что такое женское обрезание в дагестане
«Простые ножницы и никакой анестезии» История россиянки о жизни после женского обрезания, кавказских обычаях и насилии
На днях муфтият Дагестана высказался о запрете на так называемое женское обрезание — калечащие операции на женских половых органах с отрезанием части клитора и малых половых губ. При этом в муфтияте указали, что у женщин разрешается удаление «лишней» кожи вокруг клитора. Это заявление раскололо экспертное сообщество: одни посчитали такое заявление победой — еще пару лет назад правозащитники не могли надеяться на помощь муфтията в борьбе с дикими обычаями, другие — что это попытка религиозных деятелей усидеть на двух стульях, поскольку это неполный запрет на насильственные практики. Кроме того, для некоторых народов, например, Ингушетии, которые также практикуют женское обрезание, духовное управление мусульман Дагестана не станет авторитетом, а большинство мужчин в районах, где такое практикуют, все еще поддерживают этот обычай. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Марьяна Самсонова записала монолог подвергнувшейся такой практике россиянки и узнала у экспертов, чем грозят такие операции, а также, чего можно ожидать от новой фетвы.
«Несколько дней я не могла говорить»
Мария (имя по ее просьбе изменено)
Я пережила эту процедуру тридцать лет назад. Помню, что о ней в селе и на улице, где мы играли, говорили старшие девочки, некоторые — даже с бравадой. Что-то вроде: «Мне сделали, и сестрам, и кузинам сделали, а если не сделать, то ты не сможешь стать женщиной и мусульманкой». Помню, что девочки, мои соседки, шушукались о ножницах, и про меня говорили, что мне еще не сделали.
Что с ними сейчас, и делают ли эту операцию в селе всем девочкам, я не знаю. Не общаюсь с родней. Но пока жила там, слышала, кому сделали, и между собой обсуждали, кому сколько «там» отрезали. Точного стандарта не было. Возможно, потому, что проделывающие эту процедуру женщины — пожилые и подслеповатые.
Никакой операционной, само собой. Домашние условия, какой-то предбанник, чтобы ничего не испачкалось, если кровь — никакой дезинфекции, перчаток, спирта или стерильных инструментов. Простые хозяйственные ножницы. Никакого обезболивающего или анестезии. Перевязки нет. Тело заживает, как может. Но я не слышала, чтобы от этого у нас кто-то умер. Может быть, бывали осложнения, но в разговорах их не связывали с причиной. Девочкам у нас делали обрезание в дошкольном возрасте.
Это была высокая женщина, лица не помню, помню силуэт, который загородил мне свет на фоне открытой двери. Черный платок и большие ладони. Еще две тети меня держали за руки и за ноги и давили сверху, чтобы не поднялась. Заставили раздеться. Я испытывала сильный стыд.
А потом резкая боль. Не помню, кричала ли я, но почему-то хотела спрятаться, хотя меня уже больше не держали. Мне казалось, кровь остановится, и все пройдет, как было раньше. Очень сильно пекло, так сильно, что я несколько дней не могла говорить. Но особых осложнений не было.
Ничего не прошло. Мне отрезали часть головки клитора. Но это я узнала уже потом. Возможно, это впоследствии стало причиной развода. Интимные отношения с мужем меня не заинтересовали. Мой супруг, впрочем, не замечал, что с точки зрения физиологии у меня что-то не так. И я ни разу не задумывалась, что надо что-то восстановить. Хотя читала о хирургической гинекологии тазового дна и интимной пластике. Это целая архитектура, оказывается.
Чисто по-женски скажу: у меня прохладные чувства к этой стороне отношений. Даже к психологу ходила — не помогло. Честно сказать, я боялась говорить об этом откровенно даже со специалистом.
Все, что касается интимного, с самого детства у нас говорилось шепотом между подружками, как неприличное. Мне и сейчас это очень тяжело. В итоге мы с психологом не добрались до обсуждения этой части моей жизни, даже когда я пошла на терапию осознанно, во взрослом возрасте и к дорогому специалисту. В итоге я так это и не проработала. Может, нужен другой специалист.
Мне неизвестно, кто именно из моих родных принял решение об этом действе надо мной. Быть может, никто конкретный, а просто решили, что пришла пора и до школы надо. Со своей матерью я тоже об этом не говорила. Стеснялась. Где-то глубоко во мне сидит, что это закрытая тема, это то, что не обсуждается. Матерей не спрашивают.
В другом селе моей же народности я слышала, как женщине сказали: «Хорошо, что родила мальчика, была бы девочка, ее бы обрезали». Мать может не знать, что собираются сделать с дочкой. Например, родня отца увозит ее на выходные в гости, а возвращает без клитора. Но многие женщины считают это необходимостью и даже обязанностью.
Еще в одном случае женщина из Чечни вынуждена была пройти обрезание уже взрослой, потому что влюбилась в нашего горца, а у нас так принято. Наверное, взрослой не так страшно. Рассказывали, что ей сделали небольшую рану, и это было в больнице, а не где-то в сарае. Он согласился жениться только после обрезания невесты.
Женское обрезание
В 2015 году Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал положить конец использованию калечащих операций на женских половых органах. По статистике, в мире сейчас живет около 200 миллионов девочек и женщин, которые прошли через эту болезненную процедуру.
С какой целью вообще проводят обрезание девочек, если опустить размышления о том, что это «непоколебимая традиция»? Есть разные точки зрения. Кто-то считает, что это метод инициации, которую проводят исключительно во благо девочек и таким образом дети становятся взрослее, осознаннее. Кто-то уверен, что с помощью подобной операции традиционное общество пытается контролировать сексуальность женщины и сделать так, чтобы после замужества она меньше «гуляла» (распространено поверье, что чем меньше женщина сможет получать удовольствия во время секса, тем меньше ей захочется вступать в интимную связь на стороне и вообще «грешить»). То есть это такой карательный метод контроля над нравственностью.
Есть несколько видов женского обрезания: в каких-то традициях делают лишь небольшой надрез на клиторе, где-то — удаляют малые половые губы и часть клитора, а где-то частично или полностью удаляют сам клитор.
В некоторых регионах процедуру проводят в клиниках, но во многих селах по-прежнему обращаются за помощью к доморощенным хирургам без медицинского образования.
В кустарных условиях женское обрезание особенно опасно из-за риска заражения. Помимо того, что подобное оперативное вмешательство действительно снижает у женщины чувствительность в зоне клитора, негативные последствия — это психотравма, ужас и боль при воспоминании о процедуре, страх перед сексом.
В обзоре Светланы Анохиной о практике проведения женского обрезания в Дагестане есть несколько свидетельств девушек о том, как матери повели их на обрезание, когда самим девочкам было от пяти до десяти лет. Интересно, что одна девочка четко запомнила гендерную разницу:
когда обрезание делали ее брату, то он лежал после процедуры в постели, и вся семья ухаживала за ним; а когда обрезание сделали ей ножницами для стрижки овец, то в тот же день ее заставили снова помогать по хозяйству.
В тексте Светланы Анохиной приводится ссылка на первый доклад о практике проведения калечащих операций на женских половых органах в Дагестане. Эту научную работу в соавторстве провели юрист Юлия Антонова и президент «Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» Саида Сиражудинова.
По данным этого исследования, женское обрезание в Дагестане наиболее распространено в высокогорных районах и районах, где больше всего переселенцев из высокогорной местности, сильнее всего эта практика распространена среди аварцев. Проводить само исследование было очень непросто — многим респонденткам было тяжело говорить об опыте женского обрезания, а помимо этого ответы респонденток проходили контроль мужчин или других старших членов семьи.
Большинство опрошенных женщин, которым делали обрезание в детстве, были готовы сделать его и своим дочерям (хотя некоторые все же допускали мысль о том, что в городах или в равнинных поселениях эта традиция уже перестанет быть обязательной).
Европейский суд по правам человека классифицирует калечащие операции на женских половых органах как действия, нарушающие статью 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»). Но на территории Российской Федерации пока нет поправки в законодательстве, которая бы ограничивала именно эту религиозную практику (получается, что сейчас в правовом поле ее можно трактовать как совершение религиозного обряда, а не как умышленное нанесение вреда здоровью). Пока что широкую огласку в нашей стране получил лишь один случай судебного разбирательства: все произошло в Ингушетии, новая жена отца отвела девятилетнюю девочку на процедуру женского обрезания в клинику «Айболит». За две тысячи рублей ребенку сделали калечащую операцию, которую судебно-медицинская экспертиза признала лишь нанесением легкого вреда здоровья. А вот психологическую экспертизу даже и проводить не стали.
Только в августе 2020 года муфтият Дагестана сделал первый шаг к тому, чтобы если не запретить, но хотя бы осудить практику калечащих операций на женских половых органах и признать ее необязательной в официальном заявлении. Это большой шаг вперед, ведь всего четыре года назад муфтий призывал «обрезать всех женщин, чтобы разврата не было на Земле». Продолжив полемику, православных женщин пытался уберечь от этой процедуры протоиерей Всеволод Чаплин — он говорил, что православных обрезать нет смысла, ведь они и так не развратничают.
Снявшие хиджаб
В ноябре этого года на канале «Дождь» (организация признана иностранным агентом в РФ) вышел документальный фильм Марфы Смирновой о жизни женщин в Дагестане под названием «Снявшие хиджаб» (это часть документального сериала о том, как женщины сбегают из ортодоксальных семей). Фильм начинается с небольшой исторической справки: «Исламским Дагестан стал достаточно поздно, к концу семнадцатого века. После тысячи лет мусульманская вера и мусульманские традиции неспешно, но все же стали основой местной жизни».
Одной из героинь фильма, Нине, в детстве тоже сделали обрезание. Девушку очень рано выдали замуж, а супруг бил ее даже в тот период, когда она была беременной. Нина решила уйти от мужа, забрала детей, смогла основать собственный бизнес — открыла магазин нижнего белья в Махачкале. Вторая героиня фильма сбежала из отчего дома из-за насилия со стороны отца. Третья героиня рассказала о том, что семья полностью игнорировала ее психические расстройства. Девушку насильно выдали замуж, заставили родить, и только вырвавшись из этого семейного кольца, она смогла начать терапию и получить нужные ей медикаменты.
После публикации фильма на YouTube за Ниной начали следить двое неизвестных мужчин, она попросила журналистов об огласке, а общественность в интернете — открыть сбор средств на охрану. Реакция в Сети на фильм «Дождя» была очень разной — как и в случае с порталом «Даптар», многие пользователи писали, что это не системные вещи, что нельзя обвинять во всем религию и традиционное устройство общества (а некоторые комментаторы и вовсе советовали оставить мусульман в покое и сфокусироваться на том, какие ужасы происходят в других ортодоксальных религиозных общинах).
Факт остается фактом — что бы ни было причиной насилия, всем этим женщинам пришлось испытать его на себе, а государство не смогло найти механизмов, чтобы их защитить.
Или даже и не искало — потому что до сих считается, что сор не надо выносить из избы. А про женское обрезание и вовсе как-то неприятно и стыдно говорить. Оказалось, что фильм «Дождя», «опорочивший Дагестан» даже обсуждался на специально собранном заседании муфтия и представителей власти в Махачкале. Среди прочих спикеров особо негодовала одна блогерша, которая характеризовала положение женщин в Дагестане следующим образом: «Мы под крыльями орлов, мы самые защищенные женщины в мире». Марфа Смирнова сообщила, что после фильма ей действительно стали приходить гневные сообщения пользователей, при этом много «опровержений» писали женщины. Тема действительно оказалась очень болезненной и такая яркая реакция отрицания — еще одно тому доказательство.
Почему мы пишем об этом? Во-первых, потому что НЭН выступает против насилия и за принятие законодательных мер, которые могли бы защитить девочек и женщин от подобного ужаса. А во-вторых, как говорит Светлана Анохина: «Кавказ — это отражение России в зеркале, которое увеличивает все». Хотя в других регионах и не распространена практика женского обрезания, многие методы насилия над женщинами по-прежнему в ходу. И чем больше мы будем говорить о том, что это ненормально, тем больше шансов, что положение дел когда-нибудь все-таки изменится к лучшему.
Ещё почитать по теме
Бача-пош: почему в Афганистане девочек заставляют превращаться в мальчиков
Пусть следующим родится мальчик: в Инстаграме обсудили репродуктивное давление на женщин и селективные аборты
«Двоих достаточно»: как в Иране удалось ограничить рождаемость мирными способами (и потом снова все испортить)
Обрезание в Республике Дагестан
Обрезание — что это такое?
Циркумци́зия — хирургическое вмешательство (мини операция), суть которой заключается в удалении крайней плоти на половом члене у мужского пола. Почти одна пятая населения на всей планете проводит данную процедуру, однако врачи еще не пришли к единому мнению по поводу того, полезна ли эта процедура или напротив наносит вред здоровью.
Культура, обычаи и традиции
Некоторые страны отличаются своей исторической традицией, которая относится к религии. Она закреплена многовековым продолжением. Многие народы проводят данную процедуру на обязательной основе. Издавна мусульмане делают обрезание каждому родившемуся мальчику, на 13-м году его жизни. Изначально европейцы не поддерживали таких обрядов и относились к этому с иронией, однако в конце 60 годов они массово отправляли мужчин на обрезание. Его проводили как взрослым состоявшимся мужчинам, так и новорожденным мальчикам. Религии эта процедура не касалась вовсе, ее делали мужчины различных религиозных взглядов. Вот и сегодня многие желающие могут провести такую операцию у нас в «Поликлинике 4Д» в Республике Дагестан для взрослых и детей. Наши врачи имеют огромный опыт и проведут циркумцизию на высшем уровне.
Польза проведения обрезания
Наряду с большим количеством преимуществ, обрезание имеет и недостатки:
«Поликлиника 4Д» в Республике Дагестан для взрослых и детей
Наша поликлиника существует на рынке довольно долгое количество времени и уже успела зарекомендовать себя исключительно положительным образом! Наши врачи имеют высокую квалификацию, а также большой опыт работы в сфере медицины. Только в нашей клинике каждый клиент будет наделен вниманием, а также особенным подходом лечащего врача.
Мы работаем исключительно на новейшем оборудовании, а также исключительно стерильными инструментами и одноразовыми материалами! Ваше здоровье — наша забота. Мы несем полную ответственность за стерильность и чистоту в клинике.
Как проводится процедура обрезания?
Современная хирургия в нашей клинике предполагает проведение такой процедуры абсолютно безболезненно! Если проводить обрезание самостоятельно в домашних условиях, это может повлечь за собой наступление негативных последствий. В «Поликлинике 4Д» для взрослых и детей в Республике Дагестан процедура будет проведена:
С возникновением лазерной методики обрезание стало более доступной, щадящей процедурой, которая не отпугнет пациента наличием большого количества крови, ведь теперь это все делается без воздействия хирургических инструментов.
Сколько стоит обрезание в Республике Дагестан
Многие пациенты задаются вопросом, сколько же стоит проведения такого рода операции, так вот отвечаем без лишней скромности, что процедура не является очень дорогостоящей. У нас исключительно лояльные цены на операции подобного типа. Наши врачи сделают чудо по довольно таки демократической цене.
Вы не почувствуете боли, останетесь довольны результатов и будете советовать нас своим знакомым — в этом мы просто уверены!
Показания к проведению операции:
1) Существует отдельное заболевание у мужчин, которое требует проведение такой операции. Название такого недуга — фимоз. Фимоз бывает двух видов:
— врожденный — как правило, обнаруживается у детей, когда головка полового члена не открывается;
— приобретенный — вызывает точно такое же действие, однако связано не с врожденной патологией, а с перенесенными инфекциями различных видов.
2) Появление различных травм крайне плоти также является показанием для ее удаления;
3) Наличие трудностей при мочеиспускании;
4) Предотвращение возникновения различных злокачественных опухолей, а впоследствии онкологических заболеваний.
Результат от операции
Снижается чувствительность головки пениса, что может продлить половой акт, а также после операции можно будет избежать преждевременного семяизвержения. Также обрезание дает возможность более проще ухаживать за собой и соблюдать правила гигиены.
Операция может повлечь за собой ряд осложнений, однако это происходит не во всех случаях. Могут возникнуть заражения или гематомы.
«Поликлиника 4Д» в Республике Дагестан для взрослых и детей заботиться о своих пациентах, и каждый из врачей делает свою работу стерильно, правильно, а главное — качественно! Мы соблюдаем все нормы и условия, которые предписаны.
Высококвалифицированные медики предоставят вам все рекомендации по лечению вашего заболевания и сделают все, чтобы устранить проблему.
Женское обрезание на Кавказе
В справке «Кавказского узла» собрана информация о типах женского обрезания, его распространении и последствиях для здоровья, а также об отношении к этой практике в исламе. На Кавказе практика женского обрезания распространена в отдельных районах Дагестана и Грузии. Достоверные данные о ситуации в Азербайджане отсутствуют.
Типы женского обрезания
Женским обрезанием принято называть практики повреждения женских половых органов, включая все операции по частичному и полному удалению наружных женских гениталий или нанесение других травм женским половым органам по немедицинским причинам.
Всемирная организация здравоохранения выделяет 4 основных типа женского обрезания 2 :
Последствия женского обрезания для здоровья
Женское обрезание и права человека
Женское обрезание и ислам
Женское обрезание на Северном Кавказе
Ранее, 15 августа 2016 года, «Правовая инициатива» выпустила доклад «Производство калечащих операций на половых органах у девочек в Республике Дагестан», в котором акцентировала внимание, что такого рода операции совершаются там с одобрения духовенства.
Реагируя на широкий общественный резонанс, вызванный докладом «Правовой инициативы» и высказываниями Бердиева, Минздрав России выступил с критикой женского обрезания в Дагестане. Генпрокуратура России пообещала проверить законность данной практики. 19 августа 2016 года депутат Мария Максакова-Игенбергс внесла в Госдуму законопроект о наказании за женское обрезание.
Опрошенные «Кавказским узлом» дагестанские адвокаты сочли женское обрезание у девочек уголовно наказуемым. По их словам, женское обрезание может быть квалифицировано как причинение вреда здоровью.
Женское обрезание в Грузии
4 ноября 2016 года Институт по освещению войны и мира (IWPR) сообщил о распространении практики женского обрезания в Грузии. Согласно данным IWRP, обрезанию подвергаются девочки из сел, где компактно проживают около трех тысяч этнических аварцев. В частности, это села Тиви, Сарусо и Чантлискуре Кварельского района, относящегося к Кахетии. Аварские сообщества ведут очень закрытый образ жизни, поэтому грузинские власти и жители окрестных сел, не принадлежащие к их культуре, сведениями о случаях женского обрезания не обладают.
Женское обрезание в Азербайджане
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Правозащитная организация «Правовая инициатива» представила доклад о женском обрезании в Дагестане. В документе рассказывается о проведении калечащих операций в горных районах республики. Девочкам повреждают наружные половые органы или полностью их удаляют, а сама процедура проводится в горных аулах подручными средствами и без анестезии. Нанесение увечий мотивируют тем, что девушка становится менее темпераментной, а значит, сохранит невинность до брака и верность мужу. Религиозные деятели подобную практику не порицают, а скорее поддерживают. По словам муфтия Карачаево-Черкесии Исмаила Бердиева, женское обрезание необходимо для того, чтобы «успокоить женскую прыть». «Лента.ру» побеседовала с автором доклада, кандидатом политических наук, президентом центра «Кавказ. Мир. Развитие» Саидой Сиражудиновой о том, как и для чего проводится женское обрезание в Дагестане и почему этот дикий обычай не удается искоренить.
«Лента.ру»: Известно, что женское обрезание широко распространено в Африке. Но существование подобного в России для многих стало откровением. Где вы с этим столкнулись?
Саида Сиражудинова: В основном мы ездили на запад Дагестана, в высокогорные районы — Кизилюртовский, Кизлярский, Тарумовский и Хасавюртовский. Там живут андо-цезские и аварские народы, и эта традиция у них распространена. Врачи-гинекологи, с которыми мы беседовали, рассказывали, что женское обрезание практикуют также на юге республики, но там я не была.
Материалы по теме
«Их хоронят отдельно, как самоубийц»
Это чисто дагестанский обычай, как говорил муфтий Карачаево-Черкесии Бердиев? Или встречается и в других республиках Северного Кавказа?
В других республиках это не так распространено. Единичные случаи скорее. В Чечне есть небольшие закрытые группы. Но и там нет массовости. В Дагестане же это целые районы.
Должно быть женщинам непросто было говорить на эту тему?
Когда они узнавали, что я провожу исследование, — сразу наотрез отказывались говорить. Поэтому моя работа проходила в рамках изучения более широкой темы — статуса женщин в Дагестане. Напрямую столь деликатные вопросы задавать бессмысленно — не отвечают. Эту традицию стараются сохранить, уберечь, не допустить вторжения чужих. Мне немного проще из-за того, что у меня есть родственники в том районе. Чтобы организовать беседы, требовались контакты. Это как снежный ком: друзья, друзья друзей и так далее. С посторонними такие темы не обсуждают, скажут, что ничего об этом не знают.
Мы живем в XXI веке — и не в Африке, а в стране, первой запустившей человека в космос. Почему это сохранилось?
Эта традиция очень сильна. Во-первых, она как бы обозначает принадлежность к общине. Все-таки это высокогорные анклавы, замкнутые, для их жителей важно сохранить национальную идентичность. Выделиться. Обрезание проводится для того, чтобы подчеркнуть приверженность традициям. Идентифицировать себя как представителя определенной народности. Во-вторых, из-за религии. Вы наверняка наслышаны о выступлении муфтия Бердиева, который сказал, что это полезно и «успокаивает женщину».
То есть традиционный ислам все это поддерживает?
Ни в коем случае. Это вообще не имеет отношения к традиционному исламу. Это скорее доисламские пережитки. Те районы приняли ислам достаточно поздно. Это неисламская традиция. Скажу больше: подобную практику поддерживают как раз представители нетрадиционного ислама. Раскол есть и внутри салафитов: некоторые рьяно отстаивают обрезание. Но в Коране об этом не сказано ни слова — это авраамическая традиция. Авраам делал — мы следуем его примеру. Даже о мужском обрезании в Коране нет упоминаний. В Торе есть про то, что должны быть обрезаны все потомки рода Израилева по мужской линии, это принадлежность и символ избранности народа. А салафиты утверждают, что женское обрезание не наносит вреда здоровью.
Как-то с трудом в это верится.
Сложно сказать, какой именно вред для здоровья будет в каждом конкретном случае. Вторжение в организм ребенка дома, в условиях отсутствия стерильности. Инфекции еще никто не отменял. Чем там бабушка может обеззаразить? Иногда еще и по несколько человек сразу приводят.
Существует несколько видов операции по обрезанию: от надреза клитора до полного иссечения и сшивания половых губ. В Дагестане как делают?
Даже мужья? Им все равно, что жены ничего с ними не испытывают в постели?
Сложно ответить за всех. Дагестанские имамы за пределами республики говорили, что многие мужчины жалуются. Но те жители горных районов, с которыми я лично беседовала, отвечали, что им все равно: «Какая нам разница? Это ее проблемы! Какая есть — такая есть». Взрослые женщины полностью поддерживают обрезание. Несогласие с этим — единичные случаи. Большинство считают, что это нужно, и готовы делать обрезание своим дочерям. Объясняют, что иначе они не станут мусульманками. Говорю: «Как же тогда чеченки или татарки? Они же не делают обрезание». Но это никого не заботит. Чаще всего женщины отвечают просто: «Так надо».
Откуда такая солидарность?
Местность закрытая, влияние общины, желание сохранить свою идентичность. Религиозные деятели, в свою очередь, не высказывают однозначного порицания. Либо говорят, что это обязательно, либо — что не нужно. Но открытой борьбы, работы по просвещению населения, безусловно, нет.
Можно подсчитать, сколько женщин подверглись обрезанию?
Если взять число всех живущих в этих районах женщин с погрешностью процента в два — то это и будет результат. Опять же без учета переселенцев. Высокогорцев, переехавших на равнину. Впрочем, и на равнине, где обрезание не практикуется, они не забывают этой традиции. Девочек возят на обрезание в горы. Если ничего не изменится, так будет еще долго.
Материалы по теме
«Есть такой дикий обычай»
А что же власть? Хоть как-то обозначает свое отношение к этому варварству?
Местные власти никак не реагируют. Они же тоже часть общин, практикующих обрезание. Власти республики не высказываются на эту тему. Местный уполномоченный по правам ребенка активизировалась буквально на днях — после того как в СМИ рассказали про наше исследование. А вчера ее сменили.
А как же общество? Есть же те, кто не собирается калечить своих дочерей. Что они говорят?
Я проводила исследование об отношении дагестанского общества к обрезанию. Половина дагестанцев вообще не слышала никогда об этой проблеме. Я здесь не исключение. Узнала об этом случайно, когда писала докторскую о постсоветском пространстве. Мой научный консультант посоветовал почитать одну статью Хиллари Клинтон. Пока искала, наткнулась на другую, в которой Клинтон критически отзывается о практике женского обрезания и говорит, что это нельзя оправдывать традициями. В тот момент я была в гостях у подруги и рассказала ей. Как выяснилось чуть позже, она сама через это прошла и всецело одобряет. Оказалось, что такая дикость существует, причем рядом. Я прожил 30 лет на Северном Кавказе, и мне никогда не приходилось об этом слышать. Как и большей части нашего общества.