в условиях среднего и тем более высшего образования не было, да и быть не могло, так как психология и педагогика высшей школы только-только начинает зарождаться, а

имеющиеся труды ученых носят в основном общетеоретический

Источник

Теория обучения: конспект лекций

что такое основные положения теории обучения

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Закономерности и принципы обучения

Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения — это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря их вскрытию возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.

Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения — объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.

Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.

Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Они преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.

1. Гносеологические основы обучения

Гносеология (теория познания) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. В связи с этим гносеологические основы обучения заключаются в следующем.

1. Результатом процесса обучения являются конкретные знания, которые могут быть выявлены в ходе их проверки (устной или письменной).

2. В процессе обучения рациональнее пользоваться методом восхождения от абстрактного к конкретному, что поможет лучше усваивать знания.

3. Гносеология помогает преподнести многие науки не только с философской точки зрения, но и определить их применение в реальном мире (на практике).

Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании — ощущениях, восприятиях, представлениях. Результаты мыслительной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувств, познания. Поэтому те эмпирические данные, с которыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувств, опыта и предполагают ряд теоретической идеализации. Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.

Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному, с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза. Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.

Гносеологические основы обучения развивают идею о большей самостоятельности учащегося в процессе обучения. Мыслительная деятельность каждого учащегося направляется в определенное русло учителем (например, рассуждение на определенную тему). Выводы, к которым приходят учащиеся, обсуждаются группой, и результаты обсуждений записываются или запоминаются. Таким образом, самостоятельно сделанные выводы и полученные при этом знания намного лучше усваиваются учащимися.

Еще одной важной гносеологической основой обучения является применение наглядных методов. Наглядные материалы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Следовательно, любое занятие должно содержать в себе элементы наглядности (особенно при объяснении новой темы).

Говоря о взаимосвязи между учебными предметами, необходимо помнить, что такое учебный план, программа. Учебный план — перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе. Предметы распределяются по годам их изучения, количеству часов в каждом классе и дозировке этих часов по неделям.

Получение образования в разных типах школ привело к постановке такой проблемы, как «единый уровень общего среднего образования». Обеспечение такого уровня предполагает включение в обязательном порядке знаний, умений и навыков и отнесение их к группе фундаментальных. Есть соответственно вспомогательный и дополнительный материал, распределение которого в учебном плане может быть варьируемым. За начальный уровень принимается базовое, общее для всех восьмилетнее образование. Составление учебных планов преследует строго определенные цели.

1. Преемственность в обучении и воспитании.

2. Единый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

3. Учет особенностей национальных учебных заведений.

Непрерывно ведется доработка учебных планов и программ. Это связано с научно-техническим прогрессом и все повышающимися требованиями к «единому общеобразовательному уровню».

С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека.

С педагогической точки зрения, учение — это воспитание и обучение, представляющие собой систему целенаправленных условий, необходимых для обеспечения эффективной передачи общественного опыта. Учение — это творческое усвоение, приобретение знаний.

Усвоение — это организованная познавательная деятельность ученика, которая включает деятельность ряда познавательных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. Учение как творческое усвоение знаний зависит от того, чему обучают, кто и как обучает и кого обучают.

Характер учения зависит:

1) от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;

2) от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей;

3) от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае;

4) от особенностей ученика — индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов.

2. Психологические компоненты усвоения

Психологические компоненты усвоения — это взаимосвязанные многогранные стороны психики учащегося, без активизации и соответствующей направленности которых обучение не достигает цели. К таким компонентам относятся:

1. Положительное отношение учащихся к учению. Оно является необходимым условием полноценного усвоения учебного материала. Такое отношение помогает формировать следующие факторы: проблемный и эмоциональный характер изложения, организацию познавательной поисковой деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы. Отношение школьника к учению выражается во внимании, интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.

2. Процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом. Овладевая знаниями, учащиеся наблюдают конкретные предметы и явления, их изображения, приобретают конкретные представления. Различают предметную, изобразительную и словесную наглядность.

3. Процесс мышления как процесс активной переработки полученного материала. Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся ассоциаций, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Анализируя мышление школьника, выделяют два основных вида — конкретное и абстрактное.

4. Процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации. Запоминание прямо зависит от характера деятельности ученика. Наибольшая эффективность запоминания наблюдается тогда, когда оно происходит в какой-нибудь активной деятельности. Эффективность также зависит от установок. Могут быть установки на запоминание вообще и установки более частного характера — на длительное или короткое сохранение в памяти, на точное воспроизведение своими словами и т. д.

Кроме основных закономерностей, обучение, как и любой другой вид деятельности человека, имеет свои законы. Благодаря этим законам возможно выявление внутренних связей процесса обучения, они отражают его развитие. Наука выделяет ряд основных педагогических законов.

1. Давно известна взаимосвязь обучения и психического развития личности. Правильно поставленное обучение ориентировано на развитие ребенка, направлено на формирование у него правильных нравственных, эстетических, духовных, творческих и других жизненных установок.

2. Человек живет в обществе, взаимодействует с ним. В зависимости от социального заказа строятся цели, методы и содержания обучения.

3. Учебный процесс нельзя рассматривать в отрыве от воспитания ребенка. Учитель воспитывает ученика не только посредством нравоучительных бесед (что чаще всего оказывается менее действенным). Он воспитывает своим тоном, манерой вести беседу, манерой одеваться и т. д.

Источник

Основные положения теории обучения

что такое основные положения теории обучения что такое основные положения теории обучения что такое основные положения теории обучения что такое основные положения теории обучения

что такое основные положения теории обучения

Обучение в широком смысле слова – это процесс формирования готовности к определенной деятельности на основе вновь приобретенного индивидуального опыта.

По способу приобретения нового опыта выделяют:

— обучение через подражание;

— обучение путем проб и ошибок;

— обучение, организуемое другим лицом;

— обучение с использованием обучающих машин.

Процесс учения протекает по определенным законам психологии и физиологии. Методологической основой обучения является теория познания, основой которой, в свою очередь, является практика.

Начальная ступень познания связана с функционированием органов чувств, включая суставно-мышечные ощущения и ощущения, идущие от вестибулярного аппарата.

Главным и специфичным в физическом воспитании является активная двигательная деятельность студентов. Через нее происходит воспитание и совершенствование физических и психических качеств, а также формирование двигательных умений и навыков. Одновременно с этим учащиеся получают и специальные знания о физическом воспитании.

Обучение в физическом воспитании – специально организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных умений, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

Результатом такого обучения является достигнутый уровень физкультурного образования и сформированные двигательные умения и навыки.

Обучение двигательным действиям – специально организованный педагогический процесс целенаправленного освоения техники движений и формирования двигательных навыков.

Цель обучения двигательным действиям – системное формирование индивидуального фонда двигательных умений и навыков.

Задачи обучения двигательным действиям:

1) формирование умения управлять движениями;

2) освоение и совершенствование техники двигательных действий;

3) формирование двигательных навыков;

4) освоение пространственно-предметных отношений (формирование умений рационально действовать в изменяющейся обстановке).

Содержание процесса обучения составляет:

— деятельность занимающихся (освоение техники движений, формирование навыков);

— деятельность педагога (управление деятельностью обучаемых и создание адекватных условий).

Предпосылками успешного обучения двигательным действиям являются:

1) подготовленность (компетентность, квалифицированность) преподавателя;

2) готовность обучаемых к освоению движения (её необходимо создать для успешного обучения):

— физическую (уровень развития физических качеств);

— информационную (фонд двигательных умений);

— психологическую (мобилизационная готовность, мотивация);

3) наличие необходимой обучающей среды.

Специфические особенности обучения движениям:

1) обучение базируется на основе общих принципов дидактики, но с учетом особенностей личности занимающихся, содержания учебного материала и условий;

2) обучение основано на обеспечении познавательной активности занимающихся;

3) обучение связано с уровнем общего и специального физического развития;

4) процесс обучения подразумевает строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, данных врачебного контроля и требований техники безопасности в процессе занятий;

5) обучение осуществляется с учетом сложности и особенностей изучаемых движений;

6) процесс обучения движениям носит направляемый педагогом воспитательный характер.

Формирование двигательных умений и навыков начинается с усвоения обучаемым специальных знаний, источником которых обычно являются словесные объяснения и демонстрация упражнений наставником.

В ходе обучения педагог знакомит занимающихся с терминами, способами выполнения упражнений, объясняет условия, которые необходимо соблюдать при освоении новых движений. Так формируется образ-модель действия, намечается программа действий.

Спортивная, как и трудовая деятельность возможна лишь при овладении не только знаниями, но и умениями выполнять определенные двигательные действия. Их формирование – одна из главных задач физического воспитания.

Двигательные действия – способ осуществления пространственных перемещений и механических воздействий в процессе двигательной деятельности.

что такое основные положения теории обучения

Они являются основным фактором стимулирования и регулирования процессов двигательной активности на трех уровнях:

Двигательные действия различаются по некоторым признакам:

1) по способу перемещения в пространстве (баллистические, циклические, аддитивные);

4) по содержанию (состав элементов двигательных действий и процессов двигательной активности);

5) по форме (способ связи элементов содержания – техника движений и двигательный навык).

Двигательное действие, применяемое для решения задач физического воспитания, называется физическим упражнением.

Физическое упражнение – повторение двигательных действий с целью их усвоения или развития качеств и органов (функций).

Физические упражнения характеризуются содержанием и формой.

К содержанию относят процессы, протекающие в организме в связи с выполнением активных двигательных действий (мотивация, энергообеспечение, управление движениями, восстановление энерготрат, адаптация).

Формы физических упражнений характеризуются внутренней и внешней структурой.

Внутренняя структура – связь процессов функционирования организма (нервно-мышечная координация, взаимодействие моторных и вегетативных функций, соотношение энергетических процессов).

Внешняя структура характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений (поза, положение, направление и амплитуда, скорость, ритм, темп), а это ни что иное, как техника движений.

Непосредственным предметом обучения в физическом воспитании служит техника движения, результатом освоения которой и являются умения и навыки.

С педагогических позиций под техникой физического упражнения понимают наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия (Б.А. Ашмарин).

Эффективность выражается результативностью действия (высота прыжка) или влиянием на организм занимающегося (воздействие на нужную группу мышц).

Техника физического упражнения есть результат поиска, научного анализа и проверки в практике способов исполнения двигательного действия ведущими спортсменами. Она отражает наиболее рациональную основу действия, одинаковую для всех, и называется стандартной техникой. В то же время возможна индивидуальная техника, т.е. индивидуальные отклонения в пределах, не искажающих основу двигательного действия.

Основой техники являются движения, от которых в первую очередь зависит результативность действия.

Движения, составляющие физическое упражнение, выполняются в определенной очередности, поэтому в дидактических целях в двигательном действии выделяют фазы:

— основная – движения, решающие главную задачу действия (толчок, полет);

— заключительная – завершение действия (приземление).

Педагогическими критериями эффективности техники спортивных действий являются:

1) результативность физического упражнения;

2) параметры стандартной техники;

3) разница между реальным результатом и возможным.

В теории обучения существует ряд принципов, которые позволяют педагогу строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения в физическом воспитании.

Принципы обучения – наиболее важные исходные положения, руководящие установки для деятельности преподавателя и студентов, отражающие закономерности педагогического процесса.

В физическом воспитании основными являются принципы:

· сознательности – предусматривает формирование у детей знаний и убеждений;

· активности – главный показатель меры сознательного отношения студента к учебному процессу;

· научности – обязывает преподавателя строить педагогический процесс в соответствии с современным уровнем научных знаний;

· прочности – позволяет оценить конечный результат, готовность студента к соответствующей деятельности;

· индивидуализации – выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

· доступности – учебное задание не должно превышать возможности человека;

· наглядности – требует ориентировочной основы для овладения двигательным действием;

· повторности – отражает эффект постепенного формирования двигательного умения через многократное повторение;

· системности – раскрывает зависимость эффекта обучения от степени целостности содержания педагогического процесса;

· последовательности – в его основе лежит преемственность задач, средств и методов обучения;

· постепенности – раскрывает зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований.

3. Методы и средства обучения

Для эффективного обучения в физическом воспитании необходимо владеть педагогу определенными способами преподавания, студентам – способами учения.

Вести студентов от незнания к знанию, от неумения к умению – одна из главных задач деятельности преподавателя. Для успешного решения этой задачи необходимо знать и правильно использовать методы обучения.

Способы передачи ученикам знаний и умений, способы воздействия преподавателя на студентов, способы работы самих занимающихся – все это относится к методам (греч. – путь) и методическим приемам.

Метод – путь, способ получения конечных результатов деятельности на основе понимания закономерности их достижения.

Методы физического воспитания – способы решения его задач посредством повторения активных двигательных действий и воспроизводства сопряженных с ним отношений.

Методы обучения – способы преподавания преподавателем и усвоения студентом учебного материала.

Методический прием – способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.

Методика обучения – система методов, методических приемов и форм организации занятий, созданная для решения конкретной обучающей задачи.

Применяемые методы должны соответствовать ряду требований:

— соответствие поставленным задачам;

— обеспечение воспитывающего характера обучения;

— соответствие принципам обучения;

— соответствие специфике учебного материала;

— соответствие индивидуальной и групповой подготовленности студентов;

— соответствие индивидуальным возможностям и особенностям преподавателя;

— соответствие условиям занятий.

По способу получения студентами знаний и умений все методы обучения делятся на три группы:

1. Практические методы:

а) метод разучивания по частям – первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в необходимое целое;

б) метод разучивания в целом – изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения;

в) метод принудительно облегчающего разучивания – в целом, как и предыдущий метод, но с использованием технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого движения в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях;

г) метод частично регламентированного упражнения – допускает относительно свободный выбор действий студентом для решения поставленной задачи;

д) игровой метод – обладает признаками, характерными для игр в физическом воспитании;

е) соревновательный метод – обладает признаками, характерными для соревнования.

2. Метод использования слова:

ж) указание (распоряжение);

3. Метод наглядного восприятия:

а) показ двигательного действия;

б) демонстрация наглядных пособий (плакаты, рисунки мелом на доске, зарисовки учеников, предметные пособия, кинофильмы);

в) звуковая и световая сигнализация.

Основные средства обучения движениям:

1) физические упражнения (подводящие, основные, закрепляющие);

2) идеомоторные (двигательное представление) упражнения;

3) вспомогательные, технические средства обучения (тренажёры и т.п.).

4. Двигательные умения и навыки студентов

Двигательные действия человека всегда осознаны и целесообразны. Способы же их исполнения (техника), контроль и регулирование могут быть как автоматизированными, так и неавтоматизированными. Автоматизм в исполнении некоторых двигательных действий является отличительным признаком навыков.

Двигательное умение – способность правильно управлять двигательным действием при сосредоточении внимания на способах его выполнения.

Двигательное умение – способ организации двигательной активности, зафиксированный в системе нервных связей. Обеспечивает достижение конечного эффекта двигательных действий на основе непрерывного (по детального) контроля за ходом их выполнения (Г.Г. Наталов).

Двигательный навык – это двигательное действие, способы выполнения которого осуществляются автоматизировано (не требуют специально направленного внимания).

Двигательный навык – автоматизированное умение. Зафиксированная в системе нервных связей модель двигательного действия, жесткая его программа (Г.Г. Наталов).

С физиологической точки зрения двигательные умения и навыки представляют собой слаженную, установившуюся систему условно-рефлекторных связей между органами чувств, ЦНС, мышцами и внутренними органами. Эти связи образуются постепенно, и их образование состоит из трех фаз:

Генерализация характеризуется реагированием обучаемого не только на существенные для данного движения раздражители, но и на другие. Это возбуждение иррадиирует, что проявляется в скованности движений и напряжении многих мышц, уменьшается амплитуда и учащается темп движений.

Автоматизация – снижение контроля над способами выполнения движений. Внимание сосредоточивается на цели действия и условиях его выполнения.

Сформированный динамический стереотип позволяет осуществлять подготовку к решению последующих двигательных задач, что наиболее важно в играх и единоборствах.

Опережение мыслью целой серии движений называется антиципацией.

В отличие от фаз образования двигательного навыка, которые отражают биологические закономерности, существуют этапы обучения.

Этапы – условное деление педагогического процесса, которое отражает и педагогические и психофизиологические закономерности. Их длительность может быть различной в зависимости от способностей и подготовленности обучаемого, сложности двигательного действия.

В физическом воспитании выделены следующие этапы формирования двигательного навыка:

1) ознакомление с двигательным действием;

2) начальное разучивание;

3) закрепление приобретенного элементарного умения;

4) обучение применению навыков в различных условиях.

— осмысливание задачи обучения;

— составление проекта его решения;

— попытка выполнить двигательное действие;

2) задача этапа начальногоразучивания – обучить основе техники, сделав исполнение стабильным, сформировать умение. Для этого необходимо:

— устранить излишнюю напряженность и скованность при выполнении движений;

— предупредить возникновение ненужных движений;

— освоить общий ритм двигательного действия.

3) задача этапа закрепления приобретенного элементарного умения – сформировать двигательный навык в основном варианте и заложить основу умению пользоваться им в различных условиях. Формирование навыка происходит постепенно и неравномерно. Неравномерность бывает:

— с «положительным ускорением» – наоборот;

— с задержкой в развитии навыка – «плато».

Качественные показатели навыка без регулярных занятий быстро снижаются, но полностью не исчезают и после повторений восстанавливаются;

4) задача этапа обучения применению навыков в различных условиях – научить студента свободно владеть навыком в быту, труде и спорте. При решении данной задачи необходимо:

— индивидуализировать технику движения;

— освоить различные варианты основного двигательного навыка;

— выработать умение использовать навык в различных видах двигательной деятельности;

— приобрести умение приспосабливать навык к меняющимся условиям;

— освоить умение применять сформированный навык с раннее приобретенными в различных сочетаниях.

При одновременном или последовательном формировании нескольких двигательных навыков происходит их взаимное влияние. Это влияние может быть положительным или отрицательным и должно учитываться в работе учителя.

5. Закономерности формирования двигательного навыка у студентов

Закон – необходимая устойчивая связь явлений, которая определяет способ их существования, развития и изменения (Г.Г.Наталов).

Закономерность – форма проявления закона в конкретных условиях его реализации.

Принцип – отражение каких-либо закономерностей или условий их реализации, выраженное в виде правил по их применению.

Формирование двигательных умений и навыков происходит по следующим законам (Г.Г.Наталов):

1. Закон упражнения – первая сторона этого закона: организм строит движение путем модифицированного повторения и отбора рациональных способов решения двигательных задач. Вторая – работа (упражнение) строит (развивает) орган (физические качества).

2. Закон гармонии – развитие умений и навыков является взаимообусловленным (перенос навыков) и сопряженным (участие одних и тех же функциональных систем в формировании разных навыков). Одновременно развиваются биологические, психологические и социальные структуры. Воспитание одного качества или движения влияет на другие (положительно или отрицательно).

3. Закон соответствия – навык формируется по стадиям и зависит от адекватности системы упражнений каждой стадии развития.

4. Закон сохранения – стабильность и устойчивость навыка обеспечиваются его постоянным подкреплением.

5. Закон предела – очерчивает верхнюю границу упражняющих воздействий, необходимых для максимального развития функциональных и других возможностей организма (как правило, обусловлены генетически).

6. Закон воспроизводства – фиксирует устойчивые связи и отношения между онтогенезом (индивидуальное развитие организма) и филогенезом (phylos – род, племя) (развитие вида, рода и др.).

6. Правильная осанка и её воспитание

Осанка – привычное положение тела, наиболее благоприятное для сохранения равновесия человека и функционирования всех его органов и систем.

Правильной осанкой считается положение, при котором голова держится прямо, позвоночник естественно изогнут. При принятии основной стойки спиной к стене, затылок, лопатки, ягодицы и пятки её касаются, а левая и правая части тела симметричны.

О рациональной («правильной») осанке говорят тогда, когда основное положение тела характеризуется такой позой, которая способствует сохранению статического или динамического равновесия и создает благоприятные условия для функционирования организма. Формирование рациональной осанки, ее закрепление и совершенствование предусматривается в числе важных задач физического воспитания.

Основы методики воспитания осанки.Управление процессом формирования и закрепле­ния навыка рациональной осанки, а также предупреждение и ис­правление возможных ее нарушений составляют один из сущест­венных разделов физического воспитания. Значительная часть процесса воспитания осанки приходится на младенческий, преддошкольный, дошкольный и школьный периоды, однако оно не завер­шается с этими периодами, а должно продолжаться в течение всей жизни человека.

Хотя наследственность влияет в той или иной мере на тип осанки, главную роль в том, какая осанка будет характерна для индивида, играет приобретенный навык прямостояния наря­ду с качественными основами сохранения и регулирования позы. Поэтому первая задача в процессе вос­питания осанки заключается в формировании и последующем за­креплении навыка рациональной «основной стойки», благоприятной для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов. Эта задача решается в единстве с освоением техники жизненно важных двигательных действий и воспитанием физических качеств, особенно таких, как сила и гибкость, а также способности поддерживать статиче­ское и динамическое равновесие.

Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечи­вающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке. Однако положение верхних звеньев тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться такой после­довательности:

2) полное разгибание ног в коленных суставах;

3) разгибание в тазобедренных суставах и поясничном отделе;

4) установка верхних звеньев тела.

Разнообразные эффективные средства воспитания осанки пре­доставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко приме­няются для формирования и закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, зна­чительная часть которых специально предназначена для этой цели. Немаловажную роль в систематическом закреплении на­выка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений перед началом упражнения, требования «гим­настического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений.

На этапах закрепления и совершенствования техники двига­тельных действий основными средствами яв­ляются целостные упражнения. Некоторые из них имеют особую ценность для совершенствования навы­ков рациональной осанки в усложненных услови­ях статического и динамического равновесия. В этой связи следует отметить упражнения в равновесии на умень­шенной опоре, упражнения типа жонглирования и такое средство воспитания осанки, как передвижение с грузом на голове.

Ряд упражнений может при известных условиях неблагоприят­но влиять на осанку. К ним относятся, в частности, продолжительные упражнения, выполняемые в согнутом положении, упражнения с предельными внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно соче­тать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «вы­равнивающими» упражнениями.

Нестойкие нарушения осанки функционального характера сравнительно несложно устранить средствами физического воспи­тания. Решающее условие при этом — целесообразное построение процесса занятий физическими упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом, а также оптимизация общего режима жизни в согласии с требованиями гигиены. Для коррекции же стойких аномалий осанки патологического характера требуется вмешательство врача и специалиста по лечебной физической культуре.

Отклонение от правильной осанки считается её нарушением. При этом различают функциональное нарушение осанки, при котором ученик может принять правильное положение и фиксированное нарушение осанки, когда ученик не может принять правильную осанку. Во втором случае коррекцией осанки должен заниматься медицинский работник, в первом – учитель физкультуры, учителя, ведущие другие предметы в этом классе и, обязательно, родители.

Функциональное нарушение осанки возникает у детей вследствие ряда причин:

— во-первых, при неправильном обращении родителей с детьми в раннем возрасте (водили за одну руку, не соответствовала мебель росту и др.);

— во-вторых, в начальных классах при неправильном положении за партой;

— в-третьих, при несимметричном ношении школьного портфеля;

— в-четвертых, при плоскостопии.

Могут быть и другие причины.

Ребенок привыкает к неправильному положению, которое ему кажется естественным и удобным, он стремится его принять.

Учитель физкультуры и учителя других дисциплин должны воспитывать у детей привычку сохранять правильную осанку с первых классов и до окончания школы. В старших классах выработать эту привычку значительно труднее, так как неправильное положение тела становится стойким и прочным. Активное участие в формировании правильной осанки должны принимать сами дети и их родители, которые обязаны контролировать положение детей при выполнении ими домашних заданий.

Большое значение для воспитания и коррекции осанки имеют специальные упражнения, которым учитель физкультуры обучает детей индивидуально или по группам, в зависимости от особенностей каждого ученика. Основная задача этих упражнений – создать мышечный корсет и навык правильного положения тела. Выполняться эти упражнения должны регулярно и под строгим контролем учителя.

К упражнениям на формирование осанки относятся:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *