что такое полиелей в храме
Полиелей — что это, как происходит и для чего
Церковные богослужения
Православные храмы необходимы для совершения церковных служб, главная из которых Литургия. Богослужения бывают вечерние, утренние и дневные. Они состоят из частей, каждая из которых имеет свое название, особую роль и свое символическое значение. Так, накануне Великих праздников и воскресных богослужений после прочтения кафизм и особых церковных песнопений совершается особое действо. В храме загораются все светильники и открываются царские врата. Все священнослужители торжественно выходят на середину храма. Так начинается полиелей. Полиелей — что это такое?
Полиелей — что это?
Греческое слово «Полиэлеос» состоит из двух частей: «πολυς» — «многий» и «ελεος» — «милость». Дословно на русском «Полиелей» означает «многомилостивое», «многая милость». Это название относится к торжественному пению псалмов 134 и 135. Во втором из них звучит часто повторяются слова «Яко в век милость Его». Поэтому за пением этих псалмов и закрепилось название «Полиелей».
Многие допускают распространенную ошибку, будто перевод слова «Полиелей» — это «многомаслие». Недоразумение возникло из-за схожести звучания по-гречески слов «милость» («ἔλεος») и «масло» («ἔλαιον»). Доводом в пользу такого неверного понимания является использование масло (елея) на полиелейной службе. До наших дней сохранилась традиция помазания лба всех молящихся в храме освященным маслом.
История возникновения полиелея
В ветхозаветные времена совершались особые ночные богослужения, предваряющие начало нового дня. В раннехристианский период была составлена особая службы — утреня. Со временем ее чин сильно претерпел изменения. Были оставлены только отдельные псалмы. А духовные поэты и гимнописцы, такие как Роман Сладкопевец, составили специальные песнопения для утрени. Современное чинопоследований утрени закрепилось Студийским (9 век) и Иерусалимским (11 век) Уставами, регулирующими порядок ведения церковных служб. К этому времени относятся первые упоминания о пении полиелейных псалмов.
С 15 века на Всенощном бдении Полиелей, наряду с Литией (усердным молением) и Великим славословием, отличается молитвенной насыщенностью и торжественным участием священнослужителей. Раньше во время полиелея молящиеся стояли с зажженными свечами. Это свидетельствовало о духовном горении человека в чувстве любви ко Господу. До наших дней такая традиция не сохранилась. В современной церковной практике только священник на полиелее держит свечу.
Полиелейные псалмы
Содержание псалмов 134 и 135 созвучно. В них избранный народ Божий, Израиль, призывается совершить славословие Творцу (134, 6; 135, 5-9) и Промыслителю (134, 7; 135, 25). Так верующие должны выразить благодарность за все оказанные Творцом милости. Это освобождение от египетского рабства (134, 8-10; 135, 10-16) и дарование обетованной (обещанной) земли (134, 10-12; 135, 17-20). За все это избранный народ обязан сохранять верность Богу (134, 15-18). В некоторых местах псалмы буквально повторяют друг друга (134, 10-11 и 135, 17-20). Все содержание этих псалмов наполнено восторженной радостью, которая изливается в благодарных словах.
Псалом 135 более восторженный и торжественный. Например, если в псалме 134 стих 5 сказано «Господь наш над всеми боги», то в псалме 135 стихи 2-3 — «Богу богов», «Господеви господей». Каждый стих псалма 135 сопровождается величественным припевом «Яко в век милость Его». Его повторение 26 раз наиболее сильно звучит в стихах 17-20.
Здесь одно предложение разделено этим припевом на четыре части:
«поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его».
«песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, то есть диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса» (святой Симеон Солунский, 14-15 век).
Типикон и другие богослужебные книге не указывают чин пения полиелея. По сложившейся традиции псалмы поют в сопровождении припевов «аллилуйя» после каждого стиха. Иногда припевы поются по трижды.
Порядок совершения полиелея
Согласно Уставу, по прочтении одной из кафизм и малой ектении (молитвенного прошения) зажигается весь свет в храме. Это символизирует нетварный Божий Свет, который был явлен людям Сыном Божиим. Открываются царские врата. Все священнослужители выходят из алтаря и становятся в центре храма перед иконой праздника. Алтарники подают священникам зажженные свечи на специальных подсвечниках. Хор торжественно читает стихи полиелейных псалмов.
Далее священник, совершающий службу, начинает каждение всего храма (окуривание ладаном). Сначала он подходит к иконе праздника в центре храма при пении величания. Затем — к престолу (высокому столу, стоящему посредине алтаря). Потом покидает алтарь, кадит иконостас, молящихся и весь храм.
Полиелей сопровождается каждением, которое в
«богослужении отмечает наиболее торжественные и священные моменты. Символизируя собою, как и всегда, силу и богоугодность молитвы, которая действительно достигает при пении этих псалмов высшей степени напряжения; символизируя и привлекаемую такой молитвой благодать Духа Святого; способствуя подъему душевного настроения приятным запахом благовоний, каждение в данном случае имеет еще отношение к воспоминанию, связанному с этой частью утрени: оно напоминает о том душистом мире, которое «с милостивными слезами» растворяли в этот час ночи воскресения мироносицы» (Михаил Николаевич Скабалланович, Толковый Типикон).
По сложившейся традиции после полиелея все присутствующие на богослужении целуют икону праздника и Евангелия. В напоминание о братской трапезе первых христиан, сопровождавшейся помазанием благовонным елеем, священник храма совершает начертание знака креста на лбу подходящих к иконе.
«Полиелей представляет собой некоторую границу в вечернем богослужении. После него оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний» (иерей Василий Писцов).
Когда совершается полиелейная служба
По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрене перед великими и некоторыми другими праздниками (в церковном календаре они отмечены красным крестиком). Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника. Престольный праздник — день святого или события, в память которого освящен храм. В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной. Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»). Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю). Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения). От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).
На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники. Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.
Значение полиелейной службы, схема и порядок последования
В православных календарях, помимо основных праздников, довольно много «красных» дней, посвященных каким-либо важным христианским событиям. В эти дни проходит особый вид службы, называемый полиелейной. Но не все прихожане разбираются в тонкостях церковных таинств, поэтому не понимают отличия разных видов богослужений. Понять это поможет знакомство с сутью полиелея и порядком проведения.
Понятие полиелейной службы
Слово «полиелей» ведет свое начало с греческого языка. Первая часть слова «поли» означает «много, многие», вторая часть «елеос» – «милость». Таким образом, в переводе на русский язык «полиелей» значит «многомилостив».
Некоторые переводят это слово, как многомаслие. Путаница происходит из-за идентичного звучания двух греческих слов «елеос» и «елей». Способствует этому и использование масла во время помазания лба прихожан.
Полиелейное богослужение проводят во время Средних или Малых церковных праздников, заменив им Всенощное бдение. Последование этих двух служб значительно отличается друг от друга. Одно из основных отличий – полиелейное богослужение предусматривает раздельное проведение утрени и вечерни.
В православных храмах полиелейное богослужение часто проходит по субботам, за исключением определенных периодов, когда полиелей не проводят: начиная от празднования Пасхи до Воздвижения, в предрождественские и рождественские дни (со 2 января по 27 января). Прекращают петь полиелейные псалмы за неделю до начала и во время всего Великого поста. Если же на неделю до и после Пасхи приходятся какие-то большие праздники (Благовещение, праздник самого храма), то разрешается в эти дни совершать полиелей.
Как проводится: схема и порядок
Согласно церковному уставу, полиелейная служба начинается с чтения 9 часа, посвященного смерти Иисуса Христа. Малую вечерню не проводят. По окончании чтения 9 часа наступает черед Вечерни.
В храме зажигаются все светильники, лампады, открываются Царские врата. Священник выходит на середину храма, остановившись перед иконой праздника. Алтарник раздает священнослужителям зажженные свечи.
Хор поет псалмы, после чего следует чтение «Блаженного мужа», малой ектении. Затем начинается каждение:
Заканчивается каждение окуриванием икон Спасителя, Божией Матери, праздничной иконы, самого священника. Начинается чтение прокимена и Евангелия. Читается тропарь, посвященный тому святому, чей праздник празднуется.
Прихожане прикладываются к праздничной иконе, а священнослужитель совершает помазание елеем, чертя знак креста на лбу прикладывающихся к иконе. Благодаря обряду помазания исцеляются болезни, очищается душа, становится радостно, спокойно.
После пения тропарей следует возглас диакона «Премудрость».
Оканчивается вечерня с полиелеем песнопениями хора «Утверди, Боже…».
За вечерней следует еще два богослужения – Малое Повечери, Полуношница, проходящая ночью.
На утро служат Полиелейную Утреню. Она, в отличие от обычной утрени, начинается не с исполнения Шестипсалмия, а с чтения 19 и 20 псалмов, сопровождающегося полным каждением алтаря и всего храма.
Дальнейший порядок последования полиелейной утрени выглядит следующим образом:
Последующая схема богослужения не отличается от обычной утрени. Заканчивается оно так же, как и Всенощное бдение.
Присутствуя на богослужении, любой из прихожан может принять участие в пении псалмов, молитв. Для этого нужно иметь при себе соответствующие книги. Впервые пришедшие в храм для начала могут просто понаблюдать за прохождением службы, вслушиваясь в слова священнослужителей и запоминая действия молящихся. После службы можно поговорить со священником или прихожанами, уточнив непонятные моменты.
Полиелей
Полиеле́й (греч. Πολυέλεος ), в православном богослужении — часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона; наиболее торжественная часть всенощного бдения. В его состав входят 134-й и 135-й псалмы (в греческой нумерации), 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне».
В главе 17 устава, можно встретить дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Встречается и такой неверный перевод, как «многомаслие». Слова «милость» и «масло» созвучны по-гречески, и здесь произошло некоторое смешение понятий.
По Уставу, по чтении кафизм, при первых словах 134-го псалма, полагается возжигать все светильники (елейные лампады) в храме. Обилие света зна́менует нетварный Свет Христов, явленный в Его воплощении и воскресении из мёртвых.
Отверзаются царские врата, и предстоятель в предшествии диакона, держащего возжжённую свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм.
После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.
Содержание
Дни совершения
Полиелей совершается на праздничной утрене в дни великих и средних праздников (со знаками ,
или
). Кроме этого полиелей совершается в определённые дни на воскресном всенощном бдении. В современной практике принято совершать полиелей каждое воскресенье, однако в соответствии с Уставом воскресный полиелей должен отменяться в определенные периоды года.
Устав определяет время пения полиелея с 22 сентября (5 октября) до 20 декабря (2 января) (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова) и с 14 (27) января (отдание Крещения) до Сырной седмицы. В остальные воскресные дни вместо полиелея поются «непорочны» (118 псалом).
Полиелей отменяется 1 (14) сентября (церковное новолетие).
Полиелей и Великий пост
В подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) к полиелейным псалмам 134 и 135 прибавляют 136 псалом: «На реках вавилонских…» с «Аллилуиа», выражающий покаянную скорбь Адама.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Полиелей» в других словарях:
полиелей — торжественная часть всенощной, когда зажигаются светильники (Мень) См … Словарь синонимов
ПОЛИЕЛЕЙ — (греч. Polyeleos, от polys многий и eleos милость), торжественное песнопение Утрени (см. УТРЕНЯ), исполняемое перед чтением утреннего Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ). Состоит из стихов 134 псалма («Хвалите имя Господне») и 135 псалма («Исповедайтеся… … Энциклопедический словарь
ПОЛИЕЛЕЙ — (греч., от polys многий, и eleos сострадание). Прибавление к утреннему богослужению, состоящее из псалмов 134 и 136, в которых многократно прославляется милосердие Божие и которые читаются в средние, по важности, праздники. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
ПОЛИЕЛЕЙ — муж., церк. средний церковный праздник, в который на всенощной зажигаются свечи в паникадилах. Полиелейная служба. Полиелейный колокол, в который благовестят в эти праздники. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Полиелей — часть великой утрени. Начинается пением «Хвалите Имя Господне.», которое следует сразу после чтения кафизм. На полиелее происходит помазание мирян елеем, которое часто затягивается и продолжается до тех пор, пока не прочтут и не споют… … Православная энциклопедия
полиелей — средний церковный праздник, в который на всенощной церковь освещена особенно ярко (Проск. Арс. Сухан. 226, 230). От греч. πολυέλαιος (потребляющий) много масла (для освещения) ; см. Фасмер, Гр. сл. эт. 155; Преобр. I, 214 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Полиелей — (от πολυς многий и ελέος милость, а также ελαία елей, масло) одна из составных частей утрени. Название ( многомилостив ) происходит от повторения в этой части богослужения слов: яко в век милость Его и возжения в это время елея в лампадах в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Полиелей — (греч. много милости, много масла) одна из составных частей утрени. Название происходит от повторения в этой части богослужения слов: Яко в век милость Его и возжения в это время елея во всех светильниках и лампадах (сейчас включается паникадило) … Православный энциклопедический словарь
Что такое полиелей в православии, когда совершается в церкви
После каждой кафизмы произносится священнослужителем малая ектения. Затем начинается самая торжественная часть всенощного бдения, называемая полиелеем, что означает с греческого языка многая милость, или многое масло. Царские врата отверзаются, большие свечи пред святыми иконами, погашенные во время чтения шестопсалмия и кафизм, возжигают снова, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона (где в древности была скиния и храм) живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви (признайтесь в своих согрешениях), яко благ (потому что Он добр), яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Священник с диаконом совершают каждение по всей церкви. Отворенные царские врата знаменуют нам отваление ангелом камня от гроба Господня, откуда нам воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и веселья. Хождение священнослужителей по церкви с кадилом напоминает нам св. мироносиц, ходивших ко гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.
Под воскресные дни после пения хвалитных стихов 134 и 135 псалмов, чтобы лучше напечатлеть в молящихся мысль о воскресении Христовом, поются тропари, в которых высказывается причина нашей радости о воскресении Христовом. Каждый тропарь начинается словами, прославляющими Господа: благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (т.-е. Заповедям Твоим). Воскресный полиелей оканчивается чтением святого евангелия об одном из явлений воскресшего Спасителя. Св. Евангелие износится на середину храма, и верующие целуют святое Евангелие, имея (при этом) в мысли все благодеяния воскресшего Господа. Хор в это время поет призывную песнь поклониться воскресению Христову:
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерь разруши.
Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после хвалитных стихов 134 и 135 псалмов выходят священнослужители на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом стихи в честь св. жен мироносиц не поются. Евангелие читается, имеющее применение ко дню праздника; молящиеся в храме целуют св. икону на аналое и помазуются освященным во время литии елеем, но не св. миром, как некоторые по неведению называть елей сей.
II. ОСОБЕННОСТИ В СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ НА ПОЛИЕЛЕЙНОЙ И ВСЕНОЩНОЙ СЛУЖБАХ
1. Начало вечернего богослужения с полиелеем такое же как на вседневной вечерни (т.е. 9 час, возглас на вечерню дается на амвоне, чтение 103 псалма, во время которого священник прочитывает перед Царскими вратами Светильничные молитвы, и затем Мирная ектения).
2. Начало Великой вечерни на всенощном бдении совершается следующим образом:
По окончании 9 часа, священнослужители облачившись: священник в епитрахиль, поручи и фелонь, а диакон в стихарь с орарем (иеромонах вместо фелони в мантию и епитрахиль), становятся перед св. Престолом, отверзается церковная завеса, затем Царские врата и совершают три поясных поклона, целуя св. Евангелие (только священник) и Престол.
3. Диакон, беря кадило от пономаря, подает его священнику со словами: «Благослови, Владыко, кадило».
Благословляя кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим…» священнослужитель берет его для совершения полного каждения, т.е. Алтаря и всего храма.
4. Каждение начинается с того, что диакон взяв большую (диаконскую) свечу, становится на Горнее место, и, поклонившись священнику, всюду идет впереди кадящего священника. Вначале кадят Престол с 4-х сторон, затем Горнее место, правую сторону Алтаря, левую, икону над Царскими дверями, священнослужителей в Алтаре, стоящих по правую сторону Престола, затем по левую. Здесь прерывается полное каждение. Диакон остается на Горнем месте. Священник, обходя Престол (с северной стороны) становится на своем месте, т.е. перед Престолом.
5. Великая вечерня начинается с возглашения диакона: «Восстаните», обращенного лицом к народу, которое он произносит на амвоне, держа в руках свою свечу.
6. Священник после пения хора: «Святейший Владыко, благослови», произносит начальный возглас на Всенощное бдение: «Слава Святей, Единосущней и Нераздельней…», знаменуя св. крест на словах: «всегда ныне и присно и во веки веков».
8. Диакон, взяв благословение с Горнего места поклоном головы от священника, выходит через Северные двери Алтаря на амвон, откуда произносит Мирную ектению, что на Вечерне.
9. На вечерней службе с полиелеем и бдением полагается петь псалом «Блажен муж» (1 антифон 1-й кафизмы), который исполняют тотчас после возгласа священника: «Яко подобает…».
Обычно с выходом второго диакона на солею, первый диакон уходит с амвона к местной иконе Спасителя (становится напротив) и там оканчивает свою ектению, поклонившись вышедшему диакону, который тоже отвечает поклоном.
11. На пение «Господи воззвах» диакон уже один, без священника, совершает каждение Алтаря и всего храма (по чину, описанному выше).
Вечерний Вход
12. На праздничных службах вечерни всегда совершается Вечерний Вход (малый) с кадилом (в Великий Пост с Евангелием, а также в чине архиерейской службы).
13. На «Славу», что идет после стихир на «Господи воззвах» зажигается паникадило в Алтаре и в храме, а также свечи на престоле. С пением «И ныне» отверзаются Царские врата и начинается Малый вход. Священнослужители, перекрестившись дважды с поклонами, целуют св. Престол, и вновь крестятся третий раз, полагая тем начало Входа.
14. Диакон, взяв кадило от пономаря, берет благословение на него от священника и идет вместе со служителем на Горнее место, где возглашает: «Господу помолимся». Священник, начиная с Горнего места, читает (в полголоса и наизусть) молитву на Вход: «Вечер, и заутра, и полудне. «. Впереди священнослужителей должен идти свещеносец с зажженной свечой.
Войдя в Алтарь, оба священнослужителя вместе крестятся, целуют св. престол и восходят вновь на Горнее место. Там они еще раз крестятся, кланяются друг другу и поворачиваются лицом к молящимся в храме и Алтаре. При этом диакон стоит рядом, справа от священника. Рекомендуется священнослужителям стоять на Горнем месте (также и сидеть), не по центру, а чуть сбоку.
15. С Горнего места священник, сделав предварительно поклон стоящим священно-служителям, после диаконского возглашения: «Вонмем», крестообразно благословляет всех молящихся в храме и произносит: «Мир всем».
Диакон говорит по служебнику Прокимен со стихами. По окончании Прокимна следует чтение паремий. Царские врата при этом закрываются.
Если паремии новозаветного содержания, принято Царские врата оставлять открытыми.
Во время чтения паремий священнику положено сидеть там же на Горнем месте. Диакон обычно следит за чтением и стоит возле престола.
Чтец паремий сообразуется с возглашениями диакона, произносящего перед каждой паремией «Премудрость» и «Вонмем».
После чтения паремий священнослужители возвращаются с Горнего места к престолу; по чину крестятся вначале на Горнем месте, затем, подойдя к престолу, еще раз кланяются ему, целуя его край. Вечерний Вход окончен.
16. Диакон вслед за чтением паремий произносит Сугубую ектению на амвоне. Чтобы ее начать без пауз, необходимо ему выйти на солею в конце чтения паремий (т.е. немного раньше самого окончания).
Прошения ектении говорит не торопясь, четко, терпеливо дожидаясь окончания пения хора: Господи, помилуй (трижды).
17. После возгласа священника: «Яко Милостив», читается: «Сподоби Господи».
18. Вслед за чтением диакон произносит Просительную ектению, в конце которой священник (тайно) читает молитву главопреклонения.
Лития
Лития служится только в праздники на богослужении со Всенощным бдением.
19. Выход на Литию происходит из Алтаря в притвор храма; священник совершает Литию в епитрахили и скуфье или камилавке (если имеет как награду). Священнослужители, встав перед престолом, дважды крестятся, целуют его край, снова крестятся, кланяются друг другу, полагая тем начало для выхода.
Диакон берет благословение на кадило.
20. Священнослужители исходят из Алтаря северной дверью. Став перед Царскими дверями, крестясь, делают поклон друг другу и идут в притвор в предшествии им свещеносца. В это время хор поет стихиры на Литии. Пономарь износит на средину храма литийный столик с хлебами.
21. По окончании ектений диакон становится рядом со священником (справа), который произносит возглас «Услыши ны Боже…» и молитву: «Владыко Многомилостиве…». При этом священнослужители стоят с непокровенной главой.
22. На первой ектении «Спаси, Боже, люди Твоя», и на литийной молитве священника «Владыко Многомилостиве. » поминаются чтимые святые храма, святые, коим посвящены престолы в нем, а также святые, которым совершается Всенощное бдение.
23. На второй ектении диакон присоединяет прошение о правящем архиерее: «и о господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе Евгении. «.
24. В этой же ектении после слов: «о всякой души христианстей…» вместо «о покровении града сего. » произносит: «о покровении святыя обители сея и живуших в ней«.
25. На третьем прошении диакон произносит: «Еще молимся о еже сохранитися граду сему и святей обители сей и всякому граду…».
26. Молитвой священника «Владыко Многомилостиве…» оканчивается Лития. Священнослужители, перекрестившись, и поклонившись друг другу в предшествии свещеносца с притвора возвращаются в храм, подходят к литийному столику с хлебами и становятся перед ним. Свеча свещеносца ставится за столик. Придя на средину храма служащие снова крестятся и кланяются друг другу.
27. В это время хор поет стихиры на стиховне, которые оканчиваются чтением: «Ныне отпущаеши. » и Трисвятого.
28. После возгласа священника: «Яко Твое есть Царство», поются тропари, согласно Уставу, во время которых открываются Царские врата, производится каждение литийного столика.
Оно совершается так:
Взяв благословение у священника на кадило, диакон кадит все стороны столика трижды, затем кадит праздничную икону, священника (если собор служителей, то и всех сослужащих в нем), снова кадит хлебы на столике с передней стороны, предстоящего служителя и, отдав кадило пономарю, становится рядом с предстоятелем, оглашая: «Господу помолимся».
29. Благословение хлебов совершает священнослужитель особой молитвой: «Господи, Иисусе Христе Боже наш…» с непокровенной головой.
Перед словами: «Сам благослови…» крестообразно осеняет вещества одним из хлебов. При перечислении веществ указывает но них рукою, начертывая в воздухе знак креста.
30. После благословения хлебов, священнослужители, перекрестившись и поклонившись друг другу, идут в алтарь, заходя (если собор) северными и южными дверями. В это время поется 33-й псалом. По окончании пения предстоятель осеняет крестообразно всех молящихся со словами: «Благословение Господне на Вас…». Хор: Аминь. Здесь оканчивается великая вечерня со всенощным бдением.
31. Если служба с полиеелем, литии по обычаю не бывает. По «Ныне отпущаеши» и «Трисвятому», поются отпустительные тропари, согласно Уставу, т.е. тропарь празднуемого святого и «Слава, и ныне. » Богородичен из праздничных тропарей (3 приложение)
После пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», хор: «Святейший Владыко, благослови». Священник: «Сый благословен…» Хор: «Утверди, Боже…». Здесь оканчивается служба вечерни с полиелеем.
III. У Т Р Е Н Я
(Описание священнодействий, касающихся священника и диакона)
Начало утрени
1. Когда утреня, вседневная или праздничная, совершается не в составе всенощного бдения, она имеет полное начало. Священник, облачившись в фелонь, а диакон в стихарь, становятся перед Престолом. Диакон принимает от пономаря кадило и открывает завесу Царских врат. Затем священник с диаконом крестятся дважды (с поясными поклонами), целуют Престол (священник Престол и Евангелие), крестятся третий раз и кланяются друг другу.
2. Диакон подает кадило[2] священнику, говоря: «Благослови, владыко, кадило». Священник читает молитву, благословляет кадило и принимает его от диакона. Затем, изобразив кадилом знамение креста (перед Престолом), произносит возглас: «Благословен Бог наш».
3. Пока чтец читает начальные молитвы и двупсалмие, священник совершает полное каждение алтаря, храма и присутствующих в них. При этом священник и чтец должны следить, чтобы возглас «Яко Твое есть Царство» был произнесен «посреде храма» (перед Царскими вратами). По возгласе священник кадит, в заключение, местные иконы, входит в алтарь и становится перед Престолом. Здесь он по окончании тропарей, с кадильницей в руке, произносит сокращенную сугубую ектению.
4. После исполнения певцами «Именем Господним, благослови, отче» священник произносит возглас: «Слава Святей» и при этом изображает кадилом знамение Креста (перед Престолом). Покадив трижды переднюю часть Престола, он кадит также стоящего рядом с ним диакона и отдает ему кадило. Диакон, в свою очередь, кадит священника (с Горнего места), затем оба они крестятся и кланяются друг другу. Диакон, отдав кадило, отходит на свое место (справа от священника)[3].
Шестопсалмие
6. Когда чтец исполнит половину последнего псалма, диакон идет к Горнему месту, крестится один раз; кланяется священнику (или архиерею) и исходит на солею[4]. При выходе диакона из алтаря священник отходит к иконе Спасителя (справа от Царских врат), а диакон останавливается у иконы Божией Матери (слева). Здесь они крестятся трижды, кланяются друг другу, и диакон проходит на амвон для произнесения ектении, а священник южной дверью идет в алтарь к Престолу. Став на свое место, священник крестится один раз, целует Евангелие и Престол и крестится еще раз (а также кланяется архиерею, если тот присутствует в алтаре).
Великая ектения: «Бог Господь»
7. Во время произнесения ектении диакон возносит перед собой сложенный конец ораря, держа его, примерно, на уровне глаз[5]. После каждого прошения диакон (а также и священник) крестится и совершает поясной поклон (так делает на всех ектениях). В заключение священнического возгласа, на словах «Отца и Сына и Святого Духа», полагаются также крестное знамение и поясной поклон.
8. «Бог Господь» со стихами, равно как и прошения ектении, должно произносить четко, внятно, не спеша (но и не растягивая!) и обязательно раздельно с хором. По исполнении последнего стиха на «Бог Господь» диакон крестится и кланяется перед Царскими вратами и уходит в алтарь. Поклонившись Горнему престолу и священнику (или архиерею), он становится на свое место[6].
Кафизмы
9. На кафизмах священник и диакон стоят у Престола, внимательно слушают псалмы и в соответствующих местах осеняют себя крестным знамением, а при пении «Аллилуйя» (между «Славами»), совершают поясные поклоны.
Полиелей
10. В начале чтения седальнов по кафизме все священнослужители, которые должны выйти на полиелей, собираются у Престола и расстанавливаются по чину. По исполнении седальнов диаконы открывают Царские врата, затем все священнослужители крестятся дважды, целуют Престол, крестятся третий раз, кланяются предстоятелю (или архиерею) и не спеша исходят из алтаря Царскими вратами. Впереди идет предстоятель, за ним попарно священники и диаконы. Предстоятель проходит на середину храма (аналой обходит с правой стороны) и становится лицом к алтарю (напротив праздничной иконы) на приготовленное для него место (ковер). Справа и слева от него (по чину) становятся остальные священнослужители.
11. После того, как все станут на свои места, священники и диаконы поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю. Протодиакон берет у пономаря кадило и, подойдя к предстоятелю, произносит: «Благослови Владыко, кадило». Предстоятель читает молитву и благословляет кадило, затем принимает его от протодиакона. В это время другой диакон подает предстоятелю свечу. Свечи вручаются также и остальным священникам, причем один диакон раздает свечи на правой стороне, другой на левой (при вручении свечей диакон целует руку священника). Наконец, два старших диакона принимают от пономарей большие (диаконские) свечи и становятся между аналоем и амвоном лицом к предстоятелю.
12. После раздачи свечей все священнослужители, стоя на своих местах, ожидают окончания полиелейных псалмов. Затем все крестятся в сторону алтаря, совершают поклон предстоятелю и поют величание праздника. Пока поется величание, предстоятель кадит со своего места в сторону праздничной иконы. После исполнения духовенством величания предстоятель кланяется сослужащим ему и идет к иконе праздника для каждения[7].
13. Каждение совершается в следующем порядке. Вначале предстоятель кадит с четырех сторон икону праздника. Когда он покадит икону с левой стороны, оба диакона (находящиеся в это время справа от аналоя), опережая священника, идут к Царским вратам. Священник следует за ними. Далее они входят в алтарь и продолжают каждение в обычном порядке: алтарь и присутствующих в нем, иконостас, священнослужителей, вышедших на полиелей, правый и левый клиросы, народ, затем весь храм; после каждения храма снова кадятся местные иконы и икона праздника.
14. После этого диаконы остаются за аналоем (стоя лицом к служащим священникам), а предстоятель проходит на свое место и оттуда продолжает изредка кадит в сторону праздничной иконы. А в это время духовенство в заключение поет величание празднику. Перед окончанием пения величания предстоятель кадит священнослужителей[8] (диаконы, стоявшие со свечами за аналоем, подходят ближе к предстоятелю и стоят к нему лицом). Затем предстоятель передает кадило протодиакону, подошедшему к нему. Протодиакон, в свою очередь кадит предстоятеля и по каждении вместе со вторым диаконом поворачивается к алтарю лицом (кадильницы и свечи в этот момент передают пономарям). В это время рядом с ними становится третий диакон. Все они крестятся в сторону алтаря и делают поклон предстоятелю. Протодиакон вместе со вторым диаконом идут на свои места (справа и слева от предстоятеля), а третий диакон произносит малую ектению (стоя на том месте, где совершил поклон предстоятелю)[9].
15. На последнем прошении рядом с диаконом, произносившим ектению, становится второй диакон. Оба они крестятся и кланяются предстоятелю, но не сразу по окончании последнего прошения, а на возгласе, вместе со священником (при произнесении слов: «Отца и Сына и Святого Духа»). После поклона третий диакон становится слева от предстоятеля, а второй проходит в алтарь северными дверьми. Поклонившись Горнему месту, он становится у Престола.
Чтение Евангелия
16. На третьем тропаре антифонов степенных диакон, находящийся в алтаре, подходит к передней части Престола, крестится один раз, целует Евангелие и Престол и кланяется предстоятелю. Затем берет Евангелие и выходит с ним на амвон, держа его, примерно, на уровне глаз.
17. По окончании антифонов протодиакон произносит: «Вонмем. Премудрость. Вонмем», а диакон, стоящий с Евангелием, произносит прокимен. После прокимна протодиакон говорит: «Господу помолимся», а диакон произносит «Всякое дыхание» (со стихом). На словах протодиакона «И о сподобитися нам» диакон не спеша идет к предстоятелю (проходит справа от аналоя) и останавливается перед ним, опустив Евангелие к груди (протодиакон помогает ему открыть Евангелие). Протодиакон произносит: «Премудрость. Прости. Услышим святаго Евангелия», а предстоятель, повернувшись лицом на запад, возглашает: «Мир всем» и благословляет народ. Затем он поворачивается лицом к алтарю, отдает свечу третьему диакону, снимает головной убор, передает его протодиакону, и снова берет свечу. Протодиакон показывает ему нужное зачало, а третий диакон произносит: «Вонмем». На этом возгласе все осеняют себя крестных знамением, а предстоятель читает Евангелие.
18. По прочтении Евангелия предстоятель крестится, целует раскрытое Евангелие, отдает свечу, принимает головной убор и надевает его. Свечи, которые держали священнослужители, гасятся. Диакон, закрыв Евангелие, уносит его на Престол[10]. Затем он крестится (один раз), целует Евангелие и Престол, кланяется предстоятелю и становится около Престола на обычном диаконском месте. Вместе с ним кланяются и два священника, читающие канон. Когда диакон кладет Евангелие на Престол, они выходят из рядов служащих священников и, поклонившись (вместе с диаконом) предстоятелю, уходят в алтарь через Царские врата. Там они целуют Престол (сбоку), снимают фелони и ожидают выхода в конце молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя».
20. По прочтении, примерно, половины этой молитвы находящиеся в алтаре священники, читающие канон, и диакон (который выносил Евангелие) подходит к Престолу (с двух сторон), крестятся один раз, целуют Престол, крестятся еще раз, выходят через боковые двери на солею и становятся лицом к иконостасу, ожидая конца диаконской молитвы. Затем все, стоящие на солее, крестятся и кланяются предстоятелю вместе с протодиаконом. Протодиакон и диакон идут на свои места (рядом с предстоятелем), а священники, читающие канон, поклонившись друг другу, остаются на солее, у аналоев с книгами.
Помазание св. елеем
21. По возгласе «милостию и щедротами» предстоятель кланяется сослужащим и идет к аналою с иконой праздника (или с Евангелием). Здесь он совершает два поясных поклона, сняв головной убор, целует икону (или Евангелие), берет у пономаря кисть и помазуется св. елеем, затем надевает головной убор, крестится третий раз и становится слева от аналоя (лицом на юг).
22. Остальные священники попарно подходят к иконе и, подобно предстоятелю, совершают поклонение и помазуются елеем. Когда священники принимают у предстоятеля (или передают ему) кисть, они взаимно целуют друг у друга руку. Так же поступают и остальные священники в отношении друг к другу. После помазания священники кланяются предстоятелю, затем друг другу и уходят в алтарь через Царские врата. У Престола они крестятся один раз, целуют Престол (сбоку), крестятся снова, кланяются друг другу и снимают священные одежды. Служащий священник остается у Престола в облачении. Он стоит сбоку, пока предстоятель не войдет в алтарь после окончания помазания.
23. За священниками к предстоятелю подходят диаконы. Они совершают те же поклоны, что и священники. После показания диаконы целуют правую руку предстоятеля, кланяются ему и уходят в алтарь.
24. После служащих к предстоятелю подходят по чину неслужащие священнослужители. Они действуют так же, как и служащие. Только исходят и возвращаются в алтарь через боковые двери. За священнослужителями подходят низшие клирики и народ. Священники, читающие канон, подходят к помазанию обычно по 6-й песни (это наиболее удобный момент!). По последнем тропаре они становятся перед Царскими вратами, крестятся один раз и идут к помазанию. По возвращении они также крестятся один раз у Царских врат, кланяются друг другу и отходят к аналоям.
25. При помазании предстоятель (а равно и всякий священник, совершающий помазание) должен аккуратно погрузить кисть в св. елей и так же аккуратно изобразить на челе подошедшего знамение Креста с произнесением слов «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». По помазании священник не должен убирать руку, а дать возможность подошедшему к нему на помазание поцеловать ее. Но если человек не намерен целовать руку священника (а такое бывает довольно часто!), то не нужно заставлять его это делать.
26. Священник должен следить, чтобы поклонение иконе и помазание св. елеем происходило благоговейно и по чину. Не нужно торопить людей и не торопиться самому.
27. По окончании помазания предстоятель передает кисть пономарю, совершает поклонение перед иконой и уходит в алтарь. В воскресные дни, уходя в алтарь, он берет Евангелие. На амвоне он поворачивается лицом на запад, крестообразно осеняет Евангелием народ и, войдя в алтарь, полагает Евангелие на обычном месте. Диаконы закрывают Царские врата, а предстоятель, поклонившись Престолу и служащему священнику, отходит и снимает священные одежды. Служащий священник занимает свое место перед Престолом.
Каждение на Честнейшую
28. На седьмой или восьмой песни канона (в зависимости от количества исполняемых тропарей) диакон берет кадило и, получив благословение (с Горнего места) у служащего священника, совершает каждение алтаря и присутствующих в нем. При пении «Хвалим, благословим» он исходит северной дверью и кадит, начиная от Царских врат, правую часть иконостаса. К этому времени чтецы канона должны отойти к клиросам.
29. По окончании катавасии диакон, став у иконы Божией Матери (слева от Царских врат), возглашает: «Богородицу и Матерь Света», при этом он знаменует кадилом крестообразно.
Великое Славословие
30. В праздничные дни при пении стихиры на «И ныне», перед Великим славословием, диаконы отверзают Царское врата. По окончании стихиры священник произносит возглас: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и совершает поясной поклон перед Престолом. На славословии священник вместе со всеми делает три поясных поклона при словах «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». То же самое он делает и на вседневной утрени, когда славословие читается.
Ектении
32. В конце утрени после возгласа «Премудрость» диакон, совершив поклон у Царских врат, уходит в алтарь. (В праздники этот возглас произносит старший диакон. Поклонившись алтарю и друг другу, оба диакона уходят в алтарь).
Окончание утрени
33. По исполнении хором «Утверди, Боже», диакон закрывает завесу Царских врат. Затем священник и диакон совершают поклонение перед Престолом и друг другу. Священник снимает фелонь и опять становится к Престолу, а диаконы покрывают Престол, снимают с себя облачения и во время 1-го часа молятся в стороне.