чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека

Навыки и привычки человека как источник криминалистически значимой информации Чулахов Владислав Николаевич

чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека

чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека

чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека чулахов в н криминалистическое учение о навыках и привычках человека

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Содержание к диссертации

Глава 1. Навыки и привычки человека. Понятие, классификация, источники информации 14

1.1. Понятие навыков и привычек человека и психофизиологические аспекты их формирования 14

1.2. Классификация навыков и привычек человека, их свойства и криминалистическое значение 31

1.3. Источники криминалистически значимой информации о навыках и привычках человека 55

Глава 2. Собирание, исследование, оценка и использование криминалистически значимой информации о навыках и привычках человека в процессе расследования преступлений 72

2.1. Анализ практики изучения навыков и привычек преступника на предварительном следствии 73

2.2. Собирание криминалистически значимой информации о навыках и привычках предполагаемого преступника 93

2.3. Собирание, исследование и использование данных о навыках и привычках обвиняемого (подозреваемого) при производстве следственных действий 114

2.4. Отражение информации о навыках и привычках преступника в системе криминалистической регистрации 135

Библиографический список использованной литературы 169

Актуальность темы исследования. Раскрытие и расследование преступлений так или иначе связаны с установлением личностных особенностей преступника (потерпевшего), влияние которых на развитие преступного события неоднозначно. Одни из них, вступая во взаимодействие с окружающей средой, образуют источники криминалистически значимой информации в виде различных материальных и идеальных следов, другие предопределяют вид, способ и мотив совершаемых преступлений.

Чаще других для установления преступника в криминалистике используются физические и анатомические особенности человеческого тела (морфологическое строение рельефа кожного покрова, черты внешности и т.д.), обладающие выраженной индивидуальностью и стойкой неизменяемостью. Наряду с указанными свойствами каждый человек выделяется из себе подобных и такими, как особенности совершаемых им движений в силу определенных навыков и привычек, приобретенных в процессе своей жизни. Навыковые свойства человека проявляются в различных характеристиках движения тела (рук, ног) при ходьбе, беге, изготовлении каких-либо предметов труда, в поведении, тембре голоса и манере речи при разговоре и др., что позволяет, например, отличать работу одного художника от других, действия по взлому сейфа одного преступника от действий других взломщиков и т.д.

Переход некоторых действий на уровень навыков и привычек у человека происходит постоянно и неизбежно, иногда даже помимо его воли, что обусловлено закономерностями высшей нервной деятельности. Поэтому многие аспекты поведения людей и человеческой деятельности, в том числе противоправной, определяются сформировавшимися навыками и привычками, которые нередко выступают в

Установление в процессе расследования профессиональных, преступных и других навыков и привычек преступника позволяет правильно построить следственные версии, быстро и объективно проверить их, получить необходимые достоверные доказательства. Практикой криминалистических исследований в этой области достигнуты значительные результаты. Например, изучение письменно-двигательного навыка при проведении почерковедческой экспертизы позволяет идентифицировать исполнителя рукописи по почерку; на основании анализа отобразившихся особенностей навыка письменной речи в тексте возможно установление его автора; путем фоноскопиче-ского исследования производится идентификация человека по голосу. Решение диагностических задач, связанных в той или иной мере с навыками человека, осуществляется при проведении трасологической экспертизы следов орудий и инструментов, ног и обуви, баллистической, технико-криминалистической экспертизы документов и т.д. 1 Ценную розыскную и доказательственную информацию можно получить при исследовании навыков и привычек путем проведения допро-

сы.: Российская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, ар’ битражном процессе. М., 1996.

5 са потерпевшего, следственного эксперимента и других следственных действий, проверки по массивам картотек криминалистических и оперативно-справочных учетов.

В дальнейшем, положения, касающиеся навыков и привычек личности, нашли отражение в ряде отраслей криминалистической техники и стали учитываться при разработке тактики отдельных следственных действий (осмотра места происшествия, следственного эксперимента, предъявления для опознания и т.д.).

Продолжительное время проблема использования навыков в раскрытии преступлений разрабатывалась в значительной степени применительно к потребностям криминалистического исследования

1 Якимов И.Н. Криминалистика. М., 1925. С.30-31.

Значительный вклад в исследование проблемы закономерностей возникновения доказательственной информации в материально фиксированных отражениях навыков внес Г.А.Самойлов. В 1968 г. он по-

1 См.: Грановский Г.Л. Основы трасологии. М, 1965. С.7.

2 См.: Касимова С.Ш. О некоторых возможностях установления личности
по трудовым навыкам/УТруды ВНИИ ООП МООП СССР. 1967. № 10. С.28-33.

3 См.: Белкин Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной
практике. М, 1964.

Однако Г.А.Самойлов ограничился изучением лишь части навыков (локомоционных, коммуникативно-речевых, профессиональных, навыков осуществления преступных действий) и не касался тактического аспекта изучения данных свойств личности. До конца неопределенными остались понятие и классификация навыков, источники информации о навыковых особенностях и привычках человека.

Несмотря на большую проделанную исследовательскую работу, вопросы использования данных о навыках и привычках в качестве ис-

См.: Самойлов Г.А. Основы криминалистического учения о навыках. 2 См.: Зуйков Г.Г. Поиск преступников по признакам способов совершения преступлений. М., 1970.

Такое положение неминуемо сказывается на практике применения данных о навыках и привычках преступника при расследовании преступлений, о чем свидетельствует проведенный анализ уголовных дел и заключений экспертиз. Оперативно-следственной группой на месте происшествия не всегда обращается внимание на источники криминалистически значимой информации о данных свойствах личности преступника (потерпевшего). Следователями при расследовании дел применяются далеко не все меры для установления навыков и привычек обвиняемого (подозреваемого), что приводит к поверхностному их исследованию и утрате важной информации о личности и обстоятельствах совершенного преступления. С определенными трудностями сталкиваются эксперты-криминалисты при разрешении вопросов, изучая материально-фиксированные отображения некоторых профессиональных специфических навыков лица, интересующего следствие.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловливается как ее недостаточной научной разработанностью в криминалистике, так и большой практической значимостью для деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

Целью исследования является разработка теоретических положений, приемов и методов тактики собирания, исследования, оценки

См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т.2: Частные криминалистические теории. М., 1997. С.28.

9 и использования криминалистически значимой информации о навыках и привычках человека при раскрытии и расследовании преступлений.

В процессе исследования в соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

изучены возможности использования информации о навыках и привычках при расследовании преступлений с точки зрения современного состояния наук философии, психологии, физиологии, криминалистики и уголовного процесса;

конкретизировано определение понятия навыка;

выявлены свойства и дана классификация навыков и привычек;

уточнены источники криминалистически значимой информации о навыковых свойствах личности;

рассмотрены вопросы собирания и исследования криминалистически значимой информации о навыковых особенностях и привычках предполагаемого преступника;

определены тактические приемы установления и исследования навыков и привычек обвиняемого (подозреваемого) при проведении следственных действий и производстве экспертиз;

— показаны возможности использования криминалистически
значимой информации об указанных свойствах личности в процессе
доказывания и при розыске преступников;

— проанализирована следственная и экспертная практика изуче
ния и использования данных о навыках и привычках преступника в
раскрытии и расследовании преступлений.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются закономерности формирования, развития и проявления навыков и привычек человека, а также закономерности собирания, ис-

10 следования, оценки и использования криминалистически значимой информации о данных свойствах личности в качестве доказательств в уголовном процессе.

Объектом исследования служит следственная и судебная деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с проявлением навыков и привычек преступника.

Методологической основой исследования являются основные положения материалистической диалектики как общенаучного метода познания, а также законы, подзаконные и нормативные акты, регламентирующие работу следственных, оперативно-розыскных, экспертных и судебных учреждений.

При решении поставленных задач использован широкий круг методов научного исследования: наблюдение, сравнение, системно-структурный анализ, синтез, гипотеза, аналогия, анкетирование, специальные методы криминалистики и других наук. Обобщена следственная и экспертная практика, сделан обзор современного состояния исследуемой проблемы в криминалистической литературе.

Исследования, затрагивающие знания ряда научных дисциплин, проведены с использованием литературы в области философии, психологии, физиологии, уголовно-правовых наук, что предопределило комплексный характер данной работы.

Эмпирическая база диссертации характеризуется данными, полученными в процессе анализа и обобщения уголовных дел, предварительных исследований и заключений экспертиз, в которых нашли отражение или исследованы навыковые особенности и привычки преступника. По специально разработанным анкетам изучено более 400 законченных производством в 1996-1997 г.г. уголовных дел, находящихся в архивах пяти различных судов Чувашской Республики и Республики Марий Эл, а также 200 заключений экспертиз и справок

предварительного исследования, выполненные в 1996-1997 г.г. в экс-пертно-криминалистических отделениях двух районных ОВД г. Чебоксары и ЭКО МВД Чувашской Республики.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первую попытку комплексного изучения вопросов тактики и методики собирания, исследования, оценки и использования данных о навыках и привычках преступника при раскрытии и расследовании преступлений. В работе рассматриваются не изученные методологические основы исследуемой проблемы и на их базе формируются положения методического характера.

Проблема использования криминалистически значимой информации о навыках и привычках человека в раскрытии и расследовании преступлений нашла отражение в работах Р.С.Белкина, А.И.Винберга, Ф.В.Глазырина, Г.Л.Грановского, Г.В.Дашкова, Г.Г.Зуйкова, П.П.Ищенко, С.Ш.Касимовой, Г.К.Курашвили, В.С.Митричева, Н.Г.Мухина, В.М.Плескачевского, Е.Р.Россинской, М.В.Салтевского, Г.А.Самойлова, В.А.Снеткова, Ш.Н.Хазиева, А.А.Хмырова, П.П.Цветкова, И.Н.Якимова и других ученых.

Несмотря на бесспорную теоретическую и практическую значимость исследований указанных авторов, в них не рассматриваются в комплексе особенности тактики собирания и использования информации о навыках и привычках преступника, проблемы повышения ее доказательственного значения. Содержащиеся в диссертационном исследовании положения направлены на углубление, обогащение и конкретизацию особенностей тактики проведения следственных действий и методик производства экспертиз по изучению навыков и привычек человека, тактики применения в этих целях современных научно-технических средств и методов, а также на улучшение организации деятельности сотрудников органов внутренних дел по использо-

12 ванию информации о навыковых свойствах личности преступника в своей работе.

На защиту выносятся следующие основные положения, отвечающие критерию научной новизны:

Понятие навыка в его криминалистическом аспекте.

Классификация навыков и привычек человека и их свойства.

Источники криминалистически значимой информации о навыковых особенностях и привычках преступника.

Криминалистическое значение использования данных о навыках и привычках в раскрытии преступлений и процессе доказывания.

Пути собирания и исследования криминалистически значимой информации о навыковых свойствах предполагаемого преступника.

Основные теоретические принципы проведения отдельных следственных действий и производства экспертиз, объектом изучения которых являются навыки и привычки человека.

Результаты анализа современного состояния практики собирания и использования сведений о навыковых и привычных действиях преступника в раскрытии и расследовании преступлений.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в результате проведенного исследования выработаны конкретные рекомендации по совершенствованию тактики проведения отдельных следственных действий и методик производства экспертиз по изучению навыков и привычек преступника, проведен комплексный анализ современного состояния практики расследования уголовных дел по преступлениям, в которых нашли отражения данные свойства личности. Выработанные предложения и рекомендации могут быть использованы:

— для повышения эффективности следственной, оперативно-
розыскной и экспертной деятельности правоохранительных органов
при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с проявле
нием навыков и привычек преступника;

в научно-исследовательской работе по проблемам использования навыковой информации для розыска и установления личности преступника;

в преподавании учебных дисциплин: криминалистика, уголовный процесс, теория оперативно-розыскной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждены на семинар-совещаниях преподавателей Юридического института МВД России, его Чебоксарского филиала и нашли отражение в трех научных статьях.

Результаты исследования внедрены и используются:

в учебном процессе Чебоксарского филиала ЮИ МВД России,

при производстве криминалистических и судебных экспертиз в ЭКО и ряде кустовых экспертно-криминалистических подразделений МВД Чувашской Республики,

в практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений СУ и ряда кустовых следственных подразделений МВД Чувашской Республики.

Структура диссертации соответствует логике проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Понятие навыков и привычек человека и психофизиологические аспекты их формирования

Успешное раскрытие и расследование преступлений предполагает обязательное изучение личности преступника. Так, биологические, физические и социально-психологические особенности правонарушителя определяют вид, способ и мотив совершенных им преступлений. Одним из характерных проявлений свойств личности человека является наличие у него приобретенных при жизни разнообразных навыков и привычек. Являясь непременными компонентами человеческой деятельности, они нередко выступают в качестве обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе расследования преступлений. Исследования навыков и привычек с помощью судебной экспертизы, следственного эксперимента, проверки по криминалистическим учетам или иным путем дают возможность выявить и изучить криминалистически значимую информацию, имеющую розыскное и доказательственное значение.

Для выяснения характера и значения информации, содержащейся в материальных и идеальных следах навыковых и привычных действий преступника, сначала необходимо остановиться на основных положениях и закономерностях, определяющих сущность навыков и привычек человека с точки зрения явлений и процессов, происходящих при их возникновении и развитии.

Человеческое сознание несло бы на себе чрезмерный груз, если бы каждый шаг нашей деятельности совершался под его контролем. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных в процессе жизни психофизиологических механизмов, которые протекают бессознательно и подсознательно.

К бессознательным процессам относятся многочисленные без-условнорефлекторные акты жизнедеятельности, обеспечивающие сохранность нашей жизни, здоровья и служащие основой работоспособности. Они составляют группу первичных автоматизмов1, в которую входят либо врожденные инстинктоподобные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Мы дышим без участия сознания, если только специально не задерживаем дыхания, чтобы, например, преодолеть задымленный участок. Движения разных групп мышц, поднимающих или сдвигающих брови, собирающих складки на лбу, смыкающих веки, растягивающих губы в улыбку, происходят также автоматически, за исключением тех случаев, когда мимику используют сознательно, например, на сцене.

К подсознательным процессам относятся все условнорефлек-торные, выработанные трудовые, спортивные и другие навыки, составляющие группу автоматизированных действий (вторичных автоматизмов). Приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает для выполнения непривычного еще для него действия уже сложившимися способами решения. Ему приходиться сознательно определять и контролировать не только действие, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. В результате многократных повторных решений той же задачи приобретается возможность выполнять данное действие как единый, целенаправленный акт, без постановки специальной цели сознательно подбирать для него способы выполнения. Человек уже не вынужден, как это было сначала, перемещать свое внимание с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения. «Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, и есть автоматизация, а автоматизированные компоненты, участвующие в выполнении сознательного действия человека, это и есть навыки в специфическом смысле слова»1.

Навыки входят необходимой составной частью в любую форму деятельности (в том числе и преступную). Только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются на уровень автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может быть направлена на разрешение более сложных задач.

Можно привести еще несколько примеров определений понятия навыков, но и они по содержанию не похожи друг на друга, хотя при их внимательном анализе можно выделить характерные черты, общие для всех, а именно, автоматизация навыков, совершающаяся на основе их сознательной выработки.

Необходимо отметить, что навык рассматривается как категория психологическая, и закономерности его формирования и проявления у человека изучает наука психология. В медицине специального понятия навыка не существует, и проблемы его организации не разрабатываются, хотя в основе формирования навыков лежат физиологические процессы, а именно, образование в коре головного мозга динамического стереотипа, свойства которого исследуются наукой физиологией.

Классификация навыков и привычек человека, их свойства и криминалистическое значение

Разработка методов получения сведений о навыках и привычках преступника и успешное использование их при раскрытии и расследовании преступлений возможны только при условии четкого понимания характера и объема этой информации по соответствующей классификации.

На данном этапе существует несколько систем классификации навыков. В психологии они подразделяются в зависимости от формы деятельности человека на двигательные, мыслительные и сенсорные.

Двигательные (или моторные) навыки включены в самые различные виды деятельности, связанные с разнообразными сложными и простыми движениями. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.д.

Деление навыков на простые и сложные имеет под собой физиологическое обоснование. В физиологии рассматриваются следующие виды динамического стереотипа: простой динамический, сложный ритмико-мозаический и стереотип стереотипов1. Соответственно каждый из них лежит в основе формирования простого или сложного навыка.

Определяя значение разделения навыков в психологии на двигательные, мыслительные и сенсорные, а также на простые и сложные, необходимо признать данные виды классификаций в качестве дополнительных, вспомогательных для криминалистики, как раскрывающих сущность навыковых действий и объясняющих характер и механизм их проявления.

В психологической литературе встречается также подразделение навыков на спортивные, учебные, трудовые, бытовые, навыки поведения и т.п. в зависимости от вида и рода деятельности, в которой они находят свое применение.

В криминалистической литературе в основу классификации навыков положены особенности их функционального назначения и в зависимости от этого среди них выделены: локомоционные (навыки ходьбы, бега), коммуникативно-речевые (речевые и письменно-двигательные), профессиональные и навыки совершения отдельных преступных действий1.

На наш взгляд, данная классификация имеет некоторые недостатки. Во-первых, такое разделение носит несколько условный характер, т.к. два последних рода навыков сообразно было бы разбить в зависимости от сферы деятельности, в процессе которой они сформированы. Во-вторых, перечисленные в классификации группы навыков не являются исчерпывающими. В частности, в нее не вошли спортивные и бытовые навыки, которые нередко находят применение при совершении преступлений.

Поэтому, нам представляется, что есть необходимость в единой полной классификации навыков, которая в отличие от приведенных в психологической литературе, отвечала бы целям и задачам криминалистики, способствуя планомерному собиранию сведений о навыко-вых действиях преступника в процессе расследования.

Из всего разнообразия навыков можно выделить некоторые, присущие большинству людей. Иначе их можно назвать «универсальными». В зависимости от функционального назначения они подразделяются на навыки письма, речи, навыки ходьбы (бега) и мышления.

Анализ практики изучения навыков и привычек преступника на предварительном следствии

Проявленные преступником навыки по роду и виду, степени сложности и сформированности довольно разнообразны. В большей степени это простые навыки, связанные с одной из сторон человеческой деятельности (65 %), остальные можно отнести к интегральным (сложным), состоящим из комплекса простых навыков, которые преимущественно сформировались в процессе подготовки или неоднократного совершения однородных преступлений.

Преступниками чаще (в 38 %) используются навыки, связанные с их профессиональной деятельностью (сварщика, специалиста по металлообработке, художника, гравера, крановщика, водителя транспортного средства и т.д.), которые были получены ими при обучении специальности в ВУЗе (6), средних технических учебных заведениях (14), профессионально-технических училищах (36). Это объясняется тем, что знание профессиональных тонкостей дела, умение быстро и качественно выполнять отдельные сложные действия и технические

операции облегчают преступнику совершение преступлений.

Нередко при совершении насильственных преступлений злоумышленники полагаются на свои спортивные навыки (10), приобретенные в основном при занятии боксом, борьбой, каратэ, кикбоксингом. Телесные повреждения, полученные потерпевшими в таких случаях, приводят к тяжелым последствиям для здоровья, иногда и к смерти.

Отмечены случаи проявления в действиях преступников навыков поведения, в частности, навыков грубого обращения с людьми, возникших вследствие отбывания лицом наказания за ранее совершенные преступления в местах лишения свободы (6).

Собирание криминалистически значимой информации о навыках и привычках предполагаемого преступника

Проведенный анализ архивных уголовных дел показал, что криминалистически значимую информацию о навыковых свойствах подозреваемого лица можно получить на различных этапах расследования в результате проведения таких следственных действий как осмотр, освидетельствование, обыск, эксперимент, допрос обвиняемого, свидетелей и потерпевшего и др. Причем, каждое их этих действий, отличаясь друг от друга поставленными задачами, предоставляет следователю разные возможности по выявлению, исследованию и использованию обстоятельств владения преступником определенными навыками и привычками, проявившимися при совершении преступления. Разберем вначале ситуации, когда лицо, совершившее преступление, еще не установлено, и перед следствием стоит задача сбора как можно большего количества розыскной и доказательственной информации о предполагаемом преступнике, в нашем случае, свойственных ему навыках и привычках.

Осмотр места происшествия. Возможность получения во время осмотра места происшествия данных для установления личности преступника объясняется объективным существованием причинной связи между преступлением и личностью самого правонарушителя, которая отражается как в материальной обстановке происшествия, так и в сознании людей. Источники сведений о навыках и привычках при этом могут быть самыми различными. В первую очередь к ним следует отнести материальные изменения на месте происшествия, вызванные привычными и выработанными действиями лиц, участвовавших в преступлении.

Судить о профессиональных навыках по следам взлома возможно в случаях, когда по ним удается воссоздать картину действий преступника или установить видовую принадлежность инструмента, оставившего след. Выбор в качестве орудия преступления того или иного предмета, инструмента, аппарата может свидетельствовать об определенных знаниях преступником особенностей и возможностей конкретных орудий взлома и доступе к ним по роду профессии. С наибольшей степенью вероятности о профессиональной принадлежности преступника можно судить, если удается выявить признаки специального или малораспространенного инструмента, применявшегося при взломе (следует отметить, это относится не только к орудиям взлома, но и ко всем орудиям преступления).

Во время осмотра нельзя ограничиваться изучением только следов взлома. Необходимо внимательно обследовать все помещение и прилегающую к нему площадь, так как здесь могут находиться побочные следы, несущие информацию о профессиональной подготовке преступника. Ими могут быть различные материалы и вещества, имеющие отношение к применявшимся средствам и инструментам, следы, указывающие на месторасположение и передвижение орудия во время взлома, и др. Так, для работы электросварочного аппарата в режиме резания необходима большая сила тока, которую способна выдержать лишь специальная проводка. Следовательно, если при осмотре будет обнаружено, что проводка полностью или частично обгорела, предохранители вышли из строя, то можно предположить, что преступники, не обладая элементарными познаниями в электротехнике, пытались включить электросварочный аппарат в обычную осветительную сеть. Правильный же способ подключения, особенно если удается установить конкретно место подключения и используемые при этом приспособления, говорят о достаточных профессиональных навыках лица2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *