что значит преображение человека
Без преобразования личности – нет новой жизни
Приветствую, дорогие читатели!
Наступил новый год, и у многих, как они думают, наступила новая жизнь. Но не все так просто. Без преобразования личности, нет и новой реальности. Новая жизнь не начинается по мановению волшебной палочки, из-за того что мы ее очень хотим или потому, что пришел новый год.
Мы продолжаем жить привычным образом жизни. И наступивший год не изменил нас, как и старые привычки остались с нами. В какой-то степени, мы сами являемся привычкой. Или лучше сказать, набором определенных привычек, которые сформировались у нас в течение жизни.
Не очень приятно осознавать, что ты просто сумма наклонностей и навыков, которые являются результатом твоего мышления, решений, действий и окружения.
А раз это так, значит, мало у кого начнется новая жизнь. Потому что новое вино не наливают в старые мехи. Старые мысли не могут создавать новую реальность. Для того чтобы жизнь стала новой, мы должны преобразиться.
Нужда в преобразовании личности
Да, нам часто твердят, что мы должны измениться, но прошлый опыт доказывает, что мало кто меняется на самом деле.
Когда мы встречаем своих одноклассников, они конечно могут похвастаться своим социальным статусом: дорогой машиной, несколькими квартирами, дачей на берегу озера, хорошей работой и благополучной семьей. Любящей и смиренной женой, которая на подносе приносит кофе в постель и послушными детьми, которые исполняют их приказания с полу взгляда. В общем, этот список можно долго продолжать.
Но проблема в том, что их личность и характер – не особо изменились. И как в школе, они имели много игрушек, так и во взрослой жизни, они продолжают хвастаться игрушками, которые стали немного другими, соответствующими их положению.
Конечно, они в каком-то смысле стали другими людьми: более взрослыми, зрелыми и по-житейски мудрыми. И мы все стараемся контролировать свои эмоции на людях, не как прежде, когда сразу выражали свое недовольство окружающим.
Хотя и тогда мы уже учились, как вести себя в обществе. Но давайте, признаемся, хотя бы самим себе, что мы мало изменились, даже когда стали христианами.
Мы перенесли наши слабости и привычки не только в свою взрослую жизнь, но и в свою христианскую жизнь. Мы все еще пытаемся самоутвердиться, но уже не в нашем школьном классе, а на работе, в семье, и даже в церкви.
Поэтому берем на себя обязанности и занимаемся христианским служением, чтобы завоевать восхищение нашей духовностью и добрыми поступками.
Никто не хочет признать, что у него проблемы, и он нуждается в покаянии, помощи ближних и любви. Никто не желает посмотреть в глаза своим беззакониям и грехам. Потому что горькая правда заставит меня признать, что не все так хорошо, и мне нужно измениться.
Ведь христианство – это не список истинных доктрин или религиозных правил.
Истинная вера преображает и трансформирует мою личность, как и всю жизнь.
Получается, что если я год за годом остаюсь тем же человеком, который был в детстве, подростковом возрасте, молодости и старости, то я обманываю сам себя и других. Поэтому я начинаю носить определенные маски, которые соответствуют обществу или ситуации, в которой я нахожусь.
На работе я могу быть требовательным и жестким, в семье мягким и податливым желаниям моих близких. С друзьями я просто душка, а с врагами – человек с которым не стоит связываться.
У меня есть свои заготовленные роли, которые я выучил за годы своей жизни. Я был сыном, школьником, мужем, отцом, подчиненным и начальником. И много кем еще, это зависит от нашего жизненного опыта.
Вы знаете, что такое личность человека? Не только общий смысл этого понятия, но и значение этого термина?
В распространенном значении слово «личность» стало обозначать немногим более чем просто «отдельного человека». Первоначальным смыслом латинского слова «persona» “личность” было “маска”.
Развитие значения слова “persona” представляет собой интересную тему для рассмотрения. Люди, живущие в древней Италии в окрестностях Рима, верили в богиню Персефону. Участники празднеств, устраиваемых в ее честь, которые часто перерастали в оргии, одевали маски.
Ко времени Цицерона, это слово приобрело целый спектр понятий. Маски широко использовали в римских театрах, где они обозначали роли, играемые актерами в драмах. “Persona”, таким образом, стало обозначать как театральную маску, так и театральный персонаж или роль в пьесе.
Развитие идеи личности в христианском богословии принадлежит Тертуллиану. С его точки зрения, лицо это существо, которое говорит и действует.
Для раннехристианских авторов, слова “лицо”, “личность” обозначали выражение индивидуальности человека, которая проявлялась в его словах и поступках.
Однако самым важным представляется акцент на социальных связях. Личностью можно назвать того, кто играет роль в социальной драме, кто вступает в отношения с другими. Личность имеет свою роль через взаимоотношения в обществе.
Но кто же я на самом деле?
Почему все эти роли и маски раскалывают нас на части, и не дают понять, кто же мы в действительности. И почему в нас такой конфликт: между внутренним “я” и внешним поведением?
Наши маски не соответствуют внутреннему состоянию, поэтому мы давно живем в раздвоенной личности. И, в общем-то, так существуют многие люди.
Христианам особенно сложно в этой ситуации. Если они живут в тайных грехах и аморальности, им особенно тщательно нужно хранить свою двойную жизнь.
Не дай “бог”, чтобы об этом узнали другие верующие. Ведь они могут осудить и отвергнуть тебя, а что еще хуже – выгнать из церкви за твою лживую сущность.
Кажется, что братья по вере должны любить тебя больше остальных людей. Но на практике – судят более чем чужаки, которым ты безразличен.
И мы видим в церквях христиан, которые живут со старыми мехами, и пытаются наполнить их новым вином. Им приходится на богослужениях делать вид, что они стали совершенно новыми людьми, и внешне совершать благие дела. И я не хочу судить людей – я и сам такой же, как это не печально.
Начало преображения
Но нам нужно увидеть проблему, что мы остаемся прежними. Наша жизнь не меняется. И мы это знаем, хоть и боимся признаться в этом даже самим себе.
Но что же делать и как изменить ситуацию?
Первый шаг – это признать, что мы расколоты на части. Осознать нашу боль, грехи и ошибки. Потому что ложь самому себе заставляет нас врать не только себе, но и окружающим людям.
И я не предлагаю вам сразу рассказать всем свои ужасные и тайные грешки. И выйти перед всей церковью, чтобы поведать о том, какой вы плохой человек.
Выход даже не в том, чтобы пойти к священнику или пастору, чтобы исповедовать свои грехи и облегчить душу. Для этого тоже есть время и место, но не всегда это первый шаг, который нам нужно сделать.
Я верю, что первый шаг – это всегда шаг к нашему Господу.
Нам нужно прийти к Богу такими, какие мы есть. Как блудный сын пришел к своему отцу: голодным, несчастным, грязным, разочаровавшимся в себе и людях. Прийти к Богу честно, ничего не скрывая.
Не пряча своей боли и отчаяния. Не стыдясь своей депрессии: ощущения безысходности и опустошения. Я прихожу к Богу нагой, потому что я такой и есть. Больной и разбитый, истощенный и неспособный.
И мне не нужно носить перед Богом маски и быть кем-то, кем я не являюсь. Наконец-то, я могу быть самим собой. Ведь Он меня знает. Мне больше не нужно притворяться сильным, умным и способным, чтобы впечатлить Его.
Мы ведь все пытаемся поразить друг друга, что мы лучше, чем есть на самом деле. Вот поэтому столько предательств в дружбе и разводов в браках. Когда друзья разрывают отношения, потому что у них не осталось ничего общего. А мужья и жены становятся заклятыми врагами. И считают, что связали свою жизнь с человеком, которого совершенно не знают.
Люди прячут свои изъяны, которые могут оттолкнуть другого человека, чтобы показать только свои лучшие стороны.
Быть лучше, чем ты есть – не наш девиз. Наш лозунг: казаться лучше, чем ты есть.
Но когда приходим к Богу нам не нужно казаться кем-то. Мы можем быть теми, кем в действительности являемся: слабыми грешниками, которые не могут сами измениться.
Именно с этого начинается трансформация и новая жизнь. С признания перед Богом своей истинной сущности и обнажения перед Ним своей души.
Бог изменяет нашу расколотую личность
Только Бог знает наши сердца, потому что Он смотрит не на маски, роли и поведение. Господь видит нашу душу и сердце. И, несмотря на то, что там невозможно увидеть ничего хорошего, кроме боли, лжи и лицемерия.
Он единственный, Кто на самом деле любит нас по-настоящему!
И тогда открывается наш внутренний конфликт: боль из-за прошлых ошибок и плохих поступков, отвержение людьми, которые нас бросали и сознательно причиняли раны. Не важно, что происходило в прошлом. Главное, что мы все как улитки – прячемся в свои раковины, чтобы никто не узнал, кто мы на самом деле. И какую боль прячем в бездне своей души.
И это не значит, что нам нужно раскрыть свою душу перед первым встречным. Нет, проблема от этого не решится. И мы не станем сразу совершенно новыми творениями.
Мы все знаем, что чем больше жалуемся людям на свою боль, одиночество и слабости, тем больше погружаемся в это болото негатива и безысходности.
И на какое-то время нам становится легче. Но мы бегаем от человека к человеку, пытаясь облегчить свои страдания. И в лучшем случае: люди нас выслушивают и дают банальные советы, которые нам не помогают.
А в худшем – мы сталкиваемся с непониманием и осуждением. Когда человек начинает смотреть на нас таким взглядом, в котором мы читаем: “как же ты мог так поступить и сделать, какой же ты плохой человек, я и не думал, что ты такой и т.д.
Мы не только не получаем облегчение.
Но чем больше говорим о своих проблемах, тем еще больше получаем боли, от которой пытаемся убежать.
После разговора с человеком часто становится еще хуже, чем было до этого. Мы не принимаем исцеление, как и решение проблемы становится от нас еще дальше.
В своей жизни я понял, что в начале нужно бежать не к человеку, а к Богу.
Когда я признаюсь перед своим Небесным Отцом и перед собой, что мне больно, и я согрешил. Когда у меня проблемы: я приношу их в молитве к Нему, только тогда возможно исцеление, освобождение и настоящее преображение.
И если Бог мне показывает, что нужно открыть эту боль, проблему или грех другому христианину, то Он дает такого человека. Но что самое важное, Господь дает ему способность выслушать меня и помочь.
Бог направляет нас к тем верующим, которые являются духовно зрелыми. И их не отпугнут наши грехи и прошлые падения. Поверьте, не все способны слушать и понимать других, а тем более дать правильный совет или оказать поддержку.
Но Бог всегда знает кто нужен нам, а кому нужны мы.
Поэтому мы ошибаемся, когда при первой же проблеме, бежим за консультацией к человеку, которого не дал нам Бог.
Нам нужно прийти к Богу и слушать в тишине, что Он хочет сделать внутри нас и в наших обстоятельствах. Бог поговорит к нашему сердцу, и мы услышим Его, если прислушаемся.
Не раздастся сверху сверхъестественный голос. Нет, к нам придут определенные мысли или решение ситуации. Может Бог даст определенные стихи из Библии, в которых мы найдем ответ.
Может нам кто-то позвонит, и поделится полезной информацией. Не нужно ожидать ответ от Бога из определенного источника, который мы сами установили. Пусть Господь даст нам подкрепление и снабжение своим путем и в свое время.
Новая жизнь человека
Но настоящая трансформация начинается не с “новой жизни”, которую мы начнем с понедельника или нового года. А с честности перед Богом, перед собой и перед людьми, которых нам даст Господь.
Новая жизнь зарождается с осознания проблемы, признания вины и честности перед нашим Творцом. Только так можно освободиться от прошлого. Увидеть его влияние на нас. И принять боль, которая продолжает ранить нас и контролировать поведение в настоящем.
Если прошлое пребывает глубоко внутри нашей души и мотивирует наши поступки сегодня, то, по сути, мы живет нашим прошлым. А значит, до новой жизни нам еще далеко.
Нужно отпустить свое прошлое, чтобы пришло будущее. Это не банальные слова, не штампы и не шаблоны. В этих простых словах заключена истина. Потому что жизнь возможна только здесь и сейчас.
Нам не вернуть прошлого, и мы точно не можем его изменить. И мы не приблизим будущее. Но я верю, что мы можем повлиять на него, и оно будет лучше, чем мы себе его представляем.
Если мы будем жить в настоящем – в присутствии Бога и любить Его всем сердцем и душой. Любить своих близких и помогать им стать теми, кем они на самом деле являются в Боге.
Быть для них Христом, Который живет в наших сердцах. Вот что значит быть настоящим, быть тем, кем Господь создал нас. Быть похожими на Иисуса в своих поступках и делах, даже в мелочах жизни.
Лучшее будущее возможно, когда мы отпускаем боль, разочарования и непрощение. Будущее, в котором будут любовь, радость и покой, несмотря ни на какие обстоятельства.
Преображение человека в образ Божий – главное содержание Нового Завета
Мы живём на излёте великого пробуждения российского народа, происшедшего в начале 90х годов 20-го века. Общий кризис социалистической общественной формации сопровождался кризисом духовным, когда господствовавшая атеистическая парадигма перестала удовлетворять широкие слои населения, и оно стало искать иных духовных ориентиров. В этот период свои ответы предложили самые разные духовные институты, отечественные и зарубежные, в том числе христианские. Сотни тысяч людей (а может быть и миллионы), пришли к вере в Бога (иные из них ко Христу как к личному Спасителю).
Евангелизация (установление общения с Богом) сменилась организационным устроением созданных церквей — упорядочиванием личной и общественной жизни христианских неофитов (впрочем, не только их, но и всех многообразных вновь созданных мировоззренческих и религиозных организаций).
Но жизнь развивается поступательно и выдвигает новые духовные нужды. Церковь встала перед проблемой ответа на них. Люди в настоящее время не сомневаются в авторитетности новых религиозных (мировоззренческих) институтов, но стремятся вычерпать всё, что те предлагают. Одно из решений, открываемых Церковью — раскрытие глубинного замысла Бога о человеке (личности и общества), преображение его в образ Божий для принципиального удовлетворения человеческой души и исполнения Божьего замысла о людях.
В Новом завете можно найти четыре различных варианта смысла слова «преображение» употребления этого слова:
В греческом оригинале слово «преображение» означает изменение вида, образа, формы. Каждое из словоупотреблений достойно особого внимания:
Итак, речь идёт о теле (в двух вариантах), разуме и целостном естестве человека.
Синонимы термина «преображения» в текстах Нового завета легко находятся, если взглянуть на процесс жизни христианина как на переход из одного состояния в другое. В этом случае синонимами становятся такие понятия, как «освящение» (например, 1 Фес. 4:3), «пребывание во Христе» (Ин.15:7), «познание Христа (2 Пет. 1:8)», «совершение спасения» (Фил. 2:2), «ученичество» (Мф. 28:19), «совершение святых на дело служения» (Еф. 4:12-13), «уподобление Христу» (1 Ин. 3:2), «очищение (1 Ин. 3:3) и другие.
С другой стороны, в случае, если «преображение» рассматривать как деятельность человека, изменяющегося во воле Божьей, то можно определить некоторые наиболее явные сферы его деятельности: отношения с Богом, людьми (брак, семья, Церковь Христова, христианская община, человеческое общество от населённого пункта и страны до населения планеты Земля), животным миром, природой. Основанием для этих выводов является слово Бога, что человек является владыкой на земле (Быт. 1:26; Евр. 2:7).
Сущность процесса преображения (с точки зрения личности) состоит в том, что Бог, сотворив человека, поместил его в ситуацию ученичества. Эти выводы можно сделать, исследуя описания в 1-3 главах книги Бытие (мировоззренческого учебника народа Израильского, созданного Моисеем). Само владычество на Земле (хозяйствование), отношения в браке, семье, отношения с Богом и условный характер существования, выраженный в образе Дерева Жизни) есть процесс преобразование человека. Разрыв с Богом в результате невыполнения первого ученического задания на послушание Творцу качественно изменил людей, но не отменил замысел Бога о них. Восстановление во Христе возвратило человечество, условно говоря, в «точку Эдема», с которой процесс ученичества, а значит и преображения, продолжается.
Целью ученичества (преображения) человека согласно замыслу Божьему является возрастание людей в богоподобие (обожение, если использовать термин из православного богословия), чтобы рядом с небесным Агнцем стояла приготовленная жена (спасённое и преображённое человечество — Откр. 19:7-8). Сущностью приготовления являются познание Бога (проникновение в Его природу) и благочестие (праведность человека, переживающего божественное в себе, в своих практических поступках). Заметим, что каждый из синонимов «преображения» даёт дополнительные специальные значения этого великого процесса.
Важно отметить, что преображение (и все грани этого явления) невозможны без восстановления отношений людей с Богом во Христе. Духовное рождение является точкой старта новой преображённой жизни. В свою очередь дальнейшее ученичество у Христа, у Бога невозможно одними человеческими силами, но только с помощью Духа Святого (2 Кор. 3:18). Всё Божье откровение, выраженное в законах устроенной Богом Вселенной, особом Божьем слове, данном людям, находившимся в состоянии общения веры с Ним, совокупная сила и мудрость человечества, когда оно исполняет волю Божью, есть данные Господом инструменты для преображения людей.
Идея познания Бога продолжает преображение даже за границами земного существования людей. Это общение с Богом в вечности и соответствующее ему преобразование.
Преображение человека и всех сфер его деятельности невозможно без открытия каждым человеком лично особой Божьей сущности, без переживания её, без взаимодействия с Богом на уровне дитя-Отец. Великие достижения человеческой культуры (в любой ее форме)являются либо слишком малыми и незначительными на фоне Божьего предназначения для человека, либо уродливой карикатурой на него. Пока этот факт не признан, нет выхода из кризиса современного человечества.
Церковь Христова — плоть от плоти общества. Она в лице своих членов с молоком матерей впитывает ценности общества, надеющегося на себя (хотя и использующего открытия из общего Божьего откровения, по милости Божьей представленного ему).
Именно Церковь Христова как люди «открывшие» для себя Бога несёт ответственность за исполнение Божьего замысла о человечестве. Как результат деятельности Церкви человеческое общество должно преобразиться по воле Божьей. Причина здесь в следующем: Христос исполнил Божью волю на уровне отдельной человеческой личности. Но слово Божье не остаётся неисполненным. И Церковь должна исполнить волю Божью о человечестве, целостно осуществившем её на Земле. Конечно, также как и для Иисуса Христа, исполнение воли Бога по преобразованию человека и жизни вокруг него, очень нелегко для Церкви, для христиан. Но Господь открыл всю Свою волю людям, это императив, и необходимо новое посвящение Церкви как представителя человечества, как послушного Богу его выразителя на исполнение всей воли Господа (Мф. 28:20).
Представляется, что в процессе преобразования, преображения жизни на Земле и состоит актуальная воля Божья.
Существующие модели управления (от личности до общества в целом) ориентированы, либо на возможности родившейся и начавшей разрастаться Церкви первого века, либо на более поздние модели Церкви, редуцировавшей (урезавшей) своё видение под задачи, навязанные её мирским обществом, т. е. людьми, на практике отвергающими Бога, действующими по собственным ценностям. Восстановление целостного библейского взгляда на роль человека на Земле очень важно. Оно позволяет найти оригинальный христианский смысл каждого момента жизни во всём объёме бытия в противовес следованию в фарватере модели светской.
Конечно, речь не идёт об умозрительной христианской утопии. Твёрдое основание состоит в том, что Бог, Создатель мира, дал людям откровение о Своём замысле относительно творения. Но библейский замысел должен обрести современные культурные формы. Именно постижение этого замысла и создание актуальных культурных форм является церковной задачей.
Итак, для решения современной задачи преображения человека и всего объёма его жизни необходимо мышление не только Церковью, но и всем человечеством в целом, т.к. для человечества нормально только развитие по Божьему замыслу, и оно его, пусть и частично, но всё-таки начало исполнять. Это обстоятельство обнадёживает народ Божий. «Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).
Преображение как одно из ключевых понятий православного учения о человеке
Гора Фавор (Израиль).
Название моего доклада может показаться претенциозным. Действительно, употребляя такие понятия, как обожение или спасение, вследствие их фундаментальности, традиции тщательного осмысления, мы оказываемся в сфере онтологически всеобщего. Бог сотворил человека для обожения, или Бог воплотился, войдя в историю, чтобы каждый мог спастись — эти суждения свидетельствуют об универсальности соответствующих понятий. В свою очередь, в связи с понятием преображения такого контекста не возникает. Первичное восприятие данного слова, скорее, фрагментарно или, как кажется, узко специфично. Так, например, за ним стоит событие на Фаворе, определенный литургический праздник. Кроме того, словом «преображение» может характеризоваться нечто происходящее с человеком, и в этом случае оно граничит с некоторой художественностью, выступает в качестве впечатляющего эпитета, синонимичного, скажем, обновлению. Однако я полагаю, что упомянутые контексты нисколько не противоречат теме и идее моего выступления. Напротив, они обладают скрытым ресурсом, позволяющим осмыслить реальность преображения как универсальную и всеобщую.
Однако прежде чем вникать в суть данной реальности, устанавливать соотношение каких-либо терминов, следует коротко оговорить другой момент. Дело в том, что существует целый ряд понятий, каждое из которых претендует на тот самый универсализм. Я имею в виду такие реалии, как изменение (движение), развитие, становление. Совершенно очевидно, что между собой названные категории могут существенно различаться. Например, категория движения имеет смысловую интенцию к механистичности, тогда как развитие и в большей степени становление указывает на органику. Становление в глубине своей мифологично, восходя к началам космоса и хаоса, свидетельствуя об органическом архетипе произрастания бесформенных недр в некоторое определенное сущее. Конечно, предложенное рассуждение ближе к интуициям в духе Шпенглера, нежели к выверенному понятийному движению Гегеля. Тем не менее и у последнего мы не найдем таких умозаключений, которые бы не позволили мне упомянутые понятия ставить в один ряд, а преображение выводить за его пределы. Здесь самое время заявить, что весь этот ряд, сколь бы длинным он ни был, обладает неискоренимой внеличностностью.
Действительно, необходимо исходно держаться той позиции, согласно которой личность не может быть сведена ни к механике, ни к органике, ни к их совмещению или, скажем, к какой бы то ни было системе противоположения. Будучи трансцендирующей реальностью, личность (лицо) выходит за пределы любых понятийных конструкций и, тем более, мифологем. Здесь принципиально важно, что в качестве понятия преображение непосредственно указывает на субъект деятельности, на лицо, личность.
Обратимся теперь к Преображению на горе Фавор. Можно смело говорить о том, что именно это событие позволяет ввести термин «преображение» в более широкий, а точнее, всеобщий догматический контекст. Разве не имеет онтологический статус любой евангельский эпизод? Это тем более так, если евангельское событие включается в литургический круг, к тому же как один из двунадесятых праздников. Необходимо только уточнить одно важнейшее обстоятельство. Применительно к Фавору — будь то догматически, будь то в истолковании соответствующего иконографического извода — обычно делается акцент на происходящем с Самим Христом. С этим, разумеется, не приходится спорить. Напротив, только подчеркнуть то, что в Лице Сына преображается тварная природа. Это само по себе свидетельствует об универсализме реальности преображения. Но сосредоточим внимание на том, что нередко оказывается обойденным стороной.
Икона «Преображение Господне». Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
Собрание ГТГ.
Ранее Спасо-Преображенский собор
г. Переславля.
В христианском религиозном опыте хорошо известно то, что часто называли «подражанием Христу». Также известна та граница, которая отделяет подлинное богопознание от пути, ведущего к тем или иным искажениям. Я напомню лишь главный аспект: подражание не должно означать следования некоторому образцу, понимаемому в качестве наличия внешнего примера. Иначе говоря, знакомая нам формула «жизнь во Христе», предполагает буквальное пребывание в Нем. Подражание Христу или следование Его пути, свидетельствование Его образа жизни, по существу, возможно лишь постольку, поскольку нечто совершается человеком не как повторение некогда бывшего, но как продолжение того, что совершает Сын Божий. Следовательно, нечто истинное осуществляется человеком настолько, насколько оно осуществляется Богом. Таким образом, онтология Фавора включает в себя не только то, что происходит со Христом, но и то, что происходит с апостолами. Это означает, что Преображение Христа равным образом предполагает преображение Его возлюбленных учеников. Даже более того, соответствующая икона являет нам преображение всего творения, среди которого присутствует и так называемая неживая природа. Иконографический образ показывает это посредством особой прописи горы. В самом деле, обычное преодоление физического массива является не просто символом восхождения к горнему миру, но вместе с тем преображением самого творения, заключенного в образе горы. Она уже не подавляет своей физической, пространственной несоизмеримостью, но включена в онтологическую реальность Преображения. Она, пользуясь гегелевским термином, снята Преображением Христа и в Нем — тварного мира, преодолена и сохранена в лицах Господа и Его учеников.
Сказанное подтверждает универсализм понятия преображения, поскольку собирает в себе все сущее: нетварное и тварное, Закон в лице Моисея, Пророка — в лице Илии, а стало быть, и историю — Ветхую и Новую в лицах Петра, Иакова и Иоанна. Теперь, на мой взгляд, очевиден приоритет данного понятия перед тем же становлением, и прежде всего, благодаря его личностному статусу. Нас при этом не должно смущать, что апостолы на Фаворе пали ниц. Напротив, это как раз свидетельствует об онтологическом скачке, отказе от «слишком человеческого» в себе ради обретения своего лица перед Лицом Бога. Это и есть преображение тварной личности. Глядя на икону Преображения, никогда не скажешь, что перед нами становление личности. Еще можно было бы предположить, что здесь имеет место этапное становление учеников апостолами, но как-то не получается. Дело, конечно, не просто в некоторой «чужеродности» самого термина или его так называемой абстрактности. Скорее, следует говорить о другом. О том именно, что реальность становления, прежде всего, имманентна, не предполагает скачков. В ней, кроме того, нужно мыслить последовательное, постепенное разворачивание того, что исходно положено — сущее как таковое. Важно подчеркнуть, что в этой исходной точке нет различения сущего на личность и нечто иное по отношению к ней. Если даже допустить, что в разворачивании сущего есть перспектива проявления личностного начала, некоторого указания на онтологию лица, тем не менее, изначально оно не дано, размыто в доличностном. Поскольку же в становлении становится то, что исходно дано, постольку в нем нет и не будет полноты личностного бытия.
Итак, с полным основанием можно говорить, что преображение — это не «технический» термин, описывающий реальность, но есть самая реальность, всеобщность которой демонстрирует Фавор и его иконография. Представляется вполне ясным, что Преображение Христа делает возможным преображение апостолов. Здесь важно отметить, что оно суть реальность их собственной деятельности. Апостолы не пассивные участники, не сторонние наблюдатели за происходящим, не просто испугавшиеся величия События. Действительно, если «начало премудрости — страх Господень», если страх по истине положил данное начало, то оно продолжается. Другими словами, состоявшееся начало означает дальнейшее осуществление того, что началось. То, что в преображении концентрируется свершение человека, его путь из образа в подобие, можно показать на примере знаменитой «Беседы преп. Серафима Саровского о цели христианской жизни».
Прохорова Х.Г. «Явление Святого Духа по молитве прп. Серафима Саровского». XXI в.
Свет, осиявший лик преп. Серафима Саровского, правомерно отождествляется с фаворским светом. Явленное Христом на горе Фавор явилось в Саровской пустыни. И там и здесь как апостолы, так и Н.А. Мотовилов становятся непосредственными участниками, некоторым деятельным началом реальности как таковой, т.е. преображения. Они не сосуды, в которые Богом вкладывается «записка» потомкам, не безразличные хроникеры неких фактов, виденных, как принято говорить, собственными глазами. Они следуют за Божьим призывом, и на этом пути преображения высветляется их личностное (иного на самом деле и не может быть) предстояние Лицу Святого Духа. В подтверждение сказанного я хотел бы обратить внимание на ряд эпизодов, предшествовавших апогею беседы со святым Серафимом, донесенной до нас Н.А. Мотовиловым. Они красноречиво свидетельствуют то преодоление, отказ, восхождение, которые в себе указывают на преображение личности Николая Александровича.
Итак, мы можем с полным правом утверждать, что не только преп. Серафим, но и Н.А. Мотовилов стяжал дары Святого Духа, так же как не только Спаситель, но и ученики Его в Нем преобразились, как и всякий человек преображается постольку, поскольку пребывает в Нем. В связи со сказанным имеет смысл дополнительно акцентировать: Христос не символ, не внешний образец, не парадигма действий. От этого предостерегает Церковь, от такого понимания подражания, согласно которому в сознании подражающего путь отрывается от Путника и дорога, образец представляются самодостаточными. В этой ситуации Истина и Путь оказываются без личностного носителя, подражающий забывает, что именно Лицо Христа есть Путь, Истина и Жизнь (см. Ин. 14,6). В результате онтологический принцип смещается из сферы ипостасного (Кто есть истина) в доличностное «что», в неизбывную неполноту чтойности. Тем самым, присутствие Бога, если оно все-таки имеет место, опосредовано понятийной реальностью, но при этом нивелируется отношение лиц — первичная онтологическая данность. Сказанное можно отобразить условными формулами, имеющими существенное различие в свете нашего рассуждения, — «жизнь по Христу» и «жизнь во Христе». Именно в последнем случае непосредственное пребывание «в» означает личное предстояние Его Лицу — преображение в обожение. Следовательно, если апостолы видели Преображение Господа, то и сами в Нем были преображены, если Мотовилов видел преображение святого Серафима, то не мог не быть личным участником со-бытия лиц в непосредственном присутствии Бога.
Преображение как всеобщая реальность тварного бытия, фокусирующаяся в личности человека, подводит нас к еще одному центральному богословскому понятию синергии. В самом деле, во Христе непрерывно содействуют божественная и человеческая природы, в едином Лице (ипостаси) Бога осуществляются действия двух природ. Следовательно, человек во Христе, приобщаясь нетварному Богу, содействует Его обоживающей силе. Помимо Личного участия Господа невозможно ни преображение, ни спасение. Заметим, что в том числе об этом говорит наше предшествующее рассуждение, разводящее принципы жизни во Христе и жизнь по данному Им «образцу». Чтобы проиллюстрировать синергию Бога и человека, собственную силу Творца и собственное деятельное преображение человека, я рискну обратиться к примеру, который может показаться неожиданным и даже дерзким, к грандиозной реальности пирамиды Хеопса.
В заключении осталось сказать, что преображение человека и творения в целом в сущности непрерывно, каким оно было в пределах первозданного мира, в котором со-творчество Бога и Адама не знало пауз, отклонений, сомнений, трудностей выбора и т.п. Одним из возможных образов данной непрерывности служит как раз Великая Пирамида, ее длящаяся прямая диагональ, свидетельствующая постоянство богоприсутствия в человеческом созидании. Без Творца «сам человек не может не оглянуться, не задержаться, не отойти. Его экзистенция центростремительна, она сокращает расстояния, стремится вместить внутри себя как можно больше, что никогда не осуществится на прямых путях. Продолжение прямой линии всегда жертва, расставание с иллюзией возвращения, скругления, превращения…» [14] Действительно, именно самость человека, т.е. действие, мнящее, что оно исходит исключительно из самого себя, как бы помимо Бога, прерывает преображение, растаскивает подлинные путь и жизнь на фрагменты, мечты, чувственность как таковую. Непрерывное дление преображения или богочеловеческого отношения заостряет еще то обстоятельство, что в истинном смысле жизнь христианина не знает остановок, нейтральных состояний. У преображающегося человека, спасаемого и спасающегося от греха, по существу и в пределе нет возможности быть самому по себе, как обычно принято говорить, побыть наедине с собой. В этом состоит смысл непрестанной памяти о Боге, непрестанной молитвы и радости, смысл бытия человека как венца творящей воли, его верности Творцу. При всей кажущейся невероятности этого нам следует отдавать себе отчет в том, что именно такова онтологическая ситуация. Преображение, будучи сущностью тварного, в самом деле есть всеобщая реальность, собирающая в себя творение и удерживающая его в личности человека перед Лицом Бога.
Журнал «Начало» №18, 2008 г.
[1] Беседа о цели христианской жизни // Русский паломник. 1990. №2. С. 74.