что такое собор архангела гавриила

Церковь празднует Собор архангела Гавриила

Приблизительное время чтения: 1 мин.

В четверг 8 апреля 2021 года Православная Церковь празднует Собор архангела Гавриила. Согласно церковному календарю, первый раз в году этот праздник отмечается на следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы, а второй раз он отмечается в июле.

Считается, что поводом к установлению праздника Собора архангела Гавриила послужило освящение в XVII веке в Константинополе храма, построенного в честь этого архангела Божия.

Святой архангел Гавриил («Крепость Божия») – служитель Бога, возвещавший ветхозаветному народу Израиля о будущем рождении Спасителя.

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы сообщить Деве Марии, а с Нею и всем людям, благую весть о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, Церковь благодарит Господа и почитает Его посланника.

По Преданию Церкви святой архангел также незримо пребывал со святой Девой Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни.

Он также явился священнику Захарии, предсказав тому рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя.

Также святой архангел явился во сне праведному Иосифу Обручнику, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и предупредить о замыслах Ирода, повелев бежать в Египет с Младенцем и Богородицей.

Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Преданию, был также послан архангел Гавриил.

Помимо этого, жены-мироносицы услышали от архангела радостную весть о Воскресении Христа.

В праздник Собора святого архангела Гавриила Церковь вспоминает его многократные явления и его ревностное исполнение воли Божией, веря в его ходатайство о христианах перед Господом.

Источник

Собор архангела Гавриила

Собор архангела Гавриила

Русская православная церковь установила Дни памяти Собора архангела Гавриила 26 марта (8 апреля по новому стилю), 13 июля (26 июля по новому стилю) и 8 ноября (21 ноября).

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, православная церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

Архангел Гавриил входит в число высших Ангелов – бессмертных бесплотных духов, служителей Божиих, сотворенных Богом раньше человека.

Служение архангела Гавриила направлено Богом на спасение рода человеческого, на возвращение отпавших от Бога людей к Творцу и Вседержителю.

Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена архангел Гавриил сообщал людям спасительное знание свыше, возвещал о главных событиях в духовной истории человечества.

Архангел Гавриил научил в пустыне праотца Моисея книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека и научил премудрости. Пророку Даниилу архангел Гавриил явился и открыл таинственное значение пророчества о семидесяти седминах, сообщив о времени освобождения иудеев из вавилонского плена, а также о времени Боговоплощения.

По церковному преданию именно архангел Гавриил возвестил праведным Иоакиму и Анне о рождении от них Пресвятой Девы Марии, а священнику Захарии – о рождении святого пророка Иоанна Предтечи.

Будучи послан Богом в Назарет, архангел Гавриил явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия. Полагают, что именно архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу для уверения того в безгрешности Девы Марии, а когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастухам и возвестил им о рождении Спасителя.

Считается также, что именно архангел Гавриил укреплял Господа в Его молитве на горе Елеонской и сообщил женам-мироносицам о Воскресении Христовом.

Архангел Гавриил предстал Матери Божией, когда Она молилась на Елеонской горе и возвестил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!». В знамение торжества Благодатной над телесной смертью архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева.

В православной иконографии святой архангел Гавриил обычно запечатлен в образе ангела-благовестника с оливковой ветвью в руках – символом примирения Бога и творения. Этот образ помещают в храме над Царскими вратами. Святая Церковь, вспоминая многократные явления архангела Гавриила в истории Ветхого и Нового Завета, возносит горячие молитвы к этому неусыпному ходатаю, заступнику и благодетелю рода человеческого.

Поводом к установлению Собора архангела Гавриила 13 июля послужило освящение в ХVII веке в Константинополе храма, воздвигнутого во имя святого архангела Гавриила.

Предание сохранило также следующую историю: в одном из афонских монастырей послушник в одиночестве отправлял службу в келье, и к нему пришел старец – странник. Когда пришло время прославлять Божию Матерь, то старец красиво запел «Достойно есть яко воистину блажите тя Богородицу присноблаженную и принепорочную и Матерь Бога нашего», предложив петь и послушнику, а тот сказал, что ничего нет, чтобы записать слова и петь.

Тогда попросил старец доску глиняную и написал молитву «Достойно есть», и велел, чтобы об этой молитве сказали всем: и патриарху, и игумену. Оказалось, что старцем, принесшим молитву Богородице, и был архангел Гавриил. В честь этого события стали праздновать Собор архангела Гавриила.

Источник

Собор Архангела Гавриила

что такое собор архангела гавриила

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

И поистине особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочнейшей Деве весть о воплощении Бога Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенной честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение.

И как велик посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1, 19), то есть стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, — подобно этому и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие перед Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большей честью и славой, чем другие ангелы низших чинов.

Священное Писание повествует, что перед неприступной славой Божией всегда предстоят 7 ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих перед Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения вспоминает об этих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр. 1, 4). В числе этих семи Гавриил — второй по числу, а после Михаила — первый: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов — Михаила, но второго за ним — Гавриила, тому да будет известно, что эти семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил — первый между ними только по числу. Каждый из них имеет особенное служение. Михаил — победитель супостатов; Гавриил — вестник тайн Божиих; Рафаил — врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил — молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил — прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил — ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.

Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода — держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что его служение — возвещать таинства Божии.

Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной матери. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во «Святая Святых»; он же поэтому благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме этого, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования.

Имя Гавриил значит: «крепость Божия», а также: «Муж-Бог». Итак, само имя благовестника означает, что Бог Крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), то есть является совершенным Богом и совершенным человеком — совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые во утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, — напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедимым и крепостью непобедимой, а потому и в малом теле был мужем совершенным.

Провидя это, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала, и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя Магер-шелал-хаш-баз (спешит грабеж, ускоряет добыча); Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговорить: «отец мой», «мать моя», богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» (Ис.8,3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Прообразом этого служило само имя Гавриила, которое значит: Муж-Бог, Крепкий Бог. И этот Бог в само время его благовещения наитием Святого Духа зачался в нетленной девственной утробе.

Святой Прокл, патриарх Цареградский, так об этом рассуждает: «Само имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и прообразовал Богочеловека, пришедшего в мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж-Бог, происходит от слова Гавир, что означает: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж-Бог. Издревле еще предвозвестил это Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31, 22).

Итак, весьма высок этот посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам неведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была эта тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, через Гавриила раньше открытых святым пророкам, тем большей чести с этого времени сподобился он в сонме самих ангелов почитаться ими как ближайшего зрителя внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.

Церковные учителя, особенно Дионисий Ареопагит, говоря о тех семи высших ангелах, считают, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а эти, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божиих и для явления большей силы Божией и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1, 14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, неведомого, непостижимого, несказанного.

Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божия, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.

Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и является чиноначальником среднего чина между началами и ангелами, то есть архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают отчасти потому, что он называется архангелом, отчасти потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы.

Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и посылается для возвещения только величайших тайн Божиих. Такова была тайна воплощения Божия — и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве и которым он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное).

А то, что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу: как говорит об этом Исаия: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл» (Ис. 6, 1-2).

А так как святой Гавриил — один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак, Гавриил есть серафим, высший в этом чине».

Открывается это еще из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет об этом святой Григорий Двоеслов: «Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимской любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».

Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!

Составлено с использованием «Четьих Миней» свт. Димитрия Ростовского

Источник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

что такое собор архангела гавриила

что такое собор архангела гавриила

что такое собор архангела гавриила

Прямой эфир

Собор Архангела Гавриила: чем известен небесный дух и кому помогает?

что такое собор архангела гавриила

Собор Архангела Гавриила православные христиане отмечают 8 апреля. Его всегда празднуют на следующий день после Благовещения. И это не случайно. Два этих события неразрывно связаны. Кто такой Архангел Гавриил, в чём суть праздника и почему он называется собором – объясняем на amic.ru.

Архангел Гавриил – один из семи главных ангелов («архангел» в переводе с греческого – старший ангел). Гавриил, имя которого означает «Крепость Божья», связан с главными событиями новозаветной истории: Благовещением, Рождеством и Воскресением Господним. Согласно библейским заповедям, он считается Ангелом Хранителем избранного народа.

В исламе Архангела Гавриила (Джабраила) почитают как ангела – покровителя пророка Мухаммеда: по преданию, именно он передал пророку Коран и он же унёс его на небо.

На иконах Архангела Гавриила изображают с райской ветвью или белой лилией в руке, которую по преданию он принёс Деве Марии в день Благовещения. А ещё бывают варианты иконы, где Гавриил держит свечу и зеркало из яшмы – символы того, что «пути Божии до времени бывают не ясны, но постигаются изучением слова Божия» и «послушанием голосу совести».

На Большом государственном гербе Российской империи Гавриил вместе с Архангелом Михаилом держит главный щит с двуглавым орлом.

что такое собор архангела гавриила

Имя Архангела Гавриила несколько раз упоминается в Ветхом и Новом Заветах, где каждый раз он сообщал важные известия.

Также от Гавриила пастухи узнали о рождении младенца Христа, а жёны-мироносицы – о его воскресении. Архангел Гавриил был послан самому Господу Иисусу в помощь, укрепление и поддержку, что считается величайшим доверием Бога Отца.

Но самое главное событие, связанное с Архангелом, это весть деве Марии о беспорочном зачатии и скором рождении Иисуса Христа. Тот знаменательный день стал праздником для Православной церкви – в честь вестника, который сообщил пречистой деве о её предназначении. Именно поэтому Церковь отмечает Собор Архангела Гавриила сразу после Благовещения, 8 апреля.

8 апреля православные христиане ставят свечи в храме перед иконой Архангела Гавриила и просят его заступничества перед Господом Богом. Прихожане благодарят Господа и почитают его посланника, послужившего таинству спасения.

Считается, что молитва Архангелу поможет в избавлении от тяжёлых болезней, в трудных жизненных ситуациях, в укреплении духа и веры, в даровании и рождении детей и защите вашей семьи.

Собор Архангела Гавриила празднуют трижды: 8 апреля, 26 июля и 21 ноября.

Но есть и отдельные святые, чьи деяния провозглашаются великими почестями в соответствующие дни. Такими торжественными празднованиями являются Соборы Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи.

Источник

Празднование Собора Архангела Гавриила

что такое собор архангела гавриилаАрхангел Гавриил

Собор Архангела Гавриила празднуется православной церковью дважды в году — на следующий день после Благовещения (8 апреля) и 26 июля.

Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, благодарят Господа и почитают Его посланника Архангела Гавриила. А поводом к установлению второго дня празднования (26 июля), как считается, послужила дата освящения в 17 веке в Константинополе храма, воздвигнутого во имя святого Архистратига.

Имя Гавриил означает «Сила Божья» или «Божья твердыня». На иконах Архангел Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Деве Марии, или со светящимся фонарем в правой и зеркалом в левой руке.

В эти дни вспоминаются все явления Архангела Гавриила: он вдохновлял Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии; священнику Захарии возвещал о рождении Предтечи Господня; неотступно пребывал с Богородицей во время Ее земной жизни; являлся святому Иосифу Обручнику.

В Гефсиманском саду, где Иисус Христос молился, являлся Архангел и укреплял Его перед страданиями. Жены-мироносицы первыми услышали радостную весть о Воскресении Христовом также от Архангела Гавриила.

Другие праздники в разделе «Православные праздники» что такое собор архангела гавриила

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *