что такое правоприменительная практика контрольно надзорной деятельности
Что такое правоприменительная практика контрольно надзорной деятельности
Статья 47. Обобщение правоприменительной практики
1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
3. Доклад о правоприменительной практике готовится контрольным (надзорным) органом по каждому осуществляемому им виду контроля с периодичностью, предусмотренной положением о виде контроля, но не реже одного раза в год. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
4. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» в сроки, указанные в положении о виде контроля.
5. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Методическое обеспечение деятельности по обобщению правоприменительной практики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Что такое правоприменительная практика контрольно надзорной деятельности
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (утвержден 28 сентября 2021 г.)
1. Общие положения
Для реализации контрольно-надзорных функций приказами Министерства транспорта Российской Федерации утверждены соответствующие административные регламенты Ространснадзора.
2. Вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора)
В условиях ситуации в 2020 году, связанной с распространением короновирусной инфекции COVID-19, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 проводимые Ространснадзором (территориальными органами) проверки были незамедлительно приостановлены.
Руководствуясь постановлением Правительства N 438, Ространснадзором приняты локальные акты, которыми приостановлено назначение плановых (внеплановых), внеплановых (документарных, выездных) проверок, а также приостановлены назначенные проверки, за исключением внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, иных документов, имеющих разрешительный характер.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства N 438, Ространснадзор контроль за исполнением поднадзорными субъектами требований законодательства продолжился в форме рейдовых осмотров транспортных средств (Осмотры железнодорожных переездов) и субъектов транспортной инфраструктуры, внеплановых проверок, проведенных в соответствии с требованиями органов прокуратуры, контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, по основаниям фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Кроме того, в рамках взаимодействия с органами прокуратуры территориальные органы Ространснадзора принимали участие в проверках, проводимых транспортными прокурорами, в качестве специалистов, обладающих специальными техническими знаниями.
В 2020 году Ространснадзором проведено 6981 проверок поднадзорных субъектов, из них 5389 внеплановых.
Основаниями для проведения внеплановых проверок являлись:
1. Контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок, проведено 3064 проверки.
Кроме того, Ространснадзором проведена работа по отнесению объектов контроля к категориям рисков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от июня 2021 г. N 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Сведения о присвоенных категорий риска объектам контроля размещена на официальном сайте Ространснадзора.
С учетом результатов проведенной работы по категорированию, Ространснадзором сформирован, согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещен на официальном сайте Ространснадзора План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
3. Вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
В условиях ситуации в 2020 году, связанной с распространением короновирусной инфекции COVID-19, в контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора приоритетное внимание уделялось профилактическим мероприятиям.
На официальном сайте Ространснадзора в сети «Интернет» размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).
В соответствии с планом-графиком Ространснадзора проведено 73 ежеквартальных обсуждения результатов правоприменительной практики (в том числе, в дистанционном формате). Осуществлялось информирование поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, направлено 17327 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и предложения подконтрольному субъекту принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. Проводились совещания и информационные встречи с поднадзорным субъектам, осуществлялись публикации в СМИ, информирование о фактах транспортных происшествий посредством рассылки электронных писем.
На сайте Ространснадзора опубликованы материалы публичных слушаний с обобщением практики осуществления государственного контроля.
В 2020 года Ространснадзор продолжил реализацию пилотного проекта по дистанционному непрерывному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований, основной целью которого является повышение уровня безопасности на объектах инфраструктуры и транспортных средствах. Пилотный проект проводился независимо от проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для целей непрерывного мониторинга информация об исполнении субъектами надзора обязательных требований, поступающая в Ространснадзор в рамках норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также представляемая субъектами надзора в рамках самодекларирования, используется для наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами надзора, выявления предпосылок нарушения обязательных требований и установленных параметров деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в целях превентивного устранения возможных нарушений.
Участие в пилотном проекте по непрерывному мониторингу имеет добровольный характер. Принять участие в проекте может любой субъект надзора, осуществляющий деятельность на морском и внутреннем водном транспорте.
В 2020 году 286 организаций заключили соглашения с Ространснадзором (всего с 2019 года заключено 421 соглашение).
Самодекларирование осуществляется в электронном виде в личном кабинете субъекта надзора, созданном в Единой информационной автоматизированной системе Ространснадзора (ЕИАС Ространснадзора), посредством направления результатов самостоятельной оценки исполнения обязательных требований в автоматизированную систему управления рисками (СУР) ЕИАС Ространснадзора.
В результате с начала эксперимента число выявленных и устраненных самостоятельно компаниями нарушений составляет более 10 тысяч.
Следует отметить, что за весь период проведения пилотного проекта не зафиксировано ни одного случая транспортного происшествия с объектами контролируемых организаций, которые в ходе непрерывного мониторинга направили в Ространснадзор декларации соответствия.
Реализуемый Ространснадзором пилотный проект непрерывный мониторинг как форма дистанционного государственного контроля (надзора) в настоящее время установлен законодательством Российской Федерации.
В ходе реализации механизма «Регуляторная гильотина» с 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», главой 18 которого предусмотрены специальные режимы государственного контроля (надзора), в том числе мониторинг.
Требования к контролируемым лицам и порядок их участия в мониторинге также установлен Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта и изменений, которые вносятся в Положение о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1047.
Обзор документа
В условиях распространения в 2020 г. COVID-19 во исполнение поручения Правительства проводимые Ространснадзором проверки были приостановлены. Впоследствии контроль за исполнением поднадзорными субъектами требований законодательства продолжился в форме рейдовых осмотров ТС, внеплановых проверок, контроля за исполнением предписаний, по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения ЧС. Кроме того, территориальные органы ведомства участвовали в проверках, проводимых транспортными прокурорами.
Проведена работа по отнесению объектов контроля к категориям рисков. Сведения о присвоенных категориях размещены на сайте Ространснадзора. С учетом результатов проведенной работы сформирован план проверок на 2021 г.
Также в 2020 г. Служба продолжила реализацию пилотного проекта по дистанционному непрерывному мониторингу исполнения предприятиями водного транспорта обязательных требований. Отмечено, что за весь период проведения проекта не зафиксировано ни одного случая транспортного происшествия с объектами контролируемых организаций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОБЩЕНИЮ И АНАЛИЗУ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности должны проводиться каждым органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля.
4. Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
5. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
7. Размещение результатов обобщения и анализа правоприменительной практики в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется в сроки, установленные Порядком, но не реже одного раза в год.
II. Направления обобщения и анализа правоприменительной
практики контрольно-надзорной деятельности
8. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности формируется по двум основным направлениям:
правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
9. В рамках работы с правоприменительной практикой организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля обобщаются вопросы применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В рамках указанного направления излагаются вопросы организации и проведения проверок и (или) иных мероприятий по контролю, и связанные с ними вопросы, в частности:
составления ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры;
использования оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
разработки и издания приказов о проведении проверок, их содержания;
выбора документарной или выездной проверки;
исчисления и соблюдения сроков проведения проверки;
соблюдения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки;
оформления результатов проверки и принятия мер по ее результатам;
организации и проведения иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
работы с заявлениями и обращениями граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
привлечения юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
оценки тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой привлекается виновное лицо;
подготовки предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
Приведенный перечень вопросов является примерным, должен определяться и дополняться каждым органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в зависимости от особенностей осуществляемых видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
10. В рамках работы с правоприменительной практикой соблюдения обязательных требований излагаются вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, нарушения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В рамках указанного направления излагаются вопросы соблюдения обязательных требований, в частности типичные нарушения обязательных требований и меры, принимаемые органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, а также вопросы подготовки предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
Перечень вопросов правоприменительной практики соблюдения обязательных требований определяется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в зависимости от осуществляемых видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
11. В качестве источников сведений для обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности используются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в административном порядке;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты опросов (в том числе проводимых в сети Интернет) подконтрольных субъектов на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности;
результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, административных расследований, постановлений о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
разъяснения, даваемые органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, соблюдения обязательных требований;
разъяснения, полученные органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.
Перечень источников сведений для обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности может дополняться органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в зависимости от особенностей осуществляемых видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
III. Организация работы
по обобщению и анализу правоприменительной практики
контрольно-надзорной деятельности
14. Уполномоченное подразделение в сроки, установленные Порядком, готовит проект плана Обзора практики с перечислением приоритетных вопросов правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля и правоприменительной практики соблюдения обязательных требований.
15. Проект плана Обзора практики направляется для рассмотрения в подразделения, территориальные органы органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Поступившие замечания и предложения рассматриваются на Рабочей группе для принятия решения об их учете в проекте плана Обзора практики.
16. Одобренный Рабочей группой план Обзора практики рассылается в подразделения, территориальные органы органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля для представления предложений и материалов.
17. На основе обобщения и анализа поступивших предложений и материалов уполномоченное подразделение готовит проект Обзора практики с указанием вопросов, по которым поступили материалы о различной практике их применения.
18. Вопросы, по которым поступили материалы о различной практике их применения, поступившие предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, подлежат дальнейшему анализу. В указанных целях могут быть запрошены позиции федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование в указанной сфере, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иных государственных органов.
19. Проект Обзора практики размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети Интернет с указанием способа подачи предложений, а также направляется для рассмотрения в подразделения, территориальные органы органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, Общественный совет органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также в установленные Порядком общественные организации предпринимателей, научные и экспертные организации. Федеральные органы государственного контроля (надзора) направляют проект Обзора практики, в том числе в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Срок рассмотрения и подачи предложений по проекту Обзора практики не может быть менее 25 рабочих дней. В указанный период органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля могут проводиться иные мероприятия, направленные на поиск оптимального решения по вопросам, по которым имеется различная практика их применения.
20. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, недостаточно ясных и взаимно согласованных обязательных требований, поступлении предложений по совершенствованию законодательства указанные вопросы подлежат рассмотрению Рабочей группой с целью подготовки предложений по устранению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, предложений по совершенствованию законодательства. Предложения докладываются руководителю органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, и направляются им в органы государственной власти, наделенные компетенцией по принятию решений в соответствующей сфере.
21. В проект Обзора практики включаются рекомендации по организации работы подразделений и территориальных органов органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в целях совершенствования правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности. Наряду с проектом Обзора практики могут быть подготовлены предложения по установлению обязательных для выполнения подразделениями и территориальными органами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указаний органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по порядку единообразного применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и обязательных требований.
22. Доработанный по итогам обсуждения проект Обзора практики, а также предложения по установлению обязательных для выполнения подразделениями и территориальными органами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указаний представляются для утверждения приказом руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
23. Приказ руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направляется для руководства в подразделения и территориальные органы органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и иных сайтах, направленных на обеспечение общественных отношений в сфере осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
24. Обзор практики используется при обеспечении информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, в том числе путем проведения «дней открытых дверей» и иных общедоступных мероприятий, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
IV. Особенности организации работы по обобщению
и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной
деятельности органами исполнительной власти субъектов
25. Высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации может быть обеспечена скоординированная работа органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обобщению и анализу правоприменительной практики осуществления государственного регионального контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в рамках переданных полномочий.
26. Высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации по согласованию с администрациями муниципальных образований субъекта Российской Федерации может быть организована скоординированная работа по обобщению и анализу правоприменительной практики осуществления муниципального контроля, регионального государственного контроля исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации.