чудотворные иконы пермского края
знаменитые в Прикамье иконы
Копии чудотворных икон со святой горы Афон
В октябре 2006 г. на Пермскую землю прибыли со святой горы Афон иконы Божией Матери «Иверская», «Отрада» или «Утешение» и святого великомученика Пантелеимона.
История иконы тесно связана с Ватопедским монастырем на Афоне. Во время сильной бури сын императора Феодосия Великого Аркадий упал с корабля в море. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Спутники Аркадия тщетно искали бездыханное тело отрока в прибрежной полосе на афонском берегу. Отчаявшись, они хотели вернуться на корабль. Но в последний миг внимание всех привлек куст. Когда мореплаватели подошли к нему поближе, то увидели царевича, спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что его спасло заступничество Божией Матери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду перед своей явной гибелью.
Настоятель монастыря во время утреннего правила услышал от иконы Богородицы голос: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников». Игумен увидел, что лики Богородицы и Младенца на Ее руках оживились. И Младенец сказал: «Нет, Мати Моя, пусть они будут наказаны». Царица Небесная, стараясь удержать руку Своего Сына, уклонилась ликом от Него направо и повторила Свои слова. Монахи поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойников. С той поры Ватопедская икона Божие и Матери сделалась известной под именами «Отрада» или «Утешение», а положение ликов на ней осталось в том виде, в каком оно оказалось при голосе, троекратно слышанном игуменом.
Икона Божией Матери «Иверская»
является точной копией афонской иконы. Икона написана монахами Святой Горы. Эта икона будет постоянно находится в кафедральном соборе города Перми.
Иверская икона Божией Матери находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 года. В IX веке по Р.Х., в царствование греческого императора Феофила, иконы были подвержены всевозможным гонениям. В это время все найденные иконы истреблялись. В то время недалеко от Никеи жила благочестивая вдова вместе с сыном. У нее была чудотворная икона Божией Матери, для которой была устроена церковь.
Царские соглядатаи увидев в церкви икону, потребовали у вдовы денег за молчание. Вдова попросила их дождаться утра. Ночью она отнесла икону к морю и с молитвой пустила ее в море. Святая икона не упала в воду, но встала прямо и отнеслась по волнам к Западу. Где и сколько скрывался этот чудотворный образ никто не знает, но однажды иноки Иверской горы увидели над морем огненный столп. Это видение повторялось несколько дней. Во сне старцу Иверской обители Гавриилу явилась Богородица и сказала: “Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь”. Наутро все монахи с молебным пением вышли на берег моря, а Гавриил чудодейственно прошел по волнам, принял в свои объятия святую икону и отнес ее в монастырский храм.
Образ св. Николая Чудотворца из Соликамска
В Пермском крае есть свои знаменитые иконы. Но самая известная это образ святого Николая Чудотворца, который хранится в Соликамском краеведческом музее
Вот что написал о нем Василий Берх в 1823 году в своей книге «Путешествие в Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей»: «Около 1551 года ногайские татары учинили великий вред городу и окрестным селам (Соликамска). Жители опасались, чтобы они не вздумали учинить еще набег, и послали царю Ивану Васильевичу просить войско охранять их от врага. Вместо войска царь прислал образ Николая Чудотворца».
Дар Ивана Грозного не защитил Соликамск от разгрома в 1582 году сибирцами царевича Али. Но, по преданию, икона вместе с царской грамотой сохранилась. В 1698 году она была перенесена в кафедральный Троицкий собор (Сегодня в его здании находится Соликамский краеведческий музей).
В 1965 году икона святого Николая Чудотворца была вывезена на реставрацию в Москву в музей Андрея Рублева. Этот музей находится в помещениях бывшего Андроникова (Спасского) монастыря. В том самом монастыре, где жил и трудился святой Андрей Рублев.
Только через сорок один год в 2006 году москвичи вернули образ св. Николая Чудотворца в Соликамск. Однако, по словам специалистов, которые реставрировали икону, она была написана в XVII веке, поэтому не может быть тем образом, который Иван Грозный подарил Соликамску в XVI веке. Возможно, это копия утраченной первоначальной иконы.
Подробней об этой иконе в статье «Дар Ивана Грозного»
Икона свт. Николая Чудотворца в с. Кылосово
Село стоит на старом Сибирском тракте вдоль реки Бабки. Вначале оно возникло на левом берегу, где ныне Старо село. Первое упоминание о нем от 1623 года.
В XVIII веке на том месте, где сейчас в селе Кыласово Кунгурского уезда стоит храм, крестьяне нашли в кустах икону святителя Николая Чудотворца. Икону унесли в деревянную церковь, которая стояла неподалеку на противоположном берегу р. Бабки.
Через некоторое время икона. вновь оказалась на месте явления! Прихожане решили, что на этом месте надо строить новый большой кирпичный храм. Строили 12 тревожных лет, ибо в округе татары и башкиры «творили зло и разор». Однажды татарский разбойный отряд налетел и на Кыласово. Засверкали возле домов пики и сабли, взвились волосяные арканы. Церковь разграбили и подожгли. Но икона святителя Николая оказалась в пепле невредимой.
Дабы сохранить, повезли святыню в Спасский монастырь (ныне поселок Курашим). Но татары были неподалеку, поскакали за ними, полагая, что увозят деньги. Разбойники на скаку пускали стрелы. И староста невольно заслонился иконой. Стрела угодила в святой лик, под правый глаз. Из этой раны выступила живая кровь. Всадники же вдруг стали закрывать глаза руками и остановились, ослепленные. Икону доставили в Курашим. Долгие годы оставалось на лике кровяное пятно.
В 1774 году, отразив осаду пугачевцев, кунгуряки письменно просили дозволения у Преосвященного Лаврентия, епископа Вятского, ежегодно приносить чудотворную икону на поклонение в Кунгур. Такое дозволение было получено. Крестный ход совершался в первую неделю Петрова поста при огромном, иногда до 20 тысяч, скоплении народа. Перед выходом совершалась церковная служба. Икону несли достойно, на руках, и достойно, преклонив колени, встречали в Кунгуре, на левом берегу Ирени, у часовни. Шесть недель в городе молились священному образу.
Кирпичный храм на месте явления иконы в Кыласове был построен лишь в 1779 году. Сначала освятили придел во имя Соловецких святых преподобных Зосимы и Савватия, а в 1788 году была освящена главная часть во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.
К иконе в Кыласово приезжали люди из Перми, Самары, Москвы, даже из Симферополя. Исцеленные и спасенные украшали святыню, с 1822 года она была в серебряной позолоченной ризе, убрана 162 различной ценности камнями. Небесный фон на ней составляли 2259 бирюзовых зерен. Риза весила более 18 фунтов. Так народ любил явленный образ святого Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийского.
Но пришло в Россию кровавое и ломкое время. Решением Свердловского облисполкома в 1935 года церкви в селах Кыласово и Юго-Осокино постановили закрыть. Когда иконы стаскивали, то Чудотворную сумела взять Баянова Валентина Ивановна. Хранила более двух лет у себя в Кыласове. Затем Илья Романович Посохин, активист, налоговый агент, но верующий, взял икону и перенес в деревню Лешаки. Укутали образ мхом, спрятали между рамами в комнатке. Илью Посохина потом на фронт взяли, так он в письмах просил: берегите Дедушку, храните. Может, и он меня сохранит.
Однажды Анастасия Антоновна Посохина увидела вещий сон, что де умывается, а вода на икону капает. И наяву видение было: в углу показался седенький Старичок, строгий ликом. Думать стали верующие, к чему сон и виденье? Потом издалека в Лешаки пришла женщина. Тоже видела сон, что иконе сыро, что надо ехать и вызволить икону для молитвы. А ехать до остановки Курашимский, идти до деревни Лешаки, в такой-то дом. Женщина эта, кажется, Бабкина Мария, по полученному во сне указанию пришла точно. Верующие обратились в Пермскую епархию: что делать с иконой? Владыка благословил перенести образ из Лешаков в Курашим. Несли крестным ходом. Война была, но народу много шло.
Другие чудотворные иконы в Прикамье
Чтимые образы много раз копировались и списки с них распространялись по всей Руси. Казанская икона Божией Матери стала одной из самых распространенных. Икону легко узнать. На ней Пресвятая Богородица изображена уже с подросшим Младенцем Христом, который не на руках Матери, а рядом справа от Пресвятой Девы, стоит, подняв руку со сложенными крестным знамением пальцами.
Чудесные обретения икон, в том числе копий Казханской иконы случались на Руси не раз. И в нашем крае тоже. В 4 верстах от Верхнечусовских городков была найдена своя икона Казанской Божией Матери. Икона лежала на земле и по ней проистекала вода. С тех пор источник назвали Казанским. До сих пор к чудесному источнику идут люди. На месте находки на окраине деревни Заболотская была поставлена часовня. В XIX веке ежегодно 22 октября икону торжественно уносили из часовни в Христорождественскую церковь в Верхне-Чусовских городках. А 9 июля с крестным ходом возвращали обратно.
Известно о чудесном обретении и других икон. Икона «Неопалимая купина» в XVII веке приплыла по реке Сылве к татарину Тохтарю. Тот отнес ее в монастырь. В 1645 г. на тохтаревских землях (совр. Суксунский район) была основана Тохтаревская мужская пустынь, а в 1694 г. в Тохтарево была построена Богородицкая церковь. В 18 веке в Селе Кыласово Кунгурского уезда была явлена икона св. Николая Чудотворца. На месте явления иконы был построен храм св. Николая Чудотворца.
Много сообщений о чудесах от икон появилось и в современной России. Начиная с 90-х годов сообщения о мироточении, обновлении иконы или слезоточении от иконы становятся массовыми (см. приложение). Были такие случаи и на территории нашего благочиния: в д. Новая Ферма в 2003 году в праздник Преображения Господня обновилась икона св. целителя Пантелеимона. А в июне 2007 года в Лысьвенском храме Иоанна Богослова мироточили иконы, которые несли участники Всероссийского крестного хода с иконой Божией Матери «Державная». Обновление произошли в поселке Баранчинский соседней Свердловской области в церкви, которая в 2001 г. выгорела дотла. В Великий пост 2006 г. просветлела икона св. апостола Иоанна Богослова. Затем проявилось и стало более четким изображение на металлической иконе Симеона Верхотурского.
Пермский край
Пе́рмский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Пермь. Граничит на севере с Республикой Коми, на северо-западе с Кировской областью, на западе с Удмуртией, на юге с Башкортостаном, на востоке с Свердловской областью. Образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года.
Содержание
Православие в Пермском крае [ править ]
Высокую и опасную миссию просвещения диких народов взял на себя святитель Стефан Великопермский, ныне один из самых почитаемых в Пермском крае святых.
Более тысячи километров прошёл Стефан по пермской земле, уничтожая кумирни и священные деревья зырян, основывая церкви и ставя кресты. Его благая проповедь, произносимая на родном для зырян языке, убедила многих поверить ему. У святителя появились друзья и сторонники, но труден был его путь, и с каждым днём, с каждым разрушенным им капищем всё более неистовствовали враги. Сколько бед, сколько козней подстраивали они, только бы истребить ненавистного им проповедника! Но Господь хранил своего посланника, а вера и мужество Стефана преодолели все вражеские препоны. Всё больше и больше людей отказывались от прежних своих убеждений и принимали истинную Христову веру. В 1383 г. была учреждена Пермская епархия.
Почти до конца жизни святитель путешестовал по пермской земле. Лишь незадолго до своей кончины он покинул уральский край и отправился в Москву. Его провожали толпы людей, бывшие язычники рыдали, отпуская своего пастыря. Они чувствовали, что святитель более не вернётся в свою Пермь.
В те далёкие дни началась история православной Перми. Надо сказать, что история эта до сих пор полностью не исследована, но мы постараемся рассказать о самых значительных и интересных моментах в жизни епархии, о её великих святых и мучениках, о храмах и монастырях, о святынях, которые в них хранятся, и о той благодати, которая подарена нашему суровому краю Господом.
Населённые пункты [ править ]
Святыни Пермского края [ править ]
ПЕРМЬ. Свято-Троицкий Стефанов монастырь: иконы Божией Матери «Казанская» и «Неупиваемая Чаша», икона муч. Пантелеимона Целителя.
С. КОЛЬЦОВО, Пермского района. Никольский храм: «Кольцовская» икона свт. Николая.
С. БЕЛАЯ ГОРА, Кунгурского района. Белогорский Свято-Николаевский монастырь: «Иверская» икона Божией Матери.
С. КЫЛАСОВО, Кунгурского района. Никольский храм: икона свт. Николая.
П. СУКСУН. Петропавловский храм: икона Божией Матери «Неопалимая Купина – Суксунская».
Д. КРАСНАЯ ГОРКА, Чусовского района. Свято-Казанская Трифонова женская пустынь: «Казанская» икона Божией Матери.
С. ОБВИНСК, Карагайского района. Успенский храм (подворье Иоанно-Предтеченского Соликамского женского монастыря): «Иверская» икона Божией Матери.
СОЛИКАМСК. Богоявленский собор: икона свт. Николая.
Монастыри Пермского края [ править ]
Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь [ править ]
Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь – один из основных действующих монастырей Пермской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата. Учрежден по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 1995 г. при храме Святой Живоначальной Троицы в Мотовилихе.
В храме имеется четыре престола: главный в честь Святой Троицы, правый придел в честь Сретения Господня, левый придел в честь Успения Божией Матери и нижний пещерный храм в честь свт. Стефана Великопермского. В Свято-Троицком храме монастыря установлены два мощевика с частицами мощей преп. Отцев Киево-Печерских и Оптинских и других святых. Там же находится чтимый список с образа Божией Матери «Неупиваемая чаша», пред которым каждую субботу служится водосвятный молебен с акафистом.
Адрес: 614014, г.Пермь, ул.Висимская, 4а
Белогорский Николаевский монастырь [ править ]
В 1891 году в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии» на Белой горе был установлен семисаженный крест, прозванный в народе Царским (высота 10 м 65 см).
Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства храм вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.
Во время аудиенции у императора Николая II 8 декабря 1910 года белогорский архимандрит Варлаам передал ему книгу об истории монастыря и фотоснимки обители. В 1912 году Белогорский монастырь издавал журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности.
За строгость устава эту обитель некогда называли Уральским Афоном.
Адрес: Россия, Пермский край, Кунгурский район, деревня Белая Гора, улица Монастырская, д. 1
Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь [ править ]
История монастыря началась с богадельни для престарелых людей при храме Всех Святых. Церковь-часовня была построена в 1849-56 гг. на средства Верхне-Городковского купца Павла Кропачева и сначала служила как кладбищенская приписная церковь при храме Рождества Христова поселка Верхне-Чусовские Городки. В 20-х годах ХХ века церковь была закрыта, а здание использовалась как спичечная фабрика. По просьбе общины она была возвращена в 1946 году, после закрытия Рождественского храма. С 1955 по 1981 год настоятелем Всехсвятской церкви был старец протоиерей Николай Рогозин.
Промыслом Божиим, с 1989 года при храме открылась богадельня, где проживало около десяти старушек, многие из которых были духовными чадами отца Николая. Указом Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия от 18 сентября 1992 года богадельня была официально утверждена.
Адрес: Россия, Пермский край, Чусовской район, деревня Красная Горка
Телефон: +7 (919) 7110016 (канцелярия); +7 (919) 4752530 (настоятельница монахиня Ксения (Ощепкова))
Храмы Пермского края [ править ]
Спасо-Преображенский кафедральный собор (Соликамск) [ править ]
Преображенский собор построен в 1683-1692 годах на средства московской купеческой вдовы Евдокии Щепоткиной для женского Преображенского монастыря.
После переведения монастыря в Уфу в 1765 году храм стал приходским.
В 1929 году приход был ликвидирован. Богослужения в Преображенской церкви возобновились в 1991 году.
Памятник архитектуры конца XVII века. Кафедральный храм Соликамской епархии.
Адрес: Россия, Пермский край, Соликамский район, Соликамск, Красноармейская улица, 40
Троицкий собор (Соликамск) [ править ]
По благословению Вятского епископа Ионы, он был заложен в 1684 году. Сооружали его на месте бывшей Троицкой деревянной церкви, незадолго до того сгоревшей. Деньги на строительство собирали всем миром. Провели кружечный сбор. Вклады делали все соликамцы – и богатые купцы, и зажиточные солевары, и даже нищие, хоть копеечку, да подали на общее дело. Сумма набралась немалая, да замысел оказался уж больно грандиозным. Через несколько лет строительство остановилось, средств не хватило.
Попытался, было, староста соборный обратиться к соликамцам. А те уже поиздержались – вложили деньги в возведение своих приходских церквей. Приходы не хотели отставать от собора и начали строить тоже каменные храмы. Посовещавшись, на сходе горожане решили бить челом государям, чтобы они пожаловали деньги на завершение Троицкого собора.
Адрес: ул. Набережная, 99, Соликамск, Пермский край, Россия, 618551
Богоявленская церковь (Соликамск) [ править ]
Более четырехсот лет назад на этом месте стояла деревянная церковь во имя папы Римского Климента. В 1635 году она сгорела и была построена заново. Но через несколько лет огонь вновь испепелил ее. Прихожане, решив возвести каменный храм, собрали средства и наняли артель каменщиков.
В каком именно году это случилось, неизвестно. К 1688 году были возведены стены, работа шла полным ходом. В это время опять произошел пожар, повредивший стройку. Сгорели деревянные леса, инструмент, были обуглены стены, кое-где треснул кирпич. Пришлось исправлять положение и продолжать замедлившиеся было работы.
Украшали храм с большим искусством и любовью, в чем-то подражая мастерам Троицкого собора, но привнося и много своего. Артели каменщиков соревновались друг с другом, чей храм окажется лучше украшенным. И получилось два архитектурных шедевра, вставших недалеко друг от друга.
Адрес: Пермский край, г. Соликамск, ул. Набережная, 93
Загадка Покровительницы
История чудотворной иконы Божией Матери «Пермская» до сих пор не раскрыта
В 2014 году я работал в Москве в православном издательстве «Сатисъ» водителем. Развозили духовную литературу в регионы – от Москвы до Екатеринбурга. И вот под праздник Святых апостолов Петра и Павла Божией милостью по работе в издательстве оказался в селе Верхнее Мячково Раменского района Московской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. И на иконе «Собор Пресвятой Богородицы» увидел клеймо Образа Пресвятой Богородицы «Пермская».
В следующий раз приехал туда через несколько дней и стоял возле Неё на молебне в честь 700-летия Преподобного Сергия Радонежского. Но сфотографировал образ почти через год после этого. И на День Святого Духа в 2015 году фотография образа пересекла границу Пермского края.
Тот снимок я отдал журналистам из «Православной Перми» и несколько копий раздал в пермские храмы. Но только игумения Кунгурского монастыря матушка Руфина (Сидорова) сказала, что видела упоминание этого образа в журнале, однако подробной информации о нём найти не смогла.
Собор Спаса Преображения на-Бору располагался в Московском Кремле, и именно в нём хранились мощи Святителя Стефана Великопермского. Возможно «самостоятельная» икона Богородицы «Пермская» находилась в этом же приделе храма. 1 мая 1933 года храм этот упразднён и снесён…
Марина ШАМУРИНА
Вадим МОРОЗОВ
Вячеслав ДЕГТЯРНИКОВ
Икона Богородицы «ПЕРМСКАЯ» была возвращена в Пермь только в 1913 году, заботами епископа Пермского и Соликамского ПАЛЛАДИЯ (Добронравова). Затем уже при священномученике АНДРОНИКЕ (Никольском), архиепископе Пермском и Кунгурском появилась новая традиция: дважды в год, проводить крестные ходы с главной пермской святыней: 4 мая в день основания Перми и проповеди преподобного ДИМИТРИЯ Цилибинского её проносили по всей Перми, а 17 июля проходил крестный ход к месту её обретения.
В 1918 году в марте в Перми оказался родной брат Царя-мученика Николая II великий князь МИХАИЛ Александрович РОМАНОВ со своим секретарем Николаем ЖОНСОНОМ. Сохранилось предание, что в канун ареста и казни, великий князь Михаил и Николай Жонсон после литургии на праздник Вознесения Господня в Петропавловском кафедральном соборе Перми пришли на богомолье к иконе Богородицы «ПЕРМСКАЯ» и долго молились, стоя на коленях.
Примечательно также, что в день 530-летия со дня обретения иконы Богородицы «ПЕРМСКАЯ» 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева были расстреляны Царь-мученик Николай II со всей своей семьей.
В 1920 году была снесена в центре Перми часовня. Произошло это 4 мая, в день основания города, и проповеди преподобного Димитрия Цилибинского местному населению. Икона Богородицы «ПЕРМСКАЯ» увезена в неизвестном направлении».
Эту версию пермяк Дмитрий Андреевич КАЗАКОВ опубликовал в социальных сетях. Официального её подтверждения пока нет.
Также не получил официального разрешения и благословения Владыки и крестный ход к месту обретения иконы, предложенный Дмитрием Казаковым на 16-17 июля 2020 года. Возможно виной тому ограничительные действия на проведение массовых мероприятий. А, может, и сомнения в достоверности данной версии.
Сам же Дмитрий верит, что «историческая справедливость восторжествует, и перед гостиницей «Урал» в Перми, где проповедовал ученик святителя Стефана Великопермского, преподобный Димитрий Цилибинский, обретший икону Богородицы «Пермская», появится снова часовня в честь этого образа Богородицы и памятник преподобному Димитрию Цилибинскому с иконой Богородицы «Пермская» в руках».
Пресвятая Богородица «Пермская», моли Бога о нас!