что такое полевая практика
О расстановках и других полевых практиках: что это?
О расстановках и других полевых практиках: что это?
Работу с энергоинформационным полем, как диагностическую по считыванию информации, так и целительную, проводят многие традиции, древние и современные. Таро, руны, другие мантические системы. А также системные расстановки: классические и шаманские, Магический Театр и другие современные методики.
Клубная встреча «Расстановки на таро» Российский ТАРО-Клуб
Как и когда такая работа возможна?
Любую историю про боль и про радость, про «то, что не так» можно расставить в энергоинформационном поле. И в ней будут видны главные и неглавные герои и персонажи, фигуры людей, событий и чувств. Это нам жает шанс на проход к истокам боли и корням проблемы. И шанс на исцеление.
Эзотерика либо психотерапия?
Как ни странно, для меня ответ таков: это то и другое одновременно. Современные расстановки находятся в зоне пересечения науки и эзотерики. Как впрочем, и многие другие современные направления в психологии. Работа с энергоинформационным полем на практике совмещает:
Практическая эзотерика это работа с энергоинформационным полем, говоря языком современной психологии. Такие методики, как расстановки по методу Берта Хеллингера, шаманские расстановки, а также и Магический Театр проводят исследовательскую и целительную работу с помощью энергоинформационного поля.
Пространство или место, где хранится опыт, информацию и чувства других людей, называют энергоинформационное поле. В Поле хранится весь человеческий опыт. Иногда тонкий план (энергоинформационное поле), о котором много, но непонятно говорят, напоминает мне «всемирную паутину» интернета. В интернете можно получить любую нужную вам информацию и отправить свою по желанному адресу. Либо вы можете просто заявить о себе миру в этом виртуальном пространстве. Так, в моем представлении, работает и всемирная паутина Поля.
Родовые связи
Память души
Также в процессе может проявиться связь с неосознанной памятью души прошлых воплощений. В этом варианте поле Магического Театра переносит нас в прошлые воплощения «запросивца». Это позволяет «вспомнить» опыт души, даже если этот «опыт» является глубоко аутентичной метафорой внутреннего мира клиента. Тем не менее в этой метафоре могут быть необходимые именно сейчас для тебя ресурсы, силы, ценности. Либо корни проблем, ошибок и неверных решений сегодняшней жизни. И появляется шанс исцеления: мы можем отпустить, очистить, изменить или еще «что-то сделать» с тем, что пришло «оттуда».
АрхетипоТерапия
Важный момент, который отличает Магический театр от семейных расстановок: в рабочем поле могут проявиться архетипические силы и энергии нечеловеческого характера: архетипы богов и богинь разных культур и народов, в расстановках их называют Большими Фигурами. Это те силы и архетипы, с которыми у данного запросивца «особая связь», и это играет роль в его судьбе.
Заместительское восприятие
О технике расстановок и о том, как участник группы оказывается «заместителем», то есть «в роли» одной из фигур истории «запросивца». В работе используется техника, которая называется «заместительское восприятие ». В академических научных кругах от психологии по этому вопросу, до последнего времени, хранили растерянное молчание. Издавна, с тех времен, когда и академических кругов-то от психологии не существовало, было известна способность человека воспринимать, чувствовать в то, что чувствует (чувствовал) другой человек, даже если они не знакомы и даже, если тот, другой человек уже умер.
Примечательно то, что «случайных ролей» для заместителей не бывает. Тот твой личный запрос, осознанный либо не осознанный, который привел тебя как участника группы, резонирует с пространством Поля. И это хороший шанс узнать и решить для себя что-то важное.
Магический Театр
Уникальный метод Владислава Лебедько, рожденный в 1992 году, дает шанс окунуться в преживание таинств души и является важным элементом работы человека на пути самопознания, индивидуации и реализации потенциала.
Главная метафора–цитата Магического Театра:
«. Я оказался в сумрачной, тихой комнате, где без стула, на восточный манер, сидел на полу человек. А перед ним лежало что-то вроде большой шахматной доски…
— Фигур, на которые распалась ваша так называемая личность. Ведь без фигур я не могу играть.
Он поднес к моим глазам зеркало, я снова увидел, как единство моей личности распадается в нем на множество «я», число которых, кажется, еще выросло…множество фигур моего внутреннего мира.
Тихими, умными пальцами он взял мои фигуры, всех этих стариков, юношей, детей, женщин, все эти веселые и грустные, сильные и нежные, ловкие и неуклюжие фигуры. И быстро расставил из них на своей доске партию, где они тотчас построились в группы и семьи: для игр и борьбы, для дружбы и вражды, образуя мир в миниатюре.
Этот живой маленький мир умел двигаться, играть и бороться, заключать союзы и вести сражения, осаждать любовью и ненавистью. Это была многоперсонажная, бурная и увлекательная драма… Фигуры, каждая из которых была частью меня самого. Все явно принадлежали к одному и тому же миру, имели одно и то же происхождение, но каждая была целиком новой.
Формат работы в зависимости от запроса клиента:
Расстановка может быть началом желанной трансформации, для которой необходима дальнейшая работа души. Расстановщику невозможно «отдать проблему» и получить гарантированное «хорошее решение». Но в процессе полевой работы возможно запустить процесс исцеления и «взросления души».
Какими могут быть ваши запросы для работы?
Цели и задачи полевой практики
Дневник полевой практики
Студента(ки) __________ группы
____________________________________________________
Руководитель _________________________
Оценка ______________________________
Челябинск, 2017
Содержание
1. Цели и задачи полевой практики __________________________ с. 3
2. План работы ___________________________________________ с. 4
3. Место экскурсии в начальной школе _______________________ с. 5 — 11
4. Отчёт по экскурсии в зоопарк (описание видов животных) ____ с. 12 —13
6. Экологическое состояние территории колледжа ______________ с. 16
7. Разработка экскурсии для начальной школы _________________ с. 17 — 18
8. Проект «Особо охраняемые природные территории» _________ с. 19 — 20
9. Итоги полевой практики и задания на лето __________________ с. 21
Цели и задачи полевой практики
Полевая практика проводится с целью закрепления и углубления природоведческих знаний, умений, навыков, полученных студентами в процессе обучения по дисциплинам «Естествознания с методикой преподавания естествознания и экологического воспитания», ЭОПП, экологии.
Основные задачи полевой практики:
расширение и углубление знаний, полученных в процессе теоретических курсов, применение их на практике
расширение и углубление знаний о природе родного края, его экологических проблемах, путях их решения;
выработка практических умений проведения наблюдений в природе, сбора и обработка полевого материала;
совершенствование профессиональных умений и навыков проведения наблюдений в ходе экскурсий с младшими школьниками в природе;
формирование научного мировоззрения, экологическое и эстетическое воспитание;
развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании навыков исследования природы;
воспитание бережного отношения к природе родного края, его экологии;
ознакомление с приёмами и методами природоохранительной деятельности.
План работы.
Место экскурсии в начальной школе
Экскурсии по естествознанию– это форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях.
В настоящее время программы начального курса естествознания предусматривают обязательное проведение экскурсий. Даты их проведения вносятся учителем в календарно-тематический план. Предусмотренные программой экскурсии проводятся в учебное время, их содержание должно быть связано с предыдущими и последующими уроками естествознания.
Классификация экскурсий
1. По дидактической цели: вводные, текущие, обобщающие.
2. По предметному содержанию: производственные, естественнонаучные, краеведческие, комплексные.
3. В зависимости от количества участников: фронтальные, групповые.
4. По тематике: а) ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями и объектами природы в различное время года; б) ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми, почвой, водоёмами своей местности; в) экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды.
Вводные, текущие и обобщающие экскурсии. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление о природных объектах и явлениях, которые им предстоит изучать на последующих уроках.
Главная цель вводных экскурсий – формирование образных представлений, на основе которых будут в дальнейшем развиваться новые понятия.
Примером могут служить вводные сезонные экскурсии. Приведем примерные задания, которые выполняют учащиеся под руководством учителя на зимней экскурсии:
Наблюдения за неживой природой
1. Наблюдайте за положением солнца относительно выбранного вами дерева.
Как изменилось его положение по сравнению с осенним периодом?
2. Измерьте температуру воздуха на солнце и в тени. Сделайте выводы.
3. Линейкой измерьте высоту снежного покрова на открытом месте и возле дерева. Где она больше? Почему?
4. Сделайте вывод: от чего зависят зимние изменения в неживой природе?
Наблюдения за растениями
1. Как зимуют лиственные деревья и кустарники? Рассмотрите зимующую почку. Что находится внутри почки? На каких лиственных растениях сохранились плоды и семена?
3. Внимательно рассмотрите снег вокруг хвойных деревьев. Есть ли на снегу крылатые семена ели и сосны?
4. Лопаткой аккуратно очистите от снега площадку в 1 кв. м. Какие травянистые растения зимуют под снегом? Какую роль играет снег в жизни травянистых растений? После наблюдения укройте растения снегом.
5. Сделайте вывод о причинах изменений в жизни растений зимой.
Наблюдения за животными
1. Внимательно рассмотрите следы животных на снегу. Кто их оставил: птицы или звери? Зарисуйте эти следы. Попытайтесь определить названия животных.
2. Каких оседлых птиц вы увидели на экскурсии? Какие кочующие птицы вам встретились?
3. Насыпьте корм в кормушки и понаблюдайте, какие птицы к ним прилетают. Как они себя ведут?
4. Сделайте выводы о причинах изменений в жизни животных зимой.
Текущие экскурсии предполагают знакомство непосредственно в природе с конкретными объектами и явлениями, которые изучаются на текущих уроках.
Примером является экскурсия по изучению форм поверхности родного края. Учащиеся на ней работают по следующим заданиям:
1. На месте работы, с помощью компаса, определите направление сторон горизонта. Нанесите их на планшет.
2. Расскажите, что видите к северу, югу, западу и востоку от себя. Сделайте схематическую зарисовку на планшете. Сфотографируйте окружающую местность.
3. Изучите ближайший холм или гору. Найдите и опишите подошву, склоны, вершину. Зарисуйте или сфотографируйте эту форму поверхности. Подпишите ее части.
4. Поднимитесь на вершину холма (невысокой горы). Что вы ощущаете при быстром подъеме (как изменяется дыхание, сердцебиение, скорость движения)? Сделайте вывод: по крутому или пологому склону вы поднимались.
5. Осмотритесь вокруг, стоя на вершине. Как изменилась даль горизонта? Объясните, почему во время военных действий вершины холмов обычно избираются в качестве наблюдательных пунктов.
6. Определите с помощью компаса, к каким сторонам горизонта обращены наиболее крутой и наиболее пологий склоны.
7. По компасу найдите у холма его южный и северный склоны. Установите различия между ними. Какой склон лучше освещен солнцем? Как освещенность влияет на разнообразие растительности?
8. Если рядом на местности есть овраг, то познакомьтесь с его формой, размерами. Сделайте схематическую зарисовку. Сфотографируйте. Подумайте, что могло являться причиной образования оврага. Как можно остановить его рост?
9. Сделайте вывод: какие формы поверхности можно наблюдать в вашей местности.
10. Как деятельность людей влияет на поверхность края? Что вы сможете сделать для украшения поверхности своей местности?
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природные объекты и явления, которые изучались на предыдущих уроках. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и систематизируются знания, полученные учащимися в процессе изучения темы.
Примером могут служить экскурсии по изучению природных сообществ, которые проводятся после изучения краеведческого раздела. Приведем примерные задания по наблюдениям за растениями и животными луга:
1. Обратите внимание, каких растений на лугу больше: травянистых или кустарниковых. Встречаются ли на лугу деревья?
2. Внимательно осмотрите ваш участок луга. С помощью рисунков атласа-определителя составьте список растений, которые на нем встречаются.
3. Наблюдайте на лугу результат деятельности человека (выпас скота, вытаптывание растений, сбор букетов). Как меняется состав растений в результате влияния человека?
4. Внимательно присмотритесь к растениям луга. Легко ли заметить на них насекомых? Почему?
5. В полной тишине и неподвижности понаблюдайте за цветами в течение минимум одной минуты. Подсчитайте, сколько цветков облетит пчела, шмель или бабочка за это время. Какую роль играют насекомые в жизни растений луга?
6. Что делают насекомые на цветках растений? Какую роль играют растения в жизни насекомых?
7. Энтомологическим сачком проведите «кошение» (несколько раз взмахните им по траве). Понаблюдайте, как пойманные насекомые покидают раскрытый сачок. (Сначала улетают мухи, затем наездники, далее ползут менее подвижные жуки, на дне сачка остаются тли и т. п.) Помните, что сачок используют только ради забавы.
Методические требования к проведению экскурсий были сформулированы Б. Е. Райковым и М. Н. Римским-Корсаковым в книге «Зоологические экскурсии». Вот основные из них:
1. Обязательная предварительная подготовка.
2. На экскурсии учитель должен говорить только о том, что может показать и не превращать ее в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося изучением объектов, следует избегать.
3. Изучаемый объект должен быть, по возможности, не только в руках у учителя, но и у каждого участника экскурсии.
4. Учитель обязан обеспечить активность участников экскурсии. Ученики должны выполнить ряд самостоятельных заданий, а не пассивно следовать за руководителем и слушать его объяснения.
5. Материал экскурсии должен быть закреплен в памяти учащихся с последующей его обработкой. В противном случае экскурсия остается незавершенной.
Структура экскурсии:
1. Предварительная подготовка учителя:
– постановка цели и задач экскурсии;
– выбор маршрута и его посещение;
– подбор объектов для наблюдений и исследований;
– разработка заданий для работы учебных бригад;
– определение формы отчетности;
– составление конспекта проведения экскурсии;
– предварительная подготовка учащихся.
2. Проведение экскурсии:
а) вводная часть (перед выходом из школы):
– постановка цели и задач экскурсии перед учащимися;
– раздача учебного оборудования и заданий бригадам;
– инструктаж учащихся – обсуждение правил поведения в природе;
б) основная часть (на месте экскурсии):
– самостоятельная работа бригад;
– отчет о работе на местах;
– обобщающая беседа. Подведение итогов;
в) заключительная часть (в классе):
– обработка собранного материала;
– запись в тетрадь («Дневник наблюдений») результатов наблюдений;
– закрепление материала экскурсии.
Подготовка к экскурсии начинается примерно за неделю до ее проведения.
Учитель определяет тему, цели и посещает место для проведения экскурсии, где выбирает природные объекты для наблюдений и исследований. Составляются задания для самостоятельной работы учащихся, пишется конспект. С темой экскурсии и заданиями детей следует познакомить заранее.
Класс разбивается на бригады по 5–6 человек, с ними проводится подробный инструктаж, рассматриваются рисунки и читаются описания природных объектов, с которыми дети могут встретиться на экскурсии (они помещены в атласе-определителе по природоведению и экологии для начальной школы «От земли до неба» А. А. Плешакова). Подбирается экскурсионное оборудование, атласы-определители. Учитель продумывает, как будет отчитываться каждая бригада.
Проведение экскурсии. Перед выходом из школы учитель напоминает тему и цели экскурсии, раздает бригадам учебное оборудование. Учащимся напоминаются правила поведения в природе. Если экскурсия проводится в лес или парк, то правила могут быть следующими:
– Не шумите. Шум пугает лесных обитателей и вы рискуете большинства из них не увидеть.
– Ходите только по тропинкам. Вытаптывая лесную подстилку, вы уничтожаете травянистые растения, всходы деревьев и кустарников, мелких животных.
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Если увидели сломанную ветку, замажьте рану специальной замазкой.
– Не подходите близко к гнездам птиц. Испуганные птицы могут покинуть гнезда, и кладка яиц погибнет. Наблюдение за птицами проводите в полной тишине.
– При изучении насекомых действуйте аккуратно. Поместив насекомого в баночку и внимательно рассмотрев, обязательно выпустите его обратно.
Если до места экскурсии приходится добираться общественным транспортом, то нужно повторить правила поведения в транспорте и на улице.
На месте экскурсии не следует сразу начинать беседу. Попросите детей послушать звуки природы. Любую экскурсию следует начать образным описанием общего вида природного ландшафта, создающего у учащихся определенный эмоциональный настрой.
После вступительной беседы учитель разводит бригады по местам их самостоятельной работы. В каждой группе следует выбрать «бригадира», ответственного за выполнение заданий, и «секретаря», ведущего записи результатов наблюдений. Обычно записи на экскурсии ведутся в блокнотах карандашами. Рассмотренные объекты зарисовываются или фотографируются. Природный материал собирается в ограниченном количестве и только тот, который необходим для работы на последующих уроках. Гербарии дикорастущих растений, коллекции насекомых и других животных собирать запрещено. Учитель по очереди контролирует работу каждой бригады.
По окончании работы каждая группа на месте отчитывается о результатах проведенных наблюдений. Затем организуется обобщающая беседа, на которой подводятся итоги проделанной работы. При этом делаются выводы о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую природу, намечаются меры по ее охране, доступные для выполнения младшими школьниками. Закончить работу можно подвижными играми, связанными с темой экскурсии.
Обработка результатов экскурсии проводится по возвращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный природный материал систематизируется.
При таком проведении экскурсий у младших школьников вырабатываются первоначальные умения, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах.
Класс.
Раздел: Природа и её сезонные изменения.
ü Урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе.
ü Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой.
Раздел: Наша Родина – Россия.
ü Экскурсия по достопримечательностям родного края.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения.
Учащиеся должны знать/понимать:
· Правила поведения в городе во время экскурсии;
· Что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
· Название каждого времени года и их последовательность;
· Основные признаки времен года.
· Соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
· Проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях.
Класс.
Раздел: Источники информации об окружающем нас мире.
ü Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края»,
ü экскурсии на школьный учебно-опытный участок.
Раздел: Неживая и живая природа Земли.
ü Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсии на животноводческую ферму, в заповедник, заказник родного края.
Раздел: В родном краю.
ü Экскурсии: по родному городу (селу, посёлку), посещение краеведческого музея.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения.
Программа предусматривает, что ученик обучается:
· Устно формулировать цель наблюдения;
· Устно описывать объект наблюдения;
· Соотносить результат наблюдения с поставленной целью (отвечать на вопрос: «Удалось ли достичь цели наблюдения?»)
· Устанавливать и называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта;
· Распределять объекты в группы по общему признаку (такие же, как…);
· Использовать сравнение для установления общих и специфичных свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения.
Класс.
Раздел: Планета, на которой мы живём.
ü Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края. Раздел: взаимосвязь живой и неживой природы.
ü Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Раздел: Природные сообщества.
ü Экскурсии по родному краю (луг, лес, водоём).
Раздел: Наша страна – Россия.
ü Экскурсии в краеведческий, художественный музеи.
Карточка
Описание животных зоопарка
(вклеить заполненную после посещения зоопарка)
План описания видов животных Челябинского зоопарка
1. Систематическое положение вида
2. Краткая характеристика семейства, отряда
3. Представители семейства, отряда
4. Краткое описание отдельного вида
5. Экологическое состояние вида в природе.
План презентации проекта «Особо охраняемые природные территории России»
1. Название ООПТ, статус, год основания.
3. Цель образования ООПТ.
4. Режим территории (какая хозяйственная деятельность человека разрешена).
5. Природное разнообразие территории (растения, животные, ландшафт).
Итоги полевой практики. Задание на лето.
Дневник полевой практики
Студента(ки) __________ группы
____________________________________________________
Руководитель _________________________
Оценка ______________________________
Челябинск, 2017
Содержание
1. Цели и задачи полевой практики __________________________ с. 3
2. План работы ___________________________________________ с. 4
3. Место экскурсии в начальной школе _______________________ с. 5 — 11
4. Отчёт по экскурсии в зоопарк (описание видов животных) ____ с. 12 —13
6. Экологическое состояние территории колледжа ______________ с. 16
7. Разработка экскурсии для начальной школы _________________ с. 17 — 18
8. Проект «Особо охраняемые природные территории» _________ с. 19 — 20
9. Итоги полевой практики и задания на лето __________________ с. 21
Цели и задачи полевой практики
Полевая практика проводится с целью закрепления и углубления природоведческих знаний, умений, навыков, полученных студентами в процессе обучения по дисциплинам «Естествознания с методикой преподавания естествознания и экологического воспитания», ЭОПП, экологии.
Основные задачи полевой практики:
расширение и углубление знаний, полученных в процессе теоретических курсов, применение их на практике
расширение и углубление знаний о природе родного края, его экологических проблемах, путях их решения;
выработка практических умений проведения наблюдений в природе, сбора и обработка полевого материала;
совершенствование профессиональных умений и навыков проведения наблюдений в ходе экскурсий с младшими школьниками в природе;
формирование научного мировоззрения, экологическое и эстетическое воспитание;
развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании навыков исследования природы;
воспитание бережного отношения к природе родного края, его экологии;
ознакомление с приёмами и методами природоохранительной деятельности.
План работы.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.